Технология саморазвивающего обучения (Г. Селевко). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Творческий путь

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.

В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.


В данной презентации рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика некоторых известных образовательных технологий. Материалы подготовлены по книге Селевко Германа Константиновича «Современные образовательные технологии» Образование - это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица


Понятие педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Аспекты педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Уровни педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии Качества педагогической технологии


Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Концептуальная часть Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Процессуальная характеристика Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение Программно - методическое обеспечение


По уровню примененияПо уровню примененияПо уровню примененияПо уровню применения По философской основеПо философской основеПо философской основеПо философской основе По ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развитияПо ведущему фактору психического развития По концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоенияПо концепции усвоения По ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структурыПо ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структурыПо характеру содержания и структуры По организационным формамПо организационным формамПо организационным формамПо организационным формам По типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностьюПо типу управления познавательной деятельностью По подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенкуПо подходу к ребенку По преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методуПо преобладающему (доминирующему) методу По направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системыПо направлению модернизации существующей традиционной системы Классификация педагогических технологий


Примеры педагогических технологий Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Современное традиционное обучение (ТО) Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Компьютерные технологии обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Система развивающего обучения Л.В.Занкова Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» «Диалог культур» Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)







Научный Научный: технологии - часть педагогической науки,изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения Процессуально - описательный Процессуально - описательный: описание процесса для достижения планируемых результатов обучения Процессуально - действенный Процессуально - действенный: осуществление педагогического процесса Аспекты педагогических технологий:


Уровни педагогической технологии: Общепедагогический Общепедагогический: образовательный процесс в данном регионе на определённой ступени обучения Частнометодический Частнометодический: совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета Локальный Локальный: решение частных дидактических и воспитательных задач


Качества педагогических технологий: Концептуальность Концептуальность - опора на определённую научную концепцию; Системность Системность - взаимосвязь всех частей технологии; Управляемость Управляемость - проектирование процесса обучения; Эффективность Эффективность - гарантирование достижений определённого стандарта обучения; Воспроизводимость Воспроизводимость - возможность применения в других образовательных учреждениях.




















Догматические, репродуктивные Развивающее обучение Творческие Диалогические Саморазвивающее обучение Объяснительно- иллюстративные Проблемные, поисковые Программированное обучение Игровые Информационные, компьютерные По преобладающему (доминирующему) методу По преобладающему (доминирующему) методу


По направлению модернизации существующей традиционной системы По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизации и демократизации отношений На основе эффективности организации и управления Природосообразные На основе активизации и интенсификации деятельности детей На основе методического и дидактического реконструирования материала Альтернативные Целостные технологии авторских школ


Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обуче- ния, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор яв- ляющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики


Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.




Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); природосообразительности (обучение определяется развитием, не форсируется); последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); прочности (повторение - мать учения); сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой (определённая часть учебного процесса отводится применению знаний); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.


Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности


Процессуальная характеристика Особенности методики, применения методов и средств обучения Мотивационная характеристика Организационные формы образовательного процесса Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция) Категория учащихся, на которых рассчитана технология
















Особенности методики Компьютерные средства обучения являются интерактивными.Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения. В функции учителя компьютер представляет:источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов и их хранения, текстовый и графический редакторы,средство моделирования,...






















Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основекомплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.




Особенности содержания путь индуктивныйсравнения. анализирующего наблюдения Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников».


Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» Целевые ориентации Основные идеи Особенности методики Особенности содержания Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци


Целевые ориентации Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей; открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной от Не столько знания, сколько способности Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.




Особенности методики Педагогика отношений, а не требований Метод погружения, «эпохальная» методика Обучение без учебников, без жёстких программ Индивидуализация Коллективное познавательное творчество на уроках Обучение самостоятельности, самоконтролю Много игры Отрицание отметки.


Особенности содержания Широкое дополнительное просвещение Межпредметные связи Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия, музыка Большая роль отводится трудовому воспитанию Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически - трудового аспектов образования


Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»технологию,являющуюся воплощением нового педагогического мышления,источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Человек есть мера всех вещей Протагор








Классификационные характеристики По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная гуманно-личностная, субъект-субъектная По преобладающему подходу: проблемно-поисковая проблемно-поисковая система малых групп По типу управления: система малых групп: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + поэтапная интериоризация: гуманистическая По философской основе: гуманистическая

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);

в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);

в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

Акценты целей

Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. -,

Обучение приоритетно по отношению к развитию.

Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации - являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

3 . «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

Осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

Адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

Психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

Составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

Осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

Тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П.Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное - при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

Перенесении акцента с преподавания на учение;

Превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

Использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

Приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.

3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.

6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.

7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;

10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|

II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер-

пракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельно сти и способности человека. - М.: Логос, 1996.

Педагог современности Селевко Герман Константинович – академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего»

  • Творческий путь
  • Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
  • В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
  • В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
  • После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
  • В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
  • Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.
  • В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
  • В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
  • В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.
  • За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Технология саморазвития личности школьника

  • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
  • Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

«Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому учащиеся должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя».

Г.К.Селевко



Саморазвитие личности через проектную деятельность

  • Формирование человека способности воспитывать и развивать самого себя, человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли.
  • Создание мотивации школы на вхождение воспитательной деятельности;
  • Помощь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание воспитательного процесса;
  • Ознакомление теоритическими и практическими приемами и моделями «Саморазвитие личности»;
  • Формирование и умение самовоспитания и саморазвития;
  • Создание воспитательно-образовательной среды формирующую у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Гипотеза:

Если создать мотивацию педагогов школы на осуществление воспитательной деятельности, обеспечить создание условий для развития воспитательной деятельности, то это повысит качество личности учащихся и позволит им создать единое образовательное пространство ученика.


ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕНОЕ ОБЪЕДИЕНИЕ «Кулуhун» через саморазвитие личности


Ступени клуба начальные классы, 5-11 по классы, актив «Кулуьун» и дополнительное образование «Саморазвитие личности через проектную деятельность.

  • Количество учащихся -146 (девочки - 76 , мальчики - 69)

1 ступень (1-4 кл.) – 53

2 ступень (5-9 кл.) -54

3 ступень (10-11 кл.) –39


Начальные классы:

Осознание своего «Я»


Средние классы: «Самовоспитание воли и характера»



Заключение

В результате исследования учебно-воспитательной работы через саморазвитие личности формируется установка на улучшение себя, развивается самопознание от осознания своего «Я», самоконтроль и самооценка ученика. В школе формируется саморазвитие личности. В итоге наблюдения имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и нравственные, волевые качества. Первые результаты свидетельствует о её больших возможностях саморазвитии личности.


  • Административные и организационные технологии управления поведением.
  • Антипова Л. В., Жеребцов Н. А Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 183 с.

    Антипова Л. В., Глотова И. А., Рогов И. А. Методы иссле­дования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2001. - 376 с.

    Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика струк­туры питания и пищевого статуса населения России: Дис... д-ра мед. наук. - М.: Институт питания РАМН, 1998. - 300 с.

    Биохимия растительного сырья / В. Г. Щербаков, В. Г. Лобанов, Т. Н. Прудникова и др. - М.: Колос, 1999. - 376 с.

    Богданов В. Д., Сафронова Т. М. Структурообразователи и рыбные композиции. - М.: ВНИРО, 1993. - 172 с.

    Воскресенский Н. А. Замораживание и сушка рыбы методом су­блимации. - М.: Агропромиздат, 1987. - 200 с.

    Гигиенические требования к качеству и безопасности продо­вольственного сырья и пищевых продуктов. - СП 2.3.6.1079-01.

    Дуборасова Т. Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. - М.: Маркетинг, 2001. - 184 с.

    Жушман А. Н., Карпов В. Г., Лукин Н. Д. Модифициро­ванные крахмалы как эффективные добавки // Пищевая промышлен­ность. 1996. № 6. С. 8.

    Зубенко А. Ф. Физико-химические основы технологии кондитер­ских изделий. - Воронеж: 1997. - 520 с.

    Мицык В. Е., НевольниченкоА. Ф. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев: Урожай, 1994. - 334 с.

    Нечаев А. П., Кочетков а А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добав­ки. - М.: Колос, 2001. - 256 с.

    НикуленковаТ. Т., Лавриненко Ю. И., Я с тин а Г. М. Про­ектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000.-216 с.

    Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопас­ность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999. - 448 с.

    Ратушный А. С, Литвинова Е. В., Иванникова Т. В. Из­менения белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов. - М.: Издательский центр Российского химико-техно­логического университета имени Д. И. Менделеева, 2000. - 104 с.

    Ратушный А. С, Ширшов А. Т., Соляков А. А. Пищевые гетероциклические амины как потенциальные мутагены и канцероге­ны. - М.: Изд-во РЭА имени Г. В. Плеханова, 1998. - 48 с.

    Рогов И. А., ЗабаштаА. Г., Казюлин Г. П. Общая техноло­гия мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2000. - 368 с.



    Рогов И. А., Горбатов А. В., Свинцов В. Я. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. - М.: Агропромиздат, 1990. - 320 с.

    Родин Е. М. Холодильная технология рыбных продуктов. - 2-е изд. - М.: Агропромиздат, 1989. - 272 с.

    Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище сточки зрения хими­ка. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.

    Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропром­издат, 1987. - 360 с.

    Справочник руководителя предприятия общественного пита­ния / А- П. Антонова, Г. С. Фонарева, С. Л. Ахиба и др. - М.: Минторг РФ, 2000. - 664 с.

    Технология молока и молочных продуктов / Г. В. Тердохлеб, 3. X. Диланян, Л. В. Чекулаева и др. - М.: Агропромиздат, 1991. - 463 с.

    Технология пищевых производств/ Л. П. Ковальская, И. С. Шуб, Г. М. Мельникова и др.; Под ред. Л. П. Ковальской. - М.: Колос, 1999.-752 с.

    Технология продуктов из гидробионтов / С. А. Артюхова, В. Д. Бог­данов, В. М. Дацун и др.; Под ред. Т. М. Сафроновой и В. И. Шендерю-ка. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

    Химия пищи. Книга 1-я. Белки: структура, функции, роль в пита­нии / И. А. Рогов, П. В. Антипова, Н. И. Дунченко, Н. А. Жеребцов. - М.: Колос, 2000. - 384 с.



    Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 427 с.

    Шаробайко В. И. Биохимия продуктов холодильного консерви­рования. - М.: Агропромиздат, 1991. - 255 с.

    Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Введение

    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

    1.2. Структура качеств личности

    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

    1.4. Способы умственных действий (СУД)

    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

    II. Педагогические технологии

    2.1. Понятие педагогической технологии

    2.2. Основные качества современных педагогических технологий

    2.3. Научные основы педагогических технологий

    2.4. Классификация педагогических технологий

    2.5. Описание и анализ педагогической технологии

    III. Современное традиционное обучение (ТО)

    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества

    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    5.1. Игровые технологии

    5.2. Проблемное обучение

    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    6.1. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    6.2. Технологии уровневой дифференциации

    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

    6.6. Технология программированного обучения

    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии

    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)

    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

    IX. Альтернативные технологии

    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)

    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

    9.4. Технология мастерских

    X. Природосообразные технологии

    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)

    XI. Технологии развивающего обучения

    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    12.2. Модель «Русская школа»

    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)

    12.5. Агрошкола А.А. Католикова

    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий