Основные правила техники безопасности при гибки металла. Современный транспорт. Основы использования инструментария

- 224.50 Кб

Правильно изогнутыми считаются трубы без вмятин, выпучин, складок.

  1. Правила техники безопасности при правке и гибке металла.

Молотки и кувалды должны иметь надежно заклиненные, крепкие, без сучков и трещин рукоятки.

Рабочие части молотков, бородков, подкладок, оправок не должны иметь расклепа.

Обрезки металла необходимо собирать и складывать в отведенный для них ящик во избежание порезов ног и рук.

Листы очищать только металлической щеткой, а затем ветошью или концами.

Правку металла проводить только на надежных подкладках, исключающих возможность соскальзывания металла при ударе.

Подсобный рабочий должен держать металл при правке только кузнечными клещами.

При засыпке трубы песком перед гнутьем в торце одной из пробок необходимо сделать отверстие для выхода газов, иначе может произойти разрыв трубы.

При гнутье труб в горячем состоянии поддерживать их только в рукавицах во избежание ожогов рук.

  1. Виды и причины брака.

При правке основными видами брака являются вмятины, следы от бойка молотка, который имеет негладкую и неправильную форму, забоины на обработанной поверхности от ребер молотка.

Указанные виды брака являются следствием неправильного нанесения ударов, применения молотка, на бойках которого имеются забоины и выщербины.

При гибке металла браком чаще всего являются косые загибы и повреждения обработанной поверхности. Такой брак появляется в результате неправильной разметки или закрепления детали в тисках выше или ниже разметочной линии, а также неправильного нанесения ударов.

  1. Заключение

Ручную правку производят специальными молотками с круглым, радиусным или вставным из мягкого металла бойком. Тонкий листовой металл правят киянкой (деревянным молотком).

При правке металла очень важно правильно выбрать места, по которым следует наносить удары. Силу удара необходимо соизмерять с величиной кривизны металла и уменьшать по мере перехода от наибольшего прогиба к наименьшему.

При большом изгибе полосы на ребро удары наносят носком молотка для односторонней вытяжки (удлинения) мест изгиба.

Полосы, имеющие скрученный изгиб, правят методом раскручивания. Проверяют правку «на глаз», а при высоких требованиях к прямолинейности полосы - лекальной линейкой или на проверочной плите.

Металл круглого сечения можно править на плите или на наковальне. Если пруток имеет несколько изгибов, то правят сначала крайние, а затем расположенные в середине.

Наиболее сложной является правка листового металла. Лист кладут на плиту выпуклостью вверх. Удары наносят молотком от края листа по направлению к выпуклости. Под действием ударов ровная часть листа будет вытягиваться, а выпуклая выправляться.

При правке закаленного листового металла наносят несильные, но частые удары носком молотка по направлению от вогнутости к ее краям. Верхние слои металла растягиваются, и деталь выпрямляется.

Валы и круглые заготовки большого сечения правят с помощью ручного винтового или гидравлического пресса.

Ручную гибку производят в тисках с помощью слесарного молотка и различных приспособлений. Последовательность выполнения гибки зависит от размеров контура и материала заготовки.

Гибку тонкого листового металла производят киянкой. При использовании для гибки металлов различных оправок их форма должна соответствовать форме профиля детали с учетом деформации металла.

Выполняя гибку заготовки, важно правильно определить ее размеры. Расчет длины заготовки выполняют по чертежу с учетом радиусов всех изгибов. Для деталей, изгибаемых под прямым углом без закруглений с внутренней стороны, припуск заготовки на изгиб должен составлять от 0,6 до 0,8 толщины металла.

При пластической деформации металла в процессе гибки нужно учитывать упругость материала: после снятия нагрузки угол загиба несколько увеличивается.

Изготовление деталей с очень малыми радиусами изгиба связано с опасностью разрыва наружного слоя заготовки в месте изгиба. Размер минимально допустимого радиуса изгиба зависит от механических свойств материала заготовки, от технологии гибки и качества поверхности заготовки. Детали с малыми радиусами закруглений необходимо изготовлять из пластичных материалов или предварительно подвергать отжигу.

При изготовлении изделий иногда возникает необходимость в получении криволинейных участков труб, изогнутых под различными углами. Гибке могут подвергаться цельнотянутые и сварные трубы, а также трубы из цветных металлов и сплавов.

Гибку труб производят с наполнителем (обычно сухой речной песок) или без него. Это зависит от материала трубы, ее диаметра и радиуса изгиба. Наполнитель предохраняет стенки трубы от образования в местах изгиба складок и морщин (гофров).

8. Список использованной литературы

1. Макиенко Н.И. “Слесарное дело” Изд.2-е, перераб. и доп. М.Профтехиздат, 2002.-384,г.Москва

2. Макиенко Н.И. “Слесарное дело с основами материаловедения”. Сельхозгиз, 2008г.

3. Митрофанов Л.Д. “ Производственное обучение слесарному делу”. Профтехиздат, 2010г.

4. Славин Д.О. “Технология металлов”. Учпедгиз, 2010г.

9. Приложение

Приложение № 1.

Рис. 1. Правка металлов: а - правильная плита, б - направление силы и место ударов при правке.

Приложение № 2.

Рис. 2. Приемы правки (рихтовки) закаленных деталей угольников.

Приложение № 3.

Рис. 3. Гибка металла двойного угольника в тисках.

Приложение № 4.

Рис. 4. Гибка труб:

а - в приспособлении: 1 - станина, 2 - подвижный ролик, 3 - неподвижный ролик, 4 - рычаг, 5 - рукоятка, 6 - хомутик, 7 - труба; б – вручную.

10.Рецензия

На письменную экзаменационную работу обучающегося группы № 32

Ф.И.О.

БОУ НПО «Профессионального училище № 18».

По профессии: «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»_________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___________________

Выполнено под руководством: мастера производственного обучения ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ____________

Общая характеристика письменной экзаменационной работы________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ________________

положительные стороны работы ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ________________________

недостатки в пояснительной записке и её оформлении ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________

заключение (оценка работы) ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________

Рецензент: ______________________________ ______________________________ ______

(Ф.И.О., должность, место работы)

______________________________ ______________________________ ______

«______» «__________» 20______г.

Зам.директора по УПР ____________________________Н. Н.Дедкова (подпись)

«______» «_________» 2012г.


Краткое описание

Данная работа рассказывает о некоторых слесарных работах, которые слесарь ремонтник обязан уметь выполнять.
В первой части последовательно изложены теоретические сведения, раскрывающие сущность процессов правки и гибки металлов, а также сведения об орудиях, средствах и предметах труда слесаря используемых при выполнении этих операций.
Во второй части рассмотрены техника безопасности при выполнении данного вида работах. В третьей части сосредоточены необходимые справочные материалы теоретического и практического характера, которые могут быть использованы при выполнении практической работы.

Содержание

Введение 4
Основные сведения о процессе правки и гибки металла 7
Правка металла 10
Разновидности правки металлов 10
Основы использования инструментария 11
Характеристика процесса правки 11
Правка полосового металла 12
Правка листового металла 13
Правка пруткового материала 13
Правка (рихтовка) закалённых деталей 13
Гибка металла 15
Характеристика процесса гибки 15
Правила техники безопасности при правке и гибке металла 18
Виды и причины брака 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложение 23
Рецензия 25

Правка - это слесарная операция, по выправке заготовок и деталей, имеющих вмятины, искривления, коробления.

Металл подвергается правке в холодном и горячем состоянии. Выбор способа правки определяется величиной прогиба, размерами детали и материалом.

Правке подвергаются только пластичные материалы - сталь, медь, алюминий и их деформируемые сплавы. Сила удара на краю изогнутости больше, на краю листа меньше.

Рихтовка- это правка закалённых деталей, а также деталей, изогнутых через ребро жесткости.

При рихтовке деталей удары рихтовальным молотком наносят по вогнутым (укороченным) сторонам заготовки. При этом металл в местах ударов пластически деформируется, укороченные слои металла удлиняются и деталь разгибается.

Правку полосового и пруткового металла выполняют на плитах и наковальнях. Удары молотком наносят по выпуклой части. Качество правки проверяют на глаз, линейками или на плитах.

Правильные плиты изготавливаются из стали или серого чугуна. Масса плиты должна быть в 80-150 раз больше массы молотка.

Молотки для правки применяют с круглыми полированными бойками. Молотки с квадратными бойками оставляют забоины на металле.

Деревянные молотки- киянки применяют для правки тонколистовых металлов.

Правку валов с небольшими искривлениями производят, нанося лёгкие удары молотком по вогнутой стороне вала, что приводит к её удлинению и исправлению вала. если усилие от молотка недостаточно, применяют винтовые или гидравлические прессы.

Выправленные таким способом валы, могут иметь внутренние остаточные напряжения, которые приводят к их искривлению при работе. Для устранения напряжений валы нагревают до температуры 400-500 градусов.

Правка методом подогрева применяется для исправления профильного металла (уголков, швеллеров) .

Правка ведётся безударным способом. Нагревают изогнутую часть паяльной лампой или газовой горелкой до тёмно-вишнёвого цвета 800-850 градусов, окружающие выпуклость части детали охлаждают мокрым асбестом или мокрой ветошью. При этом нагретые слои быстро уменьшают свою длину и разгибают деталь.

Гибка - способ обработки давлением, при котором заготовке или ёе части придаётся изогнутая форма.

Гибке подвергаются только пластичные материалы. Сущность гибки состоит в том, что под действием сил, превышающих внутренние силы упругости металла, заготовка пластически деформируется и одна её часть перегибается по отношению к другой на заданный угол.

Для гибки труб применяют наполнители которые предотвращают дефекты. Наполнитель оказывает давление на внутреннюю поверхность стенки трубы и препятствует изменению формы поперечного сечения. В качестве наполнителей при гибке труб используются жидкости и сыпучие материалы.

При гибке заготовки различные слои её в поперечном сечении ведут себя по разному. Слои на выпуклой части заготовки растягиваются, на вогнутой- сжимаются, а в средней не изменяют своей длины, и длина его до и после гибки остаётся постоянной. Поэтому средний слой- нейтральная линия может быть использован для определения длины заготовки изогнутой детали.

Развальцовка труб заключается в увеличении диаметра конца трубы или придания ему конической формы. Применяется при подготовке труб к образованию разъёмных и неразъёмных соединений

Конспект лекции по теме:

Резка металла

Резка сортового, листового и других металлов выполняется: без снятия стружки (ручными или механическими ножницами, труборезами, кусачками) и со снятием стружки (ручной ножовкой газовой электрической резкой)

Сущность резки ножницами в том. что под давлением пары встречных ножей, металл пластически деформируется и разделяется на части в плоскости движения ножей.

Чем тверже разрезаемый металл, тем больше угол заострения лезвия ножа, для мягких металлов он составляет 65 гр., для металлов средней твёрдости 70-75, для твёрдых металлов 80-85.

Для уменьшения трения ножей о разрезаемый металл лезвиям придают небольшой задний угол, равный 1,5-3 гр.

Ручные ножницы применяются для резки стальных листов толщиной до 0,5-1,0 мм, а для цветных металлов толщиной до 1,5мм.

По расположению режущих кромок ножницы делятся на правые (со скосом режущей части с правой стороны) и левые (со скосом режущей части с левой стороны)

Правыми ножницами удобно резать по прямой линии и по кривой без закруглений, т.к. постоянно видна разметочная риска. Левые ножницы применяются для резки по правой кромке листа против часовой стрелки.

Стуловы ножницы в отличии от ручных имеют большие размеры и применяются для резки листового металла толщиной до 3 мм



рис 1 Стуловые ножницы

рис 2
Расстояние между режущими кромками соседних зубов - шаг зуба у ручных ножовочных полотен может быть 0,8-1,6мм. Чем тоньше заготовка, тем мельче должен быть зуб. Чтобы облегчить резание, зубья ножовочных полотен отгибаются в стороны- разводятся.

Скорость резки должна составлять 30-60 рабочих ходов в минуту. Высокий темп резки приводит к перегреву и быстрому затуплению полотна.

Латунь и бронзу режут только новым ножовочным полотном. даже малоизношенные зубья не снимают стружку из-за низкого коэффициента трения этих сплавов

Конспект лекции

Тема по программе: "Обработка металла”.
Тема урока: "Гибка металла”.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:
Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат "Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока
I. Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II. Вводный инструктаж (45 минут)
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.
б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:
1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
5. Какой инструмент необходим для правки металла?
6. Как правят металл в горячем состоянии?
7. Как правят металлические листы?
3. Формирование новых понятий и способов действий:
3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:
Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.
Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.
Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.
Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.
Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:
При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
Работать можно только исправным инструментом.
При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами
3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.
3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).
3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
3.6. Показать приемы работы.
3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).
3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:
Показать правильную организацию рабочего места
Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
Как правильно гнуть проволоку?
Как правильно гнуть листовой металл?
Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
Как проверить правильность выполнения работ.
Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование
1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
2. Выдача практических заданий.
3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
6. Текущее инструктирование:
Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:
а) соблюдения последовательности технологического процесса;
б) правильного использования инструмента и оборудования;
в) организации рабочего места;
г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;
д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
1. Подведение итогов урока с анализом:
o выполнения планового задания,
o соблюдения технологии и техники безопасности.
2. Провести оценку качества работы уч-ся.
3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
4. Уборка и сдача рабочих мест.
5. Рефлексия:
o Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
o Ты помогал другим или тебе помогали?
o Что вызвало наибольшие затруднения?

6. Домашнее задание: по учебнику повторить:
1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.
2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.

Молотки и кувалды должны иметь надежно заклиненные, крепкие, без сучков и трещин рукоятки.

Рабочие части молотков, бородков, подкладок, оправок не должны иметь расклепа.

Обрезки металла необходимо собирать и складывать в отведенный для них ящик во избежание порезов ног и рук.

Листы очищать только металлической щеткой, а затем ветошью или концами.

Правку металла проводить только на надежных подкладках, исключающих возможность соскальзывания металла при ударе.

Подсобный рабочий должен держать металл при правке только кузнечными клещами.

При засыпке трубы песком перед гнутьем в торце одной из пробок необходимо сделать отверстие для выхода газов, иначе может произойти разрыв трубы.

При гнутье труб в горячем состоянии поддерживать их только в рукавицах во избежание ожогов рук.

Виды и причины брака. При правке основными видами брака являются вмятины, следы от бойка молотка, который имеет негладкую и неправильную форму, забоины на обработанной поверхности от ребер молотка.

Указанные виды брака являются следствием неправильного нанесения ударов, применения молотка, на бойках которого имеются забоины и выщербины.

При гибке металла браком чаще всего являются косые загибы и повреждения обработанной поверхности. Такой брак появляется в результате неправильной разметки или закрепления детали в тисках выше или ниже разметочной линии, а также неправильного нанесения ударов.

Заключение

Ручную правку производят специальными молотками с круглым, радиусным или вставным из мягкого металла бойком. Тонкий листовой металл правят киянкой (деревянным молотком).

При правке металла очень важно правильно выбрать места, по которым следует наносить удары. Силу удара необходимо соизмерять с величиной кривизны металла и уменьшать по мере перехода от наибольшего прогиба к наименьшему.

При большом изгибе полосы на ребро удары наносят носком молотка для односторонней вытяжки (удлинения) мест изгиба.

Полосы, имеющие скрученный изгиб, правят методом раскручивания. Проверяют правку «на глаз», а при высоких требованиях к прямолинейности полосы - лекальной линейкой или на проверочной плите.

Металл круглого сечения можно править на плите или на наковальне. Если пруток имеет несколько изгибов, то правят сначала крайние, а затем расположенные в середине.

Наиболее сложной является правка листового металла. Лист кладут на плиту выпуклостью вверх. Удары наносят молотком от края листа по направлению к выпуклости. Под действием ударов ровная часть листа будет вытягиваться, а выпуклая выправляться.

При правке закаленного листового металла наносят несильные, но частые удары носком молотка по направлению от вогнутости к ее краям. Верхние слои металла растягиваются, и деталь выпрямляется.

Валы и круглые заготовки большого сечения правят с помощью ручного винтового или гидравлического пресса.

Ручную гибку производят в тисках с помощью слесарного молотка и различных приспособлений. Последовательность выполнения гибки зависит от размеров контура и материала заготовки.

Гибку тонкого листового металла производят киянкой. При использовании для гибки металлов различных оправок их форма должна соответствовать форме профиля детали с учетом деформации металла.

Выполняя гибку заготовки, важно правильно определить ее размеры. Расчет длины заготовки выполняют по чертежу с учетом радиусов всех изгибов. Для деталей, изгибаемых под прямым углом без закруглений с внутренней стороны, припуск заготовки на изгиб должен составлять от 0,6 до 0,8 толщины металла.

При пластической деформации металла в процессе гибки нужно учитывать упругость материала: после снятия нагрузки угол загиба несколько увеличивается.

Изготовление деталей с очень малыми радиусами изгиба связано с опасностью разрыва наружного слоя заготовки в месте изгиба. Размер минимально допустимого радиуса изгиба зависит от механических свойств материала заготовки, от технологии гибки и качества поверхности заготовки. Детали с малыми радиусами закруглений необходимо изготовлять из пластичных материалов или предварительно подвергать отжигу.

При изготовлении изделий иногда возникает необходимость в получении криволинейных участков труб, изогнутых под различными углами. Гибке могут подвергаться цельнотянутые и сварные трубы, а также трубы из цветных металлов и сплавов.

Гибку труб производят с наполнителем (обычно сухой речной песок) или без него. Это зависит от материала трубы, ее диаметра и радиуса изгиба. Наполнитель предохраняет стенки трубы от образования в местах изгиба складок и морщин (гофров).

Список использованной литературы

1. Макиенко Н.И. “Слесарное дело” Изд.2-е, перераб. и доп. М.Профтехиздат, 1962.-384,г.Москва

2. Макиенко Н.И. “Слесарное дело с основами материаловедения”. Сельхозгиз, 1958г.

3. Митрофанов Л.Д. “Производственное обучение слесарному делу”. Профтехиздат, 1960г.

4. Славин Д.О. “Технология металлов”. Учпедгиз, 1960г.

Тема урока: “Гибка металла”.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока

I. Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж (45 минут)

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация прежних знаний

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.

б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:

    Как правильно пройти на свое рабочее место?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?

    Как правильно подготовить рабочее место к работе?

    Когда необходимо применять правку металла и что это такое?

    Какой инструмент необходим для правки металла?

    Как правят металл в горячем состоянии?

    Как правят металлические листы?

3. Формирование новых понятий и способов действий:

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:

Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.

Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.

Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.

При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.

Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.

Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:

    При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.

    Работать можно только исправным инструментом.

    При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.

    Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.

    На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.

    Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами

3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.

3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).

3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.6. Показать приемы работы.

3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).

3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

    Показать правильную организацию рабочего места

    Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.

    Как правильно гнуть проволоку?

    Как правильно гнуть листовой металл?

    Для чего необходима последовательность при выполнении работы.

    Как проверить правильность выполнения работ.

    Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.

    Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

    Распределение уч-ся по рабочим местам.

    Выдача практических заданий.

    Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

6. Текущее инструктирование:

Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

а) соблюдения последовательности технологического процесса;

б) правильного использования инструмента и оборудования;

в) организации рабочего места;

г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;

д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

    Подведение итогов урока с анализом:

    • выполнения планового задания,

      соблюдения технологии и техники безопасности.

    Провести оценку качества работы уч-ся.

    Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.

    Уборка и сдача рабочих мест.

    Рефлексия:

    • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

      Ты помогал другим или тебе помогали?

      Что вызвало наибольшие затруднения?

    Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:

1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.

Таблица №1

Учебные задания.

Гибка листового и полосового материала.

Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений.

Гибка ушка круглогубцами

Гибка хомутика в круглых оправках.

Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений.

Таблица №2

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

Способ предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали

Неправильная длина заготовки

Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее.

При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины

Не подкладывают кусок железной полосы

Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы.

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.

Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.