Применение и использование природных материалов. Природный материал и его виды. Заготовка, подготовка к работе и хранение разнообразного природного материала. Поделки из кожи

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.

Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

Керамика -- изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом - на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Богатство цветовых оттенков дерева, разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню,черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево - конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево - материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.

Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени (до первого снегопада). Мастерить же можно и долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о природных материалах.

В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Но некоторые растения, которые вы найдете на этом сайте, встречаются только за пределами России, поэтому, путешествуя на каникулах, не забывайте о своем хобби. Не стесняйтесь попросить ваших друзей и знакомых привезти из зарубежных поездок необходимые для творчества заготовки. Коллекция разнообразных природных материалов позволит вам смело фантазировать, создавать новые оригинальные поделки.

Прежде чем приступать к заготовке, нужно обязательно узнать, как и когда собирать, где хранить и чем предварительно обрабатывать тот или иной материал.

В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму, сморщиться и потерять внешнюю привлекательность.

Заготовить некоторые природные материалы можно, даже не выходя из квартиры, если вы будете оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и папайи и других обычных и экзотических плодов.

Всюду, где бы вы ни находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных природных материалов для создания интересных поделок. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе! Это - шишки и орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские раковины.

Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы все в лесу и поле будет занесено снегом и вы уже не сможете отыскать желудь для задуманной поделки. Кроме того, надо учитывать и неизбежные отходы - испорченные в процессе работы материалы.

Отправляясь на каникулах или в выходные в поездки и походы, обязательно возьмите с собой небольшую пилу-ножовку, острый нож, туристский топорик и большую корзинку или сумку для находок.

Для поделок, представленных на сайте Сделай САМ , вам понадобятся следующие природные материалы:
ШИШКИ : еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;
ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);
КАШТАНЫ : сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;
ОРЕХИ : фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой), кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;
КОСТОЧКИ : персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;
ДРЕВЕСНЫЕ ГРИБЫ : березовые, еловые, осиновые, сосновые, дубовые;
ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;
КОРНИ деревьев и кустарников;
КОРА деревьев: сосновая (старая - толстая и молодая - тонкая, золотисто-красная), дубовая, еловая, осиновая и кора березы - береста;
ЛУКОВИЦЫ растений;
КЛУБНИ растений (например, картофеля);
КОЖУРА лука репчатого и чеснока;
СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков
СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;
ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);
РАКУШКИ речные и морские;
РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;
РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;
ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;
МХИ и ЛИШАЙНИКИ : разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей), кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.

былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия , матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу .
Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.Природа учит, воспитывает . Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".
Человек - хозяин своей земли , именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки , широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.
Все природные материалы можно разделить на две большие группы : растительные и минеральные . К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен , поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.
При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.
Хранение природного материала не представляет трудности . Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.
Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом . Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом .
Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе . Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке .

Полина Легостаева

Природные материалы – это самые доступные материалы , которые только можно придумать. В детском саду очень часто используют природный материал для изготовления различных поделок. Причем, сбор природных материалов – это еще и очень полезное времяпрепровождение. Так на обычной прогулке со своим ребенком очень легко вовлечь его на поиски «сокровищ» . Безусловно, вашему чаду будет интересно, а самое главное, познавательно собирать, находить интересные на вид листики, замысловатые палочки, разные по величине шишечки. Одно это уже привносит незаменимый вклад в развитие ребенка . Ведь в процессе такого труда дети познают мир, познают природу в самых её мелочах .

В группах раннего развития применение и использование природного материала отличается своей простотой и несложностью от поделок, которые изготавливаются в более старших группах . Дети раннего развития пока еще не способны выполнять сложные работы, так как у них еще не достаточно развито воображение , не так богат словарный запас. Поэтому основной упор при работе с природным материалом в таких группах приходится на тактильные ощущения детей. Рассматривая и ощупывая листочки и шишки, поглаживая камушки, дети развивают художественный вкус , творческое воображение, проявляется нестандартность взгляда на обычные вещи. Работая с природным материалом , ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, конструкторские способности, координация движений, сноровка, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

Занятия с природным материалом обычно проводят в первой половине дня. Это дает возможность достаточно быстро заинтересовать ребенка и вовлечь его в работу. В группах раннего развития достаточно сложно работать со всеми детьми одновременно. Поэтому оправдано использовать подгрупповой метод работы : брать 3-5 детей, что позволит видеть каждого ребенка и тем самым легче будет осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят. Еще одна особенность занятий с малышами – это временные рамки : максимальное время проведения творческих работ не более 10 – 15 мин. Это связано с тем, что ребятишки быстро устают, у них теряется интерес, рассевается внимание. Так же в группах раннего развития не следует проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Только лишь в этом случае творчество принесет полезные результаты, а неподдельный интерес ребенка к данному виду ручного труда будет являться основой формирования положительного отношения к труду в целом.

А теперь рассмотрим некоторые виды растительного материала , наиболее часто используемые для поделок в детском саду.

Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.

В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные , грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Скорлупа грецких орехов используется для поделки лодочек , тележек, черепах, жуков и т. п. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал для изготовления лапок лесных зверьков, кулачков лесных человечков. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных (голова петушка, зайца и т. д.)

Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол.

Плоды дуба – желуди бывают разной формы и величины. Они созревают в сентябре – октябре, и рекомендуется их собирать, когда они созрели и падают. Для изготовления игрушек используют сами желуди и чашечки (плюски, на которых они держатся. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала . Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, причем голову можно смастерить из маленького желудя, а туловище - из продолговатого.

Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки : рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны , ели, сирени.

Корни иногда своими причудливыми формами напоминают животных или части их тела. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек, При сборе этого материала нужно напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья также можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом.

Из семян клена и ясеня можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца. Из семян кабачков, тыквы, арбуза и дыни можно изготовить красивую аппликацию. Собирать семена лучше осенью.

Можно отметить общую схему последовательности изготовления поделок :

1)Рассматривание и анализ образца игрушки.

2)Установление поэтапной последовательности ее изготовления.

3)Выбор способа соединения частей игрушки.

4)Подбор материала и инструментов .

5)Изготовление игрушки.

6)Анализ и оценка поделок.

Подвести итог своей беседы, я бы хотела словами В. А. Сухомлинского :

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Творческие занятия с природным материалом в группах раннего развития

Легостаева Полина

г. Великий Новгород

МАДОУ №72 «Светлячок»

Работа с природным материалом

на занятиях объединения « Природа и дизайн» художественно-эстетического направления

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЭБЦ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является условием развития гармонично развитой личности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание многие педагоги. А.С. Макаренко указывал, что такие материалы как глина, дерево, бумага, ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создает ценности и культуру. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.

Оборудование:

1. цветочная пена «оазис»;

2. клеевой пистолет;

3. стержни;

4. скотч;

5. щипчики или секатор;

6. ножницы или нож;

7. вазы, кашпо, кувшины, горшки;

8.природный материал (ракушки, камушки, шишки, орехи, ветки кустарников, листья деревьев, стеклянные шарики, ткань, фрукты);

9. бусины, статуэтки (мелкие аксессуары).

Ход мероприятия

Педагог: Что делает наше жилище красивым? Ну, разумеется, в первую очередь – ремонт. Затем удобная красивая мебель. Кто-то предпочитает простор создавая ощущение объема и воздушности за счет малого количества мебели. Кто-то любит лабиринты узких тропок проложенных между бесчисленными антикварными шкафами и сервантами. Но у всех этих интерьеров есть одна общая черта они наполнены всевозможными мелкими и не очень сувенирами, безделушками, статуэтками, украшениями которые может быть не слишком хорошо сочетаются между собой, за то предают жилье уют и в них наглядно проявляются характеры собравших их людей.

Удивительно, но, как правило, такие украшения так или иначе связанны с цветами. Даже в домах тех людей которые по каким либо причинам не держат живых растений. Наверное потому что в душе каждого горожанина тихо тлеет тоска о живой природе от которой человечество с каждым годом отделяется все дальше. Это всевозможные вазы, чаши, корзинки для цветов. И сами цветы – большие охапки срезанных цветов, маленькие букетики одиночные цветы и конечно же сухие травы, палки – коряги, искусственные композиции

Ели вдуматься, то флористика как прикладная наука декоративной работы с цветами – непосредственное следствие глобальной индустриализации. Хотя традиции составления букета и композиции из цветов насчитывают века. За это время успело сформироваться три основных направления Японская, Китайская и Европейская.

Наиболее древний принцип – это параллельная техника при которой стебли цветов располагаются в тугой связке параллельно. Для такого букета очень важно правильно выбрать цветы. Это как правило цветы с красивыми ровными стеблями. Букет может декорироваться лентой или шнуром, являющимся гармоничным штрихом композиции.

Второй принцип – это радиальная техника или техника спирали. Она дает возможность составить более объемный букет используя разные растения. Важно что бы в готовом букете стебли цветов были сложены строго по спирали с одной точкой связки.

Оформление букета ли цветочной композиции могут облегчить следующие приспособления применяемые профессиональными флористами. И весьма полезными для них.

    цветочная пена «оазис». Существует множество уже готовых основ, что-то вроде готовых «скелетов» для букетов классической формы, предназначенных для конкретных случаев, вроде букета невесты. А можно купить простой «брусок» пены и использовать его в меру своей фантазии «Оазис» зеленого цвета применяется для живых цветов, готовой композиции требует регулярного полива. Коричневого цвета – для композиций из сухостоя;

    клеевой пистолет и стрежни к нему. Совершенно незаменимая вещь, чтобы закрепить отдельные элементы композиций;

    скотч для флористов;

    флористический нож, секатор, ножницы. Можно обойтись имеющимися в доме;

А дальше в ход идут разнообразные безделушки естественным образом накапливающиеся в каждом доме, практическая любая мелкая дребедень. Стекло, прозрачное или цветное, разных форм. Форфор. Керамика гладкой грубой фактуры. Металл, от простых серебристых ведерок, до старых латунных кувшинов, покрытых патиной времени. Ткань. Выбеленное дерево. Стеклянные шарики, камушки, ракушки привезенные с моря. Еловые, сосновые, кедровые шишки. Грецкие орехи, мандарины.

Конкретный результат зависит только от Вашей фантазии.

Технологическая карта по составлению букета.

Составила: педагог доп. образования Кузнецова Л.А.

Этап

Оборудование

Технология

1. Выбор вазы, кашпо, горшка

зарисовка эскиза.


Любая емкость или сосуд под букет

Выбираем подходящий сосуд или емкость

2. Подбираем сухой материал по размеру выбранной емкости .

1. Сухоцветы (сорго, черная просо, бессмертники, цинирария, гипсофила,).

3. Оазис.

1. Вкладываем оазис в сосуд.

2. Оранжируем сосуд сухоцветами.

3.Доводим букет до цветовой гаммы .

1. Краски (акриловые аэрозоли, блески, искусственный снег).

3. Клеевой пистолет.

1. Сбрызгиваем букет аэрозолью.

2. Приклеиваем декоративные элементы.

Основные правила составления букета или композиции

1. Характерные элементы композиции

объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

2. Построение всей композиции на контрастах так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

3 . Необходимо соблюдать ограничения

(не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

4. Если в композиции много элементов , их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

5. Следует обеспечить свободное пространство между группами , чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

6. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

7. В соответствии с правилом золотого сечения , наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3

от края композиции.

8. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

9. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых,

легких, светлых.