Стеллаж в гараже своими руками – надежная и прочная конструкция без лишних затрат! Идеальный порядок в гараже: полки и стеллажи своими руками Стеллаж для гаража из канистр

На дачном участке хозяину предоставляется возможность поэкспериментировать в плане ландшафтного дизайна, реализовать предлагаемые разными народными умельцами идеи. Особенно могут дать волю фантазии те огородники и садоводы-любители которые любят посещать отели в Лазаревском , которые имеют желание рационально использовать каждый метр площади. Интересные самоделки для дачи начинаются с обустройства грядок.

Редко кто из настоящих хозяев не мечтает оптимально использовать на приусадебном участке имеющееся свободное пространство. Для этого в арсенале дачника имеется нестандартное решение под названием вертикальные грядки.

Грядки из труб

Вариант грядок из подвешенных на проволоке, на цепях водосточных труб или на длинных шестах. В них будет комфортно главным образом пряным травам и декоративным растениям. При конструировании надо учесть два момента. Во-первых, длина должна быть такова, чтобы грядки не загромождали территорию и не препятствовали передвижению хозяев. Во-вторых, место, где устанавливается конструкция, с минимальной интенсивностью ветров, чтобы избежать разрушения.

Этапы создания грядок из труб:

  1. Вдоль всей длины разрезать на две одинаковые половинки все трубы. С обеих сторон закрыть заглушками каждую заготовку.
  2. На контейнеры надеть металлические держатели.
  3. Просверлить отверстия для металлического крепежа.
  4. Сквозь каждое отверстие протянуть проволоку, крепкий канат или металлический трос, после чего надежно зафиксировать крепежом.
  5. Дно каждого контейнера выложить дренажным слоем керамзита, поверх которого насыпать грунт.
  6. Высадка растений.

Контейнеры из труб не обязательно подвешивать предложенным выше способом. Их можно просто установить на перекладины деревянной П-образной конструкции.

Грядки из полиэтилена

Сама по себе полиэтиленовая пленка не отличается особой прочностью. Поэтому оптимальной толщиной полиэтилена считается значение не менее 0,2 мм.

Процесс изготовления:

  1. Острым ножом или ножницами выполнить раскрой двух отрезков пленки прямоугольной формы. При этом длина немного больше той, что указана в чертеже, т.е. 1,5-2 см оставить на припуск. Грядка должна иметь диаметр примерно 20 см.
  2. Соединив нижние и боковые стороны обеих отрезков полиэтилена (плавлением или сшиванием) образовав своего рода мешок.
  3. Вверху прикрепить ручку, которая должна выдержать вес подвешенной грядки вместе с влажным грунтом и растениями. При этом каждый полив водой увеличивает вес грядки.
  4. Подготовив необходимым образом плодородную землю вместе с удобрениями, насыпать в мешок.
  5. В горизонтальном направлении с двадцатисантиметровым интервалом сделать разрезы, в которые высадить рассаду.
  6. Растения периодически увлажнять и вносить удобрения.

Такие грядки не только просты в исполнении, но и не дорогостоящи.

Дорожки для аккуратных дачников

Дорожка из автомобильных покрышек

Это очень экономный вариант дорожки, которую можно разложить на огороде или в саду. Такие интересные и полезные самоделки может изготовить даже женщина. На её изготовление уйдет совсем мало времени.

Острым и мощным ножом или пилой срезать боковые части покрышки.
Образовавшееся кольцо разрезать, разровнять и выстелить на землю.
Покрасить рифлёную поверхность, после чего сверху можно равномерно посыпать мелкой каменной крошкой.

Дорожки из бутылочных крышек

Дорожки, выложенные простым и практически бесплатным материалом, оригинально смотрятся.
Пластиковые крышки можно окрасить в разные цвета.
Создание бетонного основания: вдоль вырытой неглубокой траншеи соорудить опалубку, засыпать слой щебня и утрамбовать. Залить в опалубку раствор (вода, песок, цемент и клей).
Не дожидаясь когда бетон застынет, вдавить в него пробки.

Самоделки для гаража

Почти в каждом хозяйстве найдутся пластмассовые канистры из-под каких-либо жидкостей. Из них получаются разные полезные вещи, инструменты. Интересные самоделки для гаража помогут организовать пространство, и навести порядок.

Полочка из канистры

Кроме пятилитровой пластиковой канистры понадобится тонкая доска или фанера.

  1. Канистру тщательным образом вымыть.
  2. Вдоль всей емкости острым (по высоте) ножом разрезать её на две одинаковые половинки.
  3. На дощечке или листе фанеры, которая послужит основанием, сделать неглубокие вырезы. Такую операцию удобно выполнить с помощью деревообрабатывающего станка.
  4. Нанеся клей (согласно инструкции), нижнюю часть пластиковой емкости вставить в пазы.
  5. На поверхность равномерно распылить краску из баллончика.Конструкция рассчитана только на хранение деталей обладающих маленьким весом.

Стеллаж из канистр

Для предлагаемой конструкции стеллажа понадобится 40 пластиковых канистр.

  1. Из картона вырезать трафарет в виде прямоугольника, размеры которого должны быть немного меньше поперечного сечения канистры.
  2. Острым ножом проткнуть канистру в верхней части.
  3. Вплотную к отверстию оставленного ножом приложить бумажный трафарет и вокруг него маркером обвести контур.
  4. В каждой канистре ножницами вырезать по контуру отверстие.
  5. Канистры сложить в ряды с одинаковой длины, соединяя каждый из них веревкой.
  6. Чтобы ряды не рассыпались во время эксплуатации их надо дополнительно обвязать по всему периметру.
  7. Самодельный шкаф можно поставить у самой стены, тогда можно будет в нескольких местах просверлить отверстия и прикрепить с помощью дюбелей к ней.
  8. Для устойчивости шкафа в самом нижнем ряду выложить какие-нибудь тяжелые предметы.

Из канистр также можно сделать выдвижные шуфлядки. В таком случае отверстия вырезаются в боковой части. Сбить из досок ряды полок так, чтобы туда вплотную входили канистры-шуфлядки. Канистры должны быть развернуты ручками наружу.

Шкаф для хранения пильных кругов от циркулярной пилы

Особенность такого шкафа в том, что каждая выдвижная полочка имеет очень низкую высоту, поскольку полочка рассчитана только для хранения одного круга. Это очень полезные и интересные самоделки. Технические инструменты и аксессуары к ним будет удобно хранить каждому мужчине.

Процесс изготовления сводится к следующим этапам:

Сделать деревянный каркас прямоугольной формы.
На боковых вертикальных сторонах вмонтировать пазы для полочек.
Из фанеры, ДСП или древесины изготовить выдвижные полочки так чтобы они вплотную входили в пазы.
К передней части каждой полочки прикрепить ограничительные планки. Когда все полки задвинуты, то между соседними планками должны быть небольшие щели.

Открытый шкафчик для хранения сверл

Разные насадки для электроинструмента (фрезы, сверла, биты и т.п.) будут аккуратно рассортированы, каждую при необходимости быстро можно найти.

Открытый шкаф представляет собой деревянный щит. На некотором расстоянии друг от друга привинчены горизонтальные деревянные бруски с вертикальными несквозными (сверху) отверстиями, в которые будут вставлены насадки.

Держатель для отверток

По аналогии к предыдущей конструкции можно сделать своими руками держатель для отверток. Отличием является то, что для изготовления горизонтальных полочек-держателей надо использовать полосы фанеры, в которых просверлить сквозные отверстия или сделать пропилы, размеры которых должны отвечать поперечным сечениям отверток.

Интересные самоделки своими руками можно легко делать из подручных материалов. Это сэкономит ваши средства и позволит создать необыкновенные вещи.

В гаражах обычно не только «живет» автомобиль, но и решается важнейшая хозяйственная задача – хранение всякого рода полезных вещей, от консервированных солений до рабочего инструмента, от строительных материалов до снаряжения для рыбалки и турпоходов.

Большинство гаражей достаточно просторны. Стены помещения, если не разместить на них функциональную конструкцию со множеством секций и полок, фактически простаивают. Так почему бы не занять их рядами полок? Любой разумно мыслящий человек понимает, что стеллажи облегчают быт, помогают содержать помещение в порядке, избавляют от хаоса вещей вокруг пользователя.

Одно из самых быстрых и технически простых решений – это покупка готовых модулей. Потребуются финансовые затраты, что для многих владельцев гаражей вряд ли выгодно. Но для тех, кто не любит возиться с дрелью, ножовкой и вообще далек от конструкторской деятельности – вариант подходит идеально.

Видео – Стеллаж из готовых модулей

Преимущество данного метода состоит в том, что сборка чрезвычайно проста, не менее прост и демонтаж. Купить такие стеллажные модули можно в хозяйственных, мебельных и ремонтно-строите льных магазинах. Изначально покупатель определяет, какой материал ему больше всего подходит, какие размеры (наборы комплектуются по-разному). Платит деньги, привозит изделие в гараж и устанавливает за каких-то несколько часов.

Достоинства: быстрота, простота, изящество исполнения (каждая деталь создана на высококлассном оборудовании).

Недостатки: весьма ощутимые денежные расходы. Какая-то часть семейного бюджета «отрывается» от питания, одежды, развлечений и т.д.

Творческий эксперимент и личное участие

Чтобы самостоятельно изготовить стеллаж, особого мастерства не требуется. В ход идут материалы, доступные по цене, а часто и просто оказавшиеся под рукой (такие найдутся чулане или том же самом гараже): обрезки труб, металлического профиля и уголка, куски фанеры, ДСП, толстого упругого пластика.

Видео – Стеллаж на основе металлического уголка

Некоторые народные умельцы додумались до того, чтобы использовать вместо задвижных ящиков обыкновенные полиэтиленовые канистры. Когда канистра принимает горизонтальное положение, ее верхняя ручка становится ручкой боковой. За нее каждый ящик подтягивается наружу, когда его нужно выдвинуть и пополнить его содержимое либо, наоборот, взять из него какой-либо предмет.

Внимание! Если вам понравилась идея с канистрами, позаботьтесь об их чистоте. Недопустимо использовать б/у емкости, в которых остались следы агрессивной химии, радиоактивных и горючих веществ.

Достоинства самодельных конструкций: экономия денег, невероятный тонус от творческого процесса.

Недостатки: уходит немало времени, прежде чем стеллаж будет готов.

Металлический стеллаж своими руками. Порядок изготовления

Шаг 1. Подготовка. Для самостоятельного изготовления гаражного стеллажа вам потребуется материал и вспомогательные средства. Рассмотрим среднестатистиче ский вариант (металлический каркас и деревянные полки).

Заготовка материалов не требует суеты – планируйте свою конструкцию заранее, вынашивайте идею пару месяцев, не меньше. В противном случае может оказаться, что не все ваши пользовательские потребности будут учтены (ширина полок, их шаг в высоту, готовность принимать нагрузку веса и т.д.).

Что касается инструментов. В гараже всегда есть необходимые технические средства. Но все-таки желательно приготовить их непосредственно перед началом работ. Список выглядит примерно следующим образом:

    электродрель;

    болгарка (поможет нарезать толстые прочные бруски или, возможно, придется с ее помощью убирать кирпичные выступы на стенах);

    шуруповерт;

  • ножовка по дереву;

    ножовка по металлу;

    гвозди, шурупы, дюбеля (все, что может понадобиться для крепления деталей между собой, а также к кирпичным/бетонн ым/металлическим стенам гаража);

    пузырьковый уровень;

    мерный уголок (поможет сверять 90-градусные углы);

    карандаш или мелок для отметок размеров;

Шаг 2. Замеры и составление чертежа. Тщательно проверьте, будет ли ваш стеллаж органичным элементом обстановки. Иногда приходится отступать от желаемых размеров, с тем чтобы не сужать пространство для проезда автомобиля и подходы к нему. Кроме того, в некоторых отапливаемых гаражах внутри проложены тепловые коммуникации (проще говоря, трубопровод), а также электрощитовое оборудование, подвесная проводка.

Внимание! Ни в коем случае не допускайте тесного контакта стеллажа с опасными электротехническ ими элементами. Соблюдение техники безопасности защитит вас и вашу семью от возгораний, рисков для здоровья, утраты имущества вследствие пожара.

    сначала – внешние размеры (высота и ширина всей конструкции);

    далее определите, что будет «внутри» этих размеров: количество горизонтальных уровней (полок), их высота относительно друг друга. Целесообразно делать не одинаковые промежутки, а разные. Соответственно, вы сможете размещать на полках и крупногабаритные предметы, и более мелкие;

    затем уточните, какое количество вертикальных секций должен иметь ваш стеллаж для вашего удобства.

Внимание! Нежелательно делать слишком широкие секции. Редко поставленные опоры – прямая угроза обрушения конструкции. Даже если этого не произойдет, чересчур длинная полка быстро прогнется под воздействием груза хранящихся на ней предметов. Значит, функционал стеллажа пострадает, и ваше удобство тоже.

Разобравшись с количеством секций и уровней, набросайте чертеж на бумаге. Пусть это будет схематичная картинка без художественного изыска. Главное, чтобы на ней было четко видно и понятно: какой длины и сколько деталей нужно подготовить перед сборкой.

Шаг 3. Нарезка вертикальных деталей. К количеству секций, которое вы утвердили в своей директиве, прибавьте 1 и умножьте на 2. Ровно столько вертикальных деталей вам потребуется. Почему «+1»? Слева направо: опора, секция, опора, секция…опора. Иными словами, по краям нужны прочные опоры, а секций при чередовании всегда на одну меньше.

Откуда «х2»? Между секциями полки «сходятся» на вертикальной плоскости, которая в гаражном стеллаже не сплошная, а условно обозначена ребрами жесткости снизу вверх. И таких ребер, естественно, должно быть как минимум два на каждом межполочном стыке. Делать три не имеет смысла, а по одной вертикальной детали – явно мало (устойчивость стеллажа под сомнением).

В идеале, все ваши детали будут одинаковыми, если металлического уголка или профиля достаточно. Если же маловато, значит, на отдельных участках возможны сшивные участки, то есть деталь составляется из обрезков внахлест. Позаботьтесь о том, чтобы место соединения было достаточно качественным. Используйте стягивающие болты или клепку (шурупы менее эффективны).

Шаг 4. Нарезка горизонтальных деталей. Когда вы чертили схему, у вас определилось количество полок и их ширина. По логике, на более узких полках вы будете хранить более легкие предметы. На более широких и основательных – нечто тяжелое, трудноподъемное (разобранные двигатели, оборудование, различные агрегаты, металлические болванки большого веса и т.п.). Значит, предпочтительны материалы высокой прочности.

Кстати, деревянные плиты на основе стружки – не вариант. У них очень слаба сопротивляемость на прямой вес. Прессованная плита довольно хрупкая и не выдержит большого веса, если полка широкая и не имеет промежуточной опоры. Максимальная ширина полок, которая рекомендуется при использовании ДСП, не более 55-60 см. Куда прочнее многослойная фанера толщиной 0,9-1,2 см. Но лучше все-таки не рисковать.

Есть ли выход? Конечно, есть. Уж коль скоро вы взялись за ножовку и пилу, нарежьте для каждой полки окантовку – дополнительные элементы, которые будут служить укрепляющей «рамой». В такой оболочке хоть ДСП, хоть фанера будут великолепны. От тяжести не прогнутся.

Вообще, гаражам свойственна загроможденность и немалый вес хранимых на полках деталей. Там, где автомобиль, там всегда присутствуют всевозможные металлические цепи, дуги, части двигателей, аккумуляторы, диски и другие запчасти. Поэтому есть смысл не мелочиться, а сразу делать основательный стеллаж, как говорится, на века.

Шаг 5. Сборка. Первым делом устанавливаются вертикальные опоры. Боковые пристенные детали закрепляются в первую очередь, остальные позже. Вопрос о том, каким способом крепить к полу, потолку, стенам – индивидуален. Особых трудностей не вызывает. Единственно, помните о сверхпрочности именно этого крепежа. Применяйте длинные толстые шурупы для стен и потолков, для пола подойдут они же либо массивные дюбеля без резьбы.

Внимание! Не забывайте пользоваться уровнем во избежание кривизны и перекосов.

Теперь осталось прикрутить горизонтальные полочные рамы. Разметку мест крепежа можно было сделать заранее, но это не принципиально. Действуя аккуратно и не спеша, вы можете отмерять каждый горизонтальный уровень при сборке. На готовый каркас уложите деревянные полки. Стеллаж в гараж своими руками готов!

Гараж используют не только для первостепенных его функций, но и держат в нём всевозможные строительные материалы и инструменты. Нередко и спортивный инвентарь находит здесь своё пристанище, и, конечно же, самые разнообразные вещи, которые вышли из употребления в доме, но оставлены храниться "на всякий случай". Картина довольно знакомая многим владельцам. Но чтобы эти и им подобные предметы не затрудняли выезда и въезда машины, необходимо оборудовать стеллаж в гараже, на котором можно размесить все вещи. Помимо удобства, это позволит поддерживать порядок, и у всего будет своё место. Установить стеллажи в достаточно просто.

Подготовка

Перед началом непосредственных работ необходимо составить проект. Осмотревшись в гараже, оцените количество вещей, которые будут размещены на стеллажах. От этого зависит размер сооружения. Дальше измеряется свободное пространство. Оптимальное решение - освободить полностью или хотя бы максимально одну из стенок гаража для полок. Их высота зависит от размеров груза, который будет размещаться. Если делается стеллаж для колес в гараж, то нижнюю полку оставляют высокой. Это позволяет вместить "резину", канистры и другие габаритные вещи. Далее рассмотрим, как сделать стеллаж в гараже.

Параметры конструкции

Просчитайте количество необходимых полок, а также их глубину. Размер лучше выбрать с запасом. Сделайте набросок на бумаге. От общей длины стены вычитается 5-10 см для удобного монтажа. Это горизонтальный размер будущего стеллажа. Высота же занимает всё пространство от пола до потолка. Расстояние между двумя опорами (вертикальными), то есть ширина, зависит от веса груза. Она не должна быть больше 1,5 метра. Обычно делают 1 м. Не стоит изготавливать слишком глубокие полки. Ведь достать что-то с глубины будет весьма затруднительно. Достаточно 50-60 см для большинства вещей и инструментов. Для небольших принадлежностей можно сделать глубину 30-40 см. Высота нижней полки - от 80 до 100 см, в остальных случаях достаточно 25-60 см, в зависимости от предполагаемого наполнения.

Стеллаж металлический в гараж. Особенности конструкции

Можно установить уже готовый стеллаж в гараже. Однако он может не подходить по габаритам, например. В этом случае лучше установить стеллажи в гараже своими руками. Следует работу сразу выполнять качественно, пользуясь надежными и долговечными материалами. Необходимо выбирать прочные составляющие, которые не сломаются под давлением большого груза, а так же будут стойки к механическим повреждениям. При изготовлении вертикальных стоек можно использовать с полкой от 30-50 мм. Так же подойдёт и профиль с прямоугольным сечением, большая сторона которого - 40-50 мм. Последний вариант вызовет меньше затруднений в установке.

Для крепления полок необходимо изготовить каркас. Его можно сделать из металлического уголка с полкой 15-25 мм. Вертикальные стойки и каркас можно соединить несколькими способами. Чаще всего для монтажа используют сварку либо сверлят отверстия и закрепляют конструкцию болтами. Последний вариант подразумевает возможность изменения высоты полок, однако он требует больших усилий в установке. Если есть сварочный аппарат и инвертор, то удобнее прибегнуть к сварке. Сами же полки можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм. Чем толще они будут, тем прочнее и долговечнее конструкция. Однако можно использовать и ДСП, обычную или Перед установкой их необходимо покрасить, а также дополнительно "промаслить". Это предотвратит возникновение грибка и защитит от влаги.

От подготовки к делу

Когда план и все составляющие готовы, собраны все необходимые инструменты, можно начинать устанавливать стеллаж в гараже. С помощью болгарки нарезается металл под нужные размеры. Можно обратиться на металлобазу, но услуга будет платной. Затем размечается предполагаемое место расположения вертикальных стоек. Также делаются отметки для места крепления полок. Отрезки уголка привариваются к вертикальным стойкам. Они будут служить каркасом для полок. Обязательно необходимо контролировать горизонтальность положения. Ведь они должны быть ровными, иначе инструмент будет скатываться. После завершения установки он грунтуется и красится. Это позволит защитить конструкцию от коррозии. Второй этап - нарезка деревянных полок. Их расположение может быть как вдоль, так и поперёк каркаса. Последний вариант не позволяет полкам прогибаться, а значит, вся конструкция будет устойчивее. Приложите полку к каркасу. Если они отлично подходят, и нет необходимости изменять размер, то можно приступать к установке. Однако перед этим комплектующие обрабатываются пропиткой или же красятся.

Последние штрихи

Дождавшись высыхания полок, их можно прикрутить к каркасу с помощью саморезов. Крепление должно быть плотным. Для придания большей устойчивости стеллаж в гараже прикрепляется к стене кронштейнами за вертикальные стойки. На этом установка закончена, и можно применять полки по назначению.

Деревянный стеллаж в гараж. Особенности установки

Такой вариант считается бюджетным. Если нет желания или возможности тратиться на металл, то можно прибегнуть к этому способу. Но при устройстве для вертикальных стоек должен быть применён брус не менее 100 мм толщиной - при условии, если вся конструкция размещается от пола до потолка. Для полок используется фанера или ДСП толщиной 15-25 мм. Изготовленная из дерева конструкция прочна, но имеет низкую грузоподъёмность. Кроме того, есть риск возникновения пожара. Как правило, такой стеллаж в гараже предназначен для хранения небольшого инструмента и материалов. Чтобы закрепить полки на каркасе, необходимы а также болты М5, длина которых 60 мм.

Дополнительная под потолком

При выборе кронштейнов необходимо акцентировать внимание на тех, которые позволят компенсировать давление груза и будут распределять его по всей поверхности. Это позволит избежать сосредоточения веса в одной точке. Конструкция кронштейнов может быть самой разной. На потолке отмечается горизонтальная линия. По ней, собственно, и крепятся кронштейны. Надёжнее использовать при монтаже не саморезы, а анкера.

После завершения этой установки можно укладывать деревянную или фанерную полку. Она уже крепится с помощью саморезов. Чтобы добавить прочности к создаваемой конструкции, можно использовать уголки 15х15 мм, затем деревянную полку размесить на них. Это позволит избежать прогибания под тяжестью предметов. Перед тем как установить стеллаж в гараже, желательно оштукатурить стену. При этом покрытие пола должно быть ровным. Стеллаж в гараже - важное приспособление в помещении. Он будет хорошим помощником для любого автовладельца.

Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.

Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций

Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.

Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.

По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:

  • разборные;
  • стационарные;
  • передвижные;
  • навесные;
  • вращающиеся.

Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.

Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.

Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.

Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.

Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.

Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.

Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.

Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.

Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.

Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.

Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.

Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.

Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.

Делаем металлический стеллаж с полками из дерева

Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.

Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.

Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.

Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:

  1. Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
  2. Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
  3. Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
  4. Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
  5. Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
  6. Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.

Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.

Деревянный стеллаж – все очень просто

Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.

Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.

Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).

  1. Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
  2. Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
  3. Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
  4. Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).

Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.