Достижения и парадоксы цивилизации древней греции. Самые известные достижения ученых древней греции Основные достижения древней греции таблица

Цивилизация эпохи эллинизма

Пока Афины и Спарта отстаивали свою свободу в битвах против персов, а потом боролись между собой, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство Македония . В 338 г. македонский царь Филипп II в битве при Херонее победил войско греков, чем положил начало покорению Греции. Одни полисы он брал убеждением, другие подкупом, третьи военной силой. Положение греческих полисов усложняла внутренняя борьба между демосом и знатью и внешняя угроза со стороны персов. Побежденные греки поклялись Филиппу в верности и признали его предводителем в борьбе против персов, после чего Филипп создал всегреческий союз полисов. Дело отца продолжил его сын Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). В результате его военных походов против персидский державы была создана обширная мировая империя, которая включала Грецию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, часть Индии, простираясь от Дуная до Инда и от Кавказа до Египта. Только внезапная смерть помешала Александру захватить Аравию и Северную Африку. Империя Александра Македонского способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политических и экономических традиций на обширные территории, - локальная цивилизация приобрела черты мировой . Однако эта империя была недолговечной и вскоре после смерти Александра распалась на ряд эллинистических государств: Вифиния, Пергам, Каппадокия, Понт, Этолийский союз, Ахейский союз, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Эпоха эллинизма длилась три века. Но за столь короткое время молодые эллинистические государства успели стать проводниками греческой цивилизации на Ближнем Востоке и восточных цивилизаций в Греции. В различных вариантах синтеза с преобладанием как греческих, так и ближневосточных элементов заключалась сила и, одновременно, слабость эллинизма. Разнообразие стимулировало прогрессивные поиски нового. Однако, именно в силу этого, острота развивающихся противоречий оказалась непреодолимой. Причиной гибели эллинистических государств была не только их внутренняя нестабильность и взаимные войны, но и растущие амбиции молодой Древнеримской цивилизации, с III в. до н.э. начавшей наступление на эллинистический мир, завершившееся завоеванием в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государства Птолемеевского Египта.

Роль Древнегреческой цивилизации в истории человечества велика, сложна и многопланова. Это был не только мощный цивилизационный прорыв. Древняя Греция выступила своеобразной исторической мастерской, где были созданы многие заготовки, получившие свою дальнейшую обработку и совершенствование в пределах последующих цивилизаций. Демократия и частная собственность, свобода человека т гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Не случайно, в истории Европы понятие возрождение связано с Античностью, с Древнегреческой цивилизацией. Люди последующих веков искали в ней точку опоры для дальнейшего развития духовного мира человека, науки и культуры, ибо важнейшее достижение Древнегреческой цивилизации расцвет человеческой личности.


Именно первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления как типа миропонимания. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Именно они, осознав значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этика и география, психология и тригонометрия, физика и анатомия эти и многие другие науки обязаны древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями. Древняя Греция родина многих концептуальных идей, ставших сегодня научной истиной: атомарное строение материи, вращение Земли вокруг своей оси, планет вокруг Солнца и др. Но в наш сегодняшний мир вошли и многие их конкретные изобретения. Трудно поверить, но первый будильник изобрел Платон, а современный счетчик такси имеет своим прообразом механизм, созданный александрийским механиком Годоном.

Уникален вклад Древней Греции в мировую культуру и искусство. Сегодня в наших магазинах рядом с книгами Толстого, Набокова, Хемингуэя можно увидеть Илиаду Гомера и стихи Сапфо. И мы воспринимаем их как естественную часть нашей современной культуры. Древняя Греция дала миру театр, жанры трагедии и комедии. Их лучшие образцы до сих пор не сходят со сцены, и многие поколения открывают в трагедиях Эсхила и Софокла, комедиях Аристофана свой сокровенный и сугубо современный им смысл. Архитектура, скульптура и живопись Древней Греции давно уже вошли в сокровищницу мировой культуры, в ряд ее высших образцов, к которым равно относятся и храм Афины-девы Парфенон, и Дискобол Мирона, и Афродита Киндская Праксителя, и Ника Самофракийская - символ ликующей победы. Говоря о древнегреческом искусстве, мы часто употребляем слово впервые. В первой половине V до н.э. живописец Полигонт первым преодолел архаическую плоскостность и скованность изображений. Его многофигурные композиции создавали иллюзию глубины пространства. Мирон первым в скульптуре сумел передать момент перехода тела от одного движения к другому. Первым живописцем в современном смысле слова, применившим светотень (основу, на которой развивалась живопись нового времени), был Аполлодор Афинский. Но, наверное, самое главное, что дала нам Древнегреческая цивилизация это тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным. Не скрывая от самих себя трагической изнанки бытия, греки обладали удивительной способностью радоваться жизни, видеть и воспевать ее красоту.

Древняя Греция : Создан идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека. Греческая мифология знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было, как не было и огромной пропасти между ними. Была этическая система. право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов. Понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в ДГ. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т.е. музыкален. Эстетика доминирует над этикой. Гражданин полиса сходит на нет. Появляется «чувство мировых просторов».

Цивилизационные : дороги, мосты, водопроводы, общегреческий рынок, города-государства, чеканная монета, развитые науки, республиканский строй правления, демократические принципы, отмена долгового рабства, конституция, Множество теорем, легших в основу современных наук.

Культурологические : эпос о Троянской войне, Театр для музыкальных и поэтических состязаний во время Панафинейских празднеств; великолепный храм Афины-Девы – Парфенон; восстановлен драгоценный портал Пропилеи; храм Афины Полиас – градохранительницы, хоровое пение, ансамбль афинского Акрополя, «Илиада» «Одиссея». торжественный или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы. любовная лирика. Зародился роман. 5 дошли до нас целиком: «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Бурное развитие архитектуры, тяготеющей к гигантским размерам. «Лаокоон» скульпторов Алессандра, Полидора, Афинадора.

Древний Рим : В отличие от предыдущих цивилизаций, Рим ориентируется на запад. Отважные мореходы и опытные торговцы. В религии большую роль играют божества смерти.

Цивилизационные : Архитектура хотя и была похожа на греческую, отличалась по методике строительства: камень на фундамент, каркас из дерева, стены из кирпича. Скульптура из терракоты. Дороги, акведуки, термы (бани), ипподромы. на форуме (центр.площадь) расположены общественные здания. Римская республика и римское право стали примером для последующих поколений. Все преклонялось перед государством. Создается аналог парламента.

Культурологические : Передача индивидуальных черт людей. Не было человеческих жертвоприношений. Ораторское искусство входит в систему образования. Философ: Тит Лукреций Кар – учение о первичных элементах (атомы и пустота). Марк Туллий Цицерон «О природе богов». Марк Аврелий. Статуя на коне. – образец для последующих европейских конных монументов. Поэзия жанрово разнообразна: нравоучительная, боевая, философская и любовная. Античный римский роман продолжает развивать жанр греческого приключенческого авантюрного романа. «Сатирикон» Петрония «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея.

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления , и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности , стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия , исключавшая деспотическую власть, позволила Грекам в полной мере наслаждаться духом свободы , которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ жизни древних греков нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у них игра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро , которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово «правда-справедливость», т.е. она выходила за границы «правды-истины», верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Демокрита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания . включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Псе виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет «греческое чудо».

Практически во всех областях греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевс — владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон — покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) — бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом солнца был Гели ос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, наибольшее число обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир. во владения бога Аида (Гадес, Плутон).

Помимо названных, греки имели много других богов. Им нравилось придумывать все новых богов, и они делали это с увлечением. В Афинах они даже поставили алтарь с посвящением: «неизвестному богу». Однако в придумывании богов эллины были не слишком оригинальны. Такое наблюдалось и у других народов. Настоящая их оригинальность заключалась в том, как они относились к своим богам.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов . Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок , предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

В отличие от богов других народов они ан тропоморфны, хотя в далеком прошлом и у греков были зооморфные божества. Некоторые греческие философы заявляли, что люди сами измыслили себе богов по своему подобию, что если бы звери решили бы сделать то же самое, их боги были бы подобны им самим.

Плавное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Однако их божественная красота считалась вполне достижимой и для человека. Во всем остальном мир богов был похож на мир людей. Боги страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились межу собой, вредили и мстили друг другу и т.д. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого преклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит все тот же миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов богам, похитив у них огонь и подарив его людям.

Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Лидер афинской демократии Пе- рикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих сограждан в правоте своей точки зрения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия.

Особое своеобразие имеет греческая мифология. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими липами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию «религией красоты».

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Еше более многозначительно звучат слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры — и я переверну весь мир». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

Эволюция Древнегреческой культуры

Доклассические периоды

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.).
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).

Эгейская культура

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Ми- носа, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова. Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Ми- носа. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-двореп являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплаапялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые г робницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIIJ вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы», одна из которых — «гробница Агамемнона» — включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись , о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Гомеровский период

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Период архаичной культуры

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления — монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма , ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции — храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и паука. Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура , покоящаяся на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт — Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

Классический период и эллинизм

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис, в котором таится главное объяснение «греческого чуда». становится одной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу — выдающемуся политическому деятелю древности.

В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие, которое еще более усиливается после победы над персами. Основой экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла — в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, и как следствие наблюдается стремительное расширение обмена и торговли. Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье. С Афинами оживленно торгуют Египет, Карфаген, Крит, Сирия, Финикия. В широких масштабах ведется строительство.

Высочайшего уровня достигает . Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии - рационализма , действительным создателем которого стал Платон. У последнего рационализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии - эмпиризма . согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки — математика, медицина, история.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гип- подам — архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Плутарх, писавший о своих впечатлениях об Акрополе, отмечал, что в него входили здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте».

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма- предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом. Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство. Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Еше одна его статуя — статуя Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 9м — изображала богиню в шлеме с копьем и воплощала военную мощь Афин. Помимо названных творений. Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»; Мирон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлет — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп. Первою из них прославила прежде всего статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханки в танце». Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником. Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания.

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял прежде всего Пиндар. не принявший афинскую демократию и выражавший в своем творчестве ностальгию по аристократии. Он также создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил, который, как и Пиндар, не принял демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.

В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».

В искусстве Еврипида — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным. С одной стороны, она привлекала его ценностями свободы и равенства. В то же время она пугала его тем, что позволяла неразумной толпе граждан по своему настроению решать слишком важные вопросы. В трагедиях Еврипидалюди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развивается комедия , «отцом» которой является Аристофан. Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского. где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то. что именуется культурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по- прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений. Значительные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимнасии и т.д. В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тыс. свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани острова Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.

В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.

Древняя Греция оказана огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.

Культура древней Греции еще имеет второе название - античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура Древней Греции считается феноменом в мировой культуре, которая была очень своеобразной и по-своему неповторимой. Мы знаем огромное количество греческих мыслителей, которые внесли огромной вклад в развитие такой науки, как философия. Например, древнегреческий мыслитель Демокрит отрицал существование богов. Интересно то, что он первым создал древнегреческий календарь. Также всем известен величайший древнегреческий философ и мыслитель – Сократ. Он считал, что истина рождается во время споров, когда каждый человек высказывает аргументировано свою точку зрения.

Философия : Фалес – древнейший из философов - заложил основы математики, Анаксимандр – создал первую геометрическую модель Вселенной; Анаксимен – пришел к выводу, что первоэлементом Вселенной является воздух, сгущаясь, он образует воду, землю и другие вещества; Гераклит – открыл закон движения и борьбу противоречий как его главный источник, впервые разработал принципы диалектики; Демокрит – автор атомистической картины мира; Сократ – создал учение о познаваемости; Платон – утопическую теорию идеального государства, он признал существование иного мира, помимо земного несовершенного мира; Эпикур – призывал к самосовершенствованию человека, которое дает спокойствие и невозмутимость души; Аристотель – учение о государстве и др.

В Древней Греции зародилась история основателями которой считаются Геродот и Фукидид.

В литературе древние греки также достигли определенных вершин. Особенно популярны в литературе античности были гомеровские поэмы, которые складывались на основе документальных источников. Стихи писались в ярко выраженном эпическом жанре. Также свое место имело развитие музыкального искусства. Так называемые аэды исполняли различные лирические песни на различных торжествах правителей.

Литература: Гомером написаны поэмы«Илиада» и «Одиссея»; Эсхил – «отец трагедии» - «Прикованный Прометей», «Персы» и др.; Софокл – трагедии «Царь Эдип», «Электра»; Еврипид – трагедии «Медея» и др.; Аристофан – комедии «Золотой осел» и др.



Что касается развития архитектуры , то древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня. Они не были сильно вычурными, а, наоборот, на первый взгляд были похожи на жилые дома, только более привлекательные.

Архитектура : крито-микенский период: Кносский дворец (Лабиринт); доклассический период: формирование двух основных стилей: дорического и ионического; классический период: V в. до н.э.- «золотой» Афинский акрополь: Пропилеи, Парфенон (посвящен Афине), Эрехтейон (Афине и Посейдону).

В период античности активно развивалась монументальная скульптура . Огромное количество скульптур известны нам и на сегодняшний день - это Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Гермес с младенцем Дионисом и многие другие.

Скульптура: Фидий – статуя Зевса в Олимпии; статуя Афины; Пракситель – статуя Гермеса, Афродиты и др.; Лисипп – статуи Геракла и др. Идеальные человеческие тела, мрамор.

Театр: Главными видами представлений стали трагедия и комедия. Здесь разбирались вопросы морали, политики, идеологии.. Созданы произведения величайших драматургов - Эсхила, Эврипида, Софокла, Аристофан , которые до сих пор не сходят с театральных подмостков. Возникновение терминов: сцена, оркестр, театр и др.

Олимпийские игры известны на весь мир, они имели огромное значение для всей Греции. Соревнования носили не только спортивный, но и религиозный характер. Прежде, чем принимать участие в состязаниях, участники должны были доказать всем, что они упорно, с огромной ответственностью подошли к подготовке к соревнованиям. Стадион, на котором проходили соревнования, была очень массивным и выразительным. Считалось огромной честью и великим достижением принять участие в этих соревнованиях. Хронологический отсчет Олимпийских игр принято считать с 776 г. до н.э.

Культура древней Греции составляет огромное количество прекрасных и неповторимых вещей, которые известны всем и на сегодняшний день, также античность внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.


Таблица 17

Греко - римский пантеон Богов

Достижения Древней Греции восхищают и поражают. Овеянная романтической дымкой Эллада является прародительницей современной архитектуры, поэзии, драматургии, философии, медицины. Её великое наследие на протяжении столетий подпитывало всё лучшее, что было в Древнем Риме, Византии, европейских государствах.

Именно на землях Балканского полуострова были заложены основы тех наук, которые расцвели в наше время. Основные философские представления о мире сформировали такие философы как Сократ, Платон и Аристотель. Любая отрасль знаний уходит своими корнями в страну олимпийских богов и мифологических героев. То же самое можно сказать об искусстве и архитектуре.

Поэзия в Древней Греции

Одним из самых популярных поэтов Эллады являлся Гомер. Именно он создал знаменитые "Одиссею" и "Илиаду". В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне , в основу которой была положена кровавая междоусобная борьба между греческими городами.

Своё произведение Гомер создал в VIII веке до н. э. Описываемые же им события относятся к XIII веку до н. э. Долго считалось, что поэт древности всё придумал. Однако немецкий археолог Генрих Шлиман в конце XIX века обнаружил развалины Трои. Тем самым древнегреческий поэтический шедевр приобрёл иное историческое значение.

О самом Гомере известно очень мало. Легенды повествуют о нём как о слепом бродячем певце. Некоторые учёные придерживаются мнения, что это собирательный образ. То есть был не один человек, а несколько поэтов, творчество которых дошло до нас под одним именем.

Из не затерявшихся в веках поэтов также можно назвать Гесиода. Жил он в VIII-VII веках до н. э. Известен своей поэмой "Труды и дни". Она воспевала крестьянский труд. Большой популярностью в наши дни пользуется древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо). Жила в VII-VI веках до н. э. Её стихи были посвящены любви. Жила эта женщина на острове Лесбос .

Историки Древней Греции

Если бы не было историков Древней Греции, то о многих событиях мы могли бы только догадываться. Отцом истории считается Геродот . Жил этот человек в V веке до н. э. Именно он описал греко-персидские войны , а также историю Египта и Персии.

Этот историк впервые упомянул скифов и рассказал об их жизни. Данная информация чрезвычайно полезна для россиян. Ведь скифы жили на тех землях, где впоследствии возникли славянские поселения.

Следует сказать также об историке Фукидиде (жил примерно с 460 г. до н. э. по 400 г. до н. э.). Он написал трактат "История", посвятив его Пелопоннесской войне. Данный труд считается величайшей работой древности.

Наука

В древнегреческой науке доминирующее положение занимали Архимед и Пифагор. Архимед (жил примерно 287-212 гг. до н. э.) не только открыл закон, который носит его имя, но также написал труды по гидростатике, а математику сделал прикладной наукой.

Этот грек был выдающимся изобретателем. Когда на его родные Сиракузы (город на Сицилии) напали древние римляне, он организовал оборону, используя специальные инженерные средства. Это позволило городу долго отражать вражеские атаки.

Что касается Пифагора (жил в VI веке до н. э.), то он внёс большой вклад в математику, философию и политику. И, конечно же, доказал свою знаменитую теорему о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов в прямоугольном треугольнике. Её уже сотни лет изучают во всех школах мира.

Три великих философа в Лувре
Слева направо: Платон, Аристотель, Сократ

Философы

Одним из самых знаменитых философов Древней Греции считается Сократ (жил примерно 470-399 гг. до. н. э.). Он стал эталоном мудрости для последующих поколений и эпох. Его учеником был не менее известный философ Платон (примерно 427-348 гг. до н. э.). Он оставил такие выдающиеся труды как диалоги Тимей и Критий . В них упоминается Атлантида , исчезнувшая с лица земли в результате природного катаклизма.

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он обладал обширными всесторонними знаниями и написал труды по астрономии, биологии, математике. Этот человек являлся учителем Александра Македонского .

Древнегреческий театр

Рассуждая о достижениях Древней Греции, нельзя обойти внимание древнегреческий театр. Следует заметить, что театр имел очень большое влияние на древних греков. Зародился он на празднествах, посвящённых богу веселья и виноделия Дионису.

Празднества отмечались по всей Элладе в начале января. А начинались они с жертвоприношений Дионису. К алтарю несли фрукты, вино, вели обречённых на заклание животных. Сопровождалось всё это танцами, хороводами. Практиковалось и хоровое пение. Оно славило Зевса и Диониса.

Акробаты (изображение на древнегреческой вазе)

Постепенно на этих празднованиях и зародился театр. А в переводе с греческого слово "theatron" означает "место для зрелищ". Слово сцена, по-гречески "skena", переводится как "площадка для представлений". А вот оркестр "orchestra" означает "место для танцев".

Театральная трагедия "tragodia" буквально переводится как "козлиная песня". Это лишний раз доказывает, что театр напрямую был связан с языческими праздниками и жертвоприношениям животных.

Постепенно весёлые празднования начали превращаться в театральные представления. Появились актёры, произносившие заранее заученные тексты. А сами тексты становились всё более сложными, и потребовалась помощь драматургов.

Таким древним драматургом являлся Эсхил (525-456 гг. до н. э.). Именно он превратил трагедию в драматический жанр. Другим известным драматургом являлся Софокл (496-406 гг. до н. э.). Он написал знаменитые трагедии "Царь Эдип", "Электра", "Антигона". Выдающимся театральным реформатором стал Еврипид (480-406 гг. до н. э.).

Древнегреческий театр

Устройство древнегреческого театра

Театр обычно строился в низине, окружённой холмами. Рельеф Греции чрезвычайно гористый, поэтому холмов и низин там хватает. В выбранном месте возводился амфитеатр. В центре делался орхестр - площадка круглой формы для хора. Сразу за площадкой устанавливалась сцена. А всё остальное место вокруг занимали места для зрителей, уходящие вверх ступенями.

Такое устройство древнегреческого театра создавало идеальную акустику. Любой зритель прекрасно слышал реплики актёров. А ведь подобные театры вмещали десятки тысяч человек.

Играли на сцене только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Во время игры надевали на лица маски. Те характеризовали внутреннюю сущность персонажей. Маски были трагические, комические, злодейские.

Скульптуры Апполона и Венеры, выполненные по правилу золотого сечения

Религия в Древней Греции

Религия играла чрезвычайно важную роль в жизни древних греков. Те верили, что миром правят бессмертные и всесильные существа. Называли их богами, а жили они на горе Олимп. Находилась та на севере Греции.

Главными богами считались громовержец Зевс, его жена Гера, богиня любви Афродита, бог солнца и покровитель искусств Аполлон, бог морей Посейдон, богиня справедливой войны и мудрости Афина. Всё это было отражено в греческой мифологии. Представляла она собой собрание легенд о деяниях и жизни богов и смертных героев. Эти мифы являются чрезвычайно увлекательным наследием седой древности.

Чтобы выразить почтение богам, греки строили храмы. Города соревновались между собой, стремясь построить более богатые, большие и величественные сооружения. Внутри храма помещали статую бога, которому храм был посвящён. В подобных зданиях часто хранилась городская казна.

Древнегреческий скульптор за работой

Архитектура Древней Греции

Достижения Древней Греции ярко проявились в архитектуре. Греческие мастера в своей деятельности использовали правило золотого сечения . Оно заключается в делении на две части отрезка любой длины особым способом. Если взять какой-то отрезок АС и поделить его на больший отрезок АВ и меньший отрезок ВС, то отношение АВ к ВС должно равняться отношению АС к АВ.

Данное правило позволяло добиться в архитектуре идеальных пропорций. Недаром же греческий стиль называют классическим. Своё повторение он нашёл при строительстве Санкт-Петербурга во времена Петра I . Многие здания в имперской столице были построены как копии лучших древнегреческих шедевров.

Верхом архитектурного совершенства был храм Парфенон в Афинах. Посвятили его богине Афине, а возвели в афинском Акрополе во второй половине V века до н. э. Основное строение окружили 46 колоннами, а за колоннадой на стенах сделали рельефный фриз (орнамент). В этих работах принимал участие выдающийся скульптор Фидий (490-430 гг. до н. э.). Именно он создал статую Афины, выполнив её основные элементы из слоновой кости и золота.

Древние греки являлись первоклассными мастерами. Они достигли выдающихся достижений в области архитектуры. Что-то они позаимствовали у других народов, но при этом создали собственный уникальный стиль, отразив в нём своё понимание красоты.