Экологические материалы в дизайне. Основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании. Особенности оформления интерьера в эко-стиле

Эко-дизайн как направление берет свое начало в больших городах, где замкнутые в четырех стенах люди мечтали проводить все свое время на природе.

Основные признаки стиля

Признаками стиля «Эко» является использование в интерьере природных материалов и натуральных некрашеных тканей.

Интерьер, выполненный в этом стиле, оптимально сочетается с живой природой. Но не только природные материалы являются выразителями стиля, но и простые ясные формы, отсутствие искусственно созданных украшений стен и потолка (лепнина, барельефы и пр.).

Используемые материалы

  • Стиль отрицает применение пластиковой мебели и синтетических тканей. Основу интерьера должны составлять:
  • камень;
  • дерево;
  • стекло;
  • глина;
  • натуральные ткани.

Преобладающие цвета

Чаще всего, эко-дизайн интерьера использует некрашеные ткани, необработанные строительные материалы, (такие как камень), неотбеленную бумагу и волокна трав.

Поэтому в таких интерьерах преобладают оттенки:

  • бежевого;
  • коричневого;
  • блекло-зеленого;
  • белого;
  • желтоватого.

Комнаты оформленные в эко-стиле не принято загромождать лишней мебелью, украшать двери и окна тяжелыми шторами. В них легко дышится и всегда много свободного места.

История появления стиля

Стиль заявил о себе в последних десятилетиях прошлого века. Он много заимствовал из других направлений дизайна. Стиль формировался постепенно. Например, прорастающие сквозь помещения живые деревья впервые появились у «отца модернизма» Алвара Арто.

Предтечей «эко»-стиля можно считать «модерн». Модерн также использует природные линии в убранстве комнат, но может использовать искусственные материалы. У «эко»-стиля нет привязки к природным линиям, зато он применяет почти только одни натуральные материалы. Опора на классический стиль - основное отличие стиля «модерн». А «эко» может опираться на современный стиль.

Также дизайн в стиле «эко» находит свое отражение в «кантри». Основным отличием между этими стилями является явных отход «кантри» от современности.

Родителями стиля принято считать скандинавских дизайнеров, которые обратили внимание всего мира на красоту необработанных материалов. У японских традиционалистов «эко» взял возможность подчеркнуть формой предмета красоту материала, из которого он изготовлен.

Окончательное формирование «эко» произошло после широкого распространения в быту продуктов вторичной переработки углеводородов в просторечии именуемых «пластик». Яркие, кислотные тона, вычурные, неестественные формы пластмассовых изделий заставили человека обратить свой взгляд к природе и вспомнить, каковы на внешний вид и на ощупь натуральные материалы.

В современном мире «эко» стиль находит отклик у людей, считающих заботу о собственном здоровье важной стороной бытия.

Основные особенности стиля

Возраст характер и статус хозяев помещения можно отразить в создаваемом интерьере. Дизайн в стиле «эко» предполагает использование натуральных материалов, как необработанных, так и прошедших тщательную обработку с последующим приданием материалу естественности и состаренности.

Обои подчеркивающие этот стиль изготавливаются из камыша или листьев, тканей, как тонких, так и грубых.

Стены могут быть облицованы деревянными панелями или пробковым покрытием. Можно покрыть стены отделочным камнем или использовать обычную белую штукатурку.

Полы комнат, оформленных в эко-стиле, настилают из массива древесины, паркета или бамбука. Используется также натуральный камень. А ламинат, несмотря на свою схожесть с деревом, попал под запрет.

Двери комнат делают из облегченного массива дерева или шпона. Вместо дверей часто используют занавески из ракушек или стеклянных бус.

В качестве украшения в комнатах используют живые растения или целые живые ширмы.

Шторы, скатерти, покрывала должны быть изготовлены из небеленого льняного или хлопчатобумажного полотна.

Вода в комнатах

Вода наиболее ярко может выражать стиль «эко». Для украшения комнат водными объектами используют самые разные приемы.

  • Светильники. Специальные светильники проецируют на стены и потолок изображения волн.
  • Комнатные водопады. Они должны быть сделаны из природного камня. Такие фонтаны часто украшаются специальной подсветкой.

  • Аквариумы. Это не обязательно должен быть ящик с рыбками. Можно украсить помещение фито-аквариумами с водяными гиацинтами или циперусами.

Кухня

Наиболее ярко стиль «эко» может проявиться в оформлении кухни.

Дизайн кухни в стиле эко легко поддается уходу. Неокрашенные детали интерьера не подвергаются трансформациям и изменению цвета при повышенной температуре и влажности. Предметы интерьера этого стиля можно мыть и стирать с любыми химически активными веществами, не нанося им особого вреда. Кроме того, чистота и легкость стиля сделают кухню любимым местом посиделок с гостями или родными.

  • Дерево. Кухня не должна быть полностью деревянной. Можно поставить деревянную мебель, а пол и стены сделать из других материалов.
  • Камень. И стены и пол кухни могут быть выложены натуральным камнем или необработанной керамической плиткой. Фартук кухни тоже может быть изготовлен из необработанной керамики. Каменной может быть столешница рабочей зоны.

  • Стекло. Натуральным цветным стеклом можно украсить в кухне любой уголок. Стекло может использоваться в качестве плитки на полу или стенах. Стеклянными могут быть столешницы и посуда.

  • Травы. Это необязательно трава, посаженная в ящички и выставленная на подоконниках. Хотя живые цветы в качестве украшения помещения приветствуются. Травы могут быть использованы в плетеных циновках, брошенных на пол или в плетеной мебели зоны столовой.

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй - ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и, мы бы сказали, об “экодизайнерстве”.

Разберёмся для начала с “малым” бизнес трендом - “экодизайнерством”, который, как мы заявили выше, ни на что такое особое не претендует. А разобравшись с ним, мы много поймём и про большой тренд.

Тем не менее, тренд “малой экологии” представляет интерес, да и вообще - приносит пользу людям и прибыль торговцам.

Главная идея этого “малого” бизнес тренда - дарить людям иллюзию Природы. Ну, или иллюзию “заботы о Природе”. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о Природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете - это лишь красивые слова - игра на модных тенденциях.

Потому что проблемы экологии человека и его жизнедеятельности настолько серьёзны и глобальны, что требуют совместных системных усилий самых передовых учёных и большой денежной поддержки как государственных, так и негосударственных фондов. Грустно признать, но серьёзная забота об экологии, (а не “экологичный” дизайн продукта) вещь в нашем современном мире немыслимо дорогая и очень наукоёмкая. Плюс, как мы уже сказали, требующая общечеловеческих совместных, синхронных - комплексных усилий.

Сегодня нельзя построить дачу-сруб в “прекрасном месте” и при этом быть уверенным в том, что этим красивым жестом ты “нанёс экологии пользу”. Нет, скорее всего, “автор” дачи-сруба “в прекрасном месте” нанёс экологии вред и вред существенный.

Экодизайн - это зачастую лишь, увы, симулякр, игра городских детей в “индейцев” на “необитаемом острове”. То есть, всё - более чем “понарошку”...Ну не может современный человек обойтись без всего, чем окружил себя за последние двести лет!

И тем не менее, мировой тренд этот (“Экодизайн”) скрашивает нам нашу жизнь и хотя бы психологически дарит тот естественный комфорт (связь с землёй), которого лишён житель мегаполиса.

И в этом смысле примитивное “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно, если сумеет (зная хоть какие-то нехитрые законы психологии и курортологии) обеспечить его нагруженное тело и сознание некоторым подобием релаксации. Так, просто снизив уровень шума в своем помещении, где вы предоставляете услуги или продаёте товары, вы существенно продвинетесь и на ниве “экодизайна”. Правильно организовав зоны досуга, расставив неугнетающий психику свет - вы прослывёте экологом. Вспомнив о пользе зелёного цвета (хлорофилл и фотосинтез - слава им - лёгким нашей планеты!) вы поможете людям обрести островоок гармонии в вашем пространстве.

Поэтому не надо сбрасывать со счетов пользу очень простого (и не очень наукоёмкого) способа сделать своё пространство “экологичным” к человеку. Эти подходы к сервису изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же - фен-шуй.

Другое дело - как нам быть “экологичными” по отношению не к Человеку, а к самой природе. Мы накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на нас. Но мы почити ничего не знаем о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы - на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых...

Этот вопрос изучен нами, людьми, мало, так как никогда не был востребован. До эпохи промышленного капитализма ущерб природе человеком, хотя и наносился, но не катастрофическими темпами. В эпоху же промышленного капитализма передовая наука занималась разработкой и использованием недр - вот и весь интерес к природе. Иной же интерес к Природе находится в стадии начальной разработки исключительно в наши дни. Поэтому когда мы встречаем подлинные образчики самого настоящего “экодизайна” (а не игры бизнесменов в “экологию”), все эти примеры, во-первых, единичны, а во-вторых, разрабатываются исключительно в странах “золотого миллиарда”, странах, которые уже решили свои насущные проблемы и могут себе позволить выделить деньги и досуг на бескорыстную заботу о счастьи и здоровьи как отдельного человека, так и Планеты в целом.

Вот, например, сколько копий сломано в разговорах о снижени физической активности современного человека. О грузе информации, который он обязан перерабатывать каждый день.

А вспомнили ли вы о детях, которые этот “груз информации” вынуждены не только “перерабатывать”, но и физически - носить на своих хрупких несформировавшихся позвонках?... Я имею в виду - конечно же - школьные учебники!

Ну-ка, сани, ступайте в лес сами!

Согласно проведенным исследованиям, вес рюкзака с учебниками, который приходится каждый день носить детям до 12 лет составляет более 4 кг.

Естественно, это не лучшим образом отражается на здоровье - происходит деформация позвоночника, развивается сколиоз, возникают проблемы с мышцами спины и пр. И почему только медики не бьют тревогу?! Предприниматель из Малайзии разработал легкий эргономичный многофункциональный рюкзак для школьников Smart Bag, который изготовлен из экологичных материалов. Его особенность в том, что этот рюкзак можно использовать как … самокат.

Он оборудован удобной ручкой, эргономичными ремнями на плечи, и алюминиевыми колесами диаметром 62 мм для езды.

Посуда изготавливается из листьев и воды по особой технологии с помощью пара и тепла. Причем при ее изготовлении не используется никаких химических веществ, красителей, пластика, воска и т.п. Важная особенность этой посуды - это возможность использования ее в микроволновой печи, духовке и холодильнике.

Действительно, стоящая разработка - экологичный продукт, не загрязняющий окружающую среду и в тоже время удобный в использовании, в том смысле, что ее не нужно мыть. Стоит 1 доллар за тарелку, продается упаковками по 10 или 12 штук.

Я никого не ношу...

Как известно, девиз “Я никого не ем” красовался в вегетарианских столовых России, в эпоху повального увлечения интеллигентным народонаселением философией так называемого “толстовства”.

"Коллекция обуви для веганов появилась на свет благодаря моей любви к живым животным и к моде , - говорит ведущая телевизионного канала Детройта, блоггер и молодая мама Элизабет Кацман, - Хотя обычно эти две составляющих взаимоисключающие, я не думаю, что их нельзя совместить ".

Свою новую коллекцию экологичной обуви для женщин под названием «Elizabeth’s», которая объединила модные тенденции и сострадание к животным Лиз Кацман продвигает активно и грамотно.

Всем бы быть такими мягкими и толерантными (к чужому мнению) ньюзмейкерами!


01.11.2012

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Миллениал пинк - это популярный цвет в мире моды, который иногда называют символом так называемого бесполого поколения. И окраситься в этот цвет сегодня спешат многие бренды, независимо от своей ниши.

Популярность пиксельного дизайна - это не только лишь чудачества от фанатов игры “Майнкрафт”. В пикселях заложена ностальгия по минувшему “святому” детству многих людей на нашей планете.

Тренд "Авокадомания". 33 примера, как авокадо помогает раскручивать любой бизнес

Бизнес охватила настоящая авокадомания. Сегодня на этом трендовом фрукте на Западе не зарабатывает только ленивый. В этом материале мы собрали более 30 примеров прибыльного применения авокадо.

1

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

экологический подход в проектировании

экологический дизайн

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Задачами экологического дизайна являются:

· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Экодизайн в интерьере является отражением того, что человек стремиться приблизить свое существование к естественным природным условиям. Такой подходит к дизайну помогут создать натуральный интерьер, где человек сможет ощущать единение с природой, вносить свой вклад в гармонию окружающего мира и просто отдыхать от суеты.

Концепция экологического дизайна дома или квартиры подчеркивает желанием хозяев ценить и беречь то, что дает человеку окружающей мир. Поэтому экодизайн – это не просто направление в дизайне интерьера, а целая философия. Философия направлена на протест против истощения природных ресурсов, поддержку экологической безопасности и чистоты.

В чем суть экодизайна

С каждым годом развитие экологической архитектуры и дизайна набирает большие обороты. Проведено много исследования, которые доказали связь физического и психического здоровья человека с тем, как он воспринимает окружающее пространство.

Появление экодизайна первоначально было связано с резким ухудшением качества окружающей среды. Это был ответ на кризис излишнего потребления ресурсов. Современное общество по-прежнему остается обществом потребления. Старые вещи в квартире обрастают своей историей, их жалко выкидывать. Новые вещи и предметы интерьера постоянно появляются. В итоге пространство для жилья получается загроможденным и человек в нем чувствует себя не комфортно.

Концепция экодизайна заключается в том, что из наших квартир, домов и даже офисов надо убрать все лишнее, упростить быт и восстановить связи с природой. В рамках такого подхода на первое место выходит не совершенство формы и функции, а именно сокращение избыточного количества продуктов и вещей, которые окружают человека.

Каковы общие принципы экодизайна

Данный интерьерный стиль акцентирует внимание на защите окружающей среды, на удобном и гармоничном существовании человека в этой среде. Красота и функциональность предмета интерьера в экодизайне несут важный, но добавочный характер. Учитываются характеристики материалов, применяемых в строительстве и отделке помещения. Важны также условия изготовления, использования и утилизации этих материалов.

Конечно, при создании экологического дизайна хозяева стараются выбирать только экологически чистые материалы, а также применимые в обычной жизни способы добычи энергии. Дополнительно дома могут иметь ветряные или солнечные генераторы.

Основные требования, которые стоят перед архитектором и дизайнером дома в экостиле:

  • безопасность в использовании материалов;
  • они не причиняют вред здоровью;
  • материалы помогают заказчику экономить денежные средства в будущем, при эксплуатации помещения;
  • шумы, выбросы, излучения и вибрации сведены к минимуму;
  • простота, безопасность утилизации;
  • приветствуется повторное использование материалов, но с минимальным ущербом для экологической ситуации.

Вся полученная информация помогает выделить основные принципы экодизайна. Прежде всего, речь идет об экономии ресурсов при проектировании, изготовлении и утилизации. Важно также происхождение материалов. В расчет всегда берется защита окружающей среды производителем, а также соблюдение гуманных отношений к животным.

Обязательные составляющие экодизайна

В помещении, для которого выбран данный стиль интерьера, должно быть много естественного света и простора. Поэтому важно максимально освободить пространство от лишних вещей. При создании источников искусственного освещения надо отказаться от сложных комбинаций и использовать только простые формы, силуэты, предметы декора.

В описываемом стиле приветствуются большие панорамные окна, а если нет возможности их установить, можно воспользоваться имитацией. Также отлично в интерьер впишутся аквариумы, живые растения.

Материалы

Правильные материалы – это вторая важная составляющая экодизайна. Об этом много говорилось выше в этой статье. Еще раз стоит подчеркнуть, что все материалы должны быть по максимум экологичными и натуральными. К наиболее распространенным материалам экостиля относится:

  • дерево;
  • камень;
  • стекло;
  • пробка;
  • шелк, лен, хлопок;
  • искусственный ротанг.

Также важна безопасность изделий, включая предметы мебели. Для человека они должны быть совершенно безопасными. Не допускается никакого испарения или излучения, вибраций.

Экодизайн – это не просто еще один стиль интерьера, это целая философия. Если решено воспользоваться идеями такого стиля, то надо обязательно обращать внимание не только на внешнюю красоту, форму и функциональность, но также на множество других маленьких, но важных нюансов.

Единение с природой помогает человеку быстро восстанавливать силу и возвращает первоначальную гармонию. Экодизайн помогает даже в обычной городской квартире добиться натуральности и максимальной связи с природой. Это взаимовыгодная связь, которая приносит только пользу.

Экологический дизайн появился как ответ на массовое производство, вредное для окружающей среды и невнимательное к потребностям реального человека. Глобализация, унификация и механизация всего и вся позволили корпорациям-гигантам добиться прибыли, но стандартная городская застройка, лишенные индивидуальности предметы, искусственные материалы непонятного происхождения со временем начали вызывать недовольство потребителей. По времени – конец ХХ века – это совпало с переосмыслением роли человека в мире, и на волне новой, “зелёной” философии появилось новое отношение к производству: главным принципом стала “гармония с природой”.

Ответственность перед окружающей средой, натуральность и уникальность сделали эко-дизайн мегапопулярным направлением. Ярлыки “100% Natural”, “eco-friendly”, “green” привлекают внимание покупателей, которые заботятся о своем здоровье и не желают участвовать в загрязнении планеты. Связь с природой , и быть “экологичным” – осознанным и этичным по отношению к природе – уже давно считается хорошим вкусом у жителей городов. Но “эко” это не только мода. Давайте рассмотрим пять принципов, которые делают “зелёный” дизайн настоящей философией.

1. Связь с природой

Первое и основное – экологический дизайн способствует восстановлению нашего контакта с живой природой, ведь в большинстве городов, а особенно в мегаполисах, природе отведено совсем немного места. Не у каждого осталась любимая бабушка в глухой деревне среди лесов и полей, и выбраться за пределы города для многих является настоящей проблемой. Экологический дизайн стремится предоставить человеку как можно больше возможности соприкоснуться с природой, не покидая привычную обстановку.


Например, при так называемом экологическом строительстве какую-то часть изначального ландшафта намеренно оставляют нетронутой: здание “вписывают” в существующую природную форму (холм или впадину) вместо того, чтобы разравнивать землю экскаваторами или скажем, менять, русло реки. Такой подход предоставляет пользователям возможность чувствовать себя внутри экосистемы; к тому же, возможна значительная экономия за счет использования энергии воды или ветра.

В больших городах, где для парков и скверов не хватает места, всю большую популярность приобретают вертикальные сады и “зелёные стены”. Город получает возможность дышать глубже.

Зелёная стена

Одно из самых интересных проявлений такого дизайна – это так называемые “зелёные граффити”, которые состоят, например, из мхов, не требуют особого ухода и отлично украшают город.

Можно сказать, что сады на крышах небоскрёбов – это тоже экологический дизайн, ведь это ещё один способ изобретательно и, главное, “по-зелёному” подойти к проблеме места в городе.


Конечно же, экологический дизайн это не только озеленение города, но и внимание к самым обычным предметам, которые окружают нас в повседневной жизни. Натуральные материалы, естественные формы, изображение природы – всё это делает экологический дизайн отдельной эстетической категорией. Можно добавить, что это философия “сырого”, необработанного, близкого к изначальному. Простота, гармоничность, естественность – это то, чему мы можем учиться у природы, и чего так не хватает в современном мире, полном стресса, иллюзий и ненужных вещей.

Экологический дизайн подходит для этого как нельзя лучше: при производстве “зелёных” вещей не задействуется ничего лишнего, все отвечает той гармонии, что уже существует в мире. Покупателю лишь требуется сделать выбор в пользу того, что “organic” – задолго до фабрик и заводов изготовлено самой природой.

Можно сказать, что дизайнеры скорее стремятся сохранить природу в первозданном виде, донести её нетронутой, нежели перерабатывают или меняют её свойства.

Вертикальные сады дома:

Сидеть среди ветвей:


2. Настоящие вещи

Восприятие человеческое устроено таким образом, что нам требуется постоянное подтверждение, что нас окружает настоящий, живой мир. Программисты и веб-дизайнеры тут же возразят, что отлично чувствуют себя за монитором любимого ПК и никакие берёзки-листочки им не нужны. Однако жизнь даже самого загруженного фрилансера невозможна без контакта с материальным миром, и тут проявляют себя потребности нашего тела, которому хочется чувствовать разнообразную фактуру предметов, к которым мы прикасаемся. Натуральные материалы – это то, к чему человеческие органы чувств привыкали тысячелетиями, следовательно, замечаем мы того или нет, но потребность в настоящем/естественном заставляет нас делать выбор в пользу привычных материалов, таких как дерево, камень, натуральные ткани.

Современный интерьер в эко-исполнении:

Современный гаджет:

Не зря так много исследований проведено о важности контакта с натуральными материалами для детского развития: тело учится распознавать свойства мира через разнообразие естественных форм. Принципы экологического дизайна подходят как нельзя лучше для создания игрушек: безопасные материалы оставлены необработанными, открытыми для контакта; естественные формы и цвета не перевозбуждают; разная плотность, вес, запах и даже вкус составляют то самое разнообразие, которое необходимо для гармоничного развития.

Деревянные кукольные домики отлично подходят для развития мелкой моторики

Игрушки из дерева

Конечно же, экологический подход требуется не только к изготовлению детских вещей. Сами для себя мы выбираем качество и долговечность, а в человеческой культуре эти свойства прочно укрепились за натуральными материалами, такими как камень, металл или дерево. Зачастую “натуральность” становится даже чем-то элитным, притом предмету необязательно быть сделанным из экзотического дерева или сплава: возможно, экзотика здесь будет скорее негативным аспектом, ведь на его транспортировку из дальней страны ушло много топлива, или материал признаётся исчезающим в природе, а это неэкологично.

Изысканность простоты:

Натуральные материалы высокого качества при правильном уходе служат долго и не выходят из моды, тем более если современная мода ставит во главу угла здоровье. Экологический дизайн позволяет создавать вещи, которые возможно передавать по наследству, как это было много столетий назад, когда каждый предмет в доме имел определённый смысл. Возможно, это то, что составляет понятие “уют” – комфорт для наши органов восприятия содержится не столько в совершенстве форм, сколько в чувстве подлинности, надёжности, или даже можно сказать, предсказуемости знакомых натуральных материалов.

Уют натуральных материалов

Для продвижения своих товаров дизайнеры используют соответствующие визуальные ассоциации: эко-дизайн это нечто уютное, “тёплое”, “настоящее”, сделанное с заботой о человеке и не выходящее из моды. Можно заметить, что зачастую экологический дизайн – это возвращение к чему-то уже давно существующему, проверенному временем. Может, поэтому он так популярен?

3. Хорошо забытое старое

Действительно, существует категория вещей, которая всегда будет занимать особое место: вещи с историей и смыслом, вещи, которые отражают культурную традицию, имеют символическое значение. Скорее всего, такие предметы сделаны руками из натуральных материалов и передаются из поколения в поколение. Экологический дизайн внимательно относится к традиции: дизайнеры обращается к культурной памяти людей, использует техники, материалы и орнаменты, характерные для определённой местности.

Этнический стиль в интерьере как пример эко-дизайна

Дизайнеры творчески перерабатывают опыт людей, которые веками использовали местные природные ресурсы экономно и эффективно.

Элементы традиционной японской архитектуры в современном дизайне

Можно сказать, экологический дизайн переосмысляет отношения человека и природы через возвращение к уже существующим способам бережного отношения к природе.

4. Сделай сам

Экологический дизайн стремится оставить материалы необработанными, “сырыми”, а формы и конструкции – простыми и понятными, что даёт возможность покупателю придать вещам индивидуальность самостоятельно. Такой подход развивает фантазию и вдохновляет на творческое взаимодействие с предметом. Самый, пожалуй, знаменитый производитель, который работает с этой темой – IKEA.

Более того, некоторые вещи можно повторить самим, что позволяет современному человеку немного отойти от использования всего готового и войти в контакт с настоящими материалами, как это делали его предки.

Кресло из того, что есть под рукой

Возможно, этим объясняется невероятная популярность рукоделия в современном мире гаджетов и цифровых технологий.

Самые простые деревяшки


5. Что останется после меня

Наконец, экологический подход к дизайну вещей решает проблему утилизации отходов: предмет, сделанный из натурального материала, во многих случаях может служить дольше, а затем его можно переработать, “вернуть природе”, или использовать по другому назначению.

Знаменитые коврики из мха, которые можно сделать своими руками и затем “вернуть в природу”

Некоторые вещи сделаны с расчетом на особую переработку. К примеру, биоразлагаемые кроссовки от OAT Shoe

Таким образом, экологический дизайн берёт вдохновение у природы и переосмысляет роль человека по отношению к ней. Современный человек имеет возможность минимизировать вред, причиняемый окружающей среде производством, сделав выбор в пользу практичных и удобных вещей, сделанных из местных материалов по давно отработанным технологиям. Естественно, никто не заставляет отказываться от смартфонов и машин, но можно попробовать найти “зелёную” альтернативу многим предметам, которые мы используем повседневно.