Консультация на тему: родительское собрание в конце года. Как интересно провести родительское собрание

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители ).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители ).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители ).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители ).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители ).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1 ):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2 ).

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3 ).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др. (Приложение 4 )
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника» .
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков ).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5 ).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы» .
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6 ).

Множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми предлагаются Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Список использованной литературы :

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  2. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.

Итоговое родительское собрание по теме «Здорово живёшь?!»

Цель: Подвести итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя по развитию творческих и физических способностей (Анализ этих действий позволяет определить перспективы на будущее, повысить мотивацию на ЗОЖ, создать хорошее, оптимистическое настроение)

Задачи:

    Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

    Продолжить формирование понимания значимости данной проблемы.

3. Включить родителей в совместную с классным руководителем воспитывающую деятельность: формирование партнёрских отношений между родителями и школой в сфере здоровьесбережения, организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Оборудование:

Письма-приглашения, тесты-анкеты, 2 незаполненных таблицы (на доске), макет «Дерево здоровья» (на доске), фотогазета «Вот и стали мы на год взрослее», высказывание на плакате:

Ибн Сина Авиценна (на доске);

отдельные буквы из названия (синего и красного цвета) «Здорово живёшь?!»; свод родительских «НЕЛЬЗЯ», «Золотые правила здоровья», «Таинственные письма – послания», «Секретные папки» первоклассников, таблички с надписями («собственный пример», «убеждение», «объяснение», «игровые приёмы», «предвосхищение», «подражание идеалу»), сундук, 54 цветка (18 – красных, 18 – зелёных, 18 – синих).

Встреча родителей

    Выполняют задание «Рассыпушки» (за правильный ответ родители получают буквы разного цвета: « З » « Д » « О » « Р » « О » « В» « О » « Ж » « И » « В » « Ё » « Ш » « Ь », пронумерованные с обратной стороны; делятся соответственно на команды «синих» и «красных»)

    • Как проснулся, так вставай – лени волю ….. (не давай);

      Лепесток роса умыла, ну а Вас умоет …(мыло);

      Утром рано просыпайся, хорошенько … (умывайся);

      Одевайся аккуратно, чтоб смотреть было.. (приятно);

      Чтоб было здоровье Ваше в порядке, нужно с утра заниматься …(зарядкой);

      Ежедневно, встав с постели, поднимаю я …(гантели);

      Хорошенько умывайся, чтобы в школе не зевать, носом парту.. .(не клевать).

Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые родители, гости и коллеги. Рада встрече с Вами! Для того, чтобы вы настроились на работу, предлагаю посмотреть видеоролик (просмотр первой части)

Вот и закончился трудный, долгий учебный год. Какие чувства вы испытываете? С каким настроением пришли на собрание?

    «З» - знатно, занятно, замечательно, забавно;

    «Д» - душевно, добро;

    «О» - откровенно, открыто, оптимистично;

    «Р» - радостно, решительно, работоспособно;

    «В» - весело, великолепно, великодушно,

    «Ж» - жизнерадостно, живо;

    «И» - искренне, интересно;

    «Ё» - естественно

    «Ш» - широко, шутливо, шумно.

(Буквы прикрепляются на доску над «Деревом здоровья» веером)

Последние два знака я оставила себе («?», «!»,) Почему? Потому что конец учебного года принёс свои результаты, но ещё больше он принёс вопросов. Как сложится наша учёба и жизнь в классе в следующем году, не испортятся ли отношения между ребятами, ведь они взрослеют. И вместе с тем, я испытываю радость и облегчение оттого, что ещё один год позади, что ребятишки стали сильнее и умнее, что они наконец-то отдохнут от школьных забот.

Ну вот и появилась на доске тема нашего собрания. Озвучьте её («Зд о рово живёшь?!», «Здор о во живёшь?!»). А в чём разница? (записать два слова на доске)

Зд о рово – хорошо, спокойно, благополучно, уверенно, весело, интересно, хорошая учёба, работа и т. д.

Здор о во – отсутствие болезней или физических дефектов.

Оказывается, если всё это соединить вместе, то получим: «Состояние полного физического, эмоционального, нравственного, социального, интеллектуального благополучия есть ЗДОРОВЬЕ (вывешивается таблица «Здоровье»)

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. По мнению специалистов-медиков 75 % всех болезней заложено в детские годы.

Статистика актуальности темы.

    Лишь 20 – 25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

    К концу первой четверти худеют 30 % учащихся.

    15 % детей жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.

    Треть учащихся имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в течение учёбы.

    20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

    Лишь 24 % выдерживают ночной норматив сна.

    Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Мы взрослые ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если ты не умеешь бороться с недугом, часто вступаешь в конфликты, чрезмерно активен и возбуждён.

Как связаны между собой все эти понятия, каковы показатели здоровья у наших детей.

На эти вопросы мы пытались ответить в течение всего учебного года.

Послушаем ответы самих детей (видеоинтервью)

Ваши наблюдения стали подспорьем в работе учителей. Слово предоставляется учителю физической культуры ………. (о физическом развитии детей).

Гимнастический номер

Ребята растут, становятся эмоционально отзывчивее, коммуникабельнее, откликаются на просьбу учителя и товарищей. Это всегда радует! О наших общих достижениях можно проследить по фотоколлажу « Вот и стали мы на год взрослее» (несколько слов по содержанию: неделя нач. классов и др.)

Умеем не только развлекаться, но и учиться.

Итоги учебного года:

(торжественное вручение «Секретных папок» родителям учащихся 1 класса)

Я как классный руководитель, хочу напомнить вам о том, что взрослый человек, родитель, не имеет право выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви. (благодарственные письма)

Учитывая физическое, эмоциональное, нравственное, социальное, интеллектуальное состояние наших детей, можно сделать вывод об их здоровье:

НА доске запись:

Диаграмма уровневой дифференциации (по результатам отслеживания здоровья учащихся в ……. учебном году)

Более подробную информацию вы можете получить из писем, адресованных лично вам (п оказ писем у доски)

Невозможно стать здоровым без желания. Вам предстоит самостоятельно в своей «творческой лаборатории» проанализировать анкеты детей «Почему ты так делаешь?» (анализ мотивации на ЗОЖ).

Как заинтересовать детей на здоровый образ жизни. Прошу вас обсудить в группах, какими методами и приёмами пользуетесь вы, для того, чтобы ваш ребёнок рос здоровым.

    Собственный пример

    Убеждение

    Объяснение

    Кнут и пряник

    Предвосхищение

    Подражание идеалу

    Игровые приёмы (раздать коврики для ног, палочки-выручалочки, коврики для пальчиков, на подошве ног – активные точки, отвечающие за работу каждого органа)

    Смена деятельности («Способы снятия нервно-психологического напряжения» - см. Димин лист)

Мы выяснили, что родителям делать нужно и возможно, а вот чего делать нельзя?

(Ответы родителей)

Послушаем детей (« Советы от детей» – видео+ раздать памятки «Свод родительских «НЕЛЬЗЯ»)

В старину говорили: «Могуч, как дуб». И не зря. Только дерево с хорошими, могучими корнями может благоухать и давать плоды. Так и человек. Формируя сейчас у своих детей желание быть здоровыми, вы закладываете основу всей его будущей жизни. Предлагаю составить пословицы о здоровье, которые пришли к нам с народной мудростью (начало – на ветках дерева, концовка – в сундуке под деревом, родители выходят по очереди)

Пусть эти мудрые мысли напоминают вам и вашим детям о том, что необходимо ценить здоровье прежде, чем заболеешь (раздать памятки «Пословицы»)

Эпиграф на доске

«Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век подвержен всем изъянам»

Работа в нашей творческой лаборатории подошла к концу. Плоды совместного труда «налицо» (на дереве). Плоды есть, а листьев нет. Исправим эту картину.

Выберите лист того цвета, который соответствует вашему состоянию в конце сегодняшнего собрания (см. на доску - рефлексия )

Приложения

ТЕСТ 1 (для учащихся)

«Правильно ли ты живёшь?»

Ответь на вопросы теста и подсчитай очки.

    Как часто ты моешь руки:

в) когда сильно испачкал – 20 очков.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чищу – 15 очков.

3. Как часто ты моешь ноги:

в) только когда купаюсь целиком – 20 очков.

4. Как часто ты делаешь зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставляют родители – 15 очков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто ты простужаешься:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

6. Как часто ты ешь сладости:

в) когда я захочу – 30 очков.

7. Как часто ты плачешь:

в) почти каждый день - 25 очков.

8. От чего ты плачешь:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько ты гуляешь:

10. Когда ты ложишься спать:

а) в 21 -21.30 – 0 очков;

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков4

в) смотрю всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

б) почти 2 часа – 15 очков;

14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаю – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не могу – 35 очков.

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

ТЕСТ 2 (для учащихся)

«Почему ты делаешь так?»

    Почему ты моешь руки:

б) так положено – 5 очков;

в) мне приятно, когда грязные руки, много микробов,- 0 очков.

2. Почему ты чистишь зубы:

б) так положено – 5 очков;

в) нечищенные зубы – источник болезни – 0 очков.

3. Почему ты моешь ноги:

а) заставляют взрослые – 20 очков;

б) так положено – 10 очков;

в) потому что мне неприятны грязные ноги – 0 очков.

4. Почему ты делаешь зарядку:

а) заставляют взрослые – 15 очков;

б) так нужно – 5 очков;

в) нужна для моего здоровья – 0 очков.

5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:

а) ежедневно около 1,5 – 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

6. Когда нужно ложиться спать:

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор :

а) не больше 1,5 часов, с прерывом - 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) сколько тебе хочется – 30 очков.

8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 40 очков – ты твёрдо знаешь, что твоё здоровье бесценно.

От 40 до 60 очков – у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

От 60 и более – ты твёрдо стоишь на пути разрушеня своего здоровья.

ТЕСТ 3 ( для родителей)

«Куда идёт ваш ребёнок?»

Ответьте на вопросы теста и подсчитайте очки.

    Как часто ваш ребёнок моет руки:

а) около 20 раз в день – 0 очков;

б) только перед едой и после туалета – 5 очков;

в) когда сильно испачкал – 20 очков;

2. Сколько раз ваш ребёнок чистит зубы:

а) 2 раза (утром и вечером) – 0 очков;

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чистит – 15 очков.

3. Как часто ваш ребёнок моет ноги:

а) каждый вечер перед сном – 0 очков;

б) когда заставит мама – 10 очков;

в) только когда купается целиком – 20 очков.

4. Как часто он делает зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставят родители – 15 0чков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто он простужается:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

в) несколько раз в год – 15 очков.

6. Как часто ваш ребёнок ест сладости:

а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;

б) почти каждый день – 20 очков;

в) когда захочет – 30 очков.

7. Как часто он плачет:

а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;

б) пару раз в неделю – 15 очков;

в) почти каждый день – 25 очков.

8. От чего он плачет:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько он гуляет:

а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

10. Когда ваш ребёнок ложится спать:

а) в 21.00 – 21.30 – 0 очков;

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

11. Соответствует ли вес ребёнка росту и возрасту:

а) Соответствует или чуть меньше – 0 очков;

б) немного больше – 10 очков;

в) значительно превышает норму – 30 очков.

12. Сколько времени ваш ребёнок проводит у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с прерывами – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) смотрит всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени он тратит на уроки:

а) около 1,5 часов – 0 очков;

б) почти 2 часа – 15 очков;

в) больше 3 часов – 30 очков.

14. Может ли он взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаёт – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не может – 35 очков.

15. Ходит ли он в спортивную секцию или танцевальный кружок :

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 20 до 70 очков – у него уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.

От 70 до 110 очков – он твёрдо стоит на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте скорее!

ТЕСТ 4 (для родителей)

«Почему так поступает ваш ребёнок»

    Почему ваш ребёнок моет руки:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 5 очков;

2. Почему ваш ребёнок чистит зубы:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) чистит, не осознавая – 5 очков;

в) чистит, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

3. Почему ваш ребёнок моет ноги:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 10 очков;

в) моет, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

4. Почему ваш ребёнок делает зарядку:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) так положено – 5 очков;

в) знает, зачем это нужно – 0 очков;

5. Знает ли ваш ребёнок, что даёт ему свежий воздух?

а) да – 5 очков;

б) нет – 10 очков.

6. Знает ли ваш ребёнок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?

а) да – 0 очков;

б) не уверен – 5 очков;

в) нет – 10 очков.

7. Знает ли ваш ребёнок, сколько времени нужно проводить у телевизора?

а) да – 0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет – 10 очков.

8. Знает ли ваш ребёнок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок?

а) да – 0 очков;

б) нет - 10 очков.

Теперь займёмся подсчётом

Если набралось от 0 до 5 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 25 до 40 очков – у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними пока не трудно бороться.

От 40 и более – срочно помогите ему бороться за здоровье!

Карта отслеживания здоровья учащихся 1и 3 классов в 2006-2007 учебном году

Фамилия, имя ученика

Класс

Показатели

Физическое

Эмоциональ-ное

Нравственное

Социальное

Интеллектуальное

Действие в оптимальном режиме

Преодоление усталости

Состояние позвоночника

Уравновешен-ность

Эмоциональная гибкость

Честность

Самокритичность

Коммуникабель-ность

Чувство юмора

Адекватность

Мотивация к обучению

Креативность мышления

Любознательность

Памятка для детей

Научить ценить здоровье, прежде чем заболеть.

Вода всё очищает

Изменяется сладость пуще горечи.

Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.

Кто от жира еле дышит тот – здоровьем не пышет.

Поздно поднялся – день потерял.

Работай сидя, отдыхай стоя.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Болезнь с грязью в дружбе.

Река начинается с ручейка, спорт с зарядки.

Крепкие зубы здоровью любы.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Долго у телевизора сидеть – все «глаза проглядеть»

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

()

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах

Носит сумки, портфель в одной руке

Имеет привычку сутулиться

Проявляет недостаточную двигательную активность

Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)

Неправильно или нерегулярно питается

Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение

Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности

Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности

Показатель в баллах

Оценка состояния позвоночника

Группа риска

Шкала тревожности Сирса

(конец 1 полугодия, конец 2 полугодия)

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

1 полугодие

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

Обычно напряжён, скован

Часто грызёт ногти

Легко пугается

Очень ко всему чувствителен

Часто бывает агрессивным

Нетерпелив, не может ждать

Легко краснеет или бледнеет

Испытывает трудности с сосредоточением

Потеют руки

При неожиданном задании с трудом включается в работу

Показатель в баллах

Уровень тревожности

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!!!

Уважаемые родители!

1. Проанализируйте результаты теста для учащихся «Почему ты делаешь так?», включающего в себя вопросы: «Почему ты моешь руки, чистишь зубы, моешь ноги, делаешь зарядку?», «Когда нужно гулять, ложиться спать, сколько смотреть телевизор» и др.; определяющего мотивацию (обоснованное желание) вести здоровый образ жизни.

2. Определите и запишите (+), к какой группе относится каждый ребёнок, если:

    1 группа – от 0 до 40 баллов;

    2 группа – от 40 до 60 баллов;

    3 группа – от 6о баллов и выше;

3. Посчитайте, сколько человек относится к каждой группе и запищите в графу «ИТОГО» (жёлтая строка).

4. Определите, какое количество учащихся (в %) относится к каждой из групп по формуле:

100 * «Количество учащ-ся в группе»

9 ;

Результат запишите в графу «ИТОГО %» (синяя строка)

Алёна

Николай

Кристина

Александр

Анастасия

Никита

Любовь

Кристина

Антон

Итого

Итого в %

5. Результат отобразите на графике:

6. Перенесите результат в большую таблицу и сделайте вывод (см. подсказку на обороте)

1 группа – ребята твёрдо знают, что их здоровье бесценно.

2 группа – у них уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

3 группа – дети твёрдо стоят на пути разрушения своего здоровья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чердаклинский детский сад № 5 «Рябинка

Воспитатели:

  • Желтова С.А.
  • Шагинова Е.А.

Цель: подвести итоги образовательной работы за год.

Задачи:

  • Способствовать формированию коллектива группы.
  • Развивать индивидуальные способности детей.
  • Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями воспитанников, между родителями и воспитанниками.

План проведения:

  • Вступительное слово
  • Интеллектуальна игра «Счастливый случай» (Задания для детей) .
  • Интервью детей.
  • Награждение детей.

Вот и заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед вами распахнет двери школа, и начнется новый период в жизни ваших детей. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними сядете за парты. Как много ожиданий и радостных надежд связываем мы со школой. Поступление в школу - это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит оттого, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства. А приобрели дети немало. Прежде всего они стали более закаленными, физически развитыми. Научились целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность. У них развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое, возможности в плане умственной деятельности. Дети довольно неплохо ориентируются в окружающем мире. И это мы вам сейчас покажем.

Интеллектуальна игра «Счастливый случай»

Задание для детей.

1. Закончи фразу:

Звук – это то, что мы …

Буква – это то, что мы…

В слове столько слогов, сколько в нём …

Предложение состоит из …

Первое слово в предложении пишется с …

В конце предложения ставится …

С большой буквы всегда пишутся …

2. Назови, одним словом».

Осень - время года, когда листья становятся жёлтыми;

Шкаф - мебель для хранения вещей;

Пчела - насекомое, которое делает мёд;

Юбка - одежда, которую носят только девочки.

Снег- то, что падает с неба зимой;

Тарелка - посуда, из которой мы едим;

Собака - животное, которое сторожит дом;

Компот- напиток, который варят из фруктов.

3. «Три определения» .

Мы называем три определения какого-нибудь предмета, а вы угадайте, что это. Например, что может быть одновременно чёрным, блестящим и горячим? (уголь)

жёлтый, тёплый, маленький (цыплёнок) ;

северный, пронизывающий, резкий (ветер) ;

оранжевый, круглый, сочный (апельсин) .

мелкий, белый, сладкий (сахар) ;

мокрый, холодный, осенний (дождь) ;

яркое, жёлтое, горячее (солнце) .

4. «Быстро отвечай» .

В этом задании нельзя называть цвета. А как же быть. А вот так. Думайте и всё получится. Например, какого цвета небо? - Как незабудка.

Какого цвета белочка? (как апельсин) ;

Какого цвета мел? (как снег) ;

Какого цвета колосок? (как золото) ;

Какого цвета губы? (как малина) ;

Какого цвета земля? (как уголь) ;

Какого цвета василёк? (как море) ;

5. Математика и логика

Назови первый месяц года (январь)

На какой руке больше пальцев: на левой или на правой?

Назови рабочие дни недели.

Что короче: неделя или месяц?

Сколько полос на российском флаге?

Сколько углов у круга?

Назови пятый месяц года.

Кто моложе бабушка или мама?

Что глубже река или море?

Назови прибор для измерения времени.

6. Из каких чисел состоит

7. Впиши в квадратик нужное число.

8. Реши цепочку примеров

9. Назови и посчитай геометрические фигуры.

10. Назови цветы от самого высокого до самого низкого.

11. Поставь нужный знак

Наши ребята все молодцы, показали всё, чему они научились.

Накануне мы прели блиц опрос. А вопрос был один: «Почему я хочу идти в школу?»

Сейчас мы вас познакомим с ответами детей и предлагаем вам угадать высказывания своего ребёнка.

А теперь наступает самая торжественная минута. Мы хотим вручить детям медали за достижение в образовательном процессе. (вручение медалей)

А родителям хотим напоследок сказать вот такие слова:

Не жалейте время для детей,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

Из каких чисел состоит

Впиши в квадратик нужное число.

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Конспект родительского собрания

«Волшебный цветок» в конце года

в младшей группе «Мальвина»

План проведения

  1. Минута откровения «Зажги свечу»
  2. Соберём «Волшебный цветок»
  3. Вручение благодарственных писем
  4. О разном

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады приветствовать вас на итоговом собрании нашей группы . Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, чему мы научились и над чем еще предстоит поработать – об этом наш сегодняшний разговор.

Минута откровений «Зажги свечу». (зажигаем свечу)

(родители передавая свечу делятся достижениями своих детей)

В течение года все дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали положительную динамику по всем направлениям развития. Воспитательно – образовательная работа ведется по 5 образовательным областям : «Социально – коммуникативное» , «Речевое развитие» , , «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» .

Сегодня мы вам предлагаем собрать «Волшебный цветок»

(на магнитной доске серединка цветка, родители по очереди выбирают лепесток)

Лепесток красного цвета. Что же обозначает красный цвет, каково его влияние на человека?

КРАСНЫЙ. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Предпочтение красного цвета означает : уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. "Красные дети" Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми : живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

Образовательная область «Речевое развитие» . В течении года с детьми учились составлять предложения по картинкам. Дети с удовольствием слушают литературные произведения и рассматривают картинки в книгах, рассказывают сказки, развивают речь, мимику, пополняют словарный запас. Любимое занятие - рассказывать сказки, используя настольный и плоскостной театры. Во время занятий проводятся физ. минутки.

Сейчас, дорогие родители , мы посмотрим на сколько вы знаете сказки. Поиграем в игру «Вопросы – ответы»

Игра «Вопросы – ответы»

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны - лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка» , имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом» )

14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка» )

15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок» )

20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года » ? (старик со старухой)

Лепесток жёлтого цвета. Что обозначает жёлтый цвет?

ЖЁЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию , организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда : самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. "Желтые дети" – это дети – мечтатели, фантазеры, сказочники, шутники. Они любят играть в одиночестве, любят абстрактные игрушки : камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда они вырастут, они будут отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будут во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у них могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

И это образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» На музыкальных занятиях дети проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.

Испытывают чувство радости; пытаются в лепке, аппликации, конструировании , рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Мы хотели бы вас спросить, понимаете ли вы, что такое нетрадиционное рисование? Знакомы ли вы с его техниками и приёмами? " (Ответы родителей .)

Результаты диагностики___________________________________________

Лепесток синего цвета. Синий цвет. Что он означает?

СИНИЙ. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Предпочтение синего цвета означает : стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент. "Синие дети» - это дети полная противоположность «красным» . Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

«Социально - коммуникативное направление» . Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет игра, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

В течении года дети овладели навыками самообслуживания. В игре дети закрепляют полученные знания. Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей. Делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Результаты диагностики___________________________________________

Предлагаю вам разобрать не которые педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».

В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

Те слова, которыми родители называют своего ребёнка, накладывают отпечаток на формирование положительных либо отрицательных черт характера. В данном случае мама Андрея способствует формированию у него положительных черт характера, называя своего сына ласково, добрыми словами, указывая его хорошие качества. А мама Коли наоборот – формирует отрицательные черты характера, называя мальчика нехорошими словами, укореняя тем самым в сознании ребёнка то, что он «плохой» и «вор». Таким образом, матери дают оценку поступкам своих сыновей (плохую или хорошую), и, соответственно этому, ребёнок вырастет «плохим» или «хорошим». В будущем он станет тем, что в него заложили с детства. Все оценки поступков ребёнка «записываются» во внутреннюю систему ребёнка в форме самооценки и его эмоционального состояния.

Ситуация 2.

Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.

Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

Ах так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая. Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.

Лепесток зелёного цвета. Как воспринимается нами зеленый цвет? ЗЕЛЁНЫЙ цвет – это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает : самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда : сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

"Зеленые дети" считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную , боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями, требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Познавательное развитие. Играя в настольные игры, дети познавали окружающий мир, знакомились с классификацией предметов, домашними и дикими животными, изучали мир природы, сформировалось представление о форме, цвете, величине, количестве. Имеют представление о своей семье и селе, в котором живут. Умеют любить и охранять родную природу.

Результаты диагностики___________________________________________

Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир : стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа – великий учитель.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное : подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

Презентация проекта «Огород Копатыча»

Лепесток оранжевого цвета. Какого он цвета? Оранжевого? А как же он влияет на нас? ОРАНЖЕВЫЙ цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

"Оранжевые дети" легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые» , но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет : когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Следующее направление «Физическое развитие» : дети растут здоровые, жизнерадостные, физически и творчески развитые.

Результаты диагностики___________________________________________

На одном из собраний мы вас знакомили со здоровьесберегающими технологиями. Предлагаем вам их вспомнить

Лепесток белого цвета. Каково влияние белого цвета?

БЕЛЫЙ. Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием. «Белые дети» обращают внимание на мелочи и анализируют все, что с ними происходит. Такие дети с детства отстаивают свои позиции и убеждения, мыслят и рассуждают они с философской точки зрения. Отторжение белых красок говорит о неправильном воспитании, нарушении связи с родителями , дискомфорте в общении с родственниками и друзьями.

Конкурс шуточных вопросов.

1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

2. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

3. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

4. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

5. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

6. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Вот и собрался наш «Волшебный цветок» и подведя итог можно сказать, что программу освоили в основном все дети успешно.

А сейчас мы с радостью перейдем к самому приятному моменту нашего собрания – мы хотим выразить благодарность всем родителям и за совместный труд, за активное участие в жизни группы , но в большей степени мы Вам благодарны за воспитание замечательных детей.

Спасибо вам большое за вашу помощь и поддержку.

В заключении хочется сказать : “Дети – это счастье , созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.


Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть – сбор денег» .

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ «Положение о классном родительском собрании» , в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции .

Возникли проблемы на родительских собраниях или с родительским комитетом, и вы хотите пожаловаться? Ознакомьтесь с положением «О родительском собрании» вашей школы. В заявлении опирайтесь на его пункты, чтобы претензии были подкреплены документально. Пишите, какие статьи нарушены, тогда претензия будет выглядеть убедительнее.

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания . Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1) публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Если такое происходит на собрании вашего класса – вы вправе подать жалобу. Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — это не обязанность родителей!). В я подробно рассказала, что делать родителям, если опять собирают «дань».
Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на и подарки или , но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства .

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время . С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком.

Если вы не ознакомлены с уставом школы , с положением «О классном родительском собрании» вашей школы обязательно почитайте . Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.