Основная мысль русской народной сказки иван царевич. Сказка Иван-царевич и Серый волк. Русская народная сказка. Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

Старший сын говорит:

Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.

Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.

Утром царь его спрашивает:

Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?

Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит - на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?

Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка. Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.

Позвал он сыновей и говорит им:

Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.

Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит - коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня - одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

"Ну что же, думает, взялся - делать нечего".

И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись бежит к нему серый волк:

Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.

Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть - коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:

Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!" И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

Чей ты, откуда?

Я царя Берендея сын, Иван-царевич.

Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.

А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?

А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:

Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?

Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.

То-то, прости... Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.

Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!

Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку - она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.

Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Иван-царевича и повели к царю Кусману.

Чей ты, откуда?

Я Иван-царевич.

Эка, за какие глупости взялся - коня воровать! На это простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.

Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.

Ну, прости же меня, прости, серый волк.

То-то прости... Да уж ладно, садись мне на спину.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:

В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену - да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину - и наутек.

Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:

Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?

Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?

Серый волк отвечает:

Не разлучу я тебя с такой красотой - спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.

Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит - волчья морда вместо молодой жены? Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

О чем задумался, Иван-царевич?

Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем - конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

Не печалься, я тебе помогу.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:

Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.

Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.

Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него - конь обернулся серым волком. Царь, со страху, где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.

Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:

Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Иван-царевич думает: "Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены". Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят - у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе - невесту, Елену Прекрасную.

Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его сонного, да как серый волк их растерзал.

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Уважаемые родители, папы и мамы, настоящие и будущие. Запомните главное правило: Никогда, вы слышите, НИКОГДА, читая детям на ночь сказку, не пытайтесь включить мозг! Иначе Ваше душевное здоровье будет потеряно если и не навсегда, то точно – надолго. А я вот включил, каюсь. Итак:

Иван Царевич и Серый волк, или особенности политики Древней Руси.

Для тех, кто не помнит, напоминаю сюжет: Жил был царь Берендей, было у него три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Идиллия. Однако по результатам проверки выявилась существенная недостача яблок по итогам сезона, из чего был сделан вывод, что яблоки, таки да, воруют. К оперативным мероприятиям по пресечению противоправных действий царем были привлечены его сыновья в полном составе, то есть три шт.

Старший и средний сыновья службу завалили, а вот младшему удалось выяснить, что виновным в хищениях является Жар-птица, и в качестве доказухи он подшил к делу ее перо, найденное, по словам Ванюши, прямо на месте преступления. Поймать злоумышленницу не удалось, но противоправная деятельность была пресечена, случаи кражи государева имущества в виде яблок прекратились.

Однако царь Берендей результатами расследования не удовлетворился, смастырил требование об экстрадиции и отправил своих сыновей в сопредельные государства на поиски Жар-птицы.

На первой же ночевке у Ивана-царевича увели коня. Ну, бывает, что уж тут, времена то неспокойные. Ладно, пошел дальше в пешем порядке, устал, устроил привал, и тут к нем подходит Серый Волк. Подходит. Сам. И начинает каяться, что-де это он коня съел, и за это готов службу служить, в том числе – слить информацию о местонахождении Жар-птицы и даже возить Ивана на себе.

А тут так, по-пионерски, за какого-то жалкого съеденного коня, вписывается и возить, и рассказывать, да еще и сам на контакт вышел, сам разговор завел…. Ну да наш Иван, не сказать чтоб дурак, всё это мимо ушей… Обрадовался, на всё согласился.

Долго ли, коротко ли, доехали они, в смысле, Иван на верхом на Волке, до владений царя Афона. Серый волк, проявив недюжинное знание внутреннего распорядка караульной службы и систем сигнализации, отправляет Ивана на дело:

«-Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Иван наш задание валит, сигнализацию, установленную на клетке, таки да, активирует, в общем – вяжут его Афоновские ребята на месте преступления по полной программе. Царевич наш тут же раскололся, кто он и откуда, попытавшись прикрыться дипломатическим иммунитетом, да не тут то было. Афон, похоже, парень был не промах, и сразу попытался обделать свои делишки руками сынка соседнего царя:

«-А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.»

Вербовка прошла успешно, и Иван, уже как двойной агент, поехал решать проблемы царя Афона к царю Кусману.

А что Серый Волк, спросите Вы? Ему бы самое время сказать «Знаешь, Ванюша, за твоего жалкого коня я отработал, на точку тебя вывел, все карты в руки дал, а то, что тебя, фраера, жадность сгубила, так то не мои проблемы.» Ан нет, поди ж ты, согласился и дальше сотрудничать без дополнительной оплаты, но, при этом, четко установив расположение сил в команде – Иван – Лох, Волк- д’Артаньян.

С царем Кусманом вышла абсолютно та же ситуация: волк знал (кстати, или говорил, что знал) систему сигнализации и расписание несения службы, Иван облажался, спалился, слил все контакты и был завербован уже царем Кусманом изъять у царя Далмата Елену Прекрасную.

А дальше — внимание. К царю Далмату Волк Ивана уже посылать не стал, а пошел сам, через некоторое время вернувшись с некоторой особой, которую он представил как Елену Прекрасную. Ваня долго разбираться, кого ему привели, не стал – под описание подпадает, и ладно.

А потом жадность заела нашего Ванютку просто вусмерть, а Серый Волк, похоже, и рад потакать. Волк продемонстрировал, что владеет полиморфом, и Ваня отдал его сначала царю Кусману в качестве Елены прекрасной, потом царю Афону в качестве златогривого коня. Вроде, всё получилось – серый волк, как заканчивался дюрейшн у полиморфа, честно сваливал, а Ваня получил и коня, и Жар-птицу, и Елену Прекрасную.

И, глядя на все эти превращения, ни разу, повторяю – ни разу, не задался вопросом: кого он везет с собой в качестве Елены Прекрасной… Да и мысль о том, что дипотношения со всеми окрестными царями он испортил окончательно, его, похоже, вообще не парила.

Дальше было весело. В какой-то момент Серый Волк сказал «мне дальше идти нельзя» и Ваня поехал один на златогривом коне, с птицей и красавицей. Едет, насвистывает, боевое охранение не выставляет. Донасвистывался.

Как указано в протоко…в смысле, в сказке, той же ночью на него наехали его братья, спящего убили, коня, птицу и девку себе забрали и поехали домой. Тут же прибежал Серый Волк (минуточку! Ему же сюда нельзя было….), взял в заложники Вороненка, сгонял Ворона за живой и мертвой водой, Ивана оживил.
Клёво.

Лег спать, проснулся, от того, что тебя водой брызгают, имущества нет, а тебе, сонному, говорят: «Крепко ты спал, - говорит серый волк. - Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!»

Ваня сел на Волка, догнали братьев. Какие там договоры были у Волка с братьями, мы уже не узнаем, потому что Волк их немедленно порешил, собственноручно, и, как было указано в протоколе осмотра места преступления, «клочки по полю разметал». Концы в воду.

Так а это… вот и всё…

В итоге мы имеем в качестве основного и единственного претендента на трон некого весьма недалекого, чтоб не сказать – тупого, Ивана (осмелюсь напомнить, что в начале истории он был младшим сыном, без реальных претензий на престонаследование), который обязан всем Серому Волку, подконтролен, снабжен «постельным» агентом влияния, и имеет при этом в народе репутацию лихого парня (а как же, конь то – огого! Птица то – ухуху!, баба то – ыгыгы!). Кроме того, повязан кровью братьев. Плюс к этому – внешнеполитическая ситуация у Берендея – хуже некуда. В общем – полная дестабилизация ситуации в стране.

Блестяще проведенная операция, майора Серого Волка представить к правительственной награде.

PS. Мне вот одно интересно: это была изначально спланированная операция, и яблоки в виде Жар-птицы тоже воровал Серый Волк под полиморфом (тогда понятно, почему поймать его смог именно Ваня), или же импровизация и ловкое использование сложившейся ситуации?

В общем, читая сказки, не включайте мозг. НИКОГДА.

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Сказка «Иван царевич и серый волк»: главная мысль и мораль

Мораль сказки «Иван царевич и серый волк» станет ясна, если ознакомиться с .

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Чему учит сказка»Иван царевич и серый волк»? Добро торжествует, зло наказывается.

Сказка учит нас, что долг платежом красен. Серый волк сполна отплатил Ивану за погубленного коня. И нового коня помог добыть, и красавицу-жену приобрести и Жар-птицу для отца, царя Берендея.

Также сказка учит доброте, что за добро платится добром, за зло и злом откликается. В сказке также народ показал, что не всё в жизни достаётся только трудом и упорством порой нужна хитрость и лукавство.

В сказке часто встречается число «три»:

  1. У царя Берендея было три сына.
  2. Три ночи подряд сыновья царя караулили сад, чтобы поймать вора.
  3. Отправились в три стороны искать Жар-птицу.
  4. Три добычи пришлось доставать Ивану-царевичу: Жар-птицу, коня златогривого, Елену Прекрасную.

Урок русской литературы в 5 классе с казахским языком обучения

Удербаева Н.Г.,

учитель русского языка и литературы

СШ № 20 г. Костанай

Тема: «Иван-царевич и Серый волк».

Цель: научить умению понимать главную мысль, которая заключена в сказке, читать текст сказки осмысленно.

Оборудование: текст сказки, правила работы на уроке, словарные слова, тестовые задания.

Ход урока

I. Словарная работа.

1. Запишите слова в тетрадь:

Добрый конь – хороший конь

свалился спать – лёг спать, заснул

служить верой и правдой – служить добросовестно, честно

терем – в древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде баашни

лесная избушка – уменьш. от изба

откуда ни возьмись – неожиданно, неизвестно откуда

жить-поживать да горя не знать – хорошо жить

II. Проверка осмысления текста сказки. Тест.

1. Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:

А) волшебная В) о животных С) бытовая

2. Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:

А) Афрон В) Берендей С) Далмат

3. Кто воровал золотые яблоки в царском саду?

А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица

4. Кому принадлежала Жар-птица?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю

5. Чья дочь Елена Прекрасная?

А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана

6. Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

А) потому что стража увидела, как он перелезал через стену

В) потому что он дотронулся до клетки, в которой сидела Жар-птица

С) потому что он похитил Жар-птицу

7. Почему Иван-царевич не мог забрать коня златогривого?

А) потому что сторожа в конюшне ещё не спали

В) потому что он дотронулся до уздечки

С) потому что ему помешали его братья

8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?

А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья

9. Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра

хвостом заметает.

А) поскакал очень быстро В) поскакал, ничего не замечая

С) поскакал, разрушая всё на своём пути

Код правильного ответа: 1А, 2В, 3С, 4С, 5А, 6В, 7В, 8В, 9А.

III. Самостоятельная работа. Работа в группах.

1 группа. Дайте характеристику старшему сыну царя Берендея.

2 группа. Дайте характеристику среднему сыну царя Берендея.

3 группа. Дайте характеристику младшему сыну царя Берендея.

4 группа. Какое число больше всего употребляется в сказке? Привести примеры из текста.

Проверка выполнения задания.

Число «три»:

1) У царя Берендея было три сына.

2) Три ночи подряд сыновья царя караулили сад, чтобы поймать вора.

3) Отправились в три стороны искать Жар-птицу.

4) Три добычи пришлось доставать Ивану-царевичу: Жар-птицу, коня златогривого, Елену Прекрасную.

5) Серый волк три раза превращался: в Елену Прекрасную, в коня златогривого, в Жар-птицу.

Характеристика старшему сыну:

1) Старший сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл в первую ночь. Сколько ни ходил, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

2) Утром, когда царь спросил его, видел ли он кого-нибудь, он сказал, что всю ночь не спал, глаз не смыкал, но никого не видел. Он обманул своего отца.

3) Отправился искать Жар-птицу – в одну сторону. Он хочет славы только для себя.

4) Сговорился со средним братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Вывод: Смог ли старший сын найти Жар-птицу? Почему? (потому что искал один)

Характеристика среднему сыну:

1) Средний сын попросился караулить сад и поймать вора, который крадёт золотые яблоки. Он пошёл во вторую ночь. Он тоже проспал.

2) Наутро сказал отцу, что никого не видал.Он обманул своего отца.

3) Отправился искать Жар-птицу – в другую сторону. Он хочет славы только для себя.

4) Сговорился со старшим братом убить своего младшего брата Ивана и забрать у него добычу. Он злодей.

Вывод: смог ли средний сын найти Жар-птицу? Почему? (потому что искал один)

Характеристика младшему сыну:

1) Младший сын Иван караулил на третью ночь. Он боялся даже присесть. Когда его сон начинал одолевать, росой с травы умывался, чтобы не уснуть.

2) Он схватил Жар-птицу за хвост, но она улетела, а у него в руке осталось одно золотое перо от хвоста. Узнал, кто ворует яблоки.

3) Отправился искать Жарь-птицу – в третью сторону.

Почему отправился в третью сторону? (Старшие братья не предложили ему свою помощь.)

4) Нашёл Жар-птицу, поехал домой на златогривом коне с Еленой Прекрасной. Оправдал доверие отца.

Вывод: Почему младший сын Иван сумел найти Жар-птицу? (Ему помогал Серый волк.)

Почему он позволил Серому волку растерзать своих старших братьев в клочья? (потому что они злодеи, сговорились и убили своего младшего брата)

Чему учит сказка? (Добро торжествует, зло наказывается.)

Кто из героев сказки олицетворяет добро? (Иван-царевич, Серый волк) А кто – зло? (старшие братья Ивана-царевича)

IV. Домашнее задание: прочитать сказку «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» на стр. 44-48.