Техника безопасности при производстве бетонных и железобетонных работ. Техника безопасности при производстве опалубочных работ При производстве арматурных работ

При выполнении монолитных работ с применением съемной опалубки очень важно уделять внимание технике безопасности (ТБ), поскольку жизнь и здоровье человека несравненно дороже производимого продукта или оказываемой услуги в любой области деятельности.

К задачам техники безопасности при монолитных работах относятся:
- исключение возникновения нештатных ситуаций, угрожающих жизни или здоровью людей;
- снижение травм и профзаболеваний до минимума.

Для того чтобы обезопасить рабочий персонал, недостаточно принять ряд технических мер, связанных с безопасностью (установить ограждения, предупреждающие надписи и пр.). Помимо прочего персонал необходимо инструктировать и проверять знание правил безопасности.

В зависимости от характера инструктажа различают:
- вводный инструктаж по ТБ;
- первичный (проводится непосредственно на рабочем месте);
- повторный;
- внеплановый (обычно проводится, если было ЧП);
- целевой (перед проведением нехарактерной для конкретного технологического процесса или редко выполняемой операцией).

Общие требования безопасности

При устройстве опалубки, монтаже арматурного каркаса, заливке строительной смеси и прочих работах, характерных для монолитного строительства с применением съемной опалубки, необходимо следить, чтобы состояние сооружений были устойчивыми. Стеновая опалубка в зависимости от высоты должна быть зафиксирована одно- или двухуровневыми подкосами, подмости должны быть надежно закреплены на несущем каркасе опалубочных щитов.

Опалубочные и монолитные работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим инструктаж по ТБ, под руководством и наблюдением инженерно-технического работника (мастера или прораба).

Запрещается размещение на опалубке для монолитного строительства и подмостях материалов, инструмента и оборудования, которые не предусмотрены проектом и технологией выполнения работ. Пребывание на опалубочном настиле людей, не принимающих непосредственного участия в монолитных и опалубочных работах, также запрещено.

Оборудование для перемещения и нахождения рабочего персонала (подмости, лестницы, трапы и пр.) должны надежно крепиться к элементам съемной опалубки.

Если строительная опалубка монтируется в несколько ярусов по вертикали, то каждый последующий ярус может быть установлен только после проверки правильности и надежности установки предыдущего.

В качестве опор съемной опалубки должны применяться только штатные элементы, входящие в комплект опалубочной системы. Крепление опалубки стен, фундамента, перекрытий и пр. с помощью вспомогательных материалов строго запрещается.

При монтаже строительной опалубки все элементы, которые могут регулироваться (телескопические стойки, резьбовые шкворни, эксцентриковые замки и т.д.) должны быть затянуты или надежно зафиксированы.

Проверка качества установки и крепления съемной опалубки и подмостей производится ежесуточно. Все обнаруженные несоответствия должны устраняться незамедлительно.

Если работы выполняются на наклонной поверхности с углом более 20 градусом к горизонту, рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Разопалубку опалубочной системы необходимо производить в порядке обратном монтажу. При этом необходимо принять меры против случайного обрушения отдельных элементов съемной опалубки.

Если имеется техническая возможность, стеновую опалубку нужно демонтировать крупными модулями с их последующей разборкой на составляющие на земле.

Стройплощадка должна быть оборудована средствами пожаротушения (щитом с инструментом, ящиками с песком, огнетушителями и пр.).

Требования к ограждающим конструкциям

Все защитные ограждения, возводимые при устройстве опалубки, должны отвечать требованиям Государственного Стандарта 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные».

При использовании скользящей строительной опалубки в целях защиты персонала от возможного падения предметов подвесные леса должны быть защищены жестким металлическим козырьком по всей ширине лесов.

Вертикальные проемы, через которые осуществляется подъем или спуск материалов, инструментов и оборудования должны перекрываться лядами.

Все ярусы прогонов и открытых перекрытий должны заграждаться технологическими дощатыми или металлическими настилами, которые гарантировано выдерживают рабочие нагрузки (от веса рабочих, материалов и оборудования). При заливке бетона временные настилы должны удаляться только на площадях, попадающих в зону проводимых в данный момент работ.

Заготовку всех элементов опалубки лучше всего вести в специальных мастерских или на полигонах. При этом студентам запрещено работать на циркульных или продольных пилах, а заготовку и обрезку досок с использованием этих механизмов должны выполнять профессиональные рабочие.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов по высоте каждый следующий ярус выполняют после надежного закрепления предыдущего. Запрещено одновременно производить работы в двух ярусах по одной вертикали.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Щитовую опалубку колонн, ригелей или балок при высоте ее установки до 5 м над уровнем земли или перекрытия можно устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. При большей высоте работы необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденный настил. Строители-исполнители должны иметь специальное удостоверение на право выполнения верхолазных работ.

Монтаж частей опалубки или самонесущих опалубочных блоков при их высоте более 5 м должны выполнять профессиональные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие разряд не ниже 3 и стаж верхолазных работ не менее 1 года. При этом обязательно использование предохранительных поясов.

По всему периметру установленной опалубки перекрытий необходимо устройство ограждений, также производится установка ограждений когда происходит снос зданий.

Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий следует устраивать с такой конструкцией креплений, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.

Командир отряда совместно с мастером и общественным инспектором по технике безопасности должны ежедневно перед началом бетонирования проверять исправность опалубки, прочность рабочих настилов и ограждений, надежность лестниц. В случае обнаружения неисправностей их устраняют до начала укладки бетонной смеси.

Нельзя допускать складирование материалов, не предусмотренное проектом, на рабочем полу опалубки, а также допускать на нем скопление людей. Запрещено складировать на подмостях элементы разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения.

Оставленные отверстия в настилах опалубки необходимо ограждать или закрывать прочными щитами. Из использованных ранее досок следует удалять торчащие гвозди. Запрещено даже на короткое время укладывать доски или щиты остриями гвоздей вверх.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

Строители, выполняющие опалубочные работы, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, о чем делают соответствующие записи в журналах по технике безопасности строительных организаций. Не допускают к выполнению опалубочных работ строители, не имеющих навыков обращения с плотничным инструментом и приспособлениями. Опалубочные работы должны выполнять юноши не моложе 18 лет.

Техника безопасности при производстве арматурных работ

Устанавливаемые арматурные элементы следует обязательно закреплять, оставлять их незакрепленными не разрешается. Вязать или сваривать арматуру, стоя на привязанных или приваренных хомутах или стержнях, запрещено.

При установке арматуры колонн, стен и других вертикальных конструкций высотой более 3 м следует через каждые 2 м по высоте устраивать подмости с настилом шириной не менее 1 м и ограждением высотой не менее 0,8 м.

При вывешивании верха готового каркаса колонн и его раскреплении применяют подпорки и доски. Во время вязки и сварки вертикальных установленных каркасов стоять на их стержнях запрещено.

Нельзя находиться на арматурно-опалубочных блоках до полной их установки и закрепления.

Ходить по заармированному перекрытию разрешается только по ходам шириной 0,3 и 0,4 м, установленным на козелках.

Запрещено хранить запасы арматуры на подмостях. При установке арматуры вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением, следует принять меры, исключающие прикосновение арматуры к проводам.

Металлическую окалину, пыль, грязь со стержней и сварных соединений удаляют ручным или механизированным способом; эту работу выполняют в защитных очках и плотных перчатках.

Перед началом электросварочных работ необходимо проверить:

  • - исправность электросварочного аппарата и изоляцию корпуса аппарата, сварочного провода и электродвигателя (у аппаратов с дистанционным управлением);
  • - наличие и правильность заземления сварочного аппарата; отсутствие вблизи места сварки (на расстоянии не менее 5 м от него) легко воспламеняющихся веществ.

Сварочные аппараты и агрегаты, установленные на открытой площадке, защищают от атмосферных осадков (навесами или брезентом) и механических повреждений.

Выполнять электросварочные работы под открытым небом во время дождя и грозы запрещено. Длина провода между питающей сетью и передвижным сварочным агрегатом для ручной дуговой сварки должна быть более 15 м. Во избежание механических повреждений провода помещают в резиновый рукав. Нельзя использовать провода с поврежденной оплеткой и изоляцией.

Выполнять сварочные работы на высоте с лесов, подмостей и люлек разрешено только после того, как будет" проверена руководителем работ надежность этих устройств, а также приняты меры, предупреждающие загорание настила и падение расплавленного металла на работающих внизу людей.

Сварщики, работающие на высоте, должны иметь пеналы или сумки для электродов и ящики для огарков. Разбрасывать огарки запрещено.

При работе с открытой электрической дугой электросварщикам необходимо защищать лицо и глаза шлемом-маской или щитком с защитными стеклами-светофильтрами. От брызг расплавленного металла или загрязнения светофильтры защищают простым стеклом.

Рабочих, помогающих электросварщику, в зависимости от условий также обеспечивают щитками и очками.

При обслуживании автоматов для сварки под флюсом необходимо использовать очки в чешуйчатой оправе с синими светофильтрами.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ

Работы по установке и разборке опалубки на строительной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производства всех работ, выполняемых данной бригадой. I Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или перекосных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м -- с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее] 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опалубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями {согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, тонкостенных конструкциях и т. п.) -- с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин и других дефектов, могущих повлечь за собой недопустимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опускают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекращать,

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности, так как многие смазки на основе петролату-ма, нигрола, автола, солярового масла вызывают раздражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве бетонных работ

Территория бетонного завода или смесительной установки должна содержаться в чистоте, иметь асфальтовое покрытие, ровную поверхность без рытвин и ям, надлежащее электрическое освещение. Для внутреннего осмотра оборудования используют ручные лампы с напряжением 12 В. В соответствии с правилами техники безопасности устраивают проходы, проезды, лестницы, эстакады. Проходы необходимо оградить Применительно к конкретной технологии на заводе (или установке) составляют инструкцию по технике безопасности при эксплуатации моторов, электроосвещения, вентиляционных систем (обеспыливание) и паро-снабжения, с которой знакомят всех работников.

При обслуживании оборудования несколькими операторами между ними устанавливают связь с помощью световых или звуковых сигналов соответствующих рабочих мест вывешивают инструкции о порядке пуска и остановки двигателей и плакаты с обозначением сигналов. Выключатели сигналов располагают непосредственно у рабочих мест.

Если бетонная смесь при выгрузке недостаточно быстро вытекает из барабана (чаши) смесителя, то недопустимо помогать на ходу какими-либо приспособлениями (в этом случае надо временно остановить смеситель). Во время вращения барабана запрещено касаться его руками.

Нельзя выполнять очистку барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения. Следует остановить машину и отключить ее от сети со снятием предохранителей и запиранием пускового устройства на замок.

Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным загрузочным ковшом смесителей запрещено. Очистку ковша можно вести только после надежного его закрепления в поднятом положении.

Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками осуществляют с соблюдением специальных мер предосторожности. На емкостях, в которых готовят, хранят или переносят водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд--не пить!». Цистерны с нитритом натрия герметически закрывают и запирают на замок.

Устройства для подогрева воды и заполнителей паром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.

Спуск для ремонтных или иных нужд внутрь бункеров, обогреваемых с помощью острого пара, допустим лишь после полного их охлаждения и при отсутствии в них материалов. Трубопроводы для пара и горячей воды во избежание ожогов рабочих располагают не ниже 2,5 м от уровня иола.

При транспортировании бетонной смеси автобетоновозами и автомобилями-самосвалами недопустимо: находиться в кузове автомобиля-самосвала при его загрузке; не подъезжать к бровке его ближе чем на 1 м при разгрузке бетонной смеси в котлован; разгружать кузов автомобиля-самосвала на ходу (в тех случаях, когда это целесообразно по условиям технологии производства, операцию выполняют при медленном движении автомобиля под наблюдением бригадира или мастера). Наиболее целесообразно применение специальных бетоновозов, разгружаемых через откидной лоток. Эстакады и мосты оборудуют брусьями и ограждениями; между ними оставляют проход не менее 0,6 м. Тупиковые эстакады снабжают поперечными отбойными брусьями. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 3 км/ч.

Электропровода на ленточных конвейерах заключают. в резиновые рукава; раму конвейера заземляют.

Очистку ленты, роликов и других частей конвейера выполняют только во время его остановки.

Для перехода через конвейеры, расположенные в рабочей зоне, устраивают мостики с перилами.

Машинист шахтного подъемника должен видеть места загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это требование невыполнимо, применяют систему сигнализации (звонок, телефон и др.) и устанавливают точный порядок обмена сигналами.

Такелажное оборудование кранов, подъемников и тару необходимо до начала работ испытать в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепляют так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены. В момент выгрузки смеси расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую производят выгрузку, не должно превышать 1 м.

При подаче бетонной смеси бетононасосом необходимо до начала работ испытать его при гидравлическом давлении, превышающем в 1,5 раза рабочее давление. Бетононасос следует связать сигнализацией с местом укладки бетонной смеси.

Во время работы бетононасоса запрещено шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.

Очищают бетоновод, как правило, водой. Сжатый воздух разрешено применять только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруднения в выполнении работ (например, в зимних условиях).

Бетоновод очищают при давлении воздуха не выше 1,5 МПа. После его очистки на половину длины давление воздуха постепенно понижают. Последние 1...2 звена очищают при давлении, близком к атмосферному. У выходного отверстия бетоновода устанавливают наклонный козырек, причем рабочие не должны находить- , ся ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.

При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) катальные ходы систематически очищают от бетона, грязи, а зимой -- от снега и льда.

Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм следует укладывать без порогов. При прокладке катальных ходов на высоте (над землей) ширину их принимают не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждают с обеих сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской высотой не менее 150 мм.

При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки, а также звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляют к подмостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяют между собой во избежание обрыва их при загрузке бетонной смесью.

Для предотвращения падения смеси мимо загрузочной воронки в уровне воронки делают сплошной настил, окружающий ее со всех сторон, или устанавливают защитные козырьки.

При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении дефектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно закрепляется за конструкции предохранительным поясом. Места для закрепления пояса определяет технический персонал. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки; при их отсутствии пояса необходимо испытать на прочность.

Работу по бетонированию с наружных лесов нельзя выполнять при сильном ветре (скорость 11...12 м/с), во время грозы, а также при наступлении темноты, если рабочее место недостаточно освещено.

При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждают перилами.

→ Бетонные работы


Техника безопасности при производстве бетонных и железобетонных работ


Мероприятия по технике безопасности предусматриваются в проектах производства работ и технологических картах на отдельные процессы (опалубочные, арматурные, укладку бетона и др.).

Общими требованиями по технике безопасности являются вопросы охраны труда рабочих, занятых при производстве бетонных и железобетонных работ.

К работе могут допускаться только те опалубщики, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующий экзамен. Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, и в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения.

Бетонщики, работающие с вибраторами, должны предварительно пройти медицинское освидетельствование, которое периодически повторяют. Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами, отрегулированными так, чтобы амплитуда вибрации рукояток не превышала норм для ручного инструмента.

Провода от распределительного щитка к вибраторам должны быть заключены в резиновые шланги, а корпус электровибратора должен быть заземлен. Устройства для включения вибраторов должны быть закрытого типа. Во избежание обрыва провода и поражения бетонщиков током не разрешается перетаскивать вибратор за шланговый провод или кабель. Через каждые 30-35 мин вибратор необходимо выключать на 5-7 мин для охлаждения.

При появлении каких-либо неисправностей в вибраторе работа с ним должна быть прекращена. Вибраторы не разрешается обмывать водой, а после работы их очищают и насухо протирают. При переноске пневматического вибратора запрещается держать его за шланг. Во избежание возможного падения наружного вибратора при ослаблении тисков наружные электрические и пневматические вибраторы подвешиваются на канате или на веревке.

Каждый бетонщик, работающий с электрической ручной машиной (вибратор, затирочная машина), должен знать безопасные способы работы, меры защиты от поражения электрическим током и уметь оказать первую помощь пострадавшему. Без этих знаний бетонщик не должен допускаться к работе с электрическими ручными машинами. Бетонщики, работающие с вибраторами, обеспечиваются спецодеждой - резиновыми сапогами и перчатками. При работе с пневматическими вибраторами и при исправлении прорыва шланга, при продувке его и при других подобных работах глаза бетонщика должны быть защищены очками.

Основные требования техники безопасности при возведении высотных сооружений. Вокруг возводимого в скользящей опалубке сооружения внизу создается огражденная запретная зона с надписями, предупреждающими об опасности приближения. Ширина запретной зоны зависит от местных условий и принимается равной 20% высоты сооружаемого здания, но не менее 5 м.

Внутри строящегося здания, а также около него, где систематически работают или проходят люди, устраивают защитные навесы. Эти места огораживаются, а у входа на строящееся сооружение делается навес, который должен выступать за запретную зону.

Для защиты рабочих, работающих на подвесных подмостях по наружному периметру скользящей опалубки, устраивают козырьки, которые впоследствии используют в качестве опалубки карниза сооружения.

Ограждения рабочего пола следует устраивать высотой не менее 1,2 м, а ограждение подвесных подмостей- не менее 1,5 м. Поручни перил рекомендуется делать из досок, а ограждение должно иметь бортовые доски высотой не менее 150 мм, установленные на настиле.

В пролете между маршами устраиваются диафрагмы из сеток или досок через каждые 6-8 м. Запрещается устраивать лестницы, а также не рекомендуется применять для металлических подвесок сталь марки выше СтЗ.

Перед тем как приступать к эксплуатации скользящей опалубки и подвесных подмостей, они подвергаются тщательному осмотру и проверке техническим руководиством (главным инженером, старшим прорабом) строительства; особое внимание обращается на качество и надежность сварных и болтовых соединений элементов конструкций и, в частности, креплений рабочего пола и подвесных подмостей.

При осуществлении работ размещение запасов материалов на рабочем полу, а также бункеров и других устройств должно соответствовать проекту производства работ. Если материалы транспортируются на опалубку с помощью башенного крана, то на рабочем полу должен находиться сигнальщик, регулирующий путь движения груза.

Подъем опалубки должен исключать зацепление ее элементов за неподвижные конструкции (крюки подвесной опалубки перекрытия, связи стоек раскрепления и др.).

На рабочем полу опалубки отводятся места для курения, снабженные средствами огнетушения. Не разрешается устраивать на полу опалубки собрания и учебные экскурсии.

На любом строительном объекте техника безопасности при бетонных работах является одним из самых важных предписаний.

Пренебрежение общепринятыми мерами и правилами предосторожности часто приводит к порче имущества и, самое главное, травматизму и даже гибели рабочих. Нарушения также подвергают опасности случайных прохожих, если объект находится в непосредственной близости к пешеходным зонам.

Все правила техники безопасности при монолитных работах оговорены в соответствующих документах и регламентируют следующие процессы:

  • инструктаж персонала;
  • сборка и разборка опалубочных систем;
  • работы с бетонной смесью;
  • установка заградительных приспособлений;
  • обустройство монолитных фундаментов.

В рамках данного материала перечислить подробно все требования и нормы техники безопасности при производстве бетонных работ не представляется возможным. Для этого существует специальная литература и руководства. Однако основные моменты, которые считаются наиболее важными и непосредственно влияют на безопасность людей, приведены ниже.

Инструктаж персонала

Любые процессы на объекте монолитного строительства начинаются с инструктажа персонала по требованиям безопасности при производстве бетонных работ. Эта задача возлагается на ответственное лицо, которое также ведет учет допущенных на объект работников. Данные о них фиксируются в специальных журналах, где указаны темы проведенных инструктажей и фамилии рабочих с подписями, подтверждающими получение допуска.

Сами инструктажи разделяются на следующие виды:

  • Вводные. Обязательно проводятся заранее перед началом любых работ. Инструктаж охватывает общие нормы техники безопасности при бетонных работах и другие правила поведения на объекте.
  • Первичные. Такие инструктажи проводятся на строительном участке или непосредственно на рабочем месте конкретного специалиста.
  • Внеплановые. Чаще всего инструктажи этой категории проводятся после чрезвычайных происшествий – аварий, травм или гибели рабочих и других подобных случаев.
  • Целевые. Тип инструктажей, которые проводятся перед выполнением узконаправленных операций или особо сложных технологических процессов.

Сборка и разборка опалубочных систем

Техника безопасности при опалубочных работах требует выполнения следующих основных мер предосторожности на объекте:

К работам допускаются только специалисты. Не допускаются лица, не прошедшие обучение и инструктажи.
При сборке опалубочных систем категорически запрещено пребывание посторонних людей на объекте. Нельзя проводить экскурсии, даже обучающие.

Монтаж и демонтаж опалубки должен осуществляться в соответствии с указаниями производителя конкретного комплекта.

Запрещается применять при сборке конструкций сторонние элементы, крепеж и прочие подручные средства, не входящие в комплект оснастки.

При проведении работ на наклонных поверхностях рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Стоит напомнить, что это только основные пункты, которые, к сожалению, часто не соблюдаются даже на крупных строительных площадках.

Работы с бетонной смесью

Техникой безопасности при монолитных работах также предусмотрен ряд правил, обязательных к соблюдению во время заливки бетона. Вот наиболее важные из них:

  • При использовании в приготовлении бетонной смеси химических реагентов, модификаторов, пластификаторов и других препаратов рабочие обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты.
  • Если заливка бетона осуществляется подъемным бункером, то его перемещение должно осуществляться в закрытом положении. Это правило распространяется и на пустые бункеры.
  • При формировании монолита бункерным методом сброс смеси должен выполняться с высоты не более одного метра от места падения бетона.
  • Если заливка выполняется при помощи рукавов, то при проведении вспомогательных и подготовительных операций давление в них должно быть снижено или сброшено полностью.

Заградительные приспособления

К заградительным приспособлениям относятся:

  • Заградительные сетки. Заградительная (защитная) сетка выполняет две функции – страхует рабочих при падении с высоты и предотвращает травмирование находящихся внизу людей при падении каких-либо предметов. Требования к тому, в каких случаях нужно применять ЗУС, распространяются на все здания высотой более трех этажей.
  • Ограждающие конструкции на пролетах и лесах при строительстве многоэтажных зданий. Обустраиваются из досок в виде перил и различных типов ограждений. Предназначены для страховки работающих на высоте людей.
  • Заборные ограждения периметра объекта. Предназначены для защиты прохожих, машин и прочего имущества, находящегося за пределами строительного объекта, от случайных повреждений.

Обустройство монолитных фундаментов

Техникой безопасности при обустройстве монолитных фундаментов предусмотрены следующие правила:

  • При сборке опалубки действуют общие правила, указанные выше.
  • При подъезде транспорта с бетоном и во время его разгрузки приемщик обязательно должен находиться в поле зрения водителя.
  • Все электрооборудование – сварочные аппараты, трансформаторы подогрева и прочее – должны быть заземлены.
  • Участки прогреваемого бетона должны быть ограждены и надлежащим образом помечены (надписями или знаками).
  • Разборка опалубки фундамента должна производиться не ранее, чем застынет бетонная смесь, либо по особому распоряжению ответственного лица – инженера или производителя работ.

Как уже было сказано выше – это только основные правила техники безопасности при монолитных работах. Более подробно ознакомиться с мерами предосторожности можно в специализированной литературе