Веракса, николай евгеньевич. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией н. е. вераксы, т. с. комаровой, м. а. васильевой

СООТВЕТСТВУЕТ

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖ ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пилотный вариант

Издательство

МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

ББК 74.100 УДК 373.2

Руководители авторского коллектива-доктор психологических наук, профес- сор- Н.Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования- Т.С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР- М.А. Васильева.

М.М. Борисова -кандидат педагогических наук;А.Н. Веракса -кандидат психологических наук;Н. Е. Веракса - доктор психологических наук,Т.В. Волосовец -кандидат педагогических наук;В.В. Гербова - кандидат педагогических наук;Н.Ф. Губано- ва -кандидат педагогических наук;Н.С. Денисенкова -кандидат психологических наук;Э.М. Дорофеева -генеральный директор издательства «Мозаика-Синтез»; О.В. Дыби- на -доктор педагогических наук;Е.С. Евдокимова -кандидат педагогических наук;М.В. Жигорева -доктор педагогических наук;М.Б. Зацепина -доктор педагогических наук;И.Л. Кириллов -кандидат педагогических наук;Т.С. Комарова - доктор педагогических наук;Е.Н. Кутепова -кандидат педагогических наук;Л.В. Куцакова -пе- дагог методист;Г.М. Лямина -кандидат педагогических наук;В.И. Петрова -доктор педагогических наук;Л.Ф. Самборенко - кандидат педагогических наук;О.А. Соломен- никова -кандидат педагогических наук;Э.Я. Степаненкова -кандидат педагогических наук;Т.Д. Стульник -кандидат педагогических наук;С.Н. Теплюк -кандидат педагогических наук;О.А. Шиян -кандидат педагогических наук.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

ВВЕДЕНИЕ

Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых документов в программу «От рождения до школы» будут при необходимости внесены соответствующие изменения.

Издательство и авторский коллектив будут глубоко признательны за все замечания и пожелания по содержанию программы «От рождения до школы» и учебно-методического комплекта к ней. Просим присылать ваши замечания и предложения в издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: [email protected].

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».

КомароваТамараСеменовна -докторпедагогическихнаук,профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные

технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна-Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна(«Формирование элементарных математических представлений»).

Белая Ксения Юрьевна -кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования («Формирование основ безопасности»).

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»).

Веракса Александр Николаевич -кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова («Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» («Пояснительная записка», «Возрастные особенности детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Волосовец Татьяна Владимировна-кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем дет ства РАО («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Гербова Валентина Викторовна- кандидат педагогических наук («Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Примерный список литературы для чтения детям»).

Губанова Наталья Федоровна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО («Развитие игровой деятельности»).

Денисенкова Наталья Сергеевна-кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).

Дорофеева Эльфия Минимулловна-генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» (разработка структуры программы,

«Отличительные особенности программы „От рождения до школы“», «Особенности организации предметно-пространственной среды»).

Дыбина Ольга Витальевна -доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).

Евдокимова Елена Сергеевна -кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» («Взаимодействие детского сада с семьей»).

Жигорева Марина Васильевна -доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова («Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям))».

Зацепина Мария Борисовна -доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова («Музыкальная деятельность», «Культурно-до- суговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).

Кириллов Иван Львович -кандидат психологических наук; заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) («Рекомендации по написанию основной программы»).

Комарова Тамара Семеновна -доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова («Пояснительная записка», «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).

Кутепова Елена Николаевна -кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Куцакова Людмила Викторовна -педагог методист, старший преподаватель института, Отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000» («Конструктивно-модельная деятельность»).

Лямина Галина Михайловна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Петрова Вера Ивановна -доктор педагогических наук («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Самборенко Людмила Филипповна-кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Кадровые условия реализации программы»).

Соломенникова Ольга Анатольевна-кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего и профессионального образования, заведующая кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Ознакомление с миром природы»).

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук («Физическая культура», «Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений»).

Стульник Татьяна Дмитриевна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Теплюк Светлана Николаевна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Шиян Ольга Александровна -кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ («Психолого-педагогические условия реализации программы»).

Список используемых сокращений

ДО - дошкольное образование.

ДОО - дошкольная образовательная организация. ИКТ -информационно-коммуникационные технологии. ОВЗ -ограниченные возможности здоровья.

ООП - основная образовательная программа.

Организация -организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность по Программе.

УМК - учебно-методический комплект.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Â1155 от 17 октября 2013 года).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Цели и задачи реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» (далее-Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле- довательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита- тельно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви

к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала-его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной-как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Физическое воспитание 2 младшая группа
Раздел «Физкультурно-оздоровительная работа»

I. Пояснительная записка.

II. Психолого-педагогическое обоснование

III. Цели и задачи раздела.

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

V. Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей. Система знаний при освоении раздела.

VI. Создание условий для реализации раздела программы.

VII. Контроль и коррекция результатов.

VIII. Планирование работы.

IX. Разработка занятия (мероприятия), наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой воспитателем.

X. Список литературы.

XI. Приложения.

I. Пояснительная записка.

Раздел "Физическое воспитание" составлен на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с современной научной "Концепцией дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровская и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Раздел состоит из трех частей:

1. Физкультурно-оздоровительная работа.

2. Физическая культура.

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки. Программа ориентирует на создание условий, способствующей формированию навыков личной гигиены; способствует умению осознавать ценности здорового образа жизни, содействует воспитанию у детей потребности бережно относиться к своему здоровью, способствует ознакомлению с элементарными правилами безопасного поведения.

В процессе физического воспитания и обучения применяются дидактические педагогические принципы: систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования.

1. Принцип системности - является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим закаливания, формирование двигательных навыков). Вся эта система заключает в себя взаимосвязанные части: последовательность, периодичность, ритмичность, а также повторение вырабатываемых двигательных навыков.

2. Принцип сознательности и активности - в процессе физического воспитания и обучения важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо представить, что и как надо выполнять - собственная мысль о том, как выполнено движение, или слово, произнесенное вслух. В результате у ребенка возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически.

3. Принцип наглядности - формирование движений, их изучение осуществляется с помощью органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, мышц, суставов, связок. Если вначале при демонстрации нового упражнения главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется.

4. Принцип доступности и индивидуализации - оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей ребенка и степенью трудности заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействия и структурной общности, а также соблюдение постепенности при переходе к более трудным задачам.

Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий.

5. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований) - условия этого принципа

заключается в постановке и выполнении более новых трудных заданий и в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя

достичь широкого круга жизненно важных умений навыков. По мере обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся.

В связи с экологической обстановкой в стране, неправильным питанием, нездоровым образом жизни некоторых родителей - дети дошкольного возраста часто болеют. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро. Словосочетания "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового образа жизни" заняли прочное место в беседах с родителями и детьми. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самих ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным-давно еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своим наблюдением:

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям, также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься". Сегодня, очень важно, нам взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и актуального развития личности ребенка в младенческом возрасте" (п.1 ст.18 Закона РФ "Об образовании"). Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

II . Психолого - педагогическое обоснование .

На четвертом году жизни продолжается интенсивный физический рост, повышается двигательная активность, более разнообразными и координированными становятся движения, усиливается их целенаправленность. Поведение ребенка приобретает более осознанный характер. Основной формой мышления остается наглядно- действенное. Возрастающие самосознание, самостоятельность, активность ведут к изменению места ребенка в системе отношений ребенок- взрослый, ребенок- сверстник. Отсюда его нежелание подчиняться требованиям взрослых. Данное явление получило название "кризиса трех лет". Поведение трехлетних детей становится непредсказуемым и непрогнозируемым. У трехлетнего малыша складывается потребность самоутверждения, появляется гордость за свои достижения, в результате чего его не устраивает постоянный контроль, опека, ограничения, запреты. Развитие движений, осуществляемое с дошкольного возраста, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье. У ребенка, находящегося в сфере заботливого воспитательного влияния взрослого, физическое и психическое развитие идет в быстром темпе. Усиливается рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела. Ребенок вытягивается, происходит нарастание веса, интенсивно развиваются функции всех органов- это сопутствует развитию психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, мышление, речь. На рост и развитие оказывает состояние здоровья ребенка, его эмоционально-положительный тонус, двигательный режим, воздушные и водные процедуры, питание, сон -все это в целом обеспечивает нормальное нервно-психическое состояние, положительные эмоции, развитие жизненно-важных движении. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы у ребенка четвертого года жизни, работоспособность невелика, быстро наступает утомление. Поэтому условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.

В возрасте 3 - 4 лет у детей преобладают процессы возбуждения над тормозными реакциями. Это затрудняет выработку устойчивого сосредоточения, т.е. длительного и концентрированного внимания. Развитие внимания достигается организацией различных занятий, игр с правилами и т.д. Восприятие у ребенка наглядно - образное. Это позволяет решать задачи без участия практических действий, оперируя лишь образами. Способность к мышлению в образах выступает как представление о конкретных предметах и их свойствах- это дает ребенку возможность выйти за пределы непосредственного восприятия. Поэтому у ребенка проявляются разные стили психического развития - овладение предметными действиями, речью, усложнению игры, подражание.

На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

Ребенок 3 - 4 лет может:

Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.

Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.

Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

III . Цели и задачи раздела.

Цель физкультурно-оздоровительной работы:

Способствовать укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать вырабатыванию правильной осанки, с овершенствованию культурно-гигиенических навыков, пространственных ориентировок.

2. Поощрать участие детей в совместных играх и физических упражнениях.

3. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.

Оздоровительные задачи.

1. Способствовать осуществлению под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).

2. Содействовать обучению детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.

4. Способствовать обучению детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях.

IV . Ожидаемые результаты освоения раздела программы .

Исходя из поставленных задач раздела, физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающей ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Она имеет оздоровительное и организующее значение. Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы. Гибкость, подвижность суставов, влияет на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и лёгкие, приучая их к относительной выносливости. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе даёт наиболее оздоровительный результат. Закаливание (солнце, воздух, вода) - укрепляет и закаляет организм, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, лёгкости, радости. Опыт работы подтверждает результат систематических оздоровительных мероприятий: укрепляется здоровье, организм закаляется, вырабатывается выносливость, снижаются простудные и инфекционные заболевания.

V . Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей.

Система знаний при освоении раздела.

Используемые методы: наглядный, словесный, практический.

1. Наглядно-методический прием- показ, зрительный ориентир, наглядные пособия, помощь воспитателя, слуховая наглядность.

2. Словесный прием- беседа, вопросы, команды, сигналы, сюжетный рассказ, объяснение, пояснение, указание, похвала.

3. Практический прием - наглядный, словесный, игровой, задания, элементы соревнования.

Методы реализации программы:

Практический.

Словесный.

Наглядный.

1. Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

1. Беседы.

2. Чтение. художественной литературы.

3. Заучивание стихов.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

1. Сбор фотоматериалов.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Организация выставок, конкурсов.

4. Театрализованная деятельность.

5. Личный пример взрослых.

2. Организация режима двигательной активности.

6. Подвижные игры.

7. Развлечение.

8. Консультации.

3. Закаливание.

9. Наблюдение.

На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.

Формы организации .

1. Физкультурные занятия.

Во второй младшей группе важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Мы учим слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить свое место в групповых построениях. В соответствии с "Программой" физкультурные занятия проводится три раза в неделю. В занятии участвуют все дети. Третье занятие проводится на воздухе. Во второй младшей группе приходят дети, не посещавшие дошкольное учреждение, поэтому в первом квартале необходимо повторять материал предыдущего года: это даст новичкам возможность овладеть нужными навыками. Упражнения, уже освоенные детьми (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения) могут сопровождаться музыкой. Ведущими способами организации детей при выполнении основных движений остаются фронтальный и поточный, при обучении наиболее сложным движениям (метание в вертикальную цель, лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, длину) используется индивидуальный способ.

Во втором полугодии (3 квартал) упражнять в основных видах движений можно по подгруппам: при этом воспитатель должен видеть всех детей, но основное внимание уделять тем, кто выполняет новое для него или наиболее трудное движение, требующее страховки. Например, одна подгруппа прокатывает мяч друг другу, другая под руководством воспитателя упражняется в прыжках в длину с места. На данном возрастном этапе в обучении в обучении детей применяются игровые приемы, выполнение упражнений педагогом вместе с детьми (показ, сопровождаемый объяснением). Большое значение имеет многократное активное повторение движений. Оценка деятельности детей преимущественно направлена на анализ их активности, умение действовать сообща, а также на правильность выполнения движений. В содержание занятий включается 5 - 6 общеразвивающих упражнений, которое выполняется в разных исходных положениях и повторяется 4 - 6 раз, темп выполнения средний. Для разучивания новых упражнений их сначала показываем и объясняем последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами: «Высоко поднимаем флажок, помашем им. Отпустим руки вниз». Широко используются игровой прием, зрительные ориентиры, предметы (погремушки, кубики, султанчики и т. п.).

Подвижная игра - проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Для поддержания интереса детей, воспитатель вносит изменения и дополнения (в сюжете, атрибутах, правилах, движениях). Способствовать обучению детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.

Утренняя гимнастика - продолжительность 5 - 6 минут, входят 5 - 6 общеразвивающих упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения на внимание, танцевальные движения, повторять их 5 - 6 раз. Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, используя показ, объяснения, напоминание, имитацию, что улучшает качество выполнения движений.

Подвижные игры вне занятий - проводятся ежедневно и в группе и на прогулке. Участие в играх воспитателя повышает интерес к ним, способствует развитию дружеских взаимоотношений. Для развития активности и самостоятельности роль ведущего поручают кому-нибудь из детей. Особое внимание уделять выполнению действий по сигналу ("Беги","Лови" и т.д.) и правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занять свое место при построении и т.д.). Подвижные игры включают: хороводы, игры с музыкальным сопровождением, песнями, рифмованными текстами. С расширением кругозора ребенка и его двигательного опыта становятся разнообразными. Основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей ("Кот и мыши", "Поезд", "Наседка и цыплята" и др.). В играх появляются задания, связанные с узнаванием и заполнением предметов, форм (кубы, кружки, квадраты) с различием основных цветов ("Найди свой цвет"), звуков ("Угадай, кто кричит"). Необходимо, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей - это повышает их активность, придает детям яркую, эмоциональную окраску.

Самостоятельная деятельность -воспитатель продумывает и рационально размещает оборудование, которое побуждает к их движениям. Приемы - личный пример поощрения детей за самостоятельность выполнения упражнений, помощь воспитателя ребенку, подсказка, своевременная подсказка, смена видов деятельности.

Физкультурные досуги - проводятся раз в месяц. Включают знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, игры - забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ребенку радость от ощущения красоты собственных движений в играх, забавах, аттракционах, танцах, хороводах, играх с пением.

1. красочное оформление помещения;

2. подбор ярких игрушек, пособий;

3. выразительные костюмы персонажей;

4. со вкусом подобранная и исполненная музыка;

5. не следует перегружать восприятие детей чрезмерным насыщенным содержанием досуга, слишком ярким оформлением;

Физкультминутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Цель проведения - повысить или удержать умственную работоспособность на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха; мышцы туловища, спины, кисти руки. Выполняется она в течении 1,5 - 2 минуты.

Гимнастика после сна - проводится во второй половине дня в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопие. Длительность проведения 7 - 15 минут

1 ч. Разминка в постели - упражнения на дыхание, самомассаж, корректирующие движения в положении лежа, сидя.

2 ч. Ходьба по ребристой дорожке (профилактика плоскостопия, полоса препятствий), 5 - 6 упражнений общеразвивающего игрового характера, имитация движений птиц, животных и т.д.

3 ч. Произвольная ритмическая гимнастика и игра малой подвижности (на внимание, осанку, дыхание).

Пальчиковая гимнастика - проводится для развития мелкой моторики рук.

VI . Создание условий для реализации раздела программы.

Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой и творческой личности.

Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного инвентаря с учетом педагогических, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов.

Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режима дня . Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. В него входят условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Также учитывается продолжительность частей занятия, их особенности (труд, физическая культура и др.); используемые методы (активный, пассивный, наглядный и т. п.), плотность занятия, возможность обеспечить двигательную активность.

Следующим условием является организация правильного питания . Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей детей в различных пищевых веществах.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном использовании. Закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности. Начинают со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к солнечным ваннам оголяют руки и ноги (на голове должна быть светлая шапочка).

Формирование культурно-гигиенических навыков . Детей учат чистить зубы, мыть руки и лицо, причесываться, самостоятельно и аккуратно есть, одеваться и т.д.

Физические занятия - это одна из форм систематического обучения детей физическим упражнениям, которые проводятся 3 раза в неделю. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Утренняя гимнастика - включает в себя упражнения, разученные на физкультурных занятиях и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки, как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Физкультминутка используется на занятиях для снятия напряжения.

Подвижная игра - сознательная и активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, связанные с правилами игры.

Физкультурные досуги и праздники - включают в себя знакомые подвижные игры, физические упражнения, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы, ритмическую гимнастику.

Помещения для занятий должны содержаться в чистоте и порядке. Они тщательно проветриваются: форточки остаются открытыми во время занятий. Температура в зале +16, +18. Перед каждым занятием делается влажная уборка. Пособия и игрушки должны соответствовать по своему устройству, размером и массе возрасту детей, их подготовленности, обеспечивать безопасность. Для занятий физической культурой дети переодеваются в специальную форму. Их обуви рекомендуются чешки (в помещении), можно заниматься и босиком (в помещении с теплым полом). Физкультурные уголки с разными пособиями и атрибутами. Таким образом, создавая для ребенка условия, способствующие функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким, выносливым, обладающим высокими защитными способностям.

VII . Контроль и коррекция результатов .

Период дошкольного детства - наиболее важный, в становлении двигательных функций ребенка. Поэтому необходима система контроля физического развития физической подготовленности и работоспособности детей. Детям следует создавать такие условия в которых его физические способности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерий его состояния здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности.

Показатели физического развития детей 3 - 4 лет .

Показатели физического развития.

Масса тела (кг);

Длина тела (см);

Окружность грудной клетки (см);

Масса тела (кг);

Длина тела (см);

Окружность грудной клетки(см)

мальчики

О пропорциональности можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов:

ИТ = масса: рост 2

Оценка здоровья детей.

Ф.И. ребенка

Группа здоровья

Физкультурная группа

Плоскостопие

Нарушение

заболевания

Для характеристики физического развития и состояния здоровья детей ДОУ используют основные показатели:

Показатели здоровья детей (ПЗ).

ПЗ = число детей I группы здоровья: число детей III, IV, V группы здоровья × 100%.

Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)

ПЭО = [(п1-п2) : п1] × 100% ; где п1 - число часто болеющих детей, взятых на учет; п 2 - их число через год после оздоровления.

Виды текстов.

Специалист.

1. Антропометрические исследования.

2. Стоматоспотические показатели.

3. Физические качества.

4. Двигательные умения и навыки.

5. Волевые качества.

Длина, масса тела, окружность головы, грудной клетки;

Стопа, осанка, жироотложение;

Сила, ловкость, гибкость, выносливость,

быстрота;

Сформированность двигательных навыков при выполнении основных

движений.

Смелость, решительность, настойчивость,

проявляемые в подвижных играх, физических упражнениях.

Медицинский работник;

Воспитатель;

Воспитатель;

Воспитатель;

Медико-педагогический контроль осуществляется не только на физкультурных занятиях, о и при проведении игр или упражнений, выполняемых на прогулке.

Внешние признаки утомления .

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка.

Степень утомления.

Степень утомления.

1. Окраска кожи лица, шеи.

2. Потливость.

3. Дыхание.

4. Движения.

5. Самочувствие.

Небольшая

Незначительное покраснение лица, выражение спокойное.

Незначительная.

Несколько учащенное, ровное.

Бодрые, задания выполняются четко.

Хорошее, жалоб нет.

Значительное покраснение лица, выражение напряженности.

Выраженная потливость лица.

Резко учащенное.

Появляются

дополнительные движения.

Жалобы на усталость, отказ на дальнейшее выполнение заданий.

Коррекционная или профилактическая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с детьми 3 - 4 лет.

1. Физические упражнения.

2. Гигиенические и водные процедуры.

3. Свето - воздушные ванны.

4. Активный отдых.

5. Обеспечение здорового ритма жизни.

6. Профилактика заболеваний.

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутка элементы дыхательной гимнастики, упражнения на профилактику плоскостопия и улучшения осанки; пальчиковая гимнастика.

Умывание, мытье рук, обеспечение чистоты помещения, мытье ног летом;

Проветривание помещений (в том числе и сквозное), сон при открытых форточках (в теплое время года);

Прогулки на свежем воздухе, развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы;

Режим дня;

Витаминотерапия (ревит), витаминные чаи, луко и чесноко-терапия, кварцевание, чесночный "медальон", прививка против гриппа;

В конце года проводятся итоги оздоровительной работы с детьми 2 младшей группы и сравнивается с показателями прошлых лет.

Анализ заболеваемости детей 2 младшей группы.

2. Длительно болеющие дети.

3. Неболеющие дети.

4. Эпизодические болеющие дети.

Кол-во детей. %

Кол-во детей. %

Необходимое условие успешной работы по оздоровлению детей 3-4 лет является взаимодействие с семьей.

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Памятки (в родительском уголке).

3. Родительские собрания.

4. Групповые и индивидуальные беседы.

5. Дни открытых дверей (с показом физкультурных занятий).

6. Совместные мероприятия (праздники, развлечения).

7. Консультации.

8. Семинары- практикумы.

VIII . Планирование работы .

Оздоровительная работа с детьми 3 - 4 лет.

Виды оздоровительных мероприятий.

Система работы во II младшей группе.

1. Утренняя гимнастика.

2. Физкультурные занятия.

3. Прогулка.

4. Проветривание.

5. Воздушные ванны после сна.

6. Обширное умывание.

7. Ходьба босиком по ребристой доске.

8. Самомассаж.

9. Пальчиковая гимнастика.

10. Профилактика заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, грипп).

Ежедневно, продолжительность 5-6 минут, с использованием показа педагога, имитационными движениями, с элементами коррегирующей и дыхательной гимнастики.

2 занятия в неделю в зале, 1 на воздухе, продолжительностью 15 минут.

Ежедневно не менее 2,5 - 3 ч, прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 0 C и скорости ветра более 15 м/с.

Ежедневно, понижение температуры до 18-20 0 C в группе, до 16-17 0 C в спальне.

t воздуха снижается путем проветривания до +16 0 C.

Ежедневно, руки до локтя, лицо.

Ежедневно 2-3 раза.

Ежедневно, поглаживание и постукивание ступней, поглаживание рук, шеи, живота.

Ежедневно.

Ноябрь-февраль, витаминотерапия, луко-чесноко терапия, чесночный "медальон".

Перспективное планирование физкультурных досугов .

Тема досуга.

"Веселые зайчишки"

Активизировать детей на игры. Создать радостное настроение.

1. Игровая ситуация. В гости приходит Зайчик.

2. Мотивация. Прогулка в лес.

3.Подвижные игры:

а) "Зайка беленький сидит".

б) " Пробежим по дорожке".

в) "Кто быстрее".

г) "Лиса и зайцы".

В гостях у сказки.

Физкультурный досуг с Петрушкой.

Создать у детей интерес и желание играть с персонажами знакомых сказок.

Заинтересовать детей и вызвать желание играть с Петрушкой.

1. Игровая ситуация.

2. Мотивация. В гости к персонажам сказки "Теремок."

а) Разные виды ходьбы и бега.

б) П/и"Теремок".

В) П/и"Лиса и зайцы."

Г) П/и"Волк и зайцы."

3. Сюрпризный момент.

1. Игровая ситуация.

* Игровое задание.

* Ритмические движения.

* Эстафета"Докати мяч до обруча."

* П/и"Кто быстрее возьмёт погремушку." *Игровое упражнение"Кто быстрее соберёт ягоды."

* П\и "Зайка". 3. Сюрпризный момент.

X. Список литературы.

1. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. М.-2007.

2. //Детский сад и семья – под редакцией Т.А. Марковой М., -1986.

3. //Инструктор по физкультуре в ДОУ- 2008.

4. Кенеман А.В, Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.,-1972.

5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., -2008.

6. Кулик Г.И., Сергиенко Н.И. Школа здорового человека- ТЦ Сфера -2006

7. Лысова В.Я. Яковлева Т.С. Зацепина, М.Б. Воробьева О.Ч. Спортивные праздники и развлечения- М.,-2000.

9. Махачева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М., -2000.

10. Островская Л.Ф.Пусть ребенок растет здоровым! М., -1979

11. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду -. М., -1986.

12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду-. М.,-2009

13. //Программа воспитания и обучения в детском саду- под редакцией Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С.

14. Прищепа С.С. - Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.,-2009

15. Рунова М.А. - Двигательная активность ребенка в детском саду-. М., -2007

16. Сундукова А.К., Калайтанова Г.Н., Майчурова Е.В. - Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ АРКТ-, - 2008

17. Тарасова Т.А. -Контроль физического состояния детей дошкольного возраста- М.,-2005

18. Тонкова Р.В. Яшпольская, Черток Т.Я. -Воспитателю о ребенке дошкольного возраста- М.,-1986

19. //Физкультурный досуг-2006-№2.-с.123

20. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье- М.,-2005.

Полную версию работы с приложениями можно .

Веракса, Николай Евгеньевич

Николай Евгеньевич Веракса
Дата рождения:
Страна:

СССР Российская Федерация

Научная сфера:
Место работы:
Известен как:

психолог, создатель структурно-диалектической психологии

Сайт:

Веракса, Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ , руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО , главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» .

Биография

1965-1967 – обучался в МИФИ
1967 – 1968 – обучался в МИХМ
1968 - 1973 – обучался на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
1973 – 1980 – научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Работал вместе с А.В.Запорожцем , Л.А.Венгером. Н.Н.Поддъяковым, Ф.А.Сохиным, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной, Я.М.Фонаревым и другими исследователями детского развития
1977 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
1991 защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

Научная деятельность

В конце 1980-х годов Н.Е.Вераксой была сформулирована концепция структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Под руководством Н.Е.Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.

Н.Е.Веракса - научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории РФ, а также научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning» , которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Николай Евгеньевич - автор более 150 публикаций, в том числе ряда учебных пособий, которые опубликованы на иностранных языках, выступает на федеральных телеканалах в качестве эксперта по психологии развития , психологии мышления и др.

Более 30 лет Н.Е.Веракса ведет преподавательскую деятельность в вузах РФ (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ и др.), а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. В настоящее время ученики Н.Е.Вераксы используют разработанные им методы и подходы в своей профессиональной деятельности.

С 2011 года Н.Е.Веракса является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» , проведение которой поддерживается Министерством образования и науки РФ, ЮНЕСКО, Всемирным Банком и др.

Н.Е.Веракса принимает активное участие в исследовательской работе, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы и в других городах РФ. Н.Е.Веракса – научный руководитель ряда научных проектов, выполненных по заказу департамента образования города Москвы, Министерства образования и науки РФ, РГНФ, ЮНЕСКО.

Издательская деятельность

По инициативе проф. Н.Е.Вераксы был основан журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» , главным редактором которого он является с 2007 года.

Н.Е.Веракса является членом редколлегий журналов:

  • Вестник Московского городского педагогического университета
  • Вестник Российского государственного университета. Серия «Психология».
  • Северо-Восточный научный журнал

В 2011 году Н.Е.Вераксой был разработан и началась реализация проекта по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»), отражающих современное состояние знаний в области детского развития.

Основные публикации

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования . – М.: Академия, 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Руководители авторского коллектива - Веракса Н.Е.. Комарова Т.С. - – М: Мозаика-Синтез, 2010.

Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: "Академия", 2008 - 240 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: "Академия", 2008. - 304 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 с.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.

Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей – М.: Дрофа, 2006 – 91 с.

Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.

Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. – Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. – 168 с.

Veraksa N., Diachenko O. The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children. - South Bank University. London. Special Publication, 1995.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994 – 160 с.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М., Знание. 1991. – с.128

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. - 2010. - №2. - С.46-53

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, №4, 1990, с. 5-14

Веракса Н.Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, №3

Веракса Н.Е. Концепция школы диалектического обучения / Диалектическое обучение - М.: Эврика, 2005 - с. 161-174.

Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000, №1, с.81-107.

Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3, с.122-129

Веракса Н.Е. Научная психологическая школа «Структурно-диалектическая психология развития» на факультете социальной психологии МГППУ // Московская психологическая школа: История и современность/ Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2007.

Веракса Н.Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, №1976, №2

Веракса Н.Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, №1

Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, №3, С. 123-127

Веракса Н.Е. Предисловие к книге: Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения. - М.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2000, с. 5-12

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1987, №4, с. С-135-139.

Veraksa N. Development of cognitive capacities in preschool age // International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.79-88.

Veraksa N.E. Pensamiento dialectico y creatividad // Eclecta. Revista de Psicologia General. - Vol.5, №11. - 2007. - P.7-14.

Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition / Psychology in Russia: State of Art. - Moscow: MSU, RPS. - P.227-239.

Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, №6 с.17-31.

Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, №3, с.14-27.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Элементы "карнавальной культуры" в развитии ребенка-дошкольника // Вопросы психологии, 1994, №2, с.77-87.

Esteban, Dolya & Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3-7 // Revista de Psicologia y Educacion. – 2011. – Volume 11. - №2.

Veraksa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective // International Journal of Early Years Education. – 2011. - 1. – PP.5-18.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Веракса, Николай Евгеньевич" в других словарях:

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

Книги

  • Детская психология. Учебник для академического бакалавриата , Николай Евгеньевич Веракса. Издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии, ориентированного на изучение предмета через освоение…

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и др.

М.: 2014 - 368 с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Целевой раздел
Пояснительная записка 8
Цели и задачи реализации Программы 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Отличительные особенности Программы 11
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 14
Планируемые результаты освоения Программы 17
Целевые ориентиры 17
Система оценки результатов освоения Программы 20
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа) 24
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста) 36
Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей от 2 лет до школы 46
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 63
Образовательная область «Речевое развитие» 90
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» 101
Образовательная область «Физическое развитие» 128
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 136
Коррекционная и инклюзивная педагогика 151
Инклюзивная практика (в группах комбинированной направленности) 151
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) 165
Организационный раздел
Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа) 190
Примерный распорядок дня детей 1-2 лет
(первая группа раннего возраста) 193
Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы 197
Культурно-досуговая деятельность (особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий) 205
Условия реализации Программы 209
Особенности организации предметно-пространственной среды 209
Материально-техническое обеспечение Программы 212
Кадровые условия реализации Программы 214
Финансовые условия реализации Программы 221
Рекомендации по написанию основной программы ДО 227
Приложения
Приложение 1. Возрастные особенности развития детей 234
Приложение 2. Развитие игровой деятельности 251
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7 лет 259
Приложение 4. Примерный перечень развлечений и праздников 273
Приложение 5. Примерный список литературы для чтения детям 277
Приложение 6. Примерный музыкальный репертуар 287
Приложение 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений 304
Приложение 8. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» 319
Приложение 9. Значения нормативов финансового обеспечения реализации Программы 331
Глоссарий 347
Список нормативных документов и научно-методической литературы 354


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Руководители авторского коллектива ректор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор – Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова – Т. С. Комарова.

Научные редакторы – Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Авторы А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева; К. Ю. Белая, М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова, кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук; Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; Е. С. Евдокимова, кандидат педагогических наук; М. В. Жигорева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; В. И. Петрова, доктор педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Предисловие

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» впервые была опубликована в сентябре 2010 года. Программа была апробирована во многих регионах России и в целом одобрена практическими работниками, приславшими свои положительные отзывы. Были получены многочисленные положительные рецензии на Программу от региональных министерств и органов управления образованием различных регионов России, научных институтов и институтов повышения квалификации. Особую благодарность хотелось бы выразить практическим работникам за многочисленные отзывы, вопросы, замечания, рекомендации. Многие конкретные вопросы, касающиеся содержания Программы, внедрения ее в практику, соответствия Программы ФГТ, обсуждались в ходе форумов, конференций, семинаров, курсов в разных регионах страны.

Все полученные вопросы, замечания, предложения были тщательно изучены и учтены при доработке и подготовке к печати второго исправленного и дополненного издания (2011 г.) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Во втором издании внесены уточнения в пояснительную записку, доработаны и дополнены разделы: «Организация жизни и воспитания детей», «Безопасность», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы», «Взаимодействие детского сада с семьей». Обоснована необходимость разделов, посвященных воспитанию детей раннего возраста (от рождения до 2 лет). Доработаны примерное комплексно-тематическое планирование и планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе во всех возрастных группах.

В третьем издании внесены корректировки в планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе для средней группы и режимы дня средней, старшей и подготовительной групп в связи с принятием СанПиН 2.4.1.2660-10. В остальном издание идентично предыдущему, которое может использоваться педагогами с учетом указанных изменений.

В настоящее время идет разработка и выпуск полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Пояснительная записка

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее – Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).