Общие аспекты психики или введение в православную психологию. Фронтальная повторительная Подобие божие в человеке

Священник Иоанн Павлов

98. Об образе и подобии Божием

В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. «И сказал Бог, - читаем в книге Бытия, - сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» Всем известны эти слова, однако далеко не все могут точно объяснить их смысл. Итак, что же это такое - образ и подобие Божие в человеке? Где следует их искать, и есть ли какая-нибудь между ними разница?

Да, разница между ними есть. По словам святых отцов, образ Божий - это данные человеческой природе Божественные дары, являющиеся отражением совершенств Самого нашего Творца и Создателя. Например, Бог вечен - и человек имеет вечное, неуничтожимое бытие, Бог премудр - и человеку дан разум, Бог есть Царь неба и земли - и человек имеет в мире царственное достоинство, Бог есть Творец - и человек имеет способность к творчеству. Все перечисленные дары есть проявление образа Божия в человеке. Образ Божий дан всем без исключения людям и является в них неизгладимым. Этот образ можно осквернить, измазать грязью греха, однако стереть его в человеке невозможно.

Что есть подобие Божие? Подобие - это такие Божии совершенства, которые не даны человеку от рождения, но которые он должен приобрести сам. Это качества, уподобляющие человека Богу, такие, например, как любовь, смирение, жертвенность, мудрость, милосердие, мужество. Если образ Божий дан всем людям, то подобие Божие имеют очень редкие из них - те, кто потрудился и поборолся, чтобы его стяжать.

Различие между образом и подобием Божиим поясним на примере отношений детей и родителей. Ведь Бог есть наш Небесный Отец, и поэтому отношения человека с Богом подобны отношениям детей со своими родителями. Итак, следует сказать, что дети всегда являются образом своих родителей, а вот подобием - далеко не всегда. Что такое образ родителей? Это те основные свойства человеческой природы, которые родители передают своим детям. Сын является образом отца, потому что у него две руки, две ноги, голова, два глаза, два уха и все прочее, что есть у отца. Все это - образ отца. Подобие же отца не дано сыну от рождения, но его нужно приобрести в процессе воспитания и жизни. Под подобием нужно понимать положительные личные качества отца. Когда сын станет таким же добрым, мудрым, великодушным, храбрым, щедрым и благочестивым, как его отец, тогда можно говорить, что он уподобился отцу, приобрел его подобие. И конечно, сын должен к приобретению такого положительного подобия всячески стремиться.

Точно так же и мы, братия и сестры, должны стремиться к приобретению подобия нашего Небесного Отца! Образ Божий мы носим в себе от рождения, а вот подобие мы должны стяжать, приобрести! От рождения это подобие не дано нам. Наши прародители - Адам и Ева - имели и образ, и подобие. Однако через первородный грех они утратили подобие Божие. Образ в них сохранился, подобие же было утрачено. Поэтому и все их потомство, то есть весь человеческий род, не имеет этого подобия. Подобие Божие все люди непременно должны стараться себе приобрести.

Без подобия Божия общение с Богом невозможно. Чтобы приблизиться к Богу и соединиться с Ним, нужно непременно уподобиться Ему, - ведь известно, что подобное познается только подобным. Совершенно не случайно святых и праведников мы называем преподобными. Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Амвросий Оптинский, преподобная Мария Египетская… Преподобные - это люди, которые подвигом христианской жизни восстановили в себе утраченное Адамом подобие Божие и потому оказались достойными приблизиться к Богу, соединиться с Ним, иметь с Ним общение.

К такому общению с Богом призваны и все мы, братия и сестры. Но для того, чтобы оно стало возможным, каждый из нас непременно должен восстановить в себе подобие Божие. Признаки этого подобия указаны нам в Евангелии. Это любовь к врагам, смирение, милосердие, чистота и все прочие заповеди Христа. Те, кто соблюдает эти заповеди, восстанавливают в себе утраченное человеческим родом подобие Божие и становятся истинными Божиими детьми, родными по духу своему Небесному Отцу. Они входят в небесную Божию семью, и их братьями и сестрами становятся все угодившие Богу святые небожители. Потрудимся же, братия и сестры, над тем, чтобы и нам войти в эту небесную семью, чтобы и нам сподобиться их Благодати, их родства с Богом, их непреходящей небесной славы. Аминь.

АСИ. Христианская антропология. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ.

Понятие об образе Божием .. 1

. 3

Нравственные следствия . 5

Подобие Божие. 6

Важнейшие черты образа Божия в человеке. 7

Свобода. 7

Бессмертие. 11

Творчество. 12

Владычество. 13

Совесть. 14

ЛИЧНОСТЬ.. 14

Основные характеристики человеческой личности . 17

Атрибуты личности . 19

Атрибуты личности . 20

Личностная терминология . 21

Понятие об образе Божием

Образ, по которому был некогда создан человек, как «идеал», как «икона», не является результатом богословского или философского дискурса. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия человеку. Человек должен знать, что он появился не как-нибудь, не случайно, не в ходе эволюции (понимаемой телеологически или спонтанно), а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...(Быт.1,27)

Создание по образу Божию (κατ" εἰκόνα θεοῦ) (Быт. 1, 27) стало исключительным достоянием первозданных людей в отличие от всех иных существ видимого мира. В связи с этим свт. Василий Великий предлагает такое определение человека: Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу своего Творца . В силу этого великого дара прародители имели внутреннее единство с Богом .

Библия никак не конкретизирует богообразность человека, а просто констатирует ее наличие, обособляя от других существ. Святые же Отцы не были единодушны в ответе на этот вопрос . Находили его и

· «в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над чувственным космосом»,

· и в простоте души, в ее бессмертии, в ее способности познавать Бога.

· К разуму и свободе склонялись Климент Александрийский и Василий Великий.

· Ириней Лионский, Григорий Палама находили его в душе и теле вместе . Так, Григорий Палама пишет о том, что человек более по образу Божию, чем ангелы, именно в силу того, что «его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это - та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных, хотя они и ближе к Богу в силу простоты своей духовной природы .



· А Григорий Нисский считал, что именно в духовности надо искать сообразность человека Богу. Духовность же, по его мысли, передает человеку полноту Божественного Первообраза, - а значит, и Его непознаваемость .

Строго говоря, мы не можем составить совершенно определенное мнение о том, каков есть образ Божий в человеке . И это как раз тот общий знаменатель, который примиряет разнообразные мнения Свв. Отцов в этом вопросе, - они являются освещением различных сторон одного и того же предмета .

В связи с этим в православном богословии существует важное методологическое различение:

1) образ Божий – богодарованное, неопределяемое в словах начало в человеке, отличающее его от всех других существ видимого мира;

2) проявления (черты ) образа Божия в человеке – наблюдаемые феномены богообразности человека, которые указывают, что человек в определенной степени обладает божественными свойствами.

Поскольку Бог есть высшее Благо, то Его образ в человеке всегда имеет положительную нравственную направленность . Он не может быть уничтожен, его невозможно переориентировать и сделать нравственно негативным, можно лишь ослабить его влияние в человеке через совершение грехов.

В самом общем виде можно сказать, что для святых отцовобраз Божий – это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами . «Божественность» человека – это по сути и есть образ Божий .

Для выявления богообразных свойств в человеке можно использовать способ , предложенный свт. Василием Великим : Давайте исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле… смертное не может быть образом бессмертного... . То есть если рассматриваемое свойство человека имеется в Боге и отсутствует в неразумном тварном мире , то это одно из проявлений образа Божия ; если же его нет в Боге , но оно присутствует в тварных существах , не имеющих образа Божия, то это свойство тварной природы.

Важнейшие черты образа Божия в человеке : личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.

Особенности образа Божия в человеке

Чтобы приблизиться к уяснению понятия «образ Божий», свт. Григорий Нисский предлагает пример с зеркалом: Зеркало , когда устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица; то же произошло и с душою; приготовив себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, она отразила в себе чистый Образ ничем не поврежденной Красоты .

Изучая феномен зеркального отражения, можно сделать несколько важных наблюдений.

1. Человек отражается в зеркале, и это отражение правомерно считать образом человека.

2. Зеркальное отображение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу.

3. Отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе, но и не приобретает. Даже если зеркал будет множество, отражаясь в них, человек остается неизменным.

4. При отражении человека природа зеркала также не изменяется. Отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала.

5. В разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т. д.).

Но человек может не только отражаться, но и отражать, то есть быть в определенном смысле зеркалом для Бога . И тогда в отношении образа Божия в человеке справедливы и все нижеперечисленные соображения.

1. Каждого человека можно уподобить духовному зеркалу , в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий.

2. Образ этот принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (как и мы, смотрясь в зеркало, говорим: «это я»). В то же время отображение Бога в человеке принадлежит и человеку, ибо именно человек есть носитель образа Божия. То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.

3. Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает: несмотря на то что людей необозримое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным .

4. Отражение Бога в человеке не устраняет его тварности, не изменяет онтологический статус человеческой природы, то есть она всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости. Образ Божий – реальное явление, но он не есть часть природы человека – это ни дух, ни душа, ни тело, но высочайший божественный дар.

5. В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, в силу уникальных свойств каждой личности. О личности еще пойдет речь далее, а пока важно зафиксировать, что понятия образа Божия и личности взаимосвязаны, но не тождественны . Образ Божий является онтологическим основанием человеческой личности, поэтому развитие личности при игнорировании богообразности человека приводит к ее повреждению.

Итак, образ Божий – это богодарованное начало в человеке, которое не определимо в тварных категориях, поскольку ниспослано каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога. Однако на основании Предания Православной Церкви об образе Божием можно сказать следующее.

1. Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним.

2. Образ Божий является онтологическим основанием для общения человека с другими личностями: Богом, Ангелами и людьми.

3. Образ Божий является сущностной характеристикой человека и отличает его от всех иных созданий в чувственном мире.

4. Образ Божий, реализовавшись в каждом конкретном человеке при рождении, далее уже неуничтожим. Он не может быть устранен личным грехом или «похищен» смертью. Свою богообразность человек не утрачивает и после смерти, и даже в аду: Самое существо души нашей – образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим . ! Так научают святые отцы

5. Образ Божий является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возводящим к Нему. При чистоте образа Божия человек становится удобопреклонным к добру.

6. Энергийный аспект : образ Божий определяет способ существования человека, позволяющий ему участвовать в божественной жизни; он не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу. Он воздействует на человека, формирует его и призывает ко благу (например, через голос совести). Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают; не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).

7. Сила образа Божия может быть значительно ослаблена греховной безобразной жизнью и, наоборот, воссоздана через Крещение, покаяние и доброделание.

8. Наличие образа Божия усматривается в божественных качествах или высших проявлениях человека. Они именуются чертами (проявлениями) образа Божия . Однако эти черты и сам образ Божий – не одно и то же, подобно тому как свет и тепло есть проявления (качества) солнца, но сами по себе солнцем не являются. Черты эти обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией .

9. Человек, живущий в соответствии с образом Божиим, преображается и совершенствуется; этот процесс именуется достижением ПОДОБИЯ БОЖИЯ .

10. Образ Божий , запредельный для телесных чувств, слова и разума, можно «увидеть» в другом человеке посредством христианской любви . Любовь к человеку в истинном, евангельском смысле есть стремление к самому ценному в нем – к образу Божию, поэтому любовь к Богу и к ближнему – по сути два проявления единого стремления к Богу. В себе же самом человек может узреть образ Божий через покаяние.

11. Как отражение в зеркале не есть часть природы зеркала, так и образ Божий – не часть человеческой природы, но неотъемлемое свойство человека. Образ Божий не заключен в какой-либо части человеческого естества, но принадлежит всему человеку в целом: Не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке… Надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке .

12. В каждом человеке образ Божий реализуется неповторимо по причине уникальности человеческих личностей.

Поскольку Бог есть Троица, то и в человеческой богообразности святые отцы усматривали тройственность :

В человеке есть ум, слово и дух, – писал св. Григорий Синаит. – И ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге и сами по себе. Ум говорит посредством слова, а слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит в себе слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – дух, как учат богоносные отцы о Едином в трех лицах Боге .

В святоотеческой традиции можно встретить мысль, что в строгом смысле Образом Божиим является именно Сын Божий , а каждый человек создан по образу Сына Божия и является «образом Образа» , то есть слово «образ» относится ко второй Ипостаси Пресвятой Троицы, а выражение «по образу» – к человеку. Данное различение представлено в Священном Писании в посланиях апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием как образе Отца (см.: 2 Кор. 4, 4; Флп. 2, 6; Кол. 1, 15; Евр. 1, 3) и о людях как подобных образу Сына: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8, 29).

Нравственные следствия

Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств. Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога, – говорит Климент Александрийский. Другой аскет и подвижник – св. Нил Синайский – учит: После Бога мы должны почитать каждого человека как Самого Бога .

Подобие Божие

Священное Писание свидетельствует, что человек создан не только по образу, но и по подобию Бога: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию (καθ" ὁμοίωσιν) Нашему (Быт. 1, 26). . Согласно святоотеческой традиции, образ Божий первозданный человек получил изначально, а подобия Божия должен достигнуть постепенно через совершенствование в Боге. Подтверждение справедливости этой мысли находим в самом Священном Писании. Когда излагается замысел Божий о человеке (см.: Быт. 1, 26), то говорится о божественном образе и подобии, но при описании состояния первозданных людей выражение подобие Божие не используется: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

прп. Иоанн Дамаскин говорит, что человек призван был достигать подобия Божиего, уподобляясь Богу через добродетель , то есть, исполняя волю Божию. Тем самым человек восходил бы от начального природного совершенства к совершенству нетварному, которое в природном плане именуется обо′жением , а в личном – богосыновством .

Обожение (θέωσις) – это важный святоотеческий термин, означающий возможность преображения и совершенствования человеческой природы посредством нетварной божественной силы – благодати. Путь обожения бесконечен. Недосягаемой вершиной и целью его является совершенство Бога, о чем сказал Сам Господь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). При обожении человеческая природа не изменяет своего онтологического статуса, то есть человек остается человеком, не становясь Богом. Но в обожении постепенно изменяется способ его существования, и он может достигнуть состояния «бога по благодати». О призвании человека к обожению сказано в послании апостола Петра: дабы соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4).

Прп. Иоанн Дамаскин отмечает, что человек был сотворен обоживающимся, то есть тяготеющим к соединению с Богом, способным к принятию благодати во все большей мере. Божественные энергии суть животворящая сердцевина человека. Через них, посредством их человек – существо тварное и ограниченное – может участвовать в божественной жизни. В возможности обожения открывается удивительная тайна человеческого естества – оно, будучи тварным и ограниченным, способно воспринимать божественную бесконечность и устремлено к ней, поэтому если в жизни человека не происходит обожения, это становится причиной внутренней неудовлетворенности и в конечном счете страданий.

Именно в стяжании подобия Божия через обожение и состоит призвание человека: Ты обладаешь тем, что по образу, будучи существом разумным; по подобию же становишься, стяжевая благость, – говорит свт. Василий Великий. – Каким же образом мы достигаем того, что по подобию? Через Евангелие . Отсюда проистекает важное определение сути христианства: Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой .

Та же идея духовного совершенства выражается у святых отцов и иным образом – как достижение богосыновства.

Богосыновство – это понятие, характеризующее личные отношения человека и Бога по подобию отношений любящих отца и сына. Святые отцы выделяют три этапа становления личности человека на этом пути – отношения1. раба, 2. наемника и 3.сына.

1.Раб трудится на господина, чтобы избегнуть наказания, и если труд его успешен, то он освобождается от страданий.

2. Наемник подвизается, чтобы получить награду, и в лучшем случае получает ее.

3. Сын служит отцу по любви и в ответ утешается его любовью.

Усыновление Богу достигается через любовь, что одновременно именуется и богоуподоблением. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут, по действию [же ] своему она есть упоение души . Любовь – высшая радость для человека, поэтому для христианина достижение совершенства означает достижение блаженства любви. Вместе с тем любовь – это и самая крепкая связь, которая только возможна между разумными существами: Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу . Поэтому в будущем Царстве Небесном любовь соединит богоподобное человечество вечными нерушимыми узами.

Стремление к богосыновству есть одновременно и стремление к обожению. Любовь, бесстрастие и сыноположение , – говорит прп. Иоанн Лествичник, – различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах . Другими словами, обожение и усыновление Богу (богосыновство) – это понятия, которые характеризуют единый духовный процесс – уподобление человека Богу. Различие этих понятий лишь в том, что обожение характеризует уподобление Богу в природном аспекте, а богосыновство – в личностном. Однако в духовной жизни первичным является именно личностный аспект. Сначала человек как личность обращается к Богу, вступает с Ним в общение, а затем уже его природа обоживается, но не наоборот. Обожение без добровольного личного соизволения невозможно.

-- [ Страница 2 ] --

Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела1, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен... Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное...

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4. В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог - идеал человека?

Т е к с т 3. Что такое человек?

Э. Фромм (1900-1980) - немецко-американский социолог и психолог Одни полагают, что люди - это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди - это овцы...

Однако если большинство людей - овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека - в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек - это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?

Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, - это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора? 2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности - человековца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Т е к с т 4. Фундамент человечности Из книги современных российских философов В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

Они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

Они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

Они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

Они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

Признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

Их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательноволевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Вопросы и задания: 1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4. Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5. Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.

Т е к с т 1. Нужда и потребность Я. Л. Коломинский - современный психолог, академик Белорусской академии образования В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает...

Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какието действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью.

Объективное состояние - нужда - преобразовалось в психологическое состояние - потребность...



Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими;

потребности, связанные с нуждами развития личности, - духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы удовлетворения потребности.

В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности.

Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние - нужда - отличается от психологического состояния - потребности. 2. Какие потребности отражают нужды человеческого организма? Какие потребности связаны с развитием личности? Пользуясь текстами учебника и документа, приведите примеры тех и других потребностей. 3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному? 4. Есть ли основание утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Отвечая на этот вопрос, рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.

Т е к с т 2. Что человек может иметь всегда?

Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) - римский философ Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могут иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь.

Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегда иметь, когда желают этого?

Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, не принадлежит им, то, что другие могут отнять у них, - все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать.

Первое - это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе - это наша душа, наше духовное самосовершенствование. И в нашей власти как раз все то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия эти всегда в нашей власти.

Вопросы и задания: 1. О каких потребностях человека говорится в документе? Какие из них относятся к материальным, какие - к духовным, какие - к социальным? 2. Удовлетворение каких потребностей, по мнению автора, делает людей счастливыми? Разделяете ли вы эту точку зрения? 3. Опираясь на текст, попробуйте определить, какими были ценностные ориентации Эпиктета. 4. Как бы вы ответили на вопрос, являющийся названием документа?

Т е к с т 3. Дело - источник удовлетворения С. Т. Шацкий (1878-1934) - российский педагог Я ищу хотя бы маленького дела, но такого, которое по существу своему, если в него углубиться, могло бы дать удовлетворение. Я хочу научиться пониманию того, как отыскивать и находить цель и смысл в деле, хотя бы сравнительно ничтожном, потому, что грандиозное, яркое, бьющее в глаза дело, ясное для всех, создающее известность, о чем мы всегда мечтаем, пока молоды, состоит из многих незначительных по размеру деятельностей.

Ведь не в том сила, чтобы захватить побольше, удовлетвориться известностью и в этой известности находить награду (а после, привыкнув, делать дело только ради этой самой славы), а в том, чтобы твердо, бескорыстно выполнять настоящее жизненное дело ради него самого.

Вопросы и задания: 1. О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида ее можно отнести: материальным, социальным или духовным? 2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения «настоящее жизненное дело»? 3. В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

Т е к с т 4. Значение труда для жизни человека К. Д. Ушинский (1824-1870 / 71) - русский педагог Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей...

Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Вопросы и задания: 1. Что говорится в отрывке о воздействии труда на человека? 2. Какие потребности человек удовлетворяет с помощью труда: материальные или духовные? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш ответ. 3. Как вы думаете, возможно ли абсолютно независимое друг от друга проявление и удовлетворение материальных и духовных потребностей?

Подберите примеры, поясняющие вашу точку зрения.

Т е к с т 5. О ценностных ориентациях Л. П. Буева - современный философ, академик Российской академии образования В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть...




Похожие работы:

«Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на № Исх-ГДГ-4/188. от 29.05.2013 № Исх-ГДГ-4/189. от 29.05.2013 № Исх-ГДГ-4/190. от 29.05.2013 Д.Г. Гудкову № Исх-ГДГ-4/210. от 19.06.2013 | О проверке диссертаций! Уважаемый Дмитрий Геннадьевич! В ответ на письменные запросы № Исх-ГДГ-4/188 от 29.05.2013. № Исх-ГДГ-4/189 от 29.05.2013. № Исх-ГДГ-4/190 от 29.05.2013 и № Исх-ГДГ-4/210 от 19.06.2013 сообщаем, что в фонде отдела диссертаций (ОД) федерального государственного...»

«Краткое содержание Мягкая сила - это продукт, сформированный и получивший признание со стороны мирового общественного мнения и в косвенной форме использующий для оказания позитивного влияния на интересы или поведение тех или иных стран в качестве инструментов культуру, идеалы, культурно-идеологический опыт, или иные гуманитарные ценности. Целью написания настоящей статьи – определение диапазона применения составляющих элементов мягкой силы Исламской Республики Иран в Центральной Азии в...»

«ОТЧЕТ О РАБОТЕ Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына за 2012 год Москва 2012 СОДЕРЖАНИЕ I. Музейно-архивная деятельность.6 II. Научно-исследовательская деятельность.14 III. Международное и межрегиональное сотрудничество. 50 IV. Издательская деятельность. 120 V. Библиотечная работа. 125 VI. Экспозиционно-выставочная и культурно-массовая деятельность..131 VII. Связи с общественностью.141 VIII. Киностудия Русский...»

«ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ ANNUAL REPORT 2008 Вставить эмблемы с официального бланка зоопарка ЕАРАЗА, ЕАЗА, ВАЗА, ЕЕП. МОСКВА 2009 1 Министерство культуры Российской Федерации Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Московский государственный зоологический парк ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ 2008 Информационно-справочный материал о работе Московского зоопарка в 2008 году Главный редактор сборника Генеральный директор Московского зоопарка В. В. Спицин Общая редакция Л. Егорова Фото: М. Березин,...»

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16 декабря 1966 года О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ1 Участвующие в настоящем Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, признавая, что, согласно...»

«Издатель Логвинов И. П. 2012 УДК (476) ББК 66.3(4Беи)6 М36 Серия Беларусь для начинающих основана в 2008 г. Мацкевич, В. В. Общественный диалог в Беларуси: от народовластия к гражданМ 36 скому участию / Владимир Мацкевич. - Минск: Логвинов И. П., 2012. - 103 с. - (Беларусь для начинающих). ISBN 978-985-562-018-2. Книга продолжает серию Беларусь для начинающих и обращена к проблеме организации общественно-политического диалога в Беларуси. В книге последовательно рассматривается...»

«ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ Перед вами книга Письма о добром и прекрасном одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти письма адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным...»

« любой момент можете узнать, в какую из библиотек города поступила та или иная книга. В конце каждой записи расположены сиглы хранения, по которым, можно определить, где находится книга. Адреса и телефоны отделов ЦБ им. А. С. Пушкина Абонемент (аб) 6-22-74 Отдел детской литературы (д/о) 6-42-98 Читальный зал (ч/з) 6-50-45...»

«/// От Автора В следствии того, что до конца не все дочитывают дайджест, важные сообщения буду постать вверху. 1. На прошлой неделе отбывал наказание в Карибском море, из-за этого предыдущий пятничный выпуск был пропущен, именно по этой причине меня трудно былопоймать на телефоне 2. Т.к. отпуск проходил в непосредственно близости от Гваделупы (простите) удалось отделаться мягким испугом и переломом только трех костей на ступне правой ноги (последствия пребывания в Гондурасе были более плачевны)...»

«Шупашкар 2013 Чебоксары 1 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И АРХИВНОГО ДЕЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственный библиографический указатель Издается с 1950 года 7/ 2013 (616-736) Чебоксары 2013 2 ЧВАШ РЕСПУБЛИКИН КУЛЬТУРА, НАЦИОНАЛЬНОСЕН СЕН ТАТА АРХИВ Н МИНИСТЕРСТВИ ЧВАШ РЕСПУБЛИКИН НАЦИ БИБЛИОТЕКИ ЧВАШ РЕСПУБЛИКИН БЮДЖЕТ УЧРЕЖДЕНИЙ Ч ВА Ш Р Е С П У Б Л И К И Н КНЕКЕ ЛЕТОПИ...»



У р о к 25
ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНЫЙ ВЫБОР

Цель: сформировать представление учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки.

Учащиеся должны знать, что:

1) личность формируется в определенных общественных условиях;

2) у каждого человека выстраивается собственная пирамида ценностей;

3) моральные правила дают человеку образец поведения.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) личность;

2) мораль;

3) ценности;

4) моральная ответственность;

5) моральный выбор;

6)моральный контроль.

^ Учащиеся должны уметь:

1) анализировать определение «личность»;

2) высказывать собственные суждения;

3) объяснять значение понятий.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Х о д у р о к а

^ I. Организация класса. Постановка цели урока.

1. Что такое человек? Записать слова-ассоциации (прием «мозговой штурм»).

2. Что такое человек? Откуда он пришел? Для чего живет? Чем он отличается от животных?

Организуется беседа по этим вопросам. Учащиеся высказывают собственные суждения.

3. З а д а н и е. Сравните высказывания и объясните их смысл.

«Человек – это двуногое животное без перьев».

^ Платон, древнегреческий философ

«Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Б. Паскаль

«Превосходная должность – быть на земле Человеком».

^ А. М. Горький

Что отличает человека от животного? Составьте кластер «Отличия человека от животных».

Человек с самого начала был существом общественным. Только благодаря обществу, общению между людьми труд повлек за собой формирование новых человеческих качеств. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые дают им ориентировку. Дети человека – самые не приспособленные к жизни существа из всего живого. Человеком ребенок становится только в семье и обществе, которые дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

Будучи существом общественным, человек не перестает быть существом природным.

Природа создала тело человека. Человек – высшее создание природы, но произошел он от животного и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животным. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек – существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, нервно-мозговых, электрических, химических и других процессах человеческого организма.

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино.

Таким образом, человек – существо общественное, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, мышлением, членораздельной речью, способное к творческой деятельности. Человек – биосоциальное существо, представляющее собой звено в развитии живых организмов на Земле.

Затем организуется групповая работа, способствующая обобщению полученных знаний о человеке.

В книге, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V век до н. э.), имеется такой текст:

«Ян Чижу сказал: «Человек подобен небу и земле и, как они, таит в себе природу пяти движущих начал. Человек – самое разумное среди всех существ, наделенных жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами». (Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991. С. 35.)

Вопросы и задания:

1. Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты.

2. Сегодня, спустя 25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке?

3. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

Ниже приведены фрагменты из работ немецкого философа Людвига Фейербаха (1804 –1872).

«Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке?

^ Разум, воля и сердце

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? – Разум. Любви? – Любовь. Воли? – Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого. Таковы любовь, разум и воля. Божественная «троица» проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли... Лишь когда человек повсюду и кругом есть человек и сознает себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его назначению, и вместе с тем цель недостижимую, фантастическую – цель стать богом, то есть существом абстрактным и фантастическим, существом бестелесным, бесплотным и бескровным, существом без чувственных стремлений и потребностей, – лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он – совершенный человек, лишь тогда в нем больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир. (Мир философии. М., 1991. Ч. 2. С. 34, 39.)

1. Как вы думаете, почему Л. Фейербах выделил из многих человеческих качеств разум, чувства и волю? Как он раскрывает смысл этих качеств?

2. Почему названные качества он называет божественной «троицей»?

3. Философ в приведенных фрагментах дважды говорит о совершенном человеке. Есть ли связь между этими двумя характеристиками? В чем эта связь заключается?

Вот что писал русский философ Н. А. Бердяев (1874–1948):

«Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке... Для того, чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога... Человечен не человек, а Бог... человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий...

Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим творением. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен... Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное...» (Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 311.)

В о п р о с ы и з а д а н и я:

1. Чем отличается взгляд Н. А. Бердяева на человека от взгляда Л. Фейербаха?

2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Объясните свое понимание.

3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете?

4. В чем смысл утверждения: чтобы походить на человека, нужно походить на Бога? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что это – идеал человека?

Американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900–1980) вопрос «Что такое человек?» излагает так:

«Одни полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди – это овцы...

Однако если большинство людей – овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека – в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может... речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек – это одновременно и волк, и овца, или он – ни волк, ни овца?

Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, – это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?» (Фромм, Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 16–17.)

В о п р о с ы и з а д а н и я:

1. Согласны ли вы с постановкой вопроса об овцах и волках?

2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, современной жизни.

3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности – «овца» или «волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Современный итальянский философ Э. Агацци особенности человека характеризует так:

«Философы очень часто пытались описать специфику человека. Они обычно видели ее в разуме: «разумное существо» или «разумное животное» – таковы классические определения человека.

В других характеристиках делали ударение на различных аспектах: человек как «политическое животное», творец истории, носитель языка, способный к выражению религиозных чувств...

Не отрицаю, что все эти аспекты все еще требуют философского анализа для их более полного понимания, но мне кажется, что лучше предложить «инструментально» более ясный способ выявления специфики человека... Эту специфическую черту можно в общем выразить заявлением, что каждое человеческое действие необходимо сопровождается представлением о том, каким ему «следует быть»...

Мастер, создающий инструмент, уже знает, каким он «должен быть», и обычно он признает, что его инструмент несовершенен в сравнении с тем, каким он «должен» быть соответственно представлению о нем, то есть с тем, что можно назвать «идеальной моделью»...

Когда деятельность человека не направлена на создание конкретного специфического результата, тогда «должно быть», «совершенный, идеальный способ» более относится к характеру выполнения действий. Таковы говорение, писание, танец, рисование, аргументирование. Такие виды деятельности оцениваются по их исполнению (в этих случаях оценки выражают словами «хорошо» или «плохо»). (Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 145–146.)

В о п р о с ы и з а д а н и я:

1. Чем подход к характеристике человека, предлагаемый Э. Агацци, отличается от других, представленных ранее взглядов? Согласны ли вы с тем, что его позиция лучше выражает особенности человека? Свое мнение объясните.

2. Есть ли связь предложенного Э. Агацци подхода с какими-либо характеристиками человека, изложенными в параграфе и дополнительных текстах? Укажите, с какими чертами человека этот подход связан, и раскройте эту связь.

3. Чем вы объясните столь различные взгляды философов на признаки человеческого в человеке?

4. Попытайтесь на основе всего изученного в этой главе построить свою характеристику того, что делает человека человеком.

5. Проанализируйте следующие высказывания о человеке – какое из них ближе вашей точке зрения? Почему?

«Человек становится человеком только через язык» (В. Гумбольд).

«Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться» (Д. Аддисон).

«Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет» (Э. ^ Берн).

«Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е. Евтушенко).

«Человек – это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо» (Восточный философ).

«Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью» (Дж. Коллингвуд).

Современные российские философы дали следующую характеристику общего для всех людей на земле фундамента человечности:

«В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать по крайней мере следующее:

– они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ;

– они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

– они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

– они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

– признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

– их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности». (Введение в философию. – М., 1989. – С. 236–237.)

^ II. Изучение нового материала.

1. Личность. Что это значит?

2. Урок мудрости.

3. Понятие ценности.

4. Моральный выбор, моральный контроль.

^ 1. Личность. Что это значит?

Человек – понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента выделения Homo Sapiens.

Индивид – понимается как конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда (С. И. Ожегов).

Индивидуум – человек, как отдельная личность, отдельный живой организм, особь (С. И. Ожегов).

Как связаны между собой эти понятия?

З а д а н и е. Заполнить таблицу: как определяли личность И. Кант и З. Фрейд.

^ Иммануил Кант

Зигмунд Фрейд

Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Личность должна иметь твердые принципы (моральные и гражданские). Личностью себя каждый делает сам, и сам за это отвечает

Человек рассматривается как система нужд, а общество – как система запретов.

^ 3 начала личности

Особенности:

1. Низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют» психику человека, порождают невротический тип поведения.

2. Бессознательные стремления, ее потенциал и основной источник активности.

3. По мере развития общества Супер-Эго увеличивается.

2. Человек – существо, призванное творить самого себя. Человек сам организует свою жизнедеятельность, ставит себе цели, задачи, обуславливающие причины его поведения. Его жизнедеятельность не запрограммирована, в ней нет никакой предзаданности. Разные люди и один и тот же человек в разное время могут совершать взаимоисключающие поступки. «Ворон ворону глаз не выклюет», а человек веками истребляет себе подобных.

Человек постоянно находится в процессе непрерывного становления, движения, развития. Человек постоянно недоволен собой, но, как это ни парадоксально, он хочет освободиться от желания быть другим. В этом проявляется состояние раздвоенности человеческого бытия (дихотомия).

Основной урок, который должен усвоить человек, – это иметь стыд, быть правдивым и гуманным. Именно эти качества способны сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости и порядка.

3. Что такое ценность? Что для меня имеет ценность?

Ценность – это те идеи, принципы деятельности, явления и их свойства, которые людям особенно дороги, полезны, необходимы для жизни, к чему относятся с уважением, признанием, почтением.

Предложить учащимся вписать те ценности, которые являются значимыми и незначительными для них конкретно.

З а д а н и е. Цель – разобраться в ценностях, на которые человек ориентируется в своей жизни.

В приведенном списке ценностей определите те, которые являются для вас наиболее значимыми. Значимость оцените в баллах от 5 до 1, где 5 – самый высокий балл, а 1 – самый низкий.

Ценности жизни

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Уверенность в себе

Здоровье

Удовольствие

Любовь

Свобода

Хорошие и верные друзья

Познание

Семейная жизнь

Возможность творческой деятельности

Общественное признание

Активная, деятельная жизнь

Равенство

В списке основных качеств личности определите ценные для вас, также проставив баллы.

Качества личности (как ценности)

Высокие запросы

Заботливость

Воспитанность

Жизнерадостность

Эффективность в делах

Смелость в отстаивании своего мнения

Исполнительность

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

Широта взглядов

Честность

Образованность

Самоконтроль

Твердая воля

Умение здраво и логически мыслить

Ответственность

4. В течение всей жизни человек действует по моральным правилам, которые дают человеку образец поведения, то есть рекомендуют, как можно и должно поступать в том или ином случае.

Что такое моральный выбор? (Учащиеся высказывают свои суждения.)

Что является моральным контролем для человека? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.)

Приведите примеры моральных норм.

Таким образом, человек является носителем моральных качеств.

III. Закрепление изученного материала.

1. Что такое человек? Что делает человека человеком? Что такое личность?

2. Что такое ценности?

3. Что такое моральный выбор и моральный контроль?

Домашнее задание: § 48; ответить на вопросы.

Тема образа и подобия Божьего - одна из центральных в христианской антропологии. В большей или меньшей степени эту тему пытались раскрыть все древне-церковные писатели. Еще Платон говорил о том, что Бог "чеканил" живые существа "соответственно природе первообраза". А Филон Александрийский называл человека "созданным по образу идеального первообраза".

Нам неизвестны какие-либо объемные произведения, посвященные данной тематике. Однако многие святые отцы уделяли ей должное внимание. Своей актуальности и полезности эта тема не теряет и в наше время. Упадок нравственности и благочестия в обществе свидетельствует об элементарном незнании человеком того, какой потенциал заложен в него создателем, каково его назначение в мире. В этом как раз и может помочь современному обществу христианская культура, христианская вера, которая в отличие от всех других идеологий и вероисповеданий четко и ясно определяет роль и место человека в мироздании.

А в данной работе мы постараемся дать краткий очерк о том, что подразумевали святые отцы под терминами "образ" и "подобие" Божье в человеке.

Греческое слово "образ" (eikon - отсюда "икона") означает "портрет" или "изображение", т.е. нечто созданное по образцу и имеющее сходство с образом, хотя и не тождественное последнему по природе (5;68). Священный писатель о сотворении человека повествует: "И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию… И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт.I, 26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен "по образу", но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видели его в разуме, другие - в свободной воле, третьи - в безсмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцев (6;83).

Но, прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть Чистейший Дух, а не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви (6;83).

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее безсмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой безкорыстной любви. Вот, что об этом пишет свт. Григорий Нисский: "Божественная же красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какого-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели… Как живописцы представляют на картине человеческие лица красками, стирая для сего таких цветов краски, которые близко и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так, представь себе, что и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т.е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственною своею лепотою, чтобы в нас показать собственное свое начальство. Многовидны и различны сии как бы краски изображения, которыми живописует он истинный образ… - чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого, и все с сим однородное, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами собственного Своего образа живописал наше естество" (2;7). А по свт. Григорию Паламе, человек - больше по образу Божию, нежели ангелы, потому что его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных (7;212).

Итак, человек выступает перед нами как миниатюрное отображение Бога на земле (4;63). В "Шестодневе" свт. Василий Великий подробно развивает свое учение об образе Божьем в человеке. В этом учении человек предстает как геоцентрическое существо, все бытие которого призвано отражать божественную жизнь, и который сотворен по образу и подобию Божию. В то же время человек есть "микрокосм", он как бы собирает, обобщает (в святоотеческой терминологии - рекапитулирует) в себе весь тварный мир, центром и венцом которого он призван быть (8;157).

Теперь посмотрим подробнее, какие же свойства души по учению святых Отцев являются образом (или, правильнее будет сказать, отображают) Божьим в человеке.

Черты образа Божьего св. Отцы видели в разумно-духовной природе человека как "существа разумного". "Наш ум… родствен Богу, он служит умственным образом Его",- говорит Ориген. "Мы сотворены по образу Создателя, имеем разум и слово, которые составляют совершенство нашей природы", - пишет свт. Василий Великий (5;68). О том же пишет и свт. Григорий Нисский: "Божество есть ум и слово, ибо "в начале бе слово" (Ин.1,1) и пророки, по словам Павла, ум Христов имеют (1Кор.2,16), глаголющий в них (2Кор.13,3). Недалеко от сего и естество человеческое. Видишь в себе и слово и разум, подобие подлинного Ума и Слова" (2;6). Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая по природе, а то, что соответствует его высшему достоинству. Поэтому следующее, в чем святые Отцы усматривают образ Божий в человеке - свободная воля и способность выбора. Бог создал человека абсолютно свободным: по Своей любви. Он не хочет принуждать его ни к добру, ни ко злу. Бог - существо абсолютно свободное и безконечно совершенное, и человек - свободен в выборе и направлении своих действий, и высшая цель деятельности человека - стремление к совершенству (4;63).

Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Свт. Григорий Нисский говорил: "Бог есть также любовь и источник любви, - сие говорит великий Иоанн: "любы от Бога есть, и Бог любы есть" (1Ин.4.7,8). Это Зиждитель и нашего естества соделал отличительною чертою. Ибо говорит: "О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ин.13,35). Следовательно, где нет сей любви, там претворены все черты образа" (2;7).

Бог есть Существо Вечное и наша душа безсмертна, ибо духовное неуничтожимо по продолжению бытия. Так, Татиан называет человека "образом бессмертия Божьего". Помимо бессмертия, также говорят о господственном положении человека в природе, о присущем ему стремлении к добру как чертах образа Божьего. Св. Макарий Великий говорит, что Бог сотворил душу "по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа" (5;69).

И, наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является "делателем": "Отец мой доныне делает, и Я делаю", - говорит Христос (Ин. 5,7). Человеку тоже заповедано "возделывать " рай (Быт.2,15), т.е. трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить ex nihilo ("из ничего"), но он может творить из материала, созданного Творцом.

Есть ли различие между образом и подобием Божьим? Некоторые объединяют эти два понятия в одно, как например, мы видели у свт. Григория Нисского. А некоторые св. Отцы отличают "образ" от "подобия", отмечая, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: "выражение "по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение "по подобию" означает уподобление через добродетель, насколько это возможно" (преп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в "возделывании" мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо "пределы добродетельной жизни есть уподобление Богу", как говорит свт. Григорий Нисский (5;69).

Подводя итог нашей работы, еще раз отметим, что под образом Божьим мы понимаем данные нам от Бога ум, свободную волю, любовь и бессмертие. А под подобием Божьим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу - совершенствоваться в стремлении к истине и добру (9;136).

В людях видна единая природа и множественность лиц. Философы человека называют микрокосмосом, как образ и подобие вселенной, но не в этом высота и красота его, а в том, что он причастник Божественной полноты. Человек ответственен за космос, за обожение всей твари. Свободно в любви человек избирает добро и свою волю сливает с волей Божией, ибо в союзе воль - обожение.


Литература:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Российское Библейское Общество, 2000.
Свт. Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М., 1995-32с.
Свт. Василий Великий. Беседы на шестоднев. Москва: изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-260с.
Богословие. Опыт выяснения жизненного значения истин христианской православной веры. Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 1991.
Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва-Клин: изд-во Братства свт. Тихона, 1996-288с.
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Новосибирск: Благовест,1993-240с.
Человек - храм Божий. Коломна, 1995-223с.
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций. Минск: Лучи Софии, 2001-384с.
Закон Божий. СПб.: Братство новомученика архиепископа Илариона Верейского, 2000-723с.