Общая психология - тесты для педкампус. Теоретические подходы к исследованию воли

  • 9. Проблема интеллекта животных
  • 11. Формирование трудовой деятельности. Системогенез. Действие, операция как элементы анализа трудовой деятельности.
  • 12. Предмет и задачи психологии труда. Определение психологии труда. Связь психологии труда с др. Науками.
  • 13. Динамика формирования трудовой деятельности. Оперативный образ и концептуальная модель. Индивидуальный стиль деятельности.
  • 14. Виды речи. Внутренняя речь и мышление. Речевое высказывание. Его порождение и понимание.
  • 15. Нарушение психики при шизофрении и их проявления в патопсихологическом эксперименте.
  • 4 Формы шизофрении (Крепелин)
  • 16. Теоретические основы психодиагностики.
  • 17.Проблема порога ощущения и его измерения.
  • Абсолютный порог чувствительности
  • Дифференциального порога Дифференциальный порог чувствительности
  • 20. Предмет и задачи клинической психологии. Её практическое значение.
  • 22. Основные проблемы психологии внимания и практическое значение их решения.
  • 23. Проблема разграничения психической патологии и нормы.
  • 24.Общая характеристика эксперимента как методы, его виды.
  • 25.Организация и планирование экспериментального психологического исследования.
  • 1. Определение целей исследования
  • 2. Фиксация и осознание проблемы исследования
  • 3. Формировка рабочей концепции исследования
  • 4. Формулировка гипотез исследования
  • 5. Подготовка аналитических процедур и инструментария. Как будем проверять?
  • 6. Планирование, организация эксперимента и его проведение.
  • 7. Обработка и интерпретация результатов.
  • 8. Научный отчет, рукопись статьи, монография и т.Д.
  • 26. Мотивация трудовой деятельности
  • 27. Проблема малой группы в социальной психологии.
  • 28.Русская психология
  • 9. Павлов и.П.
  • 2. Ушинский
  • 3. Каптерев
  • 4. Лазурский
  • 29. Психологические особенности больных - олигофренов.
  • 30.Проблема психологических защит личности.
  • 31.Французская психология конца 19-начала 20 века.
  • 33. Виды мышления и различные основания для классификации.
  • 34. Современные проблемы психологии памяти.
  • 35. Этические принципы психологического обследования.
  • 8. Принцип безличностного отношения с клиентами.
  • 36. Проблема влияния группы на личность в социальной психологии. Понятие конформизма и нонконформизма.
  • 38. Проблема типологии личности.
  • 39. Немецкая психология первой половины 20 в.
  • 41. Теории эмоций в психологии.
  • 42. Личность в теории классического психоанализа
  • 43. Методы исследования личности.
  • 44. Принципы организации психологического исследования
  • 4. Принцип единства психического и физиологического
  • 47. Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
  • 48. Восприятие как познавательный процесс.
  • 49. Влияние личности на группу. Лидерство в малых группах.
  • 50. Гуманистическое направление в психологии.
  • 51. Методы психологического исследования.
  • 52. Предмет и задачи педагогической психологии.
  • 53. Мышление как познавательный процесс.
  • 54. Психология половых различий
  • 55. Теории воли в психологии
  • 56. Основные этапы создания теста.
  • 1. Разработка первичной формы теста.
  • 2. Психометрическая проверка теста.
  • 3. Расчет нормативных показателей.
  • 58. Психология толпы. Паника.
  • 59. Принципы строения мозга. (Лурия)
  • 60. Научение у животных
  • 61. Семья как малая группа и характеристика основных функций семьи.
  • 62. Проблема аттракции в психологии семейно-брачных отношений.
  • 63. Мотивация учебной деятельности.
  • 64. Мозговая организация зрительного восприятия. Сенсорный и гностический уровни. Виды нарушений зрительного гнозиса, проблема агнозий.
  • 65. Связь языка с мозгом. Афазия как нарушение речи. Виды афазий.
  • 66. Одаренность, гениальность, талант.
  • 67. Психологическое строение семьи. Основные подходы.
  • 68. Предмет, структура и научный статус социальной психологии.
  • 69. Определение науки «психогенетика». Предмет, задачи. Основные методы.
  • 70. Генотип-средовая детерминация интеллекта
  • 72. Дискуссия как форма организации обучения. Правила и стратегии ведения групповой дискуссии. Умения, необходимые ведущему дискуссии.
  • 73. Типы организаций, динамика организационного развития.
  • I. В основе доминирования принципа выделяют:
  • II. Классификация по связи организации с внешней средой
  • III. Положение человека внутри организации.
  • 55. Теории воли в психологии

    Волю очень мало изучали, но очень рано нашли. Часто воля отождествлялась с эмоционально-потребностной сферой, характером, а как самостоятельная часть плохо изучена.

    3 этапа становления воли (Джемс выделяет триаду основных психических составляющих):

    Интеллект

    Чувство

    70-е годы – провал в изучении воли, 80-е – повышенный интерес к воле, в частности волевые регуляции. В отечественной психологии изучали волю в спорте, в космосе, военные разработки.

    Воля – регулирующая функция мозга, которая выражена в способности человека управлять свое поведение и способности, преодолевать препятствия на пути и цели (Селиванов).

    Воля - произвольное управление собственными движениями (Ильин).

    Исследование воли : нет прямой зависимости эффективности деятельности и волевого усилия; проблема отношения к исследованию; трудности, связанные с тесной взаимосвязью эмоций и воли; проблема оценочного критерия, данные загрязнены рядом факторов.

    Виды методов .

    1. Экстенсивные – различные виды экстенсивной оценки волевых качеств, краткосрочный эксперимент.

    2. Экспериментальные

    а) естественный эксперимент

    б) лабораторный эксперимент (нр., прыжок с закрытыми глазами через пламя).

    Теории воли

    Автономные – рассмотрение воли как самостоятельного психического феномена

    Гетерономные – воля связана с другими психическими проявлениями или частный случай.

    Классификация Ильина:

    1. волюнтаризм – Скотт, Шопенгауэр, Гертман – воля – самостоятельная сила психики, стоящая надо всеми психическими процессами

    2. воля как свободный выбор (Спиноза, Локк, Джемс, Челпанов)

    3. воля как произвольная мотивация. Родоначальник –Аристотель: предложил отличать действия – под давлением (желанием) и произвольно выполняемые.

    Левин – 2 типа поведения:

    1) детерминированное полем

    2) волевое поведение

    В качестве движущей потребности – квазипотребности. Существует несколько вариантов этой теории:

    Отождествление мотивации и воли

    Тесная взаимосвязь. Воля – механизм выбора мотивов, как процесс обслуживающий мотивационную сферу (Левин, Корнилов, Мясищев)

    Воля и мотивация не связаны (Узнадзе, Чхартишвили)

    Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

    Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения - источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

    Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.

    Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

    Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

    В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.

    Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.

    Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы.

    Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающим эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.

    Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

    В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

    Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

    По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.

    В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Основные подходы к изучению воли

    1. Вступление

    2. Основная часть

    2.1.1.Понимание воли в античности и средневековье

    2.1.2. Понятие волевого процесса по Вундту

    2.1.4. Другие теории воли

    2.2. Понимание воли в современной психологии

    2.2.1. Структура волевого процесса

    2.2.2. Борьба мотивов – понятие и роль в волевом действии. Проблема принятия решения в психологии

    3. Заключение

    4. Список литературы


    1. Вступление

    Понятие воли возникло в психологии не сразу и изучение волевых процессов и их влияния на развитие личности имеет свою историю. Воля, наряду с эмоциями, является психическим процессом, связанным с регулированием поведения человека. Однако эмоции относят к импульсивной регуляции поведения, в то время как воля – это понятие, связанное с сознательной регуляцией поведения человека. В современной психологии воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действия и поступков. Такое понимание воли возникло не сразу. Понятие воли исследовали философы древности и средних веков, но несколько в ином аспекте, чем она рассматривается в психологии. Философами воля рассматривалась не как самостоятельное явление, а в контексте исторического развития философской науки, характерного для того или иного периода. Самостоятельно понятие воли возникло примерно в период становления теорий сознания и теорий личности.

    В своем реферате я рассмотрю наиболее интересные, с моей точки зрения, теории воли. Я остановлюсь на понимании воли в античности, и рассмотрю, как понимал волю В.Вундт, которого можно считать основателем научной психологии, а также рассмотрю теорию воли У. Джеймса. Теория воли Джеймса интересна в том плане, что он рассматривал волю, как центральное понятие в своих исследованиях и считал, что воля является ключевым свойством психики человека, существенно влияющим на развитие его личности. Также в своем реферате я проанализирую подход современной психологии к изучению воли, показав структуру волевого процесса и обрисовав некоторые проблемы в изучении воли, которые ставят перед собой психологи.


    2. Основная часть

    2.1. Теории изучения воли в психологии

    2.1.1. Понимание воли в античности и средневековье

    Развитие проблемы воли в истории психологии и смежных наук имеет свою историю, уходящую корнями во времена античности. При этом воля не рассматривалась в античности и даже в средневековье как фактор поведения человека. Воля скорее рассматривалась как фактор, неразрывно связанный с разумом человека.

    Древние философы рас­сматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози­ции его соответствия общепринятым нормам. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

    Аристотель рассматривал волю как связанную с действиями человека. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. При этом действия произвольные и действия волевые - понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности- стремление и ум». Ум размышляет о цели - достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Следовательно, источник наших сознательных действий по Аристотелю кроется в разуме человека.

    Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной про­блемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми фи­лософами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встреча­ются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась са­мостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

    Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, который должен был следовать определенным нормам, право же на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общества.

    Позднее, во времена Возрождения, за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало гос­подствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

    Далее до времен выделения воли как самостоятельно процесса исследования в психологии, воля рассматривалась скорее применительно к существованию свободы воли или ее отсутствию. Этот вопрос рассматривался с философской точки зрения. Проблему свободы воли рассматривал, например, Декарт, который, впрочем, так и не дал научно доказательного ответа о существовании воли. Декарт, тем не менее, приняв решение, что свобода воли есть, считал это своим собственным волевым актом, доказывающим наличие свобода воли.

    В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.

    2.1.2. Понятие волевого процесса по В. Вундту

    Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности ». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.

    Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид – это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид – это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.

    Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства – это побудительная причина воли.

    Особенностью понимание волевого процесса у Вундта было то, что он импульсивные действия относил к волевым процессам. Вундт делил волевые процессы на простые и сложные. Так, простой процесс имеет только один мотив, таким образом, в данном процессе не присутствует борьба мотивов, а процесс является лишь импульсивным действием. Сложный же процесс и представляет собой тот волевой процесс, который изучает современная психология. Он имеет два и более мотива и становится произвольным действием, то есть действием, которому предшествует борьба мотивов. Борьба мотивов предполагаем факт выбора. Развитием же воли по Вундту является превращение простых процессов в сложные.

    2.1.3. Психология воли У.Джеймса

    Для Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.

    Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции ». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс – волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

    Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.

    Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.

    Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано ». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления ». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.

    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов:

    первый этап - связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

    второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии.

    третий этап - волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

    четвертый этапе - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

    В результате возникли два главных противоборствующих течения в вопросе понимания природы воли.

    Одно подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» -- значит сказать «против желания». Желание (волеизъявление) бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т. е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Отсюда волевой -- это тот, кто имеет волю. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и не волевых, т. е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

    ТЕОРИИ ВОЛИ

    ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ

    Волюнтаризмом называют ошибочное признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни личности. В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название волюнтаризм и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин (354--430 гг.) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дунс Скотт («воля выше мышления»).

    Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

    Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

    Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

    Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

    Понятие воли

    Определение

    Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

    Основные подходы к определению природы воли

    Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

    Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

    1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
    2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

    Идеалистическая психология

    Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

    1. Воля сводится к интеллекту.
    2. Воля сводится к эмоциям.
    3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

    Поведенческая психология

    В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

    Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

    Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

    В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

    Теории воли в отечественной психологии

    Регулятивный подход

    1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
    2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
    3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

    Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

    1. воля тесно связана с деятельностью;
    2. опосредованность волевого поведения;
    3. воля проявляется в деятельности.

    Мотивационный подход

    Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

    Аспект выбора

    1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
    • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
    • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.


  •