Казахская советская социалистическая республика. Казахстан в составе ссср

Образование Казахской АССР

26 августа 1920 г. - Советское правительство издало декрет за подписью В.И. Ленина и М.И. Калинина «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической республики» в составе РСФСР. Столицей Казахской АССР стал Оренбург. В состав республики включались области: Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская – в границах до 1917 года. Кроме этих областей, включались Мангыстауский уезд, 4 и 5 Адаевские волости Закаспийской области, часть Астраханской губернии, Букеевская Орда.

4 октября 1920 г. - в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР, провозгласивший создание Киргизской (Казахской) АССР в составе РСФСР.

Съезд избрал верховные органы власти:

Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), председатель - С.М.Мендешев;

Правительство республики - Совет Народных Комиссаров (СНК), председатель - В.А.Радус-Зенкович.

Съезд принял первую конституцию советского Казахстана - «Декларацию прав трудящихся Казахской АССР», которая провозгласила конституционное образование КазССР; определила органы государственной власти и государственного управления, земельную политику, основные права и обязанности граждан, избирательную систему и ее принципы, систему организации и деятельности суда. В Декларации особо подчеркивалось, что экономическое и культурное возрождение республики пойдет успешно «при условии полного хозяйственного взаимодействия и согласования ее экономической политики с политикой, проводимой в остальных частях Российской Федерации».

Съезд уделил особое внимание созданию благоприятных условий для мирной жизни всех входящих в состав республики наций и народностей. «Каждой нации, - было сказано в Декларации, - предоставляется и должно быть обеспечено одинаковое право пользования родным языком во всех государственных учреждениях и в школе, и каждой из них предоставляется и должно быть обеспечено право и полная возможность свободного национального развития».

В Декларации также отмечалось, что основой отношений «отныне является тесная и братская связь, покоящаяся на взаимном доверии и понимании входящих в РСФСР национальностей».

Историческое значение образования Казахской АССР:

Исполнение вековой мечты казахского народа – восстановления казахской государственности и территориальной целостности;

Результат многовековой борьбы с колониализмом;

Первый шаг на пути национального возрождения.

Территория республики составила - 2,7 млн. квадратных километров.

Общая численность населения КазАССР - 5 млн. 230 тыс. человек (увеличилось на 1 млн. 468 тыс. человек).

Численность казахов составила - 61,3 % (по данным переписи 1926 г.) всего населения Казахстана.

26 января 1925 г. принято решение о переносе столицы Казахстана из Оренбурга в Перовск (Акмечеть). В первой половине 1925 основные государственные учреждения переехали в новую столицу. 6 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял решение о выделении Оренбургской губернии из состава Казахской АССР.

В апреле 1925 г. – V Всеказахстанский съезд Советов постановил: для восстановления исторически верного имени киргизского народа «впредь именовать киргиз - казахами». Одновременно съезд изменил название новой столицы республики - Акмечеть была переименована в Кзыл-Орду. По постановлению ВЦИК от 15 июня 1925 г. Киргизская АССР стала именоваться Казахская АССР.

Современный Казахстан является одним из крупнейших и влиятельных государств Среднеазиатского региона. История независимости этой страны насчитывает чуть более четверти века, однако она является правопреемницей другого государственного образования, возникшего 5 декабря 1936. Оно было известно под названием Казахская ССР, и его истории посвящена эта статья.

Предыстория

К 1917 году, ставшим переломных для населения Российской империи, уже была сформирована казахская национальная культурная элита, которая выдвигала идею независимого развития своего народа.

Общепризнанным руководителем национально-освободительной борьбы был Алихан Букейханов, который стремился создать автономию в составе российского государства. С этой целью он и его соратники основали партию национально-демократической направленности «Алаш». Ее основной идеей было достижение политической и экономической независимости Казахстана, а также стремление внедрить на его территории капиталистические отношения. При этом алашевцы выбрали для борьбы легитимные методы, что было коренным отличием их идеологии от большевистской. Кроме того, представители «Алаша» выступали за президентскую форму правления, предоставления избирательных прав для всего населения, а также за свободу слова, неприкосновенность личности и печати.

После октябрьских событий 1917 года руководители «Алаша» хотя и признали новые петроградские власти, но выдвинули перед большевиками некоторые требования. Они надеялись, что в случае их принятия им удастся обеспечить определенный уровень независимости Алашской автономии.

В конце 1917 года состоялись выборы во Всеказахское Учредительное Собрание. В них приняли участие три партии. В большинстве уездов победу одержала партия «Алаш», которая по числу набранных голосов опередила эсеров и социал-демократов.

Позже состоялся Второй общеказахский съезд, принявший решение об образовании автономии Алаш, о начале формирования вооруженных сил и передаче власти правительству — Алаш-Орде.

Образование Киргизской (Казахской) АССР

26 августа 1920 года Председатель СНК РСФСР В. Ленин подписал декрет, предопределивший вектор развития Средней Азии на несколько десятилетий вперед. Согласно этому документу было провозглашено образование Киргизской (Казахской) АССР.

В состав новообразованной Киргизской (Казахской) АССР со столицей в Оренбурге вошли:

  • Семипалатинская область;
  • Акмолинская область;
  • Тургайская область;
  • Мангистауский уезд Закаспийской области;
  • Уральская область;
  • Букеевская Орда.

В феврале 1925 года Оренбургскую область вывели из состава Киргизской АССР и передали РСФСР. При этом столицу перенесли в Кызыл-Орду, а в 1929-м году - в Алма-Ату.

Образование Казахской ССР

Еще в 1925 году Киргизскую АССР переименовали в Казахскую. 5 декабря 1936 года ее отделили от РСФСР, и на карте Советского Союза возникла Казахская ССР.

Новая власть заставила казахов кардинально изменить образ жизни и стать оседлыми. Коллективизация, проведенная насильственными методами, нанесла большой урон скотоводству, что стало причиной голода. Спасаясь от смерти, многие казахи бежали в Китай. В результате этих событий население республики уменьшилось на 150 000 человек.

Депортация

В конце 30-х годов Казахская ССР (год образования - 1936) по личному сталинскому решению стала местом, куда переселялись некоторые народы СССР. В частности, туда депортировали поляков и украинцев из западных регионов Украины и Белоруссии, корейцев из Сахалина и Приморья и пр.

Позже в годы ВОВ в ту местность отправили немцев Поволжья, греков из Краснодарского края, карачаевцев и балкарцев, чеченцев и ингушей с Северного Кавказа, месхетинских турок из Грузии, крымских татар из Крыма и пр. Кроме того, в годы сталинских репрессий в Казахской ССР действовали лагеря Карлаг, Степлаг и АЛЖИР системы ГУЛАГ.

В годы ВОВ

Казахская ССР, как и другие советские республики, приняла активное участие в ВОВ. В армию было призвано 1 196 164 жителей разных национальностей. На территории Казахской СССР было сформировано 50 отдельных полков и батальонов, 4 кавалерийских и 12 стрелковых дивизии, а также семь стрелковых бригад. В военные училища поступило более 42 000 жителей республики.

С захватом немецкими войсками европейских регионов СССР в Казахской ССР стали размещать эвакуированных людей и предприятия.

Кроме того, как уже было сказано, в 1941-1945 годах в республику отправили репрессированных немцев и 507000 представителей народов Крыма и Северного Кавказа. По подсчетам ученых, за всю войну в Казахстан было эвакуировано 1 500 000 человек.

Начиная с осени 1941 года, в республику были перебазированы и приступили к выпуску продукции 220 фабрик, артелей и заводов.

В частности, уже в 1942 году республика стала давать более 85% от общесоюзного объема выплавленного свинца, 90% меди и пр. Ударными темпами работали и жители села. За годы ВОВ посевная площадь увеличилась на 842000 Га. Это составило 30% от общего увеличения территорий, отведенных под зерновые, Советского Союза. Кроме того, животноводы республики отправили на фронт 110000 лошадей. Это дало возможность укомплектовать более десяти кавалерийских дивизии.

Жители Казахской ССР разных национальностей героически сражались в самых горячих точках фронта. П. Егоров, Г. Жуматов, В. Фурсов, Ш. Сулейменов и др. приняли бой вместе с другими советскими воинами, находящимися в Брестской крепости. В битве за Москву прославилась 316 Стрелковая дивизия генерала И. Панфилова. В знаменитом сталинградском «Доме Павлова» отличился Толыбай Мурзаев. Летчик Нуркен Абдиров стал одним из советских асов, кто пожертвовал своей жизнью, направив самолет на колону противника.

История Казахской ССР в первые годы после войны

После победы в ВОВ сталинская репрессивная машина заработала с новой силой. Только в Степном лагере, расположенном в Ишимских степях, содержалось 200000 заключенных. Немногим меньше людей, осужденных, в том числе и за пребывание фашистском плену, было в Джезказганском и Карагандинском лагерях.

Наряду с этим, в послевоенный период Казахская ССР испытывала и экономические проблемы. Одной из самых острых стало обеспечение промышленности достаточным количеством рабочих рук после возвращения в родные места эвакуированных.

К концу 1946 года это привело к спаду производства. Однако властям республики путем введения жестких мер удалось восстановить прежний уровень и даже открыть несколько новых предприятий. В частности, был введен в эксплуатацию Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, новый угольный разрез в Экибастузе, расширено производство на Балхашском и Актюбинском комбинатах и пр.

Были достижения и в других сферах. Так, в 1946 году была образована академия наук Казахской ССР.

История республики до начала перестройки

К концу 1960-х годов Казахская ССР, области которой имели разнородный национальный состав, перешла на новую систему планирования 1467 промышленных предприятий. Введение системы материального поощрения дало импульс экономическому развитию республики, однако вскоре все достижения были сведены на «нет» из-за диктата из центра. Более того, в начале 70-х годов произошло свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Дальнейшее наращивание экономического потенциала республики осуществлялось за счет использования топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, которыми была богата Казахская ССР. Города развивались непропорционально. Лидерами наряду с Алма-Атой были Караганда, Шевченко, Актюбинск, Чимкент, Павлодар, Джамбул и др.

События 1986 года

На втором году горбачевской перестройки Казахская ССР, районы которой развивались неравномерно, погрязла в условиях политической нестабильности. 16 декабря на пленуме ЦК КП Казахской СССР состоялись «выборы» ее первого секретаря. В результате на этом посту оказался Г. Колбин, до этого не имевший никакого отношения к республике.

Это решение московской верхушки жители Алма-Аты встретили в штыки. Начались демонстрации молодежи. К полудню 17 декабря на площади имени Леонида Брежнева собралось около 5 тысяч человек, большей частью студентов.

Вечером демонстрантов попытались разогнать, используя пожарные машины, дубинки, саперные лопатки и служебных собак. Это вызвало новый виток напряженности и привело к началу массовых беспорядков.

Утром 18 декабря в столицу Казахской ССР прибыли воинские формирования из других городов Советского Союза и демонстрантов удалось разогнать.

Жертвами этих событий стали 2 человека. Было сожжено 11 и повреждено 24 личных автомобиля, уничтожено 72 средства общественного транспорта, нанесен материальный ущерб нескольким общежитиям, учебным заведениям, магазинам и административным зданиям.

Волна демонстраций прокатилась и по другим городам республики.

После подавления протестов власти осуществили масштабные репрессии. При этом Верховный Совет Казахской ССР оставался послушным исполнителем воли Центра. Всего было подвергнуто наказаниям около 900 человек. Общее количество осужденных составило 99 человек.

Последние годы существования Казахской ССР

Летом 1989 года была создана Комиссия Президиума ВС КазССР, которая занялась рассмотрением обстоятельств, связанных с событиями декабря 1986 года. Однако позже Верховный Совет решил преобразовать ее в рабочую группу. После долгой борьбы начался пересмотр уголовных дел, возбужденных против «декабристов». В результате, 32 человека были освобождены за отсутствием состава преступления.

Образование независимого Казахстана

Уже с конца 80-х годов стала просматриваться тенденция к распаду идеологической, политической и территориальной целостности Советского Союза. Ее результатом стал Августовский путч, когда М. Горбачев был незаконно отстранен от власти, и у руководства страны оказался ГКЧП. Заговорщики не нашли поддержки у населения страны, однако все эти события ускорили распад СССР.

1 декабря 1991 года на всенародных выборах Президента победил Н. А. Назарбаев. Спустя 10 дней он подписал Закон о переименовании страны в Республику Казахстан. Следующим шагом стала издание указа о реабилитации граждан, которые были привлечены к ответственности за участие в волнениях декабря 1986 года.

16 декабря 1991 года вступил в силу закон «О государственной независимости». Это стало переломным моментом в истории страны.

Вместе с этим перестала действовать Конституция Казахской ССР.

  • В Советском Казахстане действовал самый известный советский космодром.
  • На территории республики проживало и живет сейчас более 130 народов.
  • Труба Экибастузской ГЭС, построенная в годы существования КазССР, - самая высокая в мире.
  • В степях Казахской ССР водились дикие верблюды и лошади, которые в меньших количествах живут там и сегодня.

2. Образование КазАССР

26 августа 1920 года Советское правительство - ВЦИК и СНК РСФСР - издало декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР, которая явилась тогда первым федеративным социалистическим государством, построенным на началах советской автономии. Декрет об образовании КазАССР определил территорию Казахстана, установил, что органами управления КазАССР являются местные Советы депутатов, ЦИК и Совнарком. Для управления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.

С 4 по 12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. Этот день -4 октября 1920 года - является днем рождения казахской советской национальной государственности. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа. Съезд избрал верховные органы власти - Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран Сейткали Мендешев, председателем СНК КазАССР - В.А. Радус-Зенькович. На съезде была принята «Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности. Декларация определила комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики. Она закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права. Устанавливались права и обязанности граждан. Декларация служила в качестве конституции, утвердившей права трудящихся республики до 1937 года, когда была принята первая Конституция Казахской Советской Социалистической Республики.

Провозглашение казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.

В 1925 году столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду. 15-19 апреля 1925 года в г. Кзыл-Орде состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На съезде было восстановлено исторически точное название народа - казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР). Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме этого, было изменено название новой столицы республики: г. Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в Кзыл-Орде (ныне Кызылорда) до 1929 года, затем новой столицей стал город Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП(б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской автономии.

Территориальное объединение казахского народа имело огромное значение для дальнейшего объединения казахской нации, развития культуры и экономики Казахстана. Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа, и, несмотря на трудности того периода, сыграло очень важную роль в создании казахской государственности. В итоге территория КазАССР увеличилась почти на одну треть, население возросло почти на полтора миллиона, общая его численность достигла 5230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3% всего населения Казахстана.

Орган, федерация

Обратите внимание!

От этого зависит ваша эрудиция!

Орган - учреждение, организация.

Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации (напр. республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти.


ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ

Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной

Киргизской Социалистической Советской Республики

Декрет об Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в развитие декрета Совнаркома от 10 июля 1919 г., за №354, постановляют:

1. Образовать Автономную Киргизскую Социалистическую Советскую Республику как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав коей включить в прежних административных границах области:

а) Семипалатинскую, в составе уездов: Павлодарского, Семипалатинского, Усть-Каменогорского, Зайсанского и Каркаралинского;

б) Акмолинскую, в составе уездов: Атбасарского, Акмолинского, Кокчетавского, Петропавловского и части Омского уезда.

Примечание: Точное разграничение Киргизской и Сибирской части Омского уезда производится по соглашению Кирревкома с Сибревкомом.

в) Тургайскую, в составе уездов: Кустанайского, Актюбинского, Иргизского и Тургайского;

г) Уральскую, в составе уездов: Уральского, Лбищенского, Темир-ского и Гурьевского;

д) Мангышлакский уезд Закаспийской области; 4-я и 5-я Адаев-ские волости Красноводского уезда той же области.

е) из Астраханской губернии: волости Синеморскую, Букеевскую орду и территории бывших казенных оброчных земель, прилегающих к 1-му и 2-му Приморским округам. Что же касается береговой полосы и волостей Сафроновской, Ганюшкинской и Николаевской, то они во всех отношениях, кроме хозяйственной стороны, остаются в подчинении Кирревкома. При Астраханском исполкоме создать комиссию из представителей Астраханского исполкома и Кирревкома для детального регулирования взаимоотношений областей со смешанным населением.

2. Включение в состав Киргизской Республики киргизской территории, входящей ныне в состав Туркестанской Республики, происходит по волеизъявлению населения этих областей.

3. Органами управления Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики являются местные Совдепы, Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Киргизской Социалистической Советской Республики.

4. Для управления делами Киргизской Социалистической Советской Республики учреждаются народные комиссариаты: 1) внутренних дел с Управлением почт и телеграфов: 2) юстиции; 3) просвещения; 4) здравоохранения; 5) социального обеспечения; 6) земледелия; 7) продовольствия; 8) финансов; 9) Совет народного хозяйства; 10) Рабоче-Крестьянской инспекции; 11) Народный комиссариат труда и 12) Народный комиссариат путей сообщения.

5. Для управления военным аппаратом создается Военный киргизский комиссариат, подчиненный Заволжскому военокругу.

6. В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики Российской Социалистической Федеративной Советской Республики по всей территории Республики, народные комиссариаты Киргизской Социалистической Советской Республики: продовольствия, финансов, Рабоче-Крестьянской инспекции, а также Совет народного хозяйства и Управление почт и телеграфов и Киргизское статистическое бюро, Кирчека, Народный комиссариат труда и Народный комиссариат путей сообщения остаются в непосредственном подчинении соответствующих народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Примечание I. Народные комиссары поименованных в пункте 6 комиссариатов и киргизский краевой военный комиссар назначаются по соглашению Совнаркома Киргизской Республики с соответствующими народными комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Примечание II. Коллегии при народных комиссариатах назначаются Совнаркомом Киргизской Республики.

1. Народные комиссариаты Киргизской Социалистической Советской Республики: внутренних дел (без Управления почт и телеграфов), юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

2. Всеми необходимыми финансами и техническими средствами Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика снабжается из средств Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

3. Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

4. До созыва съезда Советов Киргизской Социалистической Советской Республики вся полнота власти Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики в границах, указанных в настоящем положении, принадлежит Ревкому Киргизской Социалистической Советской Республики.

5. Временно, впредь до окончательной организации центральных органов Киргизской Республики, могущих воспринять руководство Акмолинской и Семипалатинской губерниями, последние продолжают оставаться в ведении Сибревкома. Для проведения единой политики в киргизских областях, временно остающихся в составе Сибири и Туркестана, вводятся в состав Сибревкома и Президиума Турцика уполномоченные члены Кирревкома; в своей работе означенные члены Кирревкома подотчетны последнему и руководятся его директивами.

Примечание. В случае разногласий, возникающих между Киррев-комом, с одной стороны, и Турциком и Сибревкомом, с другой стороны, относительно мероприятий на территориях областей, имеющих отойти впоследствии к Кирреспублике, разрешение вопроса переносится на усмотрение центральных учреждений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета М. Калинин

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета А. Енукидзе

Декреты Советской власти. М., 1979. Т. 10. С. 97-100.

20 октября 1997 г. был издан Указ "об объявлении г. Акмолы столицей Республики Казахстан". Сообщение о переносе столицы Казахстана г. Алма-Аты прозвучало из уст Назарбаева чуть ранее, ещё в 1994 году. К слову, в Алма-Ате до 1980 г. казахи составляли всего 1/10 населения.
Акмола (белая возвышенность или гора) до 1961 года называлась Акмолинск. До 1992 года город носил название Целиноград. С 1998 года Акмола получила новое название и стала Астана.
- А что же было на месте казахской столицы прежде? В самом начале XIX столетия казачий отряд с подполковником Фёдором Шубиным прибыл в урочище Чёрный брод (Караоткель), чтобы в этом самом месте заложить сторожевой городок Ц укреплённый пункт, форпост. В 1832 году городок-крепость был преобразован во внешний Округ. В конце лета того же года образовался Акмолинский Приказ. В конце 1-й половины XIX века крепость получила название Акмолинская казачья станица (с 1862 г. Ц город). В 1869 году Акмолинск уже уездный центр, который разделялся на 4 части: Крепость, Казачью станицу, Слободку, Город. Чуть позднее эта местность стала центром проведения ярмарок в тех краях.
А что ж Алма-Ата? то бишь Алматы? Кто теперь помнит? Укрепление "Заилийское" поставили казаки. Название изменено позднее на "Верное" или Верный - столица Семиреченского Казачьего войска c 1867 по 1921 гг., образованного из Сибирских казачьих полков: № 9 и № 10. Они стали нумерными полками Семиреченского казачьего войска: 1 и 2-м. В 1921 году, 14 марта, декретом ЦИКа Туркестанской АССР было закреплено решение Верненского уездно-городского комитета РКП(б) о переименовании Верного в Алма-Ату. Все будущие казахские столицы, где бы они ни находились и как бы ни назывались, были основаны, созданы, обжиты и обустроены нашими казаками в российской провинции Туркестан, а не кочевниками-скотоводами.
Наступили причуды и фокусы совецкой власти. На территории б. Российской Империи образовывалось и провозглашалось невероятное количество республик. Много больше сотни. Но памятка эта рассказывает о конкретной территории. Сразу, после того как Красная армия оккупировала объявившую независимость (с ноября 1917 г.), некую территорию Али Букея, начинаются игры большевизанов с политическими картами, как с разноцветными стекляшками и осколками в детском калейдоскопе. 10 июля 1919 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР был создан Революционный Комитет (ревком) по управлению Киргизским краем.
26 августа 1920 года декретом ВЦИК и Советом Народных Комиссаров вдруг была образована марионеточная Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика (АКССР). Именовалась она также Казак-Киргизской АССР. Однако на мастичном оттиске печати читалось: "К.С.С.Р.РОС.СОВ.ФЕДЕРАЦИИ". С 22 сентября 1920 года очередным декретом г. Оренбург, столица Оренбургского казачьего войска, с прилегающими районами был включен в состав новообразования, быть точнее подарен или отдан за ненадобностью киргизам. Чтобы лишний раз сделать больно казакам, сказать проще очередной плевок в казачью сторону: мёртвого льва может лягнуть даже ишак.
В апреле 1925 году Киргизскую АССР переименовали в КАЗАКСКУЮ АССР. С изуверским подтекстом: Оренбург бывшая казачья столица, а теперь ещё одного нового территориального образования (Казакстан или Kazakhstan ASKR) тут же передали в РСФСР. Сначала всех кыргызов большевики стали официально именовать казаками, а остатки собственно казаков, будто по взмаху волшебной красной палочки - стали русскими мужиками. А потом (чего уж там мелочиться!) все казахи оказались уже вовсе не казахи, а казаки. Теперь пишутся так: қазақ или qɑzɑq (произносится - кхазакх).
Я беру, повторюсь, отдельно взятый регион - бывший Туркестан, иначе, если всё рассказать, то нашему читателю совсем нехорошо станет.
Замечание автора к тексту пьесы:
Уральск столица Уральского казачьего войска, был основан казаками и русскими в 1584 г. (бывш. Яицкий городок). До января 1775 года имел название "город Яик". Нынче Уральск есть уже город Орал центр Западного Казахстана.
До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешёл в состав Оренбургской, но в ведомство Уральских казаков. Управление в Гурьев городке состояло в зависимости Наказного Атамана Уральского казачьего Войска и Уральской Войсковой Канцелярии. Нет теперь нашего Гурьева есть казахский город Атырау.
Семипалатинск, (Семипалатинская крепость поставленная казаками в 1718 году) Сибирского казачьего войска и Семиреченского, переименован казахами в город Семей
Усть-Каменогорск. Крепость Усть-Каменогорская сибирских казаков побывала станицей, а затем и уездным городом. С 1868 года получил статус города. В наши дни называется Өскемен.
Можно продолжать бесконечно. Территории всех казачьих Войск перекроили-переделали. Возьмёшь иную нашу федеративную газету и воскликнешь через пару минут: Господи! А может это мы уже здесь эмигранты?.
К 1925-му году, после, которого уж по счёту, размежевания Средней Азии, столицу из Оренбурга большевики перебросили на Сыр-Дарью в г. Перовск (до 1853 г. Ак-Мечеть), но теперь назвали Кзыл-Орда (Красная столица, 1925 г.) или по-современному Кызылорда. Но некоторые большевицкие управленческие организации довольно долго оставались в Оренбурге. Не успев переехать в Кзыл-Орду, им было предписано следовать в новую, третью столицу Алма-Ату (1927 г.)! 20 декабря 1928 года ЦИК Автономной Казакской CCР принял постановление о переводе письменности новояза "казакского языка" с арабской графики на латинизированный алфавит. А, Семиреченская и Сыр-Дарьинская области, бывшей Автономной Туркестанской ССР (территорию наново перекроили) были переданы в состав Автономной Киргизской ССР. Ещё в августе 1928 г. были ликвидированы все губернии Казакской АССР, а ее территория была районирована на 13 округов и районы. Оренбургская область была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР. Нужно заметить себе, что совецкие области значительно отличались территориально от русских губерний (см. об этом: постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. о полной ликвидации губерний). И земли наши не раз ещё кроились и перекраивались как у плохого, никудышного портного кусок хорошей, доброкачественной материи, превращающийся в лоскутные изделия ширпотреба.
В 1936 году не стало Казакской АССР: автономия преобразована в Казахскую ССР. В совецких официальных документах и средствах массовой информации стало использоваться уже это название. Окинем мысленным взглядом "просторы" наши. Что мы видим? Растащили нашу землицу. Дружная семья народов. Государствоподобные образования (республики, коммуны, эмирства и даже одна держава) коих было в начале прошлого века больше сотни! Более того - не брал только ленивый. "Не зевай Ванька, на то и ярмарка!"
Грусно и больно всё это. Хотелось завершить памятку на мажорной ноте, с бодрой, радостной звуковой окраской, да вдруг позабыл нотную грамоту, да как говорится "сломалось перо", да высохла чернильная речь моя, да вдруг бумага оказалась не писчая. Но проявилось в сознании стихосложение Максимилиана Волошина:
С Россией кончено... Напоследях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав... И родину народ
Сам выволок на улицу, как падаль!

От такой чехарды со столицами, новосозданными государственными образованиями, территориями и проч., - ни казакам в частности, ни России в целом ничего хорошего нету.
Напротив всё ещё впереди.

А. Азъ-Азаренков

Введение

1. правовые аспекты Образования Казсср

1 Национально-государственная политика Советского государства

2 Образование и развитие СССР как предпосылка формирования Киргизской (Казахской) АССР

3 Конституция СССР 1924 года в аспекте национального самоопределения

2. образование Киргизской (Казахской) АССР

1 Создание Казахской советской национальной государственности

2 Учредительный съезд Советов Казахстана

3 Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР

Заключение


Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что образование Киргизской (Казахской) АССР послужило основой для формирования национальной и этической идентификации казахского этноса и формирования на его основе впоследствии независимого Казахстана.

Казахская автономная область как одна из форм советской автономии, одна из форм национально-государственного образования казахского народа была основана на базе Советов, возникла на основе диктатуры пролетариата. Она явилась политической формой самоопределения казахского народа в рамках Советской федерации, служившей средством обеспечения национального суверенитета.

Казахская автономная область не обладала государственным суверенитетом, не располагала основными атрибутами государства, но располагала государственными установлениями, характеризующими ее как национально-государственное образование. Она обладала учреждениями, носящими политический характер и в определенных пределах наделенными властными полномочиями в целях осуществления функции государства. Казахская автономная область имела свое территориальное решение и обладала элементами территориального верховенства, имела публичную власть, администрацию, суд и своего представителя в высшем органе власти СССР. Делопроизводство в государственных учреждениях, судопроизводство и обучение в школах проводилось на казахском языке.

Казахская автономная область просуществовала недолго, немногим больше года. Президиум облисполкома КАО 6 декабря 1925 г. вошел в Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета РСФСР с ходатайством о преобразовании Казахской автономной области в Казахскую АССР. Президиум ВЦИК РСФСР 1 февраля 1926 г. постановил преобразовать Казахскую автономную область в Казахскую АССР. Была создана комиссия по выработке конституции автономной республики.

Объект исследования - Киргизская (Казахская) АССР.

Предмет - возникновение Киргизской (Казахской) АССР.

Цель работы - изучение формирования Киргизской (Казахской) АССР.

1.описать предпосылки образования Киргизской (Казахской) АССР;

2.дать анализ правовым аспектам возникновения Киргизской (Казахской) АССР;

.изучить трансформацию государственного устройства с образованием Киргизской (Казахской) АССР.

Метод исследования: изучение научных трудов и монографий, учебных пособий и периодических изданий, посвященных теме исследования.

Структура работы включает введение, заключение, две главы и список использованных источников.

советский конституция национальный съезд

1. правовые аспекты Образования Казсср

1.1 Национально-государственная политика Советского государства

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие там советские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г .

Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, эти республики вступали между собой и РСФСР в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

В 1919 г. в Литве, а в 1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. Армянская ССР, а в феврале 1921 г. - Грузинская ССР .

Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства - Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, находившихся до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи.

В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались (Туркестанская республика существовала до 1924 г.).

В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. - Башкирская и Крымская автономные республики. В 1920 г. были образованы: 8 июня Карельская Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября Калмыкская и Марийская автономные области и Автономная область Вотякского народа .

Это - фактическая формальная сторона дела. Более важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение .

В Республике Советов отношения центра с губернскими Советами не были федеративными, под федерацией понимался, скорее, коммунализм - местное самоуправление. Однако само представление об РСФСР как федерации, включавшей многочисленные национальные автономии, стало стереотипом, который во многом повлиял на дальнейшее государственное строительство - было положено начало созданию этнополитических территориальных образований.

В этой политике Наркомат по делам национальностей (нарком И.В.Сталин) испытывал сильное давление и справа, и слева. "Интернационалисты" требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли Наркомнац в том, что он "создает национальности" и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. В мае 1920 г. была проведена "реорганизация" наркомата. Из представителей народов был создан Совет Национальностей, который был поставлен "во главе" Наркомнаца и стал "своего рода парламентом национальностей". Объем функций наркомата быстро расширялся - от политических и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления - сельского хозяйства, лесничества, армии и т.д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами .

В целом Наркомнац выполнил свою задачу - обеспечить поддержку Советской власти со стороны нерусских народов, вовлечь их в государственное строительство с постепенным усилением центральной власти и подготовить объединение республик в Союз. После образования СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал второй палатой ВЦИК.

Подход к самоопределению наций и федерации может быть понят лишь в контексте гражданской войны. Главная установка Советского государства была в том, что порожденный Февралем национализм не может быть подавлен. Единственный выход - овладеть этой стихией, соединить с социальными интересами масс через идею "пролетарского федеративного государства" и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум - нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а также Всероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

Эта цель была достигнута, что стало одной из важных причин победы Советов в гражданской войне. Напротив, белые оттолкнули массу крестьян (своей позицией по вопросу о земле) и одновременно восстановили всех, в ком проснулось национальное чувство.

Нечувствительность белых к национальному чувству была поразительной. На ходатайстве бурятов о самоуправлении колчаковский министр В.Пепеляев наложил резолюцию: "Выпороть бы вас". Напротив, горские народы Северного Кавказа вошли в РСФСР без войны. Сталин, выступая в 1920 г. на Съезде народов Дагестана, сказал: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию".

Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР.

На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат . Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.

1.2 Образование и развитие СССР как предпосылка формирования Киргизской (Казахской) АССР

В годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. он был дополнен хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик.

Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения. Эти союзы уже имели черты федерации и даже некоторые черты унитарного государства. К концу 1922 г. воссоединение было по сути завершено и стало восприниматься как само собой разумеющееся. Оставалось облечь его в конституционную форму .

Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения - создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну. Это - притяжение сходных по своему мироощущению народов к ядру России, русскому супер-этносу с его "державным" чувством. Есть рациональные объяснения тех выгод, которые малые народы получали от вхождения в эту державу (спасение от изматывающих конфликтов, подключение к крупным ресурсам развития, ограничение власти местных феодальных хищников, экономия на собственной государственности и т.д.). РСФСР занимала 92% территории и включала в себя 72% населения будущего Союза. Но вся совокупность этих факторов создавала нечто большее - ощущение общей исторической судьбы. Общественная собственность на средства производства (и прежде всего, на землю) усилила это ощущение.

С другой стороны, новые независимые государственные образования не имели перспектив утвердиться. Для этого не было массовой поддержки, да и национальные элиты не проявляли стремления бороться за независимость - видимых выгод это не обещало. Образование СССР было наиболее разумным, почти неизбежным в тех условиях способом обустройства народов после гражданской войны. 30 декабря 1922 г. собрался I Съезд Советов СССР, на котором была зачитана торжественная Декларация и проект "Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик".

За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников. Но по вопросу принципов национально-государственного устройства возникли острые дискуссии .

И.В.Сталин, член комиссии, готовившей вопрос к пленуму ЦК РКП(б), разработал проект, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Это понизило бы статус союзных республик, сдвигало бы федерацию в сторону унитарного государства. Мнения разделились. Когда стало ясно, что центральная власть нового Союза приобретает очень большие полномочия, от представителей Украины и Белоруссии поступили предложения, сводящие Союз к конфедерации. Это вызвало большое беспокойство в партийном руководстве.

В.И.Ленин резко выступил против "автономизации", за равноправие республик. Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК, В.И.Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку "О борьбе с великодержавным шовинизмом". Дело было не в том, что Ленин был принципиальным сторонником федерации, он критиковал план Сталина как несвоевременный, а потому в данных условиях политически ошибочный. Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик.

СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался).

Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству .

Особенностью устройства СССР была т.н. "двухэтажная" федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, скорее унитарным государством.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории были Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии.

К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество, и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, Курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР.

В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе СССР стало 7 членов.

1.3 Конституция СССР 1924 года в аспекте национального самоопределения

"Декларация об образовании СССР" и "Договор об образовании СССР" стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных республик .

В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходимость создания специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик.

Совещание представителей национальных республик и областей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало название двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.

27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП(б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съездами союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти .

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялись исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая его исполнения.

В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию .

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления Верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в 1918 г. ставилась задача "установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах" то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью "осуществление коммунизма", а о других странах ничего уже не говорилось.

2. образование Киргизской (Казахской) АССР

2.1 Создание Казахской советской национальной государственности

После победы Октябрьской революции, еще в период гражданской войны и в условиях хозяйственной разрухи, возглавляемое В. И. Лениным Советское правительство приступило к созданию на добровольных началах союза народов нашей страны, к выбору форм их объединения. В Обращении И Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам страны говорилось: "Советская власть... обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение" .

Декларация прав народов России провозгласила, что отныне проводимая царским правительством политика натравливания народов России друг на друга "должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России... политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России".

Закрепленные Декларацией прав народов России, а также Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа принципы советской национальной политики получили свое дальнейшее развитие в Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов в 1918 г. Она предусматривала предоставление районам, "отличающимся особым бытом и национальным составом", права объединяться в "автономные областные союзы", которые могут входить "на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Республику" .

Первая Советская конституция не только установила широкий круг демократических прав и свобод народов Российской Федерации, но и определила материальные и организационные гарантии осуществления этих прав и свобод. В результате были созданы благоприятные условия для претворения в жизнь ленинской программы по национальному вопросу, в том числе для национально-государственного строительства в Казахстане.

Подготовительные работы по образованию Казахской АССР проходили под руководством ЦК РКП (б) и лично В. И. Ленина. 30 апреля 1920 г. оргбюро ЦК приняло постановление об организации "для интенсивной партийной работы на территории Киргизки" бюро РКП (б).5 При непосредственном участии и под руководством В. И. Ленина разрабатывались, и принимались важнейшие правовые акты Советского государства, посвященные строительству казахской социалистической государственности и воссоединению земель Казахстана в единую Советскую республику.

августа 1920 г. за подписями В. И. Ленина и М. И. Калинина был обнародовав Декрет ВЦИК и СНК "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики" в составе РСФСР. Это явилось величайшим событием в многовековой истории казахского народа. "До революции были казахи, но не было Казахстана. Порабощенная, отрезанная от всего мира бездорожьем колония царизма с темным и забитым, отравленным взаимной враждой и национальной рознью населением, вымирающим от непосильного гнета и эксплуатации, - вот что представлял собой Казахстан до Октябрьской революции".

Вся политика правительства буржуазно-помещичьей России по отношению к народам национальных окраин, в том числе Казахстана, сводилась к тому, чтобы калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их .

Один из высокопоставленных русских чиновников прошлого столетия писал: "Я не увлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов, просветить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы киргизы всегда оставались пастухами кочующими, чтобы они никогда не сеяли и не знали не только науки, но и даже ремесла".

С победой Великой Октябрьской социалистической революции и установлением Советской власти в России казахский народ впервые в своей многострадальной истории обрел подлинно национальную государственность. Полностью оправдалось предвидение В. И. Ленина о том, что "чем демократичнее будет республика российская, чем успешнее организуется она в республику Советов рабочих и крестьянских депутатов, тем более могуча будет сила добровольного притяжения к такой республике трудящихся масс всех наций".

С чувством глубокого удовлетворения встретил казахский народ декрет о предоставлении ему автономии в составе Российской Советской Федерации. Атбасарский уездный съезд Советов выступил, например, со следующим заявлением: "Мы, представители веками угнетенного киргизского (казахского) народа, видим. в Советской власти, руководимой Коммунистической партией, нашу освободительницу и обещаем бороться против врагов этой власти до последней капли крови, ибо она может укрепиться лишь при полной поддержке всего трудового народа".

2.2 Учредительный съезд Советов Казахстана

4-12 октября 1920 г. в Оренбурге в обстановке большого политического и трудового подъема народных масс проходил первый Учредительный съезд Советов Казахстана. На основе декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Казахской АССР съезд принял важнейший конституционный документ-Декларацию прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР и объявил территорию Казахского края "республикой Советов рабочих, трудового киргизского (казахского) народа, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов". Съезд установил, что "К(А)ССР входит как автономная единица в свободный федеративный Союз Советских Республик, объединенных в РСФСР" .

Система органов государственной власти и управления республики была определена Конституцией РСФСР 1918 г., декретом ЦИК и СНК РСФСР об образовании Казахской АССР и решениями Первого Всеказахского съезда Советов. Вся деятельность высших и местных органов власти Казахстана была направлена на восстановление народного хозяйства края и создание национальной государственности.

Строительство социализма в Казахстане осуществлялось на основе ленинского плана, предусматривавшего прежде всего ликвидацию фактического экономического и культурного неравенства народов. В числе намеченных В. И. Лениным важнейших мероприятий по социалистическому преобразованию народного хозяйства Казахской АССР большое значение имела национализация предприятий горнорудной и других отраслей промышленности. Это было крупным событием в жизни республики, решающим шагом на пути преодоления остатков колониализма и формирования социалистического уклада в ее экономике.

Конкретная программа построения социализма в советских национальных республиках, в том числе в Казахстане, была разработана XII съездом партии. В качестве первоочередных ставились следующие задачи: строительство промышленных предприятий непосредственно у источников сырья и формирование национальных кадров рабочего класса, сплочение и объединение трудящихся для окончательной ликвидации патриархально-феодальных отношений, организация бедноты и всех трудящихся для перехода от кочевого образа жизни к оседлости и земледелию, от ремесла к фабрично-заводскому производству.

Хорошо известно, что в Казахстане создание нового, социалистического общества было связано с преодолением больших трудностей. Дооктябрьский Казахстан представлял собой нехоженую степь с седым ковылем и одинокими юртами кочевников. Несметные богатства подземных кладовых почти не использовались. На громадной территории края, если не считать нескольких предприятий горнозаводской промышленности, не игравших заметной роли в его экономике, имелись в основном лишь карликовые предприятия кустарной промышленности. До Октябрьской революции в Казахстане находилось только 0,7 процента всех предприятий Российской империи, на которых работало 0,2 процента рабочих, занятых в промышленности царской России, и выпускалось лишь 0,3 процента всей продукции страны.

Сельское хозяйство с примитивной техникой, прежде всего кочевое скотоводство, являлось основной отраслью экономики .

Итак, Казахстану предстояло совершить переход к социализму от докапиталистических патриархально-феодальных отношений. Сложность решения этой задачи усугублялась и тем, что в годы гражданской войны значительная часть территории республики была ареной военных действий, в результате которых и без того отсталые промышленность и сельское хозяйство оказались в состоянии сильной разрухи. Например, к 1920 г. добыча золота уменьшилась в 26 раз по сравнению с 1913 г., добыча нефти - в 4 раза. Карагандинские угольные копи добычу угля сократили в пять раз, а добыча медной руды, выплавка меди и полиметаллических руд вовсе прекратилась. В упадок пришло сельское хозяйство.

Уже в 1919-1920 гг. В. И. Ленин поставил вопрос о развитии сельского хозяйства Казахстана и нефтяной промышленности Эмбы. С 1920 г. начались исследовательские работы в районе Карагандинского бассейна; трудящиеся республики приступили к восстановлению и развитию цветной металлургии и легкой промышленности. Из 1276 млн. руб., вложенных в народное хозяйство Казахстана за 10 лет (1926-1935 гг.), 987 млн. руб. (или почти 78%) были ассигнованы на развитие тяжелой промышленности. Большие средства предназначались для перестройки сельского хозяйства на социалистических началах.

В результате облик Казахской АССР полностью изменился. Как отмечалось в постановлении Президиума ЦИК СССР об итогах советского, хозяйственного и культурного строительства в Казахской АССР за 15 лет, Казахстан добился крупных успехов в деле социалистического строительства и стал в ряды передовых национальных республик Советского Союза.

К июлю 1937 г. на полях края работало 24 143 трактора (в физическом исчислении), 7800 комбайнов и много другой техники. Уже в 1936 г. продукция промышленности превысила продукцию сельского хозяйства.

Таким образом, к моменту принятия Конституции СССР 1936 г. Казахстан стал индустриально-аграрной республикой, что свидетельствовало о торжестве ленинской национальной политики. Величайшие преобразования социально-экономической структуры страны коренным образом изменили и культурный уровень казахского народа.

В соответствии с четко и ясно выраженной суверенной волей казахского народа Казахская АССР была преобразована в суверенную союзную республику и добровольно вошла в состав Союза ССР. Конституция Казахской ССР, утвержденная 26 марта 1937 г. Чрезвычайным X съездом Советов Казахской ССР, законодательно закрепила факт победы социализма в республике.

2.3 Конституционные основы государственного устройства Казахской ССР

Исполнительное бюро Казахского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) на своем заседании 16 октября 1926 г. рассмотрев проект Конституции одобрило его. Затем проект 19 октября 1926 г. рассматривался в. Президиуме областного исполнительного комитета, где также был одобрен и вынесен на обсуждение 5-го пленума облисполкома Казахской автономной области, который открылся 1 декабря 1926 г. Пленум, одобрив проект, поручил Президиуму облисполкома подготовить его к Учредительному съезду Советов Казахской АССР. Однако на этом съезде проект Конституции не обсуждался .

После более чем двухлетней работы новый дополненный и улучшенный проект был рассмотрен 19 февраля 1929 г. в Исполнительном бюро Казахского обкома ВКП (б). Оно в основном одобрило проект и поручило в недельный срок представить окончательно отредактированный вариант. 16 апреля 1929 г. окончательная редакция проекта была представлена на рассмотрение исполбюро Киробкома ВКП (б), которое одобрило его и рекомендовало на рассмотрение Второго Всеказахского съезда Советов, открывшегося 25 апреля 1929 г. Основным вопросом съезда было обсуждение и принятие Конституции (Основного Закона) Казахской АССР.

Проект Конституции, представленный на рассмотрение съезда, состоял из 6 разделов, 14 глав, 96 статей. На съезде о проекте Конституции было сделано два доклада: на казахском и русском языках. В прениях выступили 6 человек. Все выступавшие одобрили проект и внесли ряд предложений: о необходимости всенародного обсуждения, об образовании Казахской союзной республики и т.д.

Съезд на своем первом заседании одобрил текст проекта Конституции республики и избрал редакционную комиссию для внесения изменений и дополнений.

Наряду с изменениями и дополнениями редакционная комиссия ввела в проект Конституции новую главу XV "О проверке и отмене выборов", состоящую из 3 статей, и новый VII раздел, состоящий из одной главы XVI"О гербе, флаге и местопребывании правительства Казахской АССР" с четырьмя статьями. После внесенных изменений и дополнений проект Конституции Казахской Республики состоял из 7 разделов, 16 глав и 97 статей.

апреля 1929 г. Второй Всеказахский съезд Советов, рассмотрев окончательную редакцию проекта Конституции, утвердил ее.

Конституция (Основной Закон) Казахской АССР подлежала утверждению вышестоящими органами государственной власти РСФСР. Это вытекало из статьи 44 Конституции РСФСР, которая устанавливала:"Основные законы (Конституции) автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов".

В соответствии с этим требованием Конституция Казахской АССР была представлена на рассмотрение Всероссийского съезда Советов. Однако по определенным причинам объективного и субъективного характера Конституция Казахской АССР так и не была утверждена. Так же не были утверждены и Конституции других автономных республик, входивших в то время в состав РСФСР (республика немцев Поволжья, Дагестанской, Крымской, Карельской, Башкирской, Татарской, Чувашской, Казахской, Бурят-Монгольской, Якутской) .

Конституция Казахской АССР, принятая на основе Конституции РСФСР, явилась законодательным закреплением государственности казахского народа в составе РСФСР и соответствовала периоду диктатуры пролетариата, периоду строительства основ социализма, периоду, когда казахская государственность решала задачи переходного периода от феодализма к социализму. Все это обусловило отличительные особенности Конституции 1929 г. В ней отразилась многоукладность экономики республики, наличие в экономике не только социалистического уклада, но и мелкотоварного производства и частнохозяйственного уклада, наличие в связи с этим прослойки баев, манапов и кулаков, эксплуатировавших чужой труд. Поэтому Конституция Казахской ССР, как Конституция государства диктатуры пролетариата, устанавливала недемократичную избирательную систему: было закреплено дифференциальное избирательное право. Рабочий класс был представлен в высшем органе представительной власти большим числом делегатов, чем крестьянство. Не было установлено всеобщее избирательное право - отдельные категории граждан, эксплуататорские и нетрудовые элементы были лишены избирательных прав.

Статья 1 Конституции Казахской АССР гласила, что"Конституция (Основной закон)... имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти". То есть, Конституция по своей сути полностью соответствовала марксистко-ленинским воззрениям того времени.

Конституция Казахской АССР состояла из 7 разделов и 16 глав.

1."Общее положение";

2."Об устройстве Советской власти";

."О местной власти",

."Бюджетные права Казахской АССР",

."О взаимоотношениях Казахской АССР с РСФСР и Союзом ССР в области законодательства и управления";

."Об избирательных правах";

."О гербе, флаге и местопребывании правительства Казахской АССР" .

Конституция определяла правовое положение республики в составе РСФСР и законодательно закрепило общественное и государственное устройство: статья 2 гласила:"Казахская АССР является автономной республикой - государством рабочих и дехкан (крестьян) и входит на началах федерации в РСФСР, а через посредство ее в Союз ССР".

Согласно Конституции (статья 4) Казахская АССР пользовалась правом свободного определения своего государственного устройства в пределах, установленных Конституцией.

В Конституции указывалось на наличие гражданства республики, и в ряде статей определялись права и обязанности граждан. Конституция закрепляла территориальное деление республики (статья 20); принципы организации и деятельности высших органов государственной власти и управления - Всеказахского съезда Советов, КирЦИКа, Президиума КирЦИКа, Совета народных комиссаров (СНК) и народных комиссариатов; права республики в области самостоятельного законодательствования.

Законодательство в соответствии со статьей 82 Конституции осуществлялось Всеказахским съездом Советов, ЦИКом Советов, Президиумом ЦИКа и Советом народных комиссаров Казахской АССР. Самостоятельная законодательная деятельность Казахской АССР определялась потребностями общественно-политического, хозяйственного и культурного строительства республики и осуществлялась на основе законодательных прав РСФСР и СССР.

Законодательство Казахской АССР осуществлялось путем:

) самостоятельного создания законов по вопросам внутри-республиканской жизни, не входящим в компетенцию РСФСР;

) приспособлением общефедеративных законов РСФСР к внутренним условиям республики путем законодательного внесения изменений и дополнений с последующим представлением на утверждение высших органов государственной власти и управления РСФСР;

) издания законов на основе и во исполнение общефедеративных законов РСФСР .

Все законодательные акты (декреты, постановления и другие нормативные акты, исходившие от органов власти) публиковались одновременно на казахском и русском языках.

В Конституции имелся специальный раздел о бюджетных правах Казахской АССР, в котором определялись ее полномочия в области составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджетов (статьи 62-66).

Казахская АССР имела право самостоятельно осуществлять правосудие в республике. Правосудие осуществлялось Главным судом Казахской АССР и народными судами.

Казахская АССР была призвана обеспечить ликвидацию пережитков патриархально-феодальных отношений, преодоление экономического и культурного неравенства казахского народа, приобщение трудящихся - казахов к политической жизни и переход от феодализма к социализму. Для успешного решения этих задач Казахская АССР обладала широкими полномочиями в области: 1) общественно-политической жизни; 2) управления народным хозяйством и культурным строительством; 3) укрепления социалистической законности и охраны правопорядка.

Компетенция республики в области общественно-политической деятельности включала в себя: разработку и принятие Конституции Казахской АССР; внесение ее на утверждение Всероссийского съезда Советов и контроль за ее соблюдением; законодательство; установление административно-территориального деления и внесение его на утверждение высших органов власти РСФСР .

В области руководства народным хозяйством и культурным строительством компетенция Казахской АССР охватывала все стороны хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государства.

В области укрепления социалистической законности к ее компетенции относились: обеспечение исполнения советских законов, осуществление правосудия, охрана социалистической собственности, охрана личных и имущественных прав граждан: и т.д.

Компетенция Казахской АССР осуществлялась ее высшими органами государственной власти и управления - Всеказахским съездом Советов, ЦИКом Советов Казахской АССР, его Президиумом, Советом Народных Комиссаров и народными комиссариатами Казахской АССР.

Носителем высшей власти в Казахской АССР являлся Всеказахский съезд Советов, созываемый ежегодно Центральным исполнительным Комитетом Советов Казахской АССР.

К полномочиям Всеказахского съезда Советов относились: принятие (внесение изменений и дополнений) Конституции с последующим утверждением Всероссийским съездом Советов; утверждение государственного бюджета Казахской АССР и контроль за его исполнением; утверждение Положений о центральных органах власти Казахской АССР; рассмотрение, отмена и изменение постановлений и иных решений всех нижестоящих органов власти; утверждение народнохозяйственного плана Казахской АССР, объявление общей и частной амнистии; выборы ЦИК Казахской АССР; определение количества его членов; выборы делегатов на Всероссийский и Всесоюзный съезды Советов.

ЦИК Казахской АССР издавал декреты, постановления и распоряжения, утверждал проекты декретов, постановлений и другие акты, вносимые Советом Народных Комиссаров и отдельными ведомствами, объединял работу по законодательству и по управлению Казахской АССР, направлял работу Президиума ЦИК и Совнаркома, наблюдал за проведением в жизнь постановлений Всесоюзного, Всероссийского и Всеказахского съезов Советов.

Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики в период между сессиями ЦИК являлся Президиум ЦИКа, который избирался на первой сессии ЦИК Казахской АССР.

ЦИК Советов Казахской АССР для общего управления республикой образовал Совет Народных Комиссаров Казахской АССР и для руководства отдельными отраслями народного хозяйства - народные комиссариаты .

Совет Народных Комиссаров Казахской АССР объединял управление всеми отраслями общественно-политической, народно-хозяйственной и социально-культурной деятельности республики. Что же касается отдельных отраслей народного хозяйства, то ими непосредственно руководили народные комиссары.

Заключение

Казахская АССР была автономной частью Российской Советской Федерации. Следовательно, на ее территории распространялось полномочие высших органов государственной власти РСФСР. Органы государственной власти и управления Казахской АССР в своей повседневной деятельности руководствовались Конституцией, законодательством РСФСР.

В целях максимального учета специфики республики КирЦИК и его Президиум имели право опротестовать декреты и постановления СНК РСФСР по линии одноименных объединенных наркоматов в Президиум Всероссийского ЦИК, не приостанавливая их исполнения (статья 72 Конституции Казахской АССР). КирЦИКу и его Президиуму принадлежало право входить во Всероссийский ЦИК и через Совет Национальностей в ЦИК СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались ими неприемлемыми в конкретных условиях жизни республики или нецелесообразными по местным условиям.

Следовательно, есть основания утверждать, что по Конституции Казахская АССР обладала широкими правами для обеспечения специфических национальных интересов в составе Российской Советской Федерации.

Казахская АССР имела своего представителя при Президиуме Всероссийского ЦИК, который пользовался правом совещательного голоса во всех центральных органах РСФСР по вопросам, касавшимся Казахской АССР; участвовала в образовании верховных органов власти РСФСР и СССР через своих 12 делегатов на съездах Советов РСФСР и 5 делегатов в Совете Национальностей ЦИК СССР.

В целом необходимо отметить, что для казахского народа государственность в форме автономной республики сыграла положительную роль. И это несмотря на то, что переход от патриархально-феодальных отношений к социализму проходил в условиях ожесточенной борьбы, больше насильственными методами. В основном была преодолена вековая отсталость народа в хозяйственной и культурной жизни; созданы основы промышленности, транспорта, связи, сельское хозяйство получило технику, культурный уровень народа неизмеримо возрос. Появились письменность, стали издаваться на казахском языке газеты, книги, возросло количество образовательных учреждений и т. д. Появились предпосылки для преобразования Казахской АССР в союзное государство в составе СССР.

Список использованной литературы

1.Артыкбаев Ж.История Казахстана, Астана, 1999, с.222.

2.Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен): Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.С. Такенова.- 2-е изд.- Алматы: Іазағ ун-тi, 1993.- 304 с.

Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993

Большая советская энциклопедия, Изд-во "Советская энциклопедия" в 1969 -1978 годах в 30 томах.

Бурабаев М.С. Становление социалистическогосознания в Казахстане / Отв. ред. Н.Д.Джандильдин.- Алматы: Наука, 1981.- 338 с

Козыбаев М.К. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).

Данияров К. Альтернативная история Казахстана.- Алматы: Жибек жолы, 1998.- 208 с.

Деятели Октябрьской революциии гражданской войны в Казахстане: (Памятки).- Алма-Ата: Б.и., 1960.- 69 с.

Джусупбеков С. Установление Советской власти в Семиречье.- Алма-Ата, 1957.- 47 с.

Елеуов Т. Установление и упрочение Советской власти в Казахстане: (март 1917 - июнь 1918 года) / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961.- 528 с.

Елеуов Т. Установление Советской властив Казахстане / Отв. ред. В.К.Савосько.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз.ССР, 1957.- 116 с.

История Казахстана / под ред. Козыбаева М.К. Алматы., 2004г.

История Казахстана / т.1., Астана., 2006г.

История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк - Пресс, 2000.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий: Посвящается 525-летию первого казахского государства (1470-1718) / Центр "Казахстан-Петербург".- Алма-Ата: Рауан, 1992.- 383 с.

Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003

Кунаев Д.А. Казахская ССР: Краткий историко-экономический очерк.- М.: Политиздат, 1958.- 163 с.

Нурканов А., Баймендин Х. Борцы за власть Советов в Казахстане.- Алма-Ата, 1961.- 51 с.

Нурпеисов К.Н. Становление Советов в Казахстане (март 1917 г.- июнь 1918 г.) / Отв.ред. канд. ист. наук. В.К.Григорьев.- Алма-Ата: Наука, 1987.- 240 с.

Нусупбеков А. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике.- Алма-Ата: Изд-во АН Каз. ССР, 1953.- 98 с.: табл. карта