Максимальная грузоподъемность вертолета в мире. Самые большие вертолеты россии

Вертолет - винтокрылый летательный аппарат, у которого необходимая для полета подъемная сила и тяга создаются вращением винтов. Главным достоинством вертолета является его возможность вертикального взлета и посадки, а также перемещения в любом направлении и зависании на одном месте.

Вертолеты часто ранжируют не по физическим размерам, а по весу. Самые крупные аппараты такого рода строились в Советском Союзе, они предназначались для перевозки больших грузов в отдаленные районы. Расскажем ниже о самых больших вертолетах современности, пусть некоторые из них и существовали в штучных сериях.

Миль В-12. Максимальная взлетная масса гиганта составила 105 тонн. По классификации НАТО аппарат именуют Homer, также принято называть его просто Ми-12. Этот крупнейший вертолет из когда-либо построенных был разработан в СССР в 1960-е годы. Первый полет состоялся в 1968 году, а в 1969 году состоялся рекорд по грузоподъемности для аппаратов такого класса, не побитый до сих пор - на высоту в 2255 метров было поднято 44205 кг. Конструкция Ми-12 довольно необычна - два ротора находятся на концах большого крыла. Диаметры несущих винтов составляют 35 метров. В результате расстояние между крайними точками лопастей составило целых 67 метров, что больше размаха крыльев Боинга-747! За Подъем машины в воздух отвечали 4 двигателя по 6500 л.с. Максимальная скорость вертолета - 260 км/час. Фюзеляж выполнен в виде гигантского полумонокока. В передней его части располагается двухэтажная кабина на 6 человек. В хвосте находится трап для въезда техники и погрузки грузов. В центре фюзеляжа располагается огромный грузовой отсек с размерами 28,15*4,4*4,4 метра. Всего было построено два прототипа такого летательного аппарата. Ми-12 получил несколько наград даже от американцев, ведь он превосходил существующие там аналоги по размерам вдвое, а по весу вчетверо. Практическое применение у вертолета не задалось - он был слишком большим и трудным для маневрирования. К тому же, несмотря на рекордную грузоподъемность, его первоначальное назначение (перевозка компонентов стратегических ракет в труднодоступные места) уже не потребовалось. Новые задачи с успехом решались другими моделями. В результате аппараты стали музейными экспонатами.

Ми-26. Конструкция В-12 была признана неудовлетворительной для текущих нужд, бюро Миля получило задание спроектировать новый транспортный вертолет. Первый его полет состоялся в 1977 году. Машина получилась намного более компактнее предшественника, максимальная взлетная масса составила 56 тонн. Максимальная скорость аппарата - 295 км/час. На сегодня это крупнейший серийный транспортный вертолет. Всего было построено более 270 таких машин. Прозвища Ми-26 получил "Halo" от НАТО и неофициальное у нас "Летающая корова". Здесь применяется одновинтовая схема с двумя двигателями. Несущий винт имеет восемь лопастей и 32 метра в диаметре. В транспортно-десантном варианте вертолета может разместиться более 100 человек. Есть возможность использования в санитарном варианте (до 50 раненых на носилках), возможна перевозка грузов на внешней подвеске. Вертолет масштабно применялся во время войны в Афганистане, а также при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Поучаствовал Ми-26 и в Чеченских войнах, при этом с его участием состоялась крупнейшая вертолетная авиакатастрофа в мировой истории - в 2002 году в результате крушения сбитой боевиками машине погибло 127 человек. На основе Ми-26 разработано более 15 модификаций. Вертолет выступает и в роли пожарного, в роли санитарной машины, борца против подводных лодок и заправщика. Ми-26 с успехом служат и в других странах - Казахстане, Индии, Китае, КНДР, Венесуэле, Перу.

Ми-6. Создание этого и следующего аппарата подготовили почву для более крупные последующих разработок бюро Миля - В-12 и Ми-26. Во второй половине 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение ракетные комплексы "Луна", для их перевозки потребовался тяжелый транспортный вертолет. Им стал газотурбинный Ми-6, поднявшийся в воздух в 1957 году. Грузоподъемность аппарата составила 44 тонны, это достигалось путем использования двух двигателей по 5500 л.с. В экипаже состояло 5 человек. Диаметр винта составлял те же 35 метров, такой же будет использоваться позже на B-12. На тот момент вертолет, по прозвищу "Hook", был крупнейшим в мире, поставив к тому же ряд рекордов и по скорости. Максимальная скорость вертолета - 304 км/час. Для своего времени это была очень удачная модель, о чем свидетельствует постройка 860 аппаратов в период с 1960 и 1981 годом. Использовали их в основном советские ВВС и гражданский "Аэрофлот". Сегодня такой аппарат до сих находится в эксплуатации в ряде стран-союзников и наследников СССР. Вертолет используются уже более 40 лет, количество машин-ветеранов постепенно сокращается. Но несмотря на возраст, Ми-6 остается замечательной моделью, одним из крупнейших серийных вертолетов.

Ми-10. Этот аппарат является достойным членом семьи своих упомянутых собратьев. Вертолет, общей массой в 38 тонн, по сути являлся узкоспециализированным вариантом Ми-6, он получил название летающего крана. На вооружение такой аппарат поступил в 1963 году, основная цель была прежняя - перевозка крылатых и баллистических ракет У Ми-6 была перенята силовая установка и схема управления, а вот фюзеляж был создан новый. Широкий вариант предшественника был заменен на более узкий и низкий. Перевозка пассажиров уже не являлась целью, хотя тут еще могли размешаться 28 человек. Освободившееся место можно было использовать для дополнительных топливных баков. Фюзеляж также имел примечательные 4 стойки шасси, широко расставленные и с увеличенной длиной. Здесь применялись две схемы крепления грузов - гидрозахватами (для контейнеров с ракетами) или же на грузовой платформе между шасси. Всего было построено около 55 таких вертолетов, ввиду особенностей конструкции они не получили широкого применения, а основную часть функций смог выполнять Ми-6. Была создана также модификация с более короткими ногами, специально для строительно-монтажных работ, использовался Ми-6 также в качестве пеленгатора и постановщика помех. Максимальная скорость вертолета довольно невелика - 190 км/час.

Sikorsky CH-53E. Пятый по величине вертолет был построен в США, являясь крупнейшим из созданных в Америке. Модель CH-53E Super Stallion является увеличенной ранее созданной CH-53, для этого в конструкцию был добавлен третий двигатель. Максимальный вес аппарата в полете составляет 33340 кг. Изначально этот тяжелый вертолет разрабатывался для морской пехоты США, однако использовался также и в ВМС, ВМФ и странами-союзниками. Несущий винт имеет около 24 метров в диаметре, а мощь обеспечивают 3 двигателя по 4380 л.с. Экипаж 5 пилотов, а нести вертолет может до 55 человек. Максимальная скорость аппарата - 315 км/час. Первый полет состоялся в 1974 году, всего флот приобрел 177 таких аппаратов. Вертолет оснащен системой ночного видения, инфракрасного наблюдения, пулеметами. Сегодня CH-53E используется также и в Японском флоте. Примечательно, что аварийность такой модели вертолета в 2 раза превышает средний показатель. В ближайшее время планируется ввод в серию модели CH-53K с еще более мощными двигателями и взлетным весом до 38420 кг, что позволит обогнать Ми-10.

Boeing MH-47E. Эта модель является вариантом популярного вертолета CH-47 Chinook, который также был разработан в США. Семейство начало разрабатываться еще в 1950-х, а с начала 1960-х получил широкое распространение. Всего на сегодняшний день было построено боле 1000 Chinooks, модели на их основе производятся до сих пор. Так появилась одна из самых успешных серий военных вертолетов большой грузоподъемности. Здесь присутствует длинный и просторный фюзеляж, который оснащен двумя двигателями по 5000 л.с. и винтами по 18 метров. Вертолеты такого типа широко используются для перевозки тяжелой военной техники и артиллерии, снабжении удаленных объектов. Основными потребителями являются британские ВВС и армия США, однако вертолеты CH-47 продавались более чем в 20 стран, использовались они и у гражданских операторов. В отличии от традиционной модели CH-47 имеющей взлетный вес до 22680 кг, модели MH-47E/G могут поднимать до 24495 кг. В экипаже 3 человека, возможна перевозка до 44 пехотинцев или 24 раненых. Максимальная скорость вертолета составляет 295 км/час.

Hughes XH-17. Это первая модель подразделения Hughes, которая своим внешним видом чем-то напоминает Ми-10. Здесь также присутствуют 4 длинные ноги шасси, которые помогают осуществлять перевозку больших негабаритных грузов под фюзеляжем. Двухлопастной винт имеет диаметр 40,8 метров, что является рекордом. Аппарат имеет максимальный вес в полете в 22680 кг. Этот прототип начался строиться еще в конце 40-х для перевозки грузов массой более 15 тонн. В 1952 году состоялся первый полет, однако в ходе исследования выяснилось, что конструкция довольно громоздкая и не может широко использоваться. К тому же вертолет мог использоваться в небольшом диапазоне - всего до 64 км. Части вертолета были заимствованы у самолетов - передние колеса от B-25, задние колеса от C-54, топливный бак от B-29, а кабина от Waco CG-15. Конструкция вертолета подразумевала небольшой хвостовой винт по сравнению с основным. Максимальная скорость составляла 145 км/час, в экипаже было 3 человека. Хьюзом была разработана даже увеличенная модель H-28, которая максимально поднимала в воздух до 47 тонн, однако этот проект даже не завершился из-за неудачи предшественника, оставив лишь деревянный макет.

Sikorsky CH-54 Tarhe. Данная модификация вертолета также имеет конструкцию "воздушного крана", как и его предшественник XH-17. СН-54 предназначался для перевозки больших грузов ниже фюзеляжа. Первый полет машины состоялся в 1962 году. Необычным для вертолета является диаметр несущего винта в 22 метра. Кабины имеет окна на заднюю часть машины, что дает им возможность получать полезную информацию. CH-54 получил очень эффективную конструкцию, которая совместима с грузами различных конфигураций. Максимальная взлетная масса здесь составляет 21320 кг, подъем осуществляют два двигателя мощностью по 4800 л.с. Максимальная скорость вертолета - 240 км/час. Вертолет изначально планировался для использования в армии. Возможности машины широко использовались во Вьетнаме, в частности для вывоза сбитых самолетов. Для пожаротушения и лесозаготовительной промышленности была разработана гражданская модель под названием S-64 Skycrane. Всего было построено 105 таких вертолетов, хотя они ныне и не используются военными, но еще выполняют гражданские функции. С 1990-х годов в армии США CH-54 полностью передали свои обязанности на CH-47.

На данный момент самым грузоподъемным вертолетом в мире является Ми-26. В России эти машины используют для транспортных целей и эвакуации пострадавших. Самый большой вертолет Ми-26 подходит также для перевозки тяжелой техники, гуманитарных грузов. Нередко его используют в пожарных целях при возгорании лесных угодий.

История создания

Ми-26 - вертолет, который был разработан Московским заводом имени М. Миля. В международной кодификации он получил название Halo, то есть «Гало», или «Ореол». Работы по созданию самого большого грузоподъемного вертолета на планете начались еще в 1970 году. Новая машина должна была заменить в небесном пространстве заезженные модели Ми-6, а также Ми-10.

В конце 1971 года проект был окончательно одобрен, наступила стадия конструирования. Спустя несколько месяцев был построен первый макет винтокрылого аппарата. Долгое время он оставался без должного внимания, и только в 1975 году Государственная комиссия дала добро на выпуск модели.

Ближе к концу 1970-х в воздух поднялся первый прототип Ми-26. Испытания проходили совместно с НИИ ВВС. На протяжение двух лет прототипы выдерживали жесткие тесты и опыты. В августе 1980 года Государственная комиссия подписала контракт с заводом на серийное производство. По рекомендации властей машины должны были поступать только на вооружение Советской Армии. В начале 1981 года в ангаре ВВС появился первый вертолет Ми-26.

Характеристики конструкции

Аппарат построен по схеме одновинтового агрегата с 8-лопастным несущим винтом. При конструировании вертолета инженеры бились над созданием возможности управляемого шага. Важными нюансами проекта стали 5-лопастные рулевые винты. Что касается двигателей, то их количество равняется двум. В результате удалось достигнуть общей мощности почти в 23 тысячи л. с. Конструкция шасси - неубирающаяся, 3-стоечная.

Фюзеляж выполнен из цельного металла и имеет попеременное сечение. В носовой области находится радиопрозрачный обтекатель. За кабиной экипажа располагается отсек для пассажиров и оборудования. Общая площадь, пригодная для перевозки груза, составляет около 40 кв. м. Задний отсек плавно переходит в концевую балку.

В таком вертолете без труда могут разместиться до 82 десантников с полным комплектом вооружения. В санитарной модели Ми-26 можно разместить 60 раненых на носилках. Для крупногабаритных грузов имеется электролебедка, способная выдерживать до 500 кг. Кроме того, большинство машин способны осуществлять перевозку оборудования на внешней подвеске. Ее грузоподъемность варьируется до 20 тонн.

Ми-26 - модель транспортного вертолета, которая может быть использована и для военных, и для гражданских, и для поисковых целей. Сегодня этот винтокрылый аппарат имеет самую высокую грузоподъемность в мире. Для примера: американский аналог CH-53E может поднимать в воздух всего до 13 тонн.

Бортовые характеристики

В первую очередь следует выделить навигационное и радиоэлектронное оборудование. Благодаря ему вертолет Ми-26 (фото см. ниже) способен выполнять любые задачи даже в самых сложных погодных условиях в ночное время суток. Навигационный комплекс представляет собой комбинированную систему «Гребень-2», прибор пилотирования ПКП-77М, радиолокационную электронику «Веер-М», частотные высотометр и компас. Кроме того, в арсенале Ми-26 имеется доплеровский измеритель угла сноса и скорости.

Что касаемо пилотажного комплекса ПКВ-26, то в его состав входит 4-канальный ВУАП-1, система управления траекториями, балансировщик колебаний внешней подвески. Машина оборудована инновационным метеолокатором, приборами связи, телевизионной станцией и аппаратурой для видеонаблюдения за состоянием перевозимого груза.

В состав бортового комплекса модернизированной модели Ми-26Т2 входят навигационная система NAVSTAR/ГЛОНАСС и 5 многофункциональных дисплеев.

Технические характеристики

Вертолет вмещает в себя до 5 человек экипажа. Двигатели типа Д136 достигают мощности в 11 400 л. с. каждый. У Ми-26 характеристики несущего винта выдающиеся. Его размах составляет 32 м. Винт состоит их 8 лопастей, которые при полете создают ометаемую окружность площадью в 804 кв. м. Масса пустой машины равняется 28 тоннам. Максимальный порог загружаемости - до 56 000 кг. Оптимальная взлетная масса - 49 тонн.

Высокая крейсерская скорость - еще одно важное достоинство вертолета Ми-26. Характеристики такого вида полета превышают все ожидания, доходя до 255 км/ч. Что касается максимального скоростного барьера, то он составляет 295 км/ч.

Во время полета одной из определяющих составляющих является статический потолок относительно влияния земли. С учетом влияния этот показатель равняется 2900 м, без него - 1800 м. Динамический потолок составляет 4,9 км. Дальность полета на практике - 490 км, в перегоночном режиме - до 1800 км.

Применение

Ми-26 - вертолет, который активно использовался на войне в Афганистане. Базировались боевые машины на территории Таджикистана в составе 23-го полка пограничной армии. Главной задачей Ми-26 (фото его представлены в обзоре) была перевозка раненых, однако иногда его использовали для транспортировки грузов и десантников. Во время заданий экипажу приходилось производить посадки в горах на высоте до 4 км. Стоит отметить, что вплоть до октября 1985 года боевых потерь среди Ми-26 не было.

Также вертолеты активно использовались в нашумевших чеченских кампаниях. Летом 2002 года неподалеку от базы в Ханкале вражеским снарядом ПЗРК «Игла» был сбит первый и единственный аппарат этой модели.

После широкой демонстрации возможностей Ми-26 в Ле-Бурже самым мощным воздушным грузоподъемником всерьез заинтересовались иностранные заказчики. Первой страной, которая купила русского гиганта, стала Индия. После распада СССР вертолеты остались практически во всех местных армиях государств СНГ. Вскоре машины поступили в эксплуатацию в Азию и Южную Америку.

В настоящее время Ми-26 используют для борьбы с пожарами и эвакуации при стихийных бедствиях. Стоит отметить, что вертолеты именно этой модели участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Страны-эксплуатанты

На данный момент модель вертолета Ми-26 находится на вооружении у ряда мировых держав. Согласно программе правительства, определенное количество машин должно ежегодно поступать на экспорт.

Больше всего единиц находится на балансе Украины. Их официальное число - 22 аппарата. В настоящее время вертолеты принадлежат 7-му полку армейской авиации. На втором месте по количеству имеющихся в стране Ми-26 стоит Белоруссия. В ее резерве находится 14 машин. Замыкает троицу Алжир. На балансе этой страны находится 6 модернизированных единиц.

В расположении властей Индии и КНР - по 4 вертолета, Венесуэлы - 3, в Казахстане, Камбодже и КНДР - по 2 ед. По одному Ми-26 находится на балансе Лаоса, Мексики, Экваториальной Гвинеи, Перу и Узбекистана.

В России всего около 110 «двадцать шестых».

Модификации модели

Ми-26 с начала 1980 годов послужил фундаментом для конструирования новых вариаций серии. Одной из самых распространенных модификаций стал Ми-26А. Эта модель объединила в себе систему навигации и управления для возможности автоматической посадки.

Ми-26К представляет собой вертолет-кран, способный поднимать грузы до 25 тонн. Усовершенствованным вариантом стала серия 26М с улучшенной аэродинамикой несущего винта. Также эта модель оснащена более новым оборудованием.

Вариация с литерой «П» представляет собой пассажирский транспорт вместимостью до 70 человек и багажными отсеками. Ми-26С и ТЗ используются для дезактивационных и дозаправочных работ. Модели 26Т и ТП - противопожарные вертолеты, снабженные баками объемом до 7500 литров. Машины с литерами «Л» и «Неф-М» представляют собой лабораторные и противолодочные модификации соответственно.

Ми-26 сегодня

В самое ближайшее время на вооружении ВВС России поступит более 120 новых винтокрылых единиц. Главными и самыми ожидаемыми вертолетами будут Ми-26 «Ночной охотник» и «Аллигатор». Столь массовое пополнение приурочено к дню рождения армейской авиации РФ. Также инженерами ВВС к празднику будут отремонтированы около полусотни старых моделей, включая Ми-8 и 26.

На сегодняшний день вертолетная авиации на территории России используется для грузоперевозочных целей и внутренней разведки. В случае боевых действий винтокрылые аппараты в единый миг превращаются в грозное оружие.

Вечное стремление человека к превосходству оставило свой след и в истории вертолетов. Сегодня мы расскажем о самых крупных винтокрылых машинах.

В-12

Рекордсменом среди самых больших вертолетов является советский В-12 (неофициальное название – Ми-12). Разрабатывался еще в годы холодной войны, когда была необходимость доставлять по воздуху межконтинентальные баллистические ракеты. Двигатели Д-25ВФ (4 шт.) с мощностью 26 000 л. с. поднимают машину весом 69,1 тонны и дополнительно груз от 30 до 40 тонн.


Управляют аппаратом шесть членов экипажа из двухъярусной кабины. Отличается В-12 крыльями обратного сужения с боковым расположением винтов диаметром по 35 метров каждый. А его огромный грузовой отсек может вместить почти 200 человек. Габариты вертолета: высота – 12,5 м, длина – 37 м.


В-12 в сравнении обычным вертолетом

Впервые В-12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года под управлением летчика-испытателя В. П. Колошенко. Второй экземпляр взлетел в мае 1973 года под руководством летчика-испытателя Г. В. Алферова. Оба экземпляра отправились в музей авиации в 1974 году, где они находятся и по сей день. Производство столь крупного аппарата пришлось прикрыть из-за слишком высокой себестоимости и отсутствия подходящих посадочных площадок.

На втором месте среди самых больших вертолетов оказался Ми-26 – младший брат В-12. В отличие от своего старшего «коллеги», Ми-26 выпускается серийно заводом «Роствертол» и используется повсеместно.


Несущий винт машины состоит из восьми лопастей диаметром 32 метра, рулевой винт – из пяти лопастей диаметром около 7,5 метров. Два двигателя общей мощностью 22,8 тысячи л.с. поднимают машину весом 28,2 тонны и дополнительно груз до 20 тонн. Пилотируется экипажем от 2 до 6 человек (в зависимости от модели). Габариты: высота – 8 м, длина – 40 м.

На сегодняшний день Ми-26 имеет до 15 модификаций, выполняющих различные функции и обеспечивших аппарату широкую популярность. Он используется при транспортировке грузов, а также:

  • в медицинских целях для перевоза раненых: вмещает до 60 коек и медперсонал;
  • в военных целях: вмещает до 85 солдат;
  • в спасательных операциях при лесных пожарах или стихийных бедствиях.

Впервые советский Ми-26 был испытан 14 декабря 1977 года летчиком-испытателем Г. Р. Карапетяном. Массово выпускается с 1984 года и за это время успел «засветиться» в многочисленных военных конфликтах, спасательных операциях, миротворческих миссиях, в сфере пассажирских и грузоперевозок. Вертолет находится на вооружении и эксплуатируется в гражданских целях более чем в 15 странах мира.

Самые большие военные вертолеты

Самым крупным военным вертолетом считается Sikorsky CH-53E Super Stallion производства США. Серийно впускается с 1981 года компанией «Sikorsky Aircraft». СН-53Е имеет несколько модификаций и находится на вооружении США и Японии. Пилотируется пятью членами экипажа. Несущий винт Sikorsky состоит из семи лопастей диаметром 24 метра, рулевой – из четырех лопастей. Три двигателя с мощностью 13,1 тысяч л.с. поднимают Super Stallion весом 15 тысяч тонн и дополнительный груз до 16 тонн. Габариты вертолета: высота – 8,5 м, длина – 30,2 м. Вмещает от 37 до 55 военных на борту.


Первый прототип CH-53 взлетел 14 октября 1964 года и с тех пор многократно модифицировался. В результате в декабре 1980 года прошли первые испытания CH-53E, и в следующем году он уже был принят на вооружение ВМС США. Оснащение включает три пулемета, а системы ночного и инфракрасного видения помогают хорошо ориентироваться даже при плохих погодных и боевых условиях.

Самый крупный военный советский вертолет – Ми-24. Несущий винт машины состоит из пяти лопастей диаметром 17,3 метра, рулевой винт – из трех лопастей диаметром 3,9 метра. Пара двигателей ТВ3-117 общей мощностью 4,4 тысячи л. с. поднимают машину весом 7,6 тонны и груз до 2,4 тонн. Пилотируется тремя членами экипажа, дополнительно вмещает до 8 десантников. Габариты: высота – 5,5 м, длина – 17,5 м.


Впервые испытан 15 сентября 1969 года летчиком-испытателем Г. В. Алферовым, а после некоторых доработок в 1971 году отправился в серийное производство. В различных модификациях Ми-24 состоит на вооружении более чем в 40 странах мира.

Ми-24 оснащен встроенным пушечно-стрелковым оружием и в зависимости от модели — гранатометами, управляемыми и неуправляемыми ракетными системами, бомбами и кассетами.

Винтокрылое летательное средство, которому подъемную силу и тягу обеспечивают винты – называется вертолетом. Среди основных достоинств вертолетов стоит отметить их способность вертикально взлетать и приземляться, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.

Разделение вертолетов происходит по большей части по весу, а не по габаритам. В бывшем СССР проектировались и выпускались самых крупные винтокрылы, они использовались для того, чтобы обеспечивать доставку грузов в труднодоступные регионы страны. Здесь вы найдете информацию о самых больших, в нашей современности, вертолетах, причем некоторые модели выпускались в единичных экземплярах.

№1. Миль В-12 (МИ-12) – самый большой вертолет в мире. Его разработали советские конструкторы в 60е годы. Впервые он поднялся в воздух в 1968 году, а уже через год МИ-12 установил мировой рекорд (который держится до сих пор) по грузоподъемности: он поднял 44.205т на высоту 2.255км. Конструкция МИ-12 состоит из двух роторов, которые находятся на концах огромного крыла, диаметр несущих винтов по 35м каждый (между крайними точками лопастей расстояние 67 м, что больше, чем размах крыльев самолета Боинг-747). Поднимают аппарат в воздух 4 двигателя мощностью по 6500л/с, двухъярусная кабина рассчитана на 6 человек, грузовой отсек имеет размеры 28.15м*4.4м*4.4м.

№2. МИ-26 – он сменил гигантский МИ-12 и впервые поднялся в небо в 1977г. МИ-26 получился гораздо скромнее своего предшественника, с максимальной взлетной массой 56т (у МИ-12 это было 105т) и максимальной скоростью 295км/ч. До нынешнего момента нет большего серийного транспортного вертолета, чем этот (который, кстати, в народе зовут «летающей коровой»). У него один винт диаметром 32м и два двигателя. Есть транспортно-десантный вариант МИ-26, который может вмещать на борту сто человек, или санитарный вариант, допускающий размещение до 50 раненых. Кроме того винтокрыл может использоваться как воздушный заправщик, пожарный, истребитель подводных лодок.

№3. МИ-6 газотурбинный предшественник МИ-12 и МИ-26. Он был создан для транспортировки ракетных комплексов «Луна», поступивших в 50е годы на вооружение армии СССР. Аппарат способен поднимать в воздух 44т груза и пять человек экипажа, при помощи двух 5500 «лошадных» двигателей. Диаметр единственного винта составлял 35м, но это не помешало МИ-6 стать рекордсменом по скорости – 304км/ч. Модель получилась очень удачной, поэтому за 20 лет было выпущено 860 МИ-6.

№4. МИ-10 – ближайший брат упомянутых выше вертолетов. Он представляет собой узкоспециализированный МИ-6, предназначенный для перевозки баллистических ракет. Он также мог брать на борт до 28 пассажиров, при общей массе аппарата 38т. Максимальная скорость летательного аппарата всего 190 км/ч.

№5. Sikorsky CH-53E – на почетном пятом месте. Этот вертолет построили американские мастера – он самый большой среди своих соотечественников. Взлетная масса такого винтокрыла 33.340т. Основной винт имеет диаметр около 24м, мощность обеспечивается двигателями в 4380л/с, которых у аппарата всего три. Вертолет рассчитан на 55 пассажиров и 5 членов экипажа, его скоростной максимум 315км/ч, среди оснастки стоит отметить систему ночного видения, систему инфракрасного видения, пулеметы.

№6. Boeing MH-47E – разновидность американского аппарата CH-47 Chinook. Конструкционно вертолет состоит из длинного фюзеляжа, двух двигателей мощностью 5000л/с, двух винтов с диаметром 18м. Boeing MH-47E имеет взлетную грузоподъемность 24.495т, может принять на борт 3 члена экипажа и 44 солдата или 24 раненых. Скоростной максимум 295 км/ч.

№7. Hughes XH-17 – по внешнему виду этот американский вертолет похож на советский МИ-10. У него такие же четыре длинные ноги-шасси, что дает возможность перевозить негабаритные грузы под фюзеляжем. У винта с рекордным диаметром 40.8м две лопасти. Максимальный летный вес агрегата 22.68т. После первого полета в 1952 году, оказалось, что вертолет слишком громоздкий, поэтому не сможет широко использоваться, кроме того перемещение Hughes XH-17 ограничивается 64 километрами, при наибольшей скорости 145км/ч.

№8. Sikorsky CH-54 Tarhe – в основном, предназначен для транспортировки грузов под корпусом. Впервые Sikorsky CH-54 Tarhe поднялся в воздух в 1962г. Несущий винт вертолета имеет диаметр 22м, кабина оснащена окнами заднего вида, максимальный взлетный вес 21.32т обеспечивает пара двигателей по 4800л/с, при этом задавая скорость до 240 км/ч. Вертолет широко использовался во Вьетнаме, как транспортировщик упавших самолетов.

Пишет блогер Александр Чебан: Этот вертолет летал над пылающим реактором Чернобыльской АЭС и в горячих точках мира в составе миротворческих миссий ООН. Он может перевозить грузы до 20 тонн, дальность полета — 2000км. Диаметр винта равен размаху крыльев самолета Боинг-737. Имеет два двигателя по 11 000 л.с. мощности каждый. Это Ми-26 — самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Авиакомпания «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. В парке компании имеется 352 вертолёта, 25 из которых — это Ми-26.

Ми-26 - советский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
Разработчик - ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего изготовлено более 310 машин. Выпуск продолжается.

(Всего 28 фото)

1. Ми-26 авиакомпании ЮТэйр в ливрее ООН в Сургуте

2. Проекту тяжелого вертолета присвоили новое обозначение Ми-26 или «изделие 90». Получив положительное заключение от НИИ МАП, коллектив »МВЗ им. М.Л. Миля» в августе 1971 г. приступил к разработке аванпроекта, который был закончен через три месяца. К этому времени военный заказчик внес изменения в технические требования к вертолету - увеличил массу максимальной коммерческой нагрузки с 15 до 18 т. Проект был переработан. Вертолет Ми-26, как и его предшественник Ми-6, предназначался для перевозки различных видов военной техники, доставки боеприпасов, продовольствия, снаряжения и других материальных средств, внутрифронтовых перебросок подразделений войск с боевой техникой и вооружением, эвакуации больных и раненых и, в отдельных случаях, для высадки тактических десантов.

3. Ми-26 представлял собой первый отечественный вертолет нового третьего поколения. Такие винтокрылые аппараты разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х гг. многими иностранными фирмами и отличались от своих предшественников улучшенными технико-экономическими показателями, в первую очередь транспортной эффективностью. Но параметры Ми-26 значительно превосходили как отечественные, так и зарубежные показатели вертолетов с грузовой кабиной. Весовая отдача равнялась 50% (вместо 34% у Ми-6), топливная эффективность - 0,62 кг/(т*км). Практически при тех же геометрических размерах, что и у Ми-6, новый аппарат имел вдвое большую полезную нагрузку и значительно лучшие летно-технические характеристики. Увеличение грузоподъемности вдвое почти не отразилось на взлетной массе вертолета.

4. Научно-технический совет МАП одобрил аванпроект Ми-26 в декабре 1971 г. Проектирование воздушного гиганта предполагало проведение большого объема научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, а также разработку нового оборудования.
В 1972 г. »МВЗ им. М.Л. Миля» получил положительные заключения институтов авиационной промышленности и заказчика. Из двух представленных командованию ВВС предложений: Ми-26 и винтокрыла разработки Ухтомского вертолетного завода - военные выбрали милевскую машину. Важным этапом проектирования вертолета стало грамотное составление технического задания. Заказчик первоначально требовал установки на вертолет привода колес, тяжелого вооружения, герметизации грузовой кабины, обеспечения работы двигателей на автотракторном топливе и тому подобных усовершенствований, влекущих за собой значительное утяжеление конструкции. Инженеры нашли разумный компромисс - второстепенные требования были отклонены, а основные - выполнены. В результате была сделана новая компоновка кабины, что позволяло увеличить экипаж с четырех до пяти человек; высота грузовой кабины, в отличие от первоначального проекта, стала одинаковой по всей длине. Доработкам подверглась конструкция и некоторых других частей вертолета.

5. В 1974 г. облик тяжелого вертолета Ми-26 практически полностью сформировался. Он имел классическую для милевских транспортных вертолетов компоновку: почти все системы силовой установки находились над грузовой кабиной; вынесенные вперед относительно главного редуктора двигатели и расположенная в носовой части кабина экипажа уравновешивали хвостовую часть. При проектировании вертолета впервые расчет обводов фюзеляжа производился методом задания поверхностей кривыми второго порядка, благодаря чему цельнометаллический полумонококовый фюзеляж Ми-26 получил свои характерные удобообтекаемые «дельфинообразные» формы. В его конструкции изначально предусматривалось применять панельную сборку и клеесварные соединения каркаса.

6. В носовой части фюзеляжа Ми-26 находилась кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа - бортмеханика. По бортам кабин были предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты.

9. Центральную часть фюзеляжа занимала вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины — 12,1 м (с трапом — 15м), ширина — 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками было гидравлическим.

11. Загрузка пассажиров или легких грузов могла производиться, кроме того, через три двери-трапа по бортам фюзеляжа. В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. Крупногабаритные грузы массой до 20 т можно было перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требовался демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа. Сзади грузового люка фюзеляж плавно переходил в хвостовую балку с профилированной концевой балкой-килем и стабилизатором.

13. Под грузовым полом фюзеляжа были размещены восемь основных топливных баков общей емкостью 12000 л. В перегоночном варианте в грузовой кабине Ми-26 могли устанавливаться еще четыре дополнительных бака общей емкостью 14800 л. Сверху, над грузовой кабиной, располагались отсеки двигателей, главного редуктора и двух расходных топливных баков. На входах в воздухозаборники двигателей были установлены грибовидные пылезащитные устройства. Расходные топливные баки и двигатели защищались броней.

14. Первостепенной задачей при проектировании Ми-26, как и всех других винтокрылых машин, явилось создание современного несущего винта, обладающего малой массой и высокими аэродинамическими и прочностными характеристиками. Впервые в истории вертолетостроения высоко нагруженный несущий винт Ми-26 создавался восьмилопастным. Для того чтобы собрать такой винт, рукава втулки пришлось сделать съемными. Крепление лопастей к втулке было традиционным, посредством трех шарниров, однако в конструкцию осевого шарнира инженеры »МВЗ им. М.Л.Миля» ввели торсион, воспринимающий центробежные нагрузки. Ряд шарнирных узлов выполнялся с применением металло-фторопластовых подшипников. Вертикальные шарниры были оснащены пружинно-гидравлическими демпферами. Для снижения массы втулки несущего винта в ее конструкции вместо стали был использован титан. Все это позволило создать восьмилопастной несущий винт с тягой на 30% большей и массой на 2 т меньшей, чем у пятилопастного винта Ми-6.
Шасси Ми-26 - трехопорное, включающее переднюю и две основные опоры, с двухкамерными амортизационными стойками. Под концевой балкой была установлена убирающаяся хвостовая опора. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ основные опоры шасси были оборудованы системой изменения клиренса.

17. Поставки вертолетов Ми-26 в отдельные транспортно-боевые полки авиации Сухопутных войск, в полки и эскадрильи погранвойск начались в 1983 г. После нескольких лет доводки они стали надежными и любимыми в войсках машинами. Боевое применение вертолета началось в Афганистане. Входившие в состав 23-го авиаполка погранвойск вертолеты использовались для перевозки грузов, доставки пополнений и эвакуации раненых. Боевых потерь не было. Приняли участие Ми-26 и практически во всех вооруженных конфликтах на Кавказе, в том числе и в двух «чеченских» войнах. В частности, именно на Ми-26 проводилась оперативная доставка войск и их передислокация во время боев в Дагестане в 1999 г. Помимо армейской авиации и авиации погранвойск Ми-26 поступили в то время и в авиачасти МВД России. Везде вертолет показал себя исключительно надежной и часто незаменимой машиной.

18. Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 г. вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

21. Могильник техники возле Припяти, это Ми-6, младшие братья Ми-26

22. В Аэрофлот Ми-26 начали поступать в 1986 г. Первым их получило Тюменьское авиапредприятие. Именно при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири особенно пригодились ростовские тяжеловозы. Особенно востребованы оказались уникальные краново-монтажные способности машины. Только на ней можно перевозить и устанавливать непосредственно на место эксплуатации грузы массой до 20 т.
Довелось российским и украинским Ми-26 поучаствовать в составе миротворческих миссий ООН. Они работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и т.д.

23. Благодаря уникальной грузоподъемности ростовские тяжеловозы пользуются большим спросом за рубежом. Там они последние десять лет эксплуатируются как отечественными авиакомпаниями, так и в составе иностранных, нанявших вертолеты в аренду или лизинг. Ми-26Т выполнял в Германии и других странах Европы транспортировку тяжелых крупногабаритных грузов, строительно-монтажные работы при строительстве линий электропередач, антенно-мачтовых сооружений, реконструкции и строительстве промышленных объектов, тушение лесных и городских пожаров.

24. Интересные факты:

— 27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.
— Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.
— Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта Пулково на полигон МЧС рядом с микрорайоном Рыбацкое в Санкт-Петербурге.