Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использование песочной терапии в работе с детьми с овз

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера.

К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность выразить себя через общение.

Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи.

На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Следует отметить, что опыт реализации инклюзивной практики дошкольных учреждениях, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития.

Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используются песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.

Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры на песке дают уникальную возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и понять его.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая заряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия» для детей не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.
Песочная терапия является эффективным методом помощи ребенку. Во время занятий, например «Улыбнулось солнышко», «Дождик» происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения;

«Художники»

Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры(цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.

«Строители»

Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?

Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно. Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».

Обучение : если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.

«По морям по волнам»

«Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.

Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.

«Что спрятано?»

Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». (пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т.д.)

Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.

«Дорисуй»

Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».

Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, которые, в свою очередь:

  • снимает мышечную напряжённость
  • развивает чувствительность и мелкую моторику рук
  • осуществляет ориентировку в пространстве
  • помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
  • развивает активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации)
  • стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию
  • позволяет ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации
  • преодолевает комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок
  • развивает творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • способствует расширению словарного запаса
  • помогает освоить навыки анализа и синтеза
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие
  • помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику для детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Татьяна Березина

Иры и упражнения с песком для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К. Д. Ушинск ий

Песок – это терапевтический материал, отличная обучающая среда для развития игровых навыков, поле для взаимодействия. В играх с песком рождается интерес к игрушкам и деятельности другого сверстника или взрослого, что дает начало контакту между детьми, закладывая навыки общения. Игры с песком можно проводить подгруппой детей или индивидуально. Играть можно как в песочнице на участке, так и в условиях группы за столом на подносе с песком.

Игры для детей 3-4 л

ет.

1. Упражнение «Знакомство с песком»

Цель: познакомить с песком, отметить свойства сухого песка (сыплется, не марается).

2. Упражнение «Удержи песок в ладошках»

Цель: учить набирать песок и удерживать в ладонях, сыпать тонкой струйкой.

3. Упражнение «Спрячем ручки»

Цель: учить прятать руки в сухом песке, засыпая пальчики или погружая руки в песок.

4. Упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: учить зарывать игрушки в сухой песок, засыпая или погружая в песок.

5. Игра «Найди игрушки»

Цель: учить доставать мелкие игрушки из сухого песка, погружая в него руки.

6. Упражнение «Чья горка лучше?» («Построй горку»)

Цель: учить делать горку из сухого песка, сгребая его ладошками или совочком.

7. Упражнение «Игрушки катаются с горки»

Цель: учить подгребать кучу песка снизу пальчиками, чтобы игрушка, находящаяся наверху кучи, скатилась вниз.

8. Игра «Наполни баночку»

Цель: учить насыпать ложкой сухой песок в банку.

9. Игра «Насыпь песка в бутылку»

Цель: учить насыпать песок в бутылку с помощью воронки.

10. Упражнение «Дорожки из песка»

Цель: учить брать сухой песок щепоткой и сыпать в виде дорожки.

11. Упражнение «Найди камешки»

Цель: учить просеивать песок через сито, отделяя камешки от сухого песка.

12. Игра «Игрушки потерялись»

Цель: учить перетряхивать сухой песок, чтобы достать игрушки.

13. Игра «Волшебные рисунки»

Цель: учить насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать остатки песка, и называть изображение.

14. Упражнение «Цветной песок»

Цель: учить смешивать песок и цветной толченый мел до получения однородной массы при помощи ложечки (палочки)

15. Упражнение «Чудесный песок»

Цель: учить поливать сухой песок из лейки, получая сырой песок и обратить внимание на его новые качества.

16. Упражнение «Колобки»

Цель: учить лепить из сырого песка круглые формы.

17. Упражнение «Рисование палочкой» (пальчиком)

Цель: продолжать знакомить со свойствами сырого песка, рисовать палочкой (пальчиком) оставляя следы.

18. Игра «Посадим овощи»

Цель: учить пользоваться плоскостными изображениями, втыкать их в сырой песок.

Игры для детей 4-6 л

ет.

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -.»

2. Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.

5. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками- «жучки здороваются»).

«Незнакомое животное» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

6. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры - дождик, солнце, тучу и т. д.

8. Игра-упражнение «Песочный круг»

Цель: знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием песка.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней.

9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

10. Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на песке лица с различными настроениями.

11. Игра-упражнение «Кто я?»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка, развитие воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

13. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

14. Игра-упражнение «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.

Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке.

15. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игры для детей 6-7 л

ет.

Можно продолжать применять в работе с детьми игры «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», «Песочный круг», «Такие разные настроения», «Волшебные превращения», «Песочные прятки», «Отпечатки».

Можно применять в работе рисование на песке разными методами и приемами:

Рисование ладонью;

Рисование ребром большого пальца;

Рисование щепотью;

Рисование мизинцем (и другими пальчиками);

Одновременное использование нескольких пальцев;

Рисование кулачком;

Высыпание из кулачка;

Рисование симметрично двумя руками;

Отсечение линий.

Игра «Рисование из кулачка»

1. Набрать в кулак песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать. Пусть ребенок увидит, что песок ложится по- разному. Чем ниже рука, тем более темным и плотным получается изображение, чем выше, тем размытее и прозрачнее. Можно усложнить игру, если показать, что песок можно сыпать в виде линий и каракулей. Под поднос с прозрачным дном можно помещать изображения (прямая линия, круг, зигзаг и др.). ребенку будет интересно их засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку. Показ и действия можно сопровождать подсказкой:

Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!

Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!

Кулачок-волшебник, нам полоску нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!

2. Набрать в кулак песок и высыпать его сквозь пальцы. Кулак при этом обращен к рабочей поверхности.

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Игра «Секрет»

В песок помещается предметная картинка под прозрачным оргстеклом или пленкой. Ребенок потихоньку раскапывает картинку, стараясь как можно быстрее угадать, что там хранится. Можно усложнить игру, заменив предметные картинки на сюжетные (эпизоды знакомых сказок и мультфильмов)

Игра «Опыты с песком»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

№ 1 «Откуда берётся песок»

Опыт: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это?

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№ 2 «Из чего состоит песок»

Опыт: Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок)

С помощью лупы рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование: Сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение.

Почему же так происходит?

Давайте внимательно рассмотрим песок.

Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок.

Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№4. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование: Сухой песок и мокрый песок, поднос, формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо.

Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка.

Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются.

Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Литература:

1. Вайнова А. «Песочное рисование» - Ростов-н-Д:Феникс, 2014г.

2. Дерягина Л. Б. «Лепим куличики», пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет» - СПб. :Литера, 2006г.

3. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» - М. : Инт,2010г.

5. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» - СПб. : Речь, 2006г.

7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» - СПб. : Речь, 2007г.

8. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» - СПб. : Речь, 2006г.

9. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» - М. : Сфера, 2014г.

7. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1. Уфа: Омега Сайнс, 2016. С.174-176.

8. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.243-245.

9. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.142-144.

© Топакова В. В., 2016

Фетисова Мария Юрьевна

Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г.Новокуйбышевск Самарской области

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

Ключевые слова

Арт-терапия, песочная терапия, кинетический песок, ограниченные возможности здоровья

Внутренний мир ребенка очень сложен и велик. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы услышать ребенка, почувствовать его проблемы, помочь раскрыть внутренний мир, найти себя в этом огромном мире.

Говоря же о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, нужно помнить и о таком важном аспекте, как бережная забота о его здоровье.

Применение методик и технологий художественно-эстетической направленности всегда придавало положительную окраску процессам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно искусство является основным средством, которое способно решить целый ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.

Одним из направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является арт-педагогика и арт-терапия.

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с ОВЗ, их социальная адаптация средствами культуры. Арт-терапии - гармонизация психологического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Существует много видов арт-терапии - музыкотерапия, имаготерапия (театрализация), фототерапия, игровая терапия, изотерапия, библиотерапия и множество других.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, в том числе методов арт-терапии, ориентированы на решение эмоционально-волевых проблем ребенка, формирование позитивной самооценки ребенка с ОВЗ, в первую очередь с речевыми нарушениями, в работе с которыми пристальное внимание следует обратить на развитие тонких движений пальцев, ведь для детей с речевыми нарушениями очень важна взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

Доказано, что мысль и глаз двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, большое внимание следует уделить тренировке рук, что будет мощным стимулом для развития головного мозга.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком направлении арт-терапии как песочная терапия, которое становится популярным в последнее время благодаря такому изобретению современных химиков как кинетический песок, который носит много названий - живой, космический, мокрый. Но как бы не назывался этот продукт, ценность его неоспорима.

Это очень необычный материал, созданный в 2013 году в Швеции, на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не вызывает аллергии, легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. Все эти свойства позволяют активно использовать его в образовательной деятельности как дома, так и в детском саду.

Количество игр и упражнения с песком безграничны, все они вызывают неподдельный интерес ребенка, позволяют повысить эффективность занятий.

Знакомство с этим удивительным материалом мы начинаем еще в группах раннего возраста во время проведения непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с веществами и материалами. Малыши знакомятся со свойствами песка, разглаживают его, рисуют пальчиками закорючки, лепят и разрушают свои комочки. Помимо общего положительного фона, эти занятия позволяют изучить цвет, форму, величину. Кроме формочек используются пластиковые стаканчики, ячные контейнеры, футляры от яиц с сюрпризом и другой бросовый материал.

Для ребят постарше воспитатели совместно с родителями изготовляют формочки в форме цифр, детям очень нравятся такие игры и они быстро и с удовольствием запоминают названия и обозначения цифр.

В песке можно прятать предметы и играть по принципу «Волшебного мешочка», выделять основные признаки предметов, чувствовать пальцами разницу, развивая тем самым тактильные ощущения. В песке можно зарыть клад пиратов, и на песке же нарисовать карту сокровищ.

Замечательная игра по изготовлению отпечатков фигур на песке. Можно почувствовать себя археологами, смастерив отпечаток фигурки динозавра на песчаном камушке. Можно сделать следы животных и определять, кому они принадлежат. Либо по принципу игры «Мемори» изготовить по паре одинаковых отпечатков, запомнить их расположение, перевернуть и отгадывать месторасположение двух одинаковых.

Рисование на песке тоже может быть различным. Можно нарисовать тропинку. Это, простое на первый взгляд задание часто вызывает у детей затруднение, так как должен быть определенный нажим и положение пальца. Но данное упражнение очень полезно для развития моторики.

Для детей с нарушением речи можно вылепить из песка «язычок» из различных логопедических упражнений («Горка», «Чашечка» и т.д.) и повторить эту форму уже собственным языком.

Занятия с логопедом можно превратить в увлекательную игру, если слова, которые нужно разделить слоги, будут написаны не в тетради, а на песке, и вместо ручки использовать палочку или пальчик.

Любая ролевая игра будет интереснее с живым песком. Из него можно сделать огород и посадить пластиковые овощи, можно построить автостраду, или сварить суп.

Все это только малая доля тех игр и упражнений, которые Вы можете использовать со своими детьми. Но, безусловно, на занятиях с песком нет скуки и монотонности, каждая игра как открытие, которая принесет радость и пользу в освоении обыденных вещей волшебным образом.

Список использованной литературы:

1. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2006.

2. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.

© Фетисова М.Ю., 2016

Фоминцева Наталья Сергеевна

Учитель, МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова:

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение. В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека . В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью . В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание . Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств .

С.Д.Заваринапедагог – дефектологОСП «Детский сад №10 «Улыбка» МБОУ «Центр развития ребенка Детский сад №9 «Родничок » г. НяндомаПесочная терапия для детей с ОВЗ
Воспитанники коррекционной группы отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является –песочная игротерапия.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
Оборудование для игр с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
различные здания и постройки;
бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Правила игры с песком для малышей:
1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Игры на поверхности сухого песка
Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.Песочный дождик.
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: Песочница.Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Песочный ветер.
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля. Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Необыкновенные следы.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).