Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина. О структуре учебной деятельности эльконин даниил борисович

Введение 1. Д. Б. Эльконин,биография. Вклад в психологию 2. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина 3. Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину 4. Заключение 5. Список использованной литературы 3 4 5 9 13 15

Введение

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Д.Б. Эльконина.
Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Эльконин отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития. Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями.
1. Д. Б. Эльконин,биография. Вклад в психологию

Даниил Борисович Эльконин-советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире, способствовать физическому развитию ребенка. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.
Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало........

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М..1999
2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 2002.
3. Выготский Л. С., Избранные произведения. 1984, т. 4
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991
5. Обухова Л.Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. Москва, Российское педагогическое агентство. 1996
6. Психологический словарь М..1991.
7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития Mосква, 1995.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2000.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989
10. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование»

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в селе Малое Перещепино Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, два года проработал воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. Начало научной биографии Д.Б. Эльконина было счастливым. По его словам, не только начало, но и вся его жизнь была тяжеловатой, но счастливой. После окончания Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена его привлекла физиология, и он пошел в лабораторию А.А. Ухтомского, чтобы поучиться у него. В лаборатории он встретил пожилого человека в толстовке с окладистой бородой, которого принял за служителя. Спросив его, как найти профессора Ухтомского, он услышал в ответ: «Это я и буду». Профессор поручил Д.Б. Эльконину исследование локального действия постоянного электрического тока на спинномозговую иннервацию мышц. Сначала молодой сотрудник должен был провести опыты на пяти сотнях лягушек, затем прочесть более 1000 страниц текстов и, наконец, написать статью объемом в несколько страниц. Вскоре после публикации в английском физиологическом журнале появился отклик на статью, в котором было написано: «Как показано в классическом исследовании русского физиолога Д.Б. Эльконина...» Став «классиком», он оставил физиологию и с 1931 года начал совместную с Л.С. Выготским работу над проблемами детской игры. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

В начале 30-х годов он получил (без защиты) свою первую кандидатскую ученую степень. Ему сопутствовали не только научные, но и административные успехи. В 1932 году он стал заместителем директора по науке Ленинградского педологического центра, где при его участии была организована медико-психолого-педагогическая клиника для пациентов от рождения до студенческого возраста. В ней Д.Б. Эльконин начал реализацию программы, как теперь принято говорить, комплексных исследований детства. Впоследствии полушутя-полусерьезно он говорил о себе, что, став «классиком» и администратором в науке смолоду, на всю свою жизнь приобрел иммунитет к научному тщеславию и к административной карьере. Этим сомнительным вещам он предпочитал дело, которое делать ему чаще всего мешали, что не мешало ему всю жизнь помогать делать дело другим.
После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов, центр, в котором работал Д.Б. Эльконин, закрыли, его лишили кандидатской степени, и он стал безработным с семьей на руках. И здесь произошло чудо. Он пришел на прием к секретарю Ленинградского обкома партии А.А. Жданову с просьбой разрешить ему работать хотя бы учителем начальной школы, учить детей грамоте. На вопрос секретаря, изменил ли он свои взгляды, Д.Б. Эльконин ответил, что он за ночь своих убеждений не меняет. Видимо, личность Д.Б. Эльконина произвела на А.А. Жданова такое сильное впечатление, что он дал разрешение. И тогда начался «букварный вектор» в научно-педагогической деятельности Д.Б. Эльконина - период изучения процесса овладения детьми чтением, письмом, период изучения устной и письменной речи младших школьников. Замечательным и неожиданным итогом этой работы было написание книги для чтения и букварей для народов Крайнего Севера с соответствующими указаниями учителю. Много позже Д.Б. Эльконин написал широко известный букварь и для русской школы (1961, 1969, 1972). В то время возникший у него на всю жизнь интерес к проблеме психологии игры пришлось отложить до лучших времен.

Работая учителем, Д.Б. Эльконин подготовил вторую кандидатскую диссертацию, защита которой состоялась накануне войны. Она проходила в его родном пединституте им. Герцена, проходила трудно (до 12 часов ночи) и закончилась отрицательным голосованием. Участвовавший в защите С.Л. Рубинштейн не мог простить соискателю упрека в свой адрес по поводу его вольного обращения с наследием Л.С. Выготского. Упрек был выражен со свойственной Д.Б. Эльконину горячностью и в далеких от парламентских выражениях. После этого отношения между С.Л. Рубинштейном и Д.Б. Элькониным навсегда остались более чем прохладными. Известие о том, что Д.Б. Эльконину все же присуждена кандидатская степень, нашло его на Ленинградском фронте. Спас его диссертацию А.А. Смирнов.

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда. Воевал Д.Б. Эльконин, видимо, умело, о чем свидетельствуют боевые награды и звание майора, в котором он закончил войну. Вот один эпизод из его военной жизни. Его вызывают в Особый отдел и спрашивают о национальности. Он говорит: еврей - и слышит в ответ, что все в порядке. У особистов, оказывается, возникло подозрение, не финн ли он, так как очень похожа фамилия - Эльконэн. Даниил Борисович, смеясь, говорил, что в этой стране ему один раз в жизни повезло, что он еврей. Но ненадолго. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда.

Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ , образованном в 1966.

Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности .

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым , А. Р. Лурией , А. В. Запорожцем , Л. И. Божович , П. Я. Гальпериным

Основные публикации

  • Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  • Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  • Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  • Детская психология. М., 1960.
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  • Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  • Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  • Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  • Как учить детей читать. М., 1976.
  • Психология игры . М., 1978.

См. также

Ссылки

  • Венгер А. Л. , Слободчиков В.И. , Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Педагоги СССР
  • Психологи СССР
  • Родившиеся в 1904 году
  • Умершие в 1984 году
  • Психологи по алфавиту
  • Жертвы борьбы с космополитизмом

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эльконин, Даниил Борисович" в других словарях:

    Эльконин Даниил Борисович - (1904–1984) российский психолог. Развивая положение культурно исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии (см. возрастная психология), выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии ведущая деятельность. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка … Психологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) психолог, член корреспондент АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская… … Педагогический терминологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) Российский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии, ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Доктор психологических наук, профессор, член корреспондент АПС СССР. В НИИ общей и… … Кто есть кто в российской психологии

    ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович - , психолог, ч. к. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ (1927). Пед.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом… … Википедия

    Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… … Википедия

    Эльконин, Даниил Борисович Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском… … Википедия

В настоящий список вошли изданные монографии, учебники, главы из научных книг Д. Б. Эльконина, его статьи, доклады, а также некоторые рукописные материалы из личного архива автора.

Опубликованные работы даны в хронологической последовательности по году первого издания, внутри года - в алфавитном порядке, за исключением книг под редакцией Д. Б. Эльконина, которые помещены в конце соответствующего года.

По тому же принципу в конце списка приведены работы Д. Б. Эльконина, опубликованные за рубежом.

1.Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышц//Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.

2. Опыт включения детей в произвольный труд//Дети у станка. М.; Л., 1931.

3. Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.

4.Развитие коллективов у детей//Учебник педологии для техникумов. Часть 11. М.; Л., 1932.

5.Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

6.Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.

7.Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жу-левым.)

8. Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

9.Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.

10.Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.

11.Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

12.Психологические вопросы игры дошкольника//Дошкольное воспитание. 1947. № 11.

13.Психологические вопросы дошкольной игры//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

14.Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника//Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. M., L949.

15.Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № И.

16. Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.


17.Мышление младшего школьника//Очерки психологии детей. М., 1951.

18.Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.

19.Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

20.Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогичес-кий сборник. 1952. № 11.

21.Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.

22.Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.

23.Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу// Психология. М., 1956.


24.Общая характеристика психического развития детей//Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)

25.Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)

26.Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.

27.Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.

28.Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

29.Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.

30.Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.

31.Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.

32.Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.

33.Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.

34.Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

35.Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.

36.Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.

37.Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.

38.Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самари-ным//Вопр. психологии. 1958. № 6.

39.Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.

40.Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного воз-раста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.

41.Детская психология. М., 1960.

42.Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.

43.Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.

44.Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.

45.Букварь (экспериментальный). М., 1961.

46.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе//Со-ветская педагогика. 1961. № 9.

47.Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

48.Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

49.О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.

50.Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Сов-


местно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.

51.Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.

52.К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.

53.Проблемы психологии детской игры//Дошкольное воспитание. 1964. № 4.

54.Предисловие//(Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

55.Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

56. Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

57. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль- конина. М., 1964.

58.Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.

59.Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

60.Психология игры в дошкольном возрасте//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

61.Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

62.Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М„ 1965.

63.Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.

64.Интеллектуальные возможности младших школьников н содержание обуче-ния//Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.

65.Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.

66.Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.

67.К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.

68.Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.

69.Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

70.Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

71.Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

72.Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

73.К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.)//Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

74.Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.

75.Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.

76.Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.

77.Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.

78.Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы


детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1969.

79.Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.

80.Психологические условия развивающего обучения//Обучение и развитие. Киев, 1970.

81.О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.

82. К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материалы IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.

83. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психологии. 1971. № 4.

84. Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.

85.Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам// Вестник АМН СССР. 1971. № 4.

86.Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.

87.Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению// Советская педагогика. 1973. № 1.

88.Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.

89.Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии//Вопр. психологии. 1974. № 1.

90.Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых программ: Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.

91.Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

92. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//0 диагностике психического развития. Таллинн, 1974.

93.Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обучения в дошкольном возрасте. М., 1975.

95.Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.

96.Психологические механизмы преодоления центрации в мышлении детей: Тезисы советских психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.

97.Вклад Л. С. Выготского в разработку психологии игры//Вопр. психологии. 1976. № 6.

98.О формировании предметных действий у детей: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.

99.Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития де-тей//Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.

100. Психология игры. М., 1978.

101.Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР//Вопр. психологии. 1978. № 1.

102.Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестник МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.

103.Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.

104.Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1979.

105.Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности//Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 4.

106.Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний//Вопр. психологии. 1979. № 5.

107.Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи//Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.

108. Некоторые вопросы диагностики психического развития//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.

109. Л. С. Выготский сегодня//Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.


110.Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.

111.Воспоминания о соратнике и друге. Там же.

112.Проблемы прогноза и коррекции в диагностике психического развития: Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.

113.Размышления над проектом//Коммунист. 1984. № 3.

114.Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л. С. Выготского. М., 1984.

115.Письма начинающей учительницы. (Рукопись.)

116.Букварь (для шестилеток). (Рукопись.)

Доктор психологических наук, профессор,выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития (1904 - 1984). Наряду с концептуальной проработкой важнейших теоретико-методологических проблем детства, Эльконин целенаправленно работал над прикладными, психолого-дидактическими вопросами обучения и воспитания.

Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы . Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче - он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940). Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников.

В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета. Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как , . Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.). Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.