Историческое развитие семьи. История развития института семьи С чем связано появление семьи

Научное изучение семьи имеет место с первой половины XIX в. Автор «Материнского права» Баховен проанализировал литературу древности и сделал вывод о том, что мифы отражают наличие матриархата до патриархата . Более подробно семью изучает Морган, который считается основателем науки о семье. В книге «Древнее общество» он предлагает научную теорию развития семьи, опровергает догматы божественного происхождения семьи и единобрачия как неизменной формы существования семьи. Морган отнёс семью к исторической категории и выделил несколько последовательно сменявших друг друга форм семейно-брачных отношений (от группового брака до моногамии), используя исторический метод . Но наука о семье становится отдельной дисциплиной с XX столетия. Многие учёные изучают феномен семьи. Дюркгейм формулирует закон «контракции» (сжатия) семьи от большого круга родственников ко всё более узкой группе до «супружеской семьи» (однако этот закон не носит всеобщего характера). Дюркгейм также говорит о том, что аномия (процесс, характеризующийся тем, что старые ценности разрушаются, а новые ещё не утвердились) несёт огромную опасность для семьи . Ф.Ле Пле предлагает типологию семей. Конт рассматривает семью как социологический элемент: общество образуется из совокупности семей; человечество прошло исторические фазы от семьи, племени, нации до государства; семья передаёт традиции предшествующих поколений, и, следовательно, обеспечивает социальный механизм прогресса. И многие другие учёные внесли свой вклад в изучение явления семьи.

Но, несомненно, в древности не было такого понятия как семья, или же оно присутствовало, но не в таком виде, как на сегодняшний день. По мнению большинства исследователей древности, досемейная эпоха характеризуется тем, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом (неограниченными половыми связями). Следующий этап – переход к родовой организации. Морган связывал появление рода с экзогамией – запретом брака в пределах определённой группы. Социализирующую функцию в условиях группового брака выполняли старшие члены рода. То есть, ещё не было выделения социальных ролей матери, отца и других родственников. Высокая смертность регулировалась табу на прекращение беременности, а причиной раннего брака являлась низкая продолжительность жизни (20 – 25 лет) . Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Род был материнским, и дети оставались в роду матери. Брачные группы были связаны ритуальными встречами, на которых, возможно, происходили какие-либо ритуальные танцы и т.д. Далее в связи с неолитической революцией увеличилась роль мужского труда и произошёл переход к патриархату. Первостепенную роль играет мужчина и счёт родства ведётся по отцовской линии. Жена теперь селится в общине мужа (патрилокальность) . В связи с появлением частной собственности и нравственным прогрессом происходит переход к моногамии, индивидуальной семье, единобрачию. И со временем биологическое родство начинает совпадать с социальным положением родителей по отношению к своим детям, то есть родителями называются кровные родители . Браки заключались общиной или родителями.

В доиндустриальную эпоху семья связана с экономикой. В данное время типичной является многодетная расширенная семья. Это объясняется тем, что много детей и, соответственно, много рук способствуют развитию и процветанию семейного труда, а, следовательно, семья становится богаче. Существует востребованность рабочих рук для проведения сельскохозяйственных работ, а также отсутствие системы социального обеспечения. Для семьи этого времени характерна традиционность, коллективизм, а также преобладание общественного над частным. Семейные интересы стоят превыше индивидуальных, характерна ограниченность свободного выбора (придерживались тезиса «быть тем, кем являются мои родители»), также характерна обязательность вступления в брак, часто по договору родителей. В данное время наблюдается классический патриархат, и соответственно, задачами женщины считаются деторождение и соблюдение порядка в доме. Гегель говорит о том, что идеальный вариант семьи – господство мужчины.

В индустриальную эпоху происходит движение к формированию автономной личности, независимой от семьи. Если в доиндустриальное время типичной была многодетная расширенная семья, то на данном этапе человек экономически и профессионально независим от семьи; он может выполнять профессиональные функции, строить карьеру и получать большую оплату за свой труд независимо от наличия или отсутствия семьи. Преобладает частная собственность, частные интересы и цели. Увеличивается число нуклеарных семей, пары живут отдельно от родственников. Характерен самостоятельный выбор партнёров для брака, а также самостоятельный выбор профессии, независимо от того, кем являются твои родители. На данном этапе появляется государственное обеспечение и т.д., то есть часть функций, которые ранее выполняла патриархальная семья, взяло на себя государство и индивид. В связи с таким индивидуализмом и независимостью увеличивается количество мужчин и женщин, не вступающих в брак. В связи с успехами в медицине и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни уменьшается смертность, а, следовательно, отпадает острая необходимость в большом количестве детей .

В настоящее время тенденции, характерные для индустриальной эпохи, только усиливаются. Происходит снижение ценности брака и, как следствие, усиление ценности партнёрского сожительства. Растёт количество разводов, так как в современное время они не запрещены. Формируются различные объединения, например, Childfree (чайлдфри), не желающие иметь детей. В XX в. происходит кризис семьи, то есть ослабление личных потребностей вступления в брак, рождения, воспитания и содержания детей. Причинами уменьшения воспитательной роли семьи являются нуклеаризации, которой способствует урбанизация; конъюгализация, то есть редукция семейного единства, минимализация родственно-родительско-супружеских связей и отношений. Одной из самых важных причин является индивидуализация – самостоятельность, приоритет индивидуальных потребностей и интересов над семейными, то есть, эгоизм . В настоящее время работа мешает совместной деятельности родителей со своими детьми, и, как следствие, происходит снижение родительского авторитета. И влияние на формирование личности ребёнка оказывают в большей степени не родители, а различные воспитательные учреждения . В XX – XXI вв. идёт постоянная борьба между различными социальными институтами (церковью, государством и семьёй) за оказание решающего влияния на членов семьи. Семья играла посредническую роль между личностью и обществом, но рост индивидуализма и отбрасывание семьи на вторые роли ослабляют эту функцию. Всё это приводит к отрицательным последствиям, а именно к уменьшению ценности семьи, уменьшению мотивации вступления в брак, увеличению гражданских браков, росту разводов, низкой рождаемости, увеличению чувства одиночества . Последнее, в свою очередь, способствует распространению алкоголизма, наркомании и других девиаций.

Таким образом, семья как явление очень динамично. В различные исторические эпохи существовало своё понимание семьи и её функций. В настоящее время институт семьи претерпевает кризис.

Н.А. Котоликова

Понятие семьи и брака

ЛЕКЦИЯ № 12

Тема: Социология семьи.

1. Понятие семьи и брака.

2. История возникновения и развития семьи.

3. Типы семейных структур.

4. Функции семьи.

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии и государства. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Именно в семье разворачиваются основные процессы человеческой жизни, именно семья накладывает огромный отпечаток на все развитие человека.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна страна, ни одно общество не обходились без семьи. Будущее общество невозможно без семьи. Для каждого из нас семья – это начало начал. Понятие счастья и благополучия большинство людей связывают с семьей. Счастлив тот, кто имеет свой дом и свою семью.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Наиболее правильное и полное определение семьи дает социология. Семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Маркс и Энгельс определяют семью как отношение между мужем и женой, родителями и детьми.

Современная социология занимается изучением семьи в следующих направлениях:

2. Проблемы современной семьи, такие как: внутресемейные отношения, структура и функция семьи, распределение ролей в семье, взаимодействие семьи и общества и т.д.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, являясь ядром семьи. Сама этимология слова «брак» восходит к глаголу «брать». Что же такое брак?

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Брачные отношения регулируются не только юридическими законами, но и моралью, обычаями и традициями. К юридически закрепленным нормам относятся, например, вопросы владения имуществом, связанные с расторжением брака. Нормы ухаживания, выбора брачного и добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами и т.д. относятся к обычаям и традициям.

Брак разделяют на: гражданский и церковный . Существует и другая форма брака – сожительство, при котором супружеские отношения не оформляются в установленном порядке.



2. Когда появилась семья и какие ступени в своем развитии она прошла?

Семья как одна из наиболее давних форм общности людей, первая социальная ячейка возникла еще до появления классов, государств и прошла, постоянно видоизменяясь, через все формации. Семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общей системы.

Начиная с 19-го века, появляются капитальные исследования, посвященные браку и семье, их историческим формам. Крупнейшим исследователем в этой области был Льюис Морган (1818- 1881гг.), крупный американский юрист и этнолог, изучавший формы семейных отношений в их историческом развитии на примере быта индейского союза племен ирокезов. Работы Льюиса Моргана «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» положили начало глубокому изучению древности вообще и истории развития семейно-брачных отношений, в частности. По мнению Л.Моргана, семейно- брачные отношения прошли сложный путь развития через групповые браки к моногамии.

Л.Морган разработал методы и формы изучения брака и семьи. Его работы широко использовал идеолог марксизма, уделивший особое внимание проблеме изучения брака и семьи,- Ф.Энгельс. Один из его главных трудов - «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованный в 1884 году.

Семья в своем развитии прошла следующие стадии: промискуитет, кровно-родственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая, или парная и моногамная.

Первой стадией развития семьи был промискуитет , т.е. период неупорядоченных и неограниченных никакими запретами половых отношений.

Для второй стадии развития семьи было характерно постепенное исключение из круга брачных партнеров родителей и детей. Появляется новый тип семьи – кровно-родственная семья, основанная на групповом браке. В этой семье мужчины живут в многоженстве, а женщины одновременно в многомужестве, почему и дети и тех и других считаются общими детьми их всех.

Дальнейшее развитие семьи шло в сторону сужения брачного круга и установления дальнейших ограничений. Постепенно из круга половых отношений исключаются братья и сестры и возникает следующая форма семьи, тоже основанная на групповом браке – пуналуальная семья. В такой семье группа сестер (родных, двоюродных, троюродных и т.д.) были общими женами своих общих мужей (но не своих братьев) и, наоборот, группа братьев имела в общем браке группу женщин (только не своих сестер).

При таких групповых брачных связях неизвестно, кто является отцом ребенка. Поэтому имеет значение лишь материнство, происхождение ведется по материнской линии.

Эпизодическое сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового брака, с развитием матриархата привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение). Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного браков было равенство супругов в браке.

Парная семья – это слабый, неустойчивый брачный союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон.

Семья, основанная на групповом браке, и парная семья существуют в эпоху матриархата, т.е. периода, когда родство и наследование определялось по материнской линии и женщина играла решающую роль в первобытном хозяйстве, была главным добытчиком средств к существованию, а, следовательно, естественной главой рода.

Однако по мере дальнейшего развития общества (возникновения скотоводства, плужного земледелия) решающей производительной силой общества становится мужчина, а домашнее хозяйство, которым занимается женщина, утрачивает свое былое решающее значение.В этот период начинается переход от матриархата к патриархату и появление патриархальной, а затем и моногамной семьи, призванной прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи . С развитием производства и появлением возможности накоплений главной целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми была отдана под безусловную власть мужа. Перед мужчинами же открылись новые возможности многоженства. С наибольшей полнотой это проявилось в странах мусульманского востока, где многоженство стало законной формой брака. В Европе развитие данной тенденции остановилось на патриархальной семье, которую ученые определяют как промежуточную форму между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов.

Для современного общества характерно появление нуклеарной семьи, которая включает лишь супругов и их детей.

3. Какие бывают типы семейных структур?

В зависимости от формы брака в обществе наблюдаются разные типы семейных структур. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

В качестве основных срезов структуры семьи наряду со структурой родства выступают:

1.структура власти, по которой различают патриархальные семьи , где мужчина и муж имеют власть над другими членами семьи, и матриархальные, где власть принадлежит женщине- матери. Этот тип семьи получил название авторитарный. Есть семьи, в которых власть и влияние распределяются между мужчиной (отцом) и женщиной (матерью) почти в равной мере. Они получали название эгалитарные.

2.структура коммуникаций – это характер обсуждаемых вопросов, культура и интенсивность духовного общения между супругами. В этом аспекте можно выделить партнерские и авторитарные семьи. В партнерской семье решение принимается совместным обсуждением. Однако если в семье муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена- с доминированием жены. В авторитарной семье решение принимается одним из супругов.

3. по составу неполные, когда отсутствует один родитель. Это происходит либо в результате смерти, либо в результате развода, либо в результате внебрачного рождения ребенка. Нуклеарные семьи образуют супруги, живущие отдельно от своих родителей с детьми или без детей. Сложные, или расширенные семьи образуют представители нескольких поколений (молодые супруги, их родители, бабушки и дедушки).

4. по количеству детей – бездетные (не имеющие детей), однодетные (имеющие одного ребенка), малодетные (имеющие двух детей), многодетные (имеющие от трех и более детей).

5. по семейному стажу – семья молодоженов, молодая семья, семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа), семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет), пожилые супружеские пары.

6. по однородности социального состава – социально-однородные семьи, способствующие лучшему взаимопониманию, в которых супруги и их родители принадлежат к одному культурно-профессиональному слою. Социально-разнородные, где супруги имеют различные профессии, неодинаковое образование.

7. ролевая структура, характеризующая систему взаимодействий и отношений членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях и обычаях и социально-экономических условиях. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Четкое представление о своем ролевом образе формируется в зависимости от внутрисемейных отношений, прежде всего. Именно здесь у мальчика формируется представление о том, что ожидают от него в роли мужа, отца семейства и т.д., а у девочки- в роли жены, матери, сестры и т.д. Качества личности человека не всегда согласуются с отведенной ему семейной ролью. Так, мужчина со слабой волей вряд ли сможет выполнить в семье роль ее главы, особенно в современных условиях. Поэтому во избежание семейных конфликтов важное значение имеет гибкость ролевого поведения, способность и готовность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в другую, если этого требует ситуация.

4. Каковы функции семьи и как они изменяются по мере развития общества?

Социология изучает функции семьи в прошлом и настоящем, выясняет причины изменения функций семьи, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, и целью этого изучения является выявление тех факторов, которые способствуют гармонии интересов личности, семьи и общества.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия.

Что касается семьи, то у этого социального института нет главных и второстепенных функций. Однако функции семьи можно разделить на специфические, характерные только для семьи, и неспецифические.

Специфические функции отражают ее особенности как социального явления. Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной и приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям относят репродуктивную и воспитательную (социология молодого поколения). К неспецифическим относят: хозяйственно-бытовую, досуговую, экономическую (получение материальных средств одними членами для других), регулирование сексуальных отношений (упорядочивают сексуальные отношения, определяя по закону и обычаю возможные сексуальные контакты), сферу первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), социально-статусную (распределение ролей в семье), духовного общения (удовлетворение человека в общении).

Остановимся на некоторых, наиболее важных функциях семьи.

Брак превращается в настоящую семью только тогда, когда появляются дети. Воспроизводство в детях численности родителей и рассматривается в настоящее время как репродуктивная функция семьи. Однако задачей репродуктивной функции является не только воспроизводство населения, но и удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих мужчину и женщину создавать семью.

Для воспроизводства населения оптимальным числом детей в семье считается три и более, так как а обществе много холостых, однодетных семей и бесплодных браков.

Не менее, а, пожалуй, и более важное значение для общества имеет воспитательная функция семьи, благодаря которой дети входят в общество. Именно в семье ребенок совершает свои первые, столь важные шаги в осмыслении и освоении окружающего мира. Здесь закладываются основы нравственного опыта ребенка – его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.

Воспитательная функция не сводится к воспитанию лишь детей в семье. Она предполагает и самовоспитание и взаимовоспитание супругов и всех остальных членов семьи.

Общество не в состоянии полностью учесть все и выработать определенную политику воспитания с учетом индивидуальности каждого человека. Поэтому воспитание должно осуществляться через семью.

Может ли семья когда-либо устраниться от воспитания детей, как это представляли себе социалисты-утописты и некоторые писатели-фантасты? Конечно, нет. Семья как сегодня, так и всегда будет активно участвовать в воспитании детей, оказывая глубокое воздействие на формирование характера, привычек, нравственных качеств и эстетических вкусов ребенка.

Другой важной функцией семьи является экономическая. Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это и есть экономическая функция семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствуют укреплению супружеских отношений, воспитанию детей. При несправедливом распределении, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние будет неблагоприятным.

Не менее важной функцией семьи является рекреативная (восстановительная) функция. В семье мы получаем моральную, психологическую, материальную помощь и поддержку.

Семья выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая своим членам желательное благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им. С помощью такого общения человек может снять полученный вне семьи стресс, получить приятные эмоции. Кроме того, внутрисемейное общение необходимо для решения проблем, возникающих возникающих у всех членов семьи.

Основными факторами, скрепляющими семейный союз постепенно становились личностные: стремление к формированию устойчивых, прочных позитивных эмоций, к созданию культурной микрообщности, скрепленной единством жизненных ценностей и представлений. Это не значит, что ранее любовь и семья исключали друг друга. Однако современные супружеские пары предъявляют более высокие требования к личности друг друга, взаимное чувство и уважение стало основой основ семьи.

Семья играет в обществе незаменимую роль, поскольку ее функции удовлетворяют основные потребности общества. Из этого следует, что от полноценного функционирования семьи зависит благополучие и членов семьи и всего общества в целом.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её "производством и воспроизводством" непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

В своём историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

Согласно исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у "братьев наших меньших". Одна из таких форм - гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи "гаремного типа". Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.

Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго "братского" рода: женщины первого - с мужчинами второго рода, мужчины первого - с женщинами второго и наоборот.

К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его "парность" была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь "дополнительных" жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.

На смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.

Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, "старшему" и "старшей". А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.

В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение - прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте "покупать" себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала "ошибки" мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

Христианство - одна из религий, приспособленных к частнособственническим отношениям - не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья - Фома Аквинский, например - изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу - до равноправия было ещё очень далеко.

В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения - пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

Все изменения формы семьи и внутрисемейных взаимоотношений, приводящие к частным трагедиям, были отражены в литературе: от древних эпосов и мифов до современной драматургии и кино. Семейной теме посвящено большинство литературных сюжетов, которые в развлекательной форме предостерегают людей от ошибок, помогая им найти истинные ценности в жизни, главная из которых - семья.

Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей - это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье. А "усреднённая" забота государства о супругах и их детях, а также отсутствие здоровой конкуренции (борьбы за существование) частично погасили интерес супругов к семье и даже "размыли" смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

Впрочем, доступно счастье и в развитых капиталистических странах, где люди среднего достатка, к которым относятся мелкие собственники, служащие и рабочие, имеют возможность вступать в равноправный брак по любви, воспитывать детей и жить в согласии и гармонии. Правда, проблем и там хватает, ведь до сих пор мало кто осознаёт истинное место супружества в жизни экономически независимых людей. Да и либерализация современного общества и уменьшение давления общественной морали на семью подготовили почву для создания альтернативных семей, что уводит людей от поисков счастья в семье обычного типа. Однако мы не отрицаем уместности создания иных форм семьи, существующих в наше время. Кому-то нужны и такие семьи, но большинство людей живут в обычных, традиционных семьях, основанных на равноправном браке двоих разнополых супругов, на взаимной любви, уважении, доверии и желании воспитать общих детей.

Таким образом, основными этапами исторического развития семьи и брака являются:

· первобытная орда , характеризуемая господством промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники)

· групповая семья , возникшая также при первобытнообщинном строе периода матриархата, но уже на основе табуирования и упорядочивания некоторых форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича);

· парная семья впервые возникает при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве "главного мужа", вокруг которого начинает концентрироваться имуществ семьи, происходит разделение труда, зарождение ремёсел и частной собственности;

· патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье ещё сохраняются пережитки коллективного брака в виде многожёнства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины; семья брак социальный полигамия

· моногамная семья - разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

Семья как социальный институт исторически возникла на основе парного брака на определенной стадии формирования общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс России дает ей определение как союзу двух лиц. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви.

Что такое семья, как она возникает? В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.

История появления

Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития общества. Это был момент, когда у представительниц слабого пола произошла смена приоритетов. Пещерные красавицы перестали обращать внимание на брутальных альфа-самцов. На их месте женщины предпочитали видеть мужчин-добытчиков, которым и хранили верность всю свою жизнь. Красавицы поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее.

Альфа-самец в этот момент истории стал просто невыгоден с практической стороны. Такой мужчина завоевывает женщину только на одну ночь. При этом он не старается обеспечить ее дальнейшее комфортное существование, а отдает свои силы на борьбу с другими самцами за получение места в иерархии или в сердце очередной дамы. Хорошие добытчики по многим параметрам могли уступать брутальным мужчинам в наглости, силе, а также в умении подавлять своей волей. Однако в то время, когда альфа-самцы дрались за очередную даму сердца, они осыпали свою избранницу дарами. Женщины быстро сообразили, какой мужчина украсит и облегчит их жизнь. Самки начали выбирать добытчиков. Они хранили им верность, поскольку комфортная жизнь с заботливым самцом женщин вполне устраивала. Таким образом, подарки и цветы - это обычай, пришедший к нам с древнейших времен.

С течением времени была утеряна актуальность такого критерия превосходства, как «самый сильный». В отношениях самцов стало меньше конфликтности и остроты. Люди разбились на семейные ячейки, которые были весьма устойчивы. Результатом их возникновения стало образование общин.

Определение понятия

Что такое семья? Как она возникает? Каковы ее основные признаки? Слово «семья» в широком смысле подразумевает определенную группу людей, у которых имеется общий предок.

В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения. Семью считают устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта.

Основа

Что такое семья, как она возникает? Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав.

Система отношений

Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов.

Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.

Состав

Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д.

По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию.

Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте. предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений.

Функции

От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.

Учеными были выделены разнообразные из них следующие:

Хозяйственно-бытовая и экономическая;
- репродуктивная;
- воспитательная;
- первичной социализации;
- психотерапевтическая и рекреационная.

Характеристика основных функций

Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса. Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей.

Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов.

Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.

Немаловажна и Она играет важнейшую роль в первичной формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье.

Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и