Тб при производстве работ по возведению монолитных жб конструкций. Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций Обустройство монолитных фундаментов

Техника безопасности при производстве арматурных работ

Устанавливаемые арматурные элементы следует обязательно закреплять, оставлять их незакрепленными не разрешается. Вязать или сваривать арматуру, стоя на привязанных или приваренных хомутах или стержнях, запрещено.

При установке арматуры колонн, стен и других вертикальных конструкций высотой более 3 м следует через каждые 2 м по высоте устраивать подмости с настилом шириной не менее 1 м и ограждением высотой не менее 0,8 м.

При вывешивании верха готового каркаса колонн и его раскреплении применяют подпорки и доски. Во время вязки и сварки вертикальных установленных каркасов стоять на их стержнях запрещено.

Нельзя находиться на арматурно-опалубочных блоках до полной их установки и закрепления.

Ходить по заармированному перекрытию разрешается только по ходам шириной 0,3 и 0,4 м, установленным на козелках.

Запрещено хранить запасы арматуры на подмостях. При установке арматуры вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением, следует принять меры, исключающие прикосновение арматуры к проводам.

Металлическую окалину, пыль, грязь со стержней и сварных соединений удаляют ручным или механизированным способом; эту работу выполняют в защитных очках и плотных перчатках.

Перед началом электросварочных работ необходимо проверить:

  • - исправность электросварочного аппарата и изоляцию корпуса аппарата, сварочного провода и электродвигателя (у аппаратов с дистанционным управлением);
  • - наличие и правильность заземления сварочного аппарата; отсутствие вблизи места сварки (на расстоянии не менее 5 м от него) легко воспламеняющихся веществ.

Сварочные аппараты и агрегаты, установленные на открытой площадке, защищают от атмосферных осадков (навесами или брезентом) и механических повреждений.

Выполнять электросварочные работы под открытым небом во время дождя и грозы запрещено. Длина провода между питающей сетью и передвижным сварочным агрегатом для ручной дуговой сварки должна быть более 15 м. Во избежание механических повреждений провода помещают в резиновый рукав. Нельзя использовать провода с поврежденной оплеткой и изоляцией.

Выполнять сварочные работы на высоте с лесов, подмостей и люлек разрешено только после того, как будет" проверена руководителем работ надежность этих устройств, а также приняты меры, предупреждающие загорание настила и падение расплавленного металла на работающих внизу людей.

Сварщики, работающие на высоте, должны иметь пеналы или сумки для электродов и ящики для огарков. Разбрасывать огарки запрещено.

При работе с открытой электрической дугой электросварщикам необходимо защищать лицо и глаза шлемом-маской или щитком с защитными стеклами-светофильтрами. От брызг расплавленного металла или загрязнения светофильтры защищают простым стеклом.

Рабочих, помогающих электросварщику, в зависимости от условий также обеспечивают щитками и очками.

При обслуживании автоматов для сварки под флюсом необходимо использовать очки в чешуйчатой оправе с синими светофильтрами.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ

Работы по установке и разборке опалубки на строительной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производства всех работ, выполняемых данной бригадой. I Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или перекосных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м -- с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее] 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опалубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями {согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, тонкостенных конструкциях и т. п.) -- с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин и других дефектов, могущих повлечь за собой недопустимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опускают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекращать,

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности, так как многие смазки на основе петролату-ма, нигрола, автола, солярового масла вызывают раздражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве бетонных работ

Территория бетонного завода или смесительной установки должна содержаться в чистоте, иметь асфальтовое покрытие, ровную поверхность без рытвин и ям, надлежащее электрическое освещение. Для внутреннего осмотра оборудования используют ручные лампы с напряжением 12 В. В соответствии с правилами техники безопасности устраивают проходы, проезды, лестницы, эстакады. Проходы необходимо оградить Применительно к конкретной технологии на заводе (или установке) составляют инструкцию по технике безопасности при эксплуатации моторов, электроосвещения, вентиляционных систем (обеспыливание) и паро-снабжения, с которой знакомят всех работников.

При обслуживании оборудования несколькими операторами между ними устанавливают связь с помощью световых или звуковых сигналов соответствующих рабочих мест вывешивают инструкции о порядке пуска и остановки двигателей и плакаты с обозначением сигналов. Выключатели сигналов располагают непосредственно у рабочих мест.

Если бетонная смесь при выгрузке недостаточно быстро вытекает из барабана (чаши) смесителя, то недопустимо помогать на ходу какими-либо приспособлениями (в этом случае надо временно остановить смеситель). Во время вращения барабана запрещено касаться его руками.

Нельзя выполнять очистку барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения. Следует остановить машину и отключить ее от сети со снятием предохранителей и запиранием пускового устройства на замок.

Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным загрузочным ковшом смесителей запрещено. Очистку ковша можно вести только после надежного его закрепления в поднятом положении.

Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками осуществляют с соблюдением специальных мер предосторожности. На емкостях, в которых готовят, хранят или переносят водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд--не пить!». Цистерны с нитритом натрия герметически закрывают и запирают на замок.

Устройства для подогрева воды и заполнителей паром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.

Спуск для ремонтных или иных нужд внутрь бункеров, обогреваемых с помощью острого пара, допустим лишь после полного их охлаждения и при отсутствии в них материалов. Трубопроводы для пара и горячей воды во избежание ожогов рабочих располагают не ниже 2,5 м от уровня иола.

При транспортировании бетонной смеси автобетоновозами и автомобилями-самосвалами недопустимо: находиться в кузове автомобиля-самосвала при его загрузке; не подъезжать к бровке его ближе чем на 1 м при разгрузке бетонной смеси в котлован; разгружать кузов автомобиля-самосвала на ходу (в тех случаях, когда это целесообразно по условиям технологии производства, операцию выполняют при медленном движении автомобиля под наблюдением бригадира или мастера). Наиболее целесообразно применение специальных бетоновозов, разгружаемых через откидной лоток. Эстакады и мосты оборудуют брусьями и ограждениями; между ними оставляют проход не менее 0,6 м. Тупиковые эстакады снабжают поперечными отбойными брусьями. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 3 км/ч.

Электропровода на ленточных конвейерах заключают. в резиновые рукава; раму конвейера заземляют.

Очистку ленты, роликов и других частей конвейера выполняют только во время его остановки.

Для перехода через конвейеры, расположенные в рабочей зоне, устраивают мостики с перилами.

Машинист шахтного подъемника должен видеть места загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это требование невыполнимо, применяют систему сигнализации (звонок, телефон и др.) и устанавливают точный порядок обмена сигналами.

Такелажное оборудование кранов, подъемников и тару необходимо до начала работ испытать в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепляют так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены. В момент выгрузки смеси расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую производят выгрузку, не должно превышать 1 м.

При подаче бетонной смеси бетононасосом необходимо до начала работ испытать его при гидравлическом давлении, превышающем в 1,5 раза рабочее давление. Бетононасос следует связать сигнализацией с местом укладки бетонной смеси.

Во время работы бетононасоса запрещено шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.

Очищают бетоновод, как правило, водой. Сжатый воздух разрешено применять только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруднения в выполнении работ (например, в зимних условиях).

Бетоновод очищают при давлении воздуха не выше 1,5 МПа. После его очистки на половину длины давление воздуха постепенно понижают. Последние 1...2 звена очищают при давлении, близком к атмосферному. У выходного отверстия бетоновода устанавливают наклонный козырек, причем рабочие не должны находить- , ся ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.

При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) катальные ходы систематически очищают от бетона, грязи, а зимой -- от снега и льда.

Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм следует укладывать без порогов. При прокладке катальных ходов на высоте (над землей) ширину их принимают не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждают с обеих сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской высотой не менее 150 мм.

При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки, а также звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляют к подмостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяют между собой во избежание обрыва их при загрузке бетонной смесью.

Для предотвращения падения смеси мимо загрузочной воронки в уровне воронки делают сплошной настил, окружающий ее со всех сторон, или устанавливают защитные козырьки.

При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении дефектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно закрепляется за конструкции предохранительным поясом. Места для закрепления пояса определяет технический персонал. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки; при их отсутствии пояса необходимо испытать на прочность.

Работу по бетонированию с наружных лесов нельзя выполнять при сильном ветре (скорость 11...12 м/с), во время грозы, а также при наступлении темноты, если рабочее место недостаточно освещено.

При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждают перилами.

Заготовку всех элементов опалубки лучше всего вести в специальных мастерских или на полигонах. При этом студентам запрещено работать на циркульных или продольных пилах, а заготовку и обрезку досок с использованием этих механизмов должны выполнять профессиональные рабочие.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов по высоте каждый следующий ярус выполняют после надежного закрепления предыдущего. Запрещено одновременно производить работы в двух ярусах по одной вертикали.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Щитовую опалубку колонн, ригелей или балок при высоте ее установки до 5 м над уровнем земли или перекрытия можно устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. При большей высоте работы необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденный настил. Строители-исполнители должны иметь специальное удостоверение на право выполнения верхолазных работ.

Монтаж частей опалубки или самонесущих опалубочных блоков при их высоте более 5 м должны выполнять профессиональные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие разряд не ниже 3 и стаж верхолазных работ не менее 1 года. При этом обязательно использование предохранительных поясов.

По всему периметру установленной опалубки перекрытий необходимо устройство ограждений, также производится установка ограждений когда происходит снос зданий.

Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий следует устраивать с такой конструкцией креплений, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.

Командир отряда совместно с мастером и общественным инспектором по технике безопасности должны ежедневно перед началом бетонирования проверять исправность опалубки, прочность рабочих настилов и ограждений, надежность лестниц. В случае обнаружения неисправностей их устраняют до начала укладки бетонной смеси.

Нельзя допускать складирование материалов, не предусмотренное проектом, на рабочем полу опалубки, а также допускать на нем скопление людей. Запрещено складировать на подмостях элементы разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения.

Оставленные отверстия в настилах опалубки необходимо ограждать или закрывать прочными щитами. Из использованных ранее досок следует удалять торчащие гвозди. Запрещено даже на короткое время укладывать доски или щиты остриями гвоздей вверх.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

Строители, выполняющие опалубочные работы, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, о чем делают соответствующие записи в журналах по технике безопасности строительных организаций. Не допускают к выполнению опалубочных работ строители, не имеющих навыков обращения с плотничным инструментом и приспособлениями. Опалубочные работы должны выполнять юноши не моложе 18 лет.

При установке арматуры, закладных деталей, опалубки, заливке бетона, разборке опалубки и других работах, выполняемых при возведении монолитных железобетонных конструкций, применяются меры по защите работников от опасности, связанной с временным неустойчивым состоянием сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений. Такие работы должны выполняться квалифицированными работниками, допущенными к работам в установленном порядке, под руководством и наблюдением производителя работ (прораба, мастера).

Размещение на опалубке оборудования и людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на настиле опалубки, не допускается.

Опалубочные работы должны проводиться таким образом, чтобы подмости, трапы и другие средства обеспечения пути входа и выхода, средства транспортировки удобно, легко и надежно крепились к опалубочным конструкциям.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус устанавливается после закрепления нижнего яруса.

При устройстве сборной опалубки стен необходимо предусматривать устройство рабочих настилов шириной не менее 0,8 м с ограждениями.

Опалубки должны осматриваться, монтироваться и демонтироваться опытными работниками по этим видам работ и под контролем производителя работ (прораба, мастера, бригадира).

При монтаже опалубки все регулируемые элементы жестко закрепляются.

Заготовка и обработка арматуры производится в специально предназначенных для этого и соответственно оборудованных местах.

При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

устанавливать защитные ограждения рабочих мест, предназначенных для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;

при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;

устанавливать защитные ограждения рабочих мест при обработке стержней арматуры, выступающей за габариты верстака, а у двусторонних верстаков, кроме того, разделять верстак посередине продольной металлической предохранительной сеткой высотой не менее 1 м;

складывать заготовленную арматуру в специально отведенных для этого местах;

закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.

Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортирования к месту монтажа.

Ходить по уложенной арматуре допускается только по специальным настилам шириной не менее 0,6 м, уложенным на арматурный каркас.

При использовании в бетонной смеси химических добавок необходимо принимать меры по предупреждению ожогов кожи и повреждения глаз работников с использованием соответствующих приемов выполнения работ и средств индивидуальной защиты.

Бункеры (бадьи) для бетонной смеси должны соответствовать требованиям государственных стандартов. Перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе.

Ежедневно перед началом укладки бетона в опалубку проверяется состояние тары, опалубки и средств подмащивания. Обнаруженные неисправности должны устраняться незамедлительно.

При укладке бетона из бадей или бункера расстояние между нижней кромкой бадьи или бункера и ранее уложенным бетоном или поверхностью, на которую укладывается бетон, должно быть не более 1 м, если иные расстояния не предусмотрены проектом производства работ.

Рабочие, укладывающие бетонную смесь на поверхности, имеющие уклон более 20°, должны пользоваться предохранительными поясами.

Разборка опалубки должна производиться после достижения бетоном заданной прочности.

При разборке опалубки следует применять меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов или конструкций.

При снятии опалубки должны применяться меры предотвращения возможного обрушения так, чтобы достаточное для исключения этого количество опор оставалось на месте.

Демонтаж опалубки должен производиться с разрешения производителя работ.

При демонтаже опалубку по мере возможности следует снимать целиком во избежание опасности, связанной с падением деталей опалубки.

Уплотнение бетонной смеси вибраторами

К работе с электровибраторами допускаются бетонщики, имеющие II группу по электробезопасности.

При уплотнении бетонной смеси электровибраторами бетонщики обязаны выполнять следующие требования:

отключать электровибратор при перерывах в работе и переходе в процессе бетонирования с одного места на другое;

перемещать площадочный вибратор во время уплотнения бетонной смеси с помощью гибких тяг;

выключать вибратор на 5 – 7 мин для охлаждения через каждые 30 – 35 мин работы;

не допускать работу вибратором с приставных лестниц;

навешивать электропроводку вибратора, а не прокладывать по уложенному бетону.

Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами. Работа вибраторами без амортизаторов запрещается.

Подсоединение вибраторов к электросети должно быть выполнено шланговыми проводами или проводами, заключенными в резиновые шланги. До начала работы корпус электровибратора должен быть заземлен.

Прижимать руками переносной вибратор к поверхности уплотняемого бетона запрещается.

При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать вибратор за токоведущий кабель не допускается. При перерывах в работе, переходе с одного рабочего места на другое и окончании работ вибраторы следует отсоединять от сети.

Во время дождя вибраторы следует укрывать брезентом или убирать в помещение.

После работы вибраторы и провода (шланги) необходимо тщательно очистить и насухо протереть. Обмывать вибраторы водой запрещается.

Работая вибратором, бетонщик должен быть в резиновых сапогах и пользоваться специальными рукавицами (перчатками).

Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций

Руководители и специалисты, а также рабочие должны быть ознакомлены под роспись с ППР, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения.

Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства. Освещение строительной площадки должно соответствовать требованиям СНБ 2.04.05 и ГОСТ 12.1.046. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,3 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами (ГОСТ 12.4.089). Места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса указывают в ППР или технологических картах.

Опалубка и поддерживающие ее элементы должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на опалубку и настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов и находящихся людей не должен превышать допустимых нагрузок.

Установку опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести только с навесных подмостей с ограждениями, устанавливаемых на нижний ярус опалубки.

Настилы опалубки, подмостей и стремянок, расположенные выше 1,3 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным и бортовым ограждением. Высота ограждения 1,1 м. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций опалубки и подмостей, в т.ч. соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние опалубки и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупноформатные опалубочные панели и блоки, собранные из щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент опалубки от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить распалубочную прочность бетона.

При разборке опалубки необходимо принимать меры против падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих элементов или конструкций. Запрещено складировать на подмостях демонтированные элементы. Из досок и фанерной палубы необходимо удалять торчащие гвозди. Все проемы, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно ограждены.

Монтаж и демонтаж опалубки при скорости ветра более 15 м/с не допускается.

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности.

Не допускается сбрасывание опалубочных элементов с высоты, демонтаж телескопических стоек и опорных башен без предварительной разборки балок, щитов и палубы.

Строповку опорных башен при монтаже их краном производить только за горизонтальные раскосы.

Опорные башни и телескопические стойки необходимо устанавливать на прочное основание. Опирать башни и телескопические стойки на грунт, снег и лед не допускается.

При установке телескопической стойки регулировочную муфту допускается вывинчивать до появления первого витка резьбы.

При укладке балок в оголовки стоек торец балки должен выступать за ось стойки не менее чем на 100 мм.

Нагрузка на телескопические стойки и опорные башни не должна превышать допустимую.

Раскосы башен должны устанавливаться в строгом соответствии со схемой их сборки. Применение неоговоренных метизов или проволочных скруток для крепления подкосов не допускается.

Укладку балок, щитов и палубы на опорные башни, стойки необходимо производить с временных подмостей или рабочих настилов, располагаемых на верхних раскосах опорных башен. Несущая способность деревянного настила, укладываемого на раскосы опорных башен, должна быть не менее 1,5 кПа.

Укладку и закрепление фанерной палубы опалубки перекрытия следует начинать со средних пролетов перекрытия. Палубу по крайнему контурному ряду перекрытия укладывают в последнюю очередь. При ее укладке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные точки крепления, оговоренные в ППР или технологических картах.

Оставлять смонтированную опалубку колонны без закрепления ее регулируемыми подкосами к основанию недопустимо.

Применение кранового оборудования, кувалд, лома для отрыва опалубки не разрешается.

Строповку опалубки колонн производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации опалубки.

Складирование и перемещение отдельных опалубочных элементов рекомендуется производить в контейнерах краном.

Хождение рабочих по опалубке ригелей, балконов, краям монолитных перекрытий допускается только после закрепления палубы и щитов. При этом рабочие должны использовать предохранительный пояс и трос.

Временное складирование технологического оборудования, арматуры и т. п. на перекрытии разрешается в пределах допустимых технологических нагрузок на перекрытие, оговоренных в технологических картах.

Технологические стойки, опорные башни или страховочные подпорки следует устанавливать в строгом соответствии с технологическими картами на опалубочные работы.

При выполнении монолитных работ с применением съемной опалубки очень важно уделять внимание технике безопасности (ТБ), поскольку жизнь и здоровье человека несравненно дороже производимого продукта или оказываемой услуги в любой области деятельности.

  • К задачам техники безопасности при монолитных работах относятся:
    • исключение возникновения нештатных ситуаций, угрожающих жизни или здоровью людей;
    • снижение травм и профзаболеваний до минимума.

Для того чтобы обезопасить рабочий персонал, недостаточно принять ряд технических мер, связанных с безопасностью (установить ограждения, предупреждающие надписи и пр.). Помимо прочего персонал необходимо инструктировать и проверять знание правил безопасности.

  • В зависимости от характера инструктажа различают:
    • вводный инструктаж по ТБ;
    • первичный (проводится непосредственно на рабочем месте);
    • повторный;
    • внеплановый (обычно проводится, если было ЧП);
    • целевой (перед проведением нехарактерной для конкретного технологического процесса или редко выполняемой операцией).

Общие требования безопасности

При устройстве опалубки , монтаже арматурного каркаса, заливке строительной смеси и прочих работах, характерных для монолитного строительства с применением съемной опалубки, необходимо следить, чтобы состояние сооружений были устойчивыми. Стеновая опалубка в зависимости от высоты должна быть зафиксирована одно- или двухуровневыми подкосами, подмости должны быть надежно закреплены на несущем каркасе опалубочных щитов.

Опалубочные и монолитные работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим инструктаж по ТБ, под руководством и наблюдением инженерно-технического работника (мастера или прораба).

Запрещается размещение на опалубке для монолитного строительства и подмостях материалов, инструмента и оборудования, которые не предусмотрены проектом и технологией выполнения работ. Пребывание на опалубочном настиле людей, не принимающих непосредственного участия в монолитных и опалубочных работах, также запрещено.

Оборудование для перемещения и нахождения рабочего персонала (подмости, лестницы, трапы и пр.) должны надежно крепиться к элементам съемной опалубки.

Если строительная опалубка монтируется в несколько ярусов по вертикали, то каждый последующий ярус может быть установлен только после проверки правильности и надежности установки предыдущего.

В качестве опор съемной опалубки должны применяться только штатные элементы, входящие в комплект опалубочной системы. Крепление опалубки стен , фундамента , перекрытий и пр. с помощью вспомогательных материалов строго запрещается.

При монтаже строительной опалубки все элементы, которые могут регулироваться (телескопические стойки, резьбовые шкворни, эксцентриковые замки и т.д.) должны быть затянуты или надежно зафиксированы.

Проверка качества установки и крепления съемной опалубки и подмостей производится ежесуточно. Все обнаруженные несоответствия должны устраняться незамедлительно.

Если работы выполняются на наклонной поверхности с углом более 20 градусом к горизонту, рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Разопалубку опалубочной системы необходимо производить в порядке обратном монтажу. При этом необходимо принять меры против случайного обрушения отдельных элементов съемной опалубки.

Если имеется техническая возможность, стеновую опалубку нужно демонтировать крупными модулями с их последующей разборкой на составляющие на земле.

Стройплощадка должна быть оборудована средствами пожаротушения (щитом с инструментом, ящиками с песком, огнетушителями и пр.).

Требования к ограждающим конструкциям

Все защитные ограждения, возводимые при устройстве опалубки, должны отвечать требованиям Государственного Стандарта 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные».

При использовании скользящей строительной опалубки в целях защиты персонала от возможного падения предметов подвесные леса должны быть защищены жестким металлическим козырьком по всей ширине лесов.

Вертикальные проемы, через которые осуществляется подъем или спуск материалов, инструментов и оборудования должны перекрываться лядами.

Все ярусы прогонов и открытых перекрытий должны заграждаться технологическими дощатыми или металлическими настилами, которые гарантировано выдерживают рабочие нагрузки (от веса рабочих, материалов и оборудования). При заливке бетона временные настилы должны удаляться только на площадях, попадающих в зону проводимых в данный момент работ.

Техника безопасности при заливке бетонной смеси

Если в строительной смеси используются химически активные модификаторы, для предотвращения повреждения кожных покровов и слизистой глаз персонал должен пользоваться СИЗ (средствами индивидуальной защиты).

При заливке строительной опалубки бетоном с помощью бункера (колокола), последний должен всегда перемещаться с закрытым затвором (в том числе, и когда пустой). Заливка может производиться с высоты не более метра (расстояние от заливного отверстия бункера до уровня укладки строительной смеси).

Любые вспомогательные операции с напорными бетоноподающими рукавами следует производить при сброшенном давлении.

ТБ при предварительно напряженном армировании

Подготовка арматуры для армирования межпалубного пространства должна производиться на специально отведенных для данной операции участках. Подготовка арматуры на подмостях опалубки для монолитного строительства запрещается.

  • Если в процессе монолитных работ применяется технология предварительно напряженного армирования, то необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
    • в местах проходов людей минимальная высота ограждений должна быть равной 1,8 метра;
    • устройства натяжения арматурной проволоки должны быть оборудованы звуковой сигнализацией, включаемой одновременно с приводами натяжных механизмов;
    • на расстоянии не менее одного метра от нагреваемой электрическим током арматурной проволоки должно быть установлено дополнительное ограждение, исключающее нахождение за ним людей;
    • не бетонированная арматура, которая находится в зоне электроподогрева, должна быть заземлена.