Парусная яхта руками из дерева чертежи. Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка. Делаем сувенирный кораблик


Как вы думаете - сложно ли сделать радиоуправляемую яхту своими руками?

Если вы считаете, что это очень сложно, дорого и требует специальных знаний, то вы ошибаетесь!

Конечно, построить RC яхту для соревнований – это совсем другой вопрос, для такой яхты нужен большой опыт, а вот сделать небольшую яхту для покатушек на ближайшем озере можно и без опыта!

Скачать чертежи и небольшую инструкцию по изготовлению яхты Footy можно в конце статьи.

Получиться вот такая вот яхта:

Изготовление

В оригинале яхту предлагается делать из бальсы и фанеры. Можно только из фанеры, например из ящиков от фруктов – их кучами выбрасывают у фруктовых рынков и магазинов.

Но можно сделать и из потолочки!Только необходимо будет сделать силовой каркас – вырезать из фанеры фальшпалубу с облегчениями, которая свяжет ящик киля, сервы, крепление мачты и крепление руля направления.

Кстати, ящик киля тоже желательно из фанеры сделать.

Впрочем, почти готовый корпус яхты можно получить из бутылки!

Вот примеры таких яхт


Они даже ходят по воде!

Сервомашинки

Для управления рулем направления яхты пойдет любая 8ми граммовая серва. А вот на управление парусом лучше поставить серву по мощнее. Тяги обычной 8ми граммовой может не хватить для затяжки паруса при ветерке больше умеренного.

Конечно лучше всего поставить специальную серву-лебедку, но они дороговаты,можно обойтись и недорогой 16 граммовой сервомашинкой.

Вот пример как располагаются сервы в корпусе яхты

Паруса и такелаж

Можно не париться с изготовлением парусов и такелажа, а поставить на нос яхты обычный треугольный парус.

Или как на китайской джонке:

Можно сделать такой вот косой парус:

Для изготовления мачты лучше всего использовать карбоновые трубки, если их нет то алюминиевые. Это практически единственное что потребуется поискать и купить.

В самом крайнем случае пойдут и деревянные, но они во первых тяжелые, а во вторых их желательно будет обработать на конус – что бы не тащить лишний груз.

Вообще – чем меньше веса выше ватерлинии и особенно на удалении от поверхности воды – тем лучше яхта ходит, так как нет "маятника сверху" который качает яхту при гласах. Наверное есть еще куча факторов, но все сходятся в одном – максимально облегчить все что торчит у яхты из воды!

Бульба

Бульбу – это та тяжелая штука на конце киля, отливают из свинца. Свинец можно взять где угодно, раньше вокруг гаражных обществ валялось куча старых аккумуляторов, свинец можно было взять из них и переплавить на небольшом костерке в консервной банке:)

Сейчас возможно придется приобретать его отдельно.

Легче всего купить дроби любого калибра (или номера?) в магазине для охотников или грузила для закидушек в магазине для рыболовов.
Еще свинец есть на каждой станции балансировки колес. Вот только по соотношению цен я ничего сказать не могу.

Остальное есть в файле с чертежами – и вырезки для изготовления корпуса и чертежи парусов и как смонтировать такелаж.

Надеюсь у вас получиться что то подобное:

Скачать файл с чертежами яхты можно .

Одной из основных задач проектирования яхт является правильное построение чертежа и создание специальных расчетов.

Чертеж яхты обеспечивает необходимые технологические задачи построения. При проектировании яхты обязательно необходимо учитывать следующие особенности:

  1. Технологические конструкции;
  2. Минимальные затраты сил и труда;
  3. Качественная эксплуатация яхты;

Даже новичок-судостроитель всегда обращает внимание, насколько разнообразны формы яхт. Каждый вид яхты имеет свою уникальную форму корпуса. Также отличия имеются в размерах и наличие различного оборудования. Каждая форма яхты отвечает ее особенностям, условиям плавания и требованиям.

Идентичная форма яхты может быть свободно изображена с помощью проекций и чертежей. Чертеж является основой для проекта разнообразных яхт. Как правило, проекции чертежей должны выполняться в строгом порядке. В верхней области чертежа должны находиться линии бока яхты (нос должен быть направлен в правую сторону). Полуширота на чертеже располагается в нижней области под боком. Чертеж корпуса яхты изображается слева и находится на одинаковом уровне с боком. Очень часто не хватает места для размещения полного чертежа. По этой причине некоторые проекции изображают совместно. Чертеж яхты обязательно должен иметь точные параметры, так как по нему осуществляется постройка судна. Чертеж в основном изображают в крупном масштабе, а толщина линий должна составлять 0,1-0,2 миллиметра.

Чертеж яхты из дерева изображается на наружной обшивке. Чертежи металлических яхт изображают на обводах шпангоутов.

Чертежи парусных яхт

Парусные яхты обладают высоким уровнем комфортности и удобства. Однако если яхта не имеет мореходных высоких качеств, то данные особенности не имеют никакого значения. Парусная яхта должна иметь определенный уровень нагрузки и сохранять необходимую высоту надводного борта. Не соблюдение данных условий может привести к потоплению судна. При построении чертежа парусных яхт основными параметрами являются ширина, длина, высота борта и осадка. Яхтенный рулевой должен знать такие параметры.

Чертеж парусной яхты представляет собой непростую криволинейную поверхность корпуса, которая изображается в виде проекций. Данная проекция имеет три плоскости, которые взаимосвязаны. Проекции изображают полосы пересечения обшивки с плоскостями. Положение таких проекций обязательно должны быть выполнены по правилам судостроения. Базовыми плоскостями являются основная, плоскость мидель-шпаунгота и диаметральная. Данные плоскости являются началом остальных координатных плоскостей и служат для правильного вычисления параметров яхты.

Чертежи яхты для самостоятельной постройки

Самостоятельная постройка яхты требует множество сил и времени, а также необходимо знать основы судостроения. Прежде чем начать постройку яхты, необходимо точно быть уверенным в своем желании.

При постройке яхты главное необходимо правильно выбрать материал для корпуса яхты и подобрать правильное оборудование. Если нет соответствующего образования, то лучше чертеж не строить самому. Проектированием судна должны заниматься специалисты, которые знают, как правильно рассчитывать все необходимые параметры.

Очень важно при постройке яхты правильно понимать ее чертеж, так как на нем изображаются все необходимые параметры для длительной эксплуатации яхты. Проекты яхты содержат правильные чертежи, которые помогут соблюдать требования и правила построения яхты.

Чертежи для самостоятельной постройки яхты предоставляют возможность каждому яхтсмену построить свою собственную яхту. Как правило, обычно корпус яхты изготавливается из древесины. С помощью чертежа можно высчитать такие параметры:

  1. Площадь, которую занимает корпус яхты;
  2. Общий объем корпуса, а также отдельные его участки;
  3. Площадь боковой проекции;
  4. Оценку начальной остойчивости формы.

Чертеж позволяет составить будущие прогнозы поведения судна при воздействии каких-либо негативных факторов. Постройка с помощью чертежа позволяет вычислить устойчивость и поворотливость яхты под воздействием руля. Чертежи позволяют составить правильную конструкцию яхты для ее дальнейшей эксплуатации. Конструкция яхты позволяет вычислить детали набора, переборки, которые зависят от выбранного способа постройки и материала для самостоятельного строительства яхты. Каждый чертеж имеет одну основную функцию – определение правильного положения точек в пространстве.

Приведенные чертежи в различных проектах помогут правильно построить яхту. С помощью простых конструкций, постройка яхты не будет иметь сложного процесса. Прежде чем заниматься самостоятельным строительством яхты необходимо тщательно проанализировать некоторые вопросы. Для начала необходимо определится с типом яхты и основное ее предназначение. После выбора типа яхты можно приступать к выбору проекта.

На сегодня различные кампании предоставляют проекты, которые имеют свою комплектацию. Перед выбором проекта можно проконсультироваться со специалистом, который поможет правильно определить необходимые параметры и требования яхты. С помощью чертежей постройка яхты осуществляется быстрым и удобным способом.

Также чертежи позволяют правильно высчитать необходимые расчеты, для того чтобы избежать ошибок в будущей яхте. В каждом проекте имеются пошаговые инструкции, которые помогут осуществить правильную постройку. Готовая комплектация проекта позволяет не тратить времени для поиска необходимого оборудования, материалов и инструментов. Каждый шаг инструкции рассказывает о последовательности выполнения действий, и какой материал необходимо использовать. В конце постройки не забудьте покрыть судно .

Самостоятельная постройка яхты позволит наслаждаться водоемами в любое удобное время. Также на яхте можно осуществить незабываемые прогулки по реке с близкими или друзьями, которые оставят незабываемые ощущения и впечатления.

Не представляете своей жизни без водной стихии? Если хотите приятно и с пользой провести время, обеспечьте себе захватывающий период в жизни, начав строительство яхты.

Предисловие

Если подготовитесь к процессу постройки яхты тщательно и с большим энтузиазмом, то настанет час, и вы триумфально зайдете на борт своего судна, чтобы отправиться на нем в первое путешествие по водным просторам.

Для начала необходимо выбрать проект, предварительно изучив как можно больше литературы на интересующую тему.

Радужные перспективы

Активно занимаясь поисками оптимального проекта, вы приблизите время постройки яхты. Она изменит привычный ход вашей жизни, позволит открыть для себя новые перспективы и горизонты. Можно отправиться в романтическое путешествие или устроить незабываемые дни семейного отдыха, пригласить друзей или предаться размышлениям в одиночестве, общаясь только с голубой стихией.

После постройки яхты вы прокатитесь «с ветерком», сможете понырять с борта судна в тихой гавани, взяв с собой акваланг. Можно кататься на водных лыжах или просто порыбачить в удовольствие.

Для вас откроют свои тайны новые просторы и берега.

С чего начать

Подбирая чертежи конструкций из фанеры, обратите внимание на наличие такой информации, как:

  • рисунки узлов;
  • прорисовка деталей;
  • описание методики сборки, которое будет доступно даже для новичков.

Многим мужчинам знакомы мечты о яхте, чтобы на ней покорять водные просторы. Далеко не каждому по карману осуществить постройку яхты из стеклопластика. Это не означает, что желаниям не суждено сбыться. Нужно приложить усилия, потратить время, изучить проекты постройки яхт, но в результате удастся создать шедевр, который будет превосходить по качеству и красоте дорогостоящие суда.

Можно не начинать именно с крупномасштабных проектов, а выполнить простое изделие. Тогда можно понять принцип создания яхты и реализовать его в натуральном размере.

Об особенностях постройки

Для реализации плана постройки моторной яхты есть два пути. Намного проще осуществлять основной процесс, если предварительно выполнить максимум подготовительных работ по созданию заготовок. Сложнее работать «с нуля».

На современном рынке судостроения есть много специализированных компаний, предлагающих разновидности подобных сборочных комплектов, в которые входит перечень необходимых деталей. Из них непосредственно и будет выполнена постройка моторной яхты.

Чтобы все было сделано правильно, заготовки сопровождают подробными инструкциями и чертежами. Помимо этого, важно знать о правильности сборки и четком соблюдении технологии изготовления судна.

Выбор варианта с покупными заготовками

Если решили приобрести готовые элементы и собрать из них яхту, вам интересно будет знать, что для всех деталей выполняется предпродажная подготовка.

Как правило, на производстве модель полностью собирают, чтобы проверить качество крепления соединений и соответствие размерам, а потом судно разбирают, упаковывают и отправляют заказчику. Покупатель должен будет снова выполнить процесс сборки и обязательно проклеить конструкцию так, как это указано в рекомендациях производителя. Для этого понадобится внимательно изучить предоставленную информацию по постройке яхты своими руками.

Выбор более сложного пути

Если решили работать с самостоятельной постройкой яхт катеров «с нуля», это будет намного сложнее. Но не менее интересно. Просто при таком выборе действий все будет зависеть от вашей внимательности и умений. Если хорошо подготовится и вооружиться багажом знаний, самостоятельная постройка яхты может стать более выгодной для вашего бюджета.

Не забывайте также о том, что для создания судна самостоятельно понадобится специальное оборудование.

Этапы постройки судна с нуля

Прежде всего при постройке и яхт, позаботьтесь о наличии просторного помещения, где непосредственно и будет происходить процесс создания шедевра, именуемого в среде профессионалов эллингом. Приобретите необходимые инструменты и оборудование. На этом лучше не экономить, ведь вы желаете получить качественный результат. Помимо этого, важно количество времени, которое удастся затратить при достойном оснащении рабочего места.

Соберите стапель в соответствии с размерами судна. Именно здесь будет осуществляться его монтаж. В процессе создания помоста происходит укладка брусьев хвойных пород древесины на участок ровной подготовленной поверхности. Это делают рядами по два с последующим перевязыванием конструкции и получением поверхности, которая будет расположена точно горизонтально.

Продолжение работ

Позаботьтесь о подготовке проектной документации. Ее самостоятельная разработка неопытному специалисту практически не под силу. Чтобы не рисковать материалами и конечным результатом, рекомендуется доверить изготовление проектной документации специализированным организациям.

Также круглосуточно к вашим услугам сеть Интернет, где можно изучить не только чертежи, но и дизайн яхт, прочитать полезную информацию и отзывы опытных людей по данному вопросу.

Готовим материалы

Выполните заготовку пиломатериалов. Этот очень важный этап строительных работ, так как чем качественнее он будет организован, тем выше будут показатели прочности и судоходных качеств будущей яхты.

Чтобы создать конструкцию, подберите пиломатериалы двух видов: из бессучковой доски хвойной породы дерева и бруса более твердой породы (дуба, ясеня).

Важно, чтобы уровень влажности древесины был не более 12-20 %, что обеспечивает защиту от деформации. На стапеле разметьте линию штевня и места теоретического положения шпангоутной рамы. По этим указателям и будут выполняться монтажные работы со всеми конструктивными элементами судна.

Сборка

Собрать и проклеить шпангоутные рамы можно в соответствии с обводом судна. Это делается на приспособлении специального типа, являющемся шаблоном.

Создание шпангоутной рамы

Нанесите отметки рабочего плаза на фанеру толщиной от 10 до 12 мм. Если хотите упростить задачу, создавайте замкнутые шпангоуты с содержанием подпалубных бимсов.

При сборке шпангоутной рамы, у которой поперечная шергень-планка, используйте специальные шурупы. Для сборки обеспечьте себя специальными упорами, которые будут фиксировать положение рамы в зависимости от первоначальной разметки.

Обратите внимание, что при формировании всех переборок необходимо их сочетание со шпангоутной рамой, а иногда и её замена. Для установки заготовки форштевня важно выдерживать размеры угла наклона по отношению к горизонту.

Для сбора килевой балки подбирайте брусья и крепите к поверхности форштевня кнопом, а к поверхности флор - при помощи шурупов и клея.

Для изготовления стрингеров подбирайте клееные сосновые рейки и монтируйте их на поверхность форштевня и шпангоуты саморезными шурупами и клеем.

Установка стрингеров завершается обязательной процедурой мелковки, которая выполняется, чтобы выявить все несоответствия с обводами судна и устранить дефекты.

Когда создается обшивка корпуса, берут листовую бакелизированную фанеру и нарезают её по шаблону. Потом монтируют стрингерами на клей и саморезы, немного утопляя их внутрь фанеры.

Проверка качества работ

Монтаж обшивки закончен, теперь надо провести ряд контрольных промеров обводов и обработать поверхность по территории единого радиуса.

Для удаления необходимо использовать абразивный инструмент. Чтобы придать жесткость и герметичность поверхности, обшивку необходимо обклеить в несколько слоёв стеклотканью марки Т1-ГВС-9. Для этой цели берут эпоксидную композицию.

Когда затвердеет первый слой, оклеивают поверхность при помощи стеклоткани с основой из полиэфирной смолы. Так выполняют до десяти слоев.

Набираем палубу

Перевернув основание яхты, переходят к выполнению продольного набора палубы, где производится монтаж палубного настила. Чтобы слои были прочными и герметичными, важно проклеивать корпус при помощи стекловолокна, чередуя его с эпоксидными и полиэфирными связующими.

Шлифовка и грунтовка

Когда все слои застынут, необходимо зашлифовать и прогрунтовать полученную поверхность. Для выполнения малярных работ подбирается специальная влагостойкая краска, которая обеспечит максимальную защиту от морской воды. Потом поверхность принудительно сушится.

Завершающий этап

Осталось выполнить внутреннюю отделку, установить дополнительное оборудование и комплекс парусного вооружения. Эти процедуры выполняются, когда наступил конечный этап строительных работ. Если хотите, чтобы на яхте была силовая установка, обращайтесь к специалистам. Этот этап является особенно ответственным, так как требует дополнительного багажа знаний.

Собираем яхту по заготовкам

Если решили побыстрее достичь результата и не рисковать при выполнении всех строительных работ «с нуля», приобретайте заводские заготовки яхты и собирайте судно самостоятельно, следуя рекомендациям относительно строительства яхты по сборочному комплекту. Это подобно сборке конструктора, только более ответственно и требует четкости и обеспечения надежности всех креплений.

Готовим документацию

Перед началом работ также важно тщательно изучить всю предоставленную документацию, чтобы не допустить серьезных ошибок, которые могут быть неисправимыми в конечном итоге. Изучите проекты яхт для самостоятельной постройки.

Собирайте яхту, начиная с того, что предварительно соедините шпангоуты и киль. Удовлетворительный результат будет показан, если удастся собрать эту конструкцию в виде неразъемного соединения.

Обшивка судна

Установите на шпангоуты спрингеры. На них и будет крепиться материал обшивки судна, состоящей из специального вида фанеры, устойчивой к воздействию влаги.

Обратите внимание, что для такой сборки необходимо традиционное положение. Требуется установить судно килем вверх. Это позволит достичь необходимого уровня для точности размеров. Так же можно создавать форму идеального обвода судна.

Благодаря обшивке из особого вида фанеры, которая является устойчивой к воздействию влаги, обеспечивается высокая прочность в создании конструкции судна.

Чтобы обеспечить герметизацию, можно применять стеклоткань. Она будет монтироваться на поверхность специальной влагостойкой эпоксидной композиции. Проклеивание выполняется несколькими слоями. После того как все высохнет, будет получена однородная непромокаемая поверхность.

Для обеспечения привлекательности внешнего вида и создания дополнительной защиты обработайте поверхности специальными лаками и водостойкими красками.

Чтобы прокрасить внутреннюю поверхность яхты, также потребуется водостойкая краска. После этого можно настилать палубу.

Проведение испытаний

Завершающий этап работ заключается в выполнении окончательной отделки корпуса, комплектации судна необходимым оборудованием и парусным оснащением. Обязательно необходимо провести испытания в условиях рабочей обстановки. Это необходимое условие для того, чтобы обеспечить безопасность и выявить мореходные свойства судна. Важно своевременно произвести устранение некоторых недоработок и недочетов.

Послесловие

Чтобы построить судно полностью, необходимо настроиться на выполнение большого объёма работ с повышенным уровнем ответственности.

При условии, что будет правильно эксплуатироваться и иметь должный уход, она станет радовать своих владельцев на протяжении длительного периода.

Открывайте многогранность удивительного мира природы, наслаждайтесь путешествиями. Но если не готовы построить настоящую яхту, можно подумать о том, чтобы построить собственноручно модель яхты. Это позволит сформировать основу знаний, чтобы понять, как устроена яхта, и обеспечит тщательное изучение технологии, ведь вы сможете рассмотреть проекты катеров и яхт для самостоятельной постройки. Решайтесь - и всё у вас получится.

Классификация Европейского объединения спортсменов-любителей судомодельного спорта («НАВИГА») предусматривает соревнования управляемых моделей парусных яхт трех классов: F5-M («Марблхэд»), F5-10 («Тенритер») и F5-Х (свободный). Конструкциям моделей яхт первых двух классов присвоены имена первых победителей европейских соревнований.

В 1976 году наш журнал познакомил любителей увлекательнейшего вида спорта с классами F5-10 и F5-Х.

Предлагаемая модель яхты F5-М построена чемпионом СССР, мастером спорта Климентом Головиным из города Казани.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

Корпус модели состоит из двух слоев стеклоткани и выклеивается по деревянной болванке, изготовленной согласно теоретическому чертежу (рис. 6, 7). Для внутреннего слоя больше подходит стеклорогожа, а для внешнего - стеклоткань АСС-10 или подобная ей. Для выклейки удобнее использовать эпоксидные смолы «холодного» отвердения ЭД-5, ЭД-6 и другие.

В обработанный наждачной бумагой корпус вклеиваются технологические шпангоуты, транец из бальзы или пенопласта и «швертовый» колодец, служащий для закрепления съемного киля с балластом. Эта деталь выпиливается из бакелизиро-ванной фанеры или однотипного материала толщиной 10 мм (см. рис. 7). В нижней части киля винтами крепится балласт - две свинцовые пластины общим весом 2,9 кг.

До установки палубы, изготовляемой из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм, вдоль бортов по всей длине корпуса на смоле вклеиваются сосновые стрингеры сечением 8X8 мм. К ним в местах крепления шурупами вант-путенсов приклеиваются березовые бруски размером 60Х20Х15 мм. По диаметральной плоскости корпуса врезается и вклеивается в технологические шпангоуты еловый брус размером 285X25X10 мм. Он служит для закрепления шурупами на одной плате степса мачты с вертлюгом грота-гика и вертлюга стаксель-гика.

Мачта эллиптической формы с лик-пазом, в который протягивается передняя шкаторина грота, склеенная из сосновых реек (рис. 5). Она свободно вращается в шарнирах степса и узла крепления вант и стаксель-штага (рис. 1, 2) к мачте.

Грота-гик и стаксель-гик изготавливают из тонкостенных дюралюминиевых трубок (см. рис. 7) соответственно Ø 10 мм и 8 мм.

Конструкция вертлюга стаксель-гика, узлов степса мачты, крепления вант и стаксель-штага на мачте показаны соответственно на рисунках 1-3.

Руль поворота можно выпилить по контуру и профилю из дюралюминиевой пластины толщиной 9 - 10 мм или склеить из шести слоев авиационной фанеры толщиной 1,5 мм.

При поворотах руль должен перекладываться в обе стороны на 35-40° с наименьшим люфтом. Люверсы для проводки грота-шкота и стаксель-шкота с барабана лебедки с гиком вытачивают из фторопласта или латуни и закрепляют в палубе.

Канифас-блоки стаксель-шкотов вытачивают из дюралюминия. Шкотовая лебедка самодельная. На ней установлен электродвигатель типа «гном». Редуктор можно взять от синхронных часовых электроприводов типа СД-2, СД-2Л и СРД-2 с передаточным отношением 1:120.

Паруса модели изготавливают из нейлоновой парусной ткани DZ (вес 1 м2 - 61 г). Они также могут быть сшиты из ткани «болонья».

Для управления моделью яхты используется двухканальная аппаратура радиоуправления.

1- грота-шкот, 2- люверс в палубе, 3- рулевая машинка, 4- приемник, 5- источник питания, 6- блоки стаксель-шкота, 7- стаксель-шкот, 8- шкотовая лебедка.

После покраски и сборки модели с помощью талрепов и штагов устанавливают мачту с наклоном в корму на 3-5° по отношению к палубе, затем изменением длины шкотов грота и стакселя необходимо добиться, чтобы на курсе «бейдевинд» стаксель начал «брать ветер» («заполаскивать») раньше, чем грот. После этого проводится проверка на всех курсах, кроме «бакштаг» и «фордевинд». В дальнейшем модель с рулем, установленным в нейтральное положение, должна медленно приводиться к ветру (то есть постепенно поворачивать носом против ветра), при этом стаксель не должен «задувать» в грот и сам «заполаскивать» слишком рано. Отрегулированная таким образом модель будет хорошо управляться и ходить круто к ветру.

Как показано на рисунке 4, центры вращения передних шкаторин парусов и оси вращения гиков разнесены по длине в диаметральной плоскости. Это позволяет увеличивать величину прогиба («пуза») парусов при переходе на полные курсы.

Дальнейшая регулировка (доводка) управляемости модели проводится в совместных гонках моделей яхт.

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ КЛАССА F5-M

Максимальная длина (Lн) - 1270 ± 6 мм. Не включается в общую длину размер носового кранца, однако последний не должен выступать более чем на 12,7 мм.

Ширина, осадка, высота надводного борта, водоизмещение и вес балласта не ограничены.

Переход от корпуса модели к килю на миделе закругляется радиусом не менее 25,4 мм.

Толщина рангоута не может превышать 19 мм.

Дощечки фаловых углов у основания не шире 19 мм.

Площадь парусности без спинакера не более 5160,0 см2.

Высота крепления стаксель-штага над палубой не более 80% от высоты расположения дощечки фалового угла грота. Максимальное количество лат на гроте - четыре, а на стакселе - не более трех. Латы устанавливаются примерно на равном расстоянии друг от друга. Длина лат грота не более 101,6 мм; стакселя - не более 50,8 мм. Латы не являются обязательным элементом.

Круглые латы не применяются.

Не разрешается одновременная постановка двух гротов.

Парус спинакер можно ставить только со спинакер-гиком, длина которого не должна превышать 380 мм, если измерять длину от середины мачты до нока спинакер-гика. Запрещается использовать спинакер-гик в качестве бушприта и закреплять его в таком положении на палубе. Нельзя закреплять спинакер выше стаксель-штага и увеличивать его жесткость. Не разрешается стаксель-шкоты и спинакер-шкоты крепить за грота-гик.

Наконец правила предусматривают, что в момент старта спинакер-гик должен находиться на противоположной стороне грота-гика.

Запрещены: подвижные кили, средние, боковые и скуловые шверты, бушприты, выступающие над водой рули, выносные поплавки, двойные или многосоставные корпуса, незакрепленный или изменяемый балласт.

Площадь станселя (Sс), см 2 …………………..1991

Площадь грота (Sг), см 2 …………………………3112,5

Общая площадь парусности (Sп), см 2 …….5103,5

Водоизмещение (G), г……………………………5200

К. ГОЛОВИН, мастер спорта СССР