Дом над водопадом интерьер. Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом. Архитектурный стиль и человеческие потребности


Дом над водопадом — проект Фрэнка Райта, который был воплощен в жизнь в период с 1936-39 года. Он находится на юго-западе американского штата Пенсильвания, в лесистой местности, которую называют «Медвежий ручей». Ближайший город — Питсбург, он находится в 80 километрах к северо-востоку. В 1966 году этот получил статус Национального исторического памятника США. Сегодня «Дом над водопадом » входит в обязательную программу многих туристических маршрутов.

История создания «Дома над водопадом»

Фрэнк Ллойд Райт , архитектор, который разработал проект «Дома над водопадом», был очень известным и востребованным в США специалистом в начале 20-го века. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933 годов он оказался практически без работы. В эти годы он открыл у себя на дому художественную студию «Taliesin» в которую ходил Эдгар Кауфман, сын влиятельного бизнесмена из Питсбурга. Эдгар очень проникся архитектурными идеями Райта и уговорил отца доверить ему постройку их нового загородного дома. Сложность заключалась в том, что участок под строительство находился в скалистой местности. Когда Райт увидел и живописные окрестности «Медвежиего ручья», ему в голову пришла идея создать такой дом, который бы стал частью этой картины. При постройке «Дома над водопадом» он стремился оставить в целости все деревья и не сдвинуть ни одного валуна. Для этого пенсильванская инжиниринговая компания «Fayette Engineering Company of Uniontown» сделала подробную топографическую съёмку участка с указанием всех растущих деревьев и расположением всех камней, скал и ручьев.

Над разработкой проекта «Дома над водопадом» Фрэнк Райт работал вместе с двумя коллегами, инженерами Менделем Гликманом и Уильямом Уэсли Питерсом. В марте 1936 года они закончили разработку проекта и приступили к строительству дома. Оно длилось 6 лет и потребовало затрат в 155 тыс. долларов США. В эту сумму входила стоимость постройки основного дома (75 тысяч долларов), его отделка и внутренняя обстановка (22 тысяч долларов), гостевого дома, гаража и домика для прислуги (50 тыс. долларов). Гонорар архитектора Фрэнка Райта составил 8 тысяч долларов.
Экстерьер дома выдержан преимущественно в светлых тонах, под цвет окружающего пейзажа. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры и мебель для гостиной .
В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy. В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания, «Дом над водопадом» в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно.

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…`
(Ф. Л. Райт)

В 2001 г. Международная академия архитектуры обратилась к своим членам с просьбой назвать десять архитектурных шедевров XX-го столетия. Мнения авторитетных специалистов практически совпали. В этом «золотом списке» в ряду других известных личностей было названо имя крупнейшего американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта , разделившего второе место с другим знаменитым зодчим -- Ле Корбюзье. Архитектурный шедевр, удостоенный столь высокой оценки, широко известен как «Дом над водопадом» - частное строение, возведенное по заказу американского миллионера Эдгара Кауфмана.



Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфману младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Шесть месяцев прожил в Тейлизинском товариществе – школе-мастерской, основанной архитектором в Висконсине. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого процветающего магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на только что приобретенном лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Райту. Архитектор приехал осмотреть место - живописный уголок под названием Медвежий ручей, представлявший собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся в виде консоли рядом с водопадом, в Пенсильвании, в 45 милях от Питтсбурга.

Райта потрясла витальность этого юного леса и скульптурная чехарда горных пород, выходящих на поверхность.

Они вдохновили Райта на создание сложной системы террас, нависающих друг над другом. Проектировал он «изнутри наружу» . Считал, что «внутреннее пространство здания есть его подлинная сущность». Первый этаж отвел под гостиную. Низкий потолок и рваный камень в отделке создают ощущение пещеры. В этом камерном интерьере особенно хороши реликты – индейские терракотовые предметы, французский фаянс начала XIX века, древние китайские скульптуры. На втором и третьем этажах – спальни. В северо-западном углу здания – башенка из местного камня. Ее нижний этаж занят кухней, в верхних – гостевые комнаты.

Дом словно вырос в лесу вместе с деревьями и скалами. Он как бы парил над склоном. Трехуровневые террасы, сбегающие с обрыва, казались вылепленными самой природой, а самая нижняя живописно нависала над стремительно падающим потоком воды.
Строительство дома обошлось в 155 000 долларо в, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов . Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Внутри – эстетская пещера. Снаружи – нагроможденье скал. Так Фрэнк Ллойд Райт воплотил свою мечту о доме-рельефе. А миллионер Эдгар Кауфманн обрел идеальный грот для размещения своей экзотичной коллекции антиквариата.

Сам же архитектор назвал свое творение «органичной архитектурой» . «Если усилия архитектора в этом направлении оказываются успешными, - говорил он, - вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его».



Самым известным жилым домом в Америке вилла Кауфманов стала после того, как крупнейший американский издатель Генри Льюис поведал о ней в ведущих американских журналах, после чего «Дом над водопадом» превратился в культовое место. Желающих взглянуть на чудо архитектуры было не счесть. Теперь каждые выходные к Кауфманам приезжали самые знаменитые гости, среди которых были Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндолф Херст, Марлен Дитрих.

Слава об удивительной вилле, которую еще называли «Падающими водами», дошла до президента США. И однажды к Кауфманам пожаловал сам Франклин Рузвельт, в честь которого хозяева устроили над водопадом грандиозный фейерверк.
После визита президента посещать виллу Кауфманов стало хорошим тоном и признаком принадлежности к высшему обществу.

«Дом над водопадом», каскадами сбегающий по косогору, кажется, вырос в этом лесу вместе с деревьями, листвой и травой и стал, возможно, самым удивительным открытием прошедшего века: оказывается, мир, выстроенный людьми, хрупок и конечен. И восстановить то, что создавалось веками, невозможно. Полагаю, в новом, XXI веке, понимание этой простой истины получит широкое распространение».

В 1963 года Эдгар Кауфман младший подарил этот дом Заповеднику Западной Пенсильвании. Теперь дом используется в качестве музея. В наши дни в нём бывает 120 тыс. посетителей ежегодно.

Обсудить у себя 2

Общая информация

Состоятельный бизнесмен из Питтсбурга Эдгар Кауфманн поручил Фрэнку Ллойду Райту выстроить загородную резиденцию неподалеку от города в штате Пенсильвания. Кауфманну хотелось получить незамысловатый дом с видом на водопад.

Райт попросил разрешения посетить участок будущего строительства и осмотреть водопад, все валуны и деревья. Затем он спроектировал одно из самых знаменитых своих творений, которое Американский Институт архитектуры провозгласил «лучшей работой американского архитектора на все времена». Это потрясающий пример органической архитектуры, гармоничное слияние человека и природы посредствам дизайна. Повторяя естественный рельеф окружающих скал, Райт выстроил дом над водопадом в виде нескольких бетонных «подносов», используя для возведения стен материал из песчаниковых плит. Поднимаясь более чем на 9 м над водопадом, четкие горизонтали и низкие потолки постройки Райта создают ощущение защищенности, не нарушая при этом окружающий пейзаж.

Завершенный в 1939 году, этот дом - единственный проект Райта с оригинальной мебелью и произведениями искусства, спроектированными им же, открытый для посещения публики. В доме экспонируется собрание произведений изящного искусства, книги, мебель и другие занятные экспонаты, собранные семьей Кауфманн в период с 1930-х по 1960-е годы. Здесь можно увидеть творения Одюбона, Тиффани, Диего Риверы, Пикассо, Жака Липшица, Ричманда Барта и японских художников Хиросигэ и Хокусаи.

С момента открытия музея в 1964 году в нем побывали более 2 миллионов посетителей - заказывайте билеты заранее.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

« Дом над водопадом (Вилла Кауфмана)», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935

С виллой господина Кауфмана нам повезло как утопленникам - в Пенсильвании целый день лил дождь. Хотя, как сказать?! Помниться много лет назад мой коллега Саша Михайлов уверял, что после дождя стволы деревьев темнеют и черными вертикалями подчеркивают летящие горизонтальные плоскости Дома над водопадом. Хм... Возможно это так и выглядит зимой, но ранней осенью кроны еще полны зелени, и разглядеть самую знаковую виллу ХХ века можно только в сетке листвы.


Первые 4 часа нашего путешествия пролетели достаточно безоблачно, но к Беар Рану мы подъезжали в плотной стене дождя. Было высказано предположение, что в такую погоду вряд ли нам будут мешать большие толпы туристов.

Но эти надежды развеялись, как только мы увидели две большие плотно забитые стоянки.


Туристов оказалось многовато. Вероятно так всегда, поскольку для ожидания выстроены специальные павильоны, в которых можно отдохнуть после дальней дороги, перекусить и купить бездну в большой степени бесполезных вещей с логотипами Райта и его Виллы.

После кофе незнакомые с творчеством маэстро, могут частично пополнить свои знания не выходя из кафетерия.

В оставшиеся время приятно прогуляться по окружающему лесу, разглядывая в траве многоцветие мокрых листьев.


Билеты на экскурсию по мы купили заранее на сайте виллы Кауфмана . По приезду зарегистрировались и получили на руки пейджер, который нам сообщил о сборе нашей экскурсионной группы. Таким образом после получаса ожидания наконец мы отправились рассматривать дом, по дороге не забыв прихватить зонтики от фонда Райта, которые были расставлены повсюду на входах и выходах.


Первая остановка возле мостика через заводь у водопада. Общий экскурс в историю виллы, несколько слов о величие Райта, первые фотографии и предупреждение, что внутри фотосъемка категорически запрещена.


В последние мгновения перед входом внутрь все с завистью и рассматривают счастливчиков, которые уже толкаются зонтиками на большой террасе.

Поэтому после попадания внутрь - первым делом на ту самую террасу...

Смотреть на водопад сверху. А его, увы почти нет. Не сезон.

Дом снять почти не удается из-за плотной зонтиковой завесы.

С трудом пробиваюсь в угол и делаю пару снимков знаменитых райтовских угловых форточек.

Если вы в курсе, он был еще и известный любитель японского искусства.


В интерьере все таки удается сделать несколько снимков, пока не выясняется, что по всему дому расставлены камеры слежения.

Получаю нагоняй от экскурсовода и, к сожалению, прячу камеру в кофр.

Поэтому остальное, включая совершенно изумительный гостевой домик остается только в памяти.

Но зато после выхода из него, можно оттянуться и щелкать все, что желаешь.

Таким образом появляются кадры, которые, как-правило, в книгах не публикуются.

Это проход под домом и открытый переход к гостевому домику.


Дождик пытается помешать, но нам абсолютно все равно. После стольких десятилетий ожидания ничто не может испортить праздник.


Возвращаемся к точке начала экскурсии. Потолкавшись некоторое время тут, можно сделать десяток всем известных фотографий.
Но главная точка съемки все еще впереди.

Нет, это еще не она. Хотя и эта очень хороша!

И эта тоже:)


А вот и она. Ожидаю несколько минут, пока освободится пятачок для фотографирования. Отщелкиваю несколько панорам. И пора прощаться.


Мой дорогой

«Эскиз готов», - сказал Райт собеседнику и согласился показать работу. Присутствовавшие при телефонном разговоре семеро джентльменов решили, что это провал - архитектор еще и не приступал к работе.
В последующие два часа они стали свидетелями чуда творения: на трех кальках появился эскизный проект дома, получивший название «Водопады».
В нем было всё, вплоть до скамеек, с которых можно любоваться потоком падающей воды. Через несколько часов друзья архитектора были поражены реакцией заказчика. Просмотрев кальки, Кауфман просто сказал архитектору: «Ничего не надо менять».
Заказчик прекрасно знал, с кем имеет дело. Их знакомство началось с размещения в универмаге семьи Кауфманов макета города, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом, архитектором без ученой степени, автором концепции дома, встроенного в природное окружение.
Первоначальное предложение Райта привело заказчика в растерянность. Участок архитектор предложил сам, одновременно убедив заказчика, что строить ниже или выше водопада не так интересно. Концепция того времени предполагала господство дома над центральным объектом композиции - водопадом. Поверивший Кауфман проникся идеей создать дом, который станет частью пейзажа, окажется едва ли не внутри водопада, при этом не будут срублены деревья, не переместятся валуны, словом, естественное окружение не изменится.




Над ручьем возникли стальные опоры, на которых разместились бетонные террасы - несущие элементы конструкции, вес которой удалось снизить за счет использования известняка в вертикальной плоскости. Райт создал эффектную композицию: дом словно вырастал из утеса (часть скалы вошла в пространство дома и стала элементом интерьера). Дом вписался в мир валунов и деревьев так, будто когда-то сам вырос на этой скале - странноватый, но вполне естественный гриб, полип, окруженный нетронутыми деревьями и огромными камнями.
Затраты на строительство составили 155 тысяч долларов - сейчас примерный эквивалент этой суммы 2,5 миллиона. При этом вознаграждение Райта не превысило восьми тысяч.
Но не все так чудесно, как хотелось бы… В конструкции, безупречной художественно, не были учтены некоторые инженерные детали, и позднейшие усовершенствования, произведенные в 2002 году, обошлись почти в 112 миллионов долларов. Потребовалось повысить прочность опор строения, нависшего над ручьем.

Кауфманы использовали дом в период 1937–1963 годов. Впоследствии он был пожертвован природоохранному фонду, реконструировался, приобрел статус музея и принял не менее шести миллионов посетителей с 1964 года. Он вызывает интерес почти 150 тысяч человек в год. А автор проекта остался в истории архитектуры как один из создателей популярной идеи «зеленого строительства» - вписывания архитектурных объектов в естественную среду для полного взаимодействия с ней.
В работах Райта для заказчиков среднего класса эта концепция продолжила развитие за счет использования типовых конструкций, однообразие которых мастер компенсировал пространственными эффектами - располагал ленточные окна под крышей, «поднимая» строение над стенами и наполняя светом.
Среди известных проектов архитектора - серия «Дом прерий», построенный в Японии «Дом Ямамура», здание синагоги в Элкинс Парке (Пенсильвания), отель «Империал» в Токио и знаменитый Музей современного искусства в Нью-Йорке. Творчество Фрэнка Ллойда Райта можно описать его же словами: «Города широких горизонтов». Так он назвал свою градостроительную концепцию. Жизнь Фрэнка Ллойда Райта соответствует его сказанным под присягой словам: «Я - гений!»