Факторы психологического проявление деятельности малой группы. Психология малой группы

Понятие и виды малых групп

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами И группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феноменсоциального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 1).

Рис. I . Виды малых групп

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями (рис. 2). Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Рис. 2. Неформальная малая группа

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые .

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность .

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность - тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

4.2. Структура малой группы

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэио принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958). В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой (см. рис. 3).

Рис 3. Социограмма-мишень, представляющая взаимоотношения в группе, состоящей из 11 человек

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы. Исследования К.Фашо и С. Московичи (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, - децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Рис. 4. Типы коммуникативных структур малых групп

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы (см. таблицу 1).

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Разработчик
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер
Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Вдохновитель
Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор
Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель
Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер
Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик
Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый
Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Таблица 1. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки (Адаптировано из Benne and Sheets, 1948, из книги Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб: Питер, 1997).

Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния . В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д,Френч, Б,Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

4.3. Развитие малой группы

Формирование малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором - наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях ( «интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

    эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

    открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

    принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

    «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

    «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

    «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

    «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53).

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

    Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

    «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

    «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

4.4. Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего - эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И.Донцова {1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.

Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

Что такое малая группа в психологии?

В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10-12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

Отличительные признаки

Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

  1. Регулярные встречи участников.
  2. Формирование единой цели, задач.
  3. Общая деятельность.
  4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
  5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
  6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
  7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Формальная группа

Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Классификация малых групп

По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

Структура

Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

  1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
  2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
  3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

Взаимоотношения участников малых групп

Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

Не стоит недооценивать роль Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

индивида в малой группе?

Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

При выборе средств и методов психологических исследований в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

Понятие лидерства в малой группе

Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер - это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель - это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

Управление малыми группами

С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

  1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
  2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
  3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии - понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.

Психология малых групп является значимой частью научного интереса ученых, ведь люди живут и работают в таких общностях. Исследователей привлекают данные, которые смогут пролить свет на закономерности возникновения и функционирования такого образования, механизмы его развития и процессы, которые в нем происходят.

К определению понятия

Малая группа - это в психологии такая общность, которая имеет небольшой состав, а ее члены скооперировались на основе единой цели и характеризуются реальным личным контактом, что служит базой для образования группы как таковой.

Общественно-экономические условия являются детерминантами возникновения малой группы. Во-первых, социум и его экономические отношения стимулируют создание так называемых ячеек, в которых происходит формирование начальных ценностных ориентаций, которые в будущем становятся основой общества. Во-вторых, индивид - это стадное существо, и поэтому он желает стать одним из элементов социально значимой, престижной группы, где сможет самоутвердиться. Со временем малые группы в социальной психологии достигают своего наивысшего уровня развития и становятся коллективом, который характеризуется строгой структурой, регламентацией жизни, наличием авторитетного руководителя, отсутствием конфликтных ситуаций, высокими моральными ценностями и благоприятным климатом, дружескими отношениями и сплоченностью участников. Коллектив способствует творческому и всестороннему развитию индивида.

Виды малых групп

Психология малых групп уже накопила много знаний, в связи с этим существует несколько классификаций этого феномена.

Формальная группа отличается заданной структурой извне, например, школьный класс. Ее функционирование зависит от установленных заранее правил, инструкций, положений и фиксируемых целей. Неформальная образуется с учетом личностных предпочтений. "Клеем" для этой общности являются личные симпатии и антипатии ее участников.

Слаборазвитые группы находятся на первой стадии своего онтогенеза, а высокоразвитые, как утверждает социальная психология малой группы, характеризуются едиными, общими интересами и конечными целями, присутствием развитой сети отношений, высоким уровнем сплоченности. Самая развитая форма такого образования - это коллектив.

К характерным признакам коллектива относят:

  1. Общую деятельность, которая имеет направление на определенный предмет. В связи с этим люди работают в одном месте, используют совместные средства.
  2. Четкую структурную организацию, с которой согласны все члены, а их желания выражает доверенное лицо (управляющий).
  3. Наличие общих идей, размышлений, единых моральных и этических норм и правил, близких отношений.

Также психология малой группы выделяет диффузные (объединение на основе совместных эмоций и переживаний) и сплоченные общности (основываются на тесных взаимоотношениях).

Еще есть референтные группы, которые считаются примером и отвечают интересам, потребностям, желаниям, симпатиям их членов. В нереферентных группах люди только трудятся.

Структура группы

Проблема малой группы в психологии включает исследования, касающиеся ее структурных компонентов, которые представляют устойчивые взаимосвязи. Жизнедеятельность объединения, его продуктивность и удовлетворенность зависят от особенностей таких связей. На структуру влияют и внешние, и внутренние факторы. Бывает такое, что отношения складываются так, как решил кто-то извне. Малые группы в социальной психологии изучались всесторонне, что привело к осмыслению их структуры, включающей элементы, которые будут описаны ниже.

Композиционная подструктура

Это система социально-психологических свойств участников объединения, которые имеют большую значимость для целостности. Количественный и качественный показатели важны в этом случае. Также стоит учитывать национальные особенности, социальный статус и происхождение участников, ведь эти характеристики будут влиять на активность, межличностные отношения, образование неформальных микрообъединений, ролевую позицию и т. д.

Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений

В этом аспекте психология малых групп изучает реальные связи между членами, симпатии и антипатии, которые легко выявить благодаря социометрическому методу. С помощью социометрии можно определить, есть ли взаимные предпочтения у членов группы, какая система межличностных и эмоциональных связей здесь присутствует. Люди отвечают на вопросы, которые предусматривают ответы в виде выбора нескольких участников с положительной и негативной стороны. Например, кого человек хочет видеть на своем дне рождения и кого не хочет. Выбирают трех членов группы в качестве ответа на каждый вопрос.

Коммуникативная подструктура

Психология больших и малых групп в этом аспекте занимается определением позиции каждого участника объединения в различных информационных системах, которые есть между ними самими и являются связанными с внешним миром. Степень владения информацией и знаниями влияет на статус члена в группе, поскольку он обладает особым доступом к возможности получить и хранить сведения, что, соответственно, и обеспечивает ему специфическую роль. Анализом коммуникативных связей, которые влияют на продуктивность общей деятельности, занимался Кричевский. Психология малой группы стала обобщенным трудом этого ученого. Важным моментом является в информационном потоке и наличие или отсутствие негативной эмоциональной атмосферы.

Подструктура функциональных отношений

В ней проявляются различные взаимозависимости участников, которые возникают из-за определенных ролей и способности выполнять некоторые обязанности.

Вообще, психология малой группы говорит о сложности этого образования. Люди в нем могут занимать разное положение, иметь различный статус, выполнять определенные функции и ощущать некоторое отношение к себе других членов, в зависимости от индивидуальных и социально-психологических свойств.

Составляющие группы

Малая группа - это в психологии субъект деятельности, наделенный самостоятельностью, поэтому его можно охарактеризовать с психологической точки зрения. Для нее, как и для любой другой общности, которая имеет единую духовную жизнь и психологию, свои особенности, которые не могут быть сведены к суммарному количеству индивидуальных характеристик людей, характерны собственные составляющие, а именно:

  • Взаимоотношения в группе.
  • Устремления группы.
  • Настроения в группе.
  • Традиции группы.

Взаимоотношения

Психология взаимоотношений в малых группах интересуется субъективными отношениями, которые возникают как результат разнообразных интеракций ее участников и сопровождаются разными по полюсу эмоциональными переживаниями личностей. Для системы межличностного взаимодействия характерна стихийность из-за внутренних психологических условий. Поначалу эту систему трудно распознать, ведь на таком этапе ей не свойственно организационное оформление. Но это совсем не умаляет ее значимости, поэтому понятие малой группы в психологии должно тщательно исследоваться. Межличностные связи становятся базой для формирования всех других элементов объединения, установления взаимных правил, норм жительства, межличностных оценок, совместного переживания и сочувствия, проявления соперничества, конкуренции и самореализации.

Компоненты взаимоотношений

Структура взаимоотношений представлена тремя взаимосвязанными компонентами: это когниция, эмоция и поведение.

Когнитивный аспект - это совокупность таких психических явлений, как ощущение, память, восприятие, мыслительные аспекты, представление, воображение. Благодаря этим функциям человек во время взаимодействия может познавать характеристики своих партнеров, их когнитивные явления. Вследствие взаимного восприятия друг друга у индивидов создается некое взаимопонимание и отношения.

Эмоциональный аспект представлен положительными и отрицательными переживаниями, которые возникают у человека под воздействием других людей и конфигурации индивидуальных характеристик их психологии. Выражается этот компонент в антипатиях, симпатиях, удовлетворенности собой и партнерами, делом. В группе часто наблюдается отождествление 2-х субъектов, сопровождаемое таким феноменом, как эмпатия (эмоциональный отклик на чувства другого, сопереживание и сочувствие).

Регулирует взаимоотношения поведенческие аспект. В его состав входят мимика, пантомимика, жестикуляция, речь, поступки, которые выражают отношение конкретного индивида к остальным и к объединению в общем.

Групповые устремления

Составляющие групповых устремлений представлены целями, потребностями, мотивами, включающими интересы и ценности, задачами, которые являются базой поведения и общих усилий участников образования.

В таких устремлениях можно увидеть совместные и одновременно индивидуальные цели и задачи каждого члена группы, благодаря которым они смогут реализовать свои потребности, чаяния, запросы и интересы. Такая направленность выполняет функцию компаса, что помогает ориентироваться группе и придерживаться одного вектора развития. Устремления обеспечивают опосредствованный контроль за промежуточными результатами деятельности и жизни в целом. Также они могут постоянно регулировать общие усилия и активные начинания в зависимости от обстоятельств и условий действительности.

Мы упоминали о целях, потребностях и мотивах. Под целями понимаются наиболее важные для группы объекты, феномены, задания, которые являются истинной сутью их активности. Они могут отличаться близостью или дальностью достижения, общественной значимостью или важностью лишь для определенной группы. Цель говорит о роли деятельности в общественной жизни. То, что необходимо для группы - это потребности. А вот побудительными силами совместной активности выступают мотивы. Они заставляют индивидов заниматься тем или иным делом, которое часто является причиной их объединения.

Групповое мнение и групповые настроения

Под этим понятием понимают оценочные суждения, выражающие совместное отношение или отношение большинства к некоторым ситуациям, объектам, людям, которые находятся и во внутренней, и во внешней среде. Групповое мнение психология малых групп использует в качестве показателя развитости объединения, уровня его сплоченности и продуктивности.

Суть второго понятия заключается в сложных эмоциональных состояниях, в общем эмоциональном настрое группы, системе переживаний, которые овладевают участниками в какой-то момент времени. Этот феномен влияет на все проявления в образовании и придает ощутимую окраску.

Групповые настроения представлены общими переживаниями определенных ситуаций и сведений; сходными эмоциональными состояниями, которые могут овладеть или всей группой, или ее частью; стойким настроем, влияющим на поступки, поведенческие реакции людей.

Традиции

Каждое объединение, которое функционирует длительное время, выработало свои нормы, правила, стереотипы поведения. Традиции не возникают просто так, ведь для их установления группа должна пройти ряд этапов своего развития. Они включают как стандартные положения совместного существования, так и специфические, характерные только для этой конкретной группы. Традиции становятся потребностью, их соблюдение приносит удовольствие. Многообразие этого феномена впечатляет. Они подразделяются на несколько видов: общенародный, национальный, классовый. Традиции и обычаи имеют огромное значение для сплоченности группы, каждый член начинает ощущать себя частицей целого. Также можно открыть для себя ритуалы, которые иногда входят в привычку и на них не обращают внимания. Но если что-то пропустить, бессознательное сразу даст знать и человек почувствует дискомфорт от нехватки чего-то важного, тогда сознание выведет это ощущение на осознаваемый уровень.

Группа - это отдельный психологический феномен, который функционирует по собственным принципам и механизмам. Логично, что ученых интересуют эти положения и они занимаются изучением этих проблем, чтобы затем обобщить полученные знания.

Лекция 10.Группа как социально-психологический феномен, проблемы малой группы в социальной психологии

Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. Психологические особенности больших групп. Стихийные группы и массовые движения.

Понятие малой группы. Основные характеристики малой группы. Виды малых групп. Основные направления в исследовании малых групп.

Вопросы:

1. Понятие малой группы в социальной психологии.

2. Классификация малых групп.

3. Модели развития малых групп.

4. Психология больших социальных групп.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Следует выделять непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свой особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляюших, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.



Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

Классификация малых групп.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные - это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.

Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

  • лабораторные и естественные группы,
  • организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,
  • открытые и закрытые группы (по степени открытости),
  • стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования),
  • членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

Говоря об истории исследований малой группы, выделяются следующие подходы зарубежных исследователей:

  • теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил.
  • интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.
  • теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему.
  • социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.
  • психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности.
  • общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы, мотивация.
  • эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного анализа.
  • формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.
  • теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания.

В отечественной групповой психологии выделяются следующие исследовательские подходы:

  • деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского. Также упоминается предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемая Е. М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов совместной деятельности.
  • социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических процедур.
  • параметрическая концепция была разработана Л. И. Уманским. Основная идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.
  • организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят психологи ленинградской школы во главе с Е. С. Кузьминым, проведшие многочисленные прикладные исследования групп и коллективов.

Что касается методологических принципов исследования группы, то авторы выдвигают как основные три следующих:

  • принцип деятельности,
  • принцип системности,
  • принцип развития.

Когнитивный (познавательный) план анализа групповых феноменов признается возможным в работе с малой группой. Чтобы быть уверенным, что полученные данные отражают картину реальной групповой жизни, необходимы:

  • опора на определенные методологические положения по проблеме сознания,
  • учет ряда закономерностей в области социальной перцепции,
  • использование соответствующих психометрических процедур.

Методологические средства анализа находят приложение в особо выделяемом авторами модельном подходе к изучению группы.

Здесь показано, как происходит складывание малой группы. Для этого:

  • раскрываются лежащие в его основе причины,
  • рассматривается последовательность движения группы по пути обретения ею признаков действительной коллективности,
  • описываются некоторые механизмы групповой динамики.

Возникновение организованной малой группы рассматривается как двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении ее в качестве формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи.

  • стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.
  • параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: содержание нравственной направленности группы - единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций, организационное единство группы, групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В зависимости от каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа конгломерат, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу, сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации и автономизации. Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
  • двухфакторная, или двумерная модель Б. Такмена описывает динамику группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа. Наличие двух сфер групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), положение группы в гипотетической последовательности развития, то есть, в соответствующей стадии. В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов.

    В сфере межличностной активности:

    • стадия проверки и зависимости,
    • стадия внутреннего конфликта,
    • стадия развития групповой сплоченности,
    • стадия функционально-ролевой соотнесенности.

    В сфере деловой активности:

    • стадия ориентировки в задаче,
    • стадия эмоционального ответа на требования задачи,
    • стадия открытого обмена релевантными интерпретациями,
    • стадия принятия решений.

Особо рассматривается развитие группы в экстремальных условиях и частные модели группообразования, где внимание обращается на какой-либо один аспект развития малой группы.

В плане раскрытия механизмов группообразования выделяют:

  • разрешение внутригрупповых противоречий, различные типы которых описаны А. Г. Кирпичником (противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиление тенденции включения личности в групповую структуру) и Ф. Шамбо.
  • “идиосинкразический кредит”, понимаемый Е. Холландером как своеобразное разрешение группы на отклоняющееся поведение, как одно из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности,
  • психологический обмен, рассматриваемый на примере одной из его разновидностей - ценностного обмена, понимаемого как обоюдное удовлетворение сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них другой стороне соответствующих ценностей, и рассмотренных на примере данных И. Олтмена, Д. Тейлора.

Также рассматривают характеристики сложившейся малой группы, особо выделяя структуру группы, функционирующие в группе нормы и групповую сплоченность.

При анализе структурной характеристики малой группы подчеркивается ее разномерность и разноуровневость.

Поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в “пространстве” группового функционирования. Различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений, деловых и эмоциональных. Реализация определенных инстуционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы порождает систему так называемых официальных отношений. Неофициальные отношения - отношения эмоционального типа, представляют собой различные неинструментальные формы межличностного общения. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей, правомерно говорить и о соподчиненности производных от них систем отношений в групп, их поуровневом расположении. Имея в виду организационную целевую малую группу, это расположение может быть описано следующим образом: официальные отношения - неофициальные деловые отношения - неофициальные эмоциональные отношения.

Модель многоуровневой структуры, разработанная А. В. Петровским, включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. Центральным звеном представляется сама предметная деятельность группы. Она определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Три последующие страты являются психологическими. В первой фиксируются отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности. Третий уровень представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Другой возможный ракурс рассмотрения групповой структуры связан с ее пониманием как многомерного образования. Чаще всего упоминаются следующие измерения групповой структуры:

  • формально-статусное, дающее представление о субординированности позиций в системе официальных отношений,
  • социометрическое характеризует субординированность позиций в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляет собой аналог неформальной статусной структуры группы,
  • модели коммуникативных сетей свидетельствуют о субординированности позиций в зависимости от расположения индивидов в системах информационных потоков и концентрации в них той или иной касающейся группы информации. Центральным моментом является выяснение эффективности решения группой проблем в условиях централизованных и децентрализованных коммуникационных сетей. К числу факторов, объясняющих, каким образом модели коммуникационных сетей определяют групповую эффективность, относятся:
    • способность членов группы к развитию организационной структуры,
    • степень свободы, с которой личность может функционировать в группе,
    • насыщение или информационная перегрузка, испытываемая членами группы в позициях коммуникативной сети,
    • уровень развития малой социальной группы.
  • позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Д. Френч и Б. Равен выделяют пять типов социальной власти: вознаграждающая, принуждающая, лигитимная, референтная и экспертная.
  • лидерство отражает субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.
  • Выделяется два класса моделей групповой структуры: - статические описывающиеся элементами формальной логики и теории графов,
  • ориентированные на процесс и подчеркивающие временные изменения в структуре. Авторы рассматривают три такие модели:
    • Внешняя и внутренняя система Д. Хоманса, основанная на представлении о некоторых основных элементах группового поведения, к которым он относит индивидуальные действия членов группы, их эмоциональные отношения друг к другу и их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения. Каждая группа имеет своеобразную границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная. Элементы группового поведения во внешней среде образуют внешнюю систему. Лежащие в основе группового поведения элементы, непосредственно не побуждаемые внешней средой, составляют внутреннюю систему.
    • Двухмерная модель Р. Бейлса делает акцент на взаимодействие делового и межличностного аспектов групповой структуры. Возрастающая в процессе решения стоящей перед группой задачи функциональная специализация участников ведет к дифференциации их позиций, перераспределению в доступе к имеющимся ресурсам и различиям в степени влияния на партнеров. Для успешного функционирования группы необходимо сбалансированность инструментального и экспрессивного измерения.
    • Предложенная Р. Кеттеллом концепция группового поведения получила название теории групповой синтальности. Ключевое понятие теории - понятие синергии, индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Часть синергии расходится на сохранение существования группы, часть направляется на достижение целей, ради которых группа создана.

Существенная характеристика жизни сложившейся малой группы - функционирование в ней процессов нормативного поведения, то есть, поведения, связанного с реализацией групповых норм. Основными положениями в характеристике функционирования норм в малой группе считаются следующие:

  • нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью.
  • группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, а формирует их лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.
  • нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях.
  • нормы различаются по степени принятия их группой.
  • нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности и диапазону применяемых санкций.

При классификации различных разработок нормативного поведения были выделены три крупных блока:

  • исследование нормативного влияния группового большинства были стимулированы работами С. Аша, положившими начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства - своего рода групповой нормой. Условия, способствующие его развертыванию, выделены в лабораторных экспериментах на индивидуально-личностном, групповом и деятельностном уровне. Делаются попытки выделения разновидностей конформного поведения. Л. Фейстингером описана публичная конформность. М. Дойчем и Г. Джералдом указаны два типа социального влияния на конформность в группе: нормативное и информационное, которые легли в дальнейшем в основу информационной теории конформности. В. А. Чудновский выделил два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее. Г. Келмен описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация.
  • исследования нормативного влияния группового меньшинства берут начало в исследованиях С. Московиси, чья функционалистская модель социального взаимодействия проясняется следующими положениями:
  • влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется односторонне,
  • функция социального влияния состоит в том, чтобы сохранять и укреплять социальный контроль,
  • отношения зависимости обусловливают направление и величину социального влияния, осуществляемого в группе,
  • формы, в которых выступает процесс влияния, зависят от состояния неопределенности, испытываемого субъектом, и его потребности редуцировать эту неопределенность,
  • согласие, достигаемое благодаря взаимному обмену влиянием основывается на объективной норме,
  • все процессы влияния должны быть поняты как проявления конформности.

В рамках этой концепции изучаются поведенческий стиль меньшинства, социальные изменения и инновации, трактуемые подобно социальному контролю, как проявления влияния, “эффект ореола”.

Экспериментальная работа Ч. Немет показывает, что влияние меньшинства и большинства различается не только силой и открытостью, но и характером вызываемых у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения.

Изучение последствий отклонения от групповых норм С. Шехтером представляет третье направление изучения нормативного поведения в группе. Оно показывает нам динамику развития и функции давления группы на отклоняющегося члена.

Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:

  • сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы,
  • сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных:
  • мотивационная основа тяготения субъекта к группе,
  • побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно,
  • ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия.
  • сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А. В. Петровским.

Г. М. Андреева и А. И. Донцов, соотнеся три психологических уровня (страта) разработанной А. В. Петровским модели многоуровневой структуры межличностных отношений с различными возможными проявлениями сплоченности, нашли, что третьему психологическому уровню модели соответствует сплоченность, базирующаяся преимущественно на эмоциональных контактах членов группы, второму психологическому уровню - сплоченность, выраженная в совпадении у них ценностей, связанных с процессом совместной деятельности, первому уровню - сплоченность, в основе которой лежи т разделение всеми членами группы общих целей групповой деятельности, то есть, сплоченность как единство целей групповой деятельности или целевое единство группы.

Экспериментальное воплощение представлено тремя крупными исследовательскими направлениями. Первое, связанное с работами Р. С. Немова и Ю. В. Янотовской, ориентировано на изучение специфики ценностно-ориентационного единства в группах, различающегося по характеру реализуемой ведущей деятельности. работы второго направления, выполненные Т. Б. Давыдовой, В. В. Шпалинским и др., содержат материалы о связях ценностно-ориентационного единства группы с процессами социального контроля в ней, ее организованностью и работоспособностью. Третье направление представлено исследованиями А. И. Донцова, выделившего одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности.

В качестве целостной системы малая группа вписана в определенную среду: физическую, техническую, социальную. Экологические факторы обуславливают многие поведенческие эффекты индивидуального и группового характера, в ряде случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления и отражаясь на эффективности функционирования группы.

Другая важная определяющая групповой динамики - личностные особенности участников группового процесса. Их рассмотрение построено на работе М. Шоу, который, пытаясь сгруппировать характеристики членов группы, разбил их на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол, образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты личности, которые были сгруппированы в пять крупных блоков:

  • межличностная ориентация
  • социальная сензитивность
  • стремление к власти
  • надежность
  • эмоциональная устойчивость.

Предлагается альтернативный подход, определяющийся необходимостью обязательного соотнесения тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с ее деятельностным контекстом, то есть реализуемыми группой типами совместной деятельности.

Влияние личности на групповой процесс осуществляется через систему межличностных отношений, связывающих членов группы в единое целое и на молекулярном уровне представленном внутридиадным “полем”. Первичным структурным компонентом этих отношений выступает социально-перцептивный акт, в развитых своих формах испытывающий воздействие многочисленных факторов и в свою очередь воздействующий на эффективность группового функционирования. Развертывание внутригрупповых межличностных отношений многообразно: оно идет как к гармонизации, отражающейся в совместимости членов группы, так и к дисгармонизации, примером которой является межличностный конфликт.

На всем протяжении процесс группового функционирования может рассматриваться как решение группой стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового процесса и его эффективность. Что же касается собственно решения групповой задачи, то оно может быть описано совокупностью разнообразных социально-психологических феноменов (типа сдвига риска, групповой поляризации и т.п.), представляющих те или иные моменты как целостной жизнедеятельности группы, так и поведения отдельных ее членов.

Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий. Пятая глава рассматриваемой работы посвящена основам феноменам управления малой группой: лидерству и руководству. В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство может оказывать влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: официальных и неофициальных.

  • руководство трактуется как системный феномен, предполагающие вероятностный характер связи между важнейшими его переменными (модель Ф. Фидлера),
  • руководство как реализация обмена в системе взаимодействия “руководитель - группа (подчиненный)” (модель Д. Грена),
  • руководство как когнитивный (познавательный) феномен, являющийся следствием процессов социального восприятия (модель С. Грина и Т. Митчелла).