Когда анна каренина бросилась под поезд. Почему Анна Каренина бросилась под поезд? Краткий анализ. Могло ли быть иначе

Этот вопрос по роману Льва Толстого можно считать даже не сюжетным, а философским. Многие критики и поклонники этого романа давали собственные интерпретации ответа, начиная от откровенно юмористических до глубоко моральных. Если внимательно проследить за сюжетом, то можно выявить истинную причину того, почему же главная героиня одноименного романа легла на рельсы.

Начнем с краткого пересказа. Анна жила со своим нелюбимым мужем в достатке и роскоши, у нее был сын Сереженька. Все, казалось бы, было хорошо, да вот только Анечке хотелось «ветра новой любви», страсти, огня. И вдруг появился «принц» - Вронский, воплощение всех мечт и фантазий женщины. И сбежала она со своей зазнобой, и стали они жить, но не долго и счастливо, как полагается в сказках. Ведь жизнь-то она сама по себе не особо волшебная и сказочная. Идиллическое представление о быте у Карениной было разрушено, да еще и новорожденную дочку не смогла она полюбить, видимо сожалела о брошенном сыне Сереже. И вот тут-то и начинается основной тонкий момент – борьба внутри главного персонажа.

У Карениной было обостренное чувство справедливости, а потому не могла она просто так, как сейчас говорят, «забить» на мнение окружающих и свою прошлую жизнь. Анна начинает терзать сама себя, настраивать на самое плохое, бояться осуждения со стороны общества – дескать, что за жена и мать она такая, что бросила своего мужа и ребенка. И не смогла тонкая духовная организация Карениной находиться в гармонии – бросилась душенька в своих терзаниях к рельсам железнодорожным. А тут как назло поезд ехал, и показалось это Анне лучшим спасением от всех бед. Она решила великодушно избавить мир от самой себя – такой плохой и несложившейся. Ну и двигающийся поезд показался ей решением от всех проблем и бед. Уже бросаясь на рельсы, Анна вроде бы передумывает, но прыжок уже сделан и ничего не изменить. Получается, что женщина все равно погибла неуспокоенная.

Есть еще одна маленькая деталь, описанная в романе – Каренина использовала опиум в качестве успокоительного и снотворного. Так делали многие в то время, не зная или не желая знать о том, что это сильнодействующее психотропное средство, наркотик. Вот у нее и настроение менялось регулярно, и мысли суицидальные появлялись. Можно даже сказать, что Каренина находилась в депрессии (правда, тогда такого понятия вроде еще не было). Она считала, что у Вронского единственным интересом должна быть семья, и любой его отъезд, даже по делам, считался Карениной поводом к разрыву со стороны мужа. Внимательный читатель может обнаружить в романе Толстого несколько абзацев, в которых говорится, что Каренина в последние дни перед самоубийством хотела отомстить мужу за его невнимание, привлечь его интерес к себе. Так что одной из причин к «прыжку под поезд» можно считать личные предрассудки и надуманные поводы самой Карениной. Вот не живется женщинам спокойно, во всем привыкли искать они недостатки, потому и случаются такие случаи, как с Анной Карениной и Катериной из романа Островского «Гроза». Этих двух героинь постоянно сопоставляют друг с другом, и действительно, есть между ними нечто похожее – стремление к лучшей жизни, а в итоге все заканчивается весьма трагично.

Чтобы понять, почему Анна Каренина бросилась под поезд, какова причина этого поступка, следует проанализировать общество того времени. Роман Льва Толстого описывает нравы и обычаи высшего света конца XIX, и силу его влияния на человека. Общество навязывает свои правила и требует их неукоснительного соблюдения.

Адюльтер не осуждается, и скорее является нормой того времени, но это нужно было скрывать, а не выставлять напоказ. Анна бросила вызов лицемерным правилам общества, за что и поплатилась.

Зачем Анна Каренина бросилась под поезд

Благополучная жизнь Анны в романе описывается достаточно ярко. Муж – обеспеченный царский чиновник, крепкий, основательный, но не любимый. Анна не противилась замужеству, однако, к мужу она чувствовала лишь уважение, но не любовь. Всю свою нежность она отдала маленькому сыну, и именно он стал для неё центром вселенной. В обществе Анну уважали, ценили, к её советам прислушивались. Её ум и обаяние делали её желанной гостьей в любом доме.

Молодая женщина создала иллюзию счастливой семьи, но всё разбилось в один миг, когда случайная встреча перевернула её мир. Блестящий офицер Алексей Вронский разбудил в её сердце те чувства, о которых ранее Анна не подозревала. Борьба с самой собой, с навязанными правилами и невозможность жить во лжи приводит к тому, что Анна требует развод у мужа.

Однако, мужу важнее правила, законы и соблюдение этикета. Он готов простить Анну, закрыв глаза на её измену. Ведь развод мог отразиться на его карьере, а чувства Анны не принимались в расчёт. Главное – это правила. По понятиям того времени супруг проявил благородство, однако, благороден ли этот поступок на самом деле? Он не ревновал Анну, а лишь требовал её «соблюдать приличия».

Почему Каренина бросилась под поезд? Ведь Анна всё же ушла к любимому человеку, и даже родила ему дочь?

В новых отношениях Анна не обрела покоя и гармонии. Супруг разлучил её с любимым сыном, ханжеское общество её осудило и отвергло. Вронский был вынужден подать в отставку и молодые любовники уехали из города, где их осуждали.

Лишённая сына и друзей, Анна не находила себе места. Весь мир её сузился лишь до Вронского, и она стремилась стать для него целым миром. Она понимала, что и Вронский пожертвовал ради неё многим, но ей казалось это недостаточным. Анна не видела выхода из этой ситуации, и любой её шаг принесёт кому-то из близких боль.

Чувство вины изматывало молодую женщину, сделало её неуверенной и ревнивой. Внезапное осознание того, какой она стала, ещё больше шокировало несчастную женщину. Она всего лишь хотела счастья, хотела жить честно, не скрывая своей любви, но это было неприемлемо для высшего света.

Морфин, который начала пить для успокоения, лишь обострил её переживания. Под воздействием дурмана Анна ревновала Вронского к выдуманным женщинам, что вызывало ссоры между любовниками. Любовь Анны начала тяготить Вронского, и он старался реже бывать дома.

Желание Вронского съездить к своей матери привело к очередной ссоре. Анна отправилась на вокзал, чтобы в очередной раз упрекнуть Алексея за то, что она оказалась в такой ситуации.

Оказавшись на вокзале, Анна становится свидетельницей разговора между супругами. В их благостных улыбках она увидела всё ту же фальшь и лицемерие. Они ненавидели друг друга, но «соблюдали приличия».

С данным вопросом и здесь отвечаю)

Я вот недавно как раз хотела с кем-нибудь поговорить об Анне Карениной, но никто не хотел(((((

Я читала дважды - в 20 лет и десять лет спустя. Первый раз мне показалось, что линия Анны и ее самоубийство - это притянутые за уши обстоятельства, а на самом деле роман о Левине, о Китти, о несчастном Каренине и тп и тп. И вообще, Анна - это такая "зажравшаяся дама", которой не сиделось на месте, она взбесилась, всем испортила жизнь, а в особенности бедному маленькому Сереже (у меня как раз родилась тогда дочка и я, как полоумная мамаша, готова была закидать эту Анну камнями). Тогда я считала, что этот поезд - это такой продюсерскмй ход Льва Николаевича, поскольку он не знал, как закончить эту тягомотину.

Потом я посмотрела советский фильм и меня чуть не стошнило - Самойлова мне показалась какой-то неопрятной буйволицей, а все персонажи излишне "советскими" и ненатуральными. Я ясно видела, что ходит Лановой, Яковлев и Плисецкая вместо истинных персонажей. Другие экранизации и смотреть не хотелось.

Потом я забыла эту тему, а в 30 лет дико захотелось перечитать.
И вот читаю я читаю, и диву даюсь - сколько всего интересного и необычного я не увидела десять лет назад. Анна показалась мне прекрасной (видимо, потому что на этот раз оказалась ровесницей)), Вронский несчастным влюбленным, Каренин несчастным прекрасным человеком, Левин просто скушнятиной, Стива балбесом и тп и тп. Справедливо посокрушалась я о том, что в ранней молодости мозгов все-таки маловато, чтобы понимать какие-то вещи. Еще большим безумием казалось наличие "Анны Карениной" в школьной программе. О чем можно говорить с рефлексирующими подростками? Что вообще они могут там увидеть?

И все же мне было не до конца понятно, почему "Анна Каренина"? Почему не другое название, наподобие "Войны и мира", более нейтральной, ведь столько судеб описывается? Не понятно.

И вот прошел еще годик и совсем недавно, буквально месяц назад фоном работает телек, а там юбилей Самойловой. Я ее страшно не люблю, еще в "Летят журавли" она меня дико взбесила своим каменным лицом, всегда считала, что фильм явно проиграл с ее участием, не смотря на пальмовую ветвь.

Вот идет интервью с малоприятной старенькой Самойловой, она все время курит, говорит странное. Все это длится долго-долго, потом начинается "Анна Каренина". Скачет Яковлев, Ия Саввина ежеминутно сморкается в платок, я уже почти сплю, но смотрю.

Короче говоря, я не отрываясь посмотрела весь фильм, а потом еще какое-то время почти рыдала. Какой же Лев Николаевич оказался! А еще слыл суровым и жестким по отношению к своей жене, а как точно и ярко и душераздирающе показал женскую судьбу) А какова Татьяна Самойлова? Я глаз не могла оторвать от ее некогда совершенно отталкивающего для меня лица! А бесподобный, умопомрачительный актер Гриценко? Именно на сценах с Карениным я начала рыдать в подушку, а потом уже не могла остановиться.

Чтобы поскорее завершить графоманство, коротко скажу, почему все-таки Анна бросилась под поезд.

Если попробовать поставить себя на ее место, этот выход становится очевидным. Раннее замужество за человека намного старше, без любви, без опыта жизни. Рождение сына, какая-то жизнь, набирающая обороты красота и чувственность, далее на свет вырывается страстная натура Анны и тут подворачивается молодой Вронский, ничем не примечательный, в общем-то, субъект. Совершенно пустой чувак. Но он молод, красив, влюблен в Анну - и она решает изменить свою жизнь - жить в любви (то, что истинная любовь есть любовь Каренина, ей пока не понятно, в этом - то и кроется роковая ее ошибка). Но страсть проходит, общество ее презирает (что не так и страшно), Каренин страдает и одновременно отвратителен ей, сына отнимают, в муках рождается дочь, Вронский живет своей мужской самостоятельной жизнью, где Анне отведено определенное место. Он больше не дышит ею, не ловит каждый ее взгляд. Да, он любит ее, но что эта любовь? Анна, которая его старше, мудрее, чувствует двойственность своего положения - нет свободы, нет прежней любви, нет сына, нет и Каренина, пусть неприятного, но переданного существа, нет уже и прежнего Вронского, нет признания в обществе, более того, это общество люто казнит ее и презирает.

Казалось бы - что ты хочешь, сама виновата. Но в чем? В том, что отдалась любви? Если вспомнить, что мы видим вначале произведения: сценку со Стивой - жена нашла улику в супружеской измене, но как это выглядит? Комичная и нелепая сцена, ноль угрызений совести у мужа, бесполезная возня с чемоданами у жены и все встало на свои места, все забыто, все счастливы. И что мы видим у Анны? Тоже измена, но не интрижка какая-нибудь, а ради большой любви, и сколько изломано судеб, какой резонанс в обществе и какая трагедия нескольких жизней... По сути, роман о непростой участи женской судьбы - ответственность за детей и сильнейшая зависимость от них (равная сильнейшей к ним любви), желание и невозможность сильного чувства, зависимость от общества, зависимость от мужчины, от любого, от нелюбимого и любимого, от его поступков и решений. И полное непонимание между женщиной и мужчиной, разность настолько очевидна, что просто режет мозг. И в линии каждой пары это неустанно подчеркивалось Толстым - даже простенький землелюбец Левин жестоко манипулирует Китти. Пожалуй только лишь Стива довольно безобиден, но не благороден, это уж точно. Короче говоря, если "Война и мир" - это гимн мужчине (суровый мужественный Болконский, бесконечно благородный и всеобъемлющий Пьер), то "Анна Каренина" - это несомненно гимн женщине.

Не броситься под поезд было просто невозможно.

Интересный железнодорожно-филологический анализ "Анны Карениной".
Обычно литературоведы и филологи анализируют текст и содержание романа, но не вдаются в техническую сторону: а как вообще выглядел паровоз и поезд, под который бросилась незадачливая героиня?
Это решила выяснить mopsia . Текст её, а я только консультировал и дополнил его по ж/д части.

[...] К сожалению, Лев Николаевич, вообще-то очень внимательный ко всем мелочам создаваемого текста, не удосужился указать тип, серийный номер и год выпуска паровоза, под который бросилась Анна Каренина. Никаких уточнений, кроме того, что поезд был товарный, нет.

– Как ты думаешь, под какой именно паровоз бросилась Анна Каренина? – спросила я однажды у великого ферроэквинолога всея ЖЖ.
– Скорее всего, под «Овечку», – подумав, ответил С. – Но, возможно, что и под «Твёрдый знак».

"Овечка":


"Твёрдый знак"

Я решила, что, скорее всего, у Толстого описан «поезд вообще», и видовая принадлежность локомотива его не интересовала. Но если современники легко могли себе представить этот самый "паровоз вообще", то для потомков это уже значительно сложнее. Мы предположили, что для читателей того времени "паровозом вообще" была именно популярная, известная всем от мала до велика "Овечка".

Однако во время проверки уже выложенного поста оказалось, что мы оба поторопились с выводами. С. не помнил точной даты публикации романа и отнёс его к концу 1890-х годов, когда и "Ов", и "Ъ" уже широко использовались на железных дорогах Российской империи, а я при проверке запуталась в сериях и буквах и по неопытности просто "подогнала" даты выпуска к дате публикации. Увы, всё оказалось совсем не так просто.

Роман был задуман в 1870 г., частями публиковался в журнале "Русский вестник" в 1875-1877, издан отдельной книгой в 1878 г. Начало производства паровозов серии О относится к 1890-му году, а серии Ъ - и вовсе к концу 1890-х. Следовательно, героиня бросилась под какой-то намного более архаичный паровоз, который нам сейчас и представить-то сложно. Пришлось обращаться к энциклопедии "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955".

Поскольку нам было известно, что Каренина бросилась под грузовой поезд, а также мы знали название дороги, на которой произошла трагедия (Московско-Нижегородская, открыта для движения поездов 2 августа 1862 г.), то наиболее вероятным претендентом можно считать товарный паровоз серии Г 1860-х гг. выпуска. Для Московско-Нижегородской железной дороги такие паровозы строили французские и немецкие заводы. Характерная особенность - очень большая, расширяющаяся кверху труба и наполовину открытая будка для машиниста. А вообще, на наш современный взгляд, это чудо техники больше похоже на детскую игрушку:)

Станция

На всякий случай напомню, что Анна Каренина бросилась под поезд на станции Обираловка, находящейся в 23 километрах от Москвы (а не в Москве или Петербурге). В 1939 году по ходатайству местных жителей станция была переименована в Железнодорожную. То, что Толстой выбрал именно Обираловку, ещё раз подтверждает, насколько внимателен он был ко всем подробностям сюжета. В то время Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда, под одним из которых и нашла свою смерть несчастная героиня романа.

Железнодорожная ветка в Обираловке была проложена в 1862 году, а через некоторое время станция стала одной из крупнейших. Протяжённость запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный посёлок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман «Анна Каренина» (в 1939 году посёлок также был переименован в город Железнодорожный). После выхода романа станция стала местом паломничества поклонников Толстого и приобрела большое значение в жизни окрестных деревень.

Когда станция Обираловка была конечной, здесь действовал поворотный круг - устройство для разворота на 180 градусов для локомотивов, и стояла водокачка, упомянутая в романе «Анна Каренина». Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. К сожалению, сейчас от прежних построек на станции ничего не осталось.

Вот фотография станции Обираловка (конец XIX - начало XX века):

Теперь заглянем в текст романа:

Когда поезд подошел к станции, Анна вышла в толпе других пассажиров и, как от прокаженных, сторонясь от них, остановилась на платформе, стараясь вспомнить, зачем она сюда приехала и что намерена была делать. Все, что ей казалось возможно прежде, теперь так трудно было сообразить, особенно в шумящей толпе всех этих безобразных людей, не оставлявших ее в покое. То артельщики подбегали к ней, предлагая ей свои услуги; то молодые люди, стуча каблуками по доскам платформы и громко разговаривая, оглядывали ее, то встречные сторонились не в ту сторону.

Вот она, дощатая платформа - в левой части фотографии! Читаем дальше:

«Боже мой, куда мне?» – все дальше и дальше уходя по платформе, думала она. У конца она остановилась. Дамы и дети, встретившие господина в очках и громко смеявшиеся и говорившие, замолкли, оглядывая ее, когда она поравнялась с ними. Она ускорила шаг и отошла от них к краю платформы. Подходил товарный поезд. Платформа затряслась, и ей показалось, что она едет опять.

И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, чтó ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда.

Под "водокачкой" подразумевается хорошо видная на фотографии водонапорная башня. То есть Анна прошла по дощатой платформе и спустилась вниз, где и бросилась под проходящий на невысокой скорости товарный поезд. Но не будем забегать вперёд - железнодорожно-филологическому анализу самоубийства будет посвящён следующий пост. На данный момент ясно одно - Толстой бывал на станции Обираловка и хорошо представлял себе место, где произошла трагедия - настолько хорошо, что всю последовательность действий Анны в последние минуты её жизни можно воспроизвести, опираясь на одну-единственную фотографию.

Вторая часть расследования

Подбирая материалы для поста, я встретила мнение, что самоубийство Анны Карениной убедительно с художественной – но сомнительно с, так сказать, «технической» точки зрения. Однако подробностей никаких не было – и мне захотелось самой разобраться.

Как известно, прообраз Анны Карениной – это сочетание внешности Марии Гартунг, дочери Пушкина, судьбы и характера Марии Алексеевны Дьяковой-Сухотиной, и трагической смерти Анны Степановны Пироговой. О последней мы и поговорим.

В первоначальном замысле Каренину звали Татьяной, и расставалась она с жизнью в Неве. Но за год до начала работы над романом, в 1872 г., в семье соседа Толстого, Александра Николаевича Бибикова, с которым они поддерживали добрососедские отношения и даже вместе затевали строительство винокуренного заводика, произошла трагедия. Вместе с Бибиковым в качестве экономки и гражданской жены проживала Анна Степановна Пирогова. По воспоминаниям, она была некрасивой, но приветливой, доброй, с одухотворённым лицом и лёгким характером.

Однако в последнее время Бибиков начал отдавать предпочтение немецкой гувернантке его детей и даже принял решение на ней жениться. Когда Анна Степановна узнала о его предательстве, её ревность перешла все границы. Она убежала из дому с узелком одежды и в течение трех дней бродила по местности вне себя от горя. Перед смертью она послала письмо Бибикову: «Ты – мой убийца. Будь счастлив, если убийца вообще способен быть счастливым. Если желаешь, то можешь увидеть мой труп на рельсах в Ясенках» (станция недалеко от Ясной Поляны). Однако Бибиков письма не прочитал, и посыльный вернул его. Отчаявшаяся Анна Степановна бросилась под проходящий товарный поезд.

На следующий день Толстой отправился на станцию, когда в присутствии полицейского инспектора там производилось вскрытие. Он стоял в углу комнаты и видел во всех деталях лежавшее на мраморном столе женское тело, окровавленное и искалеченное, с размозженным черепом. А Бибиков, оправившись от потрясения, вскоре женился на своей гувернантке.

Это, так сказать, предыстория. А теперь давайте перечитаем ещё раз описание самоубийства несчастной героини.

*****
Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.

«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.

*****
То, что Анна Каренина бросилась под товарный, а не под пассажирский поезд – абсолютно правильно с технической точки зрения. Сыграла ли тут свою роль толстовская наблюдательность или он специально обратил внимание на устройство вагонов – неизвестно, но факт остаётся фактом: броситься под дореволюционный пассажирский вагон было исключительно сложно. Обратите внимание на подвагонные ящики и железные распорки для прочности. Незадачливого самоубийцу скорее бы покалечило и отшвырнуло на платформу.

А вот товарный вагон. Примерно под такой, если верить описанию, и бросилась несчастная героиня. Здесь нет никаких подвагонных ящиков, много свободного места и достаточно легко можно «отсчитать» середину. Если учесть, что Анна успела «поднырнуть» под вагон, упасть на руки, встать на колени, ужаснуться тому, что она делает, и попробовать приподняться – то становится понятным, что поезд ехал очень медленно.

…упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена .

Но вот тут я с классиком не соглашусь: упасть можно между вагонами, а под вагон всё-таки придётся «поднырнуть», то есть наклониться, податься вперёд и только потом упасть на рельсы. Для дамы в длинном платье с турнюром (по моде того времени), в кружевах и в шляпе с вуалью (дамы с непокрытой головой на улицу не выходили, да и выше в тексте упоминается, что «на её лице под вуалью отразился ужас») дело трудновыполнимое, но в принципе возможное. Кстати, обратите внимание – «мешочек» она сняла и отбросила, а шляпу – нет.

«Что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину » – тут уж Толстой сжалился над читателями и постарался избежать излишнего реализма. Безымянное «что-то» – это тяжёлое чугунное колесо (вернее, колёсная пара). Но я тоже не буду углубляться, потому что представлять это на самом деле страшно.

– Но почему же она просто не бросилась под паровоз? – спросила я у С. – Зачем было нырять под вагон?
– А как же передний отбойник? Именно для этого его и устанавливали – чтобы в случае необходимости сталкивать с путей коров, коз и прочих Карениных… Её бы просто отшвырнуло в сторону, и была бы вместо романтической смерти глубокая инвалидность. Так что способ технически правильный, хотя и не очень удобный для дамы, одетой по моде того времени.

Словом, никаких «технических» ляпов в описании гибели Анны Карениной мы не нашли. Видимо, Толстой не просто наблюдал за вскрытием погибшей Анны Пироговой, но и беседовал со следователем, собирая жутковатый, но необходимый для описания самоубийства материал.

Несколько лет назад российские феминистки дружно "приняли в свои ряды" героиню романа Льва Толстого Анну Каренину, считая, что она была одной из первых женщин на Руси, восставших против своеволия и единоначалия мужчин. Отмечают даже годовщину со дня гибели этой литературной героини. В этом году в мае (хотя точную дату вроде бы установить невозможно) исполнится 123 года со дня трагической кончины Анны Карениной...

Зимний студеный день. Станция Железнодорожная (в 1877 году вокзал IV класса) небольшого города с одноименным названием в 23 километрах от Москвы (до 1939 года - Обираловка). Именно в этом месте произошла, по Л. Толстому, жуткая трагедия. Сегодня здесь тихо. Я спускаюсь с платформы и приближаюсь к рельсам. Сверкая на солнце, они слепят глаза. Невольно представляю тот момент: как Каренина стоит, оглушенная отчаянием, готовая в любую секунду броситься под колеса грохочущего товарного поезда. Она уже все решила и только выжидает, когда откроется проем между тяжелыми колесами вагона...
- Нет! Все было не так! - останавливает мои размышления Владимир Сарычев, местный житель, по профессии инженер, ныне коммерсант и к тому же давний исследователь истории железных дорог России. - Она вовсе не бросалась под поезд. И даже не могла этого сделать так, как рассказал об этом Толстой. Прочитайте внимательнее сцену гибели Анны Карениной: "...Она не спускала глаз с колес проходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав голову в плечи, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена".
- Она не могла оказаться под поездом, падая в полный рост, - объясняет Владимир. - Это легко увидеть на схеме.
Он берет ручку, рисует человеческую фигуру, стоящую рядом с товарняком. Потом изображает траекторию падения: фигура и в самом деле, падая, упирается головой в обшивку вагона.
- Но даже если бы она умудрилась очутиться между колес, - продолжает Владимир, - то неизбежно уперлась бы в тормозные штанги вагона. Единственный способ, на мой взгляд, подобного самоубийства - встать, пардон, на четвереньки перед рельсами и быстро сунуть голову под поезд. Но вряд ли бы это стала делать такая женщина, как Анна Каренина.
История свидетельствует: как только появились поезда, так к ним тотчас потянулись самоубийцы. Но в мир иной они уходили обычным способом - прыгали на рельсы перед идущим составом. Вероятно, таких самоубийц было немало, поскольку даже изобретались специальные приспособления для паровозов, которые цеплялись к ним спереди. Конструкция должна была мягко поддеть человека и отбросить его в сторону.
Кстати, товарный поезд, "переехавший" Каренину, был сделан на Александровском литейном заводе, весил он до 6000 пудов (около 100 тонн) и передвигался со скоростью примерно 20 километров в час. Рельсы, на которых упокоилась ее мятежная душа, были чугунными, высотой 78 миллиметров. Ширина железнодорожной колеи в то время составляла 5 футов (1524 миллиметра).
Несмотря на сомнительную (не касаясь, конечно, художественной стороны) сцену самоубийства, писатель тем не менее выбрал Обираловку не случайно, считает Владимир. Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда. Станция была одной из крупнейших. В XIX веке эти земли принадлежали одному из родственников графа Румянцева-Задунайского. По справочнику Московской губернии за 1829 год в Обираловке было 6 дворов с 23 крестьянскими душами. В 1862 году здесь была проложена железнодорожная ветка. В самой Обираловке протяженность запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный поселок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман "Анна Каренина". От прежних построек на нынешней станции ничего не осталось...
Признаться, я покидал бывшую Обираловку несколько обескураженный. С одной стороны, "порадовался" за Анну Каренину. Если бы она действительно существовала, то судьба ее не оборвалась бы столь трагически. С другой стороны, стало немного обидно, что классик нас слегка как бы ввел в заблуждение. Ведь в немалой степени именно благодаря трагической финальной сцене романа стала популярной "в массах" Анна Каренина. У кого из местных я ни спрашивал: "А знаете ли вы, что в вашем городе Анна Каренина...", то неизменно слышал ответ: "Это та, что под поезд бросилась?". И надо сказать, что большинство из опрошенных книгу в руках толком не держали.
- А у вас здесь под поезда в последнее время никто не бросался? - на всякий случай спросил я Владимира, имея в виду некую трагическую ауру данной местности.
- Сколько здесь живу, ни одного случая не припомню, - ответил собеседник.
Почудилось мне или нет, но в его голосе я услышал разочарование. Наверное, он уже пожалел, что так неосмотрительно стал разрушать легенду.