Выборы в госдуму когда следующие. Победа сильной государственности. Результаты выборов в Государственную думу: явка по регионам

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать

Изначально мероприятие было назначено на 23.00 по московскому времени в четверг, однако началось уже за полночь. Некоторые члены ЦИК заметно устали и время от времени позволяли себе зевнуть. Зампред ведомства Николай Булаев попытался приободрить коллег, сказав, что иногда нужно поработать в часовом поясе Камчатки и Сахалина. Ему же и предстояло зачитывать итоговый доклад.

Правда, заседание по традиции открыла председатель ведомства Элла Памфилова. Она заявила, что выборы прошли легитимно, несмотря на определенные нарушения. "По крайней мере, все условия для проведения открытых конкурентных выборов мы попытались создать. Прозрачность и открытость обеспечить смогли", - сказала она. Продолжая ее мысль, Николай Булаев выразил уверенность, что подведение итогов выборов было столь же легитимным, прозрачным и объективным. И эта работа закладывает основы и правила корпоративного поведения на будущих выборах.

Согласно итоговым данным Центризбиркома, явка на избирательные участки в прошлое воскресенье составила 47,88%. В списки избирателей были внесены 110.061.200 граждан, в выборах приняли участие 52.700.992 избирателя, или указанные 47,88%. По открепительным же удостоверениям проголосовали 809.157 человек.

Окончательные результаты партий несильно отличались от тех результатов, которые ранее уже обнародовал ЦИК. "Единая Россия" по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ - 42, ЛДПР - 39, справороссы - 23. Таким образом, "Единая Россия" закрепляет за собой конституционное большинство в нижней палате. По списку у партии 140 мест в Госдуме, по одномандатным округам - 203. Кандидаты от КПРФ выиграли в семи одномандатных округах, ЛДПР - в пяти, "справороссы" - в семи.

Кроме того, в Госдуму прошли два представителя непарламентских партий и один самовыдвиженец. Председатель партии "Родина" Алексей Журавлев, руководитель федерального политкомитета "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов и самовыдвиженец Владислав Резник, входивший в шестом созыве во фракцию "единороссов", победили на выборах в одномандатных округах.

При этом в ходе федеральной избирательной кампании в избирательные фонды политических партий и их региональных отделений поступили 5 миллиардов 140 миллионов рублей. "Израсходованы на проведение избирательных кампаний более 4,5 миллиарда рублей, возвращено жертвователям, либо перечислено в федеральный бюджет неправомерных пожертвований на сумму более 170 миллионов рублей", - пояснил Булаев. Кандидаты-одномандатники в свои избирательные фонды получили в общей сложности 3,4 миллиарда рублей, из которых израсходовали 3 миллиарда.

После недолгих прений с представителями политических партий члены Центризбиркома подписали протокол и сводные таблицы, содержавшие результаты голосования. Как сообщила секретарь ведомства Майя Гришина, протокол подписан в 01 час 24 минуты по московскому времени. Таким образом, комиссия постановила считать прошедшие выборы состоявшимися и действительными. Николай Булаев выразил надежду, что новый состав Госдумы "вопреки мнению скептиков продемонстрирует, что главным для него являются Россия и народ".

Между тем Элла Памфилова не исключила, что на отдельных участках или в округах выборы могут быть отменены, хотя, по ее мнению, во время кампании не было зашкаливающего числа нарушений. Она пообещала проверить все жалобы, подключив к этому прокуратуру и суды. При этом возможностей для точечной отмены результатов выборов у ЦИК достаточно и после утверждения итогов. Другое дело: общие результаты подвергаться сомнению уже не будут.

Пока что ведомство не собирается отменять выборы в каких-либо одномандатных округах. Кроме того, следует учитывать, что после подведения итогов выборов окружной избирательной комиссией Центризбирком не имеет правовых оснований требовать проведения пересчета голосов. "Сейчас заявитель может обратиться в судебные инстанции, а мы со своей стороны обязательно проверим работу нижестоящих комиссий и сделаем соответствующие выводы", - пообещал Николай Булаев.

Так или иначе, Центризбирком намерен проверить информацию из каждого обращения о нарушениях на выборах 18 сентября. "Обращения к нам продолжают поступать. Мне кажется, наш святой долг - разобраться с каждым обращением, как бы комично оно иногда ни выглядело", - сказал Булаев. - Думаю, что члены ЦИК, кураторы регионов смогут выехать в субъекты вместе с аппаратом Центризбиркома". По его словам, члены ведомства максимально открыты и хотят честности во всех отношениях. "Не только по отношению к тем, кто нам пишет. Те, кто нам пишет, тоже должны быть честны во взаимоотношениях с ЦИК", - заключил он.

Элла Памфилова в свою очередь не стала скрывать тот факт, что Центризбирком не чужд самокритики. Она признала, что комиссии не удалось за короткое время изменить избирательную инерцию в регионах, и пообещала работать над ошибками. "Мы намерены в ближайшее время встретиться в любом формате с лидерами всех партий. Готовы к серьезному и предметному разговору о том, что нам нужно улучшить, чтобы будущие выборы прошли на качественно ином уровне", - сказала глава комиссии.

18 марта в России состоялись очередные, седьмые в истории нашей страны, всенародные выборы главы государства. Следующими крупными выборами федерального значения (если, конечно, за это время не случится чего-то экстраординарного с новоизбранным президентом и не понадобятся его досрочные перевыборы) должны будут стать выборы в нижнюю палату российского парламента — Государственную Думу. Многие уже сейчас интересуются, когда пройдут эти выборы, поэтому мы даём краткую справку о них. Выборы в Госдуму РФ — в каком году состоятся следующие выборы в российский парламент, можно ли сейчас рассуждать о перспективах его состава.

Как часть проходят выборы в Госдуму и когда проходили последние по времени выборы

Государственная Дума в современной России (оставим в покое опыт столетней давности) появилась 25 лет назад, в 1993 году, с принятием действующей и поныне Конституции. Первые выборы в неё прошли 12 декабря 1993 года. Изначально срок полномочий Думы составлял четыре года, но в Конституции содержалась специальная поправка относительно первого состава Думы — его срок полномочий составлял два года и истекал в конце 1995 года.

Двухлетний срок полномочий первого состава современной Думы появился не случайно. Тому было несколько причин, одна из них — авторы Конституции считали желательным, чтобы Дума избиралась незадолго до очередных президентских выборов. Таким образом, во-первых, можно было за полгода до выборов главы государства объективно понять настроение народа, а это — плюс для всех участников выборов президента. Во-вторых, избранный президент понимал, с каким составом парламента ему предстоит работать на протяжении всего его срока.

Так в декабре 1995 года был избран второй состав Думы, а летом 1996 года прошли выборы президента.

Срок полномочий и Государственной Думы, и президента России, согласно первоначальному тексту Конституции, составлял четыре года. Выборы всегда проходили почти синхронно.

В 2008 году в Конституцию были внесены первые в её истории серьёзные поправки, и срок полномочий Госдумы и президента России был увеличен. Причём для Госдумы срок увеличили на год — , а для главы государства на два года — до шести лет.

Объясняя такой шаг, российские власти говорили о стремлении уйти от того положения, которое изначально предусматривала Конституция. Если в начале 1990-х годов было удобно, чтобы выборы в парламент и выборы главы государства проходили синхронно, спустя 15 лет было решено, что это ведёт к чрезмерной политизации общества и будет лучше, если эти выборы будут по возможности разнесены во времени друг относительно друга.

Последние на данный момент выборы в Госдуму в России прошли в сентябре 2016 года. В настоящий момент работает седьмой созыв современной Госдумы, и это второй созыв, срок полномочий которого составляет пять лет.

Когда будут следующие выборы в Госдуму в России

Таким образом, следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации должны будут пройти в сентябре 2021 года , когда истечёт срок полномочий действующей Думы.

Разумеется, выборы в 2021 году пройдут в том случае, если седьмой состав Думы доработает до конца. Чисто теоретически, согласно Конституции, Дума может досрочно прекратить свои полномочия, если её распустит президент. Конституция даёт главе государства такое право в следующих случаях:

  • если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра), которую внесёт на утверждение президент;
  • если Госдума дважды в течение трёх месяцев выразит недоверие Правительству России.

Понятно, что такие ситуации в условиях современной России — чистая фантастика. Даже в 1990-е годы, когда Госдума была реально независимой и оппозиционной, ни разу не доходило до её роспуска президентом, все конфликты так или иначе решались без крайних мер. Сейчас же, когда Дума абсолютно послушна Администрации Президента, сомневаться в том, что её очередной состав доработает до конца срока своих полномочий, тем более не приходится. Можно с полной уверенностью говорить, что следующие выборы в Госдуму пройдут в 2021 году, в сентябре.

Каким может быть следующий состав Госдумы

Рассуждать о персональном составе будущей Думы, которая будет избрана осенью 2021 года, на данный момент довольно бессмысленно. До этих выборов остаётся 3,5 года, и за это время политическая ситуация в России может измениться очень заметно.

Даже если представить себе максимально консервативную картину и предположить, что в Думу пройдут те же самые партии, что присутствуют в ней сегодня, не стоит забывать о том, в каком возрасте будут находиться в 2021 году лидеры некоторых партий.

Так, главе КПРФ Геннадию Зюганову в 2021 году будет уже 77 лет (а к концу срока полномочий этой Думы — 82). Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому в 2021 году будет 75 лет, а к концу срока полномочий восьмого созыва Думы — 80 лет. Даже сравнительно молодому на их фоне Сергею Миронову, возглавляющему фракцию “Справедливая Россия”, в 2021 году будет уже 68 лет, а к 2026-му — 73 года.

Очевидно, что как минимум на уровне лидеров традиционно избираемых в парламент партий нас должны будут ждать серьёзные изменения.

Не факт также, что Администрации Президента и в 2021 году удастся сформировать максимально лояльную и послушную Думу. За 3,5 года измениться может очень многое, и какие политические силы будут иметь достаточный вес в обществе для попадания в парламент в 2021 году, сейчас можно только гадать.

Ранее в 2018 г выборы в Государственную думу были назначены на 4 декабря 2019 г., но в результате прений дату, когда состоится голосование, перенесли. Выбор седьмого созыва нижней палаты Государственной думы состоится 18 сентября.

Новый ЦИК

Не только у депутатов нижней палаты истекает срок полномочий. В марте 2019 года истек срок работы членов ЦИК. 28 марта на заседании обновленной ЦИК председателем была назначена Памфилова Элла Александровна. Николай Иванович Булаев выбран в качестве заместителя председателя ЦИК, секретарь избирательной комиссии – Гришина Майя Владимировна.

Новые правила агитации на выборах 2019

Каждые выборы похожи на игру в перетягивание каната – идет жестокая борьба за каждый голос избирателя. Каждая партия ищет новые способы для привлечения большего количества голосов. В соответствии с призывом президента РФ В. В. Путина о легитимности и прозрачности выборов, были внесены новые поправки на законодательном уровне в условия агитации.

В последнем чтении было принято решение о категорическом запрете использовать изображения публичных личностей на плакатах и других агитационных материалах. Помимо этого, запрещено размещать пропагандистский материал любого формата на сооружениях, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность. Агитки также запрещено размещать вблизи 50 метров от участков голосования.

Изменения коснулись и митингов. Теперь автопробег будет приравнен к демонстрации, а палаточные городки равны пикетированию. Представители органов МВД считают, что подобные мероприятия могут спровоцировать массовые беспорядки на улицах города. Все должно происходить в рамках закона.

Закон предполагает обязательное участие всех кандидатов предвыборной гонки в теледебатах. Для СМИ введены новые правила освещения процесса голосования.

Новые правила процесса выборов 2019 г.

Что касается самого процесса выборов, то здесь произошли некоторые изменения:

  • на граждан, которые создают дестабилизирующую обстановку на избирательных участках, а также вмешиваются в работу избирательной комиссии, будет наложен штраф от 2 до 5 тыс. руб. С должностных лиц спросится в десятикратном размере;
  • фото- и видеосъемка разрешена постановлением, подписанным Президентом РФ;
  • запрещено удалять наблюдателя с избирательного участка без участия представителей судебной власти;
  • на законном основании указано точное количество наблюдателей, принадлежащих к той или иной партии.

Если с процессом проведения выборов в день голосования все более ли менее четко и ясно, то предвыборный процесс заставит понервничать кандидатов. Как уже известно, выборы в Госдуму 2019 г. вновь применят смешанную систему избрания. Как это будет происходить, расскажем более подробно.

Смешанный тип выборов подразумевает под собой равное пропорциональное соотношение депутатов, избранных от партий и депутатов, выбранных в одномандатных округах, а значит, существует риск увеличения конкурентов в нижней палате. В Государственную думу входит 450 представителей различных партий, т. е. 225 человек будут представлены от действующих партий, а вторая половина может состоять из представителей любого округа. Из этого следует, что избирателям предстоит голосование по двум бюллетеням: кандидаты от партий и представители от округа.

Одномандатные округа

Центральная избирательная комиссия разделила территорию Российской Федерации на 225 округов – будущих мандатов. По какому принципу происходила «нарезка» округов? Используя систему единой нормы представительства, количество избирателей разделили на 225 мандатов, получили порядка 480 тыс. избирателей на один мандат. Такое «размежевание» территории РФ сохранится в течение 10 лет. Учитывая заселенность территории, существуют округа с меньшим количеством избирателей, но это не помешает главному фактору новизны: каждый округ получит своего депутата.

Изюминкой определения округов стала «лепестковая» модель нарезки мандата, т. е. крупные города поделили на части, присоединив к ним сельские местности. Этот весьма спорный принцип буквально разорвал существование ранее созданных округов. Теперь кандидатам в депутаты придется «попотеть», чтобы завоевать свой голос.

Партийные списки

Возвращение некогда отмененной смешанной системы резко снизило шансы кандидатов партий пройти в Думу. Благодаря новшествам в системе избрания каждая партия может выдвинуть не более 10 человек в каждой из 35 региональных групп, не прибегая к сбору подписей. К таким партиям относится «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» и др. Однако мандаты получат далеко не все.

Кандидат «Против всех»

Главной интригой выборов 2019 в Государственную думу года станет возвращение «любимого» фаворита всех конкурентов – кандидата «Против всех». Графы «Против всех» и «Против всех партий» будут размещены в конце списка соответствующих бюллетеней. Такой кандидат способен отправить выборы по второму кругу. Это способно произойти в случае набора большего количества голосов данного кандидата в каждом округе РФ.

Кто готов стать депутатом Государственной думы? На этот вопрос можно ответить коротко: любой желающий (отсутствие судимостей и наличие справки о здоровье из психонаркологического диспансера обязательно). Но! Прежде чем выдвигать свою кандидатуру среди одномандатных округов, необходимо собрать документы, придумать предвыборную программу, при этом собрав 15 000 подписей, или же воспользоваться новым вариантом – праймериз.

Праймериз

Партия «Едина Россия» сделала громкое заявление о выдвижении кандидатов через систему праймериз. Под этим подразумевается отборочный этап выбора наиболее сильного кандидата с «яркой» предвыборной программой. Праймериз состоялся 22 мая 2019 года. Основные правила праймериз:

  • регистрация участников праймериз состоится с 15 по 21 апреля. Участником может стать любой гражданин РФ, который поддерживает идеологию партии «Единая Россия» и не состоит в какой-либо другой политической партии. Заявки принимаются только от самовыдвигающих кандидатур;
  • в адрес губернаторов прозвучал призыв не участвовать в праймериз, поскольку у них существует своя поддержка «сверху»;
  • праймериз пройдет в каждом регионе РФ. Для этого созданы региональные оргкомитеты;
  • каждый кандидат будет агитировать избирателей сделать выбор в пользу партии «Единая Россия», используя согласованные с партией агитационные материалы;
  • 22 мая состоятся выборы в пользу кандидата. Каждый избиратель может выбрать одного или несколько лидеров среди участников регионального праймериз;
  • пресловутого «дня тишины» не будет. Каждый кандидат может проводить агитационную политику вплоть до 22 мая;
  • время проведения праймериз – с 8.00 до 20.00.

Результатом такого процесса станет возможность участника, набравшего наибольшее количество голосов, получить регистрацию на выборах от партии без сбора подписей.

Еще один интересный факт о партии «Единая Россия». Единогласно принято решение не использовать изображение президента РФ в агитационном материале.

Партии-фавориты предвыборной гонки

Компании, занимающиеся опросом населения, также не скучают и всевозможными способами выявляют «любимчиков» публики. По данным 2017 г., лидером стала партия «Единая Россия». Она собрала более 59% голосов. Коммунисты набрали 9%, ну а либералы заняли место в конце списка с 9% голосов. Но вопрос «Кто победит?» всегда остается актуальным до дня голосования.

Эксперты прогнозируют, что после выборов президента в 2018 году начнётся реформа политической системы

Фото: Владимир Афанасьев / «Парламентская газета»

Выравнивание конкурентоспособности партий станет одним из главных направлений реформы политической системы в России. А одним из её векторов станет укрупнение партий. Об этом заявили участники заседания Экспертного клуба «Парламентской газеты», которое состоялось 12 октября.

«Многосубъектность» вместо ручного управления

Модератор Экспертного клуба «Парламентской газеты» политолог заявил, что реформа политической системы назрела, так как существующий механизм формирования парламента России успешно выполнил свою задачу по отсечению от законодательной власти популистских группировок. И, по его словам, падение явки на выборах, которое было отмечено политологами в единый день голосования 10 сентября, - «разумное поведение избирателя». Эксперт считает, что содержательное отличие будущей реформы в том, что режим персональной власти при одном, пусть и великолепном лидере, будет заменён на «многосубъектность».

«Механизм принятия коллегиальных решений будет сильнее, чем ручное управление», - рассказал Марков об одном из вариантов реформы.

Михаил Емельянов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Также, по его словам, вполне реален сценарий, когда политические партии в России станут площадкой интеграции власти и крупного бизнеса. К примеру, пояснил он, если в каком-то городе есть бизнесмен №1, то есть и бизнесмен №2, который всегда будет находиться в конфликте с первым. Каждому из них нужна своя политическая опора, своя партия - такая система работает в десятках стран мира. В России же пока бизнес делает больший акцент на поддержку губернаторов или мэров, чем депутатов. Политолог считает, что ситуация должна меняться в пользу партий.

Избиратель не идёт на выборы, потому что уверен - все партии в России одинаковы, а голосование нужно «для галочки», заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, депутат от фракции «Справедливая Россия» . Парламентарий убеждён, что реформа политической системы в России невозможна без предложений от самих партий. По его словам, отдельные люди в системной оппозиции об этом говорят давно и таких людей становится всё больше.

Иван Абрамов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

«Никто не будет ломать партии через колено - такой реформой доверие избирателей не вернуть. Думаю, власти обозначат путь к реформированию, чтобы партии двигались по нему дальше сами», - отметил законодатель.

А уже сейчас, по убеждению Михаила Емельянова, надо создавать координационный совет для оппозиционных парламентских партий - так будет легче продвигать инициативы. Тем более что, например введение в России прогрессивной шкалы налога, поддерживается всеми тремя оппозиционными думскими фракциями. Поэтому объединение «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, считает депутат, - «идея не такая уж фантастическая».

На пути к двухпартийности

Реформирование политической системы начнётся сразу после выборов Президента России в марте 2018 года, убеждены эксперты. А предложения о том, как осуществлять изменения, мы услышим уже в ходе предвыборных заявлений кандидатов в президенты - в этом уверен первый зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, депутат от фракции ЛДПР .

«Запрос на сильную оппозицию уже сформирован в обществе. И тот кандидат, который его сформулирует, будет иметь большие шансы на победу», - считает он.

Константин Бабкин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

А суть реформы парламентарий видит в укрупнении политических партий. При этом парламентарий заметил: если бы действующее избирательное законодательство работало бы на сто процентов, то вопрос о партии большинства был бы всегда открытым.

Эксперты согласны с тем, что появление «второй крупной партии» наряду с «Единой Россией» позволит уйти от ситуации, когда интересы огромного количества россиян никак не выражаются в ходе выборов. А политтехнолог Андрей Колядин заметил: власть не даст сигнал к реформе, если не будет конкретного проекта изменения политической системы. Как говорится, нет проекта - нет решений.

Андрей Колядин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Между тем не все уверены, что реформа политической системы начнётся именно в 2018 году. Но в 2021 году Госдума будет формироваться уже по иному принципу - в этом сомнения мало у кого возникают. В частности, такое мнение высказал «Парламентской газете» глава «Партии дела» Константин Бабкин .

«Выборы станут более соревновательными, конкуренция больше. Во всяком случае, наша партия на себе ощущает стремление подавить нашу политическую активность, на это очень надеется», - отметил он.