Зарождение масонства. Масонство: история происхождения. Начало официальной деятельности масонов

Где расположены непосредственно электростанция, города Чернобыль и Припять , север Полесского района Киевской области (в том числе пгт. Полесское и пгт. Вильча), а также часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией . Народичский район в Житомирской области с июня 2010 года вынесен за пределы чернобыльской зоны отчуждения.

История

Зона отчуждения была установлена вскоре после Чернобыльской катастрофы в 1986 году . На территории Зоны было определено три контролируемых территории:

  • Особая зона (непосредственно промплощадка ЧАЭС),
  • 10-километровая зона.
  • 30-километровая зона.

Население с загрязненных территорий было эвакуировано. Для рабочих, оставшихся обслуживать электростанцию и Зону отчуждения, был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, развернуты пункты дезактивации . На границах зон была организована пересадка работающих людей из одних транспортных средств в другие для уменьшения переноса радиоактивных веществ .

Однако, большие площади загрязненных территорий оставались за пределами 30-километровой зоны, и начиная с 1990-х годов проводилось постепенное отселение населенных пунктов Полесского района , в которых доаварийный уровень загрязнения радионуклидами превышал установленные законом нормы. Так, к 1996 году были окончательно отселены пгт. Полесское , пгт. Вильча , с. Диброва, с. Новый Мир и многие другие. С 1997 года эта территория вошла в состав чернобыльской зоны, была передана под управление МЧС и включена в охранный периметр.

К 2011 году в Белоруссии было введено в хозяйственный оборот более трети земель, ранее входивших в зону отчуждения. Общая площадь таких территорий составила 16,35 тыс. км² из 46,45 тыс. км² выведенных из хозяйственного оборота в 1986 году.

Описание

Зона отчуждения сегодня - это поверхностный открытый радиоактивный источник. В пределах радиоактивно-загрязненных территорий осуществляется ряд работ по недопущению распространения радиоактивных загрязнений за пределы зоны отчуждения и поступления радионуклидов в основные водоемы Украины (Киевское водохранилище , река Днепр и т. д.).

Украинская часть зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения имеет площадь около 2598 км 2 . Административный центр зоны отчуждения - город Чернобыль. В Чернобыле располагается Администрация зоны отчуждения (АЗО), являющаяся отделом Министерства по чрезвычайным ситуациям. В самой зоне отчуждения находится персонал предприятий АЗО, персонал ГСП Чернобыльская АЭС и небольшое количество гражданского населения (самосёлы). Гражданское население проживает в 11 заброшенных населенных пунктах. Общее количество гражданского населения не превышает 300 человек. Количество персонала работающего в зоне отчуждения и на ЧАЭС составляет примерно 5000 человек, из которых около 3000 проживает в Славутиче .

На территории зоны находятся 11 объектов природно-заповедного фонда Украины. Современная зона отчуждения постепенно превращается в резерват для жизни редких животных. Установлено присутствие таких редких видов как медведь , выдра , барсук , ондатра , рысь , олень , лошадь Пржевальского . Также в огромном количестве водятся лоси , косули , волки , лисы , зайцы , дикие кабаны и летучие мыши . По словам Сергея Гащака из Чернобыльского центра проблем ядерной безопасности, организмы диких животных сами справляются и с повышенным фоном, и с химическим загрязнением территории, и другими негативными факторами. Таким образом, снятие антропогенного воздействия оказало положительный эффект, в сотни раз превышающий негативное влияние техногенной катастрофы .

Современная территория зоны отчуждения является местом нелегального туризма - сталкерства . Проблема нелегальных проникновений в зону отчуждения послужила причиной ужесточения административных наказаний, а вынос предметов из зоны влечет уголовную ответственность (статья 267-1 Уголовного кодекса Украины).

Радионуклиды

В декабре 2010 года глава МЧС Виктор Балога организовал экскурсию в зону отчуждения для администратора Программы развития ООН Хелен Кларк .

20 апреля 2011 года в рамках мероприятий, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, президент Украины Виктор Янукович вместе с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором МАГАТЭ Юкиа Амано посетили промышленную площадку Чернобыльской АЭС.

26 апреля 2011 года, в день 25-й годовщины катастрофы на Чернобыльской АЭС, президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев возложили цветы к подножию памятного знака ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС и почтили ликвидаторов минутой молчания. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил заупокойную литургию возле памятника, а позже совершил короткий пасхальный молебен в Свято-Ильинском Чернобыльском храме.

6 сентября 2011 года в рамках официального визита на Украину Чернобыльскую АЭС посетила парламентская делегация Японии во главе со спикером Палаты представителей Парламента Японии господином Такахиро Йокомичи.

Текущее состояние

По утверждению Юрия Андреева, одного из операторов второго блочного щита Чернобыльской АЭС в период её активности и ликвидатора последствий аварии, в интервью Би-би-си, зона продолжает обживаться самосёлами , некоторые из которых - безземельные фермеры, которые приехали туда, взяли заброшенные дома, завели там свое хозяйство, живут и работают. Согласно словам ликвидатора, «реэвакуация уже идет сама по себе» . Кроме того, в зоне по прежнему ходят «мародеры, которые до сих пор грабят брошенные дома, металл, шифер оттуда вывозят, и наркоманы, которые выращивают в этой зоне наркотики».

См. также

  • Полесский государственный радиационно-экологический заповедник - продолжение Зоны на территории Белоруссии

Примечания

  1. Закон СССР от 12.05.1991 N2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" . economics.kiev.ua (12 мая 1991 года). Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 30 марта 2012.
  2. Первый Доклад в МАГАТЭ. 1986 г. Глава 5.8. Дезактивация 30-километровой зоны.
  3. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=791%E0-12 Закон Украины «Про правовий режим території…»
  4. В Белоруссии проведут инвентаризацию "чернобыльских" земель . Росбалт (03/08/2011). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 20 сентября 2011.
  5. Котляр, Павел . Природа прибрала Чернобыль к рукам (рус.) , Infox.ru (26 апреля 2010 года). Проверено 9 декабря 2010.
  6. Сталкеры и посещение Чернобыля и зону отчуждения Чернобыльской АЭС
  7. Журналистское расследование проблемы чернобыльского сталкерства в зоне отчуждения
  8. Уголовный кодекс Украины. (укр.)
  9. Леся Головата Чорнобильські сталкери (укр.) . zaxid.net (26-04-10). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 21 ноября 2011. Перевод статьи на русский язык . inoforum.ru
  10. Татьяна Ивженко Украина приглашает сталкеров . Независимая газета (17 декабря 2010).

Некоторое время назад я вернулся из четырехдневного путешествия в Чернобыльскую зону отчуждения. Так уж получилось, что мне не хотелось платить много денег за возможность потупить в автобусе с нудным экскурсоводом и туристами, которых катают по обычному маршруту, а дойти до Припяти своими силами.

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - запрещенная для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Чернобыльская зона включает в себя север Иванковского района Киевской области, где расположены непосредственно электростанция, города Чернобыль и Припять, север Полесского района Киевской области (в том числе пгт. Полесское и пгт. Вильча), а также часть Житомирской области вплоть до границы с Белоруссией.

Пограничным населенным пунктом, относительно удобным для незаконного проникновения в ЧЗО является село «Губин» недалеко от Дитяток. Периметр представляет из себя контрольно–следовую полосу шириной около 15 метров с одним рядом колючей проволоки. Таким образом проникнуть в Зону постороннему человеку не составляет особого труда. (на самом деле проволока не для того чтобы не пускать людей туда, а чтобы ничего не вырвалось оттуда!).

Углубившись в лес, я довольно бодро зашагал по густому ковру из иголок и мха. Уже позже станет ясно, что лучшая стратегия - идти по просекам, а пока пришлось ломиться напролом. Компас при этом немного мутило и траектория получалась не самая прямая. Периодически нам встречались деревья-уроды. Средний фон составлял 30–40 мкр/ч. Чем ближе мы подбирались к центру зоны, тем больше появлялось вот таких искалеченных деревьев. Не уверен, что здесь есть какая-то прямая связь.

Как и в любом лесу, в зоне нас поджидало дикое количество комаров и мошкары. Кроме этого, мы встретили большое количество диких зверей и их следов (отпечаток лап или кучек помета, например). Отсутствие людей позволило зверюшкам хорошо расплодится, поэтому одна из главных опасностей, подстерегающих нелегального туриста — встреча с дикими животными.

Большинство лесов - искусственные, насажены ровными рядами, разделенные просеками. Просеки местами свежие, местами завалены мусором и ветками. Места потрясающе красивые.

Первый населенный пункт — Ямполь. 25 лет с момента аварии на ЧАЭС сделали своё дело - теперь это место населяют другие хозяева. Дома, тротуары, фонарные столбы, целые улицы - всё во власти растений. Методично и не спеша природа превратила в пух и прах достижения цивилизации. По некоторой информации в селе давно обосновался самосёл - старик с собаками. Однако, пройдя по окраине села мы не встретили никаких признаков жизни, за исключением нескольких давних стоянок «сталкеров», да и не очень то хотелось знакомиться с одичавшим человеком. Во многих домах всё ещё можно жить…

Внутри многих домов есть настоящая печь, кое-где даже сохранилась обделка и немного интерьера. В лесу неподалеку мы остановились на первый ночлег, разбив палатку в чаще леса. Показания дозиметра - с небольшими отклонениями от нормы. Потому можно позволить себе немного передохнуть и по фотографировать в селе - и в путь. Не давал расслабляться лишь обильный трафик машин на дороге.

Первое серьезное препятствие - мост через реку Уж. Всего 100 метров прямой дороги с отличной видимостью, крайне интенсивным движением и нулевой возможностью прыгнуть в кусты. После небольшой передышки мост был преодолен.

Кстати, моста на самом деле два, просто они параллельны. Один - более старый, с остатками прожекторов по бокам, второй поновее. А вода в реке Уж потрясающей чистоты. Дно - мягкий приятный песочек. Радиационный фон - всего 51 мкр/ч, так и хочется искупаться. Дивной красоты место.

Перейдя мост, группа приблизилась к поселку Черевач. Рядом с ним находится пожарная вышка, на которую поначалу хотелось залезть, чтобы провести рекогносцировку на местности, но внезапно она оказалась обитаема и всем пришлось спрятаться за брошенным деревенским домом, увитым виноградными лозами. Виноград фонил всего на 37 мкр/ч, так что я заточил веточку спелых плодов. Чернобыльский виноград - ням-ням!

Пройдя Черевач, мы вышли к деревне «Заполье», где остановились на обед. Тушенку, разогретую на горелке, приятно скрасили местные наливные яблочки с относительно низким фоном.

Сразу после поселка располагается местное кладбище. Многие кресты выглядят очень свежими, хоть и не реставрировались с момента аварии на ЧАЭС.

По дороге от кладбища, сбоку от дороги на ветке дерева висит оторванная голова куклы. Кто и зачем это сделал — непонятно, но выглядит очень жутко.

Далеко в поле — табун лошадей Пржевальского. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они стали активно размножаться. Сейчас их там примерно под сотню голов, три табуна. Они абсолютно свободны, их можно смело назвать действительно дикими лошадьми. Никаких генетических отклонений и прочих мутаций зафиксировано не было. Говорят, что раньше они совсем не боялись людей, но этому помешали браконьеры, полюбившие отстреливать доверчивых лошадей.

Забегая вперед, скажу, что всего в Зоне я видел: два табуна лошадей, лисицу, волчьи и медвежьи следы и помёт, белок, змей (две штуки), стадо кабанов и зайца. Кроме того в лесу от нас ломился толи лось, толи олень, а также парочка кровососов, но их засосало в аномалию.

Ближе к вечеру мы вышли на бетонку, которая вела к основной цели нашего путешествия. Вот она, маячит на горизонте. Здесь, недалеко от дороги мы расположились на второй ночлег, разбили палатку, поужинали и легли спать.

По утру сразу стало ясно, что с выбором места мы не ошиблись. Желтый щит с облупившейся краской предостерегал, что дальше находится что-то мега-интересное.

Так оно и произошло. Основная цель нашего путешествия — Загоризонтная РЛС «Дуга».

25 лет назад это был совершенно секретный объект – жемчужина космической разведки и мечта военных, позволявшая следить за перемещением всех видов надземных целей не только над Европой, но и предоставлявшая возможность «видеть» пуски ракет потенциального противника на северо-американском континенте. С помощью мощнейших и ультрасовременных (на то время) радаров военные смогли, в прямом смысле слова, заглянуть за горизонт. Очевидно, что благодаря таким способностям этот комплекс получил название – загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) или «Дуга-1» (Радиоцентр дальней связи Чернобыль-2). Уникальные способности радара скрывались в новаторских идеях конструкторов, которые воплотились в мачты и принимающие антенны исполинских размеров. Трудно говорить о точных геометрических размерах ЗГРЛС. Данные общедоступных источников противоречивы и, вероятно, неточны.

Стоимость капиталовложений составляла семь миллиардов советских рублей. Для сравнения - это вдвое дороже, чем строительство Чернобыльской АЭС. Очевидно, что строительство ЗГРЛС возле атомной электростанции объяснялось большим энергопотреблением объекта. По имеющейся информации, ЗГРЛС потребляла около 10 мегаватт.

Вдоль линии антенн тянется техническое здание, где когда–то располагалось приемное оборудование. Около 300 метров в длину.

Вылазим в окошко и подбираемся еще ближе к антеннам!

Они огромны и просто потрясающие. Совершенно дикое по энергетике место стоит под палящим зноем в полной тишине. Когда-то За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук), станция получила название Russian Woodpecker.

Звучит он так:

Радар работал в диапазоне частот 5–28 МГц. Антенны построены по принципу фазированной антенной решетки. Поскольку одна антенна не могла перекрывать такую широкую полосу частот, весь диапазон разбит на два поддиапазона и антенных решеток поставлено тоже две. Так, высота мачт низкочастотной антенны составляет от 135 до 150 метров, а длина - от 300 до 500 метров. Высокочастотная антенна несколько скромнее. Порядка 250 метров в длину и до 100 метров в высоту. При таких поражающих воображение размерах объект виден почти с любого места Чернобыльской зоны отчуждения.

ЗГРЛС в городе Чернобыль-2 предназначалась только для приема сигнала. Передающий центр находился возле города Любеч, Черниговской области, что в 60 км от Чернобыль-2. Передающие антенны также построены по принципу фазированной антенной решетки и были меньше и ниже, ее высота составляла 85 метров. На данный момент этот радар уничтожен. На снимке — вид приемной антенны по-диагонали.

Насмотревшись на радар, мы вылезаем за периметр Чернобыля-2 и просеками уходим к Припяти. Через несколько часов мы выходим на вершину холма, с которого открывается замечательный и волнующий вид.

Здесь насаженный сосновый лес периодически пересекается с такими пустырями. Фон - 250–300мкр/ч.

Перейдя поле, углубляемся в лес. Ноги уже утопают во мхе, проседая под весом тела сантиметров на 10. Мох здесь тоже радиоактивный и неплохо сигнализирует о «пятнах» с повышенным фоном. В целом, в лесу фон выше в 2–2.5 раза, чем на пустырях.

Как в лесу, так и в полях встречаются остатки каналов для мелиорации. Узенькая полоса воды в 4 метра шириной по факту является сложнопреодолимым препятствием. Переходить вброд по мутной фонящей воде нет никакого желания. Около часа мы искали подходящую переправу и наконец нашли удачно упавшее дерево.

После обычного леса мы входим в Рыжий, вернее на место, где он когда-то был. Рыжий лес — около 10 км² деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году. Высокая доза поглощённой радиации привела к гибели деревьев (преимущественно сосен) и окрашиванию их в буро-красный цвет. Кроме того, по ночам наблюдалось свечение погибших деревьев (это было вызвано взаимодействием ферментов дерева с радиоактивными частицами), также вызванное радиоактивным распадом. Во время работ по дезактивации территории лес был снесён бульдозерами и захоронен.

Теперь на месте Рыжего леса — пустырь с песком, засаженный молодыми елями и очень странная, огороженная территория с будкой и радиомачтой. Сначала возникла мысль, что это захороненные останки рыжего леса, но они находятся в 400 метрах западнее. Здесь фон действительно скачет, поднимаясь до 2200 мкр/ч прямо у забора. Это в 110 раз выше нормы.

Возможно, здесь лежит что-то еще. Смущает то, что таблички, забор и будка — совсем свежие.

Проходим скорее это нехорошее место и снова углубляемся в лес. Мы уже близко к припяти - нас встречает вот такой рабочий с плакатом.

По пути начинают появляться дома и полуразрушенные ангары.

Кое-где бугорками выступают холмики с захоронениями и воткнутыми в них предостерегающими знаками.

Проходим «Мост смерти». Одна из легенд Зоны — уровень радиации на этом мосту 26 апреля 1986 года достигал 500-600 рентген в час, т.е. один час, проведенный на этом мосту, мог стоить жизни. А ведь тогда люди ничего не знали, многие, включая детей, ходили на мост посмотреть, что происходит на станции. Посты милиции были выставлены с обеих сторон моста. Радиоактивное облако прошло над южной частью моста. Из милиционеров, дежуривших в тот день, не осталось в живых никого.

Путепровод к станции «Янов». До аварии на ЧАЭС станция относилась к Юго-Западной железной дороге. На станции выполнялась пассажирская и грузовая работа, примыкали подъездные пути ЧАЭС, складов ОРС, нефтебазы и других предприятий города Припять. В настоящее время один из путей, проходящих через станцию реконструирован и используется для обеспечения строительных работ по сооружению объекта «Укрытие-2» — нового саркофага для ЧАЭС.

Входим в Припять. В настоящее время в городе много радиоактивной пыли, выпавшей из разрушенного энергоблока и состоящей из относительно долгоживущих радиоактивных элементов. Эта пыль собирается в канавах, углублениях. Пыль прочно въелась в грунт, деревья, дома. Город зарастает чернобыльником, произраставшим в окрестностях и до аварии.

Объявление об эвакуации из Припяти.

Мы поднимаемся на крышу девятиэтажки, ближайшей к станции, чтобы осмотреться. Отсюда открывается шикарный вид на ЧАЭС.

Чернобыльский закат и профиль завода «Юпитер» на его фоне.

С крыши мы замечаем высокую шестнадцатиэтажку в центре города и решаем передислоцироваться на нее. По центральным улицам наблюдается какой–то движ, ездит автобус, так что приходится пробираться дворами и переулками. Все очень сильно заросло. Фактически от города уже мало что осталось и Припять — это дома в лесу.

Вот и наша шестнадцатиэтажка. Здесь и заночуем.

Парадный вход утопает в зелени, но его все же не сложно найти. Везде очень много мусора, так как мародеры и черметчики хорошо поработали после аварии — квартиры разграблены, металл спилен.

Поднимаемся на крышу здания для ночевки. Тут безопасно, советский герб, шикарный вид на ЧАЭС и фон всего 40 мкр/ч. Поднявшись, слышим звериный рык и чавкающие звуки у подножия здания. Перегнувшись через край крыши, мы видим стадо диких кабанов, кушающих какие-то корешки и рыскающих по газонам. Сюда, слава богу, им не подняться, так чтомы готовим наш последний ужин в Зоне и укладываемся спать.

Как человек, побывавший в Зоне нелегально, я категорически не рекомендую повторять это. Это действительно изнурительное путешествие с серьезным риском нахвататься радиации или быть съеденным дикими зверями, и виденные мною кабаны — лишнее тому подтверждение.

"Что такое зона отчуждения, и что она из себя представляет?" - вопрос, несомненно, интересный. Многие ошибочно полагают, что это устрашающее название присвоено только территории, загрязненной радиоактивными отходами в украинском городе Припять. Однако понятие применяется к любой среде, подвергшейся химическому, радиоактивному и прочему загрязнению. Зона отчуждения - это то место, где произошла катастрофа, из-за которой земля, воздух или вода, по причине загрязненности вредными веществами, стали опасными для жизни человека.

Несомненно, трагедия на Чернобыльской АЭС - яркий пример экологической катастрофы. И, следовательно, того, что такое зона отчуждения. Поэтому на ней и остановимся.

Срочная эвакуация

27 апреля 1986 года, спустя сутки после аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, государственной комиссией было принято решение о "временной" эвакуации граждан в близлежащие населенные пункты Киевской области. Все жители покинули город всего за шесть часов - такая быстрая операция считалась одной из самых успешных в СССР с точки зрения логистики и организации.

Помощь согражданам

Вся Украина узнала о том, что такое зона отчуждения и насколько она опасна. Чтобы предоставить временное жилье пострадавшим, правительство обратилось за помощью к жителям Киевской области. Многие семьи откликнулись на просьбу и приютили всех, у кого не оказалось крыши над головой. Всего спустя месяц, правительство определило мероприятия по обеспечению жильем каждой семьи из зоны отчуждения ЧАЭС. Всего было построено около 21 000 квартир, преимущественно в Киеве и Чернигове.

Трагедия для Европы

Чернобыльская трагедия тридцатилетней давности до сих пор остается самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. Благодаря плотной концентрации радиоактивного облака и направлению ветра, последствия аварии оставили черный след на территории 17 стран Европы. Высокую дозу загрязнения радионуклидами получила Беларусь, особенно пострадала Гомельская область, находящаяся рядом с границей Украины.

Ниже приведена таблица суммарного загрязнения радионуклидами стран Европы от аварии на ЧАЭС.

Страна

Территории с

загрязнением

свыше 1 Ки/км 2

% от суммарных

выпадений в Европе

Австрия 11.08 2.5
Беларусь 43.50 23.4
Великобритания 0.16 0.8
Германия 0.32 1.9
Греция 1.24 1.1
Италия 1.35 0.9
Норвегия 7.18 3.1
Польша 0.52 0.6
Россия 59.30 29.7
Румыния 1.20 2.3
Словакия 0.02 0.3
Словения 0.61 0.5
Украина 37.63 18.8
Финляндия 19.00 4.8
Чехия 0.21 0.5
Швейцария 0.73 0.4
Швеция 23.44 4.5

Опасная для здоровья территория

Чернобыльская зона непригодна для жизни из-за долгого срока полураспада радиоактивных веществ, осевших в почве. Под сроком полураспада изначального количества радио-атомов понимается его двукратное уменьшение (деление надвое). Самыми "живучими" и опасными в Чернобыльской зоне являются следующие радиоактивные вещества:

  • стронций-90 (п/п 29 лет) - оседает в костной ткани, разрушая ее структуру;
  • цезий-137 (п/п 30 лет) - вызывает мутации и повреждения на клеточном уровне, предвестник раковых опухолей;
  • плутоний-238 (п/п 86 лет) - одно из самых опасных химических веществ, при попадании в организм приводит к отеку легких и смерти;
  • плутоний-239 (п/п 24,5 тыс. лет) - подавляет иммунную систему, приводит к циррозу печени.

Исходя из такой "адской смеси", становится очевидно: жить в Чернобыле до сих пор опасно.

Задаваясь вопросом о том, что такое зона отчуждения в Чернобыле и насколько велика ее территория, не стоит забывать главное: дозу химической радиации получил не только город Припять, но и многие близлежащие города и поселки, а это значит, что они тоже непригодны для жизни человека.

Ниже приведен список зон отчуждения Чернобыльской АЭС, отмеченный на карте.

Зона отчуждения сегодня

Спустя несколько лет после аварии, мародеры вынесли все, что находилось в домах мирных жителей, потому от уютных в прошлом квартир остались только стены и воспоминания. Магазины и школы превратились в развалины, а от бывших детских площадок веет страхом и ужасом. Чернобыльская трагедия показала пример, что станет с нашей планетой, если все люди одномоментно исчезнут.

Кажется, что в такой местности отыскать человека - задача не из легких. Но это не так. На загрязненной территории живут целые семьи, правда, большая часть из них - пожилые люди. Украинские власти не препятствуют тем, кто захотел вернуться на свою историческую родину, и даже стали выдавать специальные пропуска. Жители запретной зоны получают гуманитарную помощь и ведут хозяйство: выращивают овощи и содержат домашний скот. Удивительно, но малочисленное население практически не жалуется на состояние здоровья.

Кроме самоселов (так называют жителей Припяти и окрестностей), в Чернобыле работают около 3 тыс. человек, которые обслуживают зону отчуждения. У работников даже есть администрация, которая находится совсем недалеко от атомной ЧЭС.

Есть еще одна категория людей, которых все чаще можно встретить в Чернобыле. Для любителей экстрима правительство предоставило возможность проведения экскурсий. Чернобыльские туристы - отчаянные люди, которые живут по принципу "кто не рискует, тот не пьет шампанское".

Сколько лет уже прошло с момента трагедии. Сам ход аварии, ее причины и следствия уже вполне себе определены и всем известны. Насколько я знаю, тут даже нет какого то двоякого толкования, разве что в мелочах. Да вы и сами все знаете. Давайте я вам лучше расскажу некоторые казалось бы обычные моменты, но возможно вы о них и не задумывались.

Миф первый: отдалённость Чернобыля от больших городов.

На самом деле в случае с чернобыльской катастрофой, только случайность не привела к эвакуации Киева например. Чернобыль находится в 14 км от АЭС, а Киев находится от Чернобыля всего в 151 км (по другим данным 131 км) по автодороге. А по прямой, что для радиационного облака предпочтительней и 100 км не будет — 93,912 км . А Википедия дает вообще вот такие данные — расстояние до Киева физическое - 83 км, по автодорогам - 115 км.

Вот кстати, полная карта для полноты картины

Кликабельно 2000 рх

В первые дни аварии на Чернобыльской АЭС битва с радиацией велась и на подступах к Киеву. Угроза заражения исходила не только от чернобыльского ветра, но и от колес автотранспорта, шедшего из Припяти в столицу. Проблему очистки радиоактивной воды, образовавшейся после дезактивации автомобилей, решили ученые Киевского политехнического института.

В апреле-мае 86-го года вокруг столицы организовали восемь пунктов радиоактивного контроля автотранспорта. Автомобили, шедшие на Киев, попросту поливали из брантспойтов. А вся вода уходила в почву. В пожарном порядке строились резервуары для сбора использованной радиоактивной воды. Буквально в считанные дни они наполнялись до краев. Радиоактивный щит столицы мог превратиться в ее ядерный меч.

И только тогда руководство Киева и штаб гражданской обороны согласились рассмотреть предложение химиков- политехников об очистке загрязненной воды. Тем более что наработки в этом плане уже были. Еще задолго до аварии в КПИ была создана лаборатория по разработке реагентов для очистки сточных вод, которой руководил профессор Александр Петрович Шутько.

П редложенная группой Шутько технология обеззараживания воды от радионуклидов не требовала строительства сложных очистных сооружений. Дезактивация осуществлялась непосредственно в накопителях. Уже через два часа после обработки воды специальными коагулянтами радиоактивные вещества оседали на дне, а очищенная вода соответствовала предельно-допустимым нормам. После этого в 30-ти километровой зоне хоронили только радиоактивные осадки. Представляете, если бы не была решена проблема очистки воды? Тогда вокруг Киева понастроили бы множество вечных могильников с радиоактивной водой!

К сожалению профессор А.П.Шутько. ушел от нас в свои неполные 57 лет, не дожив всего 20 дней до десятилетней годовщины аварии на ЧАЭС. А ученые-химики, которые с ним работали бок о бок в чернобыльской зоне за свою самоотверженную работу успели получить «звание ликвидаторов», бесплатный проезд в транспорте и кучу болезней, связанных с радиоактивным облучением. Среди них — доцент кафедры промышленной экологии Национального политехнического университета Анатолий Крысенко. Именно ему профессор Шутько первому предложил испытать реагенты для очистки радиоактивных вод. Вместе с ним в группе Шутько работали доцент КПИ Виталий Басов и доцент института ГВФ Лев Малахов.

Почему авария чернобыльская, а мертвый город — ПРИПЯТЬ?


На территории зоны отчуждения расположены несколько эвакуированных населённых пунктов:
Припять
Чернобыль
Новошепеличи
Полесское
Вильча
Северовка
Янов
Копачи
Чернобыль-2

Визуальное расстояние между Припятью и ЧАЭС

Почему так известна только Припять? Это просто самый крупный город в зоне отчуждения и самый ближний к нему - по последней проведённой до эвакуации переписи (в ноябре 1985 года), численность населения составляла 47 тысяч 500 человек, более чем 25 национальностей. Например в самом Чернобыле до аварии проживало всего 12 тыс. человек.

Кстати, после аварии Чернобыль не был заброшен и полностью эвакуирован как Припять.

В городе живут люди. Это МЧСовцы, милиционеры, повара, дворники, сантехники. Их около 1500 человек. На улицах в основном мужчины. В камуфляже. Такова местная мода. Некоторые многоквартирные дома обжиты, но постоянно там не живут: шторы выцвели, краска на окнах облезла, форточки закрыты.

Люди здесь временно останавливаются, вахтенным способом работают, живут в общежитиях. На атомной электростанции трудятся еще пара тысяч человек, они в основном живут в Славутиче и ездят на работу на электричке.

Большинство работают в зоне по вахтовому методу, 15 дней здесь, 15 - «на воле». Местные говорят, средняя зарплата в Чернобыле всего 1,700 грн., но это очень усреднено, у некоторых и побольше. Правда, особо тратить деньги тут не на что: не нужно платить за коммунальные услуги, жилье, еду (всех по три раза в день кормят бесплатно, причем не плохо). Есть один магазин, но выбор там невелик. Ни ларьков с пивом, ни каких-то развлечений на режимном объекте нет. Кстати, Чернобыль - это еще и возврат в прошлое. В центре города стоит Ленин во весь рост, памятник комсомолу, все названия улиц – из той эпохи. По городу фон около 30-50 микрорентген – предельно допустимые для человека.

А теперь обратимся к материалам блогера vit_au_lit :

Миф второй: непосещаемость.


Многие наверное думают о том, что в зону аварии ездят разве что какие нибудь искатели радиации, сталкеры и т.п., а нормальные люди ближе, чем на 30 км., к этой зоне не подойдут. Ещё как подойдут!

Первый контрольный пункт на дороге к станции - это зона III: 30-километровый периметр вокруг АЭС. На подъезде к КПП выстроилась такая вереница машин, что я даже и представить не мог: притом, что машины пропускались через контроль в 3 ряда, мы отстояли около часа, дожидаясь своей очереди.

Причина тому - активное посещение бывшими жителями Чернобыля и Припяти в период с 26 апреля до майских праздников. Все они едут либо на прежние места жительства, либо на кладбища, или «на гробки», как тут ещё говорят.

Миф третий: закрытость.


Вы были уверены, что все подъезды к АЭС тщательно охраняются, и никого, кроме обсуживающего персонала, туда не пускают, а проехать внутрь зоны можно, только дав на лапу охранникам? Ничего подобного. Через КПП, конечно, просто так не проедешь, но миллиционеры лишь выписывают на каждую машину пропуск, с указанием кол-ва пассажиров, и езжай себе, облучайся.

Говорят, что раньше ещё и паспорта спрашивали. Кстати, детей до 18 лет в зону не пускают.

Дорога к Чернобылю окружена с двух сторон стеной деревьев, но ели приглядеться, то среди бурной растительности проглядывают заброшенные полуразвалины частных домов. В них уже никто не вернётся.

Миф четвёртый: необитаемость.


Чернобыль, находящийся между 30- и 10-километровыми периметрами вокруг АЭС, вполне себе обитаемый. В нём живёт обслуживающий персонал станции и окружностей, МЧС и те, кто вернулись на свои прежние места. В городе есть магазины, бары, и ещё кое-какие блага цивилизации, но нет детей.

Чтобы въехать в 10-километровый периметр, достаточно показать пропуск, выданный на первом КПП. Ещё 15 минут на машине, и мы подъезжаем к АЭС.

Самое время достать дозиметр, которым меня заботливо снабдила мадам, выпросив сий девайс у своего деда, помешанного на такого рода примочках. Перед отъездом vit_au_lit замерил показания во дворе своего дома: 14 мкР/час - типичные показатели для незараженной среды.
Кладём дозиметр на траву, и пока делаем пару кадров на фоне клумбы, приборчик себе тихо подсчитывает. Что он там намерял?

Хех, 63 мкР/час - в 4,5 раза больше среднегородской нормы… после этого получаем совет от наших провожатых: ходить только по бетонной дороге, т.к. плиты более-менее очищены, но вот в траву не залезать.

Миф пятый: неприступность АЭС.


Почему-то мне всегда казалось, сама АЭС обнесена каким-нибудь километровым периметром колючей проволоки, чтобы не дай бог какой-нибудь искатель приключений не подошёл к станции ближе, чем несколько сот метров, и не получил дозу облучения.

Дорога приводит нас прямо к центральной проходной, куда время от времени подъезжают рейсовые автобусы, развозящие работников станции - на АЭС и по сей день продолжают работать люди. Со слов наших провожатых - несколько тысяч человек, хотя мне эта цифра показалась слишком высокой, ведь все реакторы давно уже остановлены. За цехом виднеется труба разрушенного 4 реактора.


Площадь перед центральным административным зданием переустроена в один большой мемориал погибшим при ликвидации аварии.


На мраморных плитах высечены имена тех, кто погиб в первые часы после взрыва.

Припять: тот самый мёртвый город. Его строительство началось одновременно со строительством АЭС, и предназначался он для работников станции и их семей. Находится он в каких-то 2 километрах от станции, поэтому ему досталось больше всего.

На въезде в город стоит стела. В этой части дороги радиационный фон самый опасный:

257 мкР/час, что почти в 18 раз превышает среднегородскую норму. Другими словами, ту дозу радиации, которую мы получаем за 18 часов в городе, здесь мы получим за час.

Ещё несколько минут, и мы доезжаем до КПП Припяти. Дорога идёт недалеко от ЖД ветки: в былые времена по ней ходили самые обычные пассажирские поезда, например Москва-Хмельницкий. Пассажирам, ехавшим этим маршрутом 26 апреля 1986 года, выдавали потом удостоверение чернобыльца.

В город пускают только пешком, нам так и не удалось выбить разрешение для проезда, хотя у провожатых были удостоверения.

К слову о мифе непосещаемости. Вот фото, сделанное с крыши одной из высоток на окраине города, вблизи КПП: среди деревьев видны машины и автобусы, припаркованные вдоль дороги, ведущей в Припять.

А вот так выглядела это дорога до аварии, во времена «живого» города.

Предыдущая фотка была сделана с крыши самой правой из 3 девятин на первом плане.

Миф шестой: ЧАЭС после аварии не работает.

22 мая 1986 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 583 был установлен срок ввода в эксплуатацию энергоблоков № 1 и 2 ЧАЭС - октябрь 1986 года. В помещениях энергоблоков первой очереди проводиласьдезактивация, 15 июля 1986 года окончен её первый этап.

В августе на второй очереди ЧАЭС произведено рассечение коммуникаций, общих для 3-го и 4-го блоков, возведена бетонная разделительная стена в машинном зале.

После выполненных работ по модернизации систем станции, предусмотренных мероприятиями, утверждёнными Минэнерго СССР 27 июня 1986 года и направленными на повышение безопасности АЭС с реакторами РБМК, 18 сентября получено разрешение на начало физического пуска реактора первого энергоблока. 1 октября 1986 года запущен первый энергоблок и в 16 ч 47 мин произведено подключение его к сети. 5 ноября произведен пуск энергоблока № 2.

24 ноября 1987 года приступили к физическому пуску реактора третьего энергоблока, энергетический пуск состоялся 4 декабря. 31 декабря 1987 года решением Правительственной комиссии № 473 утверждён акт приёмки в эксплуатацию 3-го энергоблока ЧАЭС после ремонтно-восстановительных работ.

Третья очередь ЧАЭС, недостроенные 5 и 6 энергоблоки, 2008 год. Строительство 5-го и 6-го блоков было прекращено при высокой степени готовности объектов.

Однако, как вы помните, много было претензий зарубежных стран по поводу работающей ЧАЭС.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 декабря 1997 года признано целесообразным произвести досрочное снятие с эксплуатации энергоблока № 1, остановленного 30 ноября 1996 года .

Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 марта 1999 года признано целесообразным произвести досрочное снятие с эксплуатации энергоблока № 2, остановленого после аварии в 1991 году .

С 5 декабря 2000 года мощность реактора постепенно снижалась при подготовке к остановке. 14 декабря реактор работал на 5 % мощности для церемонии остановки и 15 декабря 2000 года в 13 часов 17 минут по приказу Президента Украины во время трансляции телемоста Чернобыльская АЭС - Национальный дворец «Украина» поворотом ключа аварийной защиты пятого уровня (АЗ-5) реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС был остановлен навсегда, и станция прекратила генерацию электроэнергии.

Давайте почтим память героев-ликвидаторов, которые не жалея своей жизни спасали других людей.

Раз уж мы заговорили о трагедиях, давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Несколько дней нелегальной жизни в Зоне Отчуждения Чернобыльской АЭС. Сотня километров своим ходом по этому уникальному месту. С фотографиями и видео.

По понятным причинам я не буду указывать места входа в Зону и названия некоторых населенных пунктов.
Я не поддерживаю нелегальный экстремальный туризм по Чернобыльской Зоне и не вожу туда людей.

Наступила долгожданная весна. Всю зиму с нетерпением ждал ее, потому что только в теплую погоду можно поехать в многодневное путешествие с ночевками на природе.

Одиночное путешествие в Чернобыльскую Зону отчуждения и город Припять я планировал еще с прошлого года. И вот билет на поезд куплен, и мне пора собирать рюкзак.

Вариант путешествия я выбрал довольно экзотический: я, как гражданин России, пересекаю на поезде российско-украинскую границу, после в одиночку нелегально проникаю в Зону, за два дня пересекаю ее, по пути посещая мертвые, эвакуированные поселки, вхожу в город Припять и живу там несколько дней, осматривая Город и окрестности. Для остроты ощущений не беру с собой мобильный телефон и топографическую карту (она у меня в голове).

Как обычно, рано утром приезжаю на поезде в Киев и еду на автостанцию. Сажусь на автобус Киев-****** и доезжаю до одного населенного пункта. Выхожу в небольшой деревеньке в нескольких километрах от границы Чернобыльской Зоны. Проходящая через нее железная дорога ведет прямо в Припять. По этой дороге мне идти два дня. Через несколько километров подхожу к деревне В. Это и есть начало Зоны. Запретная, охраняемая территория. Зона безусловного отселения. Теперь надо быть очень осторожным, так как встреча с любым человеком там — это уже опасность быть пойманным.

Неожиданно из-за поворота, закрытого деревьями, навстречу мне выходит человек в камуфляжном костюме, везущий в руках велосипед. Прятаться уже бесполезно (он меня увидел), поэтому спокойно продолжаю идти вперед. Поравнявшись с ним, здороваюсь. Завязывается примерно следующий разговор:

— Куда путь держишь?
— Я турист, иду из Овруча («чистая» территория), хочу посмотреть деревню В*******.
— Так это же Зона!
— Я знаю, поэтому хочу посмотреть издалека.
— А чего издалека? Зайди в деревню, погуляй.
— А милиция?
— Да она только на КПП в паре километрах отсюда. Иногда патруль ездит, но если документы в порядке, то все нормально будет.
— А на железнодорожной станции если меня заметят и спросят что я тут делаю?
— Скажи, что в институте пишешь проектную работу.
— А поезда здесь часто ездят?
— Да каждую ночь, тут лесобаза.

Я не стал спрашивать у этого человека, кем он работает работает в Зоне отчуждения. Прощаюсь с ним и иду дальше. Теперь надо незамеченным пройти через действующую станцию В., на которой работают люди. Сворачиваю с железной дороги и иду по асфальту невдалеке от станции. Возле нее замечаю двух людей. Спрятавшись за одной из построек, пережидаю минут 15, выглядываю – никого.

Быстро прохожу участок, который просматривается от станции, и двигаюсь дальше, скрываясь в зарослях природы. В. — это первая на моем пути отселенная деревня. Она очень заросла, большинство домов сгорели, от них остались только руины с кирпичными печными трубами, одиноко смотрящими в небо, будто ждущие своих бывших хозяев. Это типичный пейзаж Зоны, к которому трудно привыкнуть. Где-то в этой деревне еще теплится жизнь – там доживают свой век несколько местных стариков — коренных жителей В., которые не захотели переезжать из этого зараженного места на чистую территорию – в одноименный поселок, специально построенный для переселенцев в Харьковской области. Шесть лет после аварии они жили на радиоактивной земле, пока Полесье не признали опасной зоной, а местным жителям не предложили переехать. А в отселенной В., так же как и в других немногочисленных обитаемых населенных пунктах Зоны, местных жителей с каждым годом становится все меньше и меньше…

Гамма-фон в Вильче около 40 мкР/ч.

Я выхожу из деревни и делаю небольшой привал. Уже больше полудня, а пройти надо большое расстояние. Теперь два дня идти по безлюдной территории к сердцу Чернобыльской Зоны – в город Припять. Беру рюкзак и направляюсь вдоль по железной дороге. Идти по ней тяжело: шаг человека заметно больше расстояния между шпалами. Если наступать на каждую – шаги становятся короткие, а это сильно изматывает. А с тяжелым рюкзаком делать шаг через шпалу – тоже трудно.

Эта железнодорожная ветка почти не используется. Об этом свидетельствуют ржавые рельсы и могучий кустарник, растущий между шпал и на насыпи. Кое-где между шпал встречаются даже невысокие деревья. Повалившееся лесное дерево наклонилось над рельсами, перекрыв путь для возможного поезда:

Природа отвоевывает свои территории, занятые когда-то человеком…

Через несколько километров подхожу к станции П. Издалека не сразу можно заметить платформу, состоящую из бетонных блоков – там тоже все заросло кустарником. С 1986 года уже никто с нее не уезжал на поезде.

Часы в Зоне не нужны — путешествие корректируется по взгляду на положение солнца. Световой день в апреле не слишком длинный, как летом, а пройти надо еще большое расстояние.

Время близится к вечеру, поэтому я ускоряю шаг. Заканчивается чистая вода, купленная в Киеве. Запас воды пополняю из небольшого водоема, образовавшегося в лесу после таяния снега. Вода настолько прозрачная, что пью ее, даже не фильтруя. Это только весной таких водоемов на пути много. Летом они пересыхают и на протяжении 55 километров встречаются только несколько грязных болот и две реки с водой сомнительного качества.

Солнце опускается к горизонту, надо выбирать место для ночлега. На пути станция К. Это единственная постройка рядом со станцией с заросшей платформой. Выросшее в асфальте дерево упирается в крышу здания станции. Место для ночлега не очень хорошее: от диких зверей эта открытая постройка, конечно, не спасет, зато есть крыша над головой на случай дождя. Оставляю на станции уже порядком надоевший рюкзак и иду осматривать окрестности, пока солнце еще не совсем опустилось за горизонт. Недалеко железнодорожную линию пересекает песчаная дорога со свежими следами от колес автомобиля. Это настораживает, но не настолько сильно, как многочисленные следы от животных на дороге и рядом с местом ночлега.

Темнеет еще больше.

Возвращаюсь на станцию, распаковываю спальный мешок, надеваю теплые вещи. После легкий ужин при свете фонаря (сильно стемнело). Вокруг меня на десятки километров безлюдный радиоактивный лес. Это место официально называется «Полесский радиационно-экологический заповедник».
Уровень гамма-фона 30-40 мкР/ч.
Через пару часов перестают петь птицы, и наступает полная тишина, изредка нарушаемая покачивающимися от ветра деревьями…
Я засыпаю в спальном мешке чутким сном.

На рассвете нехотя вылезаю из спального мешка и собираю рюкзак.

Поднимающееся ввысь солнце своими теплыми лучами освещает недавно лежавшую в полной ночной темноте железную дорогу и станцию К. Утренняя свежесть бодрит лучше крепкого кофе. Я продолжаю свое путешествие дальше. До Припяти 30 километров, которые обязательно надо пройти до заката солнца. Эта цифра, легко укладывающаяся в сознании городского жителя, в данный момент кажется слишком большой: здесь нет машин – никто не подвезет, нет магазинов – негде купить воды, нет электричества и мобильной связи. Это пустыня. Зеленая, красивая, с поющими птицами, с лесными лужицами, но пустыня.
Через пару километров под железнодорожным мостом протекает река Илья.

Над рекой второй мост – для машин. После аварии на ЧАЭС для ликвидации последствий потребовалась переправа через реку. Военные привезли этот раскладной металлический мост, который так и не забрали.

В реке пополняю запас воды и иду дальше. На одежду цепляются лесные клещи, их приходится скидывать через каждые 10-15 минут.
Радиационный фон постепенно повышается до 60-80 мкР/ч.
До этого времени я шел в 30-километровой Зоне отчуждения. После открытых ворот с колючей проволокой, когда-то закрывавших железную дорогу, начинается 10-километровая Зона (ее еще называют «десятка»).

Вообще существуют три чернобыльские Зоны: 30-километровая, 10-километровая и Припять с промплощадкой ЧАЭС. Есть анекдот на эту тему: «В 30-километровой зоне принято обращаться друг к другу с приставкой «фон», в 10-километровой – «Ваша светлость», а около ЧАЭС – «Ваше сиятельство».
Однополосная железнодорожная линия разветвляется на три колеи – впереди следующая станция — Толстый Лес. Слева большое кирпичное здание вокзала с ржавой вывеской «ТОЛСТЫЙ ЛЕС юго-западная ордена Ленина железная дорога».

Пробираясь сквозь заросли, подхожу к двери станции. Вход туда преградило растущее на ступеньках дерево. С трудом протискиваюсь через его ветки и вхожу внутрь вокзала. Справа окошко кассы, в которой до 1986 года продавали билеты, рядом – ржавый металлический котел для обогрева помещения. На нем еще различимы надписи, сделанные в советские времена, до аварии на ЧАЭС.

Это здание вокзала, по сравнению с другими, очень хорошо сохранилось: почти все стекла в окнах целы, есть двери, на потолке висит лампочка, только уже много лет нет электричества.
В других помещениях на полу лежат советские плакаты и горы бухгалтерских документов этой станции. В правом крыле здания раньше находился магазин для пассажиров, ожидающих свой поезд. Там наверняка в то время продавались всякие вкусности. Теперь остались пыльные пустые витрины и сломанные весы:

Рядом с вокзалом – небольшой пристанционный поселок. Он находится в очень живописном лесу вековых дубов. Там действительно очень красивые места. Это заповедник, о чем и указывает табличка:

Другие здания этого поселка в полуразрушенном состоянии. Недалеко находится непонятное подземное сооружение:

Внутри еще более непонятные емкости с надписью «Заражено»

Измеряю рядом радиационный фон, но он оказывается не выше, чем в окрестностях.

Время близится к полудню. Надо идти дальше. За станцией радиационный фон заметно увеличивается. На радиометре показания уже легко достигают сначала 100, после 200 и 300 мкР/ч. Это не удивительно: здесь прошел западный радиоактивный след после аварии на атомной станции.
Через 7 километров к железнодорожной линии примыкает большое село Толстый Лес.

У этого населенного пункта большая история. Первое упоминание в исторических документах относится к 1447 году. До революции 1917 года в селе проживало больше 1000 человек. В 1970-х годах – около 800. До чернобыльской катастрофы в селе работала средняя школа и уникальная Свято-Воскресенская церковь, освященная в 1860 году. Она была построена из дерева без единого гвоздя. В 1996 году в этих местах были сильные пожары. В них сгорела не только эта церковь, но и местное кладбище.
Гамма-фон в Толстом Лесу во многих местах превышает 1000 мкР/ч. Жителей отселили в 1986 году в Макаровский район Киевской области.
Недалеко от Толстого Леса село Новая Красница. Там же и станция Красница, по строению идентичная станции Кливины.

Радует то, что там есть лавка со столиком. Ненадолго присаживаюсь отдохнуть и снова в путь. До Припяти еще 20 километров, а уже больше полудня.
Гамма-фон – больше 300-400 мкР/ч.
Через пару километров радиация заметно снижается – я прошел полосу сильного заражения. Железная дорога улучшается: прогнившие и заросшие деревянные шпалы cменяются на бетонные, засыпанные свежим гравием. На склоне вырублены деревья, чтобы не мешать проезду поезда.

Недалеко станция с названием Буряковка. Вообще, «буряковка» — это украинское название водки, произведенной по особому рецепту. Так называется и село, образовавшееся в средине 19 века. После аварии на ЧАЭС всех жителей отселили в Макаровский район Киевской области.

Опять заканчивается вода. В пристанционном колодце она непригодна для питья. Значит пополнять запасы воды буду опять из открытых источников.
Рядом с селом Буряковка расположен радиоактивный могильник зараженной техники и единственное цивилизованное в Зоне хранилище радиоактивных отходов «Вектор», построенный совместно с немецкой компанией «NUKEM». Там скопились не только «чернобыльские» отходы: в 2003 году в условиях повышенной секретности в Буряковку были ввезены для захоронения 16 кубометров радиоактивного происхождения с бывшего Макаровского военного полигона.
До трубы 4-го блока ЧАЭС — 12 километров. Радиационный фон на железнодорожной линии около 100 мкР/ч.
Через три километра от станции Буряковка – станция Шепеличи.

Это последняя станция перед Припятью. Я выхожу на финишную прямую. Через несколько километров я войду в Город – главный уровень Чернобыльской Зоны.
Лось!
Впереди меня вдалеке появляется движущийся силуэт. Неужели люди?! Сразу смотрю по сторонам, на случай отхода, чтобы спрятаться в глубине леса. Но рядом заболоченная местность, хотя это не должно останавливать. В бинокль наблюдаю за силуэтом на моем пути. Это оказывается лось, вышедший на железнодорожную линию. Через бинокль удается сфотографировать этого зверя:

Лосей в Зоне много, я встречал их и в прошлых поездках. Лоси не нападают на людей, они их боятся и убегают. Я продолжаю идти вперед.
Заметно темнеет, а до Припяти идти еще несколько километров. Возле леса на земле стоят два ржавых вагона:

В бинокль уже различимы столбы станции Янов.

Машина!
Справа от дороги метрах в 200 слышу звук проезжающей машины! Быстро кидаюсь с насыпи в заросли и наблюдаю: микроавтобус проехал в сторону Припяти и скрылся за деревьями. Это местные рабочие ездят в Буряковку. Чтобы не рисковать, осторожно иду дальше по тропинке рядом с железной дорогой.
Припять рядом, но чтобы выйти в Город, надо еще найти место, где можно пролезть через колючую проволоку, которой опоясана Припять. Но сильно стемнело, поэтому решаю заночевать где-нибудь на окраине, чтобы рано утром при свете солнца спокойно войти в закрытый Город.

Ближайшие здания припятьского предприятия огорожены забором с колючей проволокой. Иду вдоль забора и через некоторое время нахожу место, где можно пройти через него: там колючая проволока свисает до земли, и я спокойно перешагиваю через нее, направляясь вглубь предприятия. Рядом заброшенные гаражи и учреждения с уровнем гамма-фона 700-900 мкР/ч, а это нездоровая обстановка. Иду дальше искать другое место. 200-300 мкр/ч по гамме уже лучше, тем более, что времени на поиски подходящего места для ночлега уже не осталось. Вхожу в длинное одноэтажное здание, выбираю комнату, и при свете фонаря распаковываю рюкзак. Теперь можно поужинать и отдохнуть после многокилометрового перехода.

Ночью поднимается сильный ветер. В полной темноте старые двери и рамы окон скрипят, не давая уснуть. Залетающий в помещение ветер шелестит многочисленными бухгалтерскими бланками, разбросанными на полу. Но усталость берет свое, и я постепенно засыпаю.

Проснувшись рано утром, собираю рюкзак и осторожно направляюсь в центр Припяти. Погода ухудшается: солнце спряталось за тучами, дует прохладный ветер, но настроение это не портит – я дошел до Города!

Подойдя к известной 16-этажке с гербом СССР на крыше (ул. Лазарева, дом 1), слышу звук машины. Бегу к этому дому и прячусь. Машина проезжает где-то рядом и уезжает (я не выглядывал и не видел что это за авто). Вхожу в это здание и залезаю на крышу, откуда хорошо виден весь город и реактор.

Смотря на опустевший закрытый Город, возникает особенное чувство, которое нельзя передать словами. Припять совсем не кажется «прокаженным» местом. Напротив, возникает чувство уютности и спокойствия. Здесь теперь нет городской суеты, нет спешащих на работу людей, с причала не отходят «ракеты», в парках не отдыхают люди. Тишина и спокойствие. Город погас юным, в 16 лет, когда 27 апреля 1986 года эвакуировали 48 тысяч его жителей. В тот день людям сказали, что город эвакуируют временно, на три дня. Никто из них не знал, что это навсегда.

Если впервые взглянуть с высоты на Город, то сразу и не скажешь, что он мертв: жилые кварталы с виду неплохо сохранились. Но если приглядеться – замечаешь, что сила растительной жизни в Припяти настолько велика, что заросли деревьев подступили к домам и подъездам. Деревья растут даже на балконах, из открытых люков, на крышах зданий, из асфальта, покрытого мхом и кустарником. Футбольное поле городского стадиона превратилось в рощу.

Но это только с высоты кажется хорошая сохранность зданий. На самом деле Припять разрушается. Первой обвалилась часть здания школы № 1. Подземная инфраструктура затоплена, много зданий в аварийном состоянии. В некоторые из них заходить уже опасно. Вот почему я против нелегальных поездок, когда неопытные и незнающие люди приезжают туда и подвергают опасности свое здоровье и жизнь. Еще больше огорчает то, что посетители Города оставляют после себя мусор: в одном только подъезде этого дома я увидел недавно оставленные пустые бутылки, пачки из-под сигарет и т.д. Я ничего в Зоне отчуждения не оставляю: весь свой мусор забираю с собой и выбрасываю в урну, вернувшись в Киев.
Ветер усиливается и становится очень прохладно. Я спускаюсь с крыши в пустую квартиру на 16 этаже. Уже решаю пойти в город, как через окно вижу автобус, подъехавший по проспекту Ленина от КПП «Припять». Он остановился на улице Курчатова около магазина «Радуга» (где желтая телефонная будка).

Из него вышли несколько человек и направились в это здание. Минут через 15 они вышли, неся с собой что-то наподобие стенда, и занесли его в автобус. После развернулись и уехали обратно к КПП. За это время проехал еще один автобус, тоже через проспект Ленина, но направился в другую сторону – к улице Леси Украинки.

Через несколько минут тем же маршрутом проехал грузовик.

Проехавший вскоре милицейский патруль окончательно привел меня к мысли, что Припять — как проходной двор.
Но вот Город на некоторое время становится пустым. Осторожно выхожу из подъезда и иду дворами в парк.
Открытие парка аттракционов планировали на 1 мая 1986 года. Но в целях предотвращения паники и отвлечения жителей от ситуации на 4-м энергоблоке, колесо обозрения запустили 26 апреля. Один день оно находилось в эксплуатации. Всего 1 день. Застывший 23 года назад аттракцион больше никогда не дождется своих посетителей.

В этом парке легло радиоактивное пятно. Мой радиометр показывает значения, заметно превышающие гамма-фон: 300-400-600 мкР/ч. Есть там места и с более высокими уровнями.

Начинается дождь. Я направляюсь в центр города. Здесь уже давно знакомые мне Торговый центр, ДК «Энергетик», гостиница «Полесье», музыкальная школа, кинотеатр «Прометей».

Дождь усиливается, и я скрываюсь от него в музыкальной школе. Здание в плохом состоянии: мозаика из цветных камешков перед главным входом обваливается на радость несознательным туристам; внутри школы прогнивший пол зарос мхом, повсюду сломанная мебель; потолок протекает и заливает водой пианино с оторванными клавишами. Интересно, кому потребовалось их отрывать? В другом помещении деревянный ящик со знаком радиоактивности.

Дождь прекращается, и я направляюсь через заросли Припяти вдоль улицы Курчатова к речному причалу.
Подождем автобус?

Чтобы пройти к реке Припяти, надо найти место в заборе с колючей проволокой. Причал находится за кафе «Припять».

На пристани легло радиоактивное пятно. Но загрязнение радионуклидами там очень неравномерное. Я долго на пристани проводил контроль радиационной обстановки, чтобы найти самое «грязное» место, сантиметр за сантиметром исследуя местность.
Уровень фона различается в десятки раз на расстоянии всего пол метра. Например, на предпоследнем пролете лестницы при спуске к пристани на ступеньках около 4000 мкР/ч, а на земле за лестницей в 50 сантиметрах не больше 800 мкР/ч. В нескольких метрах от лестницы – на асфальте пристани – от 100 до 400 мкР/ч.
Ловись на ужин, рыбка, большая и маленькая, двухвостая и двуглавая =))

В нескольких сотнях метров от асфальтовой пристани находится частично затопленная плавучая пристань.

По пути к ней еще одно локальное радиоактивное пятно.

За плавучей пристанью – спасательная станция.

Через несколько сотен метров от выхода из Припяти находится село Новые Шепеличи. Это село намного старше Припяти, и раньше было районным центром Киевской области.
Еще до поездки, планируя посетить Новые Шепеличи, я в интернете узнал, что в селе действует АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) – такая будка с оборудованием, автоматически делающим замеры радиационного фона и передающим данные в Чернобыль. Такая же система есть и в Припяти около стадиона. Особенность АСКРО в том, что эта система работает без участия людей.
Еще есть данные, что после аварии на ЧАЭС в Новых Шепеличах организовали ферму, на которой изучали влияние радиации на быков и коров. По каким-то причинам эту ферму закрыли.

Слава от дороги – предприятие ПМК, на его территории продовольственный магазин и несколько 4-этажных домов. Справа от дороги – автобусная остановка, пустующая 23 года. В центре села – магазин «Товары для детей».
Сельские одноэтажные деревянные домики заросли и полуразрушены. Прохожу до конца села и спускаюсь к реке. На берегу прогнившие лодки, «съедаемые» растительностью в тени подступивших к реке деревьев.

Немного отдохнув у реки, возвращаюсь в село. Тишину заброшенной местности нарушает звук автомобиля, выехавшего сзади меня из переулка. Оборачиваюсь и осознаю, что прятаться уже бесполезно – на прямой дороге меня уже увидели (кстати, никто не продает шапку-невидимку?). Спокойно продолжаю идти вперед, отойдя к левой обочине, уже смирившись с тем, что мое путешествие заканчивается. Мимо меня проезжает красный «жигуленок». Единственный в машине человек – водитель – взглянув на меня, не останавливаясь поехал дальше. Удивительно! Я нахожусь в 10-километровой Зоне, один, с рюкзаком, без сопровождающих, а меня не то что не останавливают, так еще и не интересуются что я тут делаю! Машина скрылась за поворотом. Там живут единственные в 10-километровой Зоне местные жители — дед Савва с женой Еленой. Вот их дом:

Припять окружена колючей проволокой.

Продолжение следует.