Компактная фотокамера премиум-классаSony Cyber-shot DSC-RX100 IV

Недавно мне в руки попала компактная Sony RX100, о которой я и хочу рассказать.

В начале может создаться ошибочное впечатление, что это любительский аппарат типа "навел и щелкнул", однако, как оказалось, возможности данной камеры весьма солидные. По количеству регулировок и функнций RX100 существенно превосходит среднестатистическую "мыльницу" и дает фору многим аппаратам классом выше.

Отличительные особенности камер Sony семейства RX - это сочетание компактных размеров корпуса, огромной (для мыльницы) дюймовой матрицы и светосильного объектива. Мне на тестирование попала камера первого поколения - самая простая и самая дешевая в семействе, однако, на момент написания данного обзора, стоимость этого аппарата составляет около 20 тысяч рублей - немало для любительской компактной камеры. Давайте разберемся, стоит ли покупать данную камеру, либо остановиться на чем-то другом - более дешевом и столь же функциональном (благо, вариантов много).

Внешний вид и качество сборки

Sony RX100 имеет цельнометаллический корпус, выполненный в духе минимализма - никаких лишних "финтифлюшек", все подчинену принципу строгой функциональности. Несмотря на компактный размер, камера имеет достаточное количество физических органов управления - диск выбора режима съемки, диск-джойстик на задней панели, несколько кнопок. Также есть кольцо вокруг объектива, которое управляет либо ручной фокусировкой, либо диафрагмой, в зависимости от выбора настроек.

В "сложенном" виде объектив примерно на 1 сантиметр выдается из корпуса - камеру можно легко положить во внутренний карман куртки или паджака, однако, карман брюк или рубашки RX100 будет неприятно оттягивать, поэтому лучше все-таки для нее иметь небольшой футляр.

С характеристиками Sony RX100 вы можете ознакомиться на официальном сайте Sony (ссылка откроется в новой вкладке).

Функциональность и удобство в использовании

По количеству функций и настроек RX100 выше всяких похвал - в ней есть решительно все, что может понадобиться как начинающему, так и продвинутому фотолюбителю. Но беда кроется в другом - из-за огромного количества функций и настроек интерфейс у камеры довольно запутанный - нужно потратить немало времени, чтобы настроить камеру "под себя". Например, на кнопку "FN" можно назначить сразу до 7 функций (из 17 доступных) - вроде бы хорошо, но чем их больше, тем дольше придется листать меню в поисках нужной (нажимая FN несколько раз подряд). По этой причине не вижу смысла назначать на нее больше 2, максимам 3 функций - например, баланс белого, настройки HDR, экспокоррекция вспышки.

В режиме съемки картинка выводится на ЖК-экран, причем существует целых 5 режимов отображения информации о настройках - от полного ее отсутствия (на экране только картинка) до полного перечня, когда экран пестрит от пиктограмм. Неиспользуемые режимы можно отключить, чтобы не мешались. Есть возможность вывести живую гистограмму, электронный уровень. Параметры отображения информации, увы, не настраиваются - например, либо видим мы гистограмму, либо уровень - одновременно их включить нельзя. При выборе функции экспокоррекции гистограмма с экрана пропадает, зато вместо нее предстает огромная шкала с ползунком уровня экспозиции. Было бы неплохо эти вещи совместить, так как они имеют смысл только в паре, но, увы, не получается. Очень не хватает режима отображения, при котором одновременно выводится сетка "а-ля правило третей" или электронный уровень, гистограма и линейка уровня экспозиции - это позволило бы ощутимо снизить процент пере- или недосвеченных снимков с заваленным горизонтом - именно такой "букет" ошибок является наиболее типичным для неопытного фотографа.

Переход в режим серийной съемки реализован просто и доступно (джойстик влево), эта функция называется "режим протяжки" - можно выбрать одиночную съемку, два вида серийной - помедленнее и побыстрее, а также съемку с автоспуска. После съемки быстрой серии аппарат надолго впадает в ступор даже с флешкой 10 класса. При этом на экран не выводится никаких надписей типа "занят", я сначала подумал, что аппарат просто "завис". Ни о какой съемке во время сохранения серии речи быть не может.

Управление вспышкой реализовано также через меню (джойстик вправо) - видимо, решили сэкономить на отдельной кнопке для подъема вспышки. Для тех, кто привык снимать в авторежиме это не является серьезной проблемой, автоматика по большей части сама в состоянии опроеделить, когда включать вспышку, когда нет. Однако, если вы предпочитаете сами решать о целесообразности использования вспышки, вам придется регулярно лазить в меню и выбирать один из пяти режимов ее работы. Отсутствие кнопки, поднимающей вспышку с принудительным ее включением при съемке - на мой взгляд, явный прокол инженеров Sony.

А теперь о хорошем. У вспышки есть приятная особенность - ее можно отразить от потолка. Для этого, когда вспышка поднята, следует нажать пальцем на ее заднюю грань и, поскольку вспышка расположена на подвижном кронштейне, она легко отогнется назад. Это плюс при съемке в помещении, поскольку позволяет уменьшить блики от лиц и красные глаза, свойственные при съемке со вспышкой "в лоб". Однако, следует помнить, что мощность у вспышки невелика, поэтому фотографировать таким образом можно лишь в невысоких помещениях с белым потолком.

Скорость работы фотоаппарата вызывает двоякое впечатление. Фокусируется аппарат быстро и уверенно, задержка срабатывания затвора практически отсутствует - претензий нет. Раздражающими факторами являются долгое включение и выключение, медленный зум при видеосъемке. Sony RX100 - не тот фотоаппарат, который можно быстро выхватить из сумки и сразу сделать кадр. Также не впечатлила скорость при съемке серии одиночных кадров (быстро один за другим, в режиме одиночной съемки, каждый раз с автофокусом) - интервал между снимками составляет почти секунду, то есть, репортажная съемка не является коньком RX100. При включенной вспышке со скоростью вообще беда - первый кадр делается без ощутимой задержки, но потом каждый раз тратится много времени на зарядку вспышки.

Качество фотографий

В этом плане фотоаппарат порадовал - все-таки, сочетание большой по размеру матрицы и в целом неплохого объектива дают о себе знать. При съемке на открытой диафрагме детализация в центре кадра хорошая, но по краям она ощутимо снижена. При закрытии диафрагмы разница становится менее значительной. Сравнивать RX100 с полнокадровой зеркалкой и "элькой" смысла нет, тем не менее, для компактного аппарата Sony RX100 дает в целом неплохое качество картинки.

Никаких специальных тестов разрешающей способности и цветопередачи я не проводил. Просто взял фотоаппарат с собой на выходные в деревню и поснимал им там в жанре обычной любительской фотографии.

Субъективные впечатления от фотографий

Все фотографии ниже были сделаны в режиме программной экспозиции (P), в формате Jpeg. Я не ставил перед собой цели "копаться в пикселях" и "вытягивать цвета из RAW". Именно так фотографирует данная камера, вынутая из коробки с настройками по умолчанию.

В статье приводятся уменьшенные до веб-размеров фотографии. Оригинальные полноразмерные изображения можно посмотреть на Яндекс.фотках .

Когда я взял в руки аппарат Sony RX100 я мысленно сравнивал его одновременно с моей прошлой мыльницей и беззеркалкой Olympus E-PM2 . По сравнению с TX10 - это просто небо и земля (похожее ощущение я испытывал, когда 10 лет назад сменил компактную мыльницу Canon S40 на топовый компакт Canon G3 - кто помнит такие аппараты, тот поймет:). При некоторой внешней схожести получаемых фотографий, RX100 дает гораздо более детализированную картинку, все-таки, большая матрица - это сила.

Цветопередачу RX100 я бы охарактеризовал как нейтральную - аппарат не пытается как-то приукрасить картинку, как Olympus E-PM2, а передает цвета "как есть". Если вы фотографируете запыленную городскую листву, на фотографиях будет именно запыленная городская листва, а не веселенькая деревенская зелень.

Sony RX100

Olympus E-PM2

Размытие заднего плана для Sony RX100 как и для всех мыльниц - миф. Светосила 1/1.8 на коротком конце, конечно, льстит но к портретной съемке не имеет никакого отношения, так на 28 мм эквивалентного фокусного расстояния портреты не снимают (селфи и котофото - не в счет). Вот максимум размытия заднего плана, на которое способна RX100:

Если выдвинуть зум до портретных 80-100 мм (в эквиваленте), то светосила уменьшается до 1/4.9 - если при этом и получается какое-то размытие, то чисто для галочки.

Sony RX100 - преимущественно "пейзажный" фотоаппарат. Из-за большого кроп-фактора с ним можно не задумываться о значении диафрагмы (в любом случае все будет резко), а снимать в режиме программной экспозиции, позаботившись только о балансе белого и уровне экспозиции. Если снимать в RAW, то баланс белого тоже теряет актуальность. Вот пример пейзажных фотографий, сделанных в солнечный день на минимальном и максимальном фокусном расстоянии:

При съемке в яркую солнечную погоду весьма неплохо помогает функция оптимизации динамического диапазона, которая позволяет на лету "клеить" HDR-изображения. Причем, есть возможность выбрать ширину "эксповилки". Если подходить к вопросу без фанатизма, то можно получить вполне приличный динамический диапазон без потери реалистичности изображения:

Если солнце светит в объектив под небольшим углом, вполне возможна потеря контрастности картинки. Обычно в таких случаях спасает бленда, но у RX100 она не предусмотрена. При съемке в подобных условиях лучше объектив держать в тени (хотя бы прикрыть рукой):

При съемке дома со вспышкой камера склонна "выбеливать" цвета, особенно при съемке против окна:

Чтобы чуть усилить тени и избежать переэкспозиции на переднем плане лучше чуть снизить мощность вспышки, благо, такая возможность есть.

Sony RX100 на бумаге имеет неплохие макровозможности, минимальная дистанция фокусировки - 5 см. Но есть одно "но" - с 5 см фотоаппарат фокусируется только на при широкоугольном положении объектива. Как следствие - имеем существенное искажение пропорций фотографируемых объектов:

Подобная передача пропорций позволяет забыть о сколь угодно серьезной предметной съемке. Если же выдвинуть зум на максимум (чтобы обуздать перспективные искажения), меньше чем с 40-50 см сфокусироваться не удастся.

Стоит ли покупать Sony RX100

Я прихожу к выводу, что техника достигла такого уровня, что сейчас уже без разницы, какую камеру покупать. Главное, чтобы она имела матрицу больше 1/1.7" и стоила от 400 долларов. Все функции настраиваются. Что нельзя настроить, к тому можно привыкнуть. И просто фотографировать!

Sony RX100 - безусловно удачный выбор для любителей прогулок налегке. Этот аппарат можно смело брать с собой в путешествия, так как он сочетает в себе компактные размеры, небольшой вес и вполне приличное качество фотографий. Наверно, это самый лучший выбор для "отельно-пляжного" отдыха - камера будет всегда под рукой и не спасует в тех случаях, когда большинство других мыльниц заставляют своих хозяев кусать локти. Например, когда те видят, нереально красивый закат, но понимают, что их мыльница или "ай-фон" не в состоянии передать эту красоту. Еще у Sony RX100 на удивление живучий аккумулятор по сравнению с большинством других аппаратов подобного размера. По данным производителя его хватает на 330 фотографий, но на самом деле можно сделать больше - очень неплохо для компакта.

Конечно, у фотоаппарата есть недостатки. Главный из них - относительная неспешность в работе. Долгое включение, относительно долгое по современным меркам сохранение фотографии на флешку, долгая зарядка вспышки. Современные зеркалки и беззеркалки даже за меньшую цену работают быстрее. С другой стороны, RX100 имеет неплохую скорость серийной съемки - 10 кадров в секунду, однако, после того как съемка заканчивается, требуется довольно много времени для записи фотографий на флешку.

По удобству управления, такое впечатление, что инженеры Sony сами себя перемудрили. Больше половины функций, заложенных в RX100 можно безболезненно выкинуть, поскольку без них вполне можно обойтись, вместо этого направив усилия на улучшение юзабилити. Конечно, ко всему можно привыкнуть и все настроить, но грамотно настроить этот аппарат смогут только относительно опытные фотолюбители. Новички, скорее всего, предпочтут авторежим из-за боязни "сбить какие-то настройки" даже несмотря на то, что аппарат имеет встроенную систему справки.

На этом я закончу свой обзор фотоаппарата Sony Cybershot RX100. Выражаю благодарность своему брату Дмитрию Кашканову , предоставившему мне аппарат, чтобы поиграться и написать данный обзор.

С каждым годом наши смартфоны становятся все круче: процессор, экран, звук – каждый производитель старается сделать эти компоненты лучше.

И конечно же, камера. Сегодня фотографии, сделанные на смартфон, выставляются в галереях, а видео – встраивается в блокбастеры и выходит на больших экранах.

Так зачем нам может понадобиться отдельный гаджет-камера, да ещё маленький, без зума, который ещё и стоит 60 000 рублей? Компания Sony точно знает ответ на этот вопрос, создав компактную камеру RX0, с которой я съездил на MWC в Барселону и оценил возможности этого «кубика».

Размеры для путешественника – главное

Собираясь в дорогу, будь то командировка или отпуск, важно максимально рационально собрать свой багаж. Я не люблю брать с собой кучу вещей, потому что для этого нужен отдельный чемодан. А тратить свое время в аэропорту чужой страны в ожидании выдачи багажа после прилёта, которое может достигать одного часа, просто кощунственно.

Поэтому я летаю и езжу с рюкзаком, который беру с собой в салон самолёта. Раньше это был рюкзак на 25 литров, но благодаря опыту, теперь я беру с собой ещё меньше вещей и мой нынешний рюкзак для командировок объёмом всего 20 литров.

Так что размер техники, которую я могу взять с собой, очень важный фактор. И тут Sony RX0 просто не имеет равных по соотношению «размер-качество фото и видео».

Благодаря такому устройству, для полноценных репортажей достаточно всего лишь моего смартфона и этой малышки. Можете убедиться в этом сами – вот накануне первого дня выставки: все фото сделаны на RX0.

Габариты камеры 59х40,5х29,8 мм, а вес – всего 110 г. Этот кубик легко прячется в ладони, так что можно незаметно фотографировать всё, что угодно, не привлекая к себе никакого внимания.


Скачать оригиналы (46 мб).

Я обожаю именно такие фотографии: естественные, не постановочные. Но когда люди видят, как на них нацеливается своим объективом фотограф – ни о какой естественности не может быть и речи. Так что RX0 для путешественника просто must have.

Нет зума, зато моментальная фокусировка

Внутри алюминиевого кубика спрятан датчик последнего поколения CMOS Exmor RS оптического формата 1 дюйм и с разрешением 15,3 Мп, со своей собственной DRAM-памятью, благодаря которой камера может делать до 16 RAW-кадров в секунду.

Объектив – Zeiss Tessar T с шестью линзами и фиксированной диафрагмой f/4. Фокусное расстояние равно 24 мм, а за обработку сделанных фото отвечает отдельный процессор Bionz X.

ISO можно выставлять вручную в пределах 125-12 800, минимальная выдержка равна 1/32 000 с.

Объектив защищён защитным стеклом, которое можно поменять в случае поломки отдельно и собственными руками, без помощи сервисных центров: достаточно открутить 4 винта.

Элементы управления представлены физическими кнопками вокруг небольшого экрана на задней части RX0. Кнопки питания и спуска затвора расположены на верхней грани.

Меню не русифицировано, но возможно это мне попался какой-нибудь европейский образец.

В камере есть две крышки: под одной скрываются разъёмы micro-USB, Micro-HDMI и слот для карты памяти. Под второй крышкой находится аккумуляторный отсек, с батареей на 700 мАч.

Автономность камеры достаточно высокая, если снимать фото – я заряжал её один раз за 3 дня, и сделал около 600 кадров за всё время.

Камера не обладает встроенной памятью, поэтому без флешки работать отказывается. Поддерживаемые форматы - microSD и Memory Stick Micro.

Это экшн-камера? Не совсем

Несмотря на схожесть со многими представителями специальных камер для активного отдыха и экстремальных условий, Sony уверяет, что RX0 не является экшн-камерой.

Тем не менее, гаджет обладает защитой от пыли и влаги по стандарту IP68, её можно погружать в воду на глубину до 10-ти метров и бросать с высоты 2-х метров без особого ущерба.

Не стоит забывать про обилие аксессуаров, которые можно приобрести отдельно: среди множества разнообразных креплений есть и специальный водонепроницаемый бокс для настоящей подводной съёмки.

Настройки и режимы как у «взрослых» камер

Меню у Sony RX0 богатое, и практически не отличается от настроек других фотокамер Sony: есть 5 основных пунктов, в которых можно настроить основные параметры съемки фото и видео, подключиться по WI-FI или Bluetooth к смартфону или компьютеру для передачи сделанных фоток или выбрать режим съёмки.

Режимов съёмки несколько: автомат, интеллектуальный автомат, программный, ручной и HFR – режим, в котором видеосъемка ведётся со скоростью до 1000 кадров в секунду.

Из интересного: можно создать кастомное меню быстрого доступа с самыми нужными настройками или запрограммировать отдельные кнопки на определённые действия.

Снимает хорошо. То, что нужно для блогеров и прочих фотографов


Скачать оригиналы (46 мб).

Sony RX0 отлично справляется со съёмкой даже против солнца и в тёмное время суток. Особенная фишка камеры – возможность редактирования цветовой гаммы снимков с усиленной детализацией темных участков прямо средствами самой RX0.

Минимальное фокусное расстояние до объекта съемки равно 50 см. Так что снимать мелкие предметы можно.

Писать видео можно в формате FullHD, с частотой кадров от 25 до 100. К RX0 также можно подключить внешний источник записи (другую камеру) через порт mini HDMI и вести сразу двойную запись.

Пример видеосъёмки с разной частотой кадров:

В настройках можно изменить угол обзора, выбрав между широкоформатным и «рыбьим глазом».

Единственным недостатком является отсутствие какой-либо стабилизации изображения, так что съемку видео лучше вести со штатива.

Выводы. Стоит Sony RX0 своих денег?

Я с удовольствием пользовался RX0 вдали от Москвы, радуясь её компактным размерам и качеством фотографий. Это идеальный инструмент, если вы:

  • любите путешествовать
  • работаете журналистом
  • осваиваете профессию тревел-блогера

Камера Sony RX0 не займет много места в рюкзаке, ей не нужна специальная защита в дождь или снегопад. Её можно крепить к дронам и не бояться, если гаджет случайно выскользнет из рук.

Несмотря на то, что это не экшн-камера, RX0 вполне неприхотливое устройство, которое верой и правдой будет работать в самых разных условиях и радовать владельца хорошими снимками и видео.

Компания Sony в своём арсенале имеет камеры, пожалуй, на все случаи жизни и под любого, пусть даже требовательного и капризного потребителя. Есть простые мыльницы, присутствуют и дорогие, иногда сказочно дорогие устройства для узкой прослойки людей, точно знающих, что им нужно от фотоаппарата. Сегодня у нас нечто среднее — компакт Sony RX100M3 .

Эта камера способна на большее, чем обычные фотоаппараты в категории 20 — 30 тысяч рублей, которые делают плоские, сильно цифровые кадры. Одновременно с этим она имеет крошечные размеры и помещается в карман брюк. Ей даже не нужен специальный кофр для переноски, хотя такой, конечно, продаётся в качестве аксессуара отдельно.

Разумеется, качественная фотография за умеренные деньги — это серьёзный компромисс в том или ином виде и RX100M3 — не исключение из этого правила. С одной стороны, устройство приятное и удобное в работе, с другой — требует привыкания и четкого понимания, что в конечном счёте будет сниматься пользователем. В общем, давайте разбираться.

Комплектация

Небольшая картонная коробка вмещает в себя помимо самого девайса, литий-ионный аккумулятор NP-BX1 ёмкостью 1240 мАч (3,6В, 4,5 Вт/ч), кабель Micro USB с блоком питания (0,5 А) и простенький шнурок на руку. Больше ничего особенного нет, хотя на корпусе девайса имеется порт Micro HDMI.

Внешний вид

Первое, о чём хочется рассказать — это о компактности камеры. Она действительно очень небольшая и помещается даже в передний карман брюк или джинс. Конечно, будучи в кармане она достаточно серьёзно выпирает, поэтому всё-таки лучше держать фотоаппарат в сумке или рюкзаке. Там она практически не занимает места.

  • 10,16 x 5,81 x 38,3 см
  • вес 290 г вместе с аккумулятором и картой памятью

Пожалуй, размеры RX100M3 — это главное достоинство фотоаппарата .

По долгу службы мне часто приходится таскать с собой свою зеркальную камеру Canon 60D с её основным объективом L-серии 24-105 мм, поэтому месячное использование «соньки» в качестве основной камеры было для меня по-настоящему приятным опытом. Возвращаться к зеркалке очень не хотелось, пусть даже и жертвуя определённым уровнем качества. Однако об этом поговорим позже.

По бокам у фотоаппарата предусмотрены два ушка. К одному из них можно прицепить шнурок для переноски устройства прямо на руке, а если задействовать сразу две петли, то и полноценный ремень на шею. По-моему мнению, использования простого наручного шнурка достаточно. Камера не оттягивает запястье, отлично на нём держится. Главное — это подобрать правильный шнурок с промежуточным фиксатором по его длине, чтобы в случае чего камера не съехала с руки, а надёжно крепилась на запястье. Комплектный аксессуар для этого не подходит. Он вообще выполнен очень простенько, совершенно без каких-либо изысков.

К элементам управления нужно привыкать. Особенно это касается активных пользователей крупных, зеркальных фотоаппаратов, где всё очень эргономично, находится под рукой, а сами кнопки большие — не промахнёшься. В нашем же случае кнопочки маленькие, утоплены в корпус и их не так много, как хотелось бы. Есть одна клавиша (C), на которую можно назначить какую-то свою функцию. Различные настройки параметров съёмки развешены на них в своём, хаотичным порядке, поэтому первую неделю активного использования можно назвать неделей обучения и привыкания. Другими словами, вначале придётся потерпеть, а дальше всё пойдёт как по маслу.

Включается камера двумя способами. При помощи кнопки On/Off — тут всё понятно. Есть и другой, более изящный путь. Можно каждый раз дёргать рычажок «Finder», после чего из корпуса выстреливает небольшой лифт, а устройство включается. После этого необходимо вытянуть глазок из поднявшегося «лифта» и только тогда заработает второй видоискатель, куда встроен крошечный OLED-дисплей. Он яркий, четкий и им смело можно пользоваться в качестве альтернативного видоискателя. При поднесении его к глазу, срабатывает датчик приближения и основной экран отключается.


На верхней грани расположен ещё один выпадающий элемент — вспышка. Она, к слову, достаточной дальнобойная: покрыть расстояние в 3-5 метров ей вполне по силам.

Ниже несколько примеров фотографий без вспышки (слева) и с подсветкой.

Думаю, вы уже поняли, что объектив тут несъёмный. Что установлено — тем и пользуемся, и вот, кстати, чем:

  • объектив ZEISS Vario Sonnar T*
  • фокусное расстояние 8,8 — 25,7 мм (2,9x оптический зум)
  • светосила 1,8 — 2,8
  • оптический стабилизатор изображения STEADYSHOT

Поворот ближнего к корпусу кольца активирует настройку диафрагмы. Зум регулируется поворотным рычажком рядом с кнопкой спуска затвора. Наезд осуществляется очень плавно, небыстро (во время съёмки видео ещё медленнее). При съёмке видео звук объектива слышен и напоминает передвижение гусеничного робота, однако каких-то громких, криминальных скрипов нет.

К сожалению, присутствуют хроматические аберрации. Ниже несколько примеров, где этот негативный эффект вылез во всей красе.

Хроматические аберрации на ветках деревьев

Хроматические аберрации на кофте у девочки

Установка дополнительных фильтров на объектив не предусмотрена. Пока что этот момент существенно не прорабатывается фотопроизводителями в отношении компактов, а жаль.

Конечно, камера имеет стандартные режимы фокусировки: покадровая, постоянная, прямая ручная фокусировка (DMF), ручная. В автоматическом режиме промахов, как правило, нет. Ночью быстро сфокусироваться на объекте для RX100 непросто, но девайс в большинстве случаев справляется с задачей.

Диапазон работы фокуса:

  • на широком угле: 5 см — бесконечность
  • на длинном конце: 0,3 м — бесконечность

Скорость фокусировки достаточная для большинства сцен, однако для съёмки динамично движущихся объектов камера не подходит.

В моём случае это была съёмка . В такие моменты понимаешь, что фокус в камере на самом деле медленный. С моей штатной зеркалкой Canon 60D и объективом 24-105 мм RX100 сравнивать ни в коем случае нельзя. Хотелось бы, чтобы автофокусировка работала быстрее.

Большую часть задней поверхности занимает дисплей. Он имеет специальное ультрафиолетовое покрытие и весьма неплохо ведёт себя на солнце, однако чтобы правильно оценить цветопередачу, выставленную экспозицию, экранчик всё равно приходится прятать в тень. В таких лучше использовать цифровой видоискатель, так как этот дисплейчик спрятан глубоко в корпус устройства.

  • основной дисплей 3’’ (7,5 см), не сенсорный
  • соотношение сторон 4:3
  • количество пикселей 1228800 точек
  • OLED-видоискатель 0,39’’, разрешение 1440 000 пикселей
  • антибликовое покрытие ZEISS T*

Никакого олеофобного покрытия на защитном стекле основного экрана нет. Стекло быстро покрывается отпечатками пальцев и царапинами, поэтому использовать защитную плёнку обязательно.

Помимо прочего, экран тут поворотный. Его можно развернуть на 180 градусов по вертикальной оси. Поворот в горизонтальном положении не предусмотрен, а жаль.

Отдельно хочется рассказать про функцию автопортретов. Любители себяшек в стороне не остались. Дисплей можно выгнуть таким образом, что он будет виден с лицевой стороны. В таком случае автоматически запускается режим создания автопортретов.

Удобно направлять объектив на себя и следить за своим выражением лица, а при нажатии на кнопку спуска затвора активируется таймер обратного отсчёта.

Есть 3 секунды, чтобы настроить нужную мину. В принципе, штука удобная, однако некоторая сноровка для нажатия на кнопку съёмки все-таки понадобится, если снимать в горизонтальном положении. На этот счёт можно было бы придумать некую дублирующую кнопку в каком-нибудь другом месте на корпусе.

За примером такой себяшки далеко ходить не нужно.

На левом торце находится площадка NFC для быстрого спарринга и передачи файлов на смартфон. Работает протокол отлично. На противоположной стороне виднеется маркировка Wi-Fi. В данном случае, это необходимо для передачи сигнала на смартфон и использования последнего в качестве ещё одного видоискателя. Кроме того, через Wi-Fi происходит соединение и передача файлов на компьютер (одно фото качества L передаётся порядка 6-7 секунд) или самостоятельного выхода камеры в Интернет. Позже ещё вернёмся к этим возможностям.

Присутствует автоспуск (2 или 10 секунд), а так же 3 или 5 снимков с 10-секундной задержкой.

На самом деле, не хватает ещё одного беспроводного интерфейса — Bluetooth.

Популяризация ручных моноподов достигла невиданных масштабов и было бы здорово использовать и портативную камеру для фотографирования себя любимого еще и с селфи-палки. Как раз Sony могли бы изобрести дополнительный аксессуар с Bluetooth-кнопкой и зарабатывать на этом дополнительные деньги. Вот и вектор для дополнительного развития и получения прибыли.

На нижнем торце расположено стандартное отверстие для крепления аппарата на штатив или монопод.

Рядом небольшая заглушка для установки батареи и карты памяти.

Заявлена поддержка следующих типов карт памяти:

  • Memory Stick: Duo, Pro Duo, PROHG Duo, Micro, Micro Mark 2, XC-HG Duo
  • SD, SDHC, SDXC, Micro SD, Micro SDHC, Micro SDXC

На это заканчиваем описание внешности героя нашего обзора. Фотоаппарат получился очень компактным и стильным. Sony Style во всей красе!

Фоточасть

Разумеется, начнём с матрицы. В RX100M3 установлена Exmor R CMOS типа 1.0 (13,2 x 8,8 мм) с максимальным разрешением 20,1 Мпикс. Другими словами, это 2,7 кроп-фактор. Напомню, что в зеркальных фотоаппаратах обычно устанавливаются матрицы с кроп-фактором 1 или 1,6.

За обработку снимков отвечает процессор BIONZ X, который обеспечивает скорость серийной съёмки 5 кадр/сек. В новой редакции RX100M4 этот порог увеличен до 16 кадр/сек.

Вот основные характеристики процесса создания фотоснимков:

  • ISO 125 — 25600
  • корректировка экспозиции: +/- 3.0 EV, шаг 1/3 EV
  • экспонометрия: мультизонная, центровзвешенная, точечная
  • съёмка изображений в форматах JPEG, RAW (Sony ARW 2.3)
  • разрешение снимков 20 М (до 5 472 x 3 648 пикселей)
  • панорама (до 12 416 x 1 856 точек)

Ниже я привёл пример составного снимка, где можно оценить возможности светочувствительности матрицы при разных установках ISO. Все настройки съёмки были одинаковые: 8.8 мм, F 4, выдержка 1/25 — менялось только значение светочувствительности.

Этот тест лучше всего отражает истинные возможности светочувствительности матрицы. Ночь — это очень сложные условия съёмки для любой фототехники, а наш компакт — опять же, не исключение. Ниже приведены примеры снимков, где установки ISO выставлены на значение 3200. Кликайте на каждый из них, чтобы узнать остальные подробности снятых кадров.

Как по мне, то 3200 — это тот орешек, с которым «сонька» справляется на ура. Автоматика это знает и в большинстве случаев выставляет этот порог сама. А вот 6400 — тут уже вылезают криминальные шумы. Посмотрите сами.

С другой стороны, не стоит сильно увлекаться высокими параметрами светочувствительности. Ниже несколько примеров фотографий, которые сняты на низких значениях ISO и кадры выглядит вполне неплохо. Лёгкая светокоррекция — и всё будет пучком.

Производителем заявлены следующие доступные режимы фотографирования (при вызове с физического барабана):

  • superior Auto (iA+)
  • интеллектуальный автоматический режим (iA)
  • программный автоматический режим (P)
  • приоритет диафрагмы (A)
  • приоритет выдержки (S)
  • ручная экспозиция (M)
  • вызов памяти (MR) — установленные заранее параметры
  • видеосъёмка
  • панорамный обзор
  • выбор сцены (SCN)

Я так и не смог определить чем же реально отличается супер автоматический от интеллектуального автоматического режима. Первый делает снимки при помощи HDR, а второй нет. Пожалуй, это единственное отличие, которые мне удалось заметить.

С функцией HDR

Без HDR (агрессивное освещение)

С функцией HDR (агрессивное освещение)

Стоит сказать, что автоматика камеры настроена отличным образом. В 95% случаев система корректно определяет условия съёмки и создает хорошо оптимизированный со всех точек зрения кадр.

Пользователю достаточно лишь правильно выставить композицию кадра и нажать на спуск. Режим M (ручной) мне реально понадобился, когда я делал предметные снимки для предыдущего . В остальных случаях я использовал автоматические настройки, так как каждый раз выставлять все параметры съёмки в данном случае — это мартышкин труд.

Один из существенных, но незаметных на первый взгляд недостатков — это ограниченное нижнее значение выдержки.

Даже в ручном режиме на максимуме это значение может достигать 30 секунд, а минимальное — 1/2000 секунды. Это очень много, поэтому некоторые приёмы автоматически недоступны при фотографировании в яркий, солнечный день. Между прочим, в четвертой версии RX100 скорость затвора достигает 1/32000 секунды.

Ниже вы можете оценить, на что способна Sony RX100M3. Оригиналы всех приведённых примеров без ресайза можно забрать отсюда .

Мы имеем дело с непрофессиональной камерой, а, скорее, с массовым продуктом. Общий принцип таких устройств заключается в следующем: навёл, снял и готово. Однако RX100, понятно, имеет более продвинутые характеристики в отличии от своих более дешевых аналогов, включая даже собственную продуктовую линейку.

Главное требование для подобных камер — это высокое качество фото при минимальных затратах по настройке картинки под конкретную сцену. Если проще, то преобладает принцип «навёл, снял и готово». В рамках этой стратегии, конечные снимки подвергаются собственным алгоритмам обработки и в конечном счете выглядят ярко.

Невооруженным взглядом видно, что система автоматически выкручивает сочность картинки, причем, делает это зная меру. Конечно, тут нет кислоты, но и повсеместная серость, которая присуща, так скажем, сырым исходникам, отсутствует. Автомат всегда слегка подкручивает картинку, причём, это касается даже съемки в RAW-формате. Наверное, для большинства пользователей это будет плюсом, а для профессиональных фотографов, для которых RX100 сгодится в качестве карманного репортажника — минус.

Итог

В конце о самом интересном. Цена Sony DSC-RX100M3 на данный момент составляет 49 990 рублей. Можно найти предложение дешевле, но встречаются и более дорогие варианты, например, в фирменной online-магазине компании (56 990 рублей).

На первый взгляд, кажется, что ценник явно завышенный, однако я уже говорил об этом выше и повторюсь ещё раз. Качественная фотография в компактном корпусе — это всегда компромисс, причём, стоящий немало денег.

RX100 третьей редакции отлично подойдёт людям, которым нужно хорошее качество фотоматериалов, но не требуется высокая художественность снимков. Свадьбу на этот компакт снимать явно не стоит, хотя кому как.

Во-вторых, наша камера подойдёт в качестве репортажного, второго фотоаппарата профессиональным фотографам. Она действительно занимает очень мало место, но обеспечивает необходимый уровень репортажной съёмки.

Не стоит забывать про видео. Девайс отлично справляется с этой ролью и подойдёт в 90% случаев даже продвинутым видеоблогерам.

Если коротко, то RX100 — это инструмент. Камера не для массового потребителя. Она предназначена тем, кто точно знает, за что отдает с одной стороны немалые, но в то же самое время и небольшие деньги.

На что способен новый компакт из прославленной серии RX100.

Пять лет назад Sony презентовала модель RX100, компактную камеру, которая легко умещается в кармане брюк и при этом может делать прекрасные фотографии.

Модель регулярно обновлялась, и сейчас доступна пятая версия RX100 V.

В какой-то степени камера стала заложником своего форм-фактора. Многие энтузиасты и профессиональные фотографы даже не подозревают, что эта маленькая камера может снимать со скоростью 24 к/с и при этом выполнять автофокусировку и коррекцию экспозиции между кадрами.

Сравнение камер серии RX100

Sony Cyber-shot RX100 V Sony Cyber-shot RX100 IV Sony Cyber-shot RX100 III Sony Cyber-shot RX100 II Sony Cyber-shot RX100 II
Матрица 1« 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп
Объектив ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9
Формат снимков RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648)
Формат видео 3840×2160@30p, 1920×1080@120p, 1136×384@1000p 3840×2160@30p, 1920×1080@60p, 1280×720@120p, 1110×384@1000p 1920×1080@60p, 1440×1080@30p, 1280×720@120p 1920×1080@60p, 1280×720@60p 1920×1080@60p, 1280×720@60p
Диапазон ISO ISO 125–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 125–6400 (80–25600)
Диапазон выдержек 1/32000–30 c 1/32000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с
Экран « LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2,36 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х электронный, разрешение - 1,44 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х нет нет
Вспышка встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 15 м
Wi-Fi встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC Eye-Fi
Память карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч
Размеры и вес 102×58×41 мм, 299 г 102x58x41 мм, 298 г 102x58x41 мм, 290 г 102x58x38 мм, 281 г 102x58x36 мм, 240 г
Цена в России 79 990 ₽ 69 990 ₽ 53 990 ₽ 44 990 ₽ 34 990 ₽





Как ни крути, а компактный фотоаппарат мне всегда требовался - даже в том случае, если в наличии имелись и зеркалка, и системник (беззеркалка со сменными объективами). Просто потому, что даже довольно компактную системную камеру не везде и не во всех случаях можно было взять с собой, особенно если учесть тот факт, что сменные объективы к ней могут быть внушительными по размеру. С одной стороны, в современном мире, когда некоторые смартфоны снабжаются матрицей аж в 41 мегапиксел, для этих целей можно использовать телефон. Но с другой - практика показывает, что качество, удобство, функциональность и скорострельность даже самых лучших камерофонов заметно уступают показателям компактных камер, особенно хороших. Так что без компактного фотоаппарата - никуда, он мне реально очень часто бывает нужен, и я редко куда выхожу без него.Первый компактный фотоаппарат, который у меня был, назывался Pentax Optio S . Он был очень маленький, буквально с кредитку по площади, но при этом снимал терпимо. По крайней мере, бытовую репортажку на него можно было фотографировать. Но и проблем с ним было немало: неудобное управление, очень медленная реакция, заметные искажения на широком угле, ну и качество как таковое явно уступало даже обычным мыльницам, особенно на пейзажах, архитектуре, портретах и так далее.


Pentax Optio S в кругу друзей

После этого был довольно длительный перерыв, когда я перешел на камеры Canon серии Powershot G - это был компромиссный вариант между компактностью и качеством: камеры были очень неплохие (у меня были, насколько я помню, G6, G7 и G9), снимали хорошо и имели небольшие размеры. Впрочем, даже тогда мне все-таки хотелось иметь действительно компактный аппарат: и для случаев, когда эти G оказывались великоваты, и для случаев, когда эти чертовы G ломались, а ломались они у меня все - через какое-то время просто переставали включаться. Самый экзотический вариант с этой камерой (тогда как раз была G7) приключился на Мальдивах, куда мне неохота было тащить зеркалку, и я решил, что Canon G7 вполне справится. Ну так он через три дня и сдох - перестал включаться. И мне эти потрясающие мальдивские виды и закаты пришлось фотографировать на смартфон HTC Touch - вот несколько прикольных закатиков .


Canon Powershot G7

Через некоторое время после этого я решил отказаться от серии G и тогда приобрел только появившийся Canon S95 - вот моя заметка о нем . Фотоаппарат был очень неплохим, пахал без всяких глюков, большинство проблем Pentax Optio S у него отсутствовали, однако маленький размер все-таки давал о себе знать - и матрицей, и оптикой. Ну и после этого, когда компания Sony выпустила модель Sony RX100 (полностью она называется Sony Cyber-shot DSC-RX100), я решил попробовать ее в работе, потому что камеру очень хвалили, да и характеристики у нее были впечатляющие. Эту камеру для теста предоставили мои старые партнеры - интернет-магазин "Юлмарт" , за что им большое спасибо и чтоб они были здоровы! Я не торопился писать обзор этой камеры, так как хотел ее как следует потестировать. Камера поездила со мной по Испании и по другим странам Европы, я ее практически постоянно ношу с собой в сумке на случай, когда вдруг понадобится что-нибудь снять, так что опыт получился солидный, порядка полугода. Итак, компактная цифровая камера Sony Cyber-shot DSC-RX100 .


Sony Cyber-shot DSC-RX100

Технические характеристики Тип - компактная цифровая камера с несменным объективом
Матрица - Exmor CMOS, тип 1,0 (13,2 × 8,8 мм), 20,2 Мпикс, кроп-фактор - 2,7
Формат снимков - JPEG, RAW (5472×3648)
Светочувствительность - ISO 80-6400
Выдержки - 30 - 1/2000 с
Вспышка - встроенная
Дисплей - 1 228 800 пикселов, 3 дюйма
Карта памяти - SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Duo, Memory Stick Pro Duo, Memory Stick PRO-HG Duo
Интерфейсы - USB 2.0, HDMI
Аккумулятор - литий-ионный, NP-BX1, 1240 мА·ч, примерно на 300 снимков
Габариты - 102 × 58 × 36 мм
Вес - 240 г
Объектив - светосила F1,8 - F4,9, фокусные расстояния в эквиваленте - 28-100 мм
Приблизительная цена в Москве - 24-25 тысяч рублей Кратко обсуждать, как обычно, технические характеристики сейчас мы не будем, потому что здесь немало тонкостей, требующих подробного обсуждения: это и матрица, и объектив, и цена, ну и прочие характеристики. Мы об этом позже поговорим подробно.Поставка и комплектация Поставляется фотоаппарат в небольшой темной коробке.
Комплектация: аппарат, аккумулятор, сетевой адаптер, кабель USB-microUSB, ручной ремешок, наплечный ремень, руководство по эксплуатации.
Внешний вид и особенности Чисто внешне фотоаппарат не слишком отличается от некоторых аналогов - того же Canon S100.Вот Sony RX100.
Вот Canon S100.
Задняя часть RX100. Тут сразу на себя обращает внимание большой дисплей. Он даже больше, чем у NEX-6.
RX100 сверху.
При включении объектив с хорошим для такого компакта зумом значительно выдвигается вперед.
Вот вид сверху с выдвинутым объективом.
Вспышка выдвигается автоматически, если она требуется по заданным параметрам съемки. Выглядит она следующим образом.
Убирать обратно вспышку приходится самостоятельно - с помощью нажатия на нее. При съемке людей в помещениях вспышку можно направлять в потолок - для равномерного освещения, - однако она так не фиксируется, поэтому придется придерживать пальцем.Слоты для аккумулятора и карты памяти находятся под нижней крышкой, которая блокируется специальной защелкой: ее нужно сдвигать для блокировки/разблокировки руками.Карта вставляется и вынимается свободно (в отличие от некоторых других моделей Sony).
Кстати, пластиковая накладка, закрывающая защелку, очень хлипкая и крепится к защелке микроскопическим винтиком. В обычных условиях она вряд ли развалится, но, когда у меня фотоаппарат случайно выпал из сумки, накладка не выжила. Правда, с фотоаппаратом при этом ничего не случилось, да и защелкой спокойно можно было продолжать пользоваться. Просто вид уже не такой красивый. Но зато карта памяти теперь вынимается и вставляется без открытия крышки, что тоже ценно.
Фотоаппарат поддерживает технологию EyeFi, так что сюда можно ставить соответствующие карты, чтобы перегонять сделанные фотографии через Wi-Fi на компьютер.На правом торце сверху под отгибающейся крышкой находится универсальный выход под USB, HDMI, Micro USB, Micro HDMI, видеовыход PAL. Выглядит он как microUSB, для всех остальных видов там требуются специальные адаптеры, которые в комплект не входят.

Что очень приятно, зарядка аккумулятора производится именно через этот универсальный выход, как это сделано в старших моделях Sony Alpha NEX.Качество сборки, как обычно у Sony, отличное. Фотоаппарат заключен в очень качественный стальной корпус черного цвета, под управляющим зубчатым колесом сделана специальная накладка из прорезиненного пластика, на которую очень удобно ложится большой палец.

Конечно, "ухватистости" зеркальных камер здесь нет и в помине, но фотоаппарат вполне неплохо лежит в руке. На мой взгляд, удобнее всего его использовать с ручным ремешком, сквозь петлю которого нужно продевать ладонь: так фотоаппарат случайно не выпадет из рук.Что тут можно отметить из особенностей? Нет "горячего башмака" под внешнюю вспышку - из-за компактности. Также нет видоискателя - нужно полагаться на экран в 3" с разрешением 1,23 Мпикс.Но это все не проблема. Посадка для внешней вспышки для такого маленького фотоаппарата, на мой взгляд, вообще не нужна (тем более что есть встроенная вспышка), да и видоискатель в данном случае не слишком нужен: на таких фотоаппаратах дисплея вполне достаточно. Кроме того, оказалось, что дисплей прекрасно себя ведет даже на очень ярком солнце: изображение было ярким и отлично различимым. Выяснилось, что здесь используется специальная технология WhiteMagic, благодаря которой дисплей на солнце вовсе не "слепнет".Матрица Установленная здесь матрица заслуживает отдельного разговора. Exmor CMOS размером в 1" (13,2 × 8,8 мм) с 20,2 Мпикс - это более чем хорошо для такой компактной камеры.Вот на этой очень наглядной табличке с сайта Dpreview отлично видно соотношение размеров матриц различных фотоаппаратов, особенно в соотношении с одним из конкурентов RX100 - Canon S100.

Объектив Здесь установлен очень качественный объектив от Carl Zeiss с эквивалентным диапазоном, равным 28-100 мм, и отличной для такого компакта светосилой в 1,8 на коротком фокусе и 4,9 на длинном.Управление Управление фотоаппаратом. На верхнем торце расположены: кнопка включения, кнопка спуска с рычажком регулировки зума (при съемке и просмотре) и диск режимов съемки. В отличие от Sony Alpha Nex-6 второго зубчатого диска под диском режимов съемки тут нет, однако здесь вокруг объектива идет зубчатое кольцо, выполняющее примерно похожие функции: оно не только работает как зум, но и меняет параметры для различных режимов съемки.


Режимы съемки, выставляемые на диске режимов.

Режимы съемки Режимы съемки здесь несколько отличаются от NEX-5N. Вот их список с пояснениями. 1. Суперавто или интеллектуальный авто Полностью автоматический режим, в котором определяется сцена съемки (как в автоматическом режиме), настраиваются все параметры плюс фотоаппарат может включать авто-HDR. 2. Автоматический режим Фотоаппарат сам определяет подходящую сцену съемки и включает ее. 3. Выбор сцены Ручное задание режима съемки из следующих вариантов: портрет, устранение размытости движения (при слабой освещенности), спорт (быстро движущиеся объекты), домашние животные (котики, котики!), гастрономия (самый любимый пункт блогеров), макро (съемка с близкого расстояния), пейзаж, закат, ночная сцена, сумерки с рук, ночной портрет, фейерверки, высокая чувствительность (съемка в условиях плохого освещения). 4. Панорама Панорамное изображение, которое создается путем съемки и автоматического склеивания нескольких кадров. Через меню можно задавать размер панорамы (стандартный или широкий), с помощью зубчатого колеса на объективе перед съемкой можно выбирать одно из четырех направлений создания панорамы: влево, вправо, вверх, вниз. 5. Ручной Полностью ручной режим, в котором все параметры нужно задавать самостоятельно. Изображение на дисплее тут показывается в режиме LiveView: изображение отображается так, как оно должно получиться на снимке. То есть если вы, например, неправильно выбрали значение экспозиции и кадр будет слишком темным, он будет таким же темным при просмотре на дисплее. 6. Приоритет выдержки Выставление выдержки, диафрагма будет подбираться автоматически. 7. Приоритет диафрагмы Выставление диафрагмы, выдержка будет подбираться автоматически. 8. Программное авто Здесь выдержка и диафрагма выставляются автоматически, но их соотношение можно менять вручную, изменяя диафрагму зубчатым колесом, также можно настраивать различные другие параметры (ISO и так далее). 9. Видео Несмотря на то что запись видео в любой момент можно включить кнопкой Movie, на диске режимов можно выставить "Видео", чтобы выбрать одну из четырех настроек съемки: автоматический подбор параметров, настройка диафрагмы для изменения глубины резкости, настройка выдержки, ручная экспозиция. 10. Ручной с предустановленными настройками Здесь можно задавать до трех профилей с настройками, чтобы быстро их вызывать для съемки. Кнопки управления на задней крышке На задней крышке расположены следующие элементы управления.
1. Movie (видео) Кнопка немедленного старта видеозаписи. Расположена она удачно: с одной стороны, ее случайно не нажмешь, с другой - при необходимости нащупать и нажать ее можно очень быстро.2. Fn - функциональная кнопка Традиционная для аппаратов Sony кнопка, на которую можно навесить до семи нужных вам функций. Пять функций установлены по умолчанию, но вы их можете в любой момент поменять, а также добавить еще пару. По умолчанию выставлены: компенсация экспозиции, ISO, баланс белого, DRO-HDR, специальный эффект.3. Menu Вызов меню всевозможных настроек.4. Колесо управления Стандартное колесо управления: поворотный зубчатый диск, четыре кнопки на диске со своими функциями, центральная кнопка. По умолчанию при съемке по центральной кнопке включается режим следящей фокусировки, ну и она также выполняет функцию подтверждения в меню (при этом остальные четыре кнопки выполняют роль курсоров). Верхняя кнопка на колесе - настройки вывода на дисплей. Правая - настройки вспышки. Левая - режим протяжки и настройка таймера задержки перед съемкой. Нижняя - компенсация экспозиции и подстройка всяких параметров в автоматических режимах.5. Воспроизведение Режим воспроизведения медиаданных.7. Справка и удаление Вызов справки (очень подробной и полезной во многих случаях), также эта кнопка работает как команда "удалить" во время просмотра медиаданных.Вот и все элементы управления.Кстати, если внимательно присмотреться к Sony RX100 и Sony NEX-6, то будет видно, что у них управление во многом очень похоже.Вот верхние элементы управления.
Вот задние элементы.
Что сказать об управляемости Sony RX100? В общем и целом - вполне неплохо. Даже прилично, учитывая компактность камеры. Я сейчас обычно снимаю в RAW в режиме P с выставлением различных параметров под текущую ситуацию, поэтому для меня крайне важен быстрый доступ ко многим настройкам, причем прежде всего: соотношение выдержки и диафрагмы по первому или второму параметру, ISO, режим фокусировки, включение HDR, корректировка экспозиции, качество снимка (для переключения в определенных случаях из RAW в JPEG). Так вот, здесь доступ ко всем этим параметрам делается довольно легко, особенно если настроить под себя функциональную кнопку.Ну и также очень грамотно, на мой взгляд, сделана работа в автоматических режимах, потому что для людей, которые понимают, что и как они хотят подстроить под определенные условия съемки, есть широкое поле настроек глубины резкости, яркости, цветовой температуры, интенсивности цвета, эффектов обработки.Также настройки облегчает хорошая информативность данных на дисплее. О нем мы поговорим в следующем разделе.Данные на дисплее В режиме полного отображения информации на дисплее выводятся практически все настройки, которые можно менять, а также информация о том, что именно в данный момент регулируют оба поворотных диска: на объективе и на задней крышке.Вот информация по предустановленной SCN с режимом "Макро". Специальный значок показывает, что при слишком большой выдержке (1/30) лучше использовать штатив.

А вот программный режим - видите, насколько тут больше информации и, соответственно, настроек?

Максимально аскетичный режим с минимумом информации.

Включенный цифровой уровень, который, на мой взгляд, мало зачем нужен, так как работает, мягко скажем, кривовато.

Наглядный режим с полосой соотношения выдержки и диафрагмы.

Традиционный для Sony наглядный вариант переключения режимов съемки со всякой справочной информацией о том, что собой представляет тот или иной режим.

Переключение значений по кнопке Fn: снизу появляется список параметров (напоминаю, что там можно установить произвольные опции до семи штук), между которыми можно передвигаться курсорами, а сверху производится переключение конкретного параметра диском на задней крышке.

Вызов параметра по клавишам курсора: переключение значений также делается клавишами курсоров.

Я в каком-то обзоре встречал претензии к меню фотоаппарата - мол, оно не особенно удобное. На мой взгляд, претензии можно высказать только к линейному расположению верхних закладок: чтобы пройти, например, до закладки настроек, нужно последовательно пройти все пункты закладок слева или справа. В остальном же меню довольно удобное: каждый параметр разбит на группы, пункты которых помещаются на один экран, так что нет никакого скроллинга вниз. Пункты - простые и понятные, настройки там предлагаются достаточно гибкие. Давайте же с ними познакомимся.Размеры изображения предлагаются следующие: 20, 10, 5 Мпикс и VGA. Форматы: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1. Качество: RAW, RAW+JPEG, высокое (качественный JPEG), стандартное (JPEG).

Традиционные для Sony опции: эффект мягкой кожи (для съемки портретов), распознавание лиц/улыбки (можно зарегистрировать на фотоаппарате конкретное лицо, и фотоаппарат при появлении лица будет фокусироваться только на нем; также можно задать распознавание улыбки, тогда фотоаппарат будет ждать, когда на конкретном лице появится улыбка), автокадрирование портрета (работает довольно криво, лучше не включать).

Творческие стили относятся в основном к настройке цвета и яркости. Например, яркий стиль, стиль пейзажа, портрета и так далее. Все эти режимы так или иначе связаны с заранее заданными режимами съемки (портрет, пейзаж и прочие).Эффект рисунка - специальная обработка изображений после съемки. На мой взгляд, смысла не имеет, всегда проще обработать на компьютере готовую фотографию.

Цифровое увеличение лучше выключать - потом всегда можно скадрировать на компьютере. Шумоподавление длит. экспозиции - очень полезно включать при длительных выдержках. Шумоподавление высокого ISO также можно включать, но на самом деле оно мало от чего спасет при больших ISO. SteadyShot - очень полезная функция стабилизации изображения при съемке. Кстати, работает очень и очень неплохо, актуальна при небольших выдержках и большом зуме.

У Sony в фотоаппаратах традиционно устанавливается полезная и подробная справочная система. Здесь ее можно включить, чтобы получать советы при съемке. Эта система есть в Sony NEX, и она также включена в RX100.

Параметры съемки видео.

Уменьшение эффекта "красных глаз" лучше выключать - это двойное срабатывание вспышки, которое на самом деле мало чему помогает. Проще эффект потом убрать вручную. Сетка - это метки на дисплее, помогающие компоновке кадра. Я всегда использую 3х3, тут также есть квадратная сетка, квадратная с диагоналями. Автопросмотр - вывод кадра сразу после съемки. Кнопка DiSP - настройка информации, появляющейся на дисплее по кнопке DISP.

Кольцо управления - тут можно выбрать функцию, которую будет переключать кольцо управления. Кнопка "Функция" - настройка параметров, появляющихся по кнопке Fn. Ну и также там можно под себя настроить центральную кнопку, левую и правую (я, например, режимы вспышки и протяжки с правой и левой кнопок убираю, ставлю туда ISO и вид фокусировки, а настройку вспышки и протяжки, наоборот, уношу на кнопку Fn).

Параметры просмотра.

Работа с картой памяти.

Настройки даты-времени.

Общие настройки системы. Время начала энергосбережения - отключение аппарата при неактивности.

Здесь можно выключить вообще звуковые сигналы, что я обычно и делаю: тогда фотоаппарат становится совершенно бесшумным.

Сенсор падения пришлось выключить: несколько раз он сработал, когда фотоаппарат просто лежал в сумке, а при этом аппарат приходится выключать и включать заново.

Ну вот вроде и все настройки.Особенности при работе Включается фотоаппарат не особенно быстро: у него должен выдвинуться объектив, включиться дисплей. От момента нажатия кнопки включения до первого снимка проходит две секунды.А вот затвор срабатывает очень быстро - кадр делается практически мгновенно.Скорость серийной съемки может зависеть от скорости карты памяти. На скоростной карте в серии (JPEG) делается 12-13 снимков, потом буфер заканчивается и скорость падает до 2-3 кадров в секунду (идет ожидание записи на карту). В серии RAW+JPEG получается шесть кадров, затем скорость съемки тормозится записью на карту.Автофокус быстрый и четкий. Бывают проблемы при фокусировке на однородных, не слишком контрастных объектах, но это обычное дело вообще для всех фотоаппаратов.Отдельного режима фокусировки для макросъемки не предусмотрено, но если не требуется большой зум, то на широком угле спокойно снимаются объекты, находящиеся где-то в двух-трех сантиметрах.Дисплей - отличный: яркий, четкий и им спокойно можно пользоваться даже на прямом солнце.Аккумулятора в обычном режиме (без вспышки в JPEG) хватает примерно на 300-320 снимков. Для такой крошки - это нормально: у Sony Alpha NEX-6 аккумулятора хватает ровно на такое же количество.А теперь - примеры Ну и теперь давайте посмотрим, как этот фотоаппарат снимает. Я снимал им много, поэтому постарался выложить снимки, сделанные в совершенно различных условиях. (Все фото - кликабельны, на увеличенной фотографии есть прокрутка по кадрам вперед-назад.)Фотографии никак не обрабатывались, максимум - поправлялся горизонт.Сначала - немного пасмурной погоды. В Испании с этим делом была напряженка, поэтому пришлось ехать во Францию, в Ниццу. Нижние два кадра сняты во время небольшого дождя.


Солнечная погода - море.




Панорамка. Кстати, панорамы традиционно переэкспонировались, при съемке нужно было делать компенсацию экспозиции.
Еще панорама. На этот раз нормальная.
Горы в солнечную погоду.



Еще одна переэкспонированная панорама.
Под крылом самолета.
Выставка.

Помещения.






Город.
Для нижеследующей фотографии выложил RAW .





Ночь.




Съемка в цирке при очень плохом освещении. (Вот весь комплект .)

Короткий фокус и длинный фокус с одной точки.

То же в городе.

Работа HDR. Обычный снимок.
Он же с включенной HDR.
Играемся фокусировкой. Задний план.
Передний план.
Длинный фокус, фокусировка на среднюю линию.
Фокусировка на переднюю линию. В общем, можно сказать, что размытость на заднем фоне получается неплохо, если снимать достаточно близко.
Плохое освещение, разные ISO.Вот это ISO 1600. Прилично.
ISO 3200. Терпимо.
ISO 6400. Это уже, конечно, порнография.
В общем, до 3200 снимает терпимо. Ночные снимки в основном делаются на ISO 800-1600 - выглядят неплохо.Макро - короткий фокус, максимально близкое расстояние.
Ну и демонстрация видео: съемки днем на улице и ночью при очень плохом освещении.

Выводы

Это лучшая компактная камера из всего, что я держал в руках. Не могу, конечно, ее сравнить со всем спектром сверхкомпактных камер, но, скажем так, очень даже пристойная и совсем недешевая Canon S95 снимала заметно хуже. Вот она могла быть только запасным вариантом: репортажной камерой, лежащей "на всякий случай" в кармане.С этой же камерой себя неполноценным не чувствуешь в любом случае: она снимает очень здорово, причем в самых разных условиях.Ну да, конечно, понятно, что она в любом случае не сможет полностью заменить зеркалку (системную камеру) из-за определенных ограничений по несменной оптике. Но, скажем так, для моих стандартных блогерских фотозадач эта камера покрывает до 80-90 процентов, что очень и очень здорово.Нередко пользователи предъявляют претензии к цене этой камеры: мол, вот если бы она стоила не $650 (цена в Штатах), а хотя бы $300-400, тогда, мол, это была бы всем камерам камера. Претензия, на мой взгляд, не вполне правомочная. Найдите камеру такого же качества за $300-400 - вот тогда на эту тему можно будет разговаривать. Но камеры за $300-400 имеют другую матрицу и другой объектив. Поэтому данная камера и стоит заметно дороже, а тут уже каждый сам для себя решает: может ли он себе позволить заплатить за качество или лучше купить что-то дешевле, но хуже.На мой взгляд, камера стоит своих денег. Я хорошо помню, что в свое время покупал ту же Canon S95 за очень даже сравнимые деньги (она стоила в Москве где-то $650). А эта Sony RX100 по качеству - явно лучше.В общем, очень понравилась, и я ее теперь постоянно ношу (вожу) с собой. Это не значит, что я при этом в поездки не беру с собой системную камеру с парой сменных объективов (на данный момент это тоже Sony - Nex-6), однако в ситуациях, когда вторую камеру по каким-то причинам брать не хочется или не можется, эта камера отлично справляется с поставленными задачами. Я ею очень доволен.