Составьте схему разнообразие листьев. Внешнее строение листа. Что мы узнали

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-

Рассказ учителя с элементами беседы

Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .

Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).

Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.

Вспомните, какие растения являются двудольными.

Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?

Приведите примеры однодольных и двудольных растений.

Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

Ход работы

Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.

План

Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

Каково жилкование листа?

Простой это лист или сложный?

Какова форма листовой пластинки этого листа?

Какова форма края листа?

2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?

3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.

Жилкование листьев

4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение

Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.

Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.

Многообразие листьев

Лист . Виды листьев . Выпуск #2

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций


Ткань

Где располагается

Особенности строения клеток

Значение

образовательная

Верхушки стеблей
Кончики корней
Камбий
Рана

Мелкие делящиеся клетки без вакуолей

Рост растения

Покровная

Эпидермис (кожица)
Пробка
Кора

Живые и мертвые клетки с толстыми и прочными оболочками, плотно прилегают друг к другу

Защита от неблагоприятных воздействий

Механическая

Луб
Древесина

Толстые одревесневшие оболочки

Опора органам растения

Проводящая

Сосуды древесины
Ситовидные трубки луба

Ситовидные трубки

Распределение веществ, поступающих в корни и образующиеся в листьях по всему организму

Основная

Мякоть листа
Сердцевина стебля
Корень

Хлоропласты в клетках

Образование и накопление питательных веществ

Выделительная

Нектарники
Железы

Выделение эфирных масел, воды, нектара

Клетка – основная структурно-функциональная единица живого, наименьшая живая система.
Ткань - группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.

Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида проводящей ткани - ксилему (древесину) и флоэму (луб).

Ксилема -это главная водопроводящая ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 8.3), древесинная паренхима и механическая ткань.

Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в другую происходит путем фильтрации через поры - углубления, затянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как поровая мембрана препятствует движению воды. Трахеиды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным проводящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений наряду с трахеидами имеются сосуды.

Рис 8.3. Элементы ксилемы (а) и флоэмы (6): 1-5 - кольчатая, спиральная, лестничная и пористая (4, 5) трахеи соответственно; 6 - коль чатая и пористая трахеиды; 7 - ситовидная трубка с клеткой-спутницей.

Трахеи (сосуды) -это полые трубки, состоящие из отдельных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия - перфорации, или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность. В зависимости от характера утолщения оболочек различают трахеи кольчатые, спиральные, лестничные и др. (см. рис. 8.3).

Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Как и ксилема, она является сложной тканью и состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами (см. рис. 8.3), паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки пронизаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клетки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в поперечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочисленными плазмодесмами и, по-видимому, выполняют часть функций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ).

Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы - проводящие пучки.

Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.

Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.

В зависимости от формы клеток, их строения, физиологического состояния и способа утолщения клеточных оболочек различают два вида механической ткани: колленхиму и склеренхиму, (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Механические ткани: а - уголковая колленхима; 6 - склеренхима; в -- склереиды из плодов алычи: 1 - цитоплазма, 2 - утолщенная клеточная стенка, 3 - поровые канальцы.

Колленхима представлена живыми паренхимными клетками с неравномерно утолщенными оболочками, делающими их особенно хорошо приспособленными для укрепления молодых растущих органов. Будучи первичными, клетки колленхимы легко растягиваются и практически не мешают удлинению той части растения, в которой находятся. Обычно колленхима располагается отдельными тяжами или непрерывным цилиндром под эпидермой молодого стебля и черешков листьев, а также окаймляет жилки в листьях двудольных. Иногда колленхима содержит хлоропласты.

Склеренхима состоит из вытянутых клеток с равномерно утолщенными, часто одревесневшими оболочками, содержимое которых отмирает на ранних стадиях. Оболочки склеренхимных клеток обладают высокой прочностью, близкой к прочности стали. Эта ткань широко представлена в вегетативных органах наземных растений и составляет их осевую опору.

Различают два типа склеренхимных клеток: волокна и склереиды. Волокна - это длинные тонкие клетки, обычно собранные в тяжи или пучки (например, лубяные или древесинные волокна). Склереиды - это округлые мертвые клетки с очень толстыми одревесневшими оболочками. Ими образованы семенная кожура, скорлупа орехов, косточки вишни, сливы, абрикоса; они придают мякоти груш характерный крупчатый характер.

Основная ткань, или паренхима , состоит из живых, обычно тонкостенных клеток, которые составляют основу органов (откуда и название ткани). В ней размещены механические, проводящие и другие постоянные ткани. Основная ткань выполняет ряд функций, в связи с чем различают ассимиляционную (хлоренхиму), запасающую, воздухоносную (аэренхиму) и водоносную паренхиму (рис. 8.5).

Рис 8.5. Паренхимные ткани: 1-3 - хлорофиллоносная (столбчатая, губчатая и складчатая соответственно); 4-запасающая (клетки с зернами крахмала); 5 - воздухоносная, или аэренхима.

Клетки ассимиляционной т кани содержат хлоропласты и выполняют функцию фотосинтеза. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть - в молодых зеленых стеблях.

В клетках запасающе й паренхимы откладываются белки, углеводы и другие вещества. Она хорошо развита в стеблях древесных растений, в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и семенах. У растений пустынных местообитаний (кактусы) и солончаков в стеблях и листьях имеется водоносная паренхима, служащая для накопления воды (например, у крупных экземпляров кактусов из рода карнегия в тканях содержится до 2-3 тыс. л воды). У водных и болотных растений развивается особый тип основной ткани - воздухоносная паренхима, или аэренхима. Клетки аэренхимы образуют крупные воздухоносные межклетники, по которым воздух доставляется к тем частям растения, связь которых с атмосферой затруднена

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

ОРГАН – это часть растения, которая имеет определенное расположение, а так же характерную форму и строение и выполняет определенную функцию.

КОРЕНЬ - осевой подземный вегетативный орган.

Поглощение и транспорт воды и растворенных минеральных солей

Вегетативное размножение

Выделение в почву продуктов обмена

Запасание питательных веществ

Синтез биологически активных веществ

Закрепление в почве

ФУНКЦИИ КОРНЯ

ЗОНЫ КОРНЯ

ЗОНЫ КОРНЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Защищает верхушку корня от механических повреждений и обеспечивает продвижение корня в почве.

Клетки активно делятся, меристема корня. Все ткани корня образуются из этой зоны.

Наличие корневых волосков, Обеспечивает поглощение корнями воды и растворенных в ней минеральных веществ .

Посредник между зоной всасывания корня и надземной частью растения, находится над корневыми волосками. В этой зоне образуются проводящие сосуды и боковые корни.


ВИДЫ КОРНЕЙ

ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ


1- Главный корень

кукуруза

Придаточные корни

    Боковые корни

Все орхидные

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Болотный кипарис, все болотные

Морковь свекла

Георгин, чистяк


Побег – это надземная часть растения, состоящая из стебля и находящихся на нем листьев и почек.

Стебель осевой надземный вегетативный орган растения. Побег выполняет часто функцию запасания питательных веществ, вегетативного размножения растений и защиты их от поедания. В таких случаях он видоизменяется.

СТРОЕНИЕ ПОБЕГА

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ

Напоминает корень. На нем есть недоразвитые чешуйчатые листья и почки, от узлов отрастают придаточные корни. В корневище откладываются про запас пит.вещества. Чаще всего корневище встречается у многолетних злаков.

Примеры: пырей, валерьяна, ландыш, стрептокарпус.

Корневище

Подземный побег, на котором в глазках располагаются почки. Клубни бывают подземные надземные. Клубни служат для размножения растений, запасают питательные вещества и переносят неблагоприятные периоды года. При благоприятных условиях клубни легко прорастают и благодаря запасенным веществам дают начало молодым самостоятельным растениям.

Пример: картофель, кольраби, глоксиния.

    Клубень

Клубни Каллы

Клубни Георгина

Клубни картофеля

Имеет укороченный стебель, окруженный сочными листьями, в пазухах которых находятся почки. Питательные вещества содержатся в листьях. Луковицы помогают выжить растениям при неблагоприятных условиях и являются органами вегетативного размножения.

Пример: лук, тюльпан, нарцисс, гиацинт, гипеаструм, амариллис.

Луковица Нарциса

3 . Луковица

    Колючки

Находятся в пазухах листьев и защищают растение от поедания животными.

Пример: боярышник, роза, терн, дикая яблоня, кактус.


    Усы

Тонкие, с удлиненными междоузлиями ползучие стебли. Они укореняются в узлах и дают начало новым растениям.

Пример: клубника, земляника.

    Усики

Вьющиеся побеги, которые, обвиваясь вокруг разных опор, поддерживают стебель в определенном положении.

СТЕБЕЛЬ

Стебель (у деревьев - ствол, ветви и побеги) служит связующим звеном между корнями, через которые вода и минеральные вещества поступают в растение, и листьями, в которых синтезируются питательные вещества.

ФУНКЦИИ:

    Осуществляет связь все частей растения

    Запас питательных веществ

    Вегетативное размножение

    Обеспечивает транспорт воды минеральных и органических веществ

    Образует и несет на себе почки и листья

ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО НАЛИЧИЮ ДРЕВЕСИНЫ

Травянистые

Деревянистые

ВИДЫ СТЕБЛЕЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

Вьющиеся растения: березка полевая, вьюнок

Прямостоячие растения: все растения с прямостоячим стеблем: одуванчик, клевер, ромашка и т.д.

Цепляющие растения Чина, виноград, огурец, тыква, кабак, дыня.

Ползучие: земляника, клубника.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ

ЛИСТ

Лист – боковой орган растения.
Функции
– фотосинтез, газообмен, транспирация.


ЛИСТЬЯ

Сложные – состоящие из нескольких листовых пластин: земляника – тройчатый, рябина – непарноперистосложный, акация желтая – парноперистосложный.

Простые – состоящие из одной листовой пластины: Липа, вишня, абрикос, злаки.

Рис. 3. Простые листья : 1 - игольчатый; 2 - линейный; 3 - продолговатый; 4 - ланцетный; 5 - овальный; 6 - округлый; 7 - яйцевидный; 8 - обратнояйцевидный; 9 - ромбический; 10 - лопатчатый; 11 - сердцевидно-яйцевидный; 12 - почковидный; 13 - стреловидный; 14 - копьевидны : 1 - перисто-сложный; 2, 3 - тройчатые; 4 - пальчато-сложный.


ЖИЛКОВАНИЕ –

Листопад – это сбрасывание листьев у многолетних деревьев кустарников; закономерное физиологическое явление.

Значение листопада

Оздоровительное для растения и защита от чрезмерного испарения осенью и зимой

Опавшие листья – прекрасное минеральное и органическое удобрение

Предотвращение вымерзания корней и осыпавшихся семян

ВИДЫ ПОЧЕК

ПОЧКА - зачаточный побег, способный долгое время сохранять жизнеспособность меристем и обеспечивать их защиту от неблагоприятных условий.


А - вегетативная – рост стебля в верх

Б - вегето-генеративная (резерв вегетативного размножения)

В - Генеративная (цветковая) – содержит зародыши цветков и соцветий

1 – зачаточный стебель; 2- зачаточные чешуйки; 3 – Зачаточные цветки; 4 – Зачаточные листья; 5 – зачаточные почки.


Рис. 16. Строение побега : А – с листьями, Б – после листопада

А. 1 – стебель; 2 – лист; 3 – узел; 4 – междоузлие; 5 – пазуха листа; 6 – пазушная почка; 7 – верхушечная почка.

Б. 1 – верхушечные почка; 2 – почечные кольца; 3 – листовые рубцы; 4 - боковые почки.


Рис. . Надземные видоизменения побегов :

1 – стеблевой суккулент; 2 – колючка; 3 – филлокладий иглицы; 4 – кладодий спаржи; 5 – почка капусты; 6 – столоны земляники; 7 – ус винограда; 8 – укороченный побег вишни; 9 – цветочная стрелка одуванчика.

Строение побега: ЛИСТ:


В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, переработку и использование различных видов информации и учебно-логических умений, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ст. ОЛЬГИНСКОЙ

Урок биологии

Внешнее строение листа.

Разнообразие листьев.

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Идентификатор - 233-231-924

2011

Методическое руководство к уроку

Предмет: Биология, 6 класс

Тема урока : Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

Дидактические цели:
Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.

Методические цели:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;
  2. Научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;
  3. Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи

  1. Формирование коммуникативной и кооперативной компетенций

Форма организации учебной деятельности . Работа в малых группах. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, рисунки и фотографии листьев.

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа : листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев : черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчато-рассеченный, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Форма края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выемчатый, извилистый. Формы листовых пластинок : овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная. Жилкование листьев : параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний об изученных органах цветкового растения

Технология работы: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Вставьте пропущенные слова. Озаглавьте текст. Продолжите повествование, иллюстрируя его схемами-рисунками.

… - основной надземный орган растения. Он состоит из …. с расположенными на нем …….и……. . Участок стебля, на котором развивается лист, называют….., а расстояние между двумя узлами…… Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называют….. . Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Листорасположение бывает……..

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное; составлять схемы-иллюстрации.

2 группа

Составьте систему понятий из предложенных терминов.

Генеративные органы; стебель, цветы, побег, корень, вегетативные органы, органы, плоды, листья, семена, почки.

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

3 группа

Сравните пикирование и прищипывание растений. Что у этих процедур общего? Значение процедур.

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения.

II этап. Изучение новой темы

Черный ящик.

Учитель. Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Вам предлагается определить, что это, для этого я буду последовательно проговаривать утверждения, а вы объяснять, достаточно ли этих сведений для точного определения объекта (прием работы с недостаточностью информации) .

  1. В ящике располагается орган растения.
  2. Это вегетативный орган.
  3. Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму.

Тема урока лист.

Что мы уже знаем об этом органе?

Давайте в группах составим синквейн понятия «лист» и постараемся вложить в него уже имеющиеся у нас знания об этом вегетативном органе.

(правила составления синквейна записаны на доске)

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово);

2 – прилагательные (два слова);

3 – глаголы (три слова);

4 – предложение (из четырех слов);

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение - иметь смысловой характер.

Заслушивание синквейнов и их обсуждение. Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.

Рассмотрим внешнее строение листа.

Зарисуем его в тетради и подпишем его основные части (работа с иллюстрацией в книге)

Форма, размеры, структура листьев может сильно различаться. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев их необходимо классифицировать.

Вспомните, что такое классификация?

Но внешнее многообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам. Поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.

Сравните предложенные листья (рисунки прикреплены к доске) и назовите признаки, по которым они отличаются. На основании этих признаков составим различные классификации листьев. Ответы учащихся записываются на доске.

(Развитие умений анализировать, сравнивать)

– Количество листовых пластинок

– Наличие или отсутствие черешка

– Типы жилкования

– Форма листовых пластинок

– Форма края листа

Группы получают задания – признак для классификации, гербарные образцы, изображения растений. Работают с текстом учебника, трансформируют его в схему, иллюстрируют примерами (анализ и синтез информации).

1 группа

Простые и сложные листья

Признак – количество листовых пластинок

2 группа

Признак – способ залегания жилок

Жилкование листьев

3 группа

Прикрепление листьев к стеблю.

Признак – способы прикрепления листьев к стеблю

Выступление групп, заполнение схем в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Лабораторная работа 8

Тема: Внешнее строение листа.

Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.

Оборудование

  1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
  2. Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

  1. Рассмотрите зеленые листья комнатных растений - пеларгонии и традесканции. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их.
  2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различия. Зарисуйте и подпишите тип жилкования. Каким растениям – однодольным или двудольным принадлежат листья?
  3. Отметьте способ прикрепления листа к стеблю.
  4. Рассмотрите в гербарии листья разных растений. Найдите среди них простые и сложные листья.
  5. Запишите результаты в таблицу:

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………лист вегетативный орган ……..
…………лист занимает боковое положение в побеге ………………..
…………в клетках листа содержатся хлоропласты ……………………..
…………лист способен к движению ……………………
Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;






    Учащиеся знают: Что такое почка; Строение почек; Что такое побег; Развитие побегов из почек; Расположение почек на стебле. Учащиеся умеют: Самостоятельно работать с таблицами, схемами, с дополнительной литературой; Находить связь между строением и функциями органов; Формулировать задачи, выделять главное, отвечать на вопросы; Вести наблюдения, анализировать и делать выводы; Работать в группах и индивидуально.




    I.Организационный момент. II.Проверка домашнего задания. Тест 4 «Побег. Его строение и функции» (стр). III. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами мультимедийной лекции. (Тема, задачи, цели урока).




    1Листовая пластинка – расширенная часть листа. 2Черешок – узкая стеблевидная часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. 3Основание листа – часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. 4Прилистники – находятся у основания листа. 5Жилки – проводящие сосуды листа (на листовой пластине)
















    Главная жилка проходит по середине, от неё отходят боковые, более тонкие (Сирень, крапива, липа, клён). Крупные жилки проходят параллельно друг другу (Злаки, камыш, осока). Каждая жилка, кроме центральной, изогнута подобно дуге (Подорожник, ландыш). Двудольные растения Однодольные растения


    ЦЕЛИ: Научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев. ОБОРУДОВАНИЕ: Гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев (на каждый стол). Определительные таблицы- памятки.


    ХОД РАБОТЫ: 1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану: Каков способ прикрепления этого листа к стеблю? Каково жилкование листа? Простой это лист или сложный? Какому растению – однодольному или двудольному – принадлежит этот лист? 2.Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.


    Название растений ЛИСТЬЯЖИЛКОВАНИЕДвудо- льные Череш- ковые Сидя- чие Прос- тые Слож- ные ДуговоеПарал- лельное 1. Шиповник 2. Рябина 3. Дуб 4. Традес- канция 5. Каштан 6. Люпин 7. Берёза 8. Ландыш 9. Клубника 10. Камыш 11. Осина 12. Манжетка 13. Осока 14. Подорож- ник Сетча- тое Одно- доль- ные