Профессора и академики, кандидаты и доктора. Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе

Относительно ученых званий очень часто возникают вопросы: что это такое и как это получить? В данной статье мы расскажем, что такое доцент. Это слово одновременно может обозначать несколько понятий, по существу сходных. Во-первых, доцент - это ученое звание преподавателя высших учебных заведений. Во-вторых, степень сотрудников научных учреждений. В-третьих, должность в вузах. С понятием «профессор» все гораздо проще - это лицо, которое является высококвалифицированным специалистом в определенной области науки, экспертом.

Кому присваивается звание доцента?

Находиться на позиции доцента в вузе - не значит обладать которая присваивается ученым советом научного учреждения (или высшего учебного заведения) и одобряется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Такая степень присуждается на всю жизнь.

Критерии присвоения должности и звания «Доцент»:

  • должность присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим звание после конкурсного избрания на ученом совете;
  • научным работникам присваивается степень доцента по специальности (раньше - «Старший научный сотрудник»);
  • лекторы и преподаватели имеющие работы 5 и более лет, проработавшие не менее одного года в должности доцента и имеющие научные работы, также могут получить данное звание.

Чем занимается доцент?

Таким образом, доцент - это должность в вузе или ученое звание, получить которое могут лекторы, научные сотрудники и лица, с ученой степенью «Кандидат» .

Что входит в его обязанности?

  1. Доцент наук ведет методическую и учебную работу.
  2. Осуществляет руководство над собственными занятиями и научными исследованиями студентов.
  3. Читает лекции, проводит занятия и внедряя их результаты в народное хозяйство.
  4. Готовит научные и педагогические кадры.

Кто такой «профессор»?

В переводе с латинского «профессор» обозначает «преподаватель». Занимается он тем, что преподает в вузах, проводит научные исследования, внедряя их итоги в народное хозяйство, готовит педагогические и научные кадры, руководит научными исследованиями студентов и собственными занятиями. Профессор - это и звание, и должность в высшем учебном учреждении. Для получения первого необходимо:

  • Иметь степень «Доктор наук», собственные изобретения или научные труды. Быть по конкурсу избранным на должность «Заведующий кафедрой» или год успешно проработать в данной должности.
  • Проработать на должности профессора не менее года, иметь большой научно-преподавательский стаж, собственные труды.
  • Быть без какого-либо научного звания, с большим производственным стажем. Должность может быть присвоена ученым советом на конкурсной основе.

Из данной статьи мы узнали, что слово «профессор», как и «доцент», - это одновременно и звание, и должность. Только в первом случае присваивается пожизненно, а во-втором - на период работы. Звания доцента и профессора похожи по своему значению. Заслужить их довольно сложно, нужно действительно разбираться в своей области и быть специалистом.

    В России/СССР/РФ есть система научных степеней и научных званий. Степени - это кандидат и доктор наук. Научные звания - доцент, профессор, член-корреспондент, академик. Выпускник вуза может продолжить свое обучение в аспирантуре, в это время он, будучи аспирантом, может занимать должность ассистента (т.е. помощника). После завершения обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации он получает ученую степень кандидата наук и может занять должность доцента кафедры, т.е. вести самостоятельную научную работу, читать базовые курсы, руководить дипломниками и аспирантами. После некоторого успешного стажа в должности доцента кафедры он может получить звание доцента. Звание отличается от должности примерно как у военных. Скажем, есть должность командир полка, а есть звание полковник. По идее должность командира полка должен занимать полковник, но может и подполковник и даже майор (например, на войне), но вот полковнику уже не предложат должность командира батальона. Так и в науке - получив звание доцента, можно претендовать на должность доцента уже на любой кафедре, меньше вам дать уже не могут (ассистента). А вот просто кандидат наук без звания доцент может занимать должность ассистента, если нет свободных доцентских вакансий.

    Едем дальше. После доцента идет должность профессора кафедры. Ее может занимать и кандидат наук, но вообще она докторская. Через несколько лет в должности профессора кафедры человек получает научное звание - профессор. Для этого надо быть обязательно доктором наук. Профессор может претендовать на должность заведующего кафедрой. Из числа зав. кафедрами выбирают деканов (зав. факультетом) и ректора (глава вуза). Это высшая ступень вузовской карьеры.

    Но есть еще академическая карьера. За выдающиеся заслуги в науке доктор наук, профессор может быть избран сначала членом-корреспондентом Академии наук (он не принимает участия в академических заседаниях и прочих делах, но выступает в роли запасного состава - для пополнения рядов будущих академиков). Из числа академиков выбирают главу Академии. Академиками становятся обычно в весьма преклонном возрасте (далеко за 70). Функции в основном чисто административные и представительские: заседать, распределять бюджеты и т.д. Никакой реальной наукой академики, которым может быть и по 80, и по 90 лет, конечно, не занимаются. Но в знак былых заслуг получают очень хорошие деньги и прочие няшки.

    Но помимо собственно РАН за последние 20 лет открылась масса других академий. Звание академик в них - чистая формальность, оно не дает никаких преимуществ, разве что солидную надпись на визитке, выдается часто на платной основе - за несколько тысяч рублей в год (типа членского взноса).

    В принципе, изучив вопрос, становится понятно, что разница достаточно существенна.

    Как видим, звание профессора неотделимо от докторской степени, а если быть более точным, то идт после получения данной степени.

    Звание академика также датся непросто и требует избрания в академию наук.

    Если искать точки соприкосновения, то академиком становятся, как правило, после присвоения звания профессора.

    Человек получает статус академика, если он стал членом академии наук.

    При этом, статус профессора достаточно престижен и стоит на ступень выше докторской, но стоит отметить, что вс же ниже степени академика.

    Академик - это высшее научное звание, ниже - член-корреспондент (по новой реформе РАН его не будет), еще ниже - профессор. Кроме того, профессор - это должность в вузе.

    У меня был любимый мужчина, который был доктором наук.

    Потом у него появились свои ученики (не менее трех), которые защитили диссертации, и он стал профессором. Там еще есть требования по публикациям, вроде монографиям, но это было далеко от меня.

    А вот академики - это выше профессоров. Академиков выбирает какая- то академия наук из своих членов - корреспондентов. Мой любимый до этого не дожил.

    Академик - это звание, человека сходящего в состав академии наук, избираются академики путм голосования на общем собрании. Это звание на всю жизнь.

    А вот, что касается профессора, то это звание преподавателя в высшем учебном заведении.

    Академик звание действительного члена организации учных академии наук. Академики избираются на общем собрании соответствующей академии, как правило, из числа е членов-корреспондентов (за исключением почтных и иностранных академиков), при этом право голоса имеют только академики. Академики избираются пожизненно.

    Профессор (лат. professor преподаватель) учное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете)

    Я так считаю, что академик - это научный работник академии. То есть человек, ходящий на работу в академию. Академия - это учебное заведение, часто параллельно занимающееся и научной деятельностью. Обычно академики - это преподаватели или начальники над преподавателями в академиях. А профессор - это человек, защитивший профессорскую диссертацию. А реально он может в академии и не работать, но главное, чтобы он имел корочку о присвоении ему профессорской степени.

    Хоть это и разные понятия, но обычно большинство академиков являются профессорами. А вот какой процент профессоров работает в академиях, этого мне неизвестно.

Научное звание профессор почему-то кажется одного корня со словами профессия и конфессия. Про- и кон- латинские приставки, а корень здесь -фесс-. Примерно так думали и римляне. Но ни мы, ни они не знали толком, что означает этот корень. Сами римляне связывали эти слова со словом fateor "признаваться, соглашаться", которое, в свою очередь, непостижимым образом происходил от for "говорить, предсказывать". Трудно возразить против такой э"шмологии, потому что она непонятна. Римлян давно уж нет, чтобы можно было уточнить, что они имели здесь в виду, а современные филологи далече от этих проблем, спрашивать их бесполезно.

Придется обратиться к арабским корням. Самое простое слово среди названных - конфессия. Членить его надо не так, как это делали римляне, а вот так: ко-нфессия, где ко-, действительно, латинская приставка со значением совместности, вариант приставки кон-(ком), НФС по-арабски "душа". Буквально: "содушие, духовное сотоварищество". Комментарии здесь излишни. Слово как раз значит то, что значит.

Что же касается слова профессор, то уже по логике вещей оно не должно сближаться с профессией, тем более что профессор не профессия, а научное и педагогическое звание. Поэтому сразу же в нем выделяем арабский корень ФСР "объяснять, толковать". Не это ли занятие профессора? Правда, остается неясным, как совмещается с корнем значение латинской приставки: "наперед, заранее, спереди". Предвосхищая вопросы студентов, что ли? Нет, дело в том, что здесь приставка не латинская, а наша русская про-, означающая всеохватность действия.

Осталось слово профессия, но оно выходит за рамки нашей темы, поэтому оставим профессоров от филологии думать об этом слове так, как думают.

Слово академик, хотя и рангом выше, чем профессор, этимологию имеет попроще. В столице Древней Греции был сад под названием Академия, где имели обыкновение собираться философы-метафизики, чтобы вести свои долгие научные диспуты, поскольку, по их представлениям, истина рождается в споре. Но, как уже выяснено, древнегреческие философы путаниками были большими, о чем, похоже, догадывались и их современники. Оказывается, сад назывался Академией, потому что в нем собирались академики, а академиками называли путаников-метафизиков, потому что корень АКД как раз и означает "запутывать, усложнять". Это тем более верно, что в древнегреческом слово Академия писалась также и через Е, букву, которая в арабском читается как Айн.

Эта согласная занимает первую позицию в обсуждаемом корне (ЪКД). Исконное значение корня продолжает в явном виде сохраняться в слове академик и в его производных. Например, академический спишь изложения - это усложненный без нужды, путанный стиль. Даже академический час - это не такой, как у всех людей, а особый. Что напутают академики, не объяснят даже профессора. Слово в Древнюю Грецию пришло, по всей видимости, от халдеев, иначе аккадцев. Оба корня: и ХЛТ - с эмфатическим Т, переходящим в Д, и АКД значат одно: "запутывать, смешивать". От первого в нашем языке колдуны, что буквально означает "путаники", по-арабски халлатун. Это у них в стране, в Вавилонии (по-арабски Бабиль, от корня БЛБЛ "путать, смешивать"), согласно библейской легенде, были перепутаны, смешаны языки.


И все же и академики, и халдеи только внешне связаны с идеей запутывания. Дело в том, эта идея восходит к идее вязания, являет собой "интенсивное" завязывание. Сравни арабскую пару ъакада "завязывать" и ъаккада "запутывать", где удвоение средней корневой выражает интенсивное действие. Слово академик, разумеется, не от запутывания, а оттого, что от идеи завязывания происходит подвязка или подвеска, что является знаком. Таким образом, и колдуны и академики связаны со знаками, а точнее со знаниями, и буквально означают "знахари".

То, что некоторые академики, а еще больше те, кто претендует на это звание, действительно путаники, так это обратное влияние слова на рассудок. Словесное кодирование. Это в точности как слово ученый. Им обозначается человек, призванный добывать для человечества новые знания. Однако из-за того, что оно понимается как синоним наученный, некоторые наши ученые превращаются в котов ученых, забивая свою голову всякой ученостью до того, что ничего более туда не вмещается. Иначе как объяснить, что самая большая в мире армия ученых во главе с академиками вывела свой народ на последние позиции в мировой табеле о рангах?

Слово кандидат, считается латинским по происхождению. В Древнем Риме оно значило то же, что и в современном русском языке. Этимология связывает его с понятием белизны на том основании, что в латыни есть слово candidus "ослепительно белый". Чтобы концы сходились с концами, придумали байку о том, как те римляне, которые претендовали на замещение какой-нибудь должности, одевали белые тоги. Не знаю, в Древнем Риме жить не пришлось, но, судя по кинофильмам, белые одежды там носили все сановники. Как там отличали занимающих должности от претендентов на эти должности, остается загадкой. А загадки и нет, если считать, что слово арабское. Вот оно нади:да(т). Его значение: "эквивалент, замена". Ка-надидат есть сложение слова надшдат с частицей сравнения и сопоставления ка "как, в качестве" и означает буквально "в качестве замены". Понятно, что тот, кто претендовал на замещение какой-либо должности, выставлял себя "ка-надидат" то есть в качестве замены, замещения. Что касается латинской белизны, то, по всей видимости, она того же корня, что и канделябр и имеет другую этимологию.

Слово доктор тоже латинское. Оно происходит от глагола docere "учить". Так же и по-арабски за:кара или в диалектах дажара "учить", буквально "стараться запомнить". Слово вернулось в арабский в форме дуктур, и, понятное дело, арабы не узнали в нем свой корень.

Итак, названия научных иерархов кандидат, доктор, профессор, академик - все арабские или составлены из арабских корней.

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

  • Ученые степени и звания: кто есть кто

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

Часто, когда речь идет о научных деятелях и о науке в целом, возникает путаница между такими понятиями как ученая степень, звание и должность. Ученую степень можно получить после успешной защиты диссертации, а звание является результатом плодотворного труда и зависит от количества лет, проведенных на занимаемой должности. Полученное звание остается с человеком в независимости от места его работы, в то время как должность является привилегией конкретного ВУЗа или научно-исследовательского института.

Высшее ученое звание уникально по способу присвоения, а термин «академик» применяется только к действительному члену академии наук. Но не стоит путать такие академии с названиями ВУЗов (Академия Федеральной службы безопасности РФ и т.п.). Хотя в этом значении звание академика стало употребляться только во времена СССР, а еще до 1917 года академиками называли всех учащихся в академических учебных заведениях.

Звание академик

Слово «академик» у большинства людей ассоциируется с почетным седовласым научным сотрудником, который без труда даст ответ на любой вопрос той или иной области научного знания. И такое представление небезосновательно. От получения квалификации бакалавра до приобретения звания академика проходит достаточно много времени, которое будущий ученый полагает на развитие отечественной науки.

На данный момент в РФ есть две ученые степени, предшествующие возможности присвоения ученого звания академика: кандидат наук и доктор наук. Также существуют звания, градацию которых практически невозможно перешагнуть научному деятелю на пути к достижению наивысшей цели, а именно:

  • доцент;
  • профессор;
  • член-корреспондент.

Интересно то, что последним званием, в отличие от первых двух, ученый может быть награжден только путем избрания его кандидатуры на тайном голосовании соответствующей академии наук и последующим ее утверждением на общем собрании.

Чтобы член-корреспондент стал академиком, его также должны избрать и утвердить действующие члены академии наук. Данное звание ученый получает на всю жизнь.

В России могут присвоить звание «почетного академика» за особые достижения или открытия в научной деятельности. Американский аналог этого звания – «заслуженный академик», его дают уходящим на пенсию академикам за исключительные заслуги перед научным миром.

«Псевдоакадемики» в «псевдоакадемиях»

Нужно провести грань между государственными академиями и негосударственными, которые не имеют законодательного основания называться таковыми и содержать в штате своих сотрудников академиков. На данный момент в Российской Федерации существует шесть государственных академий (любые другие учреждения не могут презентовать себя, как настоящую академию наук):

  • Российская академия наук;
  • Российская академия медицинских наук;
  • Российская академия образования;
  • Российская академия художеств;
  • Российская академия архитектуры и строительных наук;

Псевдоакадемии принимают сотрудников за определенное «вознаграждение» в денежном эквиваленте, а деятельность таких организаций зачастую носит околонаучный характер, поэтому они не могут претендовать на звание Российской академии наук.