Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Малые фольклорные жанры Какие фольклорные произведения называют пословицами приведи примеры

Для устного народного творчества.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры - это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.


()

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки - это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Загадка (I часть): Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Отгадка (II часть): Жук.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Пример:

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Отгадка (II часть): Река.

Считалочки

Считалочки - это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом и рифмой , необходимые для распределения ролей в игре.


()

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

  • строгий ритм;
  • точные рифмы;
  • не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);
  • шуточный текст.

Детские считалочки - отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Ана—дэус—рики—паки,

Дормы—кормы—консту—таки,

Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!

Скороговорки

Скороговорки - небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

Пример :

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) - это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали - их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! - так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) - емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка - это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Примеры поговорок :

«Свинья под дубом».

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».


()

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица - всем делам помощница», «Пословица - правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка - это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица - это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» . Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу - ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе - пословицей.


()

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки - это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

  • Пословица «И волки сыты, и овцы целы» - все остались довольны, никто не пострадал.
  • Пословица «Родина - мать, умей за нее постоять» - каждый должен защитить свою страну, когда она будет в опасности.
  • В поговорке «Язык без костей» говориться о человеке, умеющий красиво и много говорить.

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

К примеру, чтобы понять распространенную поговорку «бить баклуши». Для начала необходимо понять историю происхождения слова баклуши. Баклуши - небольшая чурка для создания изделий из дерева. Обычно, эту простую работу выполняли дети, но если за баклуши садился взрослый человек, то его называли лентяем. Значит поговорка «бить баклуши» означает «бездельничать» .

Малые формы народного фольклора-бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни - мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки - рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки - детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки - яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

5. Жанр - это произведения, объединённые на основе ряда общих признаков.

6. Ритм - это устойчивое чередование безударных и ударных слогов.

7. Рифма - это сочетание окончаний стихотворных строк.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Методические приёмы: беседа, комментированное чтение, игровая пауза, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сравнительный анализ.

Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много». Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились . (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять … (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки . (пестушка)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить . (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе . (поговорка)

III. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы учащихся)

Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих?

(Ответы учащихся)

А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок лучше произнести?

(Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это метко подмеченное происшествие, случай.)

Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим комментарий, почему мы так говорим.

(Примерные ответы:

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем. и т.д.)

2. Работа с литературоведческим словарём:

Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

3. Сравнительный анализ:

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Пословица

Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение

Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт

Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению

Часто является средством речевой характеристики человека

4. Игровая пауза.

Учащиеся делятся на группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Чтение пословиц о пословицах и их комментирование.

Ребята, давайте прочитаем с вами пословицы, которые написаны у нас на доске.

1) Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

2) На рынке пословицы не купишь.

3) Нет пословицы без правды.

4) От пословицы не уйдёшь.

5) Пословица не даром молвится.

А теперь, выберите одну из этих пословиц, запишите её в тетрадь и ответьте, как вы её понимаете.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Сочинение мини-рассказов.

Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли « И так сойдёт ». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава , лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. « Работа не волк, в лес не убежит », - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить

2. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются и проверяются после урока.

V. Подведение итогов урока:

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание:

1) Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

2) Работа с дополнительной литературой. Представить толкование, происхождение одной пословицы (на выбор)


Урок 3. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость. Многообразие тем.

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.

Задачи урока:

    Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;расширять представления о культуре и истории родного края.

    Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;

    Воспитательные : воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».

    Актуализация знаний

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.

    Работа по теме урока.

    Слово учителя

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

    Работа со словарем.

Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.

3.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом)

ПОСЛО́ВИЦА - краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела) . Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают) . Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай) . Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

Слово учителя

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом)

ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы , и поговорки - это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка - это часть суждения без вывода.

4.Использование новых знаний на практике.

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

На доске представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

На воде вилами писано

Языком кружева плетет

Положить зубы на полку

Гляди в оба

Легок на помине

Хоть шаром покати

Свинью подложить

Остаться с носом

Когда рак на горе свистнет

Рвет и мечет

Ни в зуб ногой

    Весна красна цветами, а осень пирогами

    Шуба лежит, а сам дрожит.

    От умного научишься, а от глупого разучишься.

    Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

    На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

    Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

Лес рубят - щепки летят.
Прямой смысл - когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл - нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прямой смысл - реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл - если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.
Прямой смысл - цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл - итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Прямой смысл - на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный - не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

5.Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

    Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде );

    Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);

    На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

    Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья) ;

    Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

    Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

    Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

    Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом.

    На попятный двор. (Отказаться);

    Заткнуть за пояс. (Победить);

    При царе Горохе. (Давно);

    Хоть шаром покати. (Ничего нет);

    Легок на помине. (Появился быстро);

    У черта на куличиках. (Далеко);

    Яблоку негде упасть. (Тесно);

    Как снег на голову. (Внезапно);

    Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?

    Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

    Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);

    А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);

    А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);

    А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

4 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

«Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.

Список пословиц:

С родной земли – умри, не сходи

Своя земля и в горсти мила

Всякая сосна своему бору шумит

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

Продай кафтан, да купи буквицу

Корень учения горек, да плод сладок

Сперва аз да буки, а там – и науки

Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить

Под лежачий камень вода не течет

Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах

Горька работа, да сладок хлеб

Двое пашут, а семеро руками машут

На голове густо, а в голове пусто

Лоб, что лопата, а ума небогато

Волков боятся - в лес не ходить

6.Подведение итогов .

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

    Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

8.Заключение:

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

9.Домашнее задание:

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).

Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.

Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:

"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи".

Поговорка, по определению Даля, это: "складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться".

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

3. Загадка как жанр, её особенности.

Загадка, жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже Загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В Загадке встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в др. жанры фольклора, а также в литературу.

Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".

Фольклористы определяют загадку как "иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать".

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

– Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь.(Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.