Сбор за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение окружающей среды у специализированных организаций

ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем - природопользователи).

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года необходимые сведения.

Общая платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально. Не внесенные в платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" в других словарях:

    Плата за загрязнение окружающей природной среды - 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и… … Официальная терминология

    ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с… … Большой бухгалтерский словарь

    Устанавливается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 1 Об охране окружающей природной среды. Дифференцированные ставки за загрязнение окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха, устанавливаются органами… … Энциклопедия юриста

    НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (англ. effluent taxes) – обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10% ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП 4 02/86н от… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    Платность природопользования Большой юридический словарь

    Платность природопользования - принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права

    Промышленное производство - (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия

Плата за загрязнение окружающей среды вносится компаниями, если их деятельность негативно воздействует на природу. Однако не всеми подряд организациями, а в строго определенных случаях.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 , подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, , постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П .

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354 .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.

Важно!
Плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Как учитывают плательщиков сбора за воздействие на окружающую среду

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, нужно было сообщить в Росприроднадзор. Заявку следовало подать до 1 января 2017 года. Это можно было сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие для платы за загрязнение окружающей среды

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039 , от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 .

Начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду . Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты , в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913).

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • ведут деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;
  • заключили или обязаны заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
  • им принадлежат (на праве собственности или на другом законном основании) канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения;
  • для них установлены нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Остальные организации перечисляют плату за загрязнение коммунальным службам в составе платежей за их услуги.

Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606 .

Важная деталь: в настоящее время на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий. Он будет действовать до 1 января 2019 года (Закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ). Однако теперь организации, которые сбрасывают сточные воды, не соответствующие установленным требованиям, должны компенсировать водоканалам расходы, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 .

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды? Да, должна. За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ , ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды. Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008 , от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007 , Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099 .

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, - бытовой и офисный мусор? Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I-III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие


Введение……………………………………………………………………………….............2

Глава 1. Загрязнение окружающей среды…………………………………………………...3

Глава 2. Порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ...............................10

Заключение…………………………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………………………..31

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Целью данной работы является раскрытие темы негативного воздействия на окружающую среду, выявить, кто является плательщиком и как рассчитывается плата за вред причиненный окружающей среде.

Глава 1. Загрязнение окружающей среды

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке. Плата за загрязнение окружающей среды - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Круг лиц, обязанных вносить плату, определен в постановлении № 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.

Понятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица появилось в гражданском законодательстве только с вступлением в силу части первой Гражданского кодекса - с 1 января 1995 года. В Федеральном законе от 04.05.99 № 96-ФЗ и Законе № 89-ФЗ, принятых после введения в действие части первой Гражданского кодекса, сказано, что плата взимается как с юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором. Они взимаются и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы, по сути, является условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются как компенсация нанесенного ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.

Таким образом, Конституционный суд уточнил список плательщиков экологических платежей. Ими считаются субъекты, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду: российские и иностранные юридические лица любой формы собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Решения Конституционного суда обязательны для применения на всей территории России органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Об этом говорится в статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ.

Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.

При загрязнении атмосферного воздуха плату вносят хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных или передвижных источников (объектов). При заключении договора аренды стационарного или передвижного объекта негативного воздействия плательщиком признается лицо, которое фактически эксплуатирует объект и, следовательно, оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Например, организация, арендующая у сотрудника автомобиль, обязана перечислять плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников.

Определения понятий стационарных и передвижных источников загрязнения содержатся в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (далее - Ростехнадзор). Стационарный объект - это источник (совокупность источников), прочно связанный с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Например, котельная - источник негативного воздействия, цех завода (со всеми трубами) - совокупность источников. Местом нахождения стационарного источника считается муниципальное образование, на территории которого он фактически расположен.

Как правило, загрязняют атмосферу организации, имеющие какие-либо производства (стационарные источники) - металлургические, лакокрасочные, мебельные, пищевые, а также котельные.

К передвижным источникам загрязнения относятся транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на" бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе. Местом их регистрации признается место или порт приписки либо место государственной регистрации передвижного объекта. Место регистрации незарегистрированного передвижного объекта определяется по месту регистрации на территории России его владельца. Вносить плату за загрязнение атмосферы передвижными источниками должны организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности либо получившие в аренду или лизинг любые транспортные средства. Вид осуществляемой деятельности не важен.

Предположим, загрязняющий объект простаивает, законсервирован либо деятельность организации приостановлена. Если негативное воздействие прекращено, экологические платежи не уплачиваются, если оно продолжается - платежи перечисляются. При загрязнении воды плательщиками выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади. В основном это водоканалы, производственные и добывающие предприятия, а также организации, имеющие или арендующие котельные.

Как определить плательщика при размещении отходов производства и потребления? Согласно Закону № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением отходов признается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Это полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов установлены в главе 4 СанПиН 2.1.7.1322-03, действующих с 15 июня 2003 года. Захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Итак, платить нужно именно за размещение отходов. Базой для расчета платы служит количество размещенных отходов. Вносить плату должны организации и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых возникают отходы. Значит, практически любая фирма, даже аудиторская или консалтинговая, может быть признана плательщиком. Ведь так называемый офисный мусор - бумага, упаковка, пищевые отходы, использованные канцтовары, лампы, расходные материалы для оргтехники - образуется не только у промышленных предприятий, но и у каждой организации.

Обычно юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают со специализированными организациями, непосредственно занимающимися сбором, утилизацией и захоронением отходов, договоры на вывоз мусора. Многие ошибочно полагают, что наличие подобного договора само по себе означает, что специализированная организация должна сама внести плату за вывезенные отходы. Фактически существование такого договора не освобождает от обязанности перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. В данной ситуации важно правильно определить, кто из сторон договора должен это сделать - передающая мусор организация или компания, занимающаяся его вывозом. Для этого следует изучить условия заключенного договора и понять, кто - заказчик или исполнитель - размещает отходы. По общему правилу размещающим отходы лицом признается либо их собственник, либо посредник, который размещает их от своего имени, но по поручению владельца.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов и иных продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Право может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к вывозящей их стороне, обязанность размещать отходы и вносить плату за их размещение переходит к новому собственнику. Договор может не содержать условие об изменении собственника отходов. Тогда плательщиком экологических платежей будет организация-заказчик. Аналогичные разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001. Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора.за загрязнение окружающей среды . Виды платежей за загрязнение окружающей среды ...

  • Загрязнение окружающей среды выхлопами автотранспорта

    Реферат >> Экология

    1 к «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей среды» , утвержденным Минприроды РФ от 26 ... премия. В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды . По данным Министерства природных ресурсов...

  • Снижение загрязнения окружающей среды при работе пассажирского вагонного депо Ростов с разработкой сбора и утилизации опасных отходов

    Дипломная работа >> Экология

    Цен на данный год. Расчёт платы за загрязнение окружающей среды отработанной смазкой буксовых узлов - отходом... загрязняющего вещества, т/год; Цi – норматив платы за загрязнение окружающей среды данным веществом, руб./т ; Ки – коэффициент...

  • Платежи за загрязнение окружающей природной среды

    Закон >> Экология

    Минэкономразвития, утверждается федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды . Поскольку налоговыми органами при проверке... Таблица 1. Федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды 1993 1994 1995 1996 1997 ...

  • Экологический сбор взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду. Рассмотрим особенности платы за загрязнение окружающей среды, которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей.

    Общие правила уплаты экологического сбора

    Судьи указали, что плата за загрязнение окружающей среды (экологический сбор ) взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду (постановление Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). Рассмотрим особенности платы за негативное воздействие на окружающую среду , которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей .

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Налогом на загрязнение окружающей среды этот платеж называть некорректно - по сути, плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает функциями фискального сбора (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

    Уплата экологического сбора - необходимое условие получения учреждениями права вести хозяйственную и иную деятельность. Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

    Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида их деятельности. Бюджетные учреждения, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду, - не исключение. Они платят экологические сборы в общеустановленном порядке. Плательщики экологических сборов подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В случае простоя, консервации или иного приостановления деятельности обязанность перечисления платы за загрязнение окружающей среды с учреждения не снимается.

    Отметим, что обособленное подразделение учреждения, например, филиал или представительство, самостоятельно плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Уплачивать экологические платежи филиал или представительство может, только если полномочия перечисления платы за загрязнение окружающей среды закреплены в положении об обособленном подразделении, а также если у руководителя такого подразделения есть соответствующая доверенность.

    При заключении договора аренды плательщиком экологического сбора будет лицо, фактически эксплуатирующее арендованный объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. То есть арендатор.

    По мнению органов экологического контроля, все отходы наносят вред воздуху, водным объектам и почве, будь это канцелярский мусор, остатки сырья в результате производства или выхлопные газы. Однако стоит учитывать, что органы контроля зачастую неправомерно относят к негативному воздействию на окружающую среду те виды деятельности учреждения, по которым обязанность вносить экологические платежи законом не установлена. А ошибочно или излишне перечисленную плату за загрязнение окружающей среды плательщикам часто удается вернуть через суды. Так, Президиум ВАС РФ признал, что деятельность, приводящая к образованию мусора, не признается размещением отходов. Это, в свою очередь, исключает обязанность хозяйствующего субъекта вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

    Размер платы за загрязнение окружающей среды

    Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Порядок № 632). Размер платы зависит от степени загрязнения окружающей среды. Порядком № 632 установлены два базовых норматива платы за загрязнение в пределах:

    • допустимых нормативов;
    • установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    Пунктом 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 , определено следующее. Нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные) утверждаются для учреждений-природопользователей:

    • органами Минприроды России;
    • органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией;
    • другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

    Проекты указанных нормативов разрабатываются учреждениями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

    Расчет платы за загрязнение окружающей среды

    В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Конкретные нормативы определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 .

    Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих нормативы, то есть установленные природопользователю предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, объемы размещения отходов и уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. За сверхлимитное загрязнение плата увеличивается в пять раз (в увеличенном размере экологический сбор начисляется только на величину превышения). Если у учреждения не оформлено разрешение на выброс отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

    В зависимости от вида загрязнения к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют различные коэффициенты, учитывающие фактор инфляции (ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год). Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты.

    Плата за загрязнение окружающей среды транспортом

    Как показывает практика, чаще всего бюджетные учреждения платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Рассмотрим последние более подробно.

    Автомобили относятся к объектам негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик. Поэтому для них вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в воздух. В случае их превышения эксплуатация транспортных средств запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Проверка автомобилей на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).

    Порядок и сроки уплаты за загрязнение окружающей среды

    Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее - Порядок заполнения формы), бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает экологический сбор отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов.

    Также учреждение перечисляет плату за загрязнение окружающей среды отдельно по передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения формы). К таким объектам относятся транспортные средства (в том числе автомобили), воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные и иные установки, оборудованные двигателями, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

    Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (письмо Федерального казначейства от 14 июля 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-292).

    Согласно приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 , плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода перечисляется в доход бюджета не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал. За нарушение сроков внесения экологических платежей учреждение могут привлечь к административной ответственности.

    Учет платы за загрязнение окружающей среды

    В соответствии с пунктом 7 Порядка № 632, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия вносятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение перечисляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения. При этом следует иметь в виду, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254

    Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.

    В России, как и во многих других странах, введена обязательная денежная компенсация за нанесение урона природе. Они предусмотрены для организаций и частных бизнесменов-предпринимателей с любым видом налогового режима – для ведения деятельности может использоваться общий режим, упрощенная схема или ставка ЕНВД. Плата за загрязнение окружающей среды актуальна для собственников и арендаторов – они несут равную ответственность за использование вредного объекта. Ниже представлены сведения о порядке оплаты, учетных документах и прочих аспектах, связанных с данными выплатами, другое название которых звучит как НВОС.

    Следует сразу отметить, что экологический сбор нельзя отнести к одной группе вместе с НВОС – это разные виды платы за загрязнение.

    Окружающая среда требует внимания и строгой отчетности, когда речь идет о регламентированных законом платежах. Поступление денег контролируется Федеральной службой Росприроднадзора. Наличие нормативов с заданными ставками стимулирует снижение объема выбросов или поддержание их на приемлемом уровне и может быть направлена на проектирование и создание природоохранных комплексов.

    Конституционный Суд РФ относит НВОС к обязательным публично-правовым платежам. По своим характеристикам он относится к фискальным сборам, которые, в свою очередь, трактуются Налоговым Кодексом как обязательные взносы, необходимые для получения лицензии или определенных прав.

    В то же время перечисление не освобождает владельцев и арендаторов от природоохранных мероприятий и рационального использования ресурсов. Вред, который был нанесен объектам природопользования и жителям населенного пункта, должен компенсироваться в полном объеме (если подобные факты имели место быть).

    Порядок платы прописан в соответствующем природоохранном законе, который не исключает отрицательного влияния на окружающую среду, но при обнаружении подобных фактов обязует уплачивать суммы НВОС. Также сведения о порядке сборов за загрязнение представлены в Кодексе об административных правонарушениях.

    При начислении и определении порядка оплаты также разумно опираться на базовые понятия, представленные в письмах Минприроды. В тексте одного из них содержатся ссылки на основные положения, представлены разъяснения и комментарии.

    Кто входит в группы плательщиков

    В основном законе, регулирующем взаимодействие с природными ресурсами, указаны конкретные виды влияний, которые должны компенсироваться денежными платежами. Организации и частные предприниматели платят НВОС в следующих случаях:

    1. Объекты стационарного вида, которыми они пользуются на праве собственности или аренды, загрязняют атмосферу.
    2. Вода является объектом загрязнения.
    3. Деятельность и потребление предполагает размещение отходов и их уничтожение.

    Рассматривая законодательные нормы, можно выделить конкретные группы негативных воздействий, отличающихся повышенной опасностью для экологических структур: поступление в атмосферу чужеродных составов, проникновение в воду микроорганизмов и различных химических реагентов (находящиеся как на суше, так и под землей) и аналогичных составов в объекты водосбора, попадание загрязнений в почвы и глубокие слои, а также шумовые воздействия, влияния тепла на объекты, электромагнитных волн широкого радиуса, ионизации, наличие отходов в процессе производства и потребления. Однако не все из них являются объектами начисления платежей НВОС, так как их невозможно отнести к тем или иным нормативным значениям.

    Федеральный природоохранный закон выделяет также льготные категории объектов. Речь идет о списках 4-й группы, за которые организация или ИП не платит НВОС. Ниже дан перечень характеристик, которыми можно воспользоваться при отнесении объекта в данной группе:

    1. На предприятии имеются стационарные источники вредного воздействия – в количественном объеме оно не должно превышать 10 тонн в совокупном годовом объеме. Ограничения для вещественного состава – они должны исключать вещества с 1 и 2 классом опасности и радиоактивную составляющую.
    2. При работе отходы не поступают в центральные системы водоснабжения и очистки, за исключением бытовой составляющей.
    3. Объект пользуется собственным топливом и не нуждается в сторонних источниках электроэнергии – собственные мощности позволяют покрывать производственные потребности.
    4. Оборудование используется только для исследовательских целей, научной разработки, проведения испытаний. Примером такого объекта может быть научно-исследовательский институт, конструкторское бюро.

    Согласно письму Росприроднадзора законным является отнесение к 4-й группе офисных зданий, детских образовательных учреждений.

    В то же время, Росприроднадзор дает указание на то, что при наличии у юридического лица или ИП объектов разных категорий, включая льготную 4-ю, оплачивать взнос придется за все имеющиеся на балансе объекты. Таким образом, если хозяйствующий субъект размещает у себя несколько объектов, по своим характеристикам соответствующих льготной группе, НВОС не начисляется в связи с минимальным влиянием на экологическую составляющую, в то время как наличие хотя бы одного объекта, работа которого заставляет отнести его к 1, 2 или 3 категории, означает, что весь комплекс становится опасным, включая тот, который можно отнести к 4-й категории.

    Данное положение является противоречивым и вызывает множество споров, однако на практике НВОС начисляется на все объекты без исключения. Пример производственного объекта 4 группы – детский сад, оборудованный собственной котельной, образующий только бытовые отходы, которые отправляются в канализационные стоки. Активность выбросов котельной – не больше 10 тонн в год, причем в составе исключены наиболее опасные вещества 1 и 2 класса. Образующийся бытовой мусор вывозится специальными организациями.

    Что касается постановки на экологический учет, то в общем случае освобождение от уплаты НВОС за работу объекта 4-й категории невозможно без указанной процедуры. Иного способа подтвердить льготный порядок платы за загрязнение окружающей среды, кроме получения соответствующего свидетельства, законом РФ не предусмотрено.

    Данное положение опять же является спорным, так как в конце 2016 года Росприроднадзор высказал мнение о том, что офисы в большинстве своем не опасны и их мусор не может оказать существенного влияния на экологию. Тем самым ведомство упростило механизм отчетности по данным объектам, не обязывая владельца или арендатора ставить их на учет. Эта позиция основана на том, что в заявке о постановке на учет есть отметка о самостоятельном размещении отходов, которым не занимается большая часть офисов и образовательных учреждений.

    Владельцы и арендаторы в данном случае руководствуются здравым смыслом при формировании отчетности по НВОС, но уточнять информацию у специалистов ведомства все же полезно, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

    Как поставить объект на учет вредных производств

    1. Определение платы, которая должна вноситься в рамках действующих норм за загрязнение окружающей среды.
    2. Планы природоохранных программ.
    3. Нормативы допустимых воздействий, которые допускаются в процессе его эксплуатации.
    4. Если объект было решено отнести к 1 категории, для него актуален порядок внедрения современных технологий экологической эффективности.

    Если влияние на окружающую среду негативно, объекты вносятся в государственный реестр в обязательном порядке. Указанный механизм справедлив как для юридических лиц, так и для частных лиц, получивших статус индивидуальных предпринимателей.

    Регистрация опасного для природы объекта должна быть произведена не позже 6 месяцев после начала его работы – об этом говорит федеральный закон.

    Алгоритм действий таков:

    Этап 1. Специалисты предприятия или частный предприниматель определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если указанное соответствие не выявлено, ставить его на учет не нужно. В противном случае, переходят ко второму пункту алгоритма.

    Этап 2. Пользователи заходят на портал Росприроднадзора и, выбрав категорию, заполняют необходимые элементы формы заявки для постановки на учет.

    Если по уровню воздействия объект можно отнести к нескольким группам, уровень опасности устанавливается, исходя из максимального.

    Заявка направляется посредством доступа в личный кабинет. При отсутствии у владельца или арендатора объекта возможности подписывать электронные документы, надо продублировать заявление в документальной форме. В него вписывают идентификатор отчета, который был выдан при передаче данных в формате портала РПН. К бумажному варианту составляют документальное сопровождение. Датой заявления является дата поступления сведений в контролирующий орган.

    Таблица 1. Кто отвечает за прием заявок

    Характеристика деятельности Структура, которая уполномочена осуществлять надзор за своевременным представлением отчетности
    Деятельность предприятия находится под федеральным экологическим контролем
    Часть объектов находится под контролем федерации, часть – в ведении региональных экологических подразделений Региональное подразделение РПН
    Деятельность объекта отслеживается на региональном уровне Территориальная исполнительная структура (один из вариантов – министерство экологии)
    Объекты НВОС находятся в разных регионах На каждый регион формируется самостоятельная заявка

    Этап 3. В личном кабинете природопользователя можно узнать ответ по заявке – положительный с получением свидетельства, либо отрицательный, с указанием ошибок и прошением об их исправлении.

    Также на этапе обращения к специалистам можно актуализировать текущую информацию, заявить о ликвидации объекта или приостановке деятельности.

    При изменении учетных сведений может меняться и присвоенная объекту категория. Обновление данных необходимо в следующих случаях:

    1. Вводится другая технология производства.
    2. Объект перемещается в другое место.
    3. Природоохранные технологии и оборудование совершенствуются, благодаря чему снижается нагрузка на окружающую среду.

    Чтобы получить свидетельство о присвоенной категории объекта с учетом новых данных, нужно передать их сотруднику ведомства. Дальнейший механизм идентичен первичному алгоритму – для изучения документов у них есть 10 дней, после чего выдается официальный документ.

    Если объект замораживается или проходит процесс ликвидации, его изымают из реестра — процедура государственного учета подтверждается актом, после чего по прошествии 10 дней предприятие получает свидетельство.

    Если объект остается без регистрационного номера, штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 100 тысяч рублей, а должностные лица могут получить денежное взыскание в размере от 5 до 20 тысяч рублей – данная информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Аналогичные штрафные санкции ждут руководителей и владельцев бизнеса, когда данные предоставлены не в полном объеме.

    Услуга по предоставлению государственного свидетельства бесплатна. Также нужно помнить о некоторых моментах при сборе сведений, представленных ниже.

    Если на одной производственной площадке задействовано несколько объектов, формирование реестра производится по каждому из них. Когда действующие объекты находятся в разных субъектах РФ, природопользователь самостоятельно определяет, в какой территориальный орган Росприроднадзора послать заявку. В случае аренды ее подает лицо, заключившее договор. Ведение деятельности на строящемся объекте предполагает, что реестр пополняется новыми данными уже после введения его в эксплуатацию.

    Когда в ведомство поступают данные об объекте или комплексе, наносящем урон окружающей среде, для вынесения решения у его специалистов есть 10 дней (при условии, что по этим объектам собран полный комплект сведений). Отказать могут по причине отсутствия тех или иных документов или некорректного заполнения, о чем заявителю сообщается в течение 5 дней с даты обращения по заявке. В случае положительного исхода Росприроднадзор выдает соответствующее свидетельство.

    1. К объектам 1 категории можно отнести свиноферму, поголовье которой превышает 2000 шт., добывающее предприятие.
    2. Ко второй группе объектов относится аэропорт, который оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью более 2 100 метров, объект для разведения и содержания коров численностью более 400 голов.
    3. Объект 3 категории – к данной группе можно отнести хлебокомбинат с полным циклом производства, включающим заготовку муки, производство продукции и упаковку.

    Как сформировать заявку

    В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.

    Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:

    1. Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
    2. Сведения о местонахождении.
    3. Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
    4. Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
    5. Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
    6. Характер отчетности перед государственными структурами.
    7. Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
    8. Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.

    Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.

    Организации и ИП должны знать примерный перечень документов, которые имеют право требовать в государственных инстанциях.

    Размер платы за загрязнение

    На окружающую среду воздействуют разные вещества. По каждому из них ведется платежная база. Общая схема расчетов такова: по каждой единице нормативного перечня согласно классам опасности и потребления формируется часть платежа (ставка берется с учетом понижающих и повышающих коэффициентов).

    Начисление платежей производится следующим образом: платежная база по каждому загрязняющему веществу и отходу из представленных в нормативном перечне, согласно классу опасности и потребления, умножается на ставку с учетом понижающих и повышающих коэффициентов. Результирующие значения суммируются и образуется конечная стоимость НВОС к начислению. Подобные действия осуществляются в каждом отчетном периоде.

    Начиная с текущего года, расчет НВОС производится однократно в течение отчетного периода.

    Таким образом, расчет платы за загрязнение, которое попадает в окружающую среду, зависит от в том числе от коэффициентов индексации (см. далее).

    Постановление №913 свело к нулю использование коэффициентов и нормативов, связанных с состоянием воздуха, водных объектов и почвы, особым статусом объектов, расположенных в зонах Крайнего Севера и аналогичных по статусу регионах. Добавочным стал дополнительный коэффициент 2, который обозначает территориальное расположение в особо охраняемых районах (на федеральном уровне).

    Для расчета платежей НВОС понадобятся следующие данные:

    1. Нормы и лимиты загрязнений, установленные официальными документами Росприроднадзора (следует внимательно отнестись к тому, чтобы они были актуальными на дату начислений).
    2. Нормативные ставки платежей – утверждены Правительством РФ.
    3. Коэффициенты, которые определяют конечный результат, в том числе в контексте размещения отходов, инфляционной составляющей (по факту в настоящий момент он не используется, но присутствует в проиндексированных ставках), повышающей ставки 5, соответствующей плате за сверхлимитное загрязнение, которое нанесено окружающей среде.
    4. Конкретные цифры выбросов и сбросов, которыми отличается деятельность компании в отчетный период – их можно получить в виде служебной записки в уполномоченных отделах.

    Если владелец или арендатор должным образом не оформил разрешение на эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на природную среду, массу отходов принимают как сверхлимитную.

    На текущий период (как и на прочие) ставки платежа в рублях, которыми компенсируется 1 тонна различных загрязнений, содержатся в официальных документах. В зависимости от видов и типов веществ, ущерб определяется следующим образом:

    Таблица 2. Плата за нанесение ущерба экологии – отдельные элементы перечня

    Тип загрязнения Оплата вредного влияния на природные объекты, руб./тн. (округленно)
    Загрязнение атмосферы:

    1. Элементы азтн. кисл-ты.
    2. Аммиачное загрязнение.
    3. Ртутные частицы и ее соединения (за исключением диэтилртутной категории).
    4. Бензапирен.
    5. Элементы сероводорода.
    6. Элементы серной кислоты.

    1. Ставка равна 36,6 = 37.
    2. Ставка соответствует 138,8 = 139.
    3. Ставка оплаты равна 18 244,1 = 18 244.
    4. Ставка составляет 5 472 968,7 = 5 472 969.
    5. Оплата в рамках ставки за единицу 686,2 = 686.
    6. Оплата ставки 45,4 = 45.
    Загрязнение водных бассейнов и прочих объектов:

    1. Частицами алюминия.
    2. Аммиачное загрязнение.
    3. Бериллием.
    4. Бензапиреном.

    1. Ставка за единицу имеет вид 18 388,3 = 18 388.
    2. Оплата единицы 14 711,7 = 14 712.
    3. Размер платежа за ед. 1 983 592,8 = 1 983 593.
    4. Ставка оплаты единицы 73 553 407.
    Размещение отходов деятельности объекта и потребительских отходов, которые различаются классами опасности:

    1. 1 класс – к данной группе относятся чрезвычайно опасные виды загрязнений отходами.
    2. 2 класс представляет собой категорию высокой степени опасности.
    3. 3 класс составляет умеренно опасные вещества, образующиеся в ходе производства и потребления.
    4. 4 класс – малоопасные виды загрязнений.
    5. 5 класс – практически не оказывающие влияния на природные объекты группы веществ:

  • на добывающих производствах;
  • для перерабатывающих предприятий;
  • на прочих объектах.
  • 1. Ставка равна 4 643,7 = 4 644.
    2. Оплата ставки равна 1 990,2 = 1 990.
    3. Ставка составляет 1 327.
    4. Размер оплаты за единицу отходов 663,2 = 663.
    5.
  • 1,1 = 1;
  • 40,1 = 40;
  • 17,3 = 17.
  • Рассмотрим числовые значения, которые могут уменьшить или увеличить конечную стоимость денежной компенсации за нанесение урона природным объектам.

    Таблица 3. Типы воздействий с соответствующими ставками

    № варианта Числовые значения коэффициентов Виды негативных влияний
    1-й Не влияет = 0 Отходы, которые входят в 5 класс опасности и оформляются в пустоты горных пород (данная ситуация наблюдается в добывающей сфере)
    2-й 0.3 Данный коэффициент применяется, если вредные отходы поступают на специально оборудованные объекты и это размещение соответствует нормальным значениям
    3-й 0.33 Если размещаемые отходы приобрели предпоследний 4-й класс опасности после обезвреживания (первоначальная категория - 2)
    4-й 0.49 Если размещаемые отходы относятся к аналогичному четвертому классу после обезвреживания (первоначальная категория - 3)
    5-й 0.5 Если размещаемые отходы 4 и 5 классов стали таковыми в результате утилизации вредных веществ, которые были размещены в предыдущие периоды
    6-й 0.67 Указанная ставка соответствует размещенным отходам 3 класса, которые приобрели данную группу после обезвреживания отходов 2-й группы вредных веществ

    Платежи за нанесение ущерба экологии делятся на 2 типа. Базовое внесение платежей осуществляется в пределах допустимых нормативов. Второй тип платежей за загрязнение окружающей среды является дифференцированным и зависит от допустимых значений ПНООЛР.

    Плата за загрязнение природных объектов, на которые оказывается воздействие при эксплуатации, учитывается в специальном журнале обращения с отходами, влияющими на состояние окружающей среды. Крупным объектам не всегда просто определить и рассчитать размеры платежей. Облегчают задачу программные продукты – в них пользователь может самостоятельно рассчитать размер НВОС и подготовить требуемую отчетность. Существуют также специальные онлайн-сервисы, с помощью которых можно определить сумму к уплате.

    Все расчеты организация или частный предприниматель производит самостоятельно.

    Пример расчета платежа за вредное воздействие

    Ниже представлен самый простой вариант, когда данные уже сведены в общую таблицу и их достаточно проанализировать. В упрощенном примере раскрывается суть ставок и коэффициентов и их влияние на размер сумм НВОС.

    По внутренним данным предприятия «Неомаш», организация осуществляет выбросы в атмосферу, действуя при этом в особой зоне Кавказских Минеральных Вод, подлежащей охране на федеральном уровне. У данного объекта работают дымовая труба и свеча, которые наносят ущерб при эксплуатации.

    Информация по загрязнению представлена ниже.

    Таблица 4. Сведения о выбросах ООО «Неомаш»

    Наименование Кол-во (измеряется в тн.) (включая округленное значение) Ставка оплаты НВОС, руб./тн. согласно тексту Постановления № 913 (округленно)
    Элементы окс. азота 0,235 = 0,24 Ставка составляет 93,5 = 94
    Элементы азота диокс-да 0,437 = 0,44 Ставка составляет 138,8 = 139
    Окс. углерода 0,125 = 0,13 Ставка равна 1,6 = 2
    Метановые загрязнения 0,050 = 0,05 Ставка соответствует значению 108
    Бензапирен 0,278 = 0,28 Ставка оплаты составляет 5 472 968,7 = 5 472 969

    Согласно представленному выше механизму формирования оплат, посчитать урон окружающей среде, выраженный в платах НВОС, можно следующим образом:

    (0,24 * 94) + (0,44 * 139) + (0,13 * 2) + (0,05 * 108) + (0,28 * 5 472 969) = 1 521 574 руб.

    С учетом повышающей ставки на деятельность в особой природной зоне, конечная сумма к начислению будет в два раза больше: 2 * 1 521 574 = 3 043 148 руб.

    Видео — Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду

    Отчетность о деятельности предприятия в части уплаты НВОС

    Плата за загрязнение и отчетность о том, как повлияла на состояние окружающей среды и размер платежей деятельность предприятия, связана с заполнением декларации, представляющей собой установленную форму отчетности. В текущем периоде сдавать сведения по НВОС нужно тем ИП и фирмам, которые имеют разрешение или лицензию на ведение деятельности в зонах загрязнения.

    В прошлом году Росприроднадзор ввел новый бланк отчетности, согласно которому отчитываться следует в установленном формате – нужно заполнить титульный лист, рассчитать конечную платежную сумму и внести необходимые сведения в последующие разделы, в свою очередь подразделяющиеся на подразделы.

    В 1 разделе конечным итогом получают плату за выбросы стационарных объектов. Подразделы соответствуют предельно допустимым выбросам и выбросам, в количественном отношении превышающим лимитные значения. 2 раздел соответствует выбросам в воду и плате НВОС по данной группе. В 3 разделе можно найти расчет сумм платы за воздействие на природные объекты размещенных отходов, в том числе подраздел 3.1 включает данные о твердых коммунальных отходах и соответствующих платежных суммах.

    Не обязательно заполнять все пункты – это необходимо только для тех разделов, которые оказывают непосредственное влияние на суммы НВОС.

    Пример внесения сведений в шаблон декларации

    ООО «Ретта» является производителем мясных продуктов и натурального мяса – для этого используются мощности завода «Луч-1000» с производительностью 50 тонн готового продукта ежедневно.

    Данное предприятие относится к объектам, которые отличает умеренное влияние на природные ресурсы. Объект размещается в Москве по адресу: 115404, ул. XXXX, д. 10, к. 3.

    Для осуществления загрязнений организация руководствуется разрешением сроком на 5 лет и нормативными документами с аналогичным сроком действия – это позволяет ей осуществлять выбросы.

    По данным 2017 года негативное влияние объекта соответствовало характеристикам:

    1. Элементов марганца в атмосферу поступило 2 тонны – это не выше предельно допустимого размера, указанного в нормативах. Ставку можно взять из нормативных документов — согласно Постановлению Правительства РФ, оплата НВОС за 1 тонну загрязняющего воздух вещества составляет 5 473,5 рублей.
    2. Осадок на очистных водных сооружениях не превысил лимита и составил 4 тонны. Оплата за каждую тонну таких загрязнений – 663 руб. (округленное значение).

    Осадочные элементы разместили на отдельной площадке в МО по адресу: 141613, г. Клин, ул. XXXXXX, д. 55. Она имеет государственный номер NNNN в реестре.

    В предыдущем отчетном 2017 году ООО «Ретта» вложило в улучшение экологической составляющей своей деятельности:

    1. 1 тыс. руб. – расходы, которые понесла компания, чтобы снизить вредные выбросы.
    2. Аналогичная сумма была потрачена на то, чтобы предприятие формировало меньше отходов.

    Что касается авансовых квартальных сумм, то они составили:

    1. Касательно выбросов в атмосферу – в размере 1 234 рублей (эти суммы выплачивались в 1-3 кварталах).
    2. Связанные с поступлением отходов на специально оборудованные площадки – по 234 рубля в 1, 2 и 3 кварталах.

    Когда нужно сдать декларацию

    Срок отчета для всех один – подать сведения в Росприроднадзор нужно не позднее 10 марта того года, который следует за отчетным. Однако в 2018 году для плательщиков сделали исключение и продлили его до 12 марта. Это связано с тем, что отчетная дата выпадает на выходной день.

    Годовые выплаты производятся не позднее 1 марта, следующего за отчетным периодом. Следует обратить внимание, что в рамках общего правила собственник или арендатор вносит сумму четырьмя частями – три квартальных аванса и финальный платеж по окончании года.

    Осуществлять разовый платеж может только представитель малого или среднего бизнеса.

    Рассмотрим некоторые особенности, с которыми приходится сталкиваться в процессе формирования отчетных сумм.

    Первая особенность заключается в том, что крайний срок выплаты, который выпадает на выходной или праздничный день, не означает, что можно внести сумму позже. В этом случае нужно позаботиться о платежах заранее. Срок перечисления авансов – не позднее 20 числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами, в размере ¼ от платы за предыдущий отчетный календарный год. Следовательно, для получения информации по суммам авансов НВОС в 2018 году нужно поднять сведения за 2017 год.

    Ниже приведены сроки оплат поквартально:

    1. За 1 квартал 2018 года – не позднее 20 апреля 2018 года.
    2. За 2 квартал 2018 года аванс уплачивается не позднее 20 июля 2018 года.
    3. Авансовые суммы НВОС за 3 квартал 2018 года перечисляются в бюджет не позднее 19 октября 2018 года (20 октября выпадает на субботу и переноса на последующий рабочий день закон не предусматривает).

    Вторая особенность связана со сроками существования компании. Если в 2017 году она не была создана, либо не осуществляла хозяйственную деятельность, в 2018 году авансы не уплачиваются (это касается субъектов разных видов), и лишь по итогам года подводится общий итог воздействия на окружающую среду, согласно которому вносится плата НВОС.

    Пример расчета и этапов оплаты платежей для ООО «Лима»

    Согласно полученным данным о субъекте предпринимательства, ООО не входит в группу средних и малых объектов. В рамках действующего законодательства, ООО «Лима» должно внести авансы в течение года по общей схеме. Для получения информации о платежах нужно обратиться к данным за предыдущий год – в 2017 году руководство перечислило 60 тысяч рублей. Поэтому в 2018-м в каждом квартале переведут в бюджет 15 тысяч рублей.

    Что касается графика выплат, то он представлен выше.

    По итогам 2018 года в счет оплаты НВОС сотрудники компании начислили 65 тысяч рублей. Таким образом, что не позднее 1-го числа в марте 2019 года нужно внести годовой платеж. Его размер составляет 20 000 руб. и рассчитывается данная сумма как 65 000 руб. (что соответствует годовому платежу НВОС) за вычетом 45 000 руб. (3 квартальных платежа, перечисленных на основании полученных сведений в предыдущем отчетном году).

    Какие есть варианты для подачи декларации?

    Сдавать отчетность можно в электронном формате, воспользовавшись услугами портала Росприроднадзора, либо в бумажном виде тем компаниям и частным предпринимателям, которые соответствуют требованиям:

    1. Владелец или арендатор не сможет предоставить электронную подпись.
    2. Размер НВОС в предыдущем отчетном году не превысил 25 тысяч рублей.
    3. Лицо, которое вносит оплату, не имеет технической возможности выйти в сеть Интернет.

    На бумаге декларация может быть направлена по почте заказным письмом с описью. Также можно выслать бланк через представителя.

    Вместе с бумажным вариантом нужно подготовить и электронную версию – для ее сдачи достаточно электронного носителя (например, flash-накопителя). Это связано с механизмом работы Росприроднадзора, который ведет электронную реестр данных и размещает там только компьютерные файлы.

    Тем, кто передает сведения посредством электронных каналов, дублировать бумажный вариант декларации нет необходимости.

    Инструкция по внесению данных в разделы и подразделы отчетного документа содержится в соответствующих сведениях Росприроднадзора, размещенных на сайте. Модуль природопользователя относится к бесплатно распространяемому ПО. Все действия можно осуществить, находясь в личном кабинете пользователя.

    Природопользователь при передаче данных должен соблюдать требуемый формат, если он заполняет декларацию в стороннем ПО.

    Что будет в случае просрочек?

    Если данные не поступят в Росприроднадзор вовремя, должностным лицам положен штраф в размере 3-6 тысяч рублей. Для организаций он составит от 20 до 80 тысяч рублей.

    Нужны ли к расчету платежей дополнительные документы?

    Действующее законодательство не предполагает предоставление сопутствующих сведений к расчету в декларации НВОС. При этом Росприроднадзор может запросить в целях проверки корректности расчета платежей такие копии документов, как:

    1. Договор об аренде или собственности на объекты (к данной группе могут относиться помещения, здания, земельные участки коммерческого и производственного назначения).
    2. Нормативные сведения для конкретной организации.
    3. Договор на передачу отходов.
    4. Документы, в которых зафиксировано непосредственное использование отходов, и т.д.

    Данное условие особенно касается крупных плательщиков.

    В отдельных случаях представители Росприроднадзора могут ограничиться справкой о производственной деятельности. Многое зависит и от территориального расположения подразделений и конкретных требований на местах. Дополнительные сведения желательно уточнить в том подразделении учета, где было получено свидетельство о типе объекта в сфере загрязнения.

    Что нужно знать тем, кто ведет учет

    Для бухгалтерского учета плата за загрязнение окружающей среды важна тем, что она оказывает влияние на налоговую составляющую в части налога на прибыль. Алгоритм здесь используется следующий: в пределах лимитов денежным сумм платежи НВОС относятся к материальным расходам, в то время как сверхнормативный платеж не учитывается при определении налоговой базы. Такой порядок применяется также для упрощенной системы – как и в рамках общей системы налогообложения, бухгалтер сокращает базу на размер НВОС в пределах нормативных.

    Другими словами, налоговая нагрузка связана с размеров выбросов и отходов в тех случаях, когда деятельность объекта излишне негативно воздействует на природные объекты. Остальные платежи бухгалтерия относит к прочим расходам, которые не включаются в расчет суммы налога (сюда же относятся штрафные санкции за несвоевременную выплату).

    Заключение

    Перечисление платежей НВОС является компенсацией вредного воздействия производственных комплексов и деятельности объектов частных предпринимателей на окружающие природные объекты. Платежи, поступающие в бюджет, идут на строительство очистных сооружений, внедрение новых энергосберегающих технологий, разработку новых способов уменьшения отходов и выбросов, являясь стратегически важными для каждой отрасли. Получая денежные средства от вредных предприятий, государство осуществляет регулирующую функцию.

    Оплата за воздействие на экологию осуществляется поквартально или раз в год – это зависит от типа организации. Как для перечисления платежных сумм, так и для передачи отчетных сведений есть конкретно установленные сроки, которые следует соблюдать во избежание штрафных санкций. Следует помнить о периодах, которые выпадают на праздничные и выходные дни и заранее заботиться о том, чтобы не опоздать с внесением аванса и заполнением отчетности.

    Деятельность предприятия является сложной системой, поэтому для корректного расчета можно воспользоваться специальным программным обеспечением. На крупных заводах ее использование является насущной необходимостью, так как состав комплекса может изменяться, как и категории различных объектов. В целом для упрощения механизма сведения данных и отправки отчетов также можно воспользоваться возможностями портала Росприроднадзора , на сайте которого можно найти подробную инструкцию по заполнению декларации по платежам НВОС.

    Уточнять всю дополнительную информацию желательно по месту регистрации объекта в части принадлежности к тому или иному классу опасности. За непредоставление сведений об объектах, негативно влияющих на окружающую среду, владельцев и арендаторов ожидают штрафные санкции. Следует четко понимать, что за введением той или иной производственной мощности в эксплуатацию должен последовать учет объекта с присвоением индивидуального номера. Каждый из них отражается в электронной картотеке Росприроднадзора и требует своевременной отчетности о лимитах, нормативах, превышениях, конкретных суммах к начислению, и т.д.