Тема по обществознанию семья брак. Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи и брака

— это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
  • эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
  • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные - в семье родителей жены;
  • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Предмет: обществознание 10 класс

Тема: «Семья - как социальная группа».

Цель:

    Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.

    Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;

    Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию

Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Средства обучения:

1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

План урока

    Организационный момент

    Подготовка к изучению нового материала.

    Изучение

    Проверка понимания

    Закрепление.

    Итоги урока

Ход урока:

    Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.

Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить

Изучение

Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)

Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.

Типы семей: полная, неполная, расширенная

Игра: На консультацию к юристу

Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.

1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.

2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?

3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?

4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?

Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.

Логическая минутка (разгадывание загадок)

1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).

Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

Специфические:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Экономическая защищенность

Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности

«Решение проблемных ситуаций.

Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.

Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?

Ситуация 2.

В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель

А что, нельзя?

А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?

Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?

Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.

Неспецифические:

    Экономическая

    Первично-социальный контроль

    Социально-статусный

    Духовное общение

    Эмоциально-психологическая

    Досуговая

В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)

Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-

    Морально- правовые

    личностные

Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции

Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»

Проблемы в обществе:

Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования

Решение:

1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.

2. Повысить денежные пособия на детей

3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.

4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.

5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)

6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время

7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.

8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.

9. Развивать систему дошкольных учреждений.

Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.

IV. Рефлексия.

О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?

Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?

Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)

Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».

Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна

ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.

Эпиграф к уроку:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

  • Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений
  • Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.
  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Основные понятия:

  • семья,
  • брак,
  • Семейный кодекс,
  • брачный возраст,
  • нуклеарная семья,
  • расширенная семья.

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • Семейное право;
  • Учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова. 10 класс
  • Интернет-ресурсы:
  • http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/pusk.html

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами, позволяющими учителю организовать обсуждение предлагаемых вопросов по слайдам

Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Семья
  • Условия вступления в брак

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия
  • Раскрыть основы семейного права
  • Разрешать ситуации в семейных отношениях
  • Высказывать собственную точку зрения

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий

Ход урока

План

1. Что такое семья и брак

2. Функции семьи

3. Типы семей

4. Формы брака

5. Заключение брака

Вступительное слово учителя

С понятием " семья" ученики уже знакомы. В этой связи изучение новой темы можно начать с беседы

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивостьчеловеческого общества.

Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим. И дети тоже.

Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

1.Что такое семья?

  • Что такое семья?
  • Зачем человеку семья?
  • Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

После предположений учеников слово учителю.

Объяснение учителя:

  • Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности
  • Семья - общность супругов, родителей и детей

Задание:

Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"

Результат внесите в таблицу:

№ примера Каков состав семьи Каковы основания семейных связей

Слайд №5-9

1. Евдокия Павловна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает

2. Владимир и Елена - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство

В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей

Слайд №10

Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:

Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.

Можно и поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

Какую роль в создании семьи играет заключение брака?

Заключение брака - это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Слайд №11

Статья 10 ч. 2 Семейный кодекс:

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Основа семейной жизни - любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Гармония сексуальных отношений супругов имеет большое значение, но не меньшее значение имеет и духовная, и нравственная связь мужа и жены.

2. Функции семьи

Слайд №12

Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:

  • воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений
  • обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре
  • экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества

Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.

Слайд №13

  • Задание: Работа со статьей Семейного кодекса.
  • Определите принципы семейного права.
  • Защита брака и семьи государством и обществом
  • Равноправие между мужчиной и женщиной
  • Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи
    • всесторонняя защита детей
    • равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей
    • уважение личности
    • забота и взаимопомощь между членами семьи
    • равноправие всех граждан в семейном отношении
    • законность только гражданского регистрированного в загсе брака
    • допустимость только одного брака

Слайд №14

3. Типы семей:

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная , или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Задание: работа в группах.

Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.

Слайд №15

4.Формы брака и семьи.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.

5. Заключение брака.

Можно любить и жить без стремления создать семью. Некоторые так и поступают.

Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью

Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей?

Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)

Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?

(Браком считается семейный союз мужчины и женщины, поражающий их права и обязанности по отношению друг у другу и к детям. Если не заключен брак, значит, не состоялось юридическое оформление семейного союза. И не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.)

Кратко запись в тетради

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины
  • Единобрачный союз
  • Свободный союз
  • Равноправный союз
  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

6. Правовые основы семейно- брачных отношений

Центральная проблема подтемы - правовые основы семейно- брачных отношений. Она включает ряд аспектов:

  • порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • права и обязанности супругов;
  • имущественные правоотношения супругов

Работа с Семейным кодексом РФ

Слайд№17-18

Обозначенные аспекты семейной жизни регулируются Семейным правом РФ:

Глава 3 СКРФ ст 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.

Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13 . Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке
  • Близкими родственниками
  • Усыновителями и усыновленными
  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

3.Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Кратко запись в тетради

Слайд №19

Условия действительности брака:

  • Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим
  • Взаимное согласие
  • Дееспособность обеих сторон
  • Не должны быть близкими родственниками
  • Достижение брачного возраста
  • Не должны быть усыновителями и усыновленными

Слайд №20

Брак недействителен:

  1. Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
  2. Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

Задание: "Семейный очаг"

Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача- отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.

Заключительная часть урока Подведение итогов по теме.

Д/з 18. ответить на вопросы на стр.

Литература:

  1. Обществознание.10 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2007
  2. Обществознание.10 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  3. Никитин.А.Ф. Основы государства и права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2001. Глава VIII.Семейное право. С.265
  4. ЛазебниковаА.Ю., Брант М.Ю. Урок обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу " Человек и общество".-2-е изд.,М.:Дрофа,2000
  5. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.
  6. Семейное право РФ
  7. Конституция РФ
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.14. Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу ; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Социализация личности .

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

Типы брака

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

Типологизация семьи

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная .

Признаки патриархальной семьи

Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

Индивидуальное планирование рождаемости.

Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Поздние браки.

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Из книги Большая книга афоризмов автора

Брак См. также «Замужество и женитьба», «Мужья и жены», «Развод», «Свадьба», «Холостяки» Брак - это продолжение любви иными средствами. Геннадий Малкин В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир Браком по любви мы называем брак, в котором

Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Брак НЕВЕСТА В наше время нельзя прожить с мужчиной и полугода, чтобы тебя не объявили невестой. Брижит Бардо Невеста - это одни права и никаких обязанностей; жена - это одни обязанности и никаких прав. Владимир Масс и Михаил Червинский Невеста - это женщина, которой

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

БРАК ПО РАСЧЕТУ, БРАК ПО ЛЮБВИ Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар Грамотные люди могут жениться по объявлению, а безграмотные только по любви. Дон-Аминадо Брак по любви? Ну, можно ли быть

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Брак Мужчина, который любит женщину очень сильно, просит ее выйти за него замуж – то есть изменить свое имя, бросить свою работу, рожать и воспитывать его детей, ждать его, когда он приходит с работы, переезжать с ним в другой город, когда он меняет работу. Трудно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Брак БРАК - надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Существуют три основные теории, объясняющие природу Б.: Б. как таинство, договорная теория и теория Б. как специфического правового института. КаждаяБрак 1. Супружеские отношения, законно оформленные.2. Испорченные, недоброкачественные, с изъяном предметы производства.Соседство этих двух понятий выглядит несколько анекдотично, Однако реалии бытия позволяют воспринимать его как естественную Связь двух сторон

Из книги Полное собрание законов Мерфи автора Блох Артур

БРАК - ГОЛЫЕ ФАКТЫ И ИСТИНЫ - ЭТОТ КОНТРАКТ ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ДОРОГО…Разговоры - штука дешевая. Обручальные кольца - нет.ЗАПАДНЯ БРАКАВ брак намного легче вступить, чем из него выйти.ШАНСЫ НА БРАК1. У одинокой 30-летней женщины только 20-процентный шанс выйти замуж.2. У

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

5.3 Брак – В наше время мужчины боятся брака. – Да, ты знаешь, я до брака вообще не ведал, что такое страх. Разговор двух современных мужчин Хорошее дело браком не назовут. Мужской каламбур Образуя семью, мужчина и женщина вступают в определенные отношения. Эти отношения

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Семья См. также «Брак», «Родственники» Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Бернс* Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей* Трудно кормить одновременно свою

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Брак – это… Брак есть содружество мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.? Дигесты Юстиниана, свод римского права (VI в.)Брак – не сожительство, а согласие.? Ульпиан, римский юрист (ок. 170 – 228)Брак – обетование счастья и принятие

Из книги автора

Брак по любви, брак по расчету Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.? Антон Чехов, русский писатель (XIX в.)Жениться без любви так же

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

3 слайд

Описание слайда:

Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4 слайд

Описание слайда:

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

5 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

6 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

7 слайд

Описание слайда:

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

8 слайд

Описание слайда:

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

9 слайд

Описание слайда:

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

10 слайд

Описание слайда:

Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

11 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

12 слайд

Описание слайда:

Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

13 слайд

Описание слайда:

Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

16 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

17 слайд

Описание слайда:

Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

18 слайд

Описание слайда:

Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

19 слайд

Описание слайда:

Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

20 слайд

Описание слайда:

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

24 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание