Методология tpm. Трм – (всеобщий уход за оборудованием). Восемь принципов TPM

РОСС КЕННЕДИ
президент Центра TPM в Австралазии

Все элементы системы менеджмента производственной компании или, как ее часто называют, производственной системы, основными из которых являются 5S («Упорядочение»), производство по принципу «точно вовремя» — Just In Time (JIT), всеобщее управление на основе качества — Total Quality Management (TQM), всеобщее производительное обслуживание оборудования — Total Productive Maintenance (TPM) и система постоянных улучшений — кайдзэн , во-первых, очень тесно связаны между собой, во-вторых, находятся в постоянном развитии, взаимно влияя друг на друга. О том, как получить синергический эффект от совместного применения систем 5S и TPM, на страницах журнала рассказывалось в обзоре материалов специалистов Центра ТРМ Австралазии Р. Кеннеди и Л. Мацца . В предлагаемой публикации анализируется взаимодействие системы ТРМ с бережливым производством (Lean Production) и системой TQM.

Сегодня стало очевидно, что система TPM, благодаря заложенным в ней возможностям поддержки TQM (уменьшение вариации) и JIT (уменьшение времени ожидания), является не только критически важным звеном в достижении мирового уровня производительности оборудования, но и превратилась в мощное средство повышения общей эффективности компании.

Ее успешное внедрение позволяет повысить производительность оборудования, значительно снизить затраты на его обслуживание, уменьшить общие операционные издержки и создать безопасные и благополучные в отношении производственной среды рабочие места. За счет чего достигается такой эффект?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА И НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ

Традиционно между единицами оборудования, представляющими собой целостную технологическую цепочку, допускалось наличие значительных страховых запасов, чтобы возникновение проблемы с одной единицей оборудования не приводило к сбоям в последующих звеньях этой цепочки. Таким образом, роль обслуживания заключалась в том, чтобы эффективно в затратном отношении гарантировать доступность основного технологического оборудования в течение заявленной доли производственного времени, например 90% 1 .

Из-за принятой практики поддержания высокого уровня страховых запасов многие виды оборудования можно было рассматривать по отдельности. В этом случае достижение 90%-ной доступности каждой единицы оборудования приводило к тому, что доступность всего процесса также составляла 90% (схема 1). Несоответствия и дефекты, появлявшиеся при сбоях в функционировании оборудования, выявлялись при приемочном контроле качества, и причина могла быть отслежена и выявлена в том оборудовании, где произошел сбой.

С х е м а 1. Отдельные единицы оборудования рассматриваются как «независимые» при высоком уровне страховых запасов

С целью максимизации ценности для потребителя посредством достижения наивысшего уровня качества при наименьшей стоимости, при хорошей оперативности сервиса и обслуживании клиентов на высшем уровне, необходимо было значительно уменьшить страховые запасы и улучшить качество за счет введения контроля у источника несоответствий . Это позволило уменьшить время производственного цикла путем сокращения времени ожидания и оперативно идентифицировать проблемы, ухудшающие качество, или вообще не допускать их. Реализация такого подхода привела к тому, что проблемы с отдельными единицами оборудования начали влиять на весь процесс (схема 2).

С х е м а 2. Единицы оборудования рассматриваются как «зависимые» из-за снижения страховых запасов

Если останавливается одна единица оборудования, то очень быстро останавливается весь процесс. Это сделало отдельные машины взаимозависимыми. При этих обстоятельствах доступность процесса в целом стала зависеть от индивидуальных величин доступности отдельных единиц оборудования. Таким образом, процесс, включающий четыре единицы оборудования, поддерживаемый с доступностью каждой 90%, имел теперь общую доступность не 90%, а 90% × 90% × 90% × 90%, или 66%!

По мере того как акцент в обеспечении качества смещался с приемочного контроля к контролю у источника несоответствий и управлению параметрами процесса, обострялась необходимость как можно раньше идентифицировать проблемы с функционированием оборудования. А вопросы соответствия оборудования заданным требованиям и проблемы надежности стали намного более важными.

В той степени, в какой снижались страховые запасы, стало возрастать давление на службы технического обслуживания и ремонта оборудования с требованием совершенствования процессов обслуживания. Производительность этих служб не снизилась, а возросли требования к постоянному улучшению показателей доступности оборудования. Это вызвало трения между производственными и техническими подразделениями. Производственники требовали прежних уровней доступности производственного процесса и скорейшего реагирования на заявки по обслуживанию оборудования, которые не могли быть реализованы из-за старой организационной структуры, не ориентированной на выполнение столь жестких требований. Ведь при сниженных уровнях запасов для линии из четырех единиц оборудования, если продолжить приведенный пример, для сохранения первоначального уровня доступности в 90% требовалось повышение показателей доступности каждой единицы оборудования с 90 до 97,5%.

При традиционном подходе к обслуживанию, с одной стороны, требовалось соблюдение баланса между затратами на обслуживание и необходимыми уровнями доступности и надежности, с другой, — эти затраты часто зависели от уровня страховых запасов, скрывающих прямые последствия проблем на оборудовании. В традиционных компаниях обслуживание рассматривается как расходная статья, которая может быть легко уменьшена в доле всех затрат на бизнес, особенно в краткосрочной перспективе. В то же время менеджеры технических служб всегда возражали: для того чтобы увеличить уровень доступности и надежности оборудования, требуется увеличить бюджет на его ремонт. С упором на решение задачи повышения доступности, которая возникла в связи с новым способом управления предприятием, менеджмент вскоре понял, что одно лишь предоставление бОльших ресурсов техническим службам не позволяет найти решение, эффективное в затратном отношении.

Это противоречие между изменением стоимости обслуживания оборудования и его доступностью аналогично старому отношению к качеству, бытовавшему до появления TQM: более высокий уровень качества требовал бОльших ресурсов, а значит и средств для контроля качества и устранения недостатков. TQM направлена на «предотвращение проблем в месте их появления», а не на их выявление в конце процесса. Поэтому, вместо того, чтобы увеличивать штат контролеров, рабочих и операторов обучили тому, чтобы как можно раньше выявлять и предотвращать проблемы в производственном процессе для минимизации затрат на их исправление. При этом службы контроля качества были сохранены, но акцент в их деятельности был сделан на уменьшении вариации свойств продукции за счет лучшей организации контроля технологических процессов. С помощью нового подхода к обеспечению качества было продемонстрировано, что получение качественной продукции «с первого раза» не обходится дорого, но значительно уменьшает общие операционные издержки бизнеса.

Подход, разработанный применительно к обеспечению качества, — «предотвращение проблем в месте их появления» — был перенесен в сферу обслуживания оборудования через концепцию TPM — всеобщее производительное обслуживание оборудования. Слово «всеобщее» означает вовлечение всех сотрудников, «производительное» — позволяющее получить больший возврат от инвестиций и «обслуживание» — уход за оборудованием предприятия с целью достижения максимальной производительности и отдачи. Система TPM основана на идее «предотвращения поломок в источнике» и фокусируется на идентификации и устранении причин износа оборудования в отличие от более традиционного подхода, когда оборудованию «позволяли» сломаться перед ремонтом или применяли превентивные и прогностические стратегии для выявления поломок и проведения ремонта оборудования уже после того, как износ наступил и возникла потребность в дорогостоящем обслуживании.

Чтобы лучше отразить тенденцию интеграции с производством и акцент на «предотвращение поломок в источнике и их возникновения», аббревиатура TPM сейчас нередко раскрывается иначе, например, Total Productive Manufacturing (всеобщее производительное производство), Total Productive Management (всеобщее производительное управление), Total Productive Mining (всеобщее производительное горное дело), Total Process Management (всеобщее управление процессами) и даже Teamwork between Production and Maintenance (взаимосвязь между производством и обслуживанием).

Система TPM с момента ее представления в 1970 г. постоянно развивалась, углубляясь и интегрируясь с другими направлениями менеджмента (эволюция системы до 2004 г. изложена в ).

Система ТРМ первого поколения (70-е гг. ХХ в.) распространялась исключительно на производственные подразделения.

Во втором поколении (90-е гг. ХХ в.) обслуживание оборудования стало рассматриваться в контексте повышения эффективности всего производственного процесса и фокусировалось на создании «вытягивающей» системы производства, совершенствовании планирования, повышении уровня сбалансированности линий и придании процессам устойчивости и стабильности. Отсюда и иногда применяемое другое название этой версии системы ТРМ — Total Process Management (всеобщее управление процессами).

Австралазийский вариант системы ТРМ третьего поколения был разработан в Центре TPM Австралазии на базе японской версии системы ТРМ третьего поколения, появившейся в первые годы ХХI в. Особенности данного варианта, который можно назвать «фокус на компании», в том, что он:

  • интегрирован с системой TQM и бережливым производством;
  • ориентирован на предотвращение всевозможных проблем у источника их возникновения;
  • охватывает всю компанию.

В настоящее время в рамках системы ТРМ третьего поколения разрабатывается новая версия — «фокус на цепочке поставок», предполагающая развертывание системы ТРМ на предприятиях по всей цепочке поставок. Сравнительный анализ ключевых направлений развития системы ТРМ в этих двух версиях представлен в таблице.

Сравнение направлений развития двух версий системы TPM 3 (третьего поколения)

Фокус на компании

Фокус на цепочке поставок

8. Управление безопасностью и состоянием окружающей среды

1. Управление безопасностью и состоянием окружающей среды

1. Отдельные улучшения

2. Отдельные улучшения оборудования и процессов


3. Управление рабочим пространством

2. Самостоятельное обслуживание оборудования Операторами

4. Самостоятельное обслуживание оборудования операторами

3. Плановое обслуживание

5. Менеджмент в интересах отличного обслуживания оборудования

5. Управление оборудованием на ранних стадиях его жизненного цикла

6. Управление новым оборудованием, производственными площадями, продуктами

6. TPM в административных и обеспечивающих подразделениях

7. Улучшения в обеспечивающих подразделениях


8. Управление потоком создания ценности

4. Обучение и образование

9. Развитие человеческого потенциала и совершенствование лидерских качеств сотрудников

7. Поддержание качества

10. Обеспечение качества процессов

Важным следствием этого нового подхода к управлению оборудованием, подкрепляемого множеством историй успеха со всего мира во многих отраслях, стало понимание высшим менеджментом не только того, что система TPM важна со стратегической точки зрения для создания конкурентоспособного предприятия, но и того, что ее развертывание не может ограничиваться отделом, занимающимся обслуживанием и ремонтом оборудования. Система TPM охватывает всю компанию, всю цепь поставок, она сфокусирована на инициативах по улучшению, в которые вовлечены все сотрудники.

Хотя каждое предприятие может развертывать систему TPM по-своему, в большинстве случаев признается важность измерения и повышения коэффициента общей эффективности (КОЭ) технологического оборудования (подробнее о расчете КОЭ см. в ), что поддерживает процесс постоянных улучшений наряду со снижением операционных издержек и расходов на обслуживание.

Когда многие организации впервые измеряют КОЭ, нередко обнаруживается, что он находится на уровне 40-60% при производстве единичных изделий или 50-75% при непрерывном производстве, в то время как в мировой практике наилучший результат — это обычно 85% и более при производстве единичных изделий и 95% и более при непрерывном производстве. В действительности КОЭ на образцовых предприятиях очень сильно зависит от того, как организована работа предприятия: могут ли осуществляться плановое обслуживание или переналадка вне рабочего времени, велико ли число переналадок, которые необходимы для выпуска продукции, удовлетворяющей спросу на рынке и др. Поэтому целевые величины КОЭ формулируются для конкретной производственной площадки.

СКРЫТЫЕ КОРНЕВЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЛОМОК

Внедрение системы TPM ведет к значительному снижению операционных издержек и затрат на обслуживание, сосредоточивая внимание на базовых причинах поломок (Root Cause of Failure), посредством формирования у операторов и сотрудников технических служб поддержки «чувства хозяина», с целью поощрения деятельности по «предотвращению проблем в их источнике». Чтобы помочь понять логику мышления в системе ТРМ, нам нужно установить, что именно вызывает поломки.

Дефекты или несовершенство оборудования малозаметны и не всегда очевидны. Они «проникают» в оборудование по разным «каналам»: плохой первоначальный проект, внесение изменений в оборудование из-за изменившихся требований к готовой продукции, изменение системы обслуживания и ремонта, смена производственной среды, в которой работает промышленный объект, несовершенство материалов, с помощью которых производится обслуживание, и, что немаловажно, последствия происходящих поломок.

Такого рода дефекты оборудования часто сложно идентифицировать и устранить, поскольку они традиционно рассматриваются как норма, хотя именно они являются корневой причиной потерь от снижения производительности.

Существует четкая взаимосвязь между поломками и дефектами оборудования. Одна из целей системы ТРМ заключается в том, чтобы сфокусировать внимание на дефектах оборудования, устранить поломки и предотвратить преждевременный износ (схема 3).

С х е м а 3. Причины ускоренного (искусственного) износа и поломок оборудования

На рабочем месте мы редко занимаемся поиском первопричины, так как должны реагировать на симптомы возникших проблем. Однако до тех пор, пока мы не выявим первопричину, проблемы будут появляться снова и снова. Какова первопричина поломки? Часто перед поломкой отмечают низкую производительность оборудования, кроме того, могут появляться ранние предвестники: вибрация, шум, перегрев или дым из машин. Это может быть вызвано естественным износом (когда оборудование вырабатывает свой ресурс), равно как и ускоренным (искусственным) износом (см. схему 3).

Что мы подразумеваем под ускоренным (искусственным) износом? Это изнашивание цельной единицы или части единицы оборудования в более короткий срок, чем ожидается. Таким образом, срок службы сокращается, поскольку естественный износ ускоряется.

Если взять рабочие части оборудования, на которые приходится бОльшая часть общих расходов по обслуживанию, то их ускоренный износ наблюдается тогда, когда:

  • смазка отсутствует;
  • выбрана неправильная смазка для узла;
  • смазка между поверхностями вытесняется перегрузкой;
  • смазка изнашивается;
  • смазочный материал загрязняется.

Видели ли вы, как оператор «продувает» оборудование сжатым воздухом или промывает его струей воды? Что этот процесс делает с оборудованием? Наиболее вероятно, что в этом случае оператор усиливает загрязнение оборудования, даже не понимая этого. Такое загрязнение и является основным источником ускоренного износа.

Множество исследований были предприняты с целью оценки последствий ускоренного износа. Рассмотрим ситуацию с рабочими частями вашего оборудования. Если бы вам понадобилось изобразить на графике, скажем, 30-летнюю историю работы детали машины, которая обычно ломается через 12 месяцев, получите ли вы прямую линию? В большинстве исследований результат описывается нормальным распределением, по которому заданная деталь ломается в большинстве случаев через 12 месяцев, однако в других случаях она может ломаться раньше или позже, в диапазоне шесть месяцев до или после 12-месячного максимума. Это обстоятельство следует учесть при формировании плана пери одического или превентивного обслуживания, который лег бы в основу вашей стратегии. Очевидно, что если бы вы меняли деталь после 12 месяцев, вы бы по-прежнему имели значительное число поломок. Если бы вы могли менять детали каждые шесть месяцев, это значительно уменьшило бы число поломок, но при этом сильно увеличились бы расходы на обслуживание. Так где же решение?

Это как раз та ситуация, где проявляется важность системы TPM. Она основана на следующих требованиях:

  • понять, что вызывает вариацию;
  • уменьшить или минимизировать вариацию;
  • провести улучшения.

Согласно этому подходу, первой задачей является идентификация причин вариации.

Исследования, проведенные Японским институтом производственного обслуживания (Japanese Institute of Plan Maintenance — JIPM) и компаниями DuPont и Tennessee Eastman Chemical Company, показали, что до 80% всей вариации создаются тремя основными физическими условиями: слабость креплений, загрязнение, ненадлежащая смазка.

Устранение этих трех факторов известно как установление базовых условий для оборудования . Как только это будет сделано, мы увидим, что наше нормальное распределение потеряет 80% накопленной вероятности и сдвинется вправо, отражая тем самым увеличение срока службы частей оборудования.

Понимание этой логики приводит, как отмечает японский специалист Т. Судзуки, к важному практическому выводу, что внедрение системы периодических/превентивных ремонтов до установления базовых условий — т. е. когда оборудование грязное, болты и гайки закреплены слабо или отсутствуют, смазывающие устройства не работают нормально, — часто приводит к поломкам до следующего сеанса планового обслуживания. Для того чтобы предотвратить это, потребуется неоправданно уменьшить промежутки между сервисным обслуживанием, что приведет к потере преимуществ программы превентивного обслуживания. Стремительный переход к обслуживанию на предсказательной основе, «по состоянию», также рискован. Многие компании закупают дорогостоящее следящее диагностическое оборудование и программное обеспечение, в то время как отрицаются базовые виды деятельности по обслуживанию машин.

Невозможно, однако, предсказать оптимальные интервалы между сеансами обслуживания в производственной среде, где имеют место ускоренный износ и операторские ошибки.

ЗАБОТА ОБ ОБОРУДОВАНИИ В ПЕРВОИСТОЧНИКЕ

Несмотря на то что деятельность специалистов широкого профиля часто успешна в деле повышения гибкости трудовых ресурсов, в наши дни опыт показывает, что до тех пор, пока сотрудники перемещаются от одной единицы оборудования или области производства к другой, они имеют низкую мотивацию к выявлению базовых проблем с оборудованием или дефектов, которые в случае несвоевременного устранения вызывают поломки в будущем. Операторы часто недостаточно заботятся об оборудовании, так как они знают, что их вскоре переведут в другую область производства или на другую единицу оборудования.

Обеспечение гибкости трудовых ресурсов и одновременно формирование «чувства хозяина» на рабочем месте видится в образовании команд рабочих и операторов, закрепленных за определенным участком производства. Эти команды численностью от четырех до восьми операторов, включая руководителя команды, создают среду, в которой работники сами осознают пользу наилучших методов работы на оборудовании и поддержания базовых условий его функционирования.

При такой организации работы члены групп могут фокусировать внимание на различных базовых навыках с целью поддержания гибкости команды в целом, а также развивать свои навыки, чтобы становиться экспертами в деле оптимального использования оборудования и своевременного обнаружения дефектов. Наш опыт показал, что без работы малых групп, закрепленных за единицами оборудования, операционные издержки и расходы на обслуживание всегда будут непомерно высокими.

Самостоятельное обслуживание оборудования операторами — это «забота об оборудовании в первоисточнике», призванная гарантировать достижение и поддержание «базовых условий для оборудования», а также сделать возможным успешное внедрение предупредительного обслуживания на плановой основе. Именно операторы начинают отвечать за общую эффективность оборудования на предприятии, опираясь на методы предотвращения поломок в месте возникновения их причин .

Создание команд, закрепленных за производственными участками, представляет собой нетривиальную задачу, решение которой связано с развитием «чувства хозяина» и гибкости навыков, а также с совершенствованием мастерства. Это требует времени. Должен быть принят систематический подход, подкрепленный здравым смыслом, чтобы адаптировать изменения к организационной культуре предприятия.

Несмотря на то что внедрение самостоятельного обслуживания оборудования операторами (Operator Equipment Management) должно иметь специфику в зависимости от конкретной ситуации и производственной среды на предприятии, конечная цель состоит в воспитании зрелых операторов, компетентных в вопросах использования оборудования с целью комплектования из их числа команд, закрепленных за конкретными производственными участками. Эти команды будут отвечать за достижение нужных величин КОЭ оборудования и предприятия в целом.

Это не означает, что операторам передаются все виды работ по обслуживанию оборудования, но они должны знать, когда потребуется осуществлять простые процедуры предотвращения дефектов самостоятельно, а когда они должны будут вызвать на помощь специалистов по ремонту для решения проблем, которые к этому времени они уже четко идентифицировали.

Из вышеизложенного следует, что внедрение системы TPM — длительный процесс, основанный на изменении рабочей среды и оборудования с целью создания чистых, удобных, безопасных рабочих мест посредством «вытягивающей» культуры производства в противовес традиционной «выталкивающей» культуре. Значительные улучшения должны проявиться в течение шести месяцев, однако полное внедрение может занять несколько лет. Продолжительность этого временнОго диапазона зависит от того, как компания проводит работу по обеспечению качества и обслуживанию оборудования и как используются ресурсы с целью реализации новых представлений об обслуживании оборудования.

Материал подготовлен на основе статьи Р. Кеннеди, размещенной в 2013 г. на сайте Центра TPM в Австралазии (http://www.ctpm.org.au)
Р.А. Искандаряном

1 Под доступностью понимают долю времени, в течение которого оборудование может выпускать продукцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. От бережливого производства к бережливым офисам, логистике, сервису! // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 11.
2. Кеннеди Р., Мацца Л. Взаимодействие 5S и ТРМ в системе ТРМ3 // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 3.
3. Пшенников В.В. В начале было... ключевое понятие // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 1.
4. Пшенников В.В. Технология нулевого контроля качества // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 3.
5. Пшенников В.В. Качество через ТРМ, или О предельной эффективности промышленного оборудования // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 10 (размещена на сайте http://www.tpm-centre.ru).
6. Итикава А., Такагаки И., Такэбэ Ю. и др. ТРМ в простом и доступном изложении / Пер. с яп. А.Н. Стерляжникова; Под науч. ред. В.Е. Растимешина, Т.М. Куприяновой. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 128 с.

Концепция TPM разработана в Японии в конце 60- начале 70-х годов в фирме «Ниппон Дэнсо», поставщике электрооборудования для корпорации Тойота. Известное утверждение основателя Тойота «Силы приходят не благодаря излечению процессов, а благодаря предупредительному техническому обслуживанию оборудования».

TPM означает в свободном переводе „всеобщее эффективное техническое обслуживание“. При этом «всеобщее» относится ко всей системе эффективного ухода за оборудованием в течение всего срока службы. А также относится к включению в процесс каждого сотрудника через привлечение отдельных операторов к техническому обслуживанию. Более того, при применении TPM требуются определенные обязательства со стороны руководства предприятия

Задачи, которые решает ТРМ:

  • поломки
  • установка и наладка
  • холостой ход и малые остановки
  • потери скорости
  • брак и переделка
  • пусковые потери

В системе Всеобщего ухода за оборудованием речь идет не о проблеме неисправности оборудования, а понимании обслуживания средств производства как интеграции процессов эксплуатации и технического ухода. А также раннем участии ремонтного персонала в разработке графиков обслуживания и точном учете состояния оборудования. TPM играет важную роль в управлении производством в системе «точно вовремя». Наличие помех ведут к потери времени, которые увеличиваются по всей цепочке создания добавленной стоимости.

Обоснование для включения Всеобщего ухода за оборудованием в философию бережливого производства (Lean manufacturing, TPS) представлено на схеме.

Восемь принципов ТРМ:

  • Непрерывное улучшение
  • Автономное содержание в исправности
  • Планирование технического обслуживания
  • Тренировка и образование: улучшение квалификации сотрудников по эксплуатации и технического ухода за оборудованием.
  • Контроль запуска
  • Менеджмент качества
  • TPM в административных областях: потери и расточительство устраняются в непрямых производственных подразделениях.
  • Безопасность труда, окружающая среда и здравоохранение

Автономное содержание в исправности – важнейший принцип TPM. Ее цель минимизировать потери эффективности, которые возникают из-за отказов устройств, коротких остановок, брака и т. д. Для этого все большая часть необходимой деятельности по техническому обслуживанию (чистка, смазка, технический осмотр устройств) упрощается, стандартизируется и постепенно передается на места в обязанности сотрудников. Вследствие этого, сотрудники отдела главного механика освобождаются от текущей рутинной деятельности, так что они получают большее время для разработки и проведения мер по улучшению.

Концепция Total Productive Maintenance - основа успеха производственных компаний.

Всеобщий уход за оборудованием выжимает из станков максимум производительности при нормальном режиме эксплуатации и сохранении работоспособности на длительный срок. Идеально работающее оборудование, которое чинится еще до того, как сломалось, экономит время, снижает себестоимость и мотивирует рабочих.

Источник: Prostoev.net Юрий Стрежень (генеральный директор) & Виталий Соколов (управляющий партнер) ООО «Группа ПРАКТИКА»

Реализация подходов TPM, таких как автономное обслуживание, становится все популярнее у российских предприятий. Существует много литературы и статей, описывающие преимущества данного подхода, но это все теория. В этой статье мы поделимся своим практическим опытом внедрения ТРМ: с какими трудностями придется столкнуться и пути их преодоления.

TPM (Total Productive Maintenance – всеобщее обслуживание оборудования) - это один из инструментов бережливого производства, применение которого позволяет снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок.

Как правило, решение о внедрении тех или иных инструментов исходит от руководства, и здесь самое главное – создать необходимую информационную поддержку на всех уровнях по всем возможным каналам, таким как:

  • газета и интернет-ресурсы предприятия,
  • информационные доски предприятия,
  • встречи руководства с коллективом,
  • еженедельные и ежедневные планерки,
  • закрытие/открытие смен,

через которые простым и понятным языком доносится информация о предстоящих изменениях с описанием этапов реализации изменений, указанием подразделений, кого коснутся изменения, и их роли, а также выгод для работников соответствующих подразделений и компании в целом. Конечной целью информационной поддержки должно быть сформированное понимание работников, что изменения необходимы и неизбежны, что от этих изменений будет всем только лучше.

На этапе информационной поддержки мы описываем текущее состояние и этапы преобразования, составляется план-график реализации проекта.

Наверное, самое сложное - это изменить отношение служб к процессу обслуживания и ремонта оборудования, искоренить извечный спор между производством и технической службой. Из «противоборствующих» сторон создать тандем, который будет решать общие задачи для достижения общих целей.

Для этого необходимо разграничить зоны ответственности подразделений, обозначить роли каждого участника. С самого начала реализации проекта ТРМ нужно максимально вовлекать работников соответствующих подразделений, формируя из них кросс-функциональные команды для разработки стандартов осмотра и обхода оборудования, регламентов взаимодействия между службами и т. д. Как правило, в кросс-функциональную команду входят менеджер проекта ТРМ в роли модератора, мастер участка, лучший оператор, механик, слесарь и технолог, при необходимости также привлекаются электрик, электронщик и другие необходимые специалисты. На этом этапе нужно ввести небольшую доплату для всех участников таких команд, кроме менеджера проекта ТРМ (это и так его работа). Вовлекая работников в изменения, мы убиваем несколько зайцев сразу. Во-первых, даем чуть заработать участникам команд - это будет для них приятно и послужит хорошим мотиватором. Во-вторых, вовлекая работников из разных подразделений в совместную деятельность, мы налаживаем конструктивное взаимодействие между подразделениями на базовом уровне. В-третьих, документы, которые разрабатывают участники команд, потом сами же и будут исполнять, это сильно упростит их дальнейшее внедрение.

Во время внедрения любых изменений есть группа работников, кто за изменения, и есть группа, кто против изменений, эти группы примерно равны и в сумме составляют примерно 15–20 %, а остальные 80 % – это те, кто пойдет туда, куда подует ветер. Привлекая на разработку лучших операторов, которые являются неформальными лидерами, мы тем самым большую часть из 80 % привлекаем на сторону группы, которая за изменения.

Результатом работы кросс-функциональных команд является разработанная и согласованная Система постоянной диагностики оборудования, которая включает в себя алгоритм взаимодействия между службами, стандарт осмотра оборудования оператором, стандарт обхода оборудования слесарем и визуальную поддержку в виде доски обхода.

Не редкость, что на предприятиях фиксация и учет простоев ведутся в свободной форме, «кто как умеет», без четкой классификации. В своей работе нам встречались предприятия, где простои фиксировали производственники в своей форме, а техническая служба – в своей, и по итогам месяца службы бодались друг с другом за часы простоев, перекладывая вину друг на друга. Об анализе простоев, поиске их первопричин никто и не задумывается. Да что говорить, встречались предприятия, где простои вообще никем никак не фиксировались. Есть компании, где простоем считается только то, что повлияло на выполнение плана производства, где простоем является останов производства на сутки. К чему это все? Для того чтобы на что-то повлиять, нужно иметь понятную и достоверную систему измерения этого чего-то. Система учета простоев должна быть с необходимой детализацией, простой, понятной, чтобы в дальнейшем позволяла проводить анализ и поиск первопричин простоев.

Этап разработки и внедрения системы учета простоев лучше начинать параллельно с разработкой необходимых нормативных документов, о которых мы написали выше.

Система учета простоев может включать в себя:

  • бланк регистрации простоев, где фиксируется время останова и ремонта, определяется группа простоя и указывается причина простоя и действия по его устранению;
  • каскад звонков – последовательное информирование о поломке, эскалация проблемы с четко определенными временными рамками;
  • картографию линии – документ, позволяющий определить приоритет поломки, правильно скоординировать технический персонал.

Система учета простоев также служит для построения показателей надежности оборудования, что в свою очередь является ключевым показателем эффективности (КПЭ) работы ремонтной службы.

Одним из самых длительных и трудоемких этапов является разработка нарядов планово-предупредительных ремонтов (ППР). В первую очередь наряды ППР разрабатываются на оборудование, которое является узким местом с точки зрения производительности. В наряде ППР указывается исполнитель, № карты ППР, оборудование, узел, наименование работ и время на выполнение каждой работы.

Управление запасными частями на предприятиях зачастую сводится к заявке в отдел снабжения на покупку вышедшего из строя узла. На складе обычно хранят расходные материалы, а вот слесарные мастерские - это кладезь, но обычно там трудно найти необходимую запчасть по причине отсутствия системы хранения. Как раз внедрение инструмента 5С очень целесообразно в слесарных мастерских. На одном предприятии вышел из строя пневмоцилиндр, что привело к остановке всего процесса производства, в срочном порядке обыскали все слесарные мастерские и склад запчастей, но найти цилиндр не удалось. К производителю оборудования, чей цилиндр вышел из строя, срочно вылетел снабженец и в чемодане привез необходимую запчасть, производство при этом стояло порядка трех дней. Когда же внедрили 5С в слесарной мастерской, нашли аж два пневмоцилиндра.

Этап построения системы управления запасными частями самый затратный, но очень важный, в рамках которого определяется необходимый уровень запасов запчастей, разрабатывается номенклатура и правила управления запасными частями.

Важно понимать, что сам по себе учет простоев не повлечет за собой их сокращение, поэтому следующий этап – это система анализа и поиска первопричин простоев.

Особое внимание на данном этапе нужно уделить обучению инженерно-технических работников (ИТР):

  • методам краткосрочного и среднесрочного планирования,
  • методам анализа простоев и поиску первопричин неисправности.

При внедрении проекта ТРМ изменяется организационная структура технической службы. Суть изменений заключается в выделении инженерного блока и формировании дежурной службы в составе слесаря, электрика, электронщика и начальника. Функция инженерного блока – это еженедельный анализ показателей надежности оборудования, анализ длительных простоев, корректировка карт и плана ППР, контроль качества выполнения ППР, участие в устранении сложных поломок, разработка корректирующих мероприятий, отслеживание и комплектация склада запчастей. Функция дежурной службы – это выполнение текущих ремонтов и устранение внеплановых простоев.

К изменению оргструктуры можно привязать и изменение системы мотивации работников технической службы. КПЭ технической службы устанавливают показатели надежности оборудования.

В завершение хотелось бы сказать, что успех реализации проекта ТРМ, как и любых изменений на предприятии, зависит от двух основных вещей:

  1. Заинтересованность высшего руководства с активным вовлечением в процесс реализации проекта, как говорится «слова назидают, а дела влекут»!
  2. Тотальный контроль за соблюдением процедур на этапе внедрения, для этого разрабатывается график контроля для всех уровней, включая высшее руководство.

Желаем успехов на пути преобразований и улучшений!

Методика развертывания системы «Всеобщее обслуживание оборудования (TPM)»

Систему «Всеобщее обслуживание оборудования (TPM)», как инструмент Бережливого производства, в основном выбирают компании, в производственной системе которых имеется большое количество основного оборудования. Чаще всего продукция на таких предприятиях производится на автоматизированных линиях.

В качестве примера можно назвать такие компании как «Балтика» (автоматические линии по производству и розливу пива), «Нестле» (автоматические линии по производству кондитерских изделий), «КАТКО» (автоматизированное производство по добыче и обогащению урана), «Белла» (автоматизированные линии по производству изделий гигиены) и другие.

Эффективность подобных производственных систем зависит в основном от 2-х факторов:

  1. От процента загрузки оборудования, которая напрямую зависит от величины спроса на готовую продукцию предприятия,
  2. Общего времени простоя оборудования по различным причинам, таким как поломки, техническое обслуживание, переналадки, настройки, ожидания и др.

В компаниях, выбравших «Всеобщее обслуживание оборудования (TPM)» в качестве основной методологии повышения операционной эффективности производственной системы, встает вопрос о стратегии и тактике ее развертывания.

Ниже приведен один из возможных вариантов развертывания системы Всеобщего производительного обслуживания оборудования (TPM), основанный на методике Японского института производственного обслуживания (JIPM ).

ФАЗА №1 – ПОДГОТОВКА (12 – 18 мес.)
ШАГ 1 – Извещение о решении руководства о внедрении системы TPM в компании (1 мес.)

На этом шаге важно обеспечить правильное понимание, приверженность и активное участие высшего руководства. После этого делается широкомасштабное объявление для всех сотрудников компании о начале этапа подготовки к внедрению системы ТРМ. Делаются публикации в корпоративных СМИ. При необходимости делается рассылка писем по электронной почте.

ШАГ 2 — Первоначальное обучение и пропаганда TPM (6-8 мес.)

Обучение должно быть организовано, исходя из актуальных потребностей. Для некоторых сотрудников проводится интенсивное обучение, для некоторых только общее с целью достижения понимания и вовлечения. На этом шаге важно организовать практическое обучение на основе пилотных проектов, в ходе которых разрабатываются (адаптируются) также методы обучения ТРМ. Чаще всего на этом шаге для обучения привлекаются внешние тренеры-консультанты.

На этом шаге создается необходимая организационная структура ТРМ и система советов ТРМ. Определяются зоны ответственности, полномочия, ресурсы и схемы взаимодействия.

Система советов состоит из высшего совета ТРМ и малых советов.

В высший совет входят представители высшего руководства компании. Руководит высшим советом обычно генеральный или исполнительный директор, их заместители или другой представитель высшего руководства.

Малые советы ТРМ создаются по 8-ми основным направлениям ТРМ:

  1. сфокусированные улучшения,
  2. автономное обслуживание,
  3. плановое обслуживание,
  4. обучение и развитие,
  5. управление новым оборудованием и новыми продуктами,
  6. обслуживание, ориентированное на качество,
  7. охрана труда и окружающей среды,
  8. повышение эффективности управляющих и обслуживающих подразделений.

Чаще в начале создаются малые советы только по первым 4-м направлениям. По остальным направления малые советы создаются по мере развертывания системы. В малые советы ТРМ активно привлекаются сотрудники, подготовленные на шаге №2 в ходе пилотных проектов.

Создается также офис ТРМ из расчета 1 человек / 300-400 сотрудников компании. Руководитель офиса ТРМ входит в состав высшего совета ТРМ. Основная задача офиса ТРМ – оказание методической поддержки и координация работы советов ТРМ. Обычно сотрудники офиса ТРМ освобождены от других обязанностей.

ШАГ 4 – Разработка политики и постановка целей ТРМ (2-4 мес.)

Разрабатывается политика в области ТРМ. Разрабатывается система показателей для оценки результативности и эффективности развертывания системы ТРМ. Проводится бенчмаркинг и определяются актуальные достижимые цели по компании и для каждого подразделения. Создается система мониторинга показателей и необходимые инструменты анализа.

ШАГ 5 – Разработка дорожной карты и генерального плана внедрения системы ТРМ. (2-4 мес.)

Определяются основные этапы и их результаты. Разрабатываются и согласовываются генеральные планы развертывания ТРМ для каждого подразделения.

ФАЗА №2 – ЗАПУСК (1 мес.)

На этой фазе происходит анализ результатов 1-й подготовительной фазы внедрения ТРМ и принимается решение о полном широкомасштабном внедрении системы во всей компании. Происходит широкое официальное объявление всем участникам о начале активной фазы внедрения системы ТРМ в компании. Оповещаются акционеры, все сотрудники компании, клиенты, поставщики, пресса. Проводится широкая информационная компания в корпоративных СМИ.

ФАЗА №3 – ВНЕДРЕНИЕ (12 – 18 мес.)

На этой фазе происходит детализация и выполнение планов по внедрению ТРМ во всех подразделенийях. Для реализации мероприятий плана создаются малые группы ТМР, которые и выполняют весь объем практических работ по всем направлениям.

ФАЗА №4 – ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ (6-12 мес.)

На этой стадии проводится стандартизация всех процессов ТРМ.

Система «Всеобщего обслуживания оборудования (Total Productive Maintenance – ТРМ) родилась в 70-е годы XX в. в Японии. Не буквально, но точно по смыслу этот термин можно перевести как «обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала».

Согласно этой концепции ставку необходимо делать не на контроль качества извне, а на создание высокого качества непосредственно в процессе работы. Одним из естественных этапов реализации этого подхода стало появление кружков качества. В компании «Нип-пон дэнсо», производившей автомобильное электрооборудование, в кружки качества оказался вовлеченным весь персонал. В результате автоматизации производства в компании возникла проблема эффективного использования сложного оборудования. Найти решение удалось с помощью двух основных идей. Во-первых , операторам было вменено в обязанность не только использовать оборудование, но и осуществлять его текущее обслуживание. Во-вторых , на основе кружков качества, была создана система поддержания в нормальном состоянии всего оборудования компании ее персоналом.

В 1971 г. эта компания стала первым лауреатом премии ТРМ. С этого момента поощрение предприятий, добившихся наибольших успехов во внедрении ТРМ, стало в Японии ежегодным. В этом же году было дано развернутое определение ТРМ в производственных подразделениях, состоящее из пяти пунктов. Позднее ТРМ охватила собой не только производственные, но и конструкторские, коммерческие, управленческие и другие подразделения, т.е. стала общефирменной системой. С учетом этих обстоятельств в 1989 г. определение было скорректировано и содержание ТРМ было представлено в следующем виде:

1) целью ТРМ является создание предприятия, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производственной системы;

2) средством достижения цели служит создание механизма, ориентированного на предотвращение всех видов потерь («ноль несчастных случаев», «ноль поломок», «ноль брака») на протяжении всего жизненного цикла производственной системы;

3) для достижения цели привлекаются все подразделения: конструкторские, коммерческие, управленческие, но прежде всего производственные;

4) способствует достижению цели весь персонал – от руководителя до линейного работника;

5) стремление к достижению «ноля потерь» реализуется в рамках деятельности иерархически связанных малых групп, в которые объединены все работники.

В 1991 г. лауреатами премии ТРМ впервые стали иностранные компании – сингапурская «Нач индастриз» и бельгийское отделение «Вольво». Это стало началом международного признания эффективности данной системы. ТРМ получила распространение в отраслях, где состояние оборудования оказывает решающее влияние на уровень производительности, качества, травматизма, загрязнения окружающей среды. Сегодня среди тех, кто уже внедрил или внедряет ТРМ, помимо японских компаний, есть и американские: «Истмен Кодак», «Форд», «Проктэр энд Гэмбл»; несколько заводов «Пирелли», группа «Дюпон» и многие другие компании Европы, Южной Америки и Азии, а также Китая. В Финляндии учреждена собственная премия ТРМ.

На этом фоне судьба ТРМ в России до настоящего времени представляется неудавшейся. Лишь в 1992 г., с началом работы в России консультантов Японского центра производительности для социально-экономического развития (ЯЦП-СЭР), который оказывал содействие российским экономическим реформам на основе межправительственного соглашения между Россией и Японией, появилась возможность получить более или менее полное представление о том, что представляет собой эта система. По инициативе японской стороны на русский язык были переведены два фундаментальных издания ТРМ. Сама система на российских предприятиях до настоящего времени не внедрена.

Качественное улучшение состояния предприятия достигается при ТРМ за счет согласованного изменения двух факторов: с одной стороны, развитие профессиональных навыков: операторы должны уметь самостоятельно обслуживать оборудование, механики – непрерывно поддерживать работоспособность высокотехнологичного оборудования, инженеры – проектировать оборудование, не требующее поддержания и ремонта; с другой – усовершенствование оборудования : повышение эффективности использования оборудования за счет его непрерывного улучшения и проектирование нового оборудования с учетом его полного жизненного цикла с последующим выводом его в кратчайшие сроки на полную проектную мощность. Следствием такой согласованной эволюции человеко-машинной системы явилось то, что в Японии, может быть, чаще, чем в других странах, предприятия стремятся самостоятельно изготавливать необходимое оборудование или приспосабливать типовое оборудование к своим нуждам.

Здесь убеждены, что невозможно создавать изделия, пользующиеся спросом на мировом рынке, на основе заимствования техники у других фирм. По мнению основателя компании С. Хонда, если говорить работникам: «Образованные люди конструируют станки, а вы на них работайте», «Мы купили хорошее оборудование, а вы его используйте», то «работники превратятся в придатки станков, и из них уже нельзя будет сделать людей».

ТРМ предполагает повышение эффективности производственной системы за счет полной ликвидации всех потерь, препятствующих повышению эффективности как работы человека, так и использования оборудования, а также энергии, сырья и инструментов. Обычно выделяют 17 видов таких потерь. Для оценки эффективности производственной системы при ТРМ используются не локальные показатели, такие, как коэффициент загрузки оборудования, а показатель общей эффективности, отражающий потери всех видов.

Главное препятствие для эффективного использования оборудования согласно концепции ТРМ составляют поломки двух видов: поломки, вызывающие остановку оборудования , и поломки, приводящие к отклонению от нормального хода работы , как следствие, влекущие за собой брак или другие потери. Поломка – это «надводная часть айсберга», которая вырастает из совокупности скрытых дефектов: пыль, грязь, налипание частиц материала, износ, ослабление, люфт, коррозия, деформация, трещины, вибрация и т.д. Скрытые дефекты накапливаются, взаимно усиливая друг друга, в результате чего и происходит поломка.

Различают две группы причин, по которым скрытым дефектам не уделяется должного внимания.

Первая группа причин коренится в человеческой психологии. Скрытые дефекты не воспринимаются глазом, они как бы не существуют. Работник не осознает, что причиной поломки являются именно скрытые дефекты.

Вторая группа причин связана с оборудованием и установленным порядком его эксплуатации. В частности, не принимаются меры по устранению пыли, грязи и других явлений, порождающих скрытые дефекты. Оборудование нередко бывает спроектировано так, что скрытые дефекты либо невозможно обнаружить, поскольку все закрыто крышками и кожухами, либо сложно произвести чистку, смазку, затягивание болтов из-за трудного доступа.

В рамках ТРМ разработана система выявления скрытых дефектов и приведения оборудования в нормальное состояние. «Ноль поломок» достигается за счет поэтапного, систематического и непрерывного осуществления следующих мероприятий:

Создание базовых условий для нормальной работы оборудования;

Соблюдение условий эксплуатации оборудования;

Повышение мастерства операторов, специалистов по ремонту и обслуживанию, инженеров-проектировщиков.

Следует еще раз подчеркнуть, что в реализации этих мероприятий участвуют не только производственные, но и все остальные подразделения предприятия. Предпосылки высокой производительности оборудования в соответствии с концепцией ТРМ закладываются уже на стадии его проектирования. Оно изначально должно быть надежным, безопасным, легким в эксплуатации и обслуживании.

Центральное понятие ТРМ – Life Cycle Cost (LCC) – стоимость на протяжении всего жизненного цикла . Она включает стоимость самого оборудования и расходы по его эксплуатации за весь срок службы. Выбор оборудования и методов его эксплуатации осуществляется с тем расчетом, чтобы минимизировать LCC. Существенным является не только результат внедрения системы ТРМ, но и процесс ее развертывания . Более того, если процесс развертывания организован неправильно, то и ожидаемый эффект почти наверняка не будет получен. Этим объясняется то повышенное внимание, которое уделяется выработке последовательности действий и формированию организационной структуры по продвижению ТРМ. Освоение системы ТРМ требует немалых усилий и длительного времени, поскольку предполагает коренное изменение психологии работников предприятия. Однако, как показывает опыт организаций, внедривших эту систему, результаты именно такого рода перемен и составляют сегодня одно из главных конкурентных преимуществ на мировом рынке.