Бунташный век. Россия в XVII веке

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Рассматривая XVII век, события и смену правителей, историки характеризуют этот период как «век бунташный», век, когда на царский престол мог взойти «неприрожденный государь». Именно в этом веке, берет свое начало династия последнего императора России, семья . Экономика России по-прежнему, держится на сельском хозяйстве, происходит освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождается первая мануфактура.

Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Происходят изменения в культурной жизни – распространение светских знаний, в живописи зодчестве и скульптуре наблюдается отдаление от канонов церкви. Сама церковь ослаблена, происходит подчинение ее государству. Говоря о XVII веке, событиях внутренней и внешней деятельности государства, следует обратиться к несколько раннему периоду – кончине и восхождении на царствование Бориса Годунова.

Борис Годунов

Борис Федорович Годунов, после смерти отца, в 1569 году, воспитывался дядей – помещиком Дмитрием Годуновым. Служил опричником у Григория (Малюты) Скуратова, возглавлявшего «опричный сыск» при Иване IV, был женат на его дочери. Став боярином осенью 1580 года, Борис Федорович и его родня, набирая влияние, приобретают весомое положение среди знати Москвы. Умный, осторожный, умеющий выбирать для действий нужный момент, Годунов обладал необходимыми качествами политика.

Борис Федорович, в последние годы царствования Ивана Грозного, был приближен к царю, оказывал влияние на его двор. По кончине Ивана IV, на трон венчали Федора, его сына. Страдающему слабоумием царю, необходим был советник, страна в управлении. Из числа бояр был составлен опекунский совет, в число этих бояр вошел и Годунов. Благодаря его умелым действиям, совет распался, противники Бориса Годунова были подвергнуты различным репрессиям. Фактическая власть в государстве перешла к Борису Федоровичу.

В 1581 году, при странных обстоятельствах (от ножевого ранения), погибает малолетний царевич Дмитрий, в 1589 году – скончался Федор Иоаннович. Под крики толпы «Бориса на царство», на царство был венчан Годунов. Так пресеклась династия Рюриковичей. Укрепление государственных устоев, являлось стержнем политики Бориса Федоровича, которую он проводил внутри страны. Введение патриаршества в 1859 году, укрепляла позиции царя. Благодаря выдержанной линии, внутренняя политика царской власти, была продуктивной.

На окраинах Руси возникают укрепления и крепости, ведется городское строительство, восстанавливается «Юрьев День». Борис Федорович первый начал приглашать для работы иностранных специалистов и отправлять дворянских отпрысков за границу учиться. В целях объединения общества, прекратил репрессии против бояр. Приступил к освоению Поволжья. Внешняя политика Годунова характеризует его как искусного дипломата. Он смог заключить со Швецией успешный мирный договор, вернув захваченные русские земли. Неурожайные 1601 – 1603 годы, начавшийся голод вызвал массовое недовольство населения и приводят к бунту под руководством Хлопка в 1603 году – первого массового выступления «черни», которое вскоре было подавлено.

Лжедмитрий I

1603 год отмечен не только, мятежным выступлением Хлопка. В этом году появляется «царевич Дмитрий» - беглый монах Отрепьев, известный как . Желая получить западные русские земли, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III решает использовать самозванца в своих целях. Король дает необходимые на войско деньги и разрешает шляхте участвовать в кампании. Самозванец обещает жениться на дочери Самборского старосты Мнишека - Марине, отдать западные территории полякам и способствовать введению католичества на Руси.

Летом 1604 года, четырехтысячный сборный отряд, возглавляемый Лжедмитрием I, высаживается у Днепра. Отряд пополняется селянами и посадским людом, Лжедмитрий выступает на Москву. В мае 1605 года судьба преподносит подарок самозванцу – внезапно скончался царь Борис Федорович. На его сторону переходит часть правительственных войск и в июне 1605 года, Лжедмитрий I, занимает столицу, где был венчан на трон. Идя на уступки знати, самозванец увеличивает срок поиска беглых крестьян но «Юрьев День», обещанный народу – не вернул. Быстро опустошил казну государства, одаривая шляхту, впрочем, распространять католицизм, не спешил. Недовольные настроения московской знати и среди простого люда, усилились после его венчания на М. Мнишек. 17 мая 1606 года, в Москве, под руководством бояр Шуйских началось восстание – и Лжедмитрий I убит.

Василий Шуйский

В 1606 году, Земский собор избирает царем Василия Шуйского, который ранее отличился в боях и походах. В период его правления вспыхивает восстание под руководством польского наемника с целью – возвести на трон царя Дмитрия. В октябре 1606 года, войска повстанцев даже осадили Москву. Само восстание было подавлено в октябре 1607 году, Болотников был казнен. В этом же году появляется Лжедмитрий II с Мариной Мнишек в качестве жены. Попытка самозванца взойти на трон не удалась – он был убит в 1610 году. Недовольные правлением Шуйского, дворяне, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, свергают его и в июле 1610 года, выдают его королю Сигизмунду. В дальнейшем, Шуйский был пострижен в монахи.

«Семибоярщина» и польская интервенция

Руководство государством переходит к группе бояр («семибоярщина»), которую возглавляет Федор Мстиславский. В результате интриг и разногласий, по поводу – кому править государством, принято решение «призвать на царство» королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Будучи католиком, Владислав не собирался менять веру на православную – как того требовала традиция. Согласившись приехать на «смотрины» в Москву, куда он и прибыл с войском. Отстоять независимость страны, можно было только с помощью народа. Первое независимое ополчение было собрано в Рязани, осенью 1611 года Прокопием Ляпуновым – но тот, был убит, вступив в конфликт с казаками.

Второе ополчение. Минин и Пожарский

Второе ополчение было собрано в конце 1611 года, в Нижнем Новгороде под воеводством князя Дмитрия Пожарского и на деньги, собранные купцом Кузьмой Мининым. Ополчение, командовал которым Пожарский, двинулось на Ярославль – где весной, в 1612 году, было создано новое правительство. Пробыв в Ярославле четыре месяца, определив тактику и набрав людей, ополчение приступает к активным действиям. Боевые действия на подступах к Москве, и в самом городе, продолжались лето и до 26 октября 1612 года. Поляки бежали.

Михаил Романов

На Земском соборе, который состоялся в начале 1613 года с представлением широких слоев населения, под давлением казаков царем избирают шестнадцатилетнего Михаила Романова. Романовы приходились родней Ивану IV по линии первой его жены. Отец Михаила – митрополит Филарет находился в плену у поляков, мать – приняла монастырский постриг. По возвращении из плена в 1619 году отца Михаила, в стране наступает двоевластия – с формальным правлением Михаила и практическим руководством страной Филаретом.

Такая ситуация продолжалась до 1633 года – до кончины Филарета. За время правления Михаила, были снижены налоги, активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, которым было разрешено строительство заводов, начался рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Внешняя политика была сбалансированная, практически без ведения войн. Михаил Романов умер в 1645 году.

Алексей Романов

По кончине отца, на престол восходит его сын, Алексей. А период своего правления, Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», провел ряд преобразований и реформ, в т.ч. церковную и городскую. В 1645 году было издано Соборное Уложение. Уложение закрепляло положение о незыблемости власти монарха, окончательно оформило крепостное право и усиливало роль дворян. Благодаря церковной реформе, Алексей Михайлович смог взять под свой контроль церковь. Для этого, он законодательно определил:

  • церковь, обязана платить налоги в казну;
  • царь являлся судьей над церковью;
  • лишил монастыри права приобретать землю.

Против возвышения светской власти над духовной, выступил патриарх Никон, который так же занимался вопросами реформации церкви – внесением иностранного опыта в русское православие. вызвали противодействие со стороны сторонников старых церковных традиций, возглавляемых протопопом Аваакумом. И начался церковный раскол. Как итог:

  • за противодействие в усилении влияния монарха, патриарх Никон был лишен сана и заточен в монастырскую тюрьму;
  • протопоп Аваакум, за отказ следовать официальной линии церкви – расстрижен и проклят на соборе.

В городской реформе было установлено:

  • признаваясь свободными, горожане были прикреплены к месту жительства;
  • крестьяне могли теперь продавать свой товар только оптом, а горожане могли вести розничную торговлю.

Период регентства Софьи

В 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, на престол венчан его больной сын Федор, власть практически находится в руках родственников по линии его матери. После его смерти, в 1682 году, фактическое управление государством переходит к царевне Софье – по причине малолетства царевичей Ивана и Петра и продолжалось до 1689 года. Итоги ее правления:

освобождение мещан от обязательного прикрепления к городу;

неудачные крымские походы позволяют сделать вывод о необходимости поиска прямого выхода к морю.

Итоги

XVII век – время смут и противоречий, в истории Российского государства. При господствующем положении феодального уклада в экономике страны, начинается зарождение капиталистического уклада хозяйствования. Происходит оформление крепостного права, но пи общем тяжелом положении народа, именно он мог помочь взойти претенденту на царский трон, взойти на престол.

История России 17 века - это время перемен и бунтарства. Эта эпоха знала многих правителей от Бориса Годунова до Петра I. Время кровавых переворотов и дворцовых заговоров, измен, реформ и смуты.
Воцарение Бориса Годунова в 1598 году хоть и произошло, на первый взгляд случайно: с нечаянным убийством Иваном Грозным своего сына, но, по мнению историков таковым не является. Череда тайных сговоров при дворе между боярами и семьей Годуновых, покрытая тайной смерть самого Ивана IV, сильное политическое положение Бориса поспособствовало его восхождению на престол. Он был прогрессивный и дальновидный политик, ратовал за возобновление всяческих связей с Западной Европой. Его целью было всестороннее развитие державы, и для этого он привлекал в государство не только реформаторов в военном деле, но и ученых, врачей, промышленников и торговцев. Отсылал талантливых соотечественников на обучение разным наукам заграницу, хотел основать на Руси университет. Но всем этим новшествам активно противилось русское консервативное духовенство, что впоследствии и поспособствовало свержению с престола после смерти Бориса в 1605 году его сына Федора Годунов.
Король Речи Посполитой Сигизмунд III задумал коварный план по свержению с престола Годунова. Воспользовавшись прочными слухами о Борисе Годунове как о цареубийце, он решил поставить на престол «истинного» царя. Для этих целей подошел беглый монах, выдавший себя за Дмитрия наследника Ивана Грозного. Сигизмунд наделил его четырехтысячным отрядом, к которому впоследствии, примкнули не только поддерживающие Лжедмитрия селяне и горожане, но и правительственные войска. С этой мощной поддержкой в июне 1605 года Лжедмитрий приходит в Москву и воцаряется на трон. Став правителем он миловал свободу заключенным при Борисе Годунове, увеличил жалование чиновникам, боролся с взяточничеством, открыл границы для подданных для передвижения за пределы государства. Наряду с этим Лжедмитрий должен был выполнять предварительные соглашения с Сигизмундом, а именно, он обвенчался с Мариной Мнишек для ослабления позиций православной церкви, конфисковал у них множество земель. Всячески одаривал деньгами и привилегиями шляхтичей, которым был обязан своим восхождением на трон. Всё это, а также угроза предстоящей войны с турками, вызвало возмущение среди бояр и церковников. Возмущение переросло в восстание и Лжедмитрий I был убит в 1606 году, а тело было передано на поругание народу.
Спустя три дня после свержения и убийства лжецаря, народ собрался на Красной площади для решения вопроса о будущем правителе государства. Большой поддержкой церкви и дворян пользовалась семья Шуйских, и люди Василия Шуйского не преминули этим воспользоваться. На всеобщем собрании они выкрикнули имя своего князя, а толпа его поддержала. После восхождения на престол царь Василий оказал всеобъемлющую поддержку православной церкви, а в частности митрополиту Гермогену. Несмотря на широкую поддержку церкви и былые боевые заслуги, правление Василия было не спокойным. Оспорить право на власть пытались польский наемник Иван Болотников(1606 год) и Лжедмитрий II с женой Мариной Мнишек(1607 год). Все эти восстания Шуйский смог подавить, но всё же оказываемое давление Прокопием Ляпуновым с дворянами, навсегда пошатнуло трон под Шуйским. Он был низвергнут с престола и передан польскому королю Сигизмунду, а в дальнейшем был подстрижен в монахи(1610 год).
Период с 1610 по 1612 года известен как «семибоярщина». Руководство государства перешло в руки семи бояр во главе Федоре Мстиславским. Основной их задачей было восстановление мира и порядка на Руси и воцарение законного правителя, но в вопросе кто должен стать этим правителем единства у бояр не было. Одни поддерживали идею передачи власти сыну польского короля Сигизмунда и переходу Руси в лона католической церкви. Другие были не против наследника Речи Посполитой, но были ярыми сторонниками православной церкви. Третье же ратовали за воцарение Лжедмитрия II. На фоне всех этих событий крепнет недовольство народа и желание изгнать всех шляхтичей с русской земли. Так купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали ополчение, и пошли на Москву, где их действия увенчались успехом, и в октябре 1612 года поляки были вынуждены бежать из столицы.
В начале следующего года состоялся Земский собор, но котором было принято решение поставить на престол потомка Ивана Грозного Михаила Романова. Это было формальное коронование, поскольку вся власть оставалась в руках у митрополита Филарета, вплоть до смерти митрополита в 1633 году. После его смерти Михаил Романов правил ещё 12 лет до своей кончины. В целом за это время благодаря умелому руководству и привлечению иностранного капитала был достигнут значительный прогресс в экономике и промышленности страны.
После смерти отца в 1645 году приемником престола становится Алексей Романов. Долгое время он был светским и правление государством доверил своему воспитателю боярину Борису Морозову, чем последний не преминул воспользоваться в своих интересах. Грабительские поборы с подданных, взяточничество, произвол со стороны чиновников всё это характеризует первое время правления Алексея. Тот период столкнулся с двумя крупными бунтами «соляным» и «медным». Недовольство народа так возросло, что в 1648 году во время крестного хода взбунтовавшиеся москвичи устроили погром домов бояр и дьяков. Стрельцы отказывались сдерживать бунт и фактически стали на сторону разъяренного народа. Большинство бояр было растерзано, тогда, как государь умолял пощадить хотя бы своего любимца Морозова. Люди послушались царя, а провинившегося боярина отправили в монастырь. Для того чтобы утихомирить горожан бояре приглашали москвичей домой на обед, а стрельцам было выдано дополнительное жалование. Через некоторое время этими мерами бояре смогли утихомирить гнев горожан. Царь со своей стороны начал раздавать земли помещикам и уменьшил поборы, согласился созвать Земской собор для решения насущных проблем. На собравшемся соборе решили разработать новый свод законов, который был принят буквально через считанные месяцы и действовал на протяжении 200 лет. Свод законов включал в себя 25 глав и регулировал большинство сфер гражданско-правовой деятельности, и предусматривал жесткие наказания за их нарушения, вплоть до смертной казни. Под защиту Уложения попадали все слои населения, кроме крестьян и холопов, которые оставались полностью беззащитными. Также были отобраны налоговые привилегии у слобод. Смертная казнь ждала не только зачинщика бунта, но и донесшего о нем. Новый закон окончательно закрепил крепостное право в России.
В 1676 году скончался государь Алексей, и власть переходит к его сыну Фёдору. Поскольку особым здоровьем он не отличался, правление его было не долгим. За годы его правления значительному реформированию подверглась военная система. Должности стали занимать не только бояре и дворяне, а люди имеющие заслуги и достоинства. В 1678 году была проведена перепись населения, а годом позже была изменена система налогообложения. В результате войны с Османской империей земли Левобережной Украины и Киев были признаны за Россией. В 1681 году Фёдор Алексеевич стоял у истоков создания Типографской школы.
В 1682 году скончался Фёдор Алексеевич и стал вопрос о следующем приемнике. Оба его брата Петр и Иван были юны и слабы здоровьем, не обошлось без дворцовых заговоров и Стрелецкого бунта. Во избежание дальнейших погромов и бунтов было принято скоропалительное решение о признании Ивана первым царем, а Петра вторым. Стрельцы потребовали, чтобы регентом при Иване стала его старшая сестра Софья, а Петр со своей матерью удалился в подмосковный дворец. Софья была честолюбивым и рассудительным правителем, успешно занималась укреплением внешнеполитических связей России. Тем временем престолонаследники выросли, но если первый преемник Иван Алексеевич не имел претензий на трон, то Петр наоборот, всячески пытался свергнуть Софью, что ему впоследствии и удалось. Так в 1689 году в результате Стрелецкого заговора и предательства её ближайшего окружения Софья была вынуждена подстричься в монахини.
После свержения Софьи фактическим правлением страны занималась мать Петра Наталья Кирилловна. Все реформы и нововведения Софьи были остановлены, тогда как мать наследника и её приспешники потакали своим прихотям и растрачивали попусту казну. Петр I был поглощен в изучении военного дела и судостроения. В 1694 году Наталья Кирилловна умерла, и бразды правления перешли к её сыну Петру. Закончился век, и началась эпоха нового правителя и новой России.


17 век в России: век большой смуты и больших перемен.

2 е тысячелетие до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. 1709 1708 1707 1706 … Википедия

1603. Восстание крестьян и холопов в России под предводительством Хлопка. Основание первой голландской колонии на острове Ява. 1603 1867. Правление в Японии сёгунов из династии Токугава. 1603 1649, 1660 1714. Правление династии Стюартов в Англии … Энциклопедический словарь

Онуфрий, святой (XVII век) см. в статье Онуфрий (имя святых православной церкви) … Биографический словарь

- … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

Книги

  • Книжные центры Древней Руси. XVII век , . Сборник материалов по книжным центрам Древней Руси XVII века, века постепенного перехода от древнерусской литературы к литературе нового времени, когда возник новыйтип ее…
  • Исторический лексикон. XVII век. Энциклопедический справочник , . Английская революция, Тридцатилетняя война в Европе, Смутное время в России, кровавая смена династий в Китае, колонизация Америки - все это XVII век. Но это и век гениальных ученых,…