Как украсить собственный дом или баню с помощью художественной резьбы? Деревенская утварь. Туеса и Ковши Резные ковши из дерева

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.

Особенности древней посуды

Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Какой использовался материал

Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.

Ковш

Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.

Ковши разных регионов

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари - сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.

Хлебница и солоница

Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда - картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.

Братина, плошки и веко

Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.

Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова и кубки

Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.

Ставцы и ложки

Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник.

Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.

Сосуды для питья

В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин - в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники - это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово "стеклянцы", но привозились они из других стран.

Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.

Баня – одно из любимых увлечений русского человека. Попариться в русской бане – это традиция, необходимая процедура и оздоровление всего организма. Хозяева бань стараются создать уют и удобство внутренних помещений.

Ковш — незаменимый атрибут в бане

Атрибутов, обязательных для посещения парной, немного. Одним из важных считается ковш для бани или черпак. Он должен быть удобным для захвата, крепким по материалу, выдерживать горячую температуру воды и воздуха. Относиться к черпаку несерьезно нельзя. Нехитрый предмет – важная часть всей процедуры посещения горячей русской парилки.

Отличительные особенности ковша и черпака

Несмотря на схожесть формы, ковш и черпак имеют свои отличительные особенности. Ковш для бани выполняет несколько задач:

  • разливать холодную и горячую воду по банным емкостям;
  • контрастное обливание тела.

Самое главное требование при выборе – материал. Лучший подход – натуральное дерево. Такое изделие не теряет формы, не пропускает жидкость. Особое отличие материала — в аромате дерева. Натуральное сырье издает чарующий запах, расслабляющий организм, очищающий воздух.

Есть возможность купить ковш из пластмассы. Но следует помнить, что от горячей температуры пластическая масса деформируется, при высокой температуре или соприкосновением с горячими предметами может просто расплавиться.

Другой вариант – металлические. Они опасны для использования в бане: от разогретого металла можно легко получить ожог.

На фото — металлический черпак для бани

Есть среди современных торговых предложений комбинирование варианты. Можно найти металлический ковш в деревянной оправе и с ручкой из цельного дерева. Такой предмет для парной будет очень удобным. Металл, даже при появлении трещин на дереве, не позволит вылиться горячей жидкости. Брать можно за ручку, и не бояться ожогов.

Черпак для бани выполняет несколько другие задачи: он поливает камни печи, добавляет жара в парной. Свежесть и количество пара зависит от черпака. Любители русской освежающей процедуры советуют остановить свой выбор на атрибутах из дерева. Дубовый и липовый ковш для бани создаст удивительный микроклимат чистоты и свежести воздуха.

Виды и формы деревянных изделий

Древесина — традиционный и самый популярный материал для изготовления ковшей. Чаще выбирают липу, дуб, осину, кедр, шелковица. Их древесина не боится влаги, выдерживает высокую температуру. Готовые изделия покрывают жидким воском или слоем мала льна.

Резные

Их делают из цельного полотна древесины. Они смотрятся в стиле старинной утвари, будут идеальны для создания уюта и комфортных условий.

Бондарные

Их делают из отдельных дощечек, плотно прижатых друг к другу. Технология близка к созданию бочек. Дощечки долго держат форму, при пересыхании могут появиться щели и трещины. Но вернуть нужную форму несложно. Ковш замачивают в воде. Дерево разбухает, и трещины исчезают.

Резной ковш для бани

Можно сделать черпак своими руками. Для этого готовят древесину и плотницкий набор инструментов. На бумаге нужно нарисовать внешний вид будущего изделия, простую зарисовку. Затем определиться с размерами и выполнить чертеж. Остальные действия лучше сначала рассмотреть на видео уроке мастеров. Затем начинать работать самостоятельно по этапам, описанным ниже.

  1. Нанести контуры в соответствии с размерами на дереве.
  2. Проводится черновая обработка.
  3. Формируется ручка и емкость.
  4. Затем проводится отделка внутренних сторон емкости чаши и отделка ручки.
  5. При умении украшается узорами или декоративной резьбой.

Правила выбора банных помощников

В моечной и парной лучше иметь оба изделия: ковш и черпак. Они должны находиться в удобном месте, на специальных крюках, держателях. Чтобы взять их в руку, достать или снять, не должно быть препятствий. Подбирают открытое и доступное место. Выбирать следует исходя из площади всего здания, внутреннего распределения площадей, материала выполнения.

Особое внимание следует уделить месту расположения каменки. Оптимальный вариант – иметь несколько разных ковшей и черпаков. Причина этого в том, что чаще всего моются не по одному, а вдвоем или компанией. Несколько помощников не будут задерживать процедуру получения удовольствия. Не нужно будет ждать, когда освободиться банный ковш.

Черпак выбирают по длине ручки. Если камни находятся рядом, закрыты специальными заслонками, ручка может быть небольшой. Если камни открыты, близко от бака, ручку нужно брать длинную. Опасно подкидывать пар короткой ручкой, можно получить ожог паром.

Чтобы подобрать ковш или черпак, нужно знать их особенности

Форма ручки выполняется под изгиб ладони, для захвата рукой. Имеет значение ее толщина. Поэтому один ковшик делают для женщин, другой для мужчин. Маленькие ковшики для детей. Плескаться и париться собственным ковшом будет не просто приятно, это станет своеобразной учебой для ребенка и подготовкой к пониманию всей сути посещения русской бани, шагом к взрослой жизни.

Другие размеры ручек:

  • длинная ручка должна быть у черпака для воды, это будет удобно для забора воды на удалении;
  • средняя длина у изделия для обливания, им удобно поливаться стоя, сидя и лежа.

Этот урок нам предоставил МАСТЕР из г. Сызрань В нем подробно рассказано (и показано - пока самый большой на сайте мастер-класс - больше 30 фотографий), как изготовить из полена красивый ковш-кружку.

Итак, для начала берем полено и распускаем его на кряжи необходимой длины. Делать это удобно с помощью бензо- или электропилы.

Раскалываем его на две "равные семядоли".
Выводим топориком рабочую плоскость, если это, конечно, надо, Наносим на нее контуры будущей посудины и им же начинаем удалять излишки материала, сначала грубо.

Можно (и нужно) в некоторых местах например, с торцов, воспользоваться ножовкой, лобзиком, а лучше ленточной пилой (если есть - у нас пока нету)

Ручку надпиливаем, оставляя припуск и скалываем топором. Опасный момент! Если волокна пойдут не прямо можно и пол черпака сколоть!

Более тонкое удаление материала идет с помощью полукруглых стамесок.

На получившемся боковом профиле наносим контуры ручки и черпака.

И еще один кадр, иллюстрирующий обе проекции.

Переходим к обработке ручки. Теми же стамесками грубо убираем материал, подгоняя его под контур.

выбираем отверстие с помощью клюкарзы

что не удобно срезать стамеской, убираем с помощью ножа

теперь необходимо соединить контуры на дне и корпусе. Для этого наносим еще один контур сужения дна.

сделал это топором, можно ножом или стамеской, не принципиально

Острым ножом убираем все неровности, угловатости и пр, закругляя формы.

Делаем это примерно до такого внешнего вида.

Переходим к выборе чаши. Для ускорения процесса воспользуемся на 35 мм. Тут главное не просверлить насквозь.

Далее силовой стамеской с киянкой скалываем основную массу внутри. Стамеска, как и многие мои инструменты, самопальная. Отковал её из рессоры закалил, вот так и использую. Вполне рабочая

Постепенно убираем материал из черпака.

Берем более узкую стамеску и продолжаем работу.

клюкарзой углубляемся в дно, срезая плоскую часть, образованную фрезой.

Равномерно выбираем материал до вот такого состояния: стенки немного просвечивают, толщину надо оставлять примерно 5-6 мм с припуском на дальнейшую шлифовку

Вот общий вид промежуточного изделия.

Переворачиваем ковш и на донышке выбираем =углубление, что бы он не качался на столе.

Убираем всё лишнее и вот что имеем в конце первой части. СРОЧНО заворачиваем в газеты и пакет, а то треснет!!! Пусть сохнет. Потом будет шлифовка.

Всё, сушка завершена. Приступаем к шлифовке

Начнём шлифовать внутреннюю часть вот такой самопальной приспособой.

Вот так стало после 7-10 минут работы, в процессе два раза поменял наждачный кружок. Но ручками работать всё равно нужно!

Теперь шлифуем снаружи. Ленточная шлифовальная машина очень облегчает жизнь!

Прогоняем ковш со всех доступных сторон, с лентой до 80.

после обработки 80-й лентой получается вот так.

Теперь ручками! Наждачкой такой же зернистости выравниваем остатки и потом более мелкой зачищаем до гладкого состояния.

Затем мочим водой. Поднимаем ворс и снова шлифуем постепенно уменьшая зернистость

Удобно для этого пользоваться вот такой губкой. Я повторял процесс раза 4, результат устроил. Можно больше, шкуркой ковшик не испортишь!

Теперь пропитка. Я пользуюсь обычной льнянкой из аптеки. Некоторые рекомендуют специальное отбеленное льняное масло, я не пробовал пока. Сначала наливаем его внутрь.

На торцах проступает масло буквально на глазах! Далее густо смазываю всю поверхность и оставляю на солнце до впитывания, потом повторяю процесс.

Пропитывал три раза. Потом растапливаю воск на водяной бане и кистью наношу. Затем прогреваю кружку (без фанатизма!!!) для впитывания воска, протираю сухой тряпочкой и всё. (бурные аплодисменты, переходящие в овации)

Как сделать деревянный ковш для бани своими руками в виде маленькой бочки, подробно рассмотрим в представленной статье.

На рисунке представлена конструкция ковша в разрезе:

1. Дощечка.
2. Ручка.
3. Донышко.
4. Металлический обруч.

ДОЩЕЧКА

Изготавливается из деревянной планки размером 10 х 21 (мм), боковые грани которой сточены под углом 12° с наклоном к центру. Все планки торцуем в рабочий размер 80 (мм). Снизу фрезеруем паз глубиной 4 (мм) и шириной 8 (мм). Скруглим острые углы торцовых граней.

Справка:
Количество планок может быть любым, в рассматриваемом примере – 15 штук.
Рассчитаем угол наклона боковых граней: 360 / 15 / 2 = 12°
Желательно выбирать такое количество планок, чтобы угол был целым числом. Такой угол легко выставлять на обрабатывающем оборудовании.

РУЧКА

Изготовим из деревянной строганной доски 15 х 75 х 380 (мм). Форма ручки может быть любой, главное – это удобство в эксплуатации. Скруглим острые углы. На конце ручки просверлим сквозное отверстие, в которое вденем веревочную петлю.

ДОНЫШКО

Вырежем лобзиком из строганной доски 10 х 90 (мм). Торец донышка, по окружности сточим до размера 6 (мм) до радиуса к центру 76 (мм).

Порядок сборки , или как сделать деревянный ковш для бани своими руками:

1. В дощечке, к которой будем крепить ручку, просверлим два крепежных отверстия Ø 4 (мм) под 4,2 х 25 (мм).
2. Соберем все дощечки вокруг дна, чтобы дно входило в пазы дощечек.
3. Сожмем собранную конструкцию шпагатом.
4. Из стальной упаковочной ленты (холоднокатаная низкоуглеродистая, мягкая) М-Т-Ш-0,40Х20 , изготовим обручи.
5. В обручах просверлим по три сквозных отверстия Ø 1,6 (мм) под строительные гвозди П 1,6×25 .
6. Снизу прибьем обруч на расстоянии 5 (мм) от нижнего торца ковша.
7. Сверху прибьем обруч на расстоянии 10 (мм) от верхнего торца ковша.

В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.

Ковш-конь был задуман автором как чисто декоративное изделие. Поэтому специальной защиты древесины ковша от влаги нет, лишь применено тонирование морилкой.
Ковш вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака Ø150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора. Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет Ø90 мм.
Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке. При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом.
Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать «шею-ручку» этого ковша для удобства пользования сосудом для питья.
Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен.
Разметку элементов резьбы по стенкам чаши следует начинать с сияния в круге. Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм.
Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки.
Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует
отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы. Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика.
На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты.
Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему.
После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы.
Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.