Иван Дмитриевич Папанин. Знаменитый исследователь Арктики. Северный полюс штурмовали всем ссср В 1937 1938 годах был осуществлен дрейф

    Иван Папанин это один из самых известных исследователей Арктики первой половины 20-го века. Он возглавлял станции в самых удаленных местах нашей Родины, на Земле Франца — Иосифа, мысе Челюскин. Но прежде всего он известен как глава первой в мире дрейфующей станции СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС — 1.

    Все люди, которые прославились и перечислены в вопросе, некогда входили в экспедицию Северный полюс-1.

    Парни были очень популярны, в свое время даже марки почтовые и коллекционные с их портретами выпустили, сейчас они достаточно высоко ценятся и их очень сложно найти.

    Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, достаточно ввести в поисковую строку хотя бы несколько имен представленных нам в качестве примечания к вопросу и поисковик выдаст нам точно правильный ответ, то есть название экспедиции, имевшая место быть в 1937-38 гг. прошлого столетия.

    Правильный ответ: Северный полюс-1 .

    Экспедиция, направленная на изучение Арктики и ее метеоусолвий (май 1937-февраль 1938 гг.), получила название Северный полюс-1 .

    Цель экспедиции Северный полюс-1 — изучение льдов и морских течений в Арктике. Экспедиция тщательно планировалась (в течение года) и контролировалась первыми людьми в Советском Союзе. Не смотря на адские условия жуткого холода целью была достигнута в довольно короткие сроки.

    Полярники провели на льдине 274 дня, по истечении которых вернулись уже героями. Им дали звания Героев Советского Союза. Все четверо были приняты в члены Государственного географического сообщества.

    Экспедиция называлась Северный полюс-1..

    В то время, такой поход, считался настоящим достижением. Не то что сейчас, когда Северный полюс можно посетить, купив путвку).

    Эта экспедиция была довольно громкой, так как о ней трубили на весь мир. Но реальные риски, на которые е участники шли, оставались нераскрытыми.

    Экспедиция называлась Северный полюс-1. Туда вошли четыре человека, упомянутые в вопросе. Интересен рассказ Веллера на тему этой экспедиции, где с юмором рассказывается о том, кто и чем там занимался.

    Например, были учные, проводившие исследования, был радист и был идеологический работник, разбиравший и собиравший до бесконечности свой маузер.

    Рассказ так и называется Маузер Папанина.

    Это имена участников экспедиции Северный полюс — 1:

    Экспедиция стала возможной благодаря развитию полярной авиации. Ранее считалось, что сесть на льдину в районе Северного полюса невозможно, это было мнение Амундсена. 21.05.1937 г. экспедиция была высажена на льдину в районе Северного полюса. Экспедиция на льдине дрейфовала к Северному Полюсу в сторону Гренландии. Работа экспедиции продолжалась пока льдина не начала трескаться. Ледоклы Таймыр и Мурман совершили спасательную операцию, эвакуировав всех полярников. Им всем были присвоены звания героев Советского Союза.

    Эта Экспедиция получила название Северный полюс-1.

    Вот список специалистов, принявших в ней участие:

    1. Радист и советский полярный исследователь Эрнст Теодорович Кренкель
    2. советский гос. деятель, гидробиолог, доктор геогр. наук Птр Петрович Ширшов
    3. Геофизик Евгений Константинович Фдоров
    4. Руководитель экспедиции Иван Дмитриевич Папанин.

    В то время исследование Северного полюса было дело крайне сложным и очень опасным и некоторые экспедиции стоили исследователям жизни.

    Данная экспедиция прогремела на весь мир, стала одной из самых ярких легенд юности наших дедов, многие молодые люди о ней даже никогда не слышали.

    Одна только фамилия Папанина в списке участников экспедиции навевает на воспоминания и вызывает уважение. Вс-таки ребята выдержали нелегкое испытание, испытание вечной мерзлотой, потому что это была экспедиция, получившая в дальнейшем название — СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС — 1.

    Экспедиция получила название Северный полюс-1, в экспедиции участвовали 4 человека: Иван Папанин (руководитель), Петр Ширшов (гидролог), Эрнст Кренкель (радист), Евгений Федоров (геофизик).

    Испытания пришлось им пройти очень сложные, это и вечная мерзлота, постоянная опасность и угроза.



Экспедиции Ивана Папанина 75 лет

75 лет назад, 19 февраля 1938 года, у берегов Гренландии закончился легендарный дрейф станции "Северный полюс-1". Экспедицию Ивана Папанина с таявшей льдины после 274 дней путешествия сняли ледоколы "Таймыр" и "Мурман". Опыт первопроходцев не прошел даром. Россия и сегодня сохраняет приоритет в высокоширотных арктических исследованиях.

Гидролог Петр Ширшов, радист Эрнст Кренкель, начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров на первой дрейфующей станции "Северный полюс-1". Фото: РИА Новости

В мае 1937 года самолет доставил экспедицию на льдину размером 3 на 5 километров. Четырем полярникам предстояло решить задачу со многими неизвестными, потому что таких экспериментов в мировой практике еще не проводилось. За время длительного дрейфа они должны были провести уникальные гидрологические и метеорологические исследования. Позже Иван Папанин вспоминал: "Наступила тишина, какой я еще не слышал, к которой надо было привыкать. Мы – на шапке мира. Нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг".

Через несколько дней льдина проходила над точкой Северного полюса. В честь этого события путешественники водрузили на ней советский флаг. В конце января следующего 1938 года после шестидневного шторма льдина начала интенсивно разрушаться. Ее площадь сократилась до 200 квадратных метров. Работу продолжать уже было невозможно. Рассказывает директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский:


Начальник первой советской дрейфующей станции "Северный полюс - 1" Иван Папанин. Фото: РИА Новости


Летчик полярной авиации Г. Власов, И. Папанин и начальник спасательной экспедиции капитан ледокола "Таймыр" А.В. Остальцов во время встречи дрейфующей на льдине научной станции "Северный полюс-1" 19 февраля 1938 года. Фото: РИА Новости

"19 февраля 1938 года в 13 часов 30 минут ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман" подошли к льдине, где находилась наша легендарная четверка. Восемьдесят человек спустились с борта и пошли на встречу с полярниками. Где-то через пять часов все имущество станции было перенесено на "Таймыр" и прошла жеребьевка – кто на каком пароходе поедет. Иван Папанин и Эрнст Кренкель попали на "Мурман", а Петр Ширшов и Евгений Федоров - на "Таймыр". Это был финал операции по спасению. На самом деле, начало было раньше, когда 5 февраля приняли решение направить дирижабль на помощь участникам экспедиции. Но, к сожалению, он разбился в районе Кандалакши, и 13 человек экипажа погибли. Была также организована летная экспедиция на самолетах. Но авиацией воспользоваться не пришлось".

15 марта страна с ликованием встречала героев-полярников. Их опыт не прошел даром. Сегодня Россия – признанный лидер в научных исследованиях Арктики, отмечает начальник высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Владимир Соколов:


Папанинцы и члены спасательной экспедиции покидают лагерь научной станции "Северный полюс-1" 19 февраля 1938 года. Фото: РИА Новости

"Сейчас у нас работает 40-я станция. Там трудятся 15 человек. Современная дрейфующая станция выдает за сутки такое количество научной информации о состоянии природной среды, которое в конце 1980-х выдавала станция за год. Порядка 30 мощных комплексов исследуют атмосферу, около десятка – океан, порядка четырех-пяти – лед. Эти комплексы позволяют достаточно подробно и с хорошим разрешением получать данные о состоянии климатической системы высокоширотной Арктики. Мы проверяли ряд зарубежных автоматических станций. Конечно, результаты несравнимы".

26 ноября 1894 года родился один из главных исследователей Арктики, пионер изучения и освоения Северного полюса Иван Дмитриевич Папанин. Он прожил довольно долгую жизнь - 91 год. Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года, ровно 30 лет назад. За годы своей жизни Иван Папанин был удостоен множества наград, в том числе успел дважды стать Героем Советского Союза, также он был награжден сразу девятью орденами Ленина. Помимо этого, он имел звание контр-адмирала и научную степень доктора географических наук. Широкую известность он получил еще в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. На протяжении 274 дней четверо бесстрашных работников станции «СП-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдение за магнитным полем Земли, а также процессами, которые происходили в атмосфере Северного ледовитого океана.

Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе. Его отец был матросом в порту, так что вся жизнь мальчика прошла рядом с морем, еще подростком он начал трудиться, закончив всего 4 класса начальной школы. Уже в 1908 году он пошел работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. По этому поводу позднее он чеховскими словами заметит: «В детстве у меня не было детства». В 1912 году Папанина как одного из лучших работников предприятия перевели на судостроительный завод в Ревеле (сегодня Таллинн), а в 1914 году призвали на военную службу. При этом Иван Папанин снова оказался в Крыму, так как его отправили служить на Черноморский флот. В 1918-1920 годах принимал участие в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация повстанческих отрядов и диверсий). С 1920 года был комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С ноября 1920 года выполнял функции коменданта Крымской ЧК, работал следователем. В 1921 году был переведен на работу в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, после чего с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

Через два года последовало повышение, и его перевели в Москву, где молодой чекист занимался вопросами почтовой связи, а позднее возглавил Центральное управление военизированной охраны. Со связью была связана и его работа в Якутии, где он руководил работами по возведению радиостанций. Еще находясь в столице, он успел в 1923-1925 годах пройти обучение на Высших курсах связи, именно после их окончания он и поехал в Якутию.

Деятельность Ивана Папанина в 1932-1935 годах также была связана с нахождением на самом краю земли. В 1932-1933 годах он являлся начальником полярной станции Бухта Тихая, которая находилась на Земле Франца-Иосифа, а в 1934-1935 году работал на станции, которая находилась на Мысе Челюскин. То есть работать ему приходилось в очень суровых условиях. Однако именно тогда Папанин, скорее всего, окончательно и бесповоротно влюбился в Арктику.

Позднее Ивана Дмитриевича ждали еще более сложные испытания. В 1937-1938 году произошло то, что и сделало Папанина знаменитым в нашей стране и мире. Он возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Научные результаты, которые были получены в уникальном дрейфе, были представлены им Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили очень высокую оценку специалистов. Работа дрейфующей станции действительно позволила собрать много важной и новой информации о суровом арктическом крае. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены это знаменитой экспедиции были представлены к званию Героя Советского Союза. При этом Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получил степень доктора географических наук.

В конце 1939 года - начале 1940-го Иван Папанин успешно организовал экспедицию по спасению из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов». За удачную экспедицию по спасению ледокола, Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Герой Советского Союза. Стоит отметить, что с 1939 по 1946 год он возглавлял Главсевморпуть. Должность начальника Главсевморпуть и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере Папанин занимал на протяжении всей Второй мировой войны. Его работа на посту начальника Главсевморпути была важна и в предвоенные годы, так как позволяла решить множество проблем с транспортировкой грузов по СМП. Первые годы на этом высоком посту он уделял большое внимание постройке в стране мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания. В годы войны он успешно организовал прием и переправку на фронт военных грузов, которые приходили в СССР морем из США и Великобритании, за что в 1943 году получил звание контр-адмирала.

В послевоенные годы Папанин постепенно отошел от практики. На пенсию он вышел в 1949 году в связи с сердечным заболеванием (у него была стенокардия). При этом он не бросал заниматься теоретической научной деятельностью. С 1949 по 1951 гг. он являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. Начиная с 1951 года и до конца своей жизни, Иван Дмитриевич Папанов возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно с этим, с 1965 года он являлся также директором Института биологии внутренних вод АН СССР, расположенном в поселке Борок. Также он являлся председателем Московского филиала Географического общества Советского Союза.

Иван Дмитриевич Папанин скончался 30 января 1986 года от хронической сердечной недостаточности в довольно преклонном возрасте - 91 год. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою жизнь он успел стать почетным гражданином сразу четырех городов - родного Севастополя, а также Архангельска, Мурманска и Липецка и даже одной области - Ярославской. Его именем был назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде и Тихом океане, а также остров а Азовском море. Также в честь Папанина были названы улицы в ряде городов Советского Союза.

Интересные факты биографии

Иван Дмитриевич Папанин - это академик без образования. В свое время он не получил даже среднего образования, мальчик проучился в начальной школе всего 4 года. Настоящей «школой жизни» для прославленного полярника стал завод. Лишь работая в Наркомате связи, Папанин окончил Высшие курсы связи. При этом отсутствие образования не помешало ему в 1938 году стать доктором наук, он получил эту степень за результаты, достигнутые в рамках работы станции «СП-1». В дальнейшем он смог стать академиком Академии наук СССР, а также заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям и директором Института биологии внутренних вод АН СССР. Не каждому дано добиться таких успехов и с должным образованием. То же самое можно сказать и о его воинском звании. Папанин стал контр-адмиралом в 1943 году. До этого он был лишь обычным матросом в годы Первой мировой войны и никакого специального военного образования не имел.

Полярник №1

Работа первой советской дрейфующей станции «СП-1» (Северный полюс-1) положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, гидрологии и метеорологии. Начавшийся 6 июня 1937 года дрейф станции продолжался 9 месяцев (274 дня) и завершился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина, на которой находилась станция, проплыла 2100 километров. Участники данной полярной экспедиции в неимоверно трудных условиях работы сумели собрать и систематизировать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. В этой экспедиции приняли участие руководитель Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Федотов и гидробиолог и океанограф Петр Ширшов.

Пожалуй, ни одно событие в промежутке между двумя мировыми войнами не привлекало к себе столько внимания общественности, как дрейф «папанинской четверки» в Арктике. Первоначально они дрейфовали на огромной льдине, площадь которой достигала нескольких квадратных километров. Однако к моменту завершения экспедиции размеры льдины уже не превышали размеры волейбольной площадки. В тот момент весь мир следил за судьбой советских полярников, желая им только одного - возвращения из этой экспедиции живыми.

«Папанинцы»

Подвиг четверки «папанинцев» был увековечен в Советском Союзе по-разному. Так в 1938 году свет увидела серия почтовых марок, которая была посвящена экспедиции «СП-1». В том же году была выпущена книга «Жизнь на льдине» за авторством самого Папанина. Помимо этого, на протяжении нескольких лет все советские мальчишки играли в «папаницев» и покоряли Северный полюс, что нашло свое отражение в литературе тех лет (к примеру, в «Цветике-семицветике» Валентина Катаева, 1940 год). В 1995 году в России была выпущена памятная монета достоинством 25 рублей, которая была посвящена работе экспедиции «СП-1».

По материалам из открытых источников.

Траурную дату 6 февраля 1938 года помнят многие долгопрудненцы и люди, интересующиеся историей дирижаблестроения и воздухоплавания. В этот день на Кольском полуострове под Кандалакшей потерпел катастрофу дирижабль «СССР В-6». Тринадцать из девятнадцати членов экипажа погибли.
Полет «СССР-В6» 5-6 февраля 1938 года вспоминают не только в Долгопрудном. Ежегодно 6 февраля памятные митинги проходят в Кандалакше на улице Аэронавтов. В городах России и Украины именами Гудованцева, Ритсланда, Лянгузова, Градусова названы улицы.

Предыстория. Экспедиция Ивана Папанина

В конце мая 1937 года экспедиция в составе четырех человек - гидробиолога Петра Ширшова, магнитолога-астронома Евгения Федорова, радиста Эрнста Кренкеля под руководством Ивана Папанина, - высадилась на льдине вблизи Северного полюса и 6 июня 1937 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию первой в мире советской полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Планировалось, что станция будет работать на дрейфующей льдине в течение года.

Радиограммы папанинцев печатали в газетах, передавали по радио. Экспедиция Папанина стала очередным достижением советской власти, поэтому за ее работой следили миллионы советских людей.

У окружкома на виду
Висела карта. Там на льду
С утра в кочующий кружок
Втыкали маленький флажок.

Трудности жизни в полярных условиях вызвали сопереживание, а сообщения об успехах рождали гордость за свою страну.

Участники экспедиции совершили немало открытий в области океанологии, геофизики, биологии моря, результаты их исследований впоследствии получили высокую оценку специалистов. В течение девяти месяцев льдина, на которой располагался лагерь полярников, проплыла более 2000 километров на юг и была вынесена в Гренландское море.

Размер льдины поначалу составлял 3 километра в ширину и 5 в длину, толщина - 3 метра. Однако зимой 1938 года льдина стала стремительно уменьшаться в размерах, трескаться и разрушаться. Отчаянная радиограмма была послана Папаниным на материк 1 февраля: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится».

2 февраля пришла новая радиограмма: «В районе станции продолжает разламывать обломки полей протяжением не более 70 метров. Трещина от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются. До горизонта лед девять баллов. В пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров. Вторую мачту антенны ставим на время связи на другую льдину».

Начальник Главсевморпути академик Отто Юльевич Шмидт сообщил, что в спасательной операции, которая начинается 3 февраля, будут участвовать ледоколы «Мурман», «Таймыр» и «Ермак».

«СССР В-6». Спасатели и жертвы

В 1930-е годы советское правительство приступило к интенсивному развитию дирижабельного флота. В планы входило, в том числе, создание междугородного воздушного грузо-пассажирского сообщения. Первым экспериментальным маршрутом должна была стать трасса Москва — Новосибирск, к освоению которой готовился экипаж дирижабля «СССР-В6». Открытие сообщения между столицей и Сибирью намечалось на весну 1938 года.

К началу февраля в поселке Дирижаблестрой, - такое название носил тогда Долгопрудный, - все было готово к первому полету. Как раз в этот момент поступило сообщение, что экспедиции Папанина нужна помощь. В связи с этим дирижаблисты обратились в Кремль с просьбой провести тренировочный полёт Москва - Петрозаводск - Мурманск - Москва. В случае удовлетворительных результатов перелёта «СССР-В6» мог использоваться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.

Такое предложение было логичным: до дрейфующей станции ледоколы добирались бы долго, а самолеты из-за разлома льдов не могли совершить посадку на льдине. Дирижабль в такой ситуации представлялся идеальным транспортным средством. Цеппелину не нужна посадочная площадка, он мог просто зависнуть над льдиной, чтобы люди поднялись в гондолу при помощи лебедки.

Для спасательной операции дирижаблисты собрали экипаж из самых опытных специалистов эскадры - девятнадцать человек во главе с кавалером ордена Красной Звезды двадцатидевятилетним Николаем Гудованцевым. Экипаж опытный, но достаточно молодой - средний возраст участников полета составил около 30 лет.

5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут дирижабль «СССР-В6» поднялся в воздух с летного поля в рабочем поселке Дирижаблестрой. Днем 6 февраля дирижабль в сложных погодных условиях, практически вслепую пролетел над Петрозаводском и Кемью. Чтобы сориентироваться пришлось спуститься на высоту 300-450 метров. Во второй половине дня видимость улучшилась, задул попутный ветер, дирижабль развил скорость около 100 км в час. Однако через некоторое время воздушное судно снова попало в полосу низкой облачности, видимость резко ухудшилась, стало темнеть, пошел снег. Вначале шли на высоте 300-350 метров, но затем поднялись до 450 метров. Экипаж летел по картам-десятиверсткам, составленным по данным начала века, на которых высокие горы в районе Кандалакши не были обозначены. Траектория воздушного судна местами проходила над железнодорожными путями. Железнодорожники даже разложили костры вдоль колеи, чтобы дирижаблистам проще было сориентироваться. Но костры были замечены командованием дирижабля слишком поздно.

Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут в районе станции Жемчужная в 39 километрах от Кандалакши.

Неожиданно штурман Мячков резко вскрикнул: «Гора!» Но набрать высоту и сменить траекторию дирижабль уже не успел. Корабль задел кроны деревьев и врезался в гору. Обломки дирижабля упали на склоне Небло-горы в 18 километрах к западу от станции Белое море. Начался пожар.

Вспоминает член экипажа бортмеханик К. Новиков: «За несколько секунд до катастрофы т. Почекин услышал голос штурмана: «Гора!» Вслед за этим произошел первый удар. В кормовой гондоле я наблюдал за машиной, сидя в кресле спиной к носу корабля. При первом ударе меня выбросило из кресла, и я ударился головой о водяной радиатор. В следующее мгновение второй удар бросил меня грудью на мотор. Свет в гондоле погас. Чувствуя необходимость выключить мотор, ощупью отыскал выключатель. В этот момент последовал третий удар, и меня спиной, а потом головой ударило о мотор. Пытаясь упереться руками о что-нибудь твердое, я почувствовал боль в левой руке: видимо, порезал ее обо что-то острое. Затем наступил момент покоя. Гондолу перестало трепать. Пытаюсь ориентироваться. Ищу дверь слева, но не нахожу ее. Накалившаяся крышка гондолы жжет голову. Нагибаюсь. Вижу снег и горящую оболочку дирижабля. Голыми руками приподнимаю горящую материю, протискиваюсь до пояса, затем упираюсь руками и тяну застрявшую ногу. Наконец, освободился. Волосы и одежда на мне горят. Зарываюсь в снег. Встать не могу и решаю откатиться от горящего дирижабля».

Из-под обломков спаслись только шесть членов экипажа. Четвертый помощник командира Виктор Почекин, бортмеханики Алексей Бурмакин и Константин Новиков получили ранения (Новиков серьезно пострадал), а корабельный инженер Владимир Устинович, бортмеханик Дмитрий Матюнин и инженер-радист Арий Воробьев остались невредимы. Погибли - 13 человек.

Бушует норд. Вчера Москва
Послала дирижабль. Ни зги!
По радио сквозь вой пурги
Едва доносятся слова.
Бушует норд. Радист в углу,
Охрипнув, кроет целый, мир:
Он разгребает, как золу,
Остывший и пустой эфир.
Где дирижабль? Стряслась беда...
Бушует норд. В двухстах верстах
Был слышен взрыв. Сейчас туда
Отправлен экстренный состав.
К. Симонов «Мурманские дневники»

Местные жители вспоминали, что перед самой катастрофой они услышали сильный гул. Потом шум моторов резко стих. Утром 7 февраля к Небло-горе, которая находилось в 91-м квартале Проливского лесопункта, подошла группа лыжников во главе с лесоводом Никитиным. Они оказали первую помощь, вызвали оленьи упряжки, чтобы перевезти уцелевших членов экипажа в ближайший барак лесорубов. Затем дирижаблистов отправили на станцию Проливы, откуда по железной дороге переправили в Кандалакшу.

12 февраля 1938 года 13 членов экипажа дирижабля «СССР-В6» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. Николай Гудованцев - первый командир дирижабля «СССР-В6», Иван Паньков - второй командир, Сергей Демин - первый помощник командира, Владимир Лянгузов - второй помощник командира, Тарас Кулагин - третий помощник командира, Алексей Ритслянд - первый штурман, Георгий Мячков - второй штурман, Николай Коняшин - старший бортмеханик, Константин Шмельков - первый бортмеханик, Михаил Никитин - бортмеханик, Николай Кондрашев - бортмеханик, Васили Чернов - бортрадист, Давид Градус - борт-синоптик.

Самому молодому из погибших членов экипажа, бортрадисту Василию Чернову, было 25 лет, самому старшему - бортмеханику Константину Шмелькову, - 35 лет.

Дрейф первой научно-исследовательской экспедиции под руководством Ивана Папанина начался в мае 1937 года. 9 месяцев работы, наблюдений и исследований станции «Северный полюс» завершились, когда в Гренландском море льдина разрушилась и ученым пришлось свернуть свою деятельность.
За эпопеей спасения 4-х папанинцев наблюдал весь Советский Союз.

Экспедиции предшествовала длительная 5-летняя подготовка. До этого никто из путешественников и ученых не пробовал жить на дрейфующей льдине так долго. Ученые, зная направление движения льда, могли представить свой маршрут, однако никто из них не предполагал, как долго продлится экспедиция и чем она закончится.

И.Д Папанин



Идеологом этой экспедиции был Отто Юльевич Шмидт. После одобрения Сталина, он довольно быстро нашел людей для этого проекта - все они были не новичками в арктических походах. Работоспособный коллектив состоял из 4-х человек: Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова и Петра Ширшова. Начальником экспедиции был Иван Дмитриевич Папанин. Хотя он и родился на берегу Черного моря в Севастополе, свою жизнь связал с морями Северного Ледовитого океана. На Крайний Север Папанин был впервые направлен в 1925 году для постройки радиостанции в Якутии. В 1931 году он участвовал в походе ледокола «Малыгин» к архипелагу Земля Франца-Иосифа, уже через год он вернулся на архипелаг в качестве начальника полевой радиостанции, а затем создал научную обсерваторию и радиоцентр на мысе Челюскин.

П.П. Ширшов



Гидробиолог и гидролог Петр Петрович Ширшов также не был новичком в арктических экспедициях. Он окончил Одесский институт народного образования, был сотрудником Ботанического сада Академии наук, однако его манили путешествия, и в 1932 году он нанялся в экспедицию на ледокольный пароход «А. Сибиряков», а год спустя стал участником трагического рейса на «Челюскине».

Е.К. Федоров



Самым молодым членом экспедиции был Евгений Константинович Федоров. Он закончил Ленинградский университет в 1934 году и посвятил свою жизнь геофизике и гидрометеорологии. Федоров был знаком с Иваном Папаниным еще до этой экспедиции «Северный полюс-1». Он работал магнитологом на полярной станции в бухте Тихой на ЗФИ, а затем в обсерватории на мысе Челюскин, где его начальником и был Иван Папанин. После этих зимовок Федорова включили в команду для дрейфа на льдине.

Э.Т.Кренкель



Виртуозный радист Эрнст Теодорович Кренкель в 1921 году закончил курсы радиотелеграфистов. На выпускных экзаменах он показал такую высокую скорость работы азбукой Морзе, что его сразу направили на Люберецкую радиостанцию. С 1924 году Кренкель работал в Арктике - сначала на Маточкином Шаре, затем еще на нескольких полярных станциях Новой и Северной Земли. Кроме этого, он участвовал в экспедициях на «Георгии Седове» и «Сибирякове» и в 1030 году сумел установить мировой рекорд, связавшись из Арктики с американской антарктической станцией.

Пес Веселый



Еще один полноправный член экспедиции - пес Веселый. Его подарили зимовщики острова Рудольф, с которого самолеты и совершали бросок к полюсу. Он скрашивал одноообразную жизнь на льдине, и был душой экспедиции. Вороватой душой, потому что никогда не отказывал себе в удовольствии при случае пробраться на склад с продуктами и стащить что-нибудь съедобное. Кроме оживления атмосферы основной обязанностью Веселого было предупреждать о приближении белых медведей, с чем он прекрасно справлялся.
Врача в экспедиции не было. Его обязанности были возложены на Ширшова.


При подготовки экспедиции старались учесть все, что возможно - от условий работы оборудования до бытовых мелочей. Папанинцы были снабжены солидным запасом провианта, походной лабораторией, ветряком, который вырабатывал энергию и радиостанцией для сообщения с землей. Однако, главная особенность этой экспедиции состояла в том, что она была подготовлена на основе теоретических представлений об условиях пребывания на льдине. Но без практики было сложно предположить, чем может закончится экспедиция и, главное - как придется снимать ученых со льдины.


Жилищем и походной лабораторией на время дрейфа была палатка. Это сооружение было невелико - 4 х 2,5 м. Она утеплялась по принципу пуховика: каркас был обтянут 3-мя чехлами: внутренний был сшит из парусины, средний чехол был из шелка, набитого гагачьим пухом, наружный - из тонкого черного брезента, пропитанного водонепроницаемым составом. На брезентовом полу палатки в качестве утеплителя лежали оленьи шкуры.
Папанинцы вспоминали, что внутри было очень тесно и они боялись что-либо задеть (в палатке хранились и лабораторные образцы, поднятые с глубин Северного Ледовитого океана и заспиртованные в склянках).


И. Папанин за приготовлением обеда
Требования к питанию полярников были довольно жесткие - в сутки рацион каждого должен был состоять из еды калорийностью до 7000 ккал. При этом, пища должна была быть не только питательной, но и содержать значительное количество витаминов - главным образом, витамина С. Для питания экспедиции были специально разработаны концентрированные суповые смеси - своего рода нынешние «бульонные кубики», только более полезные и наваристые. Одной пачки такой смеси было достаточно, чтобы сварить хороший суп на четверых членов экспедиции. Помимо супов, из таких смесей можно было приготовить кашу, компоты, Также в сухом виде для экспедиции были заготовлены даже котлеты - всего было разработано около 40 видов концентратов быстрого приготовления - для этого требовался только кипяток, и вся пища была готова уже через 2-5 минут.
Кроме привычных блюд, в рационе полярников появились абсолютно новые продукты с интересным вкусом: в частности, сухарики, на 23% состоящие из мяса и «солоноватый шоколад с примесью мясного и куриного порошка». Помимо концентратов, у папанинцев в рационе были и масло, и сыр, и даже колбаса. Также участники экспедиции были обеспечены витаминными таблетками и конфетами.
Вся посуда была изготовлена по принципу, чтобы один предмет входил в другой для экономии места. Это впоследствии стало применяться производителями посуды не только экспедиционной, но и обычной, бытовой.


Практически сразу же после высадки на льдину, началась работа. Петр Ширшов проводил промеры глубины, брал образцы грунта, пробы воды на разных глубинах, определял ее температуру, соленость, содержание в ней кислорода. Все пробы тут же обрабатывались в походной лаборатории. За метеонаблюдения отвечал Евгений Федоров. Измерились атмосферное давление, температура, относительная влажность воздуха, направление и скорость ветра. Все сведения по рации передавались на о-в Рудольфа. Эти сеансы связи проводились по 4 раза в сутки.
Для связи с землей центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила по специальному заказу две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную.Основной источник питания для них был ветряк (кроме него имелся движок с ручным приводом). Все это оборудование (общий вес его был около 0,5 тонн) изготавливалось пир личном наблюдении Кренкеля и руководстве радиотехника Н.Н. Стромилова.


Сложности начались после нового 1938 года. Льдина дрейфовала на юг и попадала в непогоду. На ней появилась трещина и ее размеры стремительно уменьшались. Однако полярники старались сохранять спокойствие духа и соблюдали обычный режим дня.
«В палатке, нашей славной старой жилой палатке, вскипал чайник, готовился ужин. Неожиданно, в самом разгаре приятных приготовлений, раздался резкий толчок и скрипучий шорох. Казалось, где-то рядом рвут шелк или полотно», - вспоминал Кренкель о том, как трещал лед.
«Дмитрич (Иван Папанин) спать не мог. Он курил (первый признак волнения) и возился с хозяйственными делами. Иногда он с тоской поглядывал на репродуктор, подвешенный к потолку. При толчках репродуктор слегка качался и дребезжал. Под утро Папанин предложил сразиться в шахматы. Играли вдумчиво, спокойно, с полным сознанием важности выполняемого дела. И вдруг сквозь грохот ветра снова прорвался необычный шум. Судорожно содрогнулась льдина. Мы решили все же не прекращать игру», - написал он о моменте, когда льдина треснула под самой палаткой.
Кренкель тогда довольно буднично передал по радио сообщение Папанина: «В результате шестидневного шторма в 8 часов утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полукилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров (первоначальный размер льдины составлял примерно 2 Х 5 км). Отрезаны две базы, также технический склад с второстепенным имуществом. Из топливного и хозяйственного складов все ценное спасено. Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться»
К полярникам уже выдвинулись корабли «Таймыр» и «Мурман», однако добраться до станции было непросто из-за сложной ледовой обстановки. Самолеты также не могли забрать полярников с льдины - площадка для их посадки на льду разрушилась, а один самолет, посланный с корабля и сам затерялся, и для его поисков была создана спасательная экспедиция. Корабли смогли пробиться к станции только когда образовалась полынья, они получили в пути значительные повреждения во льдах.
19 февраля в 13 часов 40 минут «Мурман» и «Таймыр» пришвартовались к ледовому полю в 1,5 км от полярной станции. Они приняли на борт всех участников экспедиции и их снаряжение. Последнее сообщение экспедиции было таким: «… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу». 21 февраля папанинцы перешли на ледокол «Ермак», который доставил их в Ленинград 16 марта.


Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Всем участникам экспедиции были присвоены ученые степени и звания Героев Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву.
Благодаря этой первой экспедиции стали возможны и следующие - 1950-х годах последовала экспедиция «Северный полюс-2», а вскоре такие зимовки стали постоянными. В 2015 году состоялась последняя экспедиция «Северный полюс».