Психология изучающая трудовую деятельность называется. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Методы психологии труда

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины "психология трудовой деятельности". Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

  • 1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
  • 2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
  • 3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
  • 4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
  • 5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
  • 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Труд, профессия, специальность. Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

  • 1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;
  • 2) профессиональная подготовка;
  • 3) рациональные условия и организация трудового процесса;
  • 4) удобство и эффективность орудий труда;
  • 5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;
  • 6) система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти "психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности..." (Климов Е.А., 1996). Труд - это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности.

Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности: труд психология профессиональный

  • 1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
  • 2) целевая функция и характер результата труда;
  • 3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;
  • 4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
  • 5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками. представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:

  • 1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
  • 2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • 3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • 4) информационная основа деятельности - совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
  • 5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • 6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
  • 7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Профессиональная деятельность человека

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии. Сформулируем ее основные задачи:

  • 1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
  • 2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных методов;
  • 3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
  • 4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
  • 5) изучение профессиональных деструкции специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
  • 6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;
  • 7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.

Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения.

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам человека. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

Однако несовпадение Я-действующего и Я~отраженного может приводить как к попыткам изменения своего внутреннего мира, так и к попыткам изменения внешней среды, своего окружения.

Эмпирическое Я человека с низким уровнем развития самосознания не позволяет ему освободиться от собственных эгоцентрических установок, утилитарно-отчужденной позиции. Человек с высоким уровнем развития самосознания способен выйти за пределы своего эмпирического Я, что создает условия для проявления в сознании и деятельности его творческого Я. Таким образом вектором профессионального развития выступает творческое Я личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем развития самосознания: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я и высшее (творческое) Я". На этой стадии, формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития, человек преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

Основы экономической психологии

Экономическая психология, исследующая отражения человеком и группами людей экономической реальности, особенности и механизмы экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

Как известно, экономическая теория изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем - отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. А потому вопрос о том, как эти отношения отражаются в психологии людей, влияет психология человека каким-то образом на экономические отношения, экономическую теорию интересуют очень мало - по крайней мере, так было до недавнего времени.

Следовательно, актуальность развития отечественной экономической психологии можно объяснить следующими причинами: особенности социально-экономического развития (радикальные экономические преобразования, изменение экономических отношений, появление новых экономических субъектов); состояние внутренней готовности и возможности психологической науки; заинтересованность экономической науки в получении дополнительных фактов, закономерностей для решения вопросов на стыке экономики и психологии; накопленный психологической наукой исторический опыт интенсивного формирования научно-практических отраслей психологии в ответ на острые практические потребности общества в конкретный исторический период его развития; особенности отечественного менталитета, что приводит особый интерес к отдельным экономико-психологическим феноменам и проблемам, а именно: отношений к собственности, бедности и богатства, денег и отношение к ним; насущная практическая потребность (коммерческие организации, например, заинтересованы в быстром развитии отдельных направлений экономической психологии, таких как психология рекламы, поведение потребителей). Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что появление экономической психологии является, закономерным феноменом. А. Журавлев предлагает ряд критериев, по которым можно оценить реальное место экономической психологии в психологической науке как системе знаний: выполнение специализированных исследований экономико-психологической проблематик; наличие различных форм реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии (семинаров, конференций); объем и значимость научных публикаций, как в научных журналах, так и в отдельных изданиях экономико-психологического характера; введение профессиональной подготовки экономических психологов на профильных психологических и других факультетах вузов; наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях. Анализ выделенных критериев позволяет определить перспективы развития экономической психологии в стране: создание специальной профессиональной ассоциации экономических психологов; публикация авторских монографий по экономической психологии; издание специализированного профессионального журнала по экономической психологии; введение в вузах специальности экономического психолога; увеличение количества диссертационных (кандидатских и докторских) работ по экономической психологии.

При рассмотрении предмета экономической психологии с позиций создания и моделирования новых экономических систем на макроэкономическом уровне экономическая психология по своим объектам и предметам, ближайшая к таким научным направлениям, как эргономика, организационная психология, социальная психология, психология управления и менеджмент, психология труда и инженерная психология, экономика и социология труда. Процесс анализа и функционирования экономических систем на макроэкономическом уровне, анализ их эффективности дает основания рассматривать экономическую психологию как дисциплину, объясняет закономерности отклонения от экономических законов и законов экономической социологии с точки зрения уникальности человеческого поведения на уровне больших групп, целых народов и государств.

Изучение экономической психологии связано с экономической теорией, экономическим поведением различных слоев населения, психологическими аспектами экономической политики, психологическими основами рынка потребления и целым рядом других проблем, а особенно - со стратегическим, инновационным менеджментом. Наиболее явно прослеживается связь экономической психологии с инженерной психологией, изучающей "человека среди машин"; эргономикой, психологией и социологией труда, сосредоточенных на "человеку в труде"; экономической теорией; социальной психологией, что имеет дело с "человеком среди людей"; менеджментом, маркетингом, социологией, политологией и философией. Рассмотрим связь экономической психологии с некоторыми, выше указанными, науками более детально.

Экономическая психология разрабатывает теорию и практику экономического поведения людей как конкретной формы социального поведения со своей спецификой, поэтому знание общих закономерностей поведения способствует пониманию экономического поведения. Именно поэтому экономическая психология тесно связана с социальной. Взаимосвязь экономической психологии и этики заключается в совместном изучении феномена делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. На границе с психологией личности экономическая психология исследует влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенностей экономического поведения индивидов.

Экономическая психология очень тесно связана с экономической социологией, имеет подобную структуру и предметное поле. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, сознательным и бессознательным явлениям, связанных с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и психологической регуляцией ее экономического поведения.

Экономическая психология относится к тому направлению психологической науки, потребность в котором вызвана социально-экономическими изменениями в стране, а методологический базис данного научного направления заложен всей историей взаимодействия экономики и психологии, субъектами экономической деятельности и процессами производства, обмена и потребления. Экономическая психология исследует человека в мире вещей, психологию участника хозяйственной деятельности, психологические закономерности регуляции поведения и деятельности человека в экономической среде общества. В широком смысле экономическая психология является психологией субъекта хозяйственных отношений, которым может быть один человек, нация, организация или государство.

Задача экономической психологии реализуются главным образом в прикладном плане - через распространение знаний о том, как можно повысить производственную эффективность - прежде всего на микроэкономическом уровне. Обоснование легитимности социально-экономических изменений, происходящих в обществе, позволит экономической психологии на макро-экономическом уровне объяснить всем слоям населения экономическую стратегию страны именно через экономические интересы, стимулы и мотивацию к труду в условиях имущественных, финансовых и других прав граждан.

Список литературы

  • 1. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  • 2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.- 221 с.
  • 3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1986.
  • 4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  • 5. Котелова Ю.В. Из истории советской психологии труда // Вопросы психологии. 1967.№ 5.
  • 6. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963.
  • 7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962.
  • 8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов/ Е.А. Климов - М.,1998.-350 с.
  • 9. Леонова А.В. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. -- М.:Радикс,1995.-253с.
  • 10. Лихи Т. История современной психологии.-3-е изд.-СПб.:Питер,2003. --448с. - (Серия "Мастера психологии").
  • 11. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. --384с.
  • 12. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352с.

отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. В настоящее время исследования по П. т. проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. В рамках П. т. сложились промышленная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая психология и т. п., большое значение приобретают исследования в сфере управления и обслуживания. Зарождение зарубежной П. т. связывают с созданием системы Тейлора. В России рабочие движения человека, физиологические критерии установления продолжительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов. Дальнейшие исследования в данном направлении стали проводиться в рамках психотехники. Однако окончательное признание П. т. получила лишь в середине 50-х гг. В современной П. т. можно выделить следующие направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути формирования профессиональной пригодности, воспитание положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др. Методы П. т.- эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение, интервью, анкетные обследования, трудовой метод изучения профессий и др. Дальнейшая разработка методов П. т. предполагает проведение исследований по совершенствованию способов регистрации изучаемых параметров. П. т. органически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогической, инженерной и основывается на общих с ними принципах, использует их достижения и методы. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

область психологии, изучающая закономерности проявления различных психологических механизмов в деятельности трудовой, закономерности формирования конкретных форм этой деятельности и отношения человека к труду. Ее объект - деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы. Ее основы формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии.

Чрезвычайно разветвленная дисциплина - основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр.

Выделяются следующие основные направления ее исследований:

1) рационализация труда и отдыха;

2) динамика работоспособности;

3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной;

4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.

Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.

Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника - на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни - оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач.

Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга "Психология и эффективность производства" (1913) и "Основы психотехники" (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы "Физиологические критерии для установки длины рабочего дня" (1897), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям.

Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.

Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Нужно помнить, такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность исключительно как общий объект, используя при ϶ᴛᴏм специфические методы и знания, ϲʙᴏйственные той или иной дисциплине. Все данные дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, кᴏᴛᴏᴩая только существует в современной психологии.

Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, кᴏᴛᴏᴩая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некᴏᴛᴏᴩые ее разделы), гигиена и охрана труда.

Во-вторых, ϶ᴛᴏ практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, кᴏᴛᴏᴩые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Изучим подробнее дисциплины, кᴏᴛᴏᴩые имеют взаимосвязь с психологией труда:

  1. философия и политическая экономия рассматривают в ϲʙᴏих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;
  2. социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;
  3. экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;
  4. законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;
  5. физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в ϲʙᴏих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

Сфера применения

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – ϶ᴛᴏ основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности кᴏᴛᴏᴩого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Исключая выше сказанное, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. Сегодня любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

Цели психологии труда

Основными целями психологии труда будут:

  1. оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
  2. прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Стоит сказать, для достижения данных целей психология труда использует различные инструменты, что демонстрируется в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в кᴏᴛᴏᴩой осуществляет ϲʙᴏю деятельность организационный психолог.

Основные задачи психологии труда

Основные задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, кᴏᴛᴏᴩые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта) К теоретическим задачам можно отнести:

  1. изучение и исследование психических процессов, основных психологических ϲʙᴏйств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);
  2. изучение особенностей трудовой деятельности;
  3. исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;
  4. изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;
  5. изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с данным;
  6. изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;
  7. выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;
  8. превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
  9. улучшение условий жизни работников;
  10. улучшение условий рабочей деятельности;
  11. разработку основных критериев приема на работу;
  12. разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
  13. рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, кᴏᴛᴏᴩая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

  1. разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;
  2. разработка психологических средств мотивации;
  3. разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;
  4. разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;
  5. разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при ϶ᴛᴏм личностные возможности;
  6. развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;
  7. совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
  8. минимизация аварийных ситуаций;
  9. работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

Предмет психологии труда

Предметом психологии труда будут психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, кᴏᴛᴏᴩые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через кᴏᴛᴏᴩые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда будет ядром, вокруг кᴏᴛᴏᴩого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

Объект психологии труда

Объектом психологии труда будет труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

На настоящий момент считается, что все данные процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

Методы психологии труда

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью данных методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека.
Стоит отметить, что основные методы психологии труда:

  1. тестирование;
  2. включенное и невключенное наблюдение;
  3. беседа;
  4. интервью и опросы;
  5. тренинги;
  6. ролевые игры;
  7. анализ и синтез информации.

Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.

Влияние психологии труда на производство

Изучение психологии труда , трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

Не стоит забывать, что важной областью психологии труда будет изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при кᴏᴛᴏᴩых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, данныеки и возможностей предприятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психология труда - одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания.

Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии:

1) с общественными науками (через отрасль психологии - социальную психологию и связанные с ней дисциплины);

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию);

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию);

5) с техническими - науками (через инженерную психологию).

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и так далее, психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же психология труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина». В инженерной психологии главный субъект труда - это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях - развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук.

1. Объект, предмет, задачи и методы психологии труда

1.1 Объект, предмет, задачи психологии труда

Психология труда - одно из важнейших направлений современной психологической науки.

Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятельности.

Предметом же психологии труда, в отличие от других наук, является изучение психологических особенностей трудовой деятельности человека, установление закономерностей протекания психических процессов и формирования свойств личности в различных видах труда, изучение соответствия организации производственных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения производительности и качества труда.

Труд как процесс создания различных ценностей и как cpeдство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и приносит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо организованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутомление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому одна из главных задач психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда человека. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Так же к числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся:

1. психологическое изучение различных видов труда с целью рациональной организации трудовых процессов;

2. выявление психологических факторов и условий, способствующих повышению производительности и качества труда;

3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерностей формирования личности в труде;

4. определение психологических, социально-психологических и производственных условий, способствующих установлению гapмоничных связей и отношений между человеком и профессией;

5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации работающего человека и орудий труда, оптимального сочетания психофизиологических возможностей человека и возможностей различных технических систем и механизмов;

6. изучение различных психических состояний (усталости, пресыщения, эмоциональной напряженности и др.), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека;

7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности;

8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве.

Решая указанные задачи, психология труда приобретает исключительно важное практическое и теоретическое значение.

1.2 Методы психологии труда

Методы психологии труда - это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук. Основными методами психологии труда являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные.

НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в - структуре деятельности.

Хронометраж - измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий , сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос.

Анкетирование - получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы (прямой контакт с работниками необязателен).

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Метод критических инцидентов - специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности (ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Эксперимент. Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучается в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве определить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изменяются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Можно выделить дванаиболее известных и наиболее распространенных вида эксперимента: естественный и лабораторный . В психологии труда естественный эксперимент еще называют производственным.

Естественный эксперимент удобно проводить в конкретных условиях производства, в которых психолог исследует типичные факторы и на которые может воздействовать. Примером такого эксперимента может быть решение следующего задания: изменить существующий технологический процесс в определенном подразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда с производительностью в других подразделениях.

Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, создает атмосферу «искусственной» ситуации.

Рассмотрены только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в сочетании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особенностях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда.

2. Взаимосвязь психологии труда с другими науками

Психология труда изучает свой предмет, опираясь на тесные связи с другими направлениями психологической науки. Особенно близкие контакты прослеживаются у нее с общей психологией. Психология труда опирается на теоретические концепции и понятийный аппарат общей психологии, использует некоторые методы ее исследования. Однако, как справедливо считают многие отечественные ученые, психология труда давно перестала быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся и важнейшими проблемами психологии человека.

С социальной психологией и психологией управления психологию труда связывает необходимость разработки некоторых общих с этими научными направлениями проблем и вопросов (изучение межличностных взаимоотношений в малых группах и в производственных коллективах, психологической совместимости людей в различных видах труда, мотивации и стимулирования трудовой деятельности и т. д.).

При решении задач профессионального обучения, подготовки детей и школьников к труду, изучении процесса формирования производственных умений и навыков психология труда взаимодействует также с педагогической и возрастной психологией.

В середине прошлого столетия из психологии труда выделилась в самостоятельное направление инженерная психология. Эта ветвь психологии возникла в условиях быстрого научно-технического прогресса, внедрения в производстве новой и новейшей техники, что привело к существенному изменению coдержания и структуры трудовой деятельности человека. Главным предметом инженерной психологии стала деятельность человека в различных системах управления (труд диспетчера, работа оператора за пультом управления и т. п.), а ее основной проблемой - изучение процессов информационного взаимодействия в системах «человек-техника».

Близкие контакты связывают психологию труда с некоторыми науками медико-физиологического и технического профиля.

Среди них следует особо выделить физиологию труда, которая изучает изменения функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности и дает физиологическое обоснование правильной организации труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности человека. При решении многих проблем (рациональная организация рабочего места, обоснование оптимального режима труда и отдыха, исследование утомления, изучение физиологических механизмов восприятия и переработки информации, памяти, мышления и т. д.) психология и физиология труда постоянно взаимодействуют одна с другой. Их непосредственная связь наиболее ярко прослеживается при совместной разработке вопросов научной организации труда (НОТ). Не случайно в практической работе психолог нередко применяет некоторые методики, разработанные в физиологии труда, а физиолог - психологические методики. Комплексное применение методического инструментария этих двух близких наук объясняется тем обстоятельством, что очень часто между психическими и физиологическими функциями, обеспечивающими процесс труда, наблюдается тесная корреляция.

Близко соприкасается психология труда и с гигиеной труда, которая изучает окружающую производственную среду и влияние ее факторов (шума, освещенности, вибрации и т. д.) на организм и здоровье работающих. Совместно с гигиеной труда психология труда занимается психопрофилактикой и сохранением психичеcкoгo здоровья работающих, решает вопросы врачебно-трудовой экспертизы, оценивает профессиональную пригодность и определяет пути компенсации имеющихся физических и психических недостатков в процессе профессионального обучения и работы.

Так как сфера деятельности психологии труда - производство, взаимодействие человека с орудиями труда и техникой, она имеет - определенные точки соприкосновения с техническим нормированием (определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции, обоснование рационального темпа и ритма работы), технической эстетикой и дизайном (художественное оформление и проектирование производственной среды, орудий труда и промышленных изделий, придание им гapмоничной формы и эстетических качеств), техникой безопасности и другими производственными и техническими дисциплинами.

И, наконец, психология труда тесно связана с эргономикой - комплексной наукой, которая занимается вопросами адаптации средств, орудий и условий труда к физиологическим и психическим возможностям человека. Эта наука предметом своего изучения имеет системы типа «человек-машина-среда». Трудовой процесс рассматривается ею как системное, многофакторное образование, которое включает в себя психологические, физиологические, гигиенические, антропометрические и другие составляющие. Эргономика строится на использовании прикладных разделов психологии труда и инженерной психологии, антропологии, физиологии и гигиены труда, технической эстетики и других нaук. Все они, включаясь в эргономику, не теряют своей специфики и позволяют реализовать комплексный подход к изучению процесса труда.

Взаимодействие психологии трyда со смежными науками не означает, что она утрачивает свой собственный предмет исследования, свою проблематику и методы. Своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.

Заключение

психология труд лабораторный эксперимент

Психология труда - важная отрасль психологической науки. В истории развития психологии труда были попытки подменить её физиологией труда, социологией труда, но они не привели к положительным результатам. Во всех случаях - и в исследовательской работе, и в практической психология труда сохраняла и сохраняет свою специфику, решая прежде всего проблемы, связанные с психологическим анализом трудовой деятельности человека и психологическими факторами повышения производительности и эффективности труда.

Труд и трудовую деятельность человека изучают и другие науки: физиология труда, гигиена труда, экономика труда, социология труда и т. д. Но каждая из этих наук, занимаясь изучением общего объекта с психологией труда, выделяет в нем для самостоятельного и углубленного познания свой специфический предмет исследования, то есть ту часть объекта и тот специфический угол зрения, под которым данная конкретная наука, опираясь на свой понятийно-теоретический аппарат и методы исследования, рассматривает изучаемый объект. Так, физиология труда изучает трудовой процесс в eгo физиологических проявлениях, ее интересуют, прежде вceгo, те функциональные изменения в различных системах организма, которые происходят под влиянием трудовой деятельности; гигиена труда имеет в качестве предмета исследования особенности окружающей человека производственной среды и их влияние на организм и результаты труда работающего; предмет экономики труда - изучение основ общественной организации труда и тех производственных отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и обмена продуктов труда. Безусловно, теснейшая связь психологии труда с другими науками очевидна.

Однако, специфика предмета и решаемых задач психологии труда, позволяет оставаться ей самостоятельной наукой. Так психология труда изучает актуальнейшие проблемы и вносит огромный вклад в решение задач гуманизации и оптимизации трудовой деятельности человека.

Психология труда, обобщая данные проводимых исследований, имеет важное теоретическое значение. Она развивает и формулирует теоретические представления о закономерностях трудовой деятельности человека, формировании eгo профессионального мастерства и профессионально важных качествах личности, о сущности работоспособности и ее динамике в процессе труда, о закономерностях профессионального обучения и так далее, Теоретическое значение психологии труда заключается также в том, что, накапливая научные данные о закономерностях психической деятельности человека в различных видах конкретного труда, она тем самым выступает в качестве такой науки, которая способствует развитию общей психологии и ее теории.

Список использованной литературы

1. Асеев В.Г. Психология труда: учебное пособие.- Ч. I - 2-е изд. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005 - 342с.

2. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. - М., 1998

3. Пряжников Н.С. Психология труда. - СПб., 2003

4. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 - 352 с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие/В.А. Толочек - СПб.: Питер, 2005. -479 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Категории "деятельность" и "труд" в психологии. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами. Современная наука, или Структура научных революций. Парадигмы психологии и результаты труда.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет, задачи, методы психологии труда. Основные психологические признаки труда. Источники и задачи психологии труда. История психологии труда. Петровские преобразования и психология труда. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Сводка всех основных методов психологии труда в обобщенном виде. Метод непосредственного наблюдения. Трудовой метод. Многообразие проявлений психики в трудовой деятельности. Труд - основной вид деятельности взрослого человека.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Общая характеристика социально-психологических основ труда. Предмет, цели и задачи психологии труда. Место психологии труда в системе наук. Методы исследования социально-психологических основ труда. Фотография рабочего дня. Смена режимов труда и отдыха.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2014

    Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Психология труда, инженерная психология и эргономика. Психология труда, организационное поведение, психология управления, организационная психология. Отличия психологии труда от организационной психологии. Психология труда и экономическая психология.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Понятие и направления исследований психологии труда. Неэкспериментальные методы психологии: анализ документации, наблюдение, опрос, хронометраж, фотография, самонаблюдение, оценка продуктов трудовой деятельности, обобщение независимых характеристик.

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой дея­тельности человека в связи с особенностями социально-экономического и техничес­кого развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответствен­ности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисцип­лины «психология трудовой деятельности».

Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

· Психология трудовой деятельности - отрасль психологиче­ской науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функ­ционирования и фор­мирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятель­ности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классифика­ция профессий и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

3) психологические закономерности формирования про­фессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и мето­ды их диагностики, профилактики и коррекции;

5) психологические закономерности взаимодействия чело­века и техники;

6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснова­нием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследо­ванием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведе­нии, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных поло­жений о сущности психологии трудовой деятельности:


Она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;

Она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);

Она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные раз­личия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.

Труд, профессия, специальность . Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, само­утверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. До­стижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями (рис. 23-1):

· Труд - деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворе­ния потребностей человека.

Профессия - сово­купность форм дея­тельности, объединен­ных родственными особенностями.

Специальность - конкретная форма деятельности в рамках определенной про­фессии.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной дея­тельности;

2) профессиональная подготовка;

3) рациональные условия и организация трудового процесса;

4) удобство и эффективность орудий труда;

6) система безопасности труда, сохранения профессиональ­ного здоровья и долголетия, психологической поддержки ра­ботоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способство­вать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика челове­ка проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» (Климов Е. А., 1996). Труд - это процесс ре­ализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональ­ной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельно­сти, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных ком­понентов структуры трудовой деятельности (рис. 23-2).

Представленная на рисунке схема совокупного субъек­та трудовой деятельности носит название эрготической системы (от греч. εργον - работа).

Особенности конкретной профессии отражают содер­жание определенной трудовой деятельности, хотя ее эле­менты могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция и характер результата труда;

3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение ма­териальных потребностей, утверждение социального статуса;

5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных еди­ной направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для ха­рактеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внут­ри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения тру­да (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Психологическое содержание труда. Каждый конкретный вид трудовой деятель­ности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельно­сти, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внут­ренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на осно­ве индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

· Психологическая система деятельности - совокуп­ность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выпол­нения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профес­сиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессио­нала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в про­цесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ори­ентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и за­крепление взаимосвязей между отдельными блоками.

На рис. 23-3 представлена структурная схема функциональных блоков психоло­гической системы деятельности. Она включает:

1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в кон­кретных ожидаемых результатах;

3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее со­держании и процессе;

4) информационная основа деятельности -совокупность информации о ее пред­метных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и об­разов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму об­ратной связи);

7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности инди­видуально-психологических качеств, функций.

Рис. 23-3. Структурная схема психологической системы деятельности