Веймарская конституция 1919 г форма правления. Веймарская республика в германии. Разработка и принятие Конституции

Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, и свой законодательный орган – ландтаг. Все наиболее важные вопросы находились в ведении империи: внешние сношения, армия и флот, вопросы гражданства, денежная система, таможня, почта, телеграф и телефон и т. д.

Верхней палатой парламента был рейхсрат. Земли посылали в рейхсрат представителей соответственно с количеством населения. Рейхсрат обладал правом опротестования законов, принятых рейхстагом. При несогласии палат окончательное решение принимал президент: он мог либо утвердить закон принятый рейхстагом, единолично, либо передать его на общегерманский референдум. Рейхсрат наряду с рейхстагом пользовался правом законодательной инициативы, все правительственные законопроекты требовали согласия рейхсрата.

Депутаты рейхстага избирались на четыре года на основе всеобщего избирательного права, прямым и тайным голосованием. Веймарская Конституция вводила в Германии пропорциональную избирательную систему. Вся страна была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список.

Для разрешения споров между центральным имперским правительством и субъектами федерации (землями) создавался Верховный государственный суд, назначаемый имперскими властями.

Президент избирался всеобщим голосованием на семь лет на тех же принципах, что и депутаты рейхстага. Президент являлся главой государства и представлял империю в международных отношениях. Он заключал международные договоры (с согласия рейхстага), являлся верховным главнокомандующим, имел право досрочного роспуска имперского парламента, обладал правом введения чрезвычайного положения.

Назначение правительства – как его главы (имперского канцлера), так и всех имперских министров – также находилось в компетенции президента. Вместе с тем правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.

Веймарская Конституция Германии отделила церковь от государства и школу от церкви. Она провозглашала всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Однако действие этих свобод могло быть приостановлено (например, в условиях введенного президентом чрезвычайного положения). К числу достижений Веймарской конституции в социально-экономической сфере должны быть отнесены узаконение 8-часового рабочего дня права на заключение коллективных трудовых договоров, введение пособий по безработице и законодательное признание женского избирательного права. «Новым словом» явилось разрешение создания производственных советов на предприятиях и в округах. К их компетенции были отнесены вопросы регламентации труда рабочих, заработной платы и некоторые другие.

Ноя́брьская револю́ция 1918 г., (нем. Novemberrevolution) - революция в ноябре 1918 в Германской империи, которая стала одной из причин поражения Германии в Первой мировой войне. Революция привела к учреждению в Германии парламентской республики, известной как Веймарская республика.

Германская революция носила массовый, народный харак­тер. В нее были вовлечены почти все социальные слои Гер­мании.

Это был мощный взрыв народного негодования про­тив самой войны и тех реакционно-милитаристских сил, которые развязали и продолжали ее до полного поражения германской армии.

В условиях надвигающегося к осени 1918 г. полного во­енного и политического поражения в Германии до крайно­сти обострился клубок социальных противоречий,

Другая отличительная черта Ноябрьской революции была связана с тем, что она происходила под непосредст­венным влиянием Октябрьской революции в России и, бо-лее того, при прямой идеологической и организационной под-держке руководством российской большевистской партии ее леворадикального крыла.

Леворадикальные силы связывали будущее Германии с ликвидацией буржуазных порядков в ходе победоносной социалистической революции в союзе с Советской Россией.

Коммунистическая пробольшевистская партия Герма­нии, сформировавшаяся в декабре 1918 г. на основе "Союза Спартака", не опиралась на сколько-нибудь значительную социальную базу. Она не смогла предложить рабочим, сред­ним слоям, крестьянству собственной широкой демократи­ческой программы выхода из тяжелейшего социального кри­зиса.

Доминирующие требования и лозунги Ноябрьской рево­люции: прекращение войны, уничтожение монархии, созда­ние демократической парламентской республики, устране­ние политического господства милитаристских сил юнкерст­ва и воинствующих кругов крупной буржуазии, ликвидация полуфеодального юнкерско-помещичьего землевладения, за­крепление социальных прав трудящихся, - не выходили за буржуазно-демократические рамки.

Революция в Германии не была единовременным со­бытием. Ее преддверием стала волна политических стачек и демонстраций летом 1918 г. с требованием мира, демо­кратии и улучшения жизненных условий немецкого наро­да, началом - восстание моряков в Киле 4 ноября 1918 г. в ходе которого и были созданы первые рабочие и солдатские Советы. Затем революция, с той или иной мерой ин­тенсивности, стала распространяться по всей стране. Но уже в январе 1919 г. контрреволюция, опираясь на сохра­нившийся кайзеровский государственный аппарат, гене­ралитет, офицерство старой армии, на создаваемые по всей стране добровольческие отряды, в которые широко вовле­кались представители средних слоев и крестьянства, не разделявших леворадикальных требований восставших, перешла к ее вооруженному подавлению.

Локальные революционные выступления продолжа­лись вплоть до 1921 г., но они носили разрозненный ха­рактер. Их своеобразной кульминацией стало установле­ние пролетарской власти в Баварии. В апреле 1919 г. здесь была провозглашена Советская республика, избран Ко­митет действия из 15 человек во главе с коммунистами, созданы комиссии для проведения революционных пре­образований в экономике, начата национализация банков, создана Красная гвардия и Красная армия. Республика пала в начале мая, не просуществовав и одного месяца. К этому времени в Германии были подавлены последние ре­волюционные очаги.

Главными завоеваниями революции были выход Гер­мании из войны, крах кайзеровской империи Гогенцоллер-нов, а вместе с ней и ликвидация еще двух десятков гер­манских полуабсолютистских монархий, установление де­мократической формы правления, парламентской Веймар­ской республики, закрепление широкого перечня полити­ческих и социальных прав и свобод германского народа: всеобщего избирательного права, свободы слова, собраний, союзов, 8-часового рабочего дня, права на организацию проф­союзов, коллективный договор, отмена реакционных зако­нов о кабальных формах эксплуатации крестьян (законов о челяди), ликвидация крупного феодального землевладения и пр.

Веймарская конституция (нем. Weimarer Verfassung; официальное название Конституция Германской империи (нем. Verfassung des Deutschen Reichs) или Веймарская имперская конституция (нем. Weimarer Reichsverfassung), сокр. WRV) - первая действовавшая в Германии демократическая конституция. Была принята 11 августа 1919 года в Веймаре. Веймарская конституция учредила в Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма. Многие положения Веймарской конституции были позаимствованы из Конституции Паульскирхе 1848 года, а затем в 1949 году были восприняты Основным законом ФРГ. По месту принятия конституции Германская империя в свой демократический период с 1919 по 1933 год получила название Веймарской республики.

Первый проект конституции в значительной степени был подготовлен государственным секретарём имперского ведомства внутренних дел Гуго Прейссом, в дальнейшем занявшим пост рейхсминистра внутренних дел после отказа Совета народных уполномоченных от кандидатуры Макса Вебера.

Все политические структуры кайзеровского периода, предусмотренные конституцией Бисмарка, как, например Федеральный совет Германской империи, были ликвидированы либо потеряли своё значение, поэтому между монархическими и республиканскими партиями развернулась серьёзная борьба. 31 июля 1919 года Национальное собрание приняло конституцию в её окончательной форме (262 - за, 75 - против, отсутствовало 84 депутата). 11 августа 1919 года в Шварцбурге свою подпись под конституцией поставил рейхспрезидент Фридрих Эберт. Конституция вступила в силу с момента опубликования. 11 августа стал национальным праздником Веймарской республики, напоминая «о дне рождения демократии в Германии».

Веймарская конституция формально сохраняла своё действие и после прихода к власти Адольфа Гитлера 30 января 1933 года. Однако фактически она большей частью бездействовала. Сначала после пожара Рейхстага 27 февраля 1933 года был издан указ рейхспрезидента «О защите народа и государства», аннулировавший мандаты 81 депутатов рейхстага от Коммунистической партии Германии и тем самым создавший необходимое большинство в 2/3 для принятия изменений в конституцию, позволивших принять Закон «О преодолении бедственного положения народа и рейха». Действие этого закона, принятого 23 марта 1933 года, первоначально ограничивалось четырьмя годами, однако впоследствии неоднократно продлевалось. Лишь с переходом власти к Контрольному совету 5 июня 1945 года Веймарская конституция полностью лишилась действия.

Статьи 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции в 1949 году были инкорпорированы в Основной закон ФРГ. Прочие нормы Веймарской конституции, не противоречившие Основному закону, действовали в качестве обычного права ФРГ до 60-х годов.

В соответствии с традициями конституционного права Германии Веймарская конституция состояла из трёх частей. В первую очередь она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи). Далее конституция устанавливала органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Третья часть конституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. В отличие от Имперской конституции Бисмарка 1871 года Веймарская конституция устанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав и свобод.

К началу XIX в. Германия все еще оставалась – хотя номинально – «Священной римской империи германской нации», имевшей в своем составе более 300 государств. Большинство их было малочисленным по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Все эти государства были в номинальном подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство находилось в ленной зависимости от князей или от императора; городское население состояло из городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от цеховой системы; крестьяне были по большей части крепостными.

По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на крайней ступени экономической и социальной отсталости. Для преодоления этого состояния необходимо было объединение страны.

Первой попыткой образования единой германской империи стал так называемый «Рейнский союз», находившийся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.

После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства – 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен).

Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена.

Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы – вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Пруссии удалось заключить договоры о единстве таможенной политики с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать «Таможенный союз» в который вошли 18 государств из 38.

Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Однако революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского союза наступил период реакции. «Дарованная» королем Конституция 1850 г. была явно антидемократической.


В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны . Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало для усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия «железом и кровью».

По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией.

Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в 1866 г. в форме официального договора «Северогерманский союз».

Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

По новой Конституции 1871 г. в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 % населения.

Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.

Парламент состоял из двух палат (верхняя палата – бундесрат, нижняя – рейхстаг). Члены верхней палаты – Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов. Бундесрату была предоставлена законодательная и значительная доля исполнительной власти. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей.

Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3 года, затем – на 5 лет (с 1887 г.). Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.

Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано – вплоть до Веймарской конституции 1919.

Объединение Германии насильственным путем «железом и кровью» привело к образованию реакционного, монархического государства – Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.

Поражение Германии в Первой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция в Германии победила 9 ноября 1918 г. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее «спасение отечества». В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом (с 1916 г. руководитель социал-демократической партии в рейхстаге) начало подготовку к созыву Учредительного собрания. Собрание, которое избрало временным президентом Германии Макса Эберта, было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции – Веймарская.

Результатом созыва Учредительного собрания стало подписание Версальского мирного договора, утверждение бюджета и принятие новой Конституции 1919 г. Германии (автором которой стал юрист либерального направления, министр внутренних дел Гуго Прейсу). При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против - 75.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако название «Германская империя» было сохранено.

Высшим законодательным органом являлся рейхстаг (нижняя палата парламента). Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов.

Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась «Единая Германия». Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум.

Всего земель было 18: 15 республик и 3 «вольных города», пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство.

Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства – канцлера, которому поручалось «формирование руководящих принципов политики». Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно" (ст. 129).

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций; на государство возлагалась обязанность религиозного воспитания детей (формально школа была отделена от церкви); узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах; объявила частную собственность социальной обязанностью, а принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение».

Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам. Она разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом, сугубо компромиссном содержании ее положений, в призывах к “гражданскому миру”, “сотрудничеству всех классов”, к “свободе” и “справедливости”.

Важнейшим нововведением проекта стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн. жителей, земель (областей).

Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип “народного единства” и “народного суверенитета” (“суверенитета единого германского народа”, который, как записано в преамбуле, “дал себе эту Конституцию”), а также принципы “свободы” и “социальной справедливости”. Провозглашением “народного суверенитета” разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма специфический характер. Веймарская конституция отвергала формулу старой Конституции 1871 г. о “союзе династий”, способствовавшую раздробленности, засилию юнкерства на местах, обнаруживая явную склонность к унитаризму. Бывшие “союзные государства” получили название земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. 36-39).



Права земель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовой сфере. В ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы “допустимости и способы взимания в землях налогов” (ст. II).

Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнение имперский закон, если “имперский закон не постановил иначе” (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской “экзекуции” (ст. 48).

В соответствии с конституционным принципом народного суверенитета рейхстагу как органу народного представительства, избираемому всеобщим голосованием, отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятия простых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок - квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотировать бюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом.

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов.

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), “опрокинуть” которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении поправок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о поправках в Конституцию мог служить поводом для референдума, “если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования” (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики, решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному “арбитру” и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять “парламентскому абсолютизму”, которого так боялись левые партии. В этой роли президент наделялся и правом отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Наряду с правами главы государства президент имел широкие исполнительно-распорядительные полномочия. Он назначал и увольнял рейхсканцлера империи, и по его предложению, имперских министров (ст. 53), всех высших должностных лиц империи (имперских чиновников и офицеров) (ст. 46), являлся верховным главнокомандующим (ст. 47), представителем империи в международных делах (в качестве такового ему предоставлялось право заключать от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами, аккредитовать и принимать послов (ст. 45); он имел право помилования в пределах империи (ст. 49). Особое место в Конституции занимала вышеуказанная ст. 48 о чрезвычайных полномочиях президента, названная впоследствии статьей о “президентской диктатуре”. На основании этой статьи президент имел право с помощью вооруженной силы принудить любую землю “выполнять обязанности, возложенные на нее Конституцией или имперским законом”, а также принимать меры в случае “серьезного нарушения общественной безопасности и порядка” или угрозы такого нарушения. При этом он мог полностью или частично приостановить действие статей об основных правах немцев.

Президент и рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагами воздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственных органов.

Правительство назначалось президентом в принципе без учета парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54).

Президент же, согласно ст. 43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Статьей 59 Конституции предусматривалось и некое подобие крайне сложной процедуры импичмента, требующей предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в “преступном нарушении Конституции или имперского закона” не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Большое число членов Национального собрания отводило референдуму, как непосредственной (следовательно, “истинной”) форме демократии, особую роль преграды диктату партийного большинства в рейхстаге. Если, например, против принятого рейхстагом закона выступала по крайней мере 1/3 его членов и по этой причине его опубликование было отсрочено президентом, то закон по требованию 1/12 имеющих право голоса граждан должен был быть также поставлен на народное голосование. Народное голосование могло проводиться даже “по поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих”, но только по решению президента (ст. 73 п. 4). Более того, 1/10 имеющих право голоса граждан предоставлялось право законодательной инициативы, но с предварительно “разработанным законопроектом”.

Левые партии, настоявшие на столь частом обращении к референдуму, явно переоценили его демократический эффект, что очень скоро нашло подтверждение в истории “Третьего рейха”.

Наделяя президента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентарии просмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, что президентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, который использует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скорое подтверждение и этому обстоятельству.

Второй раздел Конституции посвящен “Основным правам и обязанностям немцев”, где наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод, детализированных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся и ряд принципиально новых социальных прав.

Первая глава этого раздела - “Отдельная личность” начинается с провозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин “в правах и обязанностях” (ст. 109). Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее, сопровождались правом эмигрировать за границу, которое могло быть ограничено только имперским законом (ст. Ill-112). Принцип равенства трактовался и в смысле равенства “инакоязычных частей населения империи”, которые, согласно ст. 113, не могли быть стесняемы “законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии” (ст. 119). Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашением гарантий, но и традиционной формулой об исключениях, “допускаемых на основании закона”.

Во второй главе этого раздела - “Общественная жизнь” закреплялись такие гражданские права, как свобода собраний (ст. 123), свобода образования союзов и обществ (ст. 124) с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). При этом в предоставлении правоспособности нельзя было отказать и союзам, преследующим политические, социально-политические и религиозные цели (ст. 124).

Содержание следующей главы этого раздела - “Религия и религиозные общества” стало предметом особенно бурных дискуссий в Национальном собрании, закончившихся достижением компромисса. Закрепляя свободу совести (ст. 135), Конституция запрещала государственную церковь (ст. 137, п. 1) и государственную поддержку церкви (ст. 138, п. 1), но сохраняла за церковью статус публично-правовой корпорации, что давало ей право на денежные поступления “соответственно постановлениям земельного законодательства” (ст. 137, п. 4).

“Веймарским школьным компромиссом” определялось и содержание гл. 4 этого раздела - “Просвещение и школа”, в котором закреплялась обязательность “всеобщего школьного обучения”, по общему правилу, в “народной школе”. К единой “народной” системе образования относилась и высшая школа, при этом “руководящим началом... для приема ребенка в определенную школу” должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не “имущественное и общественное положение... его родителей” (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

На государство возлагалась особая ответственность в деле “социализации собственности” исходя из принципиально новой ее трактовки: “Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу” (ст. 153, п. 3). Собственность, согласно ст. 153, п. 1, “обеспечивалась Конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть предпринято только “для общего блага” и на “законном основании”. Из этого общего правила допускались, однако, исключения в соответствии с имперским законом. Так, в частности, в ст. 156 (п. 1, 2) говорилось о “возможности принудительного отчуждения без вознаграждения” и передаче в общественное управление “частных предприятий, пригодных для обобществления”, о праве государства, “в случае настоятельной надобности”, проводить объединение хозяйственных предприятий для общественных целей (ст. 156, п. 2). Предусмотренное ст. 156 право национализации собственности не было использовано даже в отношении капиталов Имперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об Имперском банке лишил канцлера его былых полномочий в отношении банка, который остался под контролем империи, но руководство им было передано полностью Совету директоров.

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения “каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы”. Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, “для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки” (ст. 155, п. 1). При этом “обработка и пользование почвой... землевладельца” закреплялись в Конституции в качестве его “обязанности по отношению к обществу” (ст. 155, п. 3).

Идеи взаимной социальной зависимости и социальной ответственности лежат в основе и других положений этой главы. Статья 116, например, “применение умственных и физических сил на благо общества” относит к “нравственной обязанности” каждого немца. Это один из характерных примеров того, как Национальное собрание пыталось ввести этические ценности в мир экономики и политики.

В Конституции особо подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство “рабочей силе”. Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях “сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений” (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование “для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства”, а также в случае “старости, недугов и различных жизненных случайностей...” (ст. 161, п. 1).

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н.Ф.Катанова» Институт истории и права

Кафедра государственного права

Конституция Веймарской республики 1919 года

Курсовая работа

(по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»)

Исполнитель:

Ковалева Екатерина Сергеевна

Студентка гр. Ю-074

Научный руководитель: Тарасова О.Е.

Дата сдачи:__________

Дата защиты:___________

Оценка:_____________

Абакан - 2008


Введение

Глава 1. История создания Веймарской конституции

1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции

1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции

Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии

2.1 Организация государственного единства Германии

2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции

Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции.

3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии

Заключение

Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина. Помимо решения внутренних проблем, этим странам, как и Германии в 1929-1933 гг., предстоит пережить приближающийся мировой экономический кризис. Для Германии Великая депрессия закончилась тоталитаризмом. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа - рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» - не несла в себе потенциала на продолжительное существование.

Трагедия Веймарской республики, уничтоженной гитлеровцами в 1933г., указывает на необходимость пристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условиях переходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундамента страны.

Степень научной разработанности темы исследования. Научная литература о Веймарской парламентарной системе обширна, но носит, преимущественно, исторический характер. Основы германского парламентаризма изложены в Конституции Веймарской республики, где, в частности, охарактеризованы общие вопросы состава и деятельности рейхстага и рейхсрата, порядок осуществления парламентского контроля над правительством и другие базисные сюжеты. Часть авторов считает, что Веймарская республика – это была либеральная система. Однако существуют и другие точки зрения на данный счет. Например, ряд исследователей указывают, что Веймарскую республику нельзя отнести к либеральным системам, поскольку она не отвечала ряду важных атрибутов, обязательных для либеральных систем, например, принципу разделения трех ветвей власти (полномочия президента были слишком большими: он мог распускать рейхстаг, формировать правительство, не обладающее большинством голосов в парламенте, издавать распоряжения в чрезвычайных ситуациях и принимать любые меры вплоть до приостановки действия гарантированных гражданских прав для восстановления общественной безопасности).

Мы здесь не будем обсуждать, насколько целесообразна была концентрация столь огромных полномочий в руках президента. Возможно, в раздираемой смутой республике, униженной поражением в войне и выплачивающая огромные контрибуции, это и был единственный выход.

Специальные историко-юридические исследования по проблемам Веймарского государства 1919-1933 гг. единичны: историки права и государства пристально изучают период бисмарковской Германии и нацистского «Третьего Рейха». Абсолютно не разработанной является проблема деятельности и роли рейхстага как органа, в законодательно-нормативном отношении регулировавшего экономическое и социально-политическое развитие Веймарской республики.

Источниковую базу исследования составила Веймарская конституция Германии.

Цель исследования - комплексное освещение основных направлений и проблем законотворческой деятельности германского рейхстага, возникающих и проявляющих свою сущность как на предварительной стадии, так и на уровне реального (парламентского) законотворческого процесса. Иными словами, целью проведённого исследования является изучение законотворческой деятельности Веймарского парламента в целом, а также непосредственного продукта его деятельности - нормативно-правовой базы Германии.

Достижению цели исследования соответствуют следующие задачи:

Выяснение предпосылок принятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик и объёма законодательных полномочий рейхстага.

Рассмотрение правовых основ организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарской республике.

Изучение законодательной деятельности рейхстага в области экономического и социально-политического развития Веймарской республики, равно как и деятельности общественных организаций в политико-правовой системе Веймарской республики.

Хронологические рамки исследования определены временем существования Веймарской республики - возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушение с назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января 1933 года.

Объектом исследования является Конституция Веймарской республики.

Предмет исследования:

· история создания Конституции Веймарской республики;

· организация государственного единства Германии по Веймарской Конституции,

· права и свободы граждан, закрепленные в конституции Веймарской республики.

Методологическая база исследования . Для достижения поставленных в задач использованы общие методы: сравнительно-правовой, историко-сравнительный, а также анализа документов. Также методологическую базу составил принцип историзма, а также всеобщий диалектико-материалистический метод. Эффективность последнего заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходило и проходит развитие государства и права.

Теоретической основой исследования явились основополагающие труды по истории государства и права. В частности, произведения К. Поппера (Открытое общество и его враги. М, 1992), Хессе К. (Основы конституционного права ФРГ).


Глава 1. История создания Веймарской конституции

1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции

История создания Веймарской конституции связана с германскими событиями 20-х годов. К середине 1919 года в стране сложилась сложная политическая ситуация. Шедшая на убыль революционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мирного договора, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние и власть.

Октябрьские преобразования 1918г., провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918г. конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на отречении кайзера и заявлял о готовности вести переговоры только с правительством, назначенным парламентом. Революция фактически началась 28 октября с мятежа матросов в Киле, отказавшихся выполнить приказ о самоубийственном выходе в море для решающего сражения с британским флотом, и быстро распространилась по всей стране. Она не была делом рук леворадикальных агитаторов, но имела объективные причины.

«Гражданский мир», провозглашенный в августе 1914 г., мог сохраняться до тех пор, пока существовала вера в скорую победу. Но надежды улетучивались в той мере, в какой положение масс ухудшалось. Наибольшее недовольство, несмотря на относительно высокую заработную плату, проявляли рабочие военных заводов. Большинство из них прежде было занято в других отраслях промышленности, поэтому дисциплинирующее воздействие профсоюзов и партии социал-демократов сказывалось на этих рабочих гораздо слабее, чем на тех, кто продолжал трудиться на своих прежних предприятиях.

Недовольство охватило и средние слои, отказавшиеся проявлять лояльность к авторитарному режиму Германии. В ходе войны все большее число служащих и чиновников, приблизившись по своему положению к пролетариату, начали чувствовать общность материальных интересов всех трудящихся. В глазах большинства немцев старый режим настолько утратил популярность, что его больше не стоило защищать. Все чаще звучало требование отречения кайзера. Кроме того, заключить мир казалось невозможным без обуздания прусского милитаризма, по мнению многих, виновного в затягивании бессмысленной войны.

Стремление к заключению мира дополнялось стремлением к желанной демократизации страны. Конкретно это выражалось в требовании созыва Национального собрания, которое могло бы заключить мир на более приемлемых условиях. Но средние слои и значительная часть рабочих не требовали большего, чем установление мира и буржуазной демократии.