Кто имеет право проверять сметы. К вопросу о проверках сметы при проведении строительных работ. Почему так необходима проверка смет

, монтажных , пусконаладочных и проектно-изыскательских работ, независимо от вида объекта, будь то квартиры, дома, офисы, предприятия, а также внутренние и наружные инженерные системы.

Проверка смет может осуществляться в любых нормативах: ФЕР, ТЕР, ТСН, МТСН, коммерческих расценках и по общерыночным ценам.

Расценки на проверку смет в нашей компании в среднем составляют 0,2 % от полученной сметной стоимости. Однако мы оцениваем наш труд по проверке смет в зависимости от трудоемкости и чаще всего стоимость может быть ниже 0,2 %, более подробно о наших ценах смотрите на странице цены .

Время работы наших специалистов: в будни и выходные и в праздники с раннего утра и до позднего вечера, а при серьезной необходимости даже круглосуточно!

ЗВОНИТЕ для уточнения стоимости проверки сметной документации на на любые виды работ и иным вопросам по телефонам, указанным на странице контакты .

Общая справка по теме:

Проверка смет

Анализ сметы является очень важной составляющей процесса взаимодействия подрядчика и заказчика. Ведь сам процесс производства строительно-монтажных работ невозможно заранее распланировать на все 100 %, и значит первоначальная стоимость, указанная в смете должна также меняться вслед за изменениями в проделанной работе. Кроме того достаточно часто к сожалению заказчик (редко подрядчик) мало уделяет внимание проверке сметной документации на первоначальном этапе перед началом производства работ (если вообще она составляется), надеясь на порядочность подрядчика или на русское "авось". В результате такой беспечности после некоторого времени оказывается что подрядчик выставляет заказчику счет на оплату своих услуг намного больше тех сумм которые они стоят, включая в состав работ много того чего он не делал и стоимости материалов, которые значительно выше среднерыночных цен.

Оптимальный алгоритм работы подрядчика и заказчика состоит в следующем:

  1. Составление ведомости объемов работ, с обязательным утверждением и согласованием заказчиком и подрядчиком;
  2. Составлением по данной ведомости сметной документации подрядчиком и подачей на согласовании заказчику;
  3. Проверка и согласование смет заказчиком;
  4. Приемка работ заказчиком в соответствии с ведомостью объемов работ и сметой (при необходимости производится корректировка смет) на основании Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 ;
  5. Оплата выполненных работ согласно справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 .

Проверка смет (анализ сметы) на первоначальном этапе перед началом производства работ позволит значительно сократить расходование денежных средств (любой подрядчик закладывает минимально 30% завышения стоимости своих услуг). Проверка (анализ) сметной документации (которая может изменяться) в процессе производства работ устранит лишнее перерасходование средств на закупку дополнительных материалов и не нужных работ. Даже в самом запущенном случае, когда сметы не составлялись и не проверялись вовсе проверка смет может значительно сэкономить деньги за счет последовательного восстановления всего процесса работ с нуля, однако это намного сложнее по трудоемкости и с частью денег придется все-таки простится (за услуги на производство контрольных обмеров, частью завышения объемов работ, которые уже невозможно проверить и т.п.).

Таким образом, проверка сметы избавит от многих неприятных сюрпризов, таких как:

  • завышение объемов, производимых работ;
  • исключение стоимости работ, которые по факту не делаются (например скрытые работы);
  • исключение дублирующих расценок и работ;
  • завышение стоимости материалов и оборудования и т.д.

В соответствии с вышесказанным можно сделать один важный вывод: чем раньше заказчик (или подрядчик) начнет проверять сметы сам или поручит проверку сметы профессиональным инженерам-сметчикам тем больше он сэкономит денег и времени. Таким образом, анализ сметы на строительно-монтажные работы позволит наиболее оптимально использовать материальные ресурсы.

Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений. О порядке проведения такой проверки читайте в статье.

Казенные учреждения (в том числе являющиеся органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств) в силу норм ст. 221 БК РФ составляют бюджетную смету, а затем следят за исполнением показателей, отраженных в ней. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее – Общие требования). Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с Общими требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ). Этот документ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Для того чтобы установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы (объекта проверки), перед началом проведения контрольных мероприятий проверяющие должны изучить законодательную базу, устанавливающую:

  • требования к составлению, утверждению и исполнению учреждением сметы в проверяемый период;
  • порядок организации и проведения проверок. Например, Приказом председателя Контрольно-счетной палаты г. Казани от 01.10.2013 № 12 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению проверок в муниципальных казенных учреждениях Казани. Работники контрольно-счетных органов Казани руководствуются ими при осуществлении мероприятий контроля.

Новое в правилах составления бюджетной сметы

Обычно при проведении внешних контрольных мероприятий проверке подлежат предыдущие отчетные периоды (например, при проверке, осуществляемой в 2016 году, объект проверки – финансово-хозяйственная деятельность учреждения 2013 – 2015 годов), однако в зависимости от программы проверки могут проверяться документы и текущего финансового года. Принимая во внимание практику проверок, можно с большой долей вероятности утверждать, что, скорее всего, в 2016 году проверяющие не будут обращать внимание на правильность составления, исполнения и утверждения бюджетной сметы этого года, тем не менее полностью исключить возможность проверки бюджетной сметы 2016 года нельзя. В связи с вышесказанным автор посчитал необходимым в рамках данного материала рассмотреть новые положения порядка составления бюджетной сметы этого года. Эта информация позволит при необходимости своевременно внести изменения в смету.

Причиной корректировки Общих требований послужили изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ . Начиная с 2016 года такие указания применяются с учетом положений приказов Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н. С целью обеспечения сопоставимости сведений, содержащихся в данных указаниях и Общих требованиях, в последний из названных приказов Приказом Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н были внесены правки, которые распространяются на правоотношения, возникшие при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет казенных учреждений на 2016 год (п. 10 Приказа Минфина РФ № 201н).

Суть изменений заключается в следующем. Показатели бюджетной сметы на 2016 год формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Общих требований). В связи с этим из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, исключена графа 7 «КОСГУ». То есть с учетом произошедших изменений форма бюджетной сметы начиная с 2016 года предусматривает отражение раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджетной классификации и кода аналитического показателя в случае, если порядком составления, ведения и утверждения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.

Здесь же отметим, что казенные учреждения в составе квартальной и годовой отчетности начиная с отчетности за 2016 год будут составлять и представлять главному распорядителю бюджетных средств отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), в котором за отражаются показатели поступления, выбытия, изменения остатков средств в разрезе КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). В бухгалтерском учете казенных учреждений КОСГУ также подлежит применению (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку КОСГУ казенными учреждениями применяются в бухгалтерском учете и в отчетности, удобно, чтобы направления расходования средств в бюджетной смете отражались с детализацией по КОСГУ. Поэтому, несмотря на то что КОСГУ убрали из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, главные распорядители бюджетных средств в своем ведомственном документе, устанавливающем порядок составления, утверждения и согласования сметы, могут предусмотреть КОСГУ в рекомендуемой для применения подведомственными учреждениями форме бюджетной сметы КОСГУ.

Приказом Минфина РФ № 201н внесены поправки в правила утверждения бюджетных смет. В новой редакции п. 8 Общих требований установлено, что смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. Согласно ранее применявшейся редакции данного пункта утверждение бюджетной сметы возлагалось на руководителя главного распорядителя средств бюджета, который мог в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, теперь может утверждаться не только руководителем главного распорядителя средств бюджета, но и иным уполномоченным руководителем лицом.

Общими требованиями предусматривается возможность внесения изменений в бюджетную смету (п. 11 – 14 данного документа). Поправки в смету вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус. Поскольку начиная с 2016 года бюджетная смета составляется без детализации по КОСГУ, внесение изменений в бюджетную смету для перераспределения средств между статьями, подстатьями КОСГУ не требуется (новая редакция п. 11 Общих требований). После внесения изменений смета утверждается в порядке, установленном п. 8, 13 Общих требований.

Ведомственные приказы главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающие порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет подведомственными учреждени­ями, должны быть скорректированы в соответствии с требованиями новой редакции Приказа Минфина РФ № 112н.

Предмет проверки

При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения исследуются:

При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями БК РФ, ГК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, Общими требованиями, ведомственным приказом, устанавливающим порядок составления, утверждения и исполнения смет проверяемым учреждением, Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162 «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Анализ исполнения сметы

Проводя анализ исполнения учреждением сметы, проверяющие определяют:

  • отклонение кассовых расходов от фактических;
  • отклонение кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;
  • отклонение фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

  • изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
  • изучение состава и структуры расходов;
  • анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах;
  • выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;
  • обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения бюджетной сметы учреждения служит информация, как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

В статье 70 БК РФ содержится перечень расходов, финансовое обеспечение которых включает в себя обеспечение выполнения функций казенного учреждения. Среди таких расходов названы расходы:

  • на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Бюджетная смета каждого казенного учреждения включает в себя направления данных расходов. При проведении проверок сметы 2013 – 2015 годов проверяющими обращается внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка проводится путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2013 – 2015 годы в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и групп КОСГУ проверяются:

  • ведение учета и расходование средств на оплату труда, дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовым договором, начисление страховых взносов;
  • договоры на оказание услуг, в том числе всех видов услуг связи, договоры аренды помещений, договоры на приобретение коммунальных услуг (отопление, освещение, горячее и холодное водоснабжение, предоставление газа и электроэнергии, канализации, текущее содержание в чистоте зданий, дворов и иного имущества), их наличие и законность, соблюдение порядка закупки работ и услуг в соответствии с действующим законодательством, правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, оказанные услуги;
  • поступление нефинансовых активов учреждения;
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, бюджетам;
  • расходы, связанные с уплатой налогов, выплатой стипендий, возмещения убытков и вреда, прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Так, в ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по оплате труда (подстатьи 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» КОСГУ ) на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, устанавливаются:

  • соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
  • источники выплат по заработной плате, надбавкам, дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода необходимо установить, по каким причинам он допущен и за счет каких источников осуществлен;
  • правильность выплаты заработка в соответствии с установленными окладами, надбавками, премиями, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при увольнении. Следует учитывать, что отдельным категориям работников бюджетной сферы ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа работы и уровня образования;
  • правильность выплат за , замещение отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными сотрудниками;
  • правильность выплат по пособиям, компенсациям, выплатам, обусловленным статусом сотрудников;
  • соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством отдельным категориям работников;
  • правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочие компенсации.

При проверке расходов по начислениям на заработную плату (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда») обращается внимание наполноту начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливаются правильность и своевременность выплаты пособий, принятия в зачем сумм страховых взносов при расчете пособий и других расходов за счет средств ФСС.

При проверке расходов на приобретение нефинансовых активов (статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») устанавливаются:

  • правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря;
  • целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;
  • правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
  • соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ, полноту оприходования и правильность списания;
  • правильность расходования средств на горюче-смазочные материалы, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом;
  • соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе государственных и муниципальных контрактов.

При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.

При проверкеправильности совершения учреждением командировочных расходов (подстатьи 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие работы, услуги») обращается внимание:

  • на законность и целесообразность расходования средств на служебные разъезды;
  • на правильность оплаты командировочных расходов (соблюдение утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации и возмещение расходов в пределах установленных норм);
  • на соблюдение порядка командирования и норм возмещения командировочных расходов.

При анализе расходов по прочим услугам и работам (подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», статья 290 «Прочие расходы») проверке подлежат следующие расходы:

  • на оплату научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, проектных и изыскательских работ, услуг по типовому проектированию;
  • на монтажные и пусконаладочные работы;
  • на противопожарные мероприятия;
  • на услуги по страхованию;
  • на услуги в области информационных технологий, типографские услуги, медицинские и санитарно-эпидемиологические работы и услуги;
  • на оплату текущего ремонта и реставрацию нефинансовых активов;
  • прочие текущие.

Нарушения составления и исполнения бюджетной сметы

Среди нарушений составления, утверждения и исполнения бюджетных смет можно выделить следующие нарушения требований законодательства:

  • отсутствие даты утверждения бюджетной сметы – несмотря на то что наличие такой даты предусмотрено формой сметы;
  • несоответствие наименования получателя бюджетных средств, указанного в бюджетной смете, наименованию, отраженному в уставе казенного учреждения;
  • несоответствие КБК, указанных в бюджетной смете, бюджетной росписи;
  • несоответствие формы бюджетной сметы, применяемой учреждением, форме сметы, рекомендуемой для применения главным распорядителем бюджетных средств (значения, указанные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы);
  • отсутствие расчетных таблиц, обосновывающих сметные показатели, являющиеся неотъемлемой частью сметы. Согласно п. 6 Общих требований к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

В завершение сделаем следующие выводы:

1. Проверка правильности составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.

2. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ № 112н. Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с данными требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений.

3. При проверке контролеры обращают внимание:

4. Начиная с 2016 года бюджетная смета составляется в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Изменения в Приказ Минфина РФ № 112н были внесены Приказом Минфина РФ № 201н.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета.

Фактические расходы – это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.

Составление смет на разные виды работ идет по установленным исходным данным это - дефектная ведомость, ведомость объемов работ, акты осмотра, судебные предписания и др. Исходные данные предоставляет как сам Заказчик, так и проектный институт.

Кто должен проверить составленную смету:

  • Объемы работ может проверить куратор, начальник участка, мастер, инженер ПТО;
  • При наличии сметного отдела у Заказчика смету от подрядной организации он может проверить сам;
  • Если объект федерального уровня (заказ от муниципалитетов) то проверку ее будут проводить в государственной экспертизе;
  • Возможны проверки КРУ (контрольно-ревизионного управления).
  • Проведение независимой оценки на достоверность применения расценок и коэффициентов в специализированных компаниях. Если иного не указано в Контракте.

Например. Может быть такая ситуация. Проведение ремонта в учебных заведениях. Там нет своего сметчика. В этом случае лучше на этапе подписания Договора подряда, обратиться подрядчику с проверкой его сметы и выдачей заключения в гос.экспертизу.

Кто подписывает смету "Согласовано", "Утверждаю", составил, проверил:

При разработке проектной документации, как правило всегда составляется смета для оценки стоимости работ, материалов, оборудования. Чаще всего ее подписывает только тот кто ее составил: инженер-сметчик.

Проверяет смету начальник сметного отдела или контрольно-ревизионное управление предприятия.

Согласует смету чаще Директор подрядной организации: ФИО, подпись, печать, дата.

Утверждает смету Заказчик в лице Директора: ФИО, подпись, печать, дата.

Количество подписей на локальном сметном расчете может быть и больше. В зависимости от структуры предприятия.

Например, крупный завод: сначала ее может подписать мастер или начальник участка отвечающий за объемы работ которые планируется выполнить, затем начальник цеха подтверждающий наличия запланированного ремонта в этом году, далее подписывает отдел главного энергетика или отдел главного механика о выделении запланированных средств, затем плановый отдел и т.д.

Пиши вопросы и комментарии...

Редакция Радми.ру

Строительные работы - это очень сложный технологический процесс, который включает в себя множество самых разных этапов. И, как и многие другие подобные процессы, этот никак не может обходиться без правильного ведения обширной документации. В случае ремонта "своими руками", составляется самостоятельно, но если вы решите , то исполнитель сам предоставляет рабочую документацию. Главным документом, в котором определены все виды строительных работ (включая монтажные и отделочные), обозначены объемы и цены, состав материалов, считается смета.

Проверка сметы, изготовленной подрядной организацией, необходима для того, чтобы исключить возможность фальсификаций. Часто подрядчик пытается занизить стоимость некоторых материалов или сознательно исключает часть работ из перечня. Проверка сметы позволит выявить факты этих нарушений. Все работы, которые не были включены изначально в документацию, обойдутся потом дороже практически в половину стоимости. Проверка сметы позволяет заказчику проконтролировать инженера-сметчика, работающего на подрядчика. Все недочеты и скрытые факты станут известны сразу же, когда проводится проверка сметы.

Один из значительных подводных камней - это обозначение объемов и видов материала, необходимых для выполнения обозначенного количества работ. Проверка сметы выявит, где именно подрядчик занизил либо завысил данные по объемам.

Необходимо знать, что проверка сметы по любому из видов проектной документации тщательно выявляет верность определения количества работ, трудозатрат, обозначает их необходимость в нужном количестве по инструкциям фирм-изготовителей. Проверка сметы учитывает и тот факт, что не всегда подрядчик включает в расчеты коэффициент тех потерь, которые трудно восполнимы.

Проверка сметы обязательно учитывает верность начисления транспортных расходов, при этом включаются и складские затраты. Случается, что подрядчики рассчитывают транспортные затраты от полной сметной стоимости материалов и работ, проверка сметы выявит это начисление. Ведь в результате сумма получается неоправданно завышенной.

Итак, проводить расчет следует от цены материалов. Обеспечивает проверка сметы и величину косвенных начислений (представленных в процентном соотношении): сюда относят плановые накопления и все выявленные накладные затраты. Анализируют - не больше ли они предельно допустимых значений. Иногда в сметной документации подрядчика можно увидеть в составе материалов такое оборудование, амортизация и износ которого учитывается в накладных расходах.

Бывают случаи, когда подрядные организации представляют смету с укрупненными данными, в них не указывается цена работ и материалов, либо она представлена в абсолютном значении, без расшифровки по позициям. В таких случаях проверка сметы проводится на основании дополнительной калькуляции, предоставленной подрядчиком, чтобы определить единичную цену каждой позиции. Выполненная экспертами аналитическая работа поможет заказчику узнать все тонкости, нюансы и недочеты предложенной документации.

Подробно разработанных сметных документов достаточно мало на строительном рынке. А ведь только детализация работ поможет обнаружить «случайно забытые» пункты и узнать, разбирается ли подрядчик в технологии строительных работ, верно ли он использует материалы. Проверка сметы определяет, или нет излишних работ, которые не будут производиться. Например, закладывается увеличенный объем демонтажных работ (снесение перегородок, снятие электропроводки, сантехнического оборудования и так далее), в таких случаях заказчик не всегда может проконтролировать верность начислений. Проверка сметы гарантировано показывает, как выполнены расчеты подрядчика - детализировано или нет, ведь без завышения цен работают лишь единичные компании. Основное количество предлагают укрупненные расчеты, обозначающие десяток основных видов работ, где указана их стоимость либо, что хуже, вычисляют среднее значение, если принять расходы на квадратный метр площади, проверка сметы позволяет обнаружить продуманные схемы.

Подрядчики, которые предлагают итоговую стоимость на работы и отделочные материалы, экономят в первую очередь на заказчике. Заменяют качественную продукцию аналогичными, более дешевыми предложениями. Проверка сметы четко определяет, за какую работу внесли завышенную стоимость. Например, в одном случае инженерами была обнаружена грубая ошибка - при проверке уровня шума в помещении обнаружили, что значение контрольных показателей было почти таким же, как и у той стены, у которой не выполнялись шумоизоляционные работы. Анализ показал, что вместо детализированного списка действий, представили укрупненный. В сметной документации, рядом с пунктом «звукоизоляция стены» указали - «звукоизоляционные материалы». Не профессиональные исполнители не подозревали, что проверка сметы легко обнаруживает такие нюансы, а потому, вместо многослойной шумоизолирующей плиты приобрели тончайший пенополистирол и уложили его на поверхность стены. Поэтому проверка сметы показала, что при недостойном качестве работ, полная сумма строительства у таких «великолепных мастеров» была выше, чем у организаций, обладающих лицензиями.

Четко расписанные затраты на материалы подрядчики обычно не выполняют, и это сразу же определяет проверка сметы. После небольшого перечисления позиций наблюдается удивительное - «неучтенное», «прочее», «в случае надобности», «накладные расходы» и так далее и тому подобное. Стоимость, показанная в документах, никогда не бывает меньше, но проверка сметы легко демонстрирует эти недочеты. Эксперты любой авторитетной компании подтвердят, что никогда на практике не сталкивались с ситуацией, в которой подрядная организация вернула средства за неверно указанный материал. Проверка сметы обнаружит несоответствие, опытные инженеры проконтролируют чеки, и если «случайно» приобрели излишний материал, его обязательно найдут и не допустят перевозку на другие объекты.

Только при приобретении подрядчиками черновых материалов часто выявляется столько приписок, несоответствия технологии, воровства и устранения брака за счет материалов, приобретенных заказчиком, все эти нюансы помогает обнаружить только проверка сметы. Часто в «новостроях» исполнители строительных работ предлагают соседям приобрести материалы, закупленные с излишком. Опытный инженер выявит жульничество очень просто, особенно если используются жидкие и (шпаклевки, грунтовки, гипсовые смеси…).

Иногда, чтобы победить в тендере, подрядчики занижают стоимость своих услуг, проверка сметы доказывает любые несоответствия. Зато после предоставления заказа фирме, вскрываются факты занижения, и заказчик вынужден понести дополнительные затраты. В результате деятельности по анализу документации, моно отметить, что бывают случаи, когда факты сокрытия реальных данных достигают 100% разницы от заявленной стоимости.

Следует знать, что проверка сметы поможет клиенту четко выяснить, что конкретно будет приобретено, куда направлено и соответствует ли это применению технологии. Для инвесторов, привыкших контролировать все самостоятельно, проверка сметы может не выполняться, им достаточно заказать в ответственной компании подробное описание технологических процессов ремонта или возведения здания. Оно предполагает указание стоимости на все услуги и материалы, согласно предоставленным размерам помещения. Подробно в инструкции разъясняются все нюансы по контролю над работами для возводимого объекта, хотя проверка сметы дает более качественный результат.

Но не только проверка сметы является основным профилем ответственных специалистов, они также должны осуществлять технадзор, контролируя затраты материалов и соответствие технологиям. Надо знать, что проверка сметы от подрядной организации никогда не будет излишней. Даже первоначальная проверка сметы может значительно сократить затраты, а также заранее обозначить возможные нарушения. При анализе сметной документации на материалы и работы все недочеты сразу выявляются. Так, если подрядчик при приобретении гипсокартона или элементов каркаса учитывает не отвечающие проекту и рабочей документации объемы, а затем применяет не те шпаклевочные смеси, то можно сделать вывод, что технологии работ ему не известны.

Любая ответственная строительная компания знает, что предоставление сметных услуг - это одно из наилучших решений для контроля над подрядчиком.

В общем, подытоживая вышесказанное, следует рассмотреть виды работ, которые обязана предоставлять своим клиентам любая авторитетная ремонтно-строительная фирма:

1). Разработка смет на строительство, тщательно проконтролированных по стоимости.

2). Анализ соответствия объемов проекту.

3). Подсчет договорных цен по всем работам.

4). Контроль верного использования коэффициентов, расценок и накруток - проверка сметы.

Услуги любой привлекаемой к строительству клиентами компании позволяют тщательно расписать каждый этап строительства, в результате расчета становится ясно, на что будут потрачены средства. Вся стройка разбивается на подробные детали - под учет попадает даже небольшой гвоздь.

Для реализации любого проекта требуются какие-то затраты, без разницы, какого характера - будь то материальные, финансовые или трудовые ресурсы. Сводный план финансовых затрат называется сметой расходов. Наиболее широко известны строительные сметы и бюджетные на содержание бюджетных учреждений). Анализируя строительную смету, можно понять стоимость тех или иных видов работ в деталях, бюджетную - общую стоимость, например, содержания детей в детском саду. Гарантией корректности данных является проверка достоверности смет, осуществляемая специализированными организациями или уполномоченными на это органами.

Проверка строительных смет

Проверка строительных смет, или, как ее еще называют, экспертиза смет, производится в обязательном порядке. На ее осуществление уполномочены только специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Проверка смет призвана выявить возможные факты мошенничества, допущенные проектной организацией на стадии проектирования. Это один из наиболее значимых моментов во взаимоотношениях подрядчика и заказчика. Любой инвестор заинтересован в том, чтобы работы были выполнены, а материальные затраты осуществлены в соответствии с фактически сложившимися на рынке ценами.

Проверка смет в строительстве осуществляется на:

  1. Возможное завышение цен на строительные материалы.
  2. Наличие ошибок, допущенных при исчислении объемов работ.
  3. Правильность и обоснованность применения различных корректирующих коэффициентов.

Основные нарушения, выявляемые при проверке строительных смет

Общая практика проверки достоверности смет в строительной отрасли показывает, что большинство допущенных нарушений носят следующий характер:

  • некорректная оценка предполагаемых объемов работ в сравнении с предоставленными строительными чертежами проекта;
  • допускаемые вычислительные ошибки при проведении математических подсчетов;
  • неверное применение расценок и поправочных коэффициентов и индексов удорожания из-за незнания сметчиком именно самой технологии строительного процесса.

Своевременно проведенная проверка смет позволяет выявить и устранить эти нарушения до начала производственного цикла.

Процедура проверки смет

Сам процесс проведения проверки смет в строительстве выглядит, как правило, следующим образом: заказчик, заинтересованный в рациональном и эффективном использовании находящихся в его распоряжении финансовых ресурсов, подыскивает независимую (это очень важный фактор!) организацию, имеющую соответствующую лицензию. Заключает с нею договор на проведение работ по экспертизе и сдает пакет документов, полученных от проектировщиков, в полном объеме с обязательным приложением всех имеющихся чертежей и технических рисунков.

Экспертная организация с помощью специального программного обеспечения делит проекты смет на затраты на материалы, эксплуатацию машин, оплату труда, сметную прибыль и накладные расходы. Затем инженер-сметчик проводит анализ имеющихся в его распоряжении локальных строительных смет и оценивает возможность вероятной экономии.

В процессе экспертизы могут быть не только выявленны лишние работы, но и установлены моменты отсутствия необходимых работ или произведены предложения замены одного вида работ другим, более эффективным. Так что экспертиза достоверности смет не всегда дает ощутимое снижение предполагаемых затрат, но всегда ведет к возможности наиболее рационального использования средств.

Образец сметы в строительстве можно найти на различных специализированных сайтах.

Проверка бюджетных смет

Проверкой смет бюджетных учреждений, как правило, занимаются различные органы, осуществляющие либо ведомственный, либо финансовый контроль. Бюджетные сметы составляют в условиях действующего законодательства исключительно казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения, не являющиеся получателями бюджетных средств (все финансовые потоки идут от учредителя в качестве так называемой платы (субсидии) за выполняемое государственное или муниципальное задание), бюджетных смет не составляют. Их основной финансовый документ - план финансово-хозяйственной деятельности.

Соответственно, субъектами финансового контроля в части составления бюджетных смет являются, в первую очередь, учредитель (ведомственный контроль) и различные контрольно-надзорные органы (казначейство, финансовые органы, контрольно-счетные палаты, контрольно-ревизионные органы и так далее).

Основные направления проверки

Проверка бюджетных смет проводится на:

  • достоверность расчета показателей фонда оплаты труда;
  • достоверность расчета и применение действующих расценок на услуги, касающиеся содержания имущества, находящегося в оперативном управлении проверяемого учреждения;
  • достоверность и обоснованность планирования государственных (муниципальных) закупок;
  • соответствие планирования расходования средств целям и условиям их предоставления.

Образец сметы для казенных учреждений можно посмотреть на официальном сайте Министерства финансов РФ.

Заключение

Как видно из вышеизложенного, проверка смет (так называемый предварительный контроль) - это очень важный аспект в реализации как различных инвестиционных проектов, так и в обыденной деятельности учреждений. Она позволяет выявить внутренние резервы, исключить вероятность допущения нарушений и избежать дополнительных издержек в виде наложения штрафных санкции от различного рода контрольно-надзорных органов.