Как лучше готовиться к огэ. Самостоятельная подготовка к ОГЭ: эффективна ли и что для нее понадобится

Такой способ проверки знаний учащихся, как ЕГЭ и ОГЭ, появился сравнительно недавно. Некоторые выпускники и их родители ошибочно полагают, что единый экзамен гораздо важнее, нежели основной госэкзамен, который сдают учащиеся 9-х классов. На самом же деле итоговая оценка по русскому языку, например, выставляется в аттестат, основываясь не только на результатах итогового экзамена, но и на годовой отметке за 9 класс.

А это значит, что готовиться к ОГЭ следует не меньше, а так же серьезно, как и к ЕГЭ. Стоит отметить, что несколько последних лет ходят слухи о том, что вполне возможно введение конкурса аттестатов выпускников при поступлении в тот или иной ВУЗ.

Учащимся сегодня следует приложить немало усилий, чтобы выдержать и успешно сдать все итоговые экзамены по окончании основной школы. Хороший результат - это возможность продолжить обучение в профильных школах.

Чтобы прийти к намеченной цели с хорошими результатами, необходимо сделать следующее:

Во-первых, ученику стоит пройти тестирование по результатам обучения в 8-ом классе, чтобы объективно оценить уровень своих знаний;

Во-вторых, следует определиться со своими интересами и, учитывая результаты тестирования, выбрать то направление, в котором бы будущий выпускник хотел продолжить обучение (будь то колледж, лицей или профильная школа);

В-третьих, было бы неплохо составить для себя план подготовки к экзаменам по определенным предметам, которые необходимо сдать для поступления в профильное образовательное учреждение;

В-четвертых, следует продумать стратегию подготовки (например, можно записаться и посещать курсы подготовки)

Как же правильно самостоятельно подготовиться к сдаче ЕГЭ? Ученикам вполне могут оказаться полезными следующие советы:

Из сборника с тестовыми заданиями следует выбрать один вариант и попробовать его решить;

Над каждой ошибкой провести скрупулезную работу, повторив тему, к которой она относится;

Проштудировать все темы, по которым у ученика возникают вопросы;

Следующий шаг подготовки - это выбор из сборника заданий другого варианта с целью еще раз себя проверить;

Если с каким-то заданием справиться не удается, учащемуся следует обратиться за помощью и разъяснениями к учителю;

При подготовке не стоит сразу после прочтения задания сверяться с правильными ответами, так как запомнить их все невозможно;

В процессе повторения любой темы очень важно, чтобы ученик понимал суть материала, над которым он работает;

Не стоит тратить время на зубрежку изученного материала, вполне достаточно уловить смысл ключевых моментов.

Учащимся 9-х классов будет нелишним прислушаться и к некоторым простым рекомендациям:

1. Перед тем, как начинать работу по подготовке к экзамену, стоит расслабиться и не нервничать. Такой подход поможет лучше сосредоточиться на главном.

2. Чтобы на экзамене для выпускника не было неожиданностей, следует заранее ознакомиться с процедурой экзамена. Выполнение тренировочных заданий при подготовке поможет сориентироваться и правильно рассчитать время на выполнение того или иного задания. Учащимся стоит заранее узнать все правила по заполнению бланков.

3. При подготовке не следует перенапрягаться и подолгу заниматься однообразной и монотонной работой, так как внимание начнет довольно быстро рассеиваться. Умственную деятельность следует разбавлять двигательной активностью. Чтобы не переутомляться, неплохо делать небольшие перерывы для прогулок на свежем воздухе.

4. Пейте больше жидкости! Это способствует улучшению активной работы мозга. Полезно пить простую воду или минеральную, можно и зеленый чай. При этом не забывайте правильно питаться.

5. Если вы чувствуете, что ваши умственные нагрузки значительно увеличились, то будет неплохо увеличить и время сна (хотя бы на час).

Для получения аттестата школьнику необходимо сдать минимум 4 экзамена. Сюда относятся 2 обязательных (русский язык и математика), а также и 2 предмета на выбор из 12 предлагаемых дисциплин (литература, информатика, биология, география, физика, химия, иностранные языки и др.).

С выбором предметов затягивать не стоит, определиться лучше как можно быстрее, чтобы было больше времени для подготовки. Выбранные дисциплины будут также необходимы для обучения в 10-11 классах или в других учебно-образовательных учреждениях.

Попробовать свои силы и выполнить задания по ОГЭ ученики могут и при помощи сети Интернет, после чего необходимо проделать работу над ошибками и уделить больше внимания тем темам, по которым есть какие-то пробелы. Чтобы реально оценить уровень подготовки, ученику не стоит пользоваться подсказками на пробном тестировании.

Как самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии выпускникам средних образовательных учреждений быстро и эффективно? Сейчас этим вопросам озадачены все, кому предстоит сдавать экзамены, от результата которых зависит будущее.

Довольно часто школьники не могут определиться с будущей профессией. А это значит, что и с выбором предметов появляются трудности, поскольку техникумы, колледжи и училища требуют сдачи определенных предметов для нужной специальности. Учащиеся, которые остаются в школе, тоже должны сдать предметы для перехода в 10 класс. Обязательными считаются русский язык и математика, а остальные — по желанию. Так вот, если выбрали биологию, то подготовиться за короткий срок возможно. В первую очередь необходимо взять все книжки по предмету за предыдущие годы. А еще лучше — собрать тетрадки с конспектами. Так будет быстрее и легче усвоить материал. Если же нет конспектов, то не беда! Можно завести тетрадь, а уже там записывать важное.

После того как весь материал пройден, можно переходить на вторую ступень подготовки.

Самое главное в подготовке к экзаменам — это огромное желание. Если его нет, то и результата не будет. Затем нужно определить для себя, какой способ подготовки будет лучше.

На данный момент лидируют специальные курсы. Их устраивают в самих колледжах или университетах. Набираются 3-4 группы по 15-20 человек. Это подходит для тех, кто знает предмет на слабую четверку. Стоит отметить, что на коллективных занятиях можно упустить важный материал. Людей много, и преподавателю будет физически сложно подойти к каждому. Поэтому придется слушать внимательно. Тут есть и свои плюсы. Например, в группе могут оказаться те ученики, которые усвоили какой-то материал хорошо и в последующем смогут объяснить.

Репетиторов нанимает каждый второй. Это такой же учитель, только занимается в индивидуальном порядке. Не обязательно проходить все темы. Можно взять те, которые непонятны. Или же скачать программу ОГЭ. А уже по ней разбираться.

Самообразование — наиболее эффективный способ. Здесь учащийся сам читает, выбирает для себя полезное, учит самое важное и запоминает то, что пригодится на экзаменах. Только это способ для тех, у кого большая сила воли и нет лени. Придется распределить свое время так, чтобы оставалось на занятия. На самообучение нужно выделить как минимум 2 часа в сутки. Иначе результата не будет.

Какой способ подготовки выбрать?

Сейчас очень модно навязывать выпускникам подготовительные курсы и репетиторов. Такие способы очень затратные. Порой на подобное дополнительное образование уходит много денег. А есть и такие родители, которые влезают в долги ради обучения детей. Есть и другой выход — самоподготовка. Во-первых, дает больше знаний, а во-вторых, не требует вложений средств.

Оптимальный вариант — начать готовиться к экзаменам после окончания 8 класса в летнее время года. Но если не удалось, то желательно претворить задуманное в жизнь в сентябре. Для того чтобы ничего не упустить, следует прописать себе алгоритм действий:

  1. Перед тем как подготовиться к тесту, необходимо взять все книги, справочники, энциклопедии по биологии. Если библиотекарь отказывается дать учебники, то необходимо сказать, что нужны для подготовки к экзаменам. Затем следует приобрести тетрадь и сделать конспекты к важным темам. На это понадобится около трех месяцев. Потом необходимо поискать в интернете таблицы, дополнительные электронные учебники, краткую теорию. По возможности лучше распечатать, чтобы всегда материал был перед глазами. Когда есть основная база (ее нужно усвоить с сентября по декабрь), можно приступать к решению ОГЭ.
  2. Сейчас есть множество сайтов по решению ОГЭ онлайн. Это удобно, поскольку можно в любое время зайти, выбрать вариант и решать. В онлайн-тестах есть время, система подсчета правильных и неправильных ответов, а также общий балл. Так что сразу после решения можно оценить свои знания. Не стоит расстраиваться, если в первый раз система показала низкий уровень подготовки. Наоборот, нужно начать заниматься усиленно. Если указанного времени не хватает, то можно распечатать тесты или купить в книжном магазине. В этом случае уже можно сидеть и думать столько, сколько хочется.
  3. Ежегодно программа основного государственного экзамена меняется. Или же туда вносятся поправки. Поэтому очень важно скачать программу, в которой указано, на какие темы обратить особое внимание. А лучше взять ее у репетитора или учителя биологии. У них уж точно она правильная!
  4. После того как все книги прочтены, более 80 тестов пройдено, следует обратиться к учителю с просьбой проверить знания. Это лучше сделать в марте. Если педагог говорит, что результат отличный, то нужно продолжать в том же духе. Для общего развития можно взять дополнительную литературу по биологии, которая тоже способна стать неотъемлемым источником информации.
  5. В социальной сети Вконтакте созданы специальные сообщества для подготовки к экзаменам. Там сидят несколько тысяч школьников из разных уголков России. А это еще один источник информации.
  6. Если в классе есть те, кто сдает биологию, то можно готовиться вместе с ними. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше».

При самостоятельной подготовке ни в коем случае нельзя давать себе слабину. Рекомендуется заниматься ежедневно по 3 часа в будни и до 5 часов в выходные. Конечно, столько времени тяжело сидеть. Поэтому в период занятий нужно делать небольшой отдых по 10-15 минут.

Помимо школьного обучения и подготовки есть дополнительные дела — это уборка, прогулки на свежем воздухе, развлечения. Если есть возможность, то лучше скачать аудиозапись тем и слушать в свободное время или перед сном.

Готовиться к ГИА по биологии надо тщательно, используя всевозможные источники информации. А обычные уроки по данному предмету в школе пропускать нельзя, несмотря на то, что тема знакома и проста. Повторение материала еще никому вреда не принесло.

В программе ОГЭ обязательно будут такие темы:

  • Биология, как наука;
  • Живые организмы;
  • Анатомия;
  • Ботаника;
  • Зоология;
  • Генетика;
  • Бактерии и вирусы;
  • Царство животные;
  • Физиология человека;
  • Эволюция животного мира;
  • Биосфера;
  • Экосистема и др.

И это даже не половина списка! Хорошая подготовка занимает от 4 месяцев и более. Зубрежка, шпоры и надежда на удачу вряд ли помогут. Только знания и умение применять их на практике дадут положительный результат.

Как готовиться к экзаменам и насколько это сложно, понятно. А как облегчить — непонятно. Врачи настоятельно рекомендуют применять Глицин, Настойку пустырника, Пирацетам и другие успокаивающие препараты. А для того чтобы узнать, подходит то или иное лекарство, необходимо проконсультироваться со специалистом. Главное в этом вопросы — не наводить панику. Особенно важно выходить на свежий воздух и правильно питаться.

Подготовка к экзаменам требует много сил и времени. Для того чтобы сдать предмет на хорошую отметку, придется постараться. По возможности не откладывать занятия на второй план. Ведь от того, как подготовится ребенок, зависит его будущее. Даже если до экзамена остался всего месяц, не стоит паниковать. В мире нет ничего невозможного!

ОГЭ – важный этап для каждого девятиклассника, ведь именно по его результатам школьник либо идет учиться дальше в 10 класс, либо может стать студентом профессионально-технических учебных заведений. Если ранее учащиеся сдавали ГИА, которая больше напоминала стандартный экзамен, то современный основной государственный экзамен - скорее пробная версия ЕГЭ, поскольку все задания выполнены в подобной форме. Многие задаются вопросом о том, стоит ли пользоваться услугами или подготовится к экзамену самостоятельно.

Как правильно подготовиться к ОГЭ?

На данный момент девятиклассники сдают экзамен по четырем дисциплинам – два обязательных предмета (русский язык и математика), а также еще два по выбору. В программу испытания включены задания всего школьного курса, поэтому важно основательно повторить весь изученный материал. На помощь приходят и различные справочники, которые можно купить. Кроме этого стоит порешать типовые примеры по математике, поскольку, несмотря на тестовый характер вопросов, большинство из них будут в виде задач, а чтобы выбрать правильный ответ, нужно правильно ее решить на черновике и произвести корректные расчеты.

Что касается русского языка, то следует в первую очередь повторить все правила, касающиеся правописания слов и использования знаков препинания. Особое внимание стоит уделить структуре сочинения, ведь за него дают львиную долю баллов на ОГЭ.

Особенности некоторых дисциплин

Некоторые предметы по выбору имеют нестандартные задания, к примеру, в экзамен по физике включено экспериментальную часть. То же касается и химии, но там можно обойтись без реального эксперимента. На ОГЭ по иностранному языку нужно будет продемонстрировать свою устную речь, а вот на информатике задания выполняются на персональных компьютерах.

Возможно ли подготовиться самому?

Безусловно, каждый ученик может ответственно подойти к подготовке к ОГЭ, проштудировать горы методической литературы и повторить все правила. Но эффективность такой работы равна 50%. Основная причина кроется в том, что если какой-то материал был непонятен, то объяснить его некому, да и проверить правильность алгоритма решения задания самому тоже невозможно. В таком случае идеальным вариантом будет квалифицированный репетитор. Он поможет в кратчайшие сроки устранить все пробелы в знаниях, сможет указать на типичные ошибки, а также доступно изложит весь материал, чтобы ОГЭ было сдано на наивысшую оценку.

Как лучше готовиться к ОГЭ. Советы для учащихся.

1. Хорошо подготовь место для занятий : убрать со стола лишние вещи,

удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и

т.п. Рабочее место должно быть хорошо освещено, в комнате должно быть тепло, но не жарко, её нужно часто проветривать.

2.Необходимо собрать весь необходимый материал, а затем

систематизировать его. Важно проанализировать материал, выяснить, что ты

знаешь хорошо, что недостаточно, какой материал вызывает затруднения. Это

поможет тебе организовать направления дальнейшей деятельности.

3.Нужно разбить материал на части и распределить материал

равномерно по всем дням данным для подготовки .

4. Не стоит всѐ оставлять на последний день. Его лучше оставить для повторений и систематизации выученного материала.

5. Необходимо выстроить подготовку к экзамену с учетом своих индивидуальных особенностей . Если ты по своему темпераменту относишься к «быстрым темпераментам» (холерики и сангвиники), тебе лучше начать учить с наиболее сложного материала. Холерики и сангвиники быстро врабатываются, им не нужен большой подготовительный период, но и им быстро надоедает заниматься однообразной работой, до изучения трудного материала они могут просто не дойти, бросив занятия. Лучше учить материал блоками, делая небольшие перерывы на еду и отдых.

6. Если ты по своим индивидуальным особенностям относишься к людям

с медленными темпераментами (флегматик и меланхолик) тебе лучше начать с более простых заданий. Они медленно врабатываются, но постепенно работоспособность и продуктивность мыслительной деятельности возрастает.

Флегматикам лучше осваивать материал большими блоками, а перерывы делать

не часто, так как из-за частых перерывов ты потратишь много времени на

включение в работу.

Меланхоликам лучше делать небольшие, частые перерывы, так как у них быстро наступает утомление и снижается продуктивность мыслительной деятельности.

7. При подготовке к экзамену учитывай свои природные биоритмы. Если

ты от природы «жаворонок», то максимальная работоспособность у тебя

приходится на первую половину суток. Поэтому тебе лучше встать пораньше и

приступить к подготовке к экзамену, а вторую половину дня потратьте на

повторение и систематизацию материала. Спать также лучше лечь пораньше.

8. Если ты от природы «сова », то продуктивность мыслительной деятельности у тебя выше во второй половине дня. Поэтому тебе не стоит вставать рано,

первую половину дня потратить на повторение и систематизацию, а во второй

ударно поработать.

9. Необходимо также знать особенности работы памяти. Согласно

законам работы памяти лучше всего запоминается начало и конец информации, поэтому самый сложный материал лучше выучить либо в самом начале, либо оставить на конец. Повторять материал лучше не сразу после заучивания, а спустя 1-1,5 часа так как процесс забывания идет постепенно и только спустя некоторое время будет ясно, что вы помните, а что нет.

10. Если у тебя преобладает зрительный тип памяти тебе лучше работать с письменными источниками, если слуховой, что лучше читать вслух. При любом типе памяти продуктивность запоминания повышается, если составлять планы, схемы, таблицы или другие зрительные опоры. Обязательно

перепроверь точность запоминания фактического материала: даты, фамилии, название произведений, математические формулы и т.п.

11. Старайся соблюдать режим дня. Чтобы не страдать от бессонницы,

нужно ложиться и вставать в одно и то же время . Спать нужно не меньше 7,5-8 часов, если очень устаешь можно поспать 1-1,5 ч днем.

12. Чтобы мозг получал достаточное количество необходимых для

нормальной работы микроэлементов, нужно полноценное питание . Не стоит пить слишком много кофе, чая и газированных напитков, так как это приводит к перевозбуждению нервной системы и ухудшает качество мыслительной деятельности.

13. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по

этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых

заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

14. Чтобы снять психическое и физическое напряжение , необходимы

физические упражнения, отдых, прогулки на свежем отдыхе. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив,

мысленно рисуй себе картину триумфа.

15. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все

планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Как вести себя накануне экзамена:

1 . Не стоит тратить последнюю ночь перед экзаменом, на подготовку к нему.

Ты и так уже устал, а бессонная ночь может привести к переутомлению.

С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как

можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы,

"боевого" настроя.

2. За день до экзамена точно установите местонахождение, где будет

проводиться ОГЭ Это важно в том случае, когда экзамен проводится в не

знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости тратить

нервную энергию на поиск. За день до экзамена дважды проверьте, когда он

состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются

на экзамен с опозданием.

3. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за

полчаса до начала тестирования . При себе нужно иметь паспорт (не

свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных

ручек с черными чернилами.

4. Не забудь выложить сотовый телефон, чтобы тебя не заподозрили в

мошенничестве.

5. Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь

сидеть на экзамене 4 часа.

6. Очень легко, но питательно позавтракай. Съешь что-нибудь полезное

для работы мозга (сыр, рыбу, мясо, творог), не злоупотребляй кофе, оно может

привести к перевозбуждению.

7. Сделай упражнение на дыхание перед входом в помещение, где

проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился, я

справлюсь».

8. Избегайте тех своих одноклассников, которые склонны нагнетать панику, лучше отвлечься от происходящего, посмотреть в окно, вспомнить о чем-то хорошем, побыть в одиночестве, а не среди излишне волнующихся товарищей.

Как вести себя на экзамене

Нужно настроиться на экзамен, быть максимально собранным и уверенным в своих силах

Не стоит слишком беспокоиться и тревожиться, так от этого только ухудшается работа мышления и памяти. Нужно попытаться успокоится, вспомнить какое-то приятное событие из своей жизни, ситуацию в которой ты был успешен. Полезно убрать лишние движения (постукивание пальцем, раскручивание ручки и т.п.), так как это только невротизирует и тебя и других.

Необходимо сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть и сказать себе: «Я

спокоен».

После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно

и аккуратно заполни регистрационный бланк.

После выполнения предварительной части тестирования (заполнения

бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся

сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать

только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

Не бросайся сразу выполнять задания, внимательно прочитай

инструкцию, разберись в ней. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос

дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Читай

задание до конца!

Если ты боишься потерять нужную строку и поставить знак не туда

куда нужно, подложи под неѐ лист черновика.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты

не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие

раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и

ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся

твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Лучше

выполнять задания в том порядке, в котором они даны, так как они

расположены в порядке возрастающей трудности.

Если какое-либо задание не получается, не стоит тратить на него

слишком много времени. Лучше начать делать другие задания, а к нему

вернуться позже. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или

непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Если тебе кажется, что ты ничего не помнишь, то постарайся найти задание ответ, на который тебе известен, это поможет тебе успокоиться и восстановить другую информацию.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект

Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать очки.

Старайся выполнить как можно больше заданий, но не приноси количество в жертву качеству. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь

предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом

выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность

Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени

пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать

максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над

трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Соблюдай все требования к оформлению заданий, так как от этого напрямую зависит твоя оценка.

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть

пробежать глазами и заметить явные ошибки. Прочтите и проверьте то, что

написали с начала и до конца. Сотрите галочки и крестики ластиком.

Не покидайте аудиторию до окончания экзамена. Не обращайте внимания на

других учащихся, уходящих сразу по завершении своей работы. Оставайтесь на

своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент вас может осенить

мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.

Не переживай слишком серьезно из-за плохих результатов ОГЭ, помни, что ОГЭ

–это лишь экзамен, в нем всегда есть элемент случайности.


Готовимся к ОГЭ

(психологическая подготовка)

ОГЭ становится для выпускников уже обычным делом, но, тем не менее, до сих пор вызывает страх и стрессовые реакции не только у сдающих экзамен, но и окружающих взрослых. От чего же зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько вы уверены в своих силах, и как вы выучили материал. Особую роль здесь играет интеллектуально-психологическая готовность.

Сама форма ОГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, готовность учащегося к ОГЭ должна включать в себя такие качества как:

эффективная умственная деятельность в непривычных условиях,

анализ задания вне зависимости от привычных схем,

умение интуитивно определить верное направление решения или ответ,

владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.

психофизическое состояние подростка, (которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом, насколько он умеет преодолеть стресс.)

Все эти составляющие являются основой психологической подготовки к ОГЭ. Таким образом, природа возможных трудностей и страхов на экзамене в большей степени психологическая, поэтому наши занятия будут посвящены психологической подготовке к экзаменам. Вы узнаете, как можно более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах, что больше всего влияет на успешность в выполнении заданий ОГЭ, как научиться преодолевать свой страх, как справиться с нарастающим стрессовым волнением.

Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить вашу подготовку к экзамену и повысить результат.

Следует выделить три основных этапа:

Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

Поведение накануне экзамена,

Поведение собственно во время экзамена.

Как правильно готовиться к экзаменам?

Обычно во время подготовки к экзаменам человек плохо спит, утрачивает аппетит, теряет заряд бодрости. И оттого, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, зависит и успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья.

Прежде всего, я хотела бы познакомить вас с методами самопомощи, которые помогают держаться в хорошей внутренней форме, не расслабляться при подготовке к экзаменам, и, в то же время, помогают сбросить внутреннее напряжение.

В первую очередь необходимо внутренне настроиться на большую, серьезную и напряженную работу – умственный труд. И в первую очередь спросить себя: А чего конкретно я хочу получить на экзамене? Таким образом, сразу определится планируемый результат подготовки.

Понятно, что это психологически продуманная игра, но при подготовке к экзамену она настраивает человека на тот результат, который он для себя выбрал. Это один из видов самовнушения, который приводит к положительной самооценке школьника, повышает уверенность в себе, а также к некоторым положительным подвижкам в качестве его знаний и умения их применять.

Подготовку к экзаменам необходимо начинать заранее, понемногу, а не дожидаться, когда ситуация станет катастрофической.

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради. Можно ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то иллюстрации или календаря в таких тонах.

Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий, но это нет так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины. Желательно избегать в это время просмотров телепередач, игры в шахматы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Спать нужно при открытой форточке и не менее 9 часов. Это восстановит трудоспособность и обеспечит полноценный отдых. Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. (Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. Важное значение имеют овощи и фрукты. Так, улучшить память помогает морковь, смешанная с растительным маслом, так как она стимулирует обмен веществ в мозгу. Необходимы также фрукты и овощи с большим содержанием витамина С, которые помогают удерживать в памяти большие текстовые объемы.)

Для начала хорошо бы определить, кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Наиболее цепкая память между 8 и 12 часами дня и около 19 часов вечера.

Начинать повторение материала нужно на свежую голову - пока не устал, с самого трудного, с того раздела, который знаком хуже всего.

Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, нет настроения. В таком случае полезно начать с самого легкого материала, который более всего интересен и приятен.

Но если и это вам не помогает, если вы не можете сосредоточиться, включиться в работу, немедленно приступайте к процессу «врабатывания». Что это такое?

Сидя за столом, начинайте писать любые строчки, какие только приходят вам в голову. Главное, не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерываться. Через некоторое время мыслительные процессы начнут работать, и вы начнете думать о занятии.

Также лучше всего активность внимания повышают активные действия – жестикуляция, ходьба, гимнастические упражнения.

Аутотренинг

Кроме того, можно использовать простейший аутотренинг, который поможет включить умственную деятельность. Для этого нужно сесть за стол, где лежат книги, конспекты, закрыть глаза и про себя или шепотом повторить 8-10 раз: «Я могу писать Я могу писать, Я могу писать, я пишу… я пишу» Фразы могут быть разными, но главное условие – они должны быть короткими и существенными. Причем интонации должны нарастать от механической безучастности до приказа или требования. В момент наибольшего напряжения нужно внезапно замолчать, расслабиться, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, как через некоторое время в этой пустоте начнет всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге… Если что-то мешает, нужно попробовать вновь расслабиться и вновь услышать свой приказ.

Приступая к занятиям, полезно составить план, и необходимо четко опре-делить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "Немного поза-нимаюсь", а что именно сегодня вы будет учить: какие именно разделы и какого предмета.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник, тем более что он может быть не один. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, необходимо вначале вспомнить и записать все, что вы помните по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику.

При изучении вопроса вообще полезно структурировать материал, то есть составлять схемы, рисунки, план. Это полезно потому, что в этом случае материал запоминается как зрительно, так и механически (через записи). Такие записи полезны еще и при кратком повторении материала. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и только после этого их можно заучивать наизусть. Главное, надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Память устроена таким образом, что более 80% запоминаемого материала забывается сразу же в течение 8 часов, запоминается хорошо лишь тот материал, который вам стал понятен.

Также результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в утренние часы, у других вечером. Наименее продуктивно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, данных на уроках.

Кстати, также лучше запомнить материал помогает постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 10-15 минут в день.

А главное, нужно научиться тест прорешивать «технично», используя всевозможные вспомогательные приемы и соображения.

Существует определенная техника сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:

· тренировка постоянного жесткого самоконтроля времени;

· Тренировка в оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;

· Тренировка в прикидке границ результатов и минимальной подстановке как проверки, проводимой сразу после решения задания;

· Тренировка приема «спирального движения» по тесту.

Начнем с последнего пункта 4.

Этот прием является первым необходимым приемом для успешного написания задания типа «тест с ограничением времени». Он состоит в следующем: вы сразу просматриваете тест от начала до конца и отмечаете для себя то, что кажется вам простым, понятным и легким. Именно эти задания вы выполняете первыми.

Начинайте с того, что вы можете выполнить сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу В и отметьте два-три задания, которые поняли сразу. К ним вы перейдете, когда закончите с разделом А. Просмотрите раздел С – один пример в этом разделе всегда решаем без особого напряжения (это действительно так). Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом В». Вы можете сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту).

По пункту 1. Если вы планируете тест выполнить на 4, вы должны уложиться с разделом А в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после).

За второй час следует решить все, что удается из раздела В.

Третий час можно посвятить разделу С.

В оставшийся час (если вы чувствуете, что ни в пункте В, ни в С вам больше ничего не одолеть) следует вернуться к разделу А и решить все, что в нем осталось и может быть решено (добавить балы «не мелочи»).

Если вы планируете получить 5. В этом случае весь раздел А следует «уложить » в 40-45 минут (или меньше).

В разделе В нужно сделать не менее 7-8 заданий за 1 час.

В разделе С не менее 1-2 заданий.

На это может уйти 1-1,5 часа.

Эти временные затраты вы все время должны помнить – это и есть постоянный и жесткий контроль времени.

Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься с полной отдачей!

По пункту 2.Вы сами достаточно хорошо знаете, свои слабые места. Эти слабые места следует избегать при выполнении теста. Ограничив для себя объем заданий, которые вы наверняка должны решить, вы будете иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

По пункту 3. Простые подстановки для проверки результатов делайте сразу (а не «если останется время»). После решения задания вы должны снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Часто выпускники просто не обращают внимание на эти требования, записывая при верно решенном задании неправильный ответ на него в бланк теста. Правда, чаще эти дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В.

Тренируйся используя для этого как можно длительный промежуток времени Если иногда практиковать задания хотя бы по 2 часа без перерыва, то сначала вы будете очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,5-2 часа «на одном дыхании», даже слабые ученики.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

К такому режиму работы нужно приучать себя заранее и тренироваться в нем хотя бы 1 раз в неделю.

Как повторять материалы перед экзаменами?

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

Повторение - это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.

Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение

Сразу по окончании чтения

Второе повторение

Через 20 мин после предыдущего

Третье повторение

Через 8 часов

Четвертое повторение

Через сутки (лучше перед сном)

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами

Если в помещении, где будет проходить экзамен, холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3-4 часа

Во время тестирования

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо...».

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Памятка для учеников

«Психологическое сопровождение ОГЭ»


Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ОГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ОГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ОГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.