В состав образовательной программы входят. Основные образовательные программы. К основным общеобразовательным программам относятся программы

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Поднимаемая тема в данной письменной работе считается достаточно актуальной. Это объясняется тем, что основная образовательная программа образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности. Вышеизложенное указывает на научную значимость темы исследования.

Из научной значительности вытекает и общественная значимость образовательных программ в сфере образования, т. к. от того как реализуются данные программы зависит качество осуществляемой образовательной деятельности. От качества же данного процесса будет зависеть уровень образованности общества, что указывает на тезис упомянутый нами ранее.

Такая отрасль права, как образовательное, не находит широкого применения в учебной литературе, но в данном реферате мы рассматриваем некоторые из тех, которые существуют. В учебном пособии Д.А. Ягофарова «Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие», где рассматривается роль образовательных программ в системе образования. В своём учебнике В.И. Шкатулла «Образовательное право: Учебник для вузов» затрагивает все особенности и аспекты данной отрасли права, в том числе и вопросы, посвящённые образовательным программам. В ещё одном учебном пособии «Образовательное право» Л.П. Кетовой подробно регламентируются положения причастные к образовательным программам.

К источникам права, которые регулируют данную тему, прежде всего относится Конституция Российской Федерации. В основном законе РФ вопросы в сфере образования регулируются главой 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202. . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельная статья (ст.12) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72. , посвящённая образовательным программам. Также некоторые нюансы рассматриваемой темы затрагиваются в Приказах Министерства образования и науки РФ. образовательный программа разработка

Целью данной работы является проанализировать вопросы, касающиеся образовательных программ, определить их роль в системе образования РФ, рассмотреть их как важный элемент системы образовательного права. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие и выделить виды образовательных программ;

· рассмотреть порядок разработки образовательных программ;

· проанализировать особенности реализации образовательных программ;

· исследовать общие требования к реализации образовательных программ.

1. Понятие и виды образовательных программ

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Реализация образовательных программ возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179. .

2. Порядок разработки, утверждения и особенности реализации образовательных программ

2.1 Порядок разработки образовательных программ

Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

Примерные программы разрабатываются по:

· основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

· основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассисентуры-стажировки);

· основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные основные образовательные программы разрабатываются учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее - разработчики).

2.2 Особенности реализации образовательных программ

Закон непосредственно не определяет того, каким образом будет осуществляться образовательная деятельность и реализоваться образовательная программа в организации. Можно выделить лишь самые общие нормы, регулирующие данные вопросы.

Ч. 9 ст. 13 Закона предусмотрено, например, следующее важное ограничение, которое должно учитываться в ходе реализации программы. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Кроме того, обучающиеся являются физическими лицами, гражданами РФ, которые имеют широкий спектр общегражданских прав и свобод, которые не могут быть нарушены в ходе реализации образовательной программы - это и право на тайну переписки и телефонных переговоров, и права в отношении предметов своей собственности, и право на защиту персональных данных, и многие иные права, принадлежащие любому человеку.

Закон содержит отсылочную норму о том, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено законом (ч. 11 ст. 13).

Подобные подзаконные нормативные правовые акты могут стать довольно важным и существенным инструментом регулирования особенностей организации образовательной деятельности по конкретным образовательным программам, частично взяв на себя некоторые функции по конкретизации правового регулирования, которые ранее были реализованы с использованием инструмента примерных положений.

Вместе с тем, в законе имеются нормы, регламентирующие общие принципы реализации образовательных программ. Среди них к числу наиболее значимых относятся:

· может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;

· возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы;

· использование при реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Важным элементом, определяющим особенности реализации образовательных программ, может стать форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что модульный принцип организации образовательного процесса реализуется преимущественно в профессиональном образовании. Однако Закон такого ограничения не содержит. В том случае, если у образовательной организации общего образования появится потребность реализовать модульный подход в формировании содержания образовании, то законодательная база предоставляет для этого все возможности.

3. Общие требования к реализации образовательных программ

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как:

· разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

· мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

· разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

· обеспечение компетентности педагогического состава;

· регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав все вопросы относительно образовательных программ, сделаем выводы:

· существует много трактовок понятия образовательных программ, его содержание достаточно разнообразно;

· в соответствии с законодательством различают несколько видов образовательных программ;

· у реализации образовательных программ, как и у другого процесса, существует свои порядок и особенности;

· только с соблюдением необходимых требований образовательная программа может реализоваться.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются довольно важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, т. к. они являются их главной основой.

Подводя общие итоги данной работы, можно сказать, что без образовательных программ не может осуществляться учебный процесс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, потому что именно на них основывается обучение.

Список использованных источников

Нормативные акты Российской Федерации и действующие на ее территории акты бывшего СССР.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72.

3. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования, которое закреплено в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 года № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» // Вестник образования.- 2014.- № 23.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179.

Специальная литература.

5. Кетова Л.П. Образовательное право: учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ, 2013. - 98 с.

6. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. -М.: Издательство НОРМА, 2001. - 688 с.

7. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие - Москва. Московский педагогический государственный университет, 2005. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие сетевой формы образования, позволяющей обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. Основные характеристики сетевой формы обучения. Направленность сетевых образовательных программ.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Анализ необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России. Исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения. Системы контроля знаний студентов. Перспективы дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Понятие дистанционного образования и обучения. Информационные и педагогические технологии в системе дистанционного образования. Типы технологий в учебных заведениях нового типа. Система дистанционных образовательных технологии при изучении физики.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Традиционная система образования в Российской Федерации и ее реформирование в контексте Болонской системы. Переход к стандартам образования третьего поколения в России как результат сравнительного анализа европейских образовательных стандартов.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Современная система школьного образования Российской Федерации. Реформа школьного образования. Основные положения, причины и период реформы. Особенности адаптации требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 к учреждениям, предоставляющим образовательные услуги.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2013

    Анализ источников о состоянии российского образования и места дошкольных учреждений в системе образования. Разработка модели введения новых образовательных программ в МДОУ г. Новокузнецка. Апробации программы О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы в конце XX в., влияние на них Болонского процесса. Мониторинг реализации Европейского проекта ТЕМПУС как инновационной образовательной модели.

Анализ основных образовательных программ, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, в очередной раз подтверждает, что уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за вопросы разработки тех или иных локальных актов ОО, в том числе основной образовательной программы, крайне низок. Главная проблема — отсутствие правовой культуры в работе с нормативно-правовыми актами.

Многочисленные мониторинги и контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования, дают право указать на распространённую ошибку образовательных организаций при разработке основной образовательной программы — копирование текста примерной образовательной программы соответствующего уровня образования без последующей «адаптации» под свою образовательную организацию. В документах некоторых образовательных организаций не удаляется даже само слово «примерная» основная образовательная программа (примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т. д.). Обратите внимание, что Закон разводит понятия «Примерная основная образовательная программа» и «Образовательная программа»:

  • примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Вывод 5. Образовательная организация реализует основную образовательную программу (соответствующего уровня образования), а не примерную основную образовательную программу. Проверьте в своих документах!

В ходе разработки примерных образовательных программ с их последующим одобрении Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию при Российской академии образования были использованы первоначальные тесты соответствующих приказов Минобрнауки России, которыми были утверждены ФГОСы соответствующего уровня образования. Однако в образовательные стандарты иногда вносятся изменения, а в примерные образовательные программы, к сожалению, разработчики их не вносят, т. е. на сайте http://fgosreestr.ru/ размещены примерные основные образовательные программы, которые не учитывают изменения ФГОС. К чему это приводит:

  1. Несоответствие названий предметов и предметных областей.
  2. Несоответствие требований к структуре рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин и т. д.).
  3. Вносимые изменения в федеральный государственный образовательный стандарт не отражаются в образовательных программах образовательных организаций (не вносятся изменения в текст самого документа, а также не принимаются локальные акты ОО, которыми вносятся необходимые изменения (приказы, протоколы педагогических советов и т. д.).

Ярким примером является распространённая ошибка в названии предметных областей. Предметная область «Филология» исчезла из стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО ещё 31 декабря 2015 г., но в образовательных программах, учебных планах образовательных организаций данная ошибка допускает и по сей день.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования указано

Вариант 1


В основной образовательной программе НОО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В примерной основной образовательной программе основного общего образования указано

Вариант № 1


В основной образовательной программе ООО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В части 7 ст.12 Закона сказано, что «организации , осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». Таким образом, законодатель указывает на неукоснительное соблюдение требований ФГОС, а про примерные основные образовательные программы сказано «с учётом». Таким образом, ещё раз акцентируем внимание, что первоисточником для образовательной организации является ФГОС.

По вопросу несоответствия в некоторой части примерных основных образовательных программ требованиям ФГОС было направлено письмо в Российскую академию образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобряет примерные основные образовательные программы). В официальном ответе Российской академии образования сказано, что наши «аргументы и сведения, содержащиеся в Вашем обращении, будут приняты к сведению и учтены в дальнейшей работе».

А пока аргументы и сведения не учтены в работе, рекомендуем:

  1. Проверить и привести в соответствие с требованиями ФГОС документы образовательной организации, в которых указывается ссылка на ФГОС соответствующего уровня.
  2. Внести необходимые изменения в соответствии с установленным в образовательной организации Порядке.

Помните! Надзорные органы в своей деятельности руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, а не примерными основными образовательными программами.

А как у вас обстоят дела с точки зрения соответствия документов, разработанных образовательной организацией, относительно учебного предмета «Астрономия»?

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. 2.

Статья 12. образовательные программы

Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 3. К основным общеобразовательным относятся программы: (в ред.
Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4.
Российской Федерации. 13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 14.
Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. 11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

главная | закон рф «об образовании» | статья 9. образовательные программы

Виды образовательных программ Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности; учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания 1.

Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3 1, 2, 3, 5К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся(*ответ*) студенты (курсанты) и слушатели студенты (курсанты) слушатели и ученики ученикиК основным задачам дошкольного образовательного учреждения относится: 1) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3) осуществление необходимой коррекции физического и (или) психического развития детей и др. Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3 1, 3 1, 2 2, 3К основным общеобразовательным программам относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) начального профессионального образования; 4) основного общего образования; 5) среднего (полного) общего образования.

К основным общеобразовательным программам относятся программы

N 309-ФЗ) 6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования. (п. 6.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.


(в ред.

К основным общеобразовательным программам относятся программы образования

Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов: пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования; содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 5. К основным профессиональным относятся программы: (в ред.

Внимание

Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 4) послевузовского профессионального образования.


6.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:(*ответ*) общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (дополнительные) профессиональные (основные) и общеобразовательные (дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (основные)Государственная политика в области образования основывается на таких принципах, как: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) негосударственный характер управления образованием.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.