Беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой. Сравнение зеркальной камеры с беззеркальной

Речь в данной статье пойдет о беззеркальных фотоаппаратах. Называют их так за то, что в их конструкции отсутствует громоздкое зеркало и оптический видоискатель. В конструкции классических зеркалок зеркало, расположенное за объективом под углом 45 градусов к оптической оси, позволяет наблюдать через видоискатель изображение, получаемое непосредственно через оптику установленную на камере. На качество изображения его наличие не влияет (в момент съемки оно вообще поднимается и закрывает оптический видоискатель). Из-за больших размеров самого зеркала увеличивается расстояние между матрицей и объективом, что в свою очередь усложняет оптическую конструкцию объективов, увеличивает размеры самой камеры, делает её более громоздкой и шумной.

Зеркальная или беззеркальная камера: что выбрать

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального? Долгое время зеркальные фотоаппараты были самыми популярными среди фотолюбителей, поскольку достоинства всё же перекрывали недостатки. Однако, прогресс не стоит на месте, и современные цифровые технологии позволили производителям создать новый класс камер. Беззеркальные системные камеры вобрали в себя все достоинства зеркального фотоаппарата в лице удобства визирования, скорости работы электроники, а также возможности менять оптику. При этом отсутствие оптического видоискателя и зеркала позволяют сделать сами фотокамеры меньше, легче, с более простой и эффективной конструкцией. Изначально зародившись как нишевый продукт, этот класс камер с каждым годом обретает всё больше новых поклонников, количество же моделей на рынке растёт лавинообразным образом. Во всём этом многообразии немудрено запутаться!

Системные фотоаппараты со сменной оптикой

В этой статье мы выбрали самых интересных на наш взгляд представителей беззеркалок или, как их еще называют, компактных системных камер со сменной оптикой. Мы расскажем про те модели, которые по своим характеристикам уже вплотную приблизились к показателям зеркальных фотоаппаратов, а то и вовсе превзошли их. Беззеркальные фотокамеры могут быть интересны широкому кругу людей. К примеру, тем, кто хочется шагнуть вперёд от привычной компактной мыльницы или мобильного телефон. Интуитивно понятное управление большинства таких фотоаппаратов позволяет ознакомиться со всеми азами фотографии, оставаясь в зоне комфорта. Также они подойдут тем фотолюбителям, у которых имеется большой парк старой качественной фотооптики, оставшийся с пленочных времён. Многими фирмами выпускаются переходники под разные байонеты, через которые можно установить и использовать на камере свои любимые объективы. Их также часто выбирают в качестве запасной или второй камеры многие обладатели зеркальных фотоаппаратов, а иногда и полностью переходят с зеркальной системы на беззеркальную!

И еще немаловажный момент: на некоторые модели беззеркалок (например, Olympus) цена практически не выросла. Другие же модели прибавили в результате декабрьского подорожания не так много, как зеркальные фотоаппараты.

Беззеркальные фотоаппараты Olympus

Если размер и вес для вас имеют наибольшее значение, то вам стоит посмотреть в сторону беззеркальных фотоаппаратов от Olympus. В своих камерах они используют матрицу размера Micro Four Thirds (примерно 17,3х13 мм). Такое решение позволяет выпускать фотоаппараты и оптику небольших размеров. В то же время матрица Micro Four Thirds имеет достаточно большой размер и обеспечивает качество изображения близкое к матрицам APS-C. Olympus в своих камерах в отношении качества картинки выжимают из сенсоров 4/3 буквально всё! Среди богатой линейки Olympus хочется выделить две OM-D E-M10 и OM-D E-M1

В 2014 году получила множество наград, в том числе и от EISA, DPpreview и TIPA, как фотокамера с идеальным соотношением цены и качества в своем классе. OM-D E-M10 - это продолжение серии OM-D, которая покорила мир своим классическим дизайном в сочетании с последними достижениями компании Olympus. Камера очень быстрая. Скорость автофокуса составляет всего 0,06 секунды, а скорость съемки в RAW формате 8 кадров в секунду. Добавим судя огромные возможности по кастомизации интерфейса, простоту ручного и полуавтоматического управления, съемку в Full-HD формате, и вы получите камеру, которая выигрывает у большинства зеркальных фотоаппаратов, но занимает в разы меньше места.

Старший брат E-M10, флагман беззеркальной системы Olympus Micro Four Thirds. Каждой своей гранью эта камера заточена под репортаж и имеет богатый арсенал профессиональных решений. Улучшенный электронный видоискатель с полем зрения больше, чем у многих “зеркальных фотоаппаратов” . Уникальный 5-осевой стабилизатор изображения для фото и видео: компенсирует дрожание в трех плоскостях, а также вращательные моменты. Быстрый, как гепард, гибридный автофокус. Пыле- и влагонепроницаемый морозостойкий корпус. К данной фотокамере также выпускается большое количество дополнительных аксессуаров, расширяющих её возможности ещё больше. Из доступных аксессуаров хочется отметить переходник MMF-3, позволяющий устанавливать и задействовать все функции оптики формата 4/3 (такая оптика применялась в зеркалках Olympus и Panasonic в недавнем прошлом). Автофокус с такой оптикой будет работать с помощью расположенных на матрице датчиков фазовой детекции.

Беззеркальные фотоаппараты Fujifilm

Следующим производителем, который также сосредоточил свои силы на выпуске беззеркальных фотоаппаратов и оставил без внимание зеркалки, является японская корпорация Fujifilm. Главное достоинство Fujifilm - это уникальная матрица и рассчитанная под нее оптика. И это не удивительно, ведь весь свой опыт и знания, накопленный за долгие годы совершенствования цветных эмульсий, инженеры Fujifilm адаптировали под цифровые технологии. Результатом их трудов стала матрица с технологией X-Trans.

Данная технология интересна тем, что пикселы на сенсоре располагаются нелинейным образом и благодаря этому отпадает необходимость использовать низкочастотный фильтр. Картинка приобретает свой уникальный шарм, а так же исключительную резкость в мельчайших деталях. Все эти детали позволяет запечатлеть оптика собственной разработки. Среди фотокамер из линейки Fujifilm хочется выделить следующие беззеркальные модели.

Является наиболее доступной моделью в линейке камер от Fujifilm с технологией X-Trans. От своих старших братьев он отличается, прежде всего размером, а так же отсутствием электронного видоискатель и менее развитой эргономикой органов управления (меньше кнопок). Фотоаппарат предлагается в трех разных расцветках корпуса, обладает поворотным экраном, функцией Wi-Fi и станет недорогим входным билетом в мир системы Fujifilm.

Это заявка компании Fujifulm на игру на том же поле, что и Olympus OM-D E-M1. На поле репортажных камер в непосредственной конкуренции с зеркалками. Модель относится к премиум-сегменту и на данный момент является самой продвинутой системной беззеркальной камерой фирмы Fujifilm. внешне она похожа на зеркалку, но вместо оптического видоискателя используется электронный, который благодаря своим размерам и качеству практически не отличим от оптического. Корпус фотокамеры пыле- влагозащищенный, морозостойкий и имеет классические механические диски управления выдержкой и экспокоррекцией (диафрагма на большинстве объективов Fujifilm устанавливается кольцо на объективе). Здесь применяется матрица X-Trans CMOS II с увеличенным до 51200 ISO. Новые процессор и электроника практически свели к минимуму время включения и интервал между снимками, что позволило получить фотокамеру с высочайшей скоростью реакции. Фазовый автофокус с функцией прогнозирования движения объекта позволяет снимать до 8 кадров в секунду. К этой модели, как и в случае с Olympus, компанией Fujifilm было выпущена большая линейка дополнительных аксессуаров и новые пыле- и влагозащищенные объективы.

Беззеркальные фотоаппараты Sony

Говоря о беззеркальных камерах нельзя не упомянуть о корпорации Sony. Среди достижений в этом сегменте рынка хочется выделить две модели: Sony A6000 с самым продвинутым автофокусом и Sony A7 II с 5-осевым оптическим стабилизатором на на основе сдвига матрицы, впервые реализованном на полном кадре.

Это 24-мп APS-C беззеркальная фотокамера с байонетом E, выпускающаяся в трех цветах. С первого взгляда вам бросится в глаза её продуманная эргономика. Камера хорошо ложится в руку, имеет множество настраиваемых органов управления, продуманный интерфейс. Но самым интересным является её система автофокусировки с технологией 4D-фокуса. Мало того, что по скорости он превзошел даже зеркальные фотокамеры от Sony, так ещё и наведение осуществляется по четырем измерениям: горизонталь, вертикаль, глубина и время (имеются в виду предиктивные алгоритмы, повзоляющие предсказать перемещения объекта в следующий момент времени). К другим особенностям можно отнести расширенный диапазон чувствительности матрицы до ISO 25600, интеллектуальный электронный OLED-видоискатель высокого разрешения, Wi-Fi и NFC протоколы для передачи данных. Ещё одним интересным фактом является возможность загружать различного рода приложения, совершенствующие и расширяющие возможности камеры, из фирменного магазина PlayMemories Camera Apps.

С байонетом Е и полнокадровой матрицей стоит от всех беззеркальных фотокамер некоторым особняком. Это первая в мире фотокамера с 5-осевым оптическим стабилизатором изображения, реализованным для полнокадровой (24х36 мм) матрицы. Стабилизатор будет работать и с “родной” для этой модели оптикой с байонетом E, и с оптикой от зеркалок Sony и Minolta с байонетом A (понадобится соответствующий переходник), и с любыми другими объективами, установленными через переходники. Если электроника переходника позволяет камере понять, какой объектив используется, стабилизатор подстроится под объектив автоматически. Если объектив или переходник не имеют электроники вообще, то фокусное расстояние объектива необходимо будет указать вручную.

Автофокус камеры гибридный, максимально точный и быстрый, с возможностью прогнозирования движения. Видеографы также оценят эту фотокамеру по-достоинству, поскольку она имеет полный набор функций видеозаписи, а на выходе выдает видео в Full HD формате с битрейтом до 50 Мбит/с. Добавим сюда удобный эргономичный дизайн, высокую степень свободы относительно настроек управления, простоту беспроводной передачи данных и удобную загрузку дополнительных инструментов через фирменный PlayMemories Camera Apps и мы получим беззеркальную фотокамеру с безграничными возможностями, а главное - с полнокадровой матрицей.

Наконец, производители хотели сохранить совместимость существующих объективов с цифровыми камерами, чтобы переход от пленки к цифровой фотографии был не слишком дорогим для потребителей. Это означало, что производители должны были также сохранить «рабочий отрезок» (расстояние между креплением камеры и пленкой/плоскостью сенсора). Хотя несколько меньшие по размеру APS-C/DX датчики казались отличным способом уменьшить объем камеры, фиксированный «рабочий отрезок» оставлял их довольно большими и тяжелыми. Стандарт 35мм, в конечном счете, перерос в современные полнокадровые цифровые датчики, а зеркала и пентапризмы вовсе не претерпели особых изменений со времен пленочной фотографии. С одной стороны, сохранив стандартный «рабочий отрезок», производители добились максимальной совместимости при использовании объективов. С другой стороны, DSLR-камеры просто не могут выйти за рамки минимальных требований к зеркалу и соответственно размеру корпуса, что делает их гораздо более сложными в производстве и обслуживании.

Ограничения DSLR-камер.

1. Габариты. Рефлекторная система нуждается в пространстве для зеркала и призмы, а это означает, что зеркалки всегда будут иметь массивный корпус с выступающим сверху блоком. Это также означает, что видоискатель должен быть закреплен на одном и том же месте в любой DSLR-камере, на линии оптической оси и цифрового датчика и фактически нет другого места для него. В результате большинство зеркалок обладают идентичным внешним видом.

2. Вес. Большие размеры фактически означают большой вес. Хотя большинство зеркалок начального уровня для уменьшения их массы имеют пластиковые органы управления и внутренние компоненты, наличие зеркала и пентапризмы автоматически означает большое количество неиспользованного пространства, которое должно быть закрыто. А покрывать такую большую площадь корпуса тонким слоем пластика было бы не разумно, ведь основополагающей идеей DSLR-камер также является их прочность. Кроме того, DSLR-линзы, как правило, довольно большие и тяжелые (особенно полнокадровые объективы), потому баланс веса корпуса и оптики также должен быть соблюден. По сути, большие физические размеры зеркальной камеры напрямую влияют на ее вес.

3. Зеркало и затвор. Каждое срабатывание затвора означает движение зеркала вверх-вниз, для пропускания света непосредственно на сенсор. Это само по себе создает ряд вопросов:

- щелканье зеркала. Наибольшее количество шума, который вы можете слышать при работе зеркалок, происходит от движения зеркала вверх-вниз (работа затвора гораздо тише). Это приводит не только к шуму, но и к некоторому дрожанию камеры. Хотя производители придумали креативные способы снижения шума за счет замедления движения зеркала («тихий режим» от Nikon, например), он все-таки остался. Дрожание камеры также может стать проблемой при съемке на длинных выдержках и больших фокусных расстояниях.

- движение воздуха. При переворачивании зеркала внутри камеры происходит движение воздуха, вместе с которым может перемещаться пыль и мусор, которые в конечном итоге могут попасть на поверхность сенсора. Некоторые пользователи утверждают, что DSLR-камеры лучше беззеркальных благодаря более безопасной замене объективов из-за наличия зеркала между датчиком и креплением. В этом есть доля правды. Но что произойдет с пылью после перемещения зеркала внутри камеры? Очевидно, что пыль будет циркулировать внутри корпуса. По опыту работы с беззеркальными фотоаппаратами, можно отметить, что они на самом деле меньше склонны к проникновению пыли, чем любая зеркалка.

- ограничение скорости смены кадров . Несмотря на то, что современные системы зеркал и механизмы затворов по-настоящему впечатляют, они ограничены физическим параметром скорости поднятия зеркала. Когда Nikon D4 снимает со скоростью 11 кадров в секунду зеркало фактически идет вверх-вниз 11 раз в течение секунды вместе со срабатыванием затвора. Для этого нужна просто идеальная синхронизация работы системы. Видео показывает замедленную работу этого механизма (с 0:39):

А теперь представьте себе скорость 15-20 срабатывания в секунду? Скорее всего, это физически невозможно.

- высокая стоимость камеры и обслуживания. Механизм поднятия зеркала очень сложный и состоит из десятка разных частей. Из-за этого сложно организовывать и оказывать техническую поддержку таких систем. Разборка и замена внутренних компонентов DSLR-камеры может занять много времени.

4. Нет режима LivePreview . При взгляде через оптический видоискатель невозможно увидеть, как именно будет выглядеть на самом деле.

5. Второе зеркало и точность фазного метода. Вы уже могли знать о том, что все цифровые с фазным методом автофокусировки требуют наличия второго зеркала. Фактически второе зеркало необходимо для передачи света на датчики обнаружения, которые расположены в нижней части камеры. Это зеркало должно быть расположено под четким углом и на строгой дистанции, ведь от этого зависит точность работы фазной фокусировки. Если появится хоть небольшое отклонение, это приведет к упущенному фокусу. И что еще хуже, датчики обнаружения и второе зеркало должны оставаться строго параллельны друг другу.

6. Определение фазы и Калибровка оптики. Проблемы традиционного метода определения фазы в DSLR напрямую зависит от таких второстепенных вопросов как выравнивание зеркала, а также требует идеальной калибровки оптики. Фактически это двухсторонний процесс, ведь точная фокусировка требует идеального угла, расстояния от второго зеркала до датчиков, а также правильно откалиброванной оптики. Если в прошлом вы сталкивались с проблемами в точности фокусировки оптики, то, скорее всего вы отправляли линзы производителю. Очень часто, служба поддержки просит отправлять объектив вместе с самой камерой. Ведь фактически есть два варианта места, где могут возникать проблемы.

7. Стоимость. Хотя производители на протяжении многих лет совершенствовали систему производства DSLR-камер, монтаж зеркальных механизмов остается не легкой задачей. Множество подвижных систем подразумевают высокую точность сборки, необходимость смазки в местах трения компонентов т.п. Более того, если что-то будет не так в дальнейшем с зеркальным механизмом, производитель должен ремонтировать или менять его, что является трудоемкой задачей.

Нас спасут беззеркальные камеры?

С появлением на рынке камер, в которых попросту отсутствует зеркало (отсюда название «беззеркальные»), большинство производителей уже поняли, что традиционные DSLR-системы не будут основным направлением продаж в будущем. С появлением каждой новой зеркальной камеры начинает казаться, что потолок роста инноваций уже достигнут. Автофокус, производительность и точность уже в значительной степени остановили свой прогресс. Процессоры достаточно быстры, чтобы обработать HD видео в формате 60р. Фактически для поддержания уровня продаж производители часто просто прибегают к ребрендингу той же камеры под новым именем. Что еще можно добавить? GPS, Wi-Fi? Мгновенный обмен снимками? Все это дополнительные функции, но не инновации, которые будут важны в будущем.

Беззеркальные камеры открывают огромные возможности для инноваций в будущем и способны решить многие традиционные проблемы зеркалок. Давайте обсудим преимущества беззеркальных камер:

1. Меньший вес и размер. Отсутствие зеркала и пентапризмы освобождает много места. При более коротком рабочем отрезке физические размеры не только камеры, но и объектива уменьшаются. Это особенно важно для APS-C сенсоров. Нет неиспользуемого пространства, нет необходимости в дополнительном укреплении корпуса.

Рост продаж смартфонов и компактных камер дали рынку важный урок – удобство, небольшие размеры и малый вес могут быть важнее качества снимков. Продажи камер типа «взял-и-снимай» стремительно пошли вниз, потому что большинство людей считают, что их смартфон снимает не хуже. Все производители смартфонов сейчас рекламируют функционал камер, чтобы люди понимали, что кроме телефона они получают еще и фотоаппарат. И судя по продажам, это работает. Проще говоря, компактный размер и малые вес сейчас побеждают на рынке. Мы можем наблюдать ту же тенденцию на рынке гаджетов, которые стремятся быть тоньше и легче.

2. Отсутствие механизма зеркала. Отсутствие движущегося вверх-вниз зеркала означает много важных пунктов:

- меньше шума: нет щелчков, кроме срабатываний затвора;

- меньше дрожания: в отличие от зеркала в DSLR, затвор сам по себе не производит особой вибрации;

- нет движения воздуха: соответственно меньшая вероятность попадания пыли на сенсор;

- легче процесс очистки: даже если пыль оказалась на поверхности сенсора, процесс очистки значительно упрощен. Фактически стоит лишь отсоединить объектив. Кроме того, большинство беззеркальных камер не имеют лишнего ненужного объема внутри корпуса, где бы могла циркулировать пыль;

- очень высокая скорость съемки в секунду: лтсутствие зеркала, означает снятие зависимости от скорости его поднятия. Фактически показатели намного превосходят 10-12 кадров в секунду;

- меньшая стоимость производства и обслуживания: меньшее количество подвижных частей означает более низкую стоимость производства.

3. Просмотр в режиме реального времени. Беззеркальные камеры дают вам возможность предварительно увидеть снимок в том виде, в котором вы его и получите. Если вы испортили баланс белого, насыщенность или контрастность, вы увидите это в окне предварительного просмотра, будь то электронный видоискатель или ЖК-дисплей.

4. Нет второго зеркала и фазного метода. Многие современный беззеркальные камеры обладают гибридной системой автофокусировки, которая использует как фазный, так и контрастный методы. В ряде беззеркальных камер нового поколения, датчик обнаружения фазы расположен на сенсоре камеры, что означает ненужность калибровки расстояния, ведь он находится на той же плоскости.

5. Стоимость. Производство беззеркальных камер значительно дешевле производства зеркалок. В то же время стоимость беззеркалок на данный момент не является низкой, так как производители намерены получить высокую прибыль. Также не стоит забывать про затраты на различные технологии, такие как электронный видоискатель и маркетинговые бюджеты для продвижения устройств на рынке.

6. Электронный видоискатель. Одно из самых больших преимуществ беззеркальных камер и технология будущего в фототехнике. Без сомнения электронный видоискатель (EVF) имеет ряд преимуществ перед оптическим видоискателем (OVF). Возможно, текущая реализация технологии электронных видоискателей еще не так проста и эффективна, это всего лишь вопрос времени. Вот некоторые ключевые преимущества электронного видоискателя над оптическим:

- полная информация: с OVF вы никогда не получите возможность видеть больше нескольких основных показателей. В то же время EVF дает возможность получить любую информацию, которая вам нужна. Также могут быть добавлены различные предупреждения, например о потенциальной расфокусировке.

- динамический просмотр: функция просмотра в режиме реального времени может быть включена на ЖК-дисплее, так и на электронном видоискателе;

- просмотр готовых изображений: еще одной ключевой особенностью, который вы не получите с OVF видоискателем, является просмотр изображений. С OVF Вы вынуждены периодически смотреть на ЖК-экран, что при ярком дневном свете может быть проблематичным.

- функция Peaking focus: если вы не знакомы с данной инновацией, то видео ниже покажет основной принцип.

Фактически область, которая находится в фокусе, окрашивается в выбранный вами цвет, существенно облегчая процесс фокусировки. Добиться такого же эффекта с OVF в принципе невозможно;

- полный охват кадра видоискателем: OVF как правило дает около 95% охвата кадра, особенно на DSLR камерах нижнего сегмента. С EVF такой проблемы нет, потому что он гарантирует 100% охват кадра;

- большая яркость дисплея: если вы работаете в условиях слабой освещенности, много увидеть в OVF вы не сможете. Фокусировка с OVF в условиях слабой освещенности крайне затруднительна, потому что понять в фокусе ли объект невозможно до начала съемки. С EVF уровень яркости будет в норме, будто вы снимаете в дневное время. Некоторые шумы могут присутствовать, но это в любом случае лучше, чем попытки угадать, работая с OVF;

- цифровой зум: одна из самых популярных функций. Если вы использовали предварительный просмотр на DSLR-камерах, то знаете, насколько полезным может быть масштабирование. У беззеркальных камер эта функция может быть встроена прямо в видоискатель! Ряд беззеркальных устройств уже обладают этим преимуществом;

- функции Eye/FaceTracking: поскольку EVF показывает то, что действительно происходит в кадре, ему доступны также дополнительные технологии для анализа данных, а именно слежение за глазами и лицами. Фактически камера может автоматически фокусироваться на глазах или на лицах, которые попали в кадр;

- потенциально неограниченное количество точек фокусировки: как вы знаете, большинство DSLR-камер оснащены ограниченным количеством точек фокусировки, которые в основном располагаются вокруг центра кадра. Что же делать, если точку фокусировки нужно перенести к самому краю кадра? У беззеркальных камер с датчиком фазового слежения, расположенным на матрице, это ограничение может быть снято;

- слежение за объектом съемки и другие функции анализа данных: если слежение за глазами и лицами в кадре уже доступно, то какие функции появятся в ближайшем будущем у беззеркальных камер остается только гадать. Сейчас даже самые продвинутые зеркалки имеют проблемы с отслеживанием быстро движущихся объектов в кадре. В то же время, если данные анализируются на уровне пикселей, и нет никакой реально области автофокуса для концентрации, ведение объекта может быть максимально автоматизировано.

Ограничения беззеркальных камер.

Мы коснулись многих преимуществ беззеркальных камер. Теперь стоит обратить внимание о некоторых ограничениях.

1. Время отклика EVF. Некоторые из текущих камер обладают не очень отзывчивыми EVF, в результате чего может возникать задержка. На самом деле усовершенствование электронных видоискателей является лишь вопросом времени, так как развитие технологий происходит постоянно.

2. Непрерывный автофокус/ведение объекта. Несмотря на то, что контрастная фокусировка уже достигла впечатляющего уровня, она достаточно слаба при непрерывной автофокусировке и ведении объекта. Это делает беззеркальные камеры фактически непригодными для съемки дикой природы и спортивных соревнований. Тем не менее, с появлением гибридных систем автофокуса и их постоянным развитием, не за горами появление беззеркальных камер с намного лучшими возможностями непрерывного фокуса. Одной из причин отсутствия быстрого развития в этом направлении, является массивность и размеры телефото-объективов. Но опять же, это является лишь вопросом времени;

3. Срок службы батареи. Еще один большой недостаток беззеркальных камер на данный момент. Подача питания на ЖК-дисплей и электронный видоискатель существенно снижает время автономной работы, потому большинство беззеркальных камер рассчитаны на примерно 300 снимков от одного заряда аккумулятора. Зеркалки в этом случае являются намного более эффективными, позволяя выходить на уровень более 800 кадров за один заряд. И хотя это не является большой проблемой для обычного пользователя, это может стать проблематичным для путешественников;

4. Сильный контраст EVF. Большинство современных EVF имеют достаточно сильные показатели контрастности, подобно современным телевизорам. В результате вы видите много черного и белого в кадре, но мало оттенков серого (которые могут помочь в определении динамического диапазона).

Как видите, список получился достаточно короткий, но в ближайшие несколько лет он наверняка еще сократится. На самом деле все перечисленное выше может постепенно исчезать с каждой новой камерой.


Хочется отметить, что в будущем зеркалки просто не имеют возможности конкурировать с беззеркальными камерами. Не стоит думать, что скоро все перейдут на беззеркальные фотоаппараты. Тем не менее, уже сейчас понятно, что таким производителям как Canon и Nikon нет смысла продолжать инвестировать в развитие сегмента DSLR. Рассмотрим далее, какие шаги Nikon и Canon могут предпринять в ближайшее время.

Будущее беззеркальных камер Nikon.

На данный момент, Nikon имеет три формата матриц и два формата креплений объектива:

  • CX – крепление для беззеркальных камеры Nikon с 1-дюймовым сенсором. Примеры камер: Nikon 1 AW1, J3, S1, V2;
  • DX – крепление Nikon F, APS-C сенсоры. Примеры камер: Nikon D3200, D5300, D7100, D300s;
  • FX – крепление Nikon F, 35 мм полнокадровые сенсоры. Примеры камер: Nikon D610, D800/D800E, D4.

Когда все активно развивают сегмент беззеркальных камер, Nikon, наконец, создал новое крепление для беззеркальных устройств CX с небольшим 1-дюймовым сенсором. В то время как отображение и автофокусировка у беззеркальных камер Nikon на высоком уровне, а сами камеры удивительно компактны, самой большой проблемой остается небольшой размер датчика. С 1-дюймовыми матрицами (что гораздо меньше, чем у APS-C камер), камеры Nikon 1 просто не могут конкурировать с APS-C зеркалками по качеству изображения, как APS-C камеры не могут конкурировать с полнокадровыми камерами. Если Nikon намерена развивать сегмент беззеркальных камер, то у нее есть несколько вариантов для DX и FX устройств.

1. Создание отдельного крепления для беззеркальных камер с APS-C датчиком. По сути это может убить DX-устройства. Для конкуренции с текущими беззеркальными APS-C камерами, Nikon стоит задуматься о создании нового крепления с более коротким рабочим отрезком. Это очевидно займет некоторое время и будет стоить немалых денег. Вместо двух форматов креплений компании придется заниматься сразу тремя, но если этого не произойдет и Nikon сохранит текущий рабочий отрезок, беззеркальные APS-C камеры от Nikon всегда будут оставаться в невыгодном положении. Создание нового крепления может сделать меньше и легче объективы и сами фотоаппараты.

2. Оставить текущее F-крепление, но отказаться от зеркал. Это очевидно самый простой и дешевый путь, гарантирующий совместимость объективов.

3. Убийство DX-формата. Если Nikon не захочет разрабатывать отдельное крепление для APS-C беззеркальных камер, она может выбрать отказ от развития DX-формата, полностью сосредоточившись на CX и FX форматах. Но такой сценарий вряд ли возможен.

1. Создание отдельного крепления для полнокадровых беззеркальных камер. Фактически Nikon может сделать то же самое, что и Sony со своими камерами А7 и A7R. Этот сценарий также маловероятен, так как огромное количество полнокадровых объективов Nikon уже продано и еще будет продано. Плюс довольно глупо создавать столь компактные полнокадровые камеры. Да, Sony, пошли на этот шаг, но там существует некий компромисс с объективами. Sonyсделали объективы несколько медленнее (F/4 против F/2.8), потому любая быстрая линза будет вносить дисбаланс.

2. Оставить F-крепление, но отказаться от зеркал. Это наиболее вероятный сценарий развития событий. Все текущие и старые объективы Nikon будут продолжать работать, так как рабочий отрезок будет тот же. FX-камеры pro-уровня будут тяжелыми и громоздкими для лучшего баланса с объективами, а для тех кто хочет получить более компактные камеры, будут доступны такие FX-модели.


Рассмотрим ТОП-3 лучших беззеркальных фотоаппаратов 2017 года дабы понять, насколько новая технология продвинулась вперёд, есть ли смысл переплачивать за сложную начинку, а может доверить всё лучшее в жизни старой-доброй проверенное зеркалке, не заморачиваясь на модный тренд.

Беззеркальный фотоаппарат Sony Alpha A7 II

Это второе поколение топовой серии A7 от компании Sony. Устройство практически не изменилось внешне, но получило в нагрузку встроенный стабилизатор изображения, чего так не хватало младшему собрату. Последний, напомним, был выпущен ради эксперимента, так сказать, прощупать рынок, однако получил популярность среди простых смертных, которым девайс дал возможность почувствовать себя настоящими фотографами.

  1. Внешний вид и управление. Как и прежде второе поколение A7-серии позиционируется производителем как замена полнокадровыми зеркалками начального уровня, что она и делает с успехом, но обо всём по порядку. Несмотря на то, что конструкция фотоаппарата практически не претерпела изменений, вес устройства увеличился. Теперь при габаритах: 126,9х95,7х59,7 мм этот параметр равен 559 г. При этом улучшилась эргономика. Так, ручка для хвата более плотно лежит в руке, кнопка для съёмки и передний селекторный диск опустились ниже, поэтому управлять девайсом стало удобней, ровно, как и фотографировать на ходу. Помимо этого, появилась четвёртая программируемая кнопка, на которую можно установить стабилизацию изображения. Правда, не обошлось и без огрехов. Никуда не делась маленькая и ненужная клавиша для записи видео, селекторный диск практически не выступает из корпуса и управлять им неудобно, зато оных здесь целых три, поэтому при определённой сноровки получается вполне дружелюбное управление.
  2. Экран и видоискатель. Аппарат получил 3-дюймовый LCD-дисплей с наклонной конструкцией и разрешением 1 228 800 точек. Интерфейс остался прежним, то есть выполнен в чёрных, белых и жёлтых тонах с горизонтальной навигацией и быстрым меню, где все элементы управления сосредоточены в нижней части экрана в едином блоке. Никуда не делся режим Live View, позволяющий наложить на изображение сетку, гистограмму и виртуальный горизонт. Полудюймовый электронный видоискатель получил довольно высокое разрешение - 2 400 000 точек. Он стопроцентно покрывает кадр и по сути дублирует основной экран. Переключаться между ними можно с помощью датчика глаза, интегрированного в окуляр. Датчик очень чувствительный, поэтому с непривычки можно случайно переключится с основного экрана на видоискатель простым движением пальца. Причём первый получил более широкие углы обзора, повышенную яркость, не дающую дисплею выцветать на солнце, а вот сенсорное управление так и не реализовано.
  3. Функциональность. Начинка не изменилась. Здесь используется 24,3-мегапиксельный полнокадровый сенсор вкупе с процессором BIONZ X. Скорость серийной съёмки увеличилась до 20 кадров секунду, устройство стало быстрее включаться - за полторы секунды. Автофокус без неприятного ёрзанья и при определении расстояния до объекта даёт хорошую прибавку в скорости, но системе свойственно промахиваться. Ручная фокусировка не совсем ручная, так как предполагает помощь зуммированием картинки, но это скорее плюс, чем минус. Из прочих особенностей - пятиосевая стабилизация без стабилизации, чтобы, так сказать, почувствовать себя настоящим фотографом с закосом под старую мануальную оптику. Спорное, конечно, решение, так как для профессионала её недостаточно, а начинающему фотографу будет непросто приспособиться. Затвор получился громким, а значит, на улице незаметным остаться не получится. Режимы съёмки тривиальные: P/A/S/M, iAuto, панорама, видео, сюжет и две пользовательских настройки. Отдельно стоит отметить режим iAuto+, активирующий многокадровую композицию для устранения размытия и шумов при плохом освещении. При этом встроенной вспышки нет, то есть использовать можно только внешнее решение, приобретаемое отдельно. Скорость синхронизации с ним на уровне 1/250 секунды. Порадовали программные возможности Alpha A7 II. С помощью них можно склеивать панорамы на ходу, устранять дефекты кожи, обрезать портрет и т. д. Получается своеобразный Photoshop в пределах камеры.
  4. Специалисты утверждают, что родной объектив у камеры посредственный, так как предполагает пластиковую оптику, однако «для всех» его достаточно. Качество сборки на высоком уровне и работать с ним приятно. Автоматический режим настроен более чем корректно и выставляет баланс белого и экспозицию правильно. При серийной съёмке с искусственным освещением не избежать артефактов, но тогда в свои права вступает ручной режим. К тому же есть шумоподавление. Макросъёмка и портретный режим выше всяких похвал. Цветопередача немного блеклая, но передаёт цвета естественно без фанатизма зеркалки. На выходе получаете - JPEG- или RAW-формат с разрешением 7952x5304 пикселей, что немного, но выше, чем у собрата.
  5. Видео. Беззеркалка умеет снимать Full-HD-видео с FPS до 60 кадров в секунду и прогрессивной развёрткой (битрейт на уровне 28 Мбит/с). Заявлена поддержка форматов AVCHD, который выступает основным, MP4 и XAVC S. Таким образом, качество видео граничит с профессиональным, а вот поддержки 4К нет, что удручает, так как многие сейчас переходят именно на этот высокочёткий формат.
  6. Интерфейсы. Из физических интерфейсов - USB/AV и HDMI, из беспроводных - Wi-Fi и NFC. Камера умеет управляться и синхронизироваться со смартфоном, передавать фото на компьютер и поддерживает удалённую печать. Есть выход на наушники и вход для внешнего микрофона. Не обошлось и без встроенного стереомикрофона.
  7. Автономность. За этот параметр отвечает литий-ионный аккумулятор ёмкостью 1050 мАч. Заряда примерно хватает на 400 снимков, что немного, особенно по сравнению с полнокадровыми зеркальными конкурентами, где электроника съедает меньше энергии.
  8. Дополнительно. Обновлённая линейка фирменных объективов значительно расширена по сравнению с первым поколением Alpha A7.
Цена Sony Alpha A7 II в России - 100 000 руб. Видеообзор представлен ниже:

Беззеркальный фотоаппарат Fujifilm X-T20 Kit


Камера, как и вышеописанный конкурент, является улучшенной версией флагманской Fujifilm X-T2 в более лёгком корпусе. При этом все важные характеристики остались на месте, тогда как второстепенные исчезли. Получился сбалансированный аппарат по более демократичной цене.
  1. Внешний вид и управление. Внешне устройство напоминает предыдущую модель, но теперь к названию можно смело добавить приставку «лайт». При габаритах в 118,4х82,8х41,4 мм девайс весит 383 г против 507 грамм у X-T2. Это достигнуто благодаря использованию магниевого сплава и более компактной компоновкой начинки. Из нововведений - видеорежим теперь находится на селекторном диске, а диск коррекции экспозиции пополнился символом «С», позволяющим активировать экспокоррекцию на пять ступеней выше или ниже при шаге 1/3. Также на корпусе появилась качелька, которая включает автоматический режим Advanced SR Auto и позволяет выбрать его настройки. Эргономика традиционно на высоте, грани устройства немного скошены и позволяют держать аппарат крепко. Рабочая плоскость покрыта шершавой накладкой, позволяющей удержать девайс даже в потных руках. Управлять диафрагмой можно кольцом на оптике или использовать программируемый диск. При этом в отличие от собрата здесь нет джойстика для управления точками фокусировки, что компенсирует сенсорный основной экран, ранее не присутствующий на старших моделях. Также исчезла настраиваемая кнопка, которая могла служить для активации видеозаписи. Теперь это прерогатива быстрого меню. Интерфейс программного обеспечения практически остался прежним и позволяет использовать до 16 функций. Помимо этого, на экран можно вывести сетку, виртуальный горизонт и гистограмму. Главное меню не совсем удобное, например, настройка и включение беспроводной сети почему-то находятся в разных подразделах. Интересно реализовано управление автофокусировкой. Так, если клавиши спуска нажата наполовину, то она ведётся непрерывно. Также есть позиционирование по глазам, причём по правому или левому глазу отдельно.
  2. Экран и видоискатель. Новинка получила наклонный сенсорный дисплей с диагональю, равной трём дюймам. Фокусировка регулируется тапом и перемещением точки в нужную область. Отзывчивость сенсора на высоте, но между тем не приемлет случайных прикосновений. Дисплей можно деактивировать в настройках, то есть автоматического переключения на видоискатель - нет. Последний с разрешением 2,36 млн точек, он поддерживает 0,62-кратное зуммирование, задержка отображения картинки не более 0,005 секунд. Вкупе это увеличивает резкость, есть встроенная вспышка, которая на автомате регулирует свою интенсивность в зависимости от степени освещённости.
  3. Функциональность. Новинка получила APS-C-матрицу с разрешением 1,04 млн пикселей и встроенным в объектив стабилизатором изображения Автофокусировка благодаря новому зонально-фазовому алгоритму происходит на 0,06 секунды. Предусмотрено пять наборов настроек: универсальный, слежение за объектом, изменением скорости и за ближайшим предметом, есть и спортивный режим. Скорость серийной съёмки на уровне 5 кадров с секунду, срабатывание затвора с 0,05-секундной задержкой. В целом неплохо для безеркалки, но хочется лучшего. В качестве процессора используется X-Processor Pro, способный обрабатывать 24,3 мегапикселя матрицы. Она обладает функцией расширенного диапазона, что у предыдущей модели было опцией, а здесь стандартно. Вместе с камерой предлагается один объектив с 35-миллиметровым фокусным расстоянием. Претензий к качеству никаких, к тому же он лёгкий и ориентирован как на ближнюю съёмку, так и на портреты. Беспрецедентного зуммирования он не обещает.
  4. Качество съёмки и тестирование. Теперь устройство поддерживает 4K-видео, а вот разрешение снимка осталось прежним - 6000х4000 пикселей. Традиционно для беззеркальных камер приоритет выставлен на автоматический режим и здесь он реализован отлично. Из особенностей стоит отметить мультиэкспозицию, а также три варианта протяжки и два вида брекетинга. Таким образом, качественные снимки получаются при любом освещении, а вот панораму и макро лучше делать в ручном режиме. Также обычным пользователям понравятся профессиональные эффекты, под которые выделены два деления на селекторе.
  5. Интерфейсы. Набор интерфейсов стандартный - HDMI, USB, 2,5-миллиметровый разъём для внешнего микрофона или пульта ДУ. Делить фото и управлять камерой с помощью смартфона можно посредством Wi-Fi.
  6. Автономность. Батарея рассчитана на 500 снимков, чему способствует ёмкость на 1200 мАч. Она полностью идентична источнику энергии младшего собрата.
  7. Дополнительно. Из прочих особенностей стоит отметить режим имитации плёнки, то есть искусственное добавление нескольких видов зернистости как на ретро-фото и негативах.
Цена Fujifilm X-T20 Kit в России - 65 000 руб. Больше подробной информации о гаджете, смотрите ниже:

Беззеркальный фотоаппарат Panasonic LUMIX DMC-G7KS


Качественная беззеркальная камера не обязательно должна дорого стоить и это лишний раз доказывает LUMIX DMC-G7KS, сочетающий в себе сбалансированные характеристики, эргономичный корпус и неплохую оптику.
  1. Внешний вид и управление. Камера сразу привлекает взгляд своим массивным корпусов, однако такой форм-фактор не случаен. Конечно, это не экшн-решение, но держится аппарат в руке уверенно не без помощи выступа-ручки довольно крупных размеров. Качество сборки отличное, элементы управления на своих местах, есть диск выбора режима протяжки, а также подъёмная вспышка, поддерживающая его горячую замену. Габариты девайса: 124,9х86,2х77,4 мм, вес - 410 г в полном снаряжении.
  2. Экран и видоискатель. В качестве дисплея используется 3-дюймовая ЖК-матрица с большими углами обзора. При этом сенсор не боится сильных надавливаний. Цветопередача сочная, но правильная, яркость умеренная, однако экран не выцветает на солнце. Дисплей можно вращать в двух плоскостях, что удобно для съёмки верхнего или нижнего ракурса, а также селфи профессионального уровня. Отдельного внимания заслуживает графический интерфейс, разобраться с которым сможет даже неопытный пользователь. Компоновка элементов настроек интуитивно понятна, есть подсказки, поэтому мануал потребуется в крайнем случае. Кроме того, предусмотрен цветной OLED-видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек, позавидовать которому может любая зеркальная камера. Цветопередача в нём естественная, углы обзоры стопроцентные. На видоискатель можно дублировать меню и прочую дополнительную информацию. Из особенностей - интегрированный датчик приближения, автоматически выключающий основной экран.
  3. Функциональность. Устройство получило 16-мегапиксельную Live-MOS-матрицу, работающую под управлением процессора Venus Engine 9. Предусмотрен 49-зонный автофокус без фазовых элементов, но позиционирование объекта происходит мгновенно, правда, на больших расстояниях объект может прыгать. Скорость серийной съёмки на уровне 6 кадров в секунду, причём даже при слабом освещении картинка на смазывается. Это тот случай, когда ручной режим лучше, чем автоматический, так как последний уж сильно свойский и минимально использует потенциал камеры. Сменный объектив большинству пользователей менять не придётся, так как он имеет универсальное фокусное расстояние, оптимальное для макро и пейзажей. Реально оно варьируется от 14 до 42 мм, что соответствует 25–700 «магазинным» миллиметрам.
  4. Качество съёмки и тестирование. Электронный затвор срабатывает буквально за 1/16000 с, позволяя запечатлеть хоть полёт шмеля. Есть поддержка не только 4K-фото, но и видео. Последнее получается с разрешением 3840х2160 точек и FPS на уровне 60 кадров в секунду (битрейт 100 Мбит/с). Максимальное разрешение фото - 4592x3448 точек. Фото получаются резкими с насыщенными цветами, даже можно сказать с очень насыщенными, но эту «проблему» можно решить в настройках, выбрав соответствующий режим. Интеллектуального управления вспышкой не предусмотрено, но со своей прямой задачей она справляется отлично, жаль горячей замены нет.
  5. Интерфейсы. Набор интерфейсов включает HDMI, USB/TV-выход, внешний микрофон. Есть возможность подключения проводного пульта ДУ, но лучше использовать Wi-Fi и смартфон. Да, поддержка беспроводной сети также присутствует. Коннектится камера мгновенно, проблем с совместимостью нет. Мобильное приложение реализовано как для iOS, так и Android.
  6. Автономность. Предусмотрен аккумулятор на 8,7 Втч, которого хватит на 360 снимков или на 200 фото, десять минут 4K-видео, две минуты HD-видео и с десяток двухсекундных серий в режиме высокого разрешения. Не самый лучший, но хороший результат для беззеркальной камеры.
  7. Дополнительно. Главная особенность модели - это честные 4K как в случае с фото, так и видео. Никаких тебе имитаций, цифровых декодеров и за вполне разумные деньги.
Цена Fujifilm X-T20 Kit в России - 52 000 руб.

Представленные в нашем обзоре ТОП-3 лучших беззеркальных фотоаппаратов 2017 года доказывают, что могут соответствовать качеству зеркальных конкурентов, при этот от пользователя не требуется быть профессиональным фотографом, так как чтобы им стать достаточно один раз всё настроить, переключить режим и нажать одну кнопку. Конечно, шедевра для выставки не получится, хотя и это не исключено, зато на выходе получите актуальные 4K и массу позитивных эмоций. Печалит одно - цена, но зачем переплачивать за то, что не нужно. Например, Sony Alpha A7 II - это уже полупрофессиональное решение для людей, стремящихся в фотокультуру, да и сам бренд немало повлиял на ценник. Fujifilm X-T20 Kit - «золотая середина» с множеством настроек, заявкой на профессиональные снимки со сменой объективы и замороченным управлением, которое компенсирует автоматический режим.

Таким образом, самым оптимальным вариантом для всех станет Panasonic LUMIX DMC-G7KS, который полностью оправдывает свою стоимость и позволяет просто делать качественные снимки без заморочек и тонкостей «бородатого» фотографа.

Раньше на массовых мероприятиях среди толпы выделялись профессиональные фотографы, гордо носящие большие зеркальные фотоаппараты, плюс несколько объективов в кофре. Технологический скачок привел к тому, что функции тяжелых моделей успешно выполняют маленькие беззеркалки. Чем же они отличаются и почему их так хвалят?

Переворот в мире фотографирования начался с того, что в 2009 г. компания Olympus запустила свою первую беззеркальную камеру, Pen E-P1. Это был сигнал к переменам.

Беззеркалка, или системная камера, в первую очередь привлекает внимание маленьким весом. Производители добились этого, убрав из конструкции систему зеркал, которая была тяжелой и занимала много места. В беззеркалку встроены большие сенсоры и универсальный разъем для любых объективов от зеркальных фотоаппаратов.

В конструкции системной камеры нет оптического видоискателя. Для того, чтобы кадрировать картинку используется специальный дисплей на задней панели. У самых дешевых беззеркалок нет видоискателя вообще, они просто кадрируют изображение на ЖК экране, как смартфон или мыльница. Начиная со среднего класса, у моделей появляется электронный видоискатель.

В чем выигрывают беззеркалки?

Беззеркалки называют системными камерами именно за системность, т.е. за возможность дополнить базовую комплектацию микрофонами, вспышками, объективами, видоискателями, светом.

Беззеркальные фотоаппараты обладают рядом преимуществ по сравнению со своими конкурентами:

  • помещаются даже в карман. Незаменимы на прогулках и в путешествиях;
  • имеют все режимы съемки, необходимые профессионалу. Макро, пейзажная съемка, портрет с функцией размывания второго плана и т.д. Беззеркалки удовлетворят даже спортивных репортеров, т.к. имеют режим покадровой съемки с 8-15 кадрами в сек.;
  • перед тем, как нажать кнопку, вы увидите, как будет выглядеть готовая фотография.
  • демократические цены моделей среднего класса от 50 т.р. с родным объективом. При желании, профессиональную оптику можно докупать.

К недостаткам можно отнести:

  • повышенное энергопотребление;
  • достаточное сложное многоуровневое меню. На маленьком корпусе не уместились некоторые кнопки, и их перенесли в меню камеры, что увеличивает время подготовки к фотографированию объектов в разных условиях.

Рейтинг топовых производителей из лучших беззеркальных системных камер 2016

  1. Olimpus предлагает широкую спектр беззеркалок с матрицей Micro Four Thirds, обеспечивающей отличное качество изображения. Самые популярные камеры: OM-D E-M10 и OM-D E-M1. Первая из них – участница многих выставок награждена дипломами на оптимальное соотношение качества и стоимости. Ее преимущества: классический дизайн, скорость съемки, наличие ручного и полуавтоматического управления. Модель OM-D E-M1 – создана для съемки профессиональных репортажей.
  2. Аппараты японской корпорации Fujifilm обладают особенной матрицей собственной разработки и подходящей к ней оптикой. Фотографии, снятые на камеры от знаменитого производителя отличаются резкостью всех, даже самых мелких, деталей. Fujifilm X-M1 и Fujifilm X-T1 – сильные конкуренты зеркалок. Первая модель относится к среднему классу, вторая – к преимум сегменту. Обе камеры упакованы в стильные, крепкие корпуса, не боящиеся морозов и влаги, и имеют возможность подключения к Wi-Fi.
  3. Корпорации Sony вышла на рынок беззеркалок с двумя системными камерами. Sony A6000 и Sony A7. Эргономичная модель А6000 пользуется вниманием благодаря уникальной автофокусировке 4D. Удивляет высокое разрешение картинки и возможность «прокачивать» камеру загруженными через Wi-Fi приложениями. Sony A7 камера с полнокадровой матрицей, позволяющая снимать максимально быстро. Имеет функцию высококачественной видеозаписи и беспроводной передачи данных.

Olimpus — один из самых популярных производителей системных фотокамер

Обзор цен на беззеркальные фотоаппараты

С ростом доллара и спроса на системные камеры, они потихоньку поднимаются в цене.

Совет. Судя по экспертному анализу рынка, стоимость, в зависимости от модели, повышается на 5-10% в год. Поэтому специалисты не рекомендуют откладывать запланированную покупку.

Средняя стоимость аппаратов от Olimpus – от 27-28 тыс.р.

Fujifilm предлагает модели от 32 тыс.р.

Sony – от 50 тыс.р., а Panasonic – от 53 т.р.

Если выбирать камеры по их техническим характеристикам, таким, как размер матрицы, светосила, зум, выдержка и т.д, то без профессиональной подсказки не обойтись. Лучшим вариантом будет сначала определится, для чего именно вам нужна камера, а потом выбирать беззеркалку по возможности обеспечить эти нужды:

  1. Студийная съемка.
  2. Видео-ролики для размещения в сети.
  3. Творческая фотография. Интересный сюжеты для СМИ, интернет ресурсов, баннеров и т.д.
  4. Фотографии для семейного архива, включающие отчеты по путешествиям, праздникам, походам и т.д.

Средняя стоимость беззеркальных фотокамер Sony — около 50 тыс.руб.

С таким подходом удастся выбрать именно то, что нужно вам, не переплачивая, к примеру, за высококачественное видео или наличие Wi-Fi.

Зеркальные фотоаппараты ежегодно теряют 20−30% объема рынка. По прогнозам экспертов, уже к концу следующего года мировое соотношение зеркалки и беззеркалки будет равно 50/50. И в любительском, и в профессиональном сегменте зеркальные технологии постепенно уходят в прошлое, а на смену им спешат беззеркальные камеры, последние модели которых эффективно справляются как с повседневной фотосъемкой, так и с серьёзными задачами. Безусловно, для ряда специфических направлений, скажем, фотофиксации автогонок или аэрофотосъёмки все еще используются привычные «зеркалки». Однако, учитывая темпы развития беззеркалок, в скором времени они смогут справляться и с такими задачами.

Прежде чем определиться, чем же так хороши новые технологии, давайте разберемся — что же такое беззеркалка? Это системная камера, у которой визирование происходит при помощи электронного видоискателя высокого разрешения. Отсутствие сложного оптического зеркально-фокусировочного механизма позволяет беззеркальной камере иметь малые габариты и вес и, кроме того, во время съемки оставаться практически бесшумной.

Стоит сразу уточнить, что не все маленькие камеры «без зеркала» являются беззеркалками. Отличие БЗК от компактных фотоаппаратов типа «мыльниц» в том, что они имеют съемную оптику. Это значит, что (как и в случае с зеркалкой) вы сможете подобрать объектив под свои нужды и поменять на другой в любое время. Кроме того, в беззеркалках установлены матрицы, которые соответствуют по размерам матрицам кроп-зеркальных камер. Это позволяет им, в отличие от «мыльницы», снимать кадры более высокого качества и использовать высокие значения светочувствительности.

Принцип работы

Принципиальное отличие беззеркального цифрового фотоаппарата (БЗК) от зеркального, как нетрудно догадаться, в отсутствии зеркала (даже стыдно писать настолько в стиле капитана Очевидность, но без этой фразы не получится толком рассказать об устройстве подобного фотоаппарата).

Давайте сравним зеркалку и беззеркалку. В первом случае свет проходит через линзу в объектив и падает на зеркало, которое изначально закрывает матрицу. Затем лучи проходят сквозь фокусировочное матовое стекло и попадают в пентапризму — тут изображение переворачивается на 90 градусов. Когда вы жмете на кнопку, происходит спуск затвора, и зеркало поднимается. Световой поток меняет направление и попадает на поверхность матрицы. В конце изображение считывается, обрабатывается и выводится на экран.

В беззеркальном фотоаппарате все гораздо проще: световой поток сразу попадает на матрицу. Процессор считывает этот сигнал, изображение мгновенно обрабатывается процессором и попадает на дисплей. Частота обновлений доходит до 100 кадров в секунду. Кроме того, в отличие от зеркалки, вы сможете увидеть кадр так, как он получится, еще до момента нажатия кнопки спуска затвора.


Немного истории

Сегодня потребительские беззеркалки прогрессируют гораздо быстрее зеркальных фотоаппаратов, которые, по сути, приостановились в своём развитии. Есть даже вероятность, что совсем скоро у зеркальных камер не останется преимуществ, а вся съемка будет осуществляться с помощью компактного беззеркального фотоаппарата со сменными объективами. Однако последний прошел непростой путь к своему потребителю.

Появление на рынке фототехники беззеркальных камер со сменными объективами вызвало неоднозначную реакцию, как среди любителей, так и среди профессионального сообщества. Первая модель БЗК поступила в продажу в 2008-м году, однако долгое время продажи были невысоки: еще в 2013-м году беззеркалки составляли лишь 5% от общего количества фотокамер, представленных на рынке.

В то время издание wired.com даже нарекло новые камеры «злом» — EVIL (аббревиатура от Electronic Viewfinder with Interchangable Lens — «электронный видоискатель и сменные объективы»).

В 2012-м году компания Fujifilm анонсировала первую беззеркальную камеру X-Pro1 со встроенным гибридным видоискателем. И эта новинка стала первым устройством, которое могло бы конкурировать не только с потребительской техникой, но и камерами более высокого класса — полнокадровыми зеркальными фотоаппаратами.

К 2015-м году популярность беззеркалок стремительно выросла, и они составляли уже четверть (!) всех фотоаппаратов в Европе. Многие компании, та же Fujifilm, полностью отказались от производства зеркальных фотоаппаратов в пользу БЗК.


После появления первых БЗК производители пытались решить две важные проблемы, которые не давали устройству конкурировать с зеркальными фотоаппаратами. В первую очередь, нужно было снабдить электронный видоискатель разрешением, которое не уступало бы по качеству оптическому видоискателю.

Вторая проблема заключалась в том, что контрастный автофокус, изначально применявшийся в зеркалках, в БЗК работал в два раза медленнее по сравнению, например, с фазовым автофокусом. Именно поэтому профессиональные фотографы, освещающие спортивные события или происшествия, долгое время отказывались переходить на беззеркальные фотоаппараты. Сегодня обе эти проблемы удалось решить. Так, одна из последних беззеркальных камер Fujifilm — X-T20 — имеет обновленный алгоритм, обеспечивающий максимальную скорость автофокусировки 0,06 секунды. Благодаря новому алгоритму X-Т20 может «выполнить» фокусировку на небольших освещенных участках и объектах с низкой контрастностью и мелкими текстурами (например, перьях птиц и шерсти животных). Скорость системы контрастной автофокусировки охватывает почти 85% кадра. Кроме того, почти 40% площади кадра охвачено пикселями фазового автофокуса для съемки совершенно разных сцен. А датчики фокусировки, которые находятся непосредственно в плоскости матрицы, исключают бэк и фронт фокус.


Пример съемки на Fujifil X-T20

Какие плюсы?

Сегодня беззеркалки прочно заняли свою нишу — камер, одинаково хорошо выполняющих функции высококачественной любительской съемки и даже профессиональных задач. Именно БЗК становятся основными конкурентами зеркальных фотоаппаратов, и последние модели ведущих компаний уже имеют ряд существенных преимуществ перед ними. Попробуем рассмотреть некоторые из них.

В первую очередь, это одно из упомянутых выше особенностей — отсутствие зеркала (да, да, капитан Очевидность снова с нами). Зеркалки стали популярными, потому что с их помощью можно было точно кадрировать через объектив, а также они были легче, чем среднеформатные камеры. Но в процессе съемки зеркало движется, создавая лишнее трясение камеры. Кроме того, есть и очевидный минус: вы не видите сам момент съемки, так как зеркало закрывает матовый фокусировочный экран, и в видоискателе картинка пропадает.


Второй не менее важный плюс беззеркалок — качественная видеосъемка. С точки зрения видео многие зеркалки не самый удачный вариант, а вот их конкуренты нередко могут похвастаться HD-качеством. Например, Fuji X-T20 записывает видео высокой четкости в формате 4K и в формате Full HD (1920 x 1080). Также во время съемки этой камерой вам доступна ручная регулировка экспозиции, диафрагмы и чувствительности ISO. А возможность «имитации пленки» позволяет создавать разные эффекты: с помощью Classic Chrome можно создать ощущение документальной съемки с приглушенными цветами и богатой тональностью, а включив ACROS, — сделать потрясающие монохромные кадры с плавной градацией тонов и глубоким черным цветом.

Еще один очень важный момент для ряда съемок — шум камеры. Звук затвора у зеркалок достаточно громкий, и в некоторых случаях (например, на природе) это может помешать съемке. Беззеркалки же, наоборот, очень «тихие»: X-T20 оснащена бесшумным электронным затвором со скоростью срабатывания до 1/32 000 секунды. Бесшумная работа камеры обусловлена отсутствием движущихся механических деталей, поэтому вы сможете естественно фотографировать спящих детей или животных.


Кроме того, в X-T20 есть поддержка Wi-Fi, которая позволяет управлять различными функциями дистанционно через смартфон или планшет. Это очень удобно во время съемки групповых фото, автопортретов и съемки животных в их естественной среде обитания. Получившиеся снимки можно, выбирать и передавать на смартфон сразу же.

И, возможно, не самый важный, но несомненно приятный плюс беззеркальной камеры — это ее габариты и вес. Размеры все той же Fuji X-T20 — 118,4 мм x 82,8 мм, а вес с учетом батареи и карты памяти (без объектива) — всего 383 грамма. Зеркалку таких размеров просто не найти. А за счет меньшего количества движущихся частей в корпусе камеры повышается надежность беззеркалки.


И еще кое-что

Также можно выбрать режим Advanced SR AUTO. После этого камера будет автоматически выбирать оптимальные настройки автофокусировки и экспозиции из 58 предустановок, например, «Пейзаж», «Ночной пейзаж», «Пляж», «Закат», «Голубое небо», «Портрет», «Движущийся объект» и другие. А вам нужно будет лишь нажать кнопку спуска затвора.

При этом беззеркальная фотокамера точно так же, как и зеркальная, дает возможность выбора подходящих параметров при помощи объектива. На сегодня в линейке объективов FUJINON X-Mount насчитывается 24 разные модели — от сверхширокоугольных до телеобъективов, в том числе пять премиальных светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Кроме того, парк оптики постоянно расширяется и пополняется новыми объективами.


Итог

Безусловно, появление новых компактных и легких фотоаппаратов, которые успешно справляются с большим количеством задач, в будущем может стать хорошей альтернативой зеркальным фотоаппаратам. Очевидные преимущества уже налицо: возможность увидеть картинку с настоящей экспозицией и глубиной резкости, отсутствие фронт/бек фокуса, а также легкий вес, появившийся благодаря простой конструкции.

А все новые дополнительные функции камер и постоянно расширяющийся парк оптики, возможно, склонят на свою сторону даже «консерваторов» фотографии.