Римские триумфальные арки. Прогулки по Риму. Колизей и Триумфальные арки

Триумфальная арка Константина в Риме – это трехпролетная арка, построенная в честь императора Константина и посвященная победе над императором Максенцием в 312 году.

История создания

Возвращавшихся после успешных побед полководцев и императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, возводили специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей и рельефами с изображениями их великих деяний.

Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.

Давайте тогда разберемся, чем же прославился Константин и почему ему решили воздвигнуть арку.

С 24 лет Константин мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. План был таков – найти союзника в достижении этой цели и победить императора. Для этого он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору -римскому полководцу, объявленным цезарем Запада. Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором. Шел 306 год.

В Риме в то время правил Максенций - тиран и необузданный в своих желаниях правитель . Жители быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, знавший о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция .

Голову Максенция доставили в Рим для демонстрации жителям Рима - прежний император повержен. Как только горожане увидели голову прежнего императора, сразу начали возводить арку для Константина, но закончить не успели . Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел, так как её ещё попросту не докончили.

Арка Константина – это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.

Закончили арку только в 315 году, и на ней выбили «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все подвиги императора. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.

В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.

Архитектурные особенности

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума.

Высота арки составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила для неё образцом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. В стены впрессованы рельефы с изображением победных эпизодов императора Константина . Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия - барельефы с изображением его триумфа.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента прослеживается стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Как добраться

Арка находится около Колизея, на метро станция Colosseo по линии B

Полезная информация

  • Адрес : улица Via di San Gregorio, Рим
  • Стоимость : бесплатно

Триумфальные арки – наследие римской императорской эпохи, периода ее могущества и процветания.

Народ в Риме ликовал и восхвалял своих правителей, возвращающихся из победоносных походов. Торжественные моменты потребовалось увековечить в памяти потомков. Таким образом, появился особый вид зодчества, популярный в – триумфальные врата-арки, призванные подчеркнуть могущество победителей.

Арка Тита – самая древняя в Риме триумфальная арка представляет собой однопролетные врата из белого пентельского мрамора высотой 15,4 и шириной более 5 м.

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

  • Арка Тита была возведена в 81 г. н.э., вскоре после смерти самого триумфатора, по инициативе его последователя Доминициана и руками тех самых рабов-евреев, которых Тит привез из победоносного похода. Тогда в Италию попало более 50 тыс. евреев, положивших начало еврейской диаспоре.
  • В аттике арки Тита был захоронен прах самого Тита , подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи: был погребен в Риме на , Траян в цоколе именной колонны на и Тит в своей арке. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций в Риме, но еще и мемориалом.

Как добраться

  • Триумфальная арка Тита находится на возвышенности в восточной части Римского Форума (Foro Romano), поблизости от . Ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Смотрите инструкцию, заранее, чтобы избежать очередей.

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Еще один достаточно хорошо сохранившийся на Римском Форуме монумент подобного типа – трехпролетная , возведенная в 205 г. н.э.

По обе стороны декорирована парными колоннами, капители которых включают элементы различных архитектурных ордеров. Выше находится раскрепованный антаблемент. Высота всей конструкции 20,9 м, ширина 23,3 м. Строительный материал – кирпич и травертин, но поверхность отделана мрамором. Все пролеты соединены между собой проходами.

С одной стороны к арке Септимия Севера ведут несколько ступеней. Также есть лестница, ведущая к высокому аттику, разделенному на 4 зала. Стены и цокольная часть декорированы рельефами, воспевающими победу Септимия Севера и двух его сыновей Караккалы и Геты над воинствующими племенами. Из изображений на древних монетах видно, что ранее монумент украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней последние не сохранились.

  • После смерти отца Караккала не захотел делиться троном с Гетой, воспользовавшись классическим в Риме способом захвата власти — братоубийством. Имя Геты было стерто с триумфальной арки Септимия Севера. Позже Караккала вошел в исторические хроники как один из самых жестоких императоров Древнего Рима.

Как добраться

  • Арка Септимия Севера находится на Римском Форуме в Риме, недалеко от Колизея, ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В, также удобно добираться от остановки трамвая Parco Celio.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Арка Константина относится к более поздней эпохе (4 в. н.э.), среди туристов обрела огромную популярность.


Арка Константина представляет собой трехпролетные врата высотой 21 м. и шириной более 25 м., украшенные коринфскими колонами, над которыми возвышаются силуэты пленников. Арка разделена на три зоны, каждая из которых щедро покрыта барельефами по мотивам различных страниц римской истории и религии. Событием, послужившим причиной создания арки, была победа над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году . Этот эпизод привел Константина в христианство и положил новый религиозный порядок всему западному миру.

  • Большинство барельефов арки были сняты с других архитектурных сооружений предшествующего периода. Аутентичные же композиции 4 века невыгодно выделяются на фоне более ранних и свидетельствуют о некотором упадке композиционного мастерства в Риме — геометрическое разделение на зоны и слишком богатый декор нарушают гармоничность постройки, придавая ей элементы архитектурного китча.

Как добраться

  • Арка Константина находится рядом с Колизеем, на улице Via di San Gregorio, ближайшая Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение этой достопримечательности является бесплатным.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Триумфальная арка Константина - величественное строение и наиболее сохранившаяся из всех существующих ныне в Риме арок. Сооруженная меньше, чем за три года, она символизировала грандиозную победу, одержанную Константином над узурпировавшим власть в Римской империи императором Максенцием в битве у Мульвийского моста. Мировое значение битвы заключалось в том, что она привела к легализации христианства и превращению его в государственную религию.

Битва у Мульвийского моста, который до сих пор существует в Риме — сражение Константина с императором-самозванцем Максенцием, состоявшееся 28 октября 312 года. По стратегическим соображениям и будучи уверенным в своей победе, Максенций приказал разрушить Мульвиев мост, стоящий на пути продвижения армии Константина, не оставив, при этом, себе возможность для отступления. Решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправить туда свою армию, для чего велел навести недалеко от моста понтонную переправу из связанных между собой лодок.

Но увы, в этот раз судьба не улыбнулась императору-самозванцу. Битва оказалась непродолжительной - под сокрушительным натиском соперника, войска Максенция в панике бросились отступать, но за ними была только шаткая переправа, разрушенный каменный мост и широкое русло реки Тибр. Значительная часть армии, сумевшая избежать смерти от меча и копья, нашла её в водах реки, та же участь постигла и императора Максенция, который пошел ко дну реки под тяжестью своих доспехов.


Глядя на старые полотна, трудно представить, о чем мог думать император в последние секунды своей жизни, падая в воды Тибра с высоты разрушенного моста. Может, и мелькнула мысль сожаления о разрушенном мосте, который смог бы спасти как его жизнь, так и его армию, но история это умалчивает. А вот сама ситуация не оставляла места для неопределенности - Константин приказал достать из реки тело поверженного самозванца и на следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить ее на остриё копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец. Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи.

На протяжении веков архитектура была неотъемлемой частью политики - пришедшие к власти правители воплощали собственные амбиции и могущество в монументальных архитектурных сооружениях. А одержанная победа и императорский титул должны были материализоваться в нечто грандиозное и первым из таких сооружений стала триумфальная арка, заказчиком которой выступил Римский сенат. Её строительство началось в конце 312 году, вскоре после одержанной победы, а завершилось 25 июля 315 года.


Сегодня, глядя на эту огромную, высотой в двадцать один метр арку, трудно представить, что перед нами стоит не просто обычный памятник, а уникальный "коллаж" античного Рима. Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки собирали с уже существовавших на то время построек античного Рима и готовыми фрагментами декорировали вновь созданное строение. Причина сего, скорей всего, кроется в узких временных рамках, которые были поставлены перед строителями, а также изобилие бесхозных скульптур и барельефов, которыми был насыщен Рим. Впрочем, есть и другая теория (на основе последних исследований), что эта арка была возведена в эпоху Флавиев (69—96 гг.) и её использовали как основу для новой конструкции. Имея изначально один вход, к арке были пристроены боковые пролеты, затем её декорировали как вновь созданными скульптурными барельефами, так и взятых с древних античных построек.

Восемь панелей времен Марка Аврелия (161—180), установленные на аттике, были взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая когда-то стояла на склоне холма Капитолия.

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть: император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.


Барельефы с аттика арки, южная сторона, левая часть: перед императором предстаёт германский вождь и другие пленники.



Между панелями, на вершине каждой колонны, расположили фигуры плененных даков, взятые с форума Траяна и напоминающие о военном походе Траяна против них.



Над боковыми арками расположены парные медальоны, созданные во времена правления Адриана. Трудно сказать откуда они были взяты - исследования ученых показали, что они ранее не использовались для других сооружениях. Возможно, они уже украшали предшествующую арку. На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений. Одной из фигур медальонов являлся император Адриан, однако на четырёх из них его голова была заменена на голову Константина, а на остальных четырех - головами его отца Констанция I-го или восточноримского соправителя Константина - Лициния.

На снимке - медальоны со сценами "Охота на дикого кабана" и "Принесение жертвы Аполлону", "Жертвоприношение Диане", "Жертвоприношение Аполлону", "Выезд на охоту", "Жертвоприношение Геркулесу".

При Константине был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается отбытием из Милана, продолжается сценами из военной кампании, далее идет въезд Константина в Рим, выступления перед народом и раздача денег. В это же время были созданы фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, а также медальоны на коротких сторонах арки.


Восемь коринфских колонн выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением римских солдат, богини Виктории и пленённых солжат.


Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

Надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников "по божественному вдохновению и величии духа", однако под этими словами можно различить более ранний текст: " по мановению Юпитера Оптима Максима". Вероятно, изменение внесли, когда император впервые увидел надпись (которую составили без его ведома), то есть во время его возвращения в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Первоначальный текст показывает, что непосредственно после победы было ясно, что император - римлянин-язычник.

Каналетто (1697-1768). Вид на арку Константина


Совокупность различных элементов арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения разных веков и стилей...

И вот такой интересный факт - перед боем с Константином на Палатинском холме императором Максенцием были спрятаны ценные для него вещи. Поскольку он погиб в битве у Мульвиева моста вместе со своими соратниками, на протяжении последующих семнадцати веков местонахождение клада оставалось неизвестным. В 2007 году, во время проведения строительных работ по прокладке тоннеля для римского метро, все эти сокровища, считавшиеся безвозвратно утерянными, были найдены. В деревянном ящике, обёрнутых шёлковой и льняной тканью - останки имперских боевых знамён - археологи обнаружили церемониальные артефакты: наконечники от флагштока, наконечники копьев и алебард, а также несколько скипетров, украшенных стеклянными сферами.



Триумфальные арки возводились на протяжении всей истории Древнего Рима. Для его жителей это был символ неба, а если на ней устанавливалось изображение полководца, то в этом уже видели торжество жизни над смертью. Одержав хоть сколько-нибудь значимую победу, римляне возводили арку, специальные декорированные ворота, через них торжественно шествовали императоры и полководцы, так они получали «триумф». Арка императора Константина — единственная, возведенная в честь победы над внутренним врагом.

История

Последней триумфальной аркой Вечного города оказалась арка в честь Константина, её возвели в 315 году, когда была одержана победа над Максенцием у тибрского моста. Она стала единственной, возведенной в честь победы над внутренним врагом. Но событие это было очень значимо в истории Рима. Битва послужила поводом для принятия Константином христианства.

Арку соорудили практически в центре города, между форумом и Колизеем. Белый мрамор для неё был привезен из Малой Азии.

В Средние века располагавшееся на дороге, ведущей к базилике Святого Георгия, сооружение получило название «Триуфальная Траси».

Достопримечательность реконструировали в 1832 году по распоряжению Папы Григория XVI.

Арка, хоть и отразила значимое событие в жизни Рима, стала символом заката великой империи.

Описание

Высота постройки 21 м, ширина 25,7 м, глубина 7,4 м. Основной материал-мрамор. Большинство элементов декора, установленные на арке, были взяты с других архитектурных памятников. Историки считают, что объяснений этому может быть несколько:

  • упадок искусства в IV веке в империи, но сейчас этот вариант опровергается, археологические находки доказали, что в период поздней античности в Риме искусство было развито;
  • создатели достопримечательности не имели времени на изготовление украшений, потому что их ограничили жесткими временными рамками;
  • декор, позаимствованный с сооружений времен Траяна, Марка Аврелия, воспринимался как символ того, что Константин входит в их число.

Само архитектурное решение, скорее всего, скопировано с арки Септимия Севера.

Здесь имеется единственная надпись, которая сообщает, что эта арка сооружена после 10 лет правления императора.

На аттике установлены 8 барельефов, их, возможно, сняли с памятника, воздвигнутого после победы Марка Аврелия над сарматами. Среди рельефов особо стоит отметить сцены, изображавшие возвращение императора из похода и допрос попавшего в плен германца, обращение к армии и принесение даров богам.

На самом верху колонн есть скульптуры, изображающие побежденных даков, предполагают, что туда они попали с форума Траяна. И изображения праздника победы тоже могли быть сняты оттуда.

Колонны в коринфском стиле, поставленные со всех сторон, украшают арку, их вырубили из редкого желтого мрамора. На высоких фундаментах колонн есть рельфы с изображением богини победы, легионеров и плененных варваров. Эти рельефы были выполнены непосредственно в эпоху Константина.

Два больших медальона сбоку сделаны в эпоху Адриана и перенесены сюда, они изображают сцены традиционной для римлян охоты на вепря и льва и воздаяние жертвы богам. Изображение головы Адриана имело узнаваемые черты, его заменили на голову Константина. На других медальонах, относящихся уже к периоду Константина, можно увидеть богов Солнца и Луны, мчащихся на вздыбленных колесницах. Фриз, рассказывающий о борьбе Константина с Максецием, был выполнен непосредственно для этой арки, так же как и сцена въезда императора в родной город, сцена раздачи им денег.

Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.

Арка доступна для туристов ежедневно, без перерывов и выходных. Вход бесплатный для всех.

  • Арка Константина стала образцом для многих подобных сооружений, возведенных в более поздние периоды.
  • В период правления Нерона вокруг арки был установлен фонтан, в котором после боя купались гладиаторы. До наших дней от него дошли только частицы фундамента в виде полукруга.
  • Арка Константина в Риме – единственная, построенная в честь победы в гражданской войне.