Покрытие парапетов и брандмауэров. Как могут быть использованы сандрики в архитектуре? Сандрики в архитектуре

Так внемлите, друзья! Вам поведаю я
Пять бесспорных и точных примет,
По которым поймете -- если только найдете,-
Кто попался вам -- Снарк или нет.

Льюис Кэрролл «Охота на Снарка»


Кто как, а мы любим небольшие архитектурные детали. Вот об одной из них - с ласковым и забавным названием «сандрик» - и пойдёт сегодня речь. Сандрик - это архитектурное украшение в виде карниза или фронтона, расположенное над оконным или дверным проёмом.


Сандрик. Изображение: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/49890/

Раз узнав об их существовании, вы уже ходите и как заведённый ищете глазами, на какой стене притаились сандрики и хороши ли они собой. И вот недавно отправились мы на охоту на сандрики, чтобы тут их показать. В нашем прекрасном городе очень-то напрягаться не пришлось: в этих лесах сандриков водится в изобилии.


Сандрик обыкновенный (Sandricus vulgaris ) - это просто карнизик или просто фронтончик без особых изысков: прямоугольный, треугольный, лучковый (округлый). Удивительным образом уже такие сандрики преображают фасад, делают его фактурным.

А бывают сандрики простокрасивые (Sandricus elegans var . simplisticus ), тоже минималистичные, но при этом уже высокохудожественные. У таких сандриков форма очень проста, но уже тщательно продумана, иногда её оживляет скромный, но выразительный декор. Порой, особенно в сочетании с удачным цветовым решением, такие сандрики смотрятся просто обалденно. На солнце они отбрасывают строгие тени, придающие ещё больше глубины и объема фасаду.




Oбратите внимание на милейший сандрик над этим маленьким окошком

Очень распространёнными в наших краях (и уж точно самыми броскими) являются представители вида сандрик украшенный (Sandrucus ornatus ) и его подвида сандрик пышноукрашенный (Sandrucus megaornatus ). Как легко догадаться, такие сандрики снабжены ярко выраженным, часто пышным декором, который производит впечатление. Тут и листья с цветами-ягодами, головки херувимов и каких-то греческих дамочек, рычащие львы и сочные орнаменты. Настоящее раздолье для любителей поразглядывать.



Особо стоит отметить сандрики над слепыми окнами и сандрики над сдвоенным-строенными проёмами - нет-нет да и попадаются такие экземпляры.

Мы считаем, наша короткая охота удалась, и желаем вам того же!

Вставай! Иди! Гудок зовет… Не часто сейчас читают стихи Маяковского. Не то что раньше. Вспоминаю, как лучшая ученица нашего класса декламировала поучительный стишок о безнадежном бездельнике и оболтусе Власе: Без чаю и без калача выходит, еле волочась. Пошагал и встал разиней: вывеска на магазине. Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!

Этическая тема труда и безделья практически не вызывала в наших малолетних рядах живого отклика, но в сюжете была своя изюминка, которая озадачивала аудиторию.

Честно говоря, я и теперь думаю, что бедняга Влас в данном случае был прав на все сто. Для чего же нужна вывеска, как не для того, чтобы на нее глазеть? И, вообще, рассматривать окружающее полезно. Ручаюсь, если уставиться на фасад старинного здания словно заправский зевака, то предстанет зрелище прелюбопытнейшее.

Как называется «эта штучка»?

Что там можно увидеть? А потом долго разглядывать? Да массу интереснейших вещей: колонны, мужские и женские головки, фигуры кариатид и ангелочков, морды львов, лица античных героев, пятиконечные звезды, вазы, лепные гирлянды, розетки…

Но сегодня говорить будем не об этих штучках из арсенала декоративного оформления фасада. Ведь на нем есть еще кое-что любопытное. Наши предметы всегда на виду, но, странным образом, их обычно не замечают.

Фасады домов умеют говорить

Вот, например, сандрик. Ну, сколько людей, услышав это слово, удивленно округлили глаза? Ах, и вы не знаете, что он собой представляет? Ну, это мы мигом исправим! Учтите, что с разной публикой здания разговаривают по-разному.

Чем лучше подготовлен человек, тем больше приятных открытий сулит ему созерцание случайного здания или выдающегося памятника зодчества. «Насмотренные» глаза специалиста видят больше и могут полноценно читать все сообщения архитектуры, что во многом недоступно массовому зрителю. Но учиться ведь никогда не поздно…

Что такое в архитектуре пояски, сандрики и обломы

Что такое карниз, известно каждому из нас. Его, как элемент, отделяющий плоскость крыши от вертикальной плоскости стены и выступающий вперед, придумали древние греки.

Изначально предназначенный принимать на себя удары природных сил – ветра, косых дождевых потоков и прямого солнечного света, он со временем стал украшением фасада. Более того, весь современный фасадный декор ведет свои корни из Древнего Мира - истинной колыбели европейской культуры.

Давайте пройдемся по купеческому Саратову. Взгляд, пробегая по фасадам, устремляется к небу. Обратите внимание на карниз – общий для всех зданий завершающий или венчающий их элемент. Видите, насколько разным он может быть?

Его самая главная часть – выступающая вперед плита, под ней поддерживающее уширение, а ниже идет горизонтальная полоса стены, называемая фризом, на которой могут помещаться разного рода украшения.

Карниз – крупный и сложный по структуре элемент. Он дробится на ряд горизонтальных форм, сечение которых по вертикали – то есть профиль – может быть или прямолинейным, или округлым, или даже сложно криволинейным. Тем не менее в терминах архитектуры любой из этих непохожих друг на друга профилей с равным правом носит странноватое название «облом».

Ну а эпоха Ренессанса получила свое название потому, что возродила интерес к античности. И это было естественно, ведь итальянские архитекторы постоянно перед своими глазами имели великолепные древние образцы – иногда лишь фрагменты построек, иногда целые и вполне прилично сохранившиеся, несмотря на вековые попытки варварски разобрать их на исходные стройматериалы.

Карниз, придуманный античными архитекторами, в период Возрождения получил новую трактовку и стал иметь несколько разновидностей, каждый со своим специальным названием:

  • Тот выступ, что завершает верхнюю часть стен, поддерживает свес крыши и соотносится со всем зданием, визуально завершая его силуэт, это венчающий карниз.
  • Декоративная полоска-карниз между этажами, что выступая из плоскости стены как бы подчеркивает ее горизонтальное членение на составные части, в терминах архитектуры носит название пояска. Кладка поясков может быть невероятно разнообразна, с простым и сложным рисунком.
  • И, наконец, сандрик - узкий карнизик, своеобразная небольшая полочка над оконным или дверным проемом. Его забавное название несет в своей основе значение «доска» или «настил», происходящее из латинского языка.

Не желаете погрызть сухарик?

Эпоха Ренессанса породила бесконечное разнообразие форм и деталей, оживляющих стены, она дала вторую жизнь античным узорам, украшавшим еще древние храмы. Теперь их рисунок снова возник как на фасадах возводимых зданий, так и на страницах трудов о зодчестве. Кстати, и кирпич, которым пользуются и поныне в строительстве, придумали римляне.

Вот на валике под карнизом чередуются яйцеобразные формы с подобиями листочков. Это ионики, очень древний орнаментальный мотив, таким еще двумя тысячелетиями ранее римские зодчие любили украшать свои монументальные сооружения.

Иногда по низу ионика идут, чередуясь, мелкие шарики, продолговатые цилиндрики, округлости в виде зерен чечевицы. Украшения такого вида называются бусами, а если они состоят только из кругляшей, то тогда их именуют горохом.

А еще для вящей красоты существуют сухарики! Также наследие античной архитектуры.

В отличие от известных хлебобулочных изделий они в архитектуре не съедобны: сухарики представляют собой ряд обращенных к низу прямоугольных выступов на карнизе, а элементы, одноименные с аппетитной многослойной выпечкой – язычки - это перевернутые ступенчатые пирамидки.

Наряду с лепными фигурными опорами, кирпичными кронштейнами-язычками, идущими в мерном ритме, украшают карнизы.

Здесь на фасаде виден еще один элемент декоративного украшения здания – глухой аркатурный пояс. Подобные ему аркатурно-колончатые пояса широко применялись в древнерусской архитектуре при оформлении стен.

В облике каждого старинного дома видно стремление к индивидуальности, похоже это было вопросом престижа для каждого домовладельца. Здесь венчающий карниз образован широким поясом с рядами сухариков, язычков и арочных мотивов.

Хотя междуэтажные пояски тоже набираются рядами сухариков и язычков, но куда чаще они представлены иными орнаментальными узорами.

Приемы орнаментальной кирпичной кладки

Наверное, сейчас не найти человека, который бы не знал, как выглядит рисунок «витрувианского человека». Знаменитое изображение Леонардо да Винчи с раскинувшим руки человеком, вписанным в круг и квадрат, названо в честь Витрувия - отца архитектурной теории, который жил во времена Юлия Цезаря и Августа.

И этот Марк Витрувий Поллион в своем трактате отметил: «В Египте строить нужно здания одного вида, в Испании требуются дома иного рода. Поскольку одни страны находятся прямо под ходом солнца, земли вторых лежат далеко от его пути, а третьи находятся меж них посредине». Римлянин имел в виду, что все элементы архитектуры, используемые при оформлении фасада, рассчитаны на восприятие здания в дневное время. Ведь тогда вечерней подсветки не было!

В палитру художественных возможностей зодчего входит умение создавать узоры при кладке стен из кирпича. Древнерусские мастера сумели отыскать те формы, которые прекрасно выглядят в условиях нашего природного освещения – и при ярком небосводе, и в рассеянном свете облачного неба.

Поясок, орнамент которого составлен из кирпичей, образующих зигзаги, называется бегунец. Так выглядит этот старинный декоративный элемент русского зодчества.

Не правда ли, подобная кладка создает эффект движения? Потому-то она и бегунец. Узор стал использоваться в русской архитектуре с середины XIV века.

Невероятно красивы на старинных домах Саратова пояски, где ряд кирпичей уложен «елочкой» к поверхности стены, отчего наружу выступают их углы на манер зубьев пилы. Этот вид кирпичной кладки - кстати, он такой же старинный - называется поребриком.

Эти узоры широко применялись при строительстве как по отдельности, так и в разных сочетаниях. Иногда пояски такой орнаментальной кладки дополнялась декоративными арочками.

Выразительную ленту горизонтального узора из висячих ступенчатых зубцов создает так называемый городчатый пояс. На доме кирпичные узорные выкладки набраны из «городка».

О связанном с историей сандрика

Хвалить что-то напрямую в России не принято. В том числе реальные предметы человеческой культуры. Но если что вызывает к ним уважение и симпатию, так это сопричастность с великими или солидный возраст. Что касается сандрика, то поиски его исторических корней уже заставили нас спуститься в замшелые глубины веков к храмам богов в акрополи древнегреческих городов, где сей предмет, своеобразной ступенькой на стене, исправно и незаметно служил по своему прямому назначению.

Но он также несет на себе знак избранности, поскольку был осчастливлен вниманием двух гениев архитектуры. Сначала это был гениальный архитектор-самоучка Филиппе Брунеллески, шесть веков назад прославившийся возведением каменного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был первым, кто перестал слепо следовать принципам античности в оформлении деталей. После его творческих проектов сандрики стали использовать для украшения фасадов, причем они обретали все более замысловатый вид.

А через сто лет им стал великий Микеланджело, благодаря которому руст, колонны, пилястры, наличники, сандрики над окнами и прочие декоративные элементы архитектуры эпохи позднего Возрождения были заимствованы как образцы для подражания и таким путем разошлись по фасадам общественных зданий, дворцам и особнякам разных европейских стран.

Как могут выглядеть сандрики

Элемент самых разнообразных форм:

  • Начиная с вида бесхитростной прямой полочки,
  • Иметь классический вид карниза с треугольным или дугообразным фронтоном,
  • Впрочем, ему не возбраняется иметь фронтон произвольной композиции,
  • В поле которого может ничего не быть или находиться декоративное наполнение,
  • Сандрик также может быть украшен по центру замковым камнем,
  • Или быть разорванным посередине,
  • А по бокам опираться на два кронштейна.

Или иметь все это в разных сочетаниях. Кстати, во всех метаморфозах сандрик в большинстве случаев не утрачивает своей утилитарно-защитной функции.

Посмотреть на фото сандрики

Что и говорить, внешний облик здания оказывает большое влияние на человека, особенно при выборе места проживания. Но, даже если просто спешишь по своим делам, невольно бросаешь взгляды на дома, мимо которых проходишь.

Уже упоминавшийся выше римский гражданин однажды записал: Красота в архитектуре достигается приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерности .

У меня нет знаний профессионального градостроителя, потому я говорить не буду ни о каких гармонично выдержанных пропорциях, раз о них и понятия не имею. Из-за чего - тут я повинно опускаю голову – вполне могла пропустить какие-либо интересные экземпляры саратовских сандриков, украшающих как памятники архитектуры, так и просто старинные дома города.

Что же касается «приятного и нарядного», то тут уж не обессудьте. Я старалась отобрать самые-самые из огромного объема фотографий, но ведь все очень субъективно.

Иногда так трудно разглядеть детали – фасады домов со стороны улицы затеняют старые деревья, растущие вдоль тротуаров.

Зона образцовой простоты

Рекомендации затрагивали уличные фасады домов, которые должны были быть выдержаны в канонах классической архитектуры, но не содержали указаний и запретов относительно боковых стен, фасадного вида со стороны двора и внутренней планировки.

В Саратовской губернии общественные и жилые здания теперь стали возводиться по специально созданным для нашего города «образцовым» проектам. Нет, конечно, собственник был в праве предложить свой вариант дома, но власти чрезвычайно неохотно одобряли подобные вольности в зодчестве.

Зато в предлагаемых редакциях зданий не возбранялось использовать при строительстве что-то из приемов декоративной кладки, например, те же поребрики, бегунцы, городчатые пояса, чтобы на фасаде эффектно заиграли свет и тени.

Кстати, само слово «классика» исходит от латинского classicus в значении «первоклассный», «образцовый». И проектные дома характеризовались всеми основными чертами, присущими классическому стилю:

  • Четкой геометрической формой,
  • Гладкими стенами светлых тонов, наличием ордера, сдержанным декором,
  • Прямоугольными или полукруглыми окнами.

Если пройтись по улицам с подобной типовой застройкой первой половины XIX века – например, по Московской, Челюскинцев или Мичурина, то можно почувствовать колорит и дух старого Саратова.

Если окна на доме часто сравнивают с глазами, тогда сандрики на фасаде можно смело уподобить бровям на лице. На стенах, лишенных особой отделки, над прямоугольными и полуциркульными глазами-окнами можно увидеть вот такие прямые и дугообразные брови. Карнизики над окнами самые простые, но даже такие сандрики преображают фасад, делая его фактурным.


Уже с некоторыми изысками

Своеобразие здания во многом определяется формой и размерами оконных проемов, а также характером их декоративного оформления. Обычно окна обрамляются с боков и сверху наличниками, которые могут быть самых затейливых очертаний. Сандрики размещают либо непосредственно над наличником, либо отстоящими от него на некотором расстоянии. Хотя ничто не мешает поместить сандрик над окном даже в том случае, когда оно вовсе обходится без наличника.

Чаще всего встречаются карнизы в виде прямоугольной конструкции, треугольные – с фронтоном той же формы, лучковые – с фронтонами дугообразной формы. Лучковые они потому, что напоминают лук с тетивой. Лаконичные и простые их формы нередко бывают безо всякого декоративного наполнения.

Иногда карнизы разных форм идут чередуясь: например, лучковые с треугольными, или, например, как здесь – с прямые с фронтонами и треугольный сандрик.

Порой сандрики покрывают кровельным железом, его ажурный край похож на реснички.

Посмотрите, как тут каждый кирпичик сандрика подтесан и подогнан на свое место!

Прямые сандрики, верные спутники окон домов в классическом стиле, порой бывают не совсем прямыми: вот карниз ступенчатый, этот – ломаный, тот – с внешним заострением посередине дуги похож на перевернутый и немного деформированный киль корабля.


Угадайте, сколько владельцев у этого старого дома, где карнизы «конем»? Впрочем, о деревянных сандриках чуть ниже.

Отогнутые ушки, консоли и фризы

Между наличником и карнизом может располагаться фриз – полоса декоративной композиции.

Иногда наличники по бокам имеют симметрично расположенные выступы. Это так называемые ушки, они бывают прямоугольной и фигурной формы.

Привычную нам форму вертикального прямоугольника окно обрело в эпоху расцвета Ренессанса, тогда же оно получило сандрик, украсилось фризом и стало подпираться по бокам консолями, которые крепились на пилястрах, полуколоннах или занимали свое место прямо на стене.

На историческом здании аптеки фигурные опоры для карнизов имеют форму спирального завитка.

Мировая волюта

Здесь нет никакой грамматической ошибки. И речь пойдет не о рублях, долларах или евро. И даже не о феномене 21 века – биткоинах. Пришла пора узнать еще один из тайных кодов архитектуры. Волюта – так называют архитектурный элемент в виде завитка. Вот такая орнаментальная деталь в обрамлении окна.

Аттик с волютами. Обратите внимание на сандрик, украшенный по внутреннему периметру мелкими сухариками.

Здесь волюты использованы при оформлении сандрика.

Какими еще бывают сандрики с волютой?

Можно указать нескольких вариаций этой характерной архитектурной детали:

  • Гладкий завиток,
  • Объемный,
  • Скульптурно проработанный виток волюты;
  • Между завитками может находиться – акротерий – центральный декоративный элемент, он может предстать в виде переплетающихся колец, розетки, плетенки, пальметты и т.д.

На этом сандрике – привет из Венеции! – эффектное украшение в виде стилизованной раковины морского гребешка.

Не спеша смакуем детали

Одной из характерных особенностей колонн ионического ордера служат закрученные спиралью завитки на капителях. Их красоту Витрувий сравнивал с кудрями в женской прическе. Посмотрите, как использование полуколонн и прямого сандрика способно придать окну торжественно-парадный вид. Стиль классицизм!

Очень благородно при оформлении оконного проема смотрится сандрик с треугольным фронтоном, который опирается на полуколонны.


Люблю бродить зеленым улицам старого Саратова, где все доступно взгляду и мило сердцу. И каждый раз видишь что-то новое, нечто, пропущенное ранее. Например, вдруг увидишь, что за декор располагается в плоскости фронтонов, картуши, гирлянды или маскароны. И как невыразимо приятно делать такие маленькие открытия…

Как тут не вспомнить о Микеланджело, в творчестве которого специалисты находят истоки архитектуры барокко! Это с легкой руки великого мастера на колоннах и пилястрах зданий появились так называемые «разорванные» сандрики.

Замковые камни россыпью

Строители древнего Рима знали много секретов. Среди прочего, они умели возводить перекрывающие большие пролеты прочные сводчатые и арочные конструкции. При кладке арок последним клался камень особой формы, который должен был как бы заклинивать свод. Этот замыкающий камень в терминах архитектуры получил название «замковый».

Присутствие подобного замкового камня можно обнаружить в оконном проеме.

Иногда клинообразный или пирамидальный элемент украшает по центру прямоугольный или арочный сандрик. И тогда он выступает вперед из плоскости карниза. Замковый камень может быть гладким или выделяться орнаментальной обработкой.

В середине замкового камня вставка под шлифованный бриллиант.

Замковый камень украшает картуш - свиток с надорванными краями.

Разновидностью замкового камня является так называемый «веерный замок», состоящий из крупного центрального камня и двух меньших по бокам, расположенных наподобие веера.

Считается, что дополнение в виде замковых камней наиболее характерно для классицизма, но встречается и в барокко. Что и говорить, лепнина всегда придает зданию индивидуальность.

Маскарон на замковом камне.

Слепые, двойные и тройные

На фотографии одно из прекрасно сохранившихся каменных зданий Провиантских складов братьев- . О них и их знаменитом особняке у Липок рассказывается здесь. Добротное, с прямоугольными нишами в стене, имитирующими оконный проем, кто поверит, что оно построено в 1879 году. Только не подумайте, что некогда это были настоящие окна, которые почему-то заложили кирпичом, Нет, такова была изначальная задумка архитектора.

Художественно оформлены были не только слепые окна. Посмотрите, так выглядит ажурная труба на их крыше. Недаром склады – архитектурный памятник!


Внутри складов сейчас – запустение, беспорядок, следы серьезного пожара. Но есть задумка спасти забытые здания от разрушения и дать им новую жизнь, превратив в центр современного искусства. Со временем тут появятся выставочные залы, мастерские, кинозалы, кафе…

Не только фальш-окна представляют собой редкостные диковинки. В море обычных окон нет-нет да и попадаются более сложные варианты проемов в стене для света. Так выглядят сандрики над сдвоенными оконными проемами.


Оформление над тройным окном.

Лучковые сандрики соединяясь в непрерывный волнообразный пояс, образуют выразительный декор.


Вот такие экземпляры. Но очень жаль, что на нашей экскурсии нам пришлось не только встретиться с архитектурными изысками Саратова, но и воочию увидеть, как они разрушаются без подлинно хозяйского догляда.

И еще. К сожалению, на зданиях почти нет оконных переплетов в их первоначальном виде. Ну, может быть, в единичных случаях. А как хорош был их оригинальный вид!


Известно, что дерево подвержено старению. Об этом и о том, каков срок его службы, много написано в статье . Да тут еще случилась повальная замена окон на пластиковые стеклопакеты, что порой радикально переменило и упростило их облик.


Что не можно глаз отвесть

По латыни «arcus» значит «дуга». Арки красивы. В них заключена естественная грация, словно в выгнутой спине . Горизонтальный сандрик сверху по плоскости стены ограничен декоративной арочной формой. Ее называют архивольт, а лунообразный сегмент стены – люнет.

Умопомрачительная пышность сандрика.

В случае богатого оформления окно превращается в целый набор из пышного наличника, нарядного подоконья, пилястр или колонн, лежащего на них античного антаблемента, над которым возносится фронтонный или дуговой сандрик.

Окно саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Существует огромное количество декоративных элементов, способных превратить обычный дом в настоящий дворец. Например, кладка красного кирпича, кокошники, узоры и рельефные карнизы. Так выглядит еще один памятник архитектуры Саратова – доходный дом купца Горина.

А какая у него крыша! Чешуйчатая кровля, островерхие шатры со шпилями…

Деревянные сандрики Саратова

Если чего и было вдоволь на Руси, так это лесного богатства. Из дерева - распространенного и дешевого материала - делались дома, мебель, колыбели для младенцев, даже чашки-ложки. Любопытный штрих: накануне Первой мировой войны 52% всех зданий в Москве были деревянными. Что уж тут говорить про Саратов!


Долгое время - до конца XIX века - деревянная застройка доминировала в городе. Тогда из камня строились лишь храмы, административные здания, торговые ряды, да изредка особняки богачей. Но скоро кирпич потеснил дерево, и, благодаря своей прочности и возможности возводить из него сооружения самой произвольной конфигурации, стал основным строительным материалом.

Тем не менее и в наше время, правда, в чуть в стороне от центральных улиц и поближе к периферии, стоят как ни в чем не бывало деревянные дома. Конечно, разного уровня сохранности и разной степени художественности. И такие вот сандрики с пропильной резьбой радуют глаз в Саратове среди прочих чудес деревянного декора.

Еще несколько страниц деревянной летописи купеческого города.


Замечаете, что есть общее в оформлении каменных и деревянных городских домов? В обоих случаях используется темы волюты, прямой профилированный сандрик, фигурные кронштейны. Специалисты объясняют это тем, что многие архитектурные приемы городской архитектуры были восприняты искусными мастерами-резчиками и воплотились в жилой деревянной застройке.

Ищите их глазами, друзья!

Виктор Гюго назвал архитектуру каменной книгой. Подобно книге, слова на странице которой состоят из букв, так и произведения архитектуры состоят из отдельных первичных элементов. Несколько из них мы сегодня узнали. Думаю, что теперь уже ни у кого не будет вопросов, что это такое в архитектуре – карнизы, обломы, сухарики, пояски, сандрики, волюта… Надеюсь, теперь и вы вместе со мной скажете: «Как же раньше можно было ходить по городу и не замечать их?»

Адгезия - способность слипаться с поверхностью другого тела в твердом или жидком состоянии, равна удельной работе, затрачиваемой для разделения тел. Обусловлена межмолекулярным взаимодействием материалов.

Одна из важнейших характеристик в мягкой кровле и гидроизоляции.

Антисептирование - обработка деревянных и древесно-стружечных деталей антисептированными растворами (антисептиками), предотвращающими появление грибка, плесени, древоточцев, а также для защиты от губительного воздействия влаги.

Антисептики - кремнефтористый натрий, фтористый натрий, кремнефтористый магний, аммоний, цинк, железный и медный купорос, поваренная соль, хлористый цинк, хлорная известь.

Асфальтовая мастика - смесь битумной эмульсионной пасты с различными наполнителями.

Аэраторы - продухи, механические приспособления для вентиляции в слоях полного пирога плоских кровель. Обязательно использовать при устройстве нового ковра по старому.

Бабка - укрепляющий элемент стропильной системы, изготавливается из деревянного бруса, является подпоркой для стропильных ног, устанавливается перпендикулярно затяжке в соединение стропил или ригеля со стропильной ногой.

Балка - элемент стропильной системы, изготавливается из деревянного бруса или проката, работает в основном на изгиб.

Балластная система - система крепления мягкой кровли на плоских крышах с высокой несущей способностью, а также в эксплуатируемых крышах. Доступна, проста в устройстве и не повреждает основной гидроизоляционный ковер, а кроме того, обеспечивает его дополнительную защиту от механических повреждений и ультрафиолетовых лучей.

Битумная мастика - смесь разжиженного битума с различными добавками.

Битумы природные - аморфные гидрофобные материалы, извлеченные из асфальтовых пород органическими растворителями или вываренные.

Битумы искусственные - остатки после переработки нефти.

Брандмауэр - глухая капитальная огнестойкая стена, которая разделяет здание на секции.

Вальма - треугольный скат вальмовой крыши в торцах, крытый фронтон с уклоном.

Вентиляция подкровельного пространства - конструктивный зазор, обеспечивающий движение потока воздуха между кровельным материалом и гидроизоляционной пленкой и теплоизоляцией и гидроизоляционной пленкой (в случае теплой мансар ды) в направлении от карнизного свеса до выхода НЕ коньке.

Висячие стропила - разновидность элемент; кровельной системы, состоят из стропильных но (верхнего пояса) и затяжки (нижнего пояса), соеди ненных между собой врубками, поковками и гвоздя ми. Для предупреждения прогибов стропильных но (при недостаточной их толщине) между ними вводят ригель. При пролетах более 6 м висячие стропила делаются со стойкой (бабкой) посредине, к которой на стальном хомуте подвешивается затяжка.

Влагоотдача - способность материала отдавать влагу при изменениях окружающей среды. Характеризуется скоростью высыхания материала в сутки при относительной влажности воздуха 60% и тем пературе 20°С.

Влажность - содержание влаги в % относительно массы материала в сухом состоянии.

Водопоглощение - способность материала впитывать и удерживать воду. Определяется по разнице массы образца, насыщенного водой и в абсолюта сухом состоянии.

Характеризуется по массе:
Вм=100 * (т2-т,)1т, где его значение в процентах больше 100% и по объему:
Во=100 * (iti2-ш,)/Vt, где его значение в процентах меньше 100%.

Водопроницаемость - способность материал; пропускать воду под давлением. Определяется количеством воды, прошедшей за 1 час через 1 см² поверхности материала и при постоянном давлении.

Водосборный желоб - элемент скатной кровли с наружным водостоком, предназначен для сбора воды и принудительного сброса в водосточную трубу атмосферной воды.

Водосточная труба - труба, служащая для стока воды.

Воротник - защитная окантовка кровельным железом выступающих элементов кровли.

Выдра - способ кирпичной кладки с выступам для устройства гидроизоляции дымовой трубы, канавка под выступом, образованным напуском кладки или выступающим бортом.

Выкружка - переходной бортик от основания плоской крыши к примыканию, обычно устраивается под углом 45° для сглаживания углов сопряжений.

Вязкость - (внутреннее трение), свойство твердых тел необратимо поглощать энергию при их пластичном деформировании.

Газопроницаемость - способность материала пропускать газ и воздух. Характеризуется объемом газа V, прошедшего через слой материала определенной толщины и площади за определенное время. Зависит от коэффициента газопроницаемости, индивидуального для каждого материала.

v_K-z-F(p1-p2), где К-коэффициент газопроницаемости; z-время.ч; F - площадь стены, а-толщина стены; (Pi-Рг) - разность давлений.

Герметики - эластичные материалы, применяемые для обеспечения водонепроницаемости стыков и соединений.

Гибкость на брусе - одна из основных характеристик рулонного битумного и битумно-полимерного материалов. Характеризует сохранение эластичности/ отсутствие хрупкости при отрицательных температурах. Показания действительны при испытании до появления трещин на образце. Показатель: температура, при которой еще не наблюдалось трещин на поверхности материала при его перегибе через брус определенного диаметра. Характеристика считается тем выше, чем ниже температура и чем меньше радиус бруса.

Гидроизоляционный ковер - непосредственно основное кровельное покрытие.

Гидроизоляционный слой - слой, защищающий здание или любую другую конструкцию от разрушающего воздействия как воды, так и других видов жидкости.

Грунтовка - гидроизоляционный состав (легкоподвижный раствор), который распределяется и частично впитывается в поверхность защищаемой конструкции, например, стяжки, тонким слоем.

Дефект - каждое отдельное несоответствие строительных конструкций требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Деформационные швы:
1) швы, оставленные в сооружении, так как при загустевании бетон расширяется и швы заполняются;
2) незаполненные прорези в бетоне, каменной кладке и т.д.

Диффузия - распространение вещества в какой-либо среде в направлении убывания его концентрации, обусловленное броуновским движением.

Дополнительный гидроизоляционный ковер (рулонный или мастичный) - слои из рулонных материалов или мастики, армированные стекло- или синтетическим материалом, выполняемые для усиления основного гидроизоляционного ковра в ендовах, на карнизных участках, в местах примыкания к стенам, шахтам и другим конструктивным элементам. В кровлях из асбестоцементных волнистых листов и мелкоштучных материалов - слои из рулонных битумных материалов на стекло- и картонной основе в качестве нижнего гидроизоляционного слоя.

Долговечность - свойство объекта (элемента) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния.

Ендовы - пересечения ската, образующие желоб, внутренние или входящие в крышу углы.

Затяжка - поперечный брус, в который врубаются нижние концы висячих стропил, деревянный брус, стальной или железобетонный стержень, располагаемый горизонтально в уровне опор (рамы или арки), предназначенный для восприятия распора.

Защитный слой - элемент кровли, предохраняющий основной гидроизоляционный ковер от механических повреждений, непосредственного воздействия атмосферных факторов, солнечной радиации и распространения огня по поверхности кровли.

Звукопроницаемость - способность материала пропускать звук. Характеризуется показателем проницаемости от воздушного и ударного звуков.

Зенкование - расширение диаметра отверстий с одновременным выполнением этих отверстий в форме конуса.

Зигмашина - специальное устройство, имеющее заменяемые прокатные ролики; фасонный профиль всех пар роликов служит для выполнения различных операций, например прокатки бортика под прямым углом, прокатки двойного бортика, отгибки кругового бортика для закатки проволоки, выкатывания валика жесткости, уплотнения фальцевых соединений.

Зинганизация - обработка металлоконструкций методом холодной гальванизации, позволяет достичь высоких эксплуатационных характеристик, а также значительной экономии средств на антикоррозионную защиту. Название произошло от фирмы Zinga, впервые применившей и обладающей монополией на данную технологию.

«Зимники» - заслонка, устанавливаемая на водоприемную воронку перед началом зимнего сезона во избежание промерзания и разрушения водостока.

Зонты - металлические изделия (конические или пирамидальные) для защиты дымовых каналов от попадания в них влаги.

Заготовка картин - соединение в картины листов кровельной стали лежачими фальцами по короткой стороне с отгибанием стоячих фальцев по длинной стороне. Сопротивление истиранию определяется пескоструем. Обычно испытываются поверхности, подверженные постоянному физическому воздействию: полы, лестницы, дороги.

Изоляция - приспособление, вещество, с помощью которых предотвращают (разделяют) проникновение от одного тела к другому электричества, теплоты, холода и т.д.

Инструкция - нормативный документ - общесоюзный (СН), республиканский (РСН) или ведомственный (ВСН) в системе строительных норм и правил.

Инфракрасное излучение - поток невидимых лучей длиной волны 76-750 мкм в спектре излучения тел, нагретых ниже 1000°С. Поглощение телами инфракрасных лучей сопровождается превращением переносимой ими электромагнитной энергии в тепловую.

Импрегнирование - пропитывание древесины, ткани специальными растворами или эмульсиями с целью придания определенных свойств: противогнилостное, непромокаемости и др.

Каверны - пустоты в горных породах более 1 мм диаметром округлой формы.

Карта технологическая - документ, устанавливающий рациональную и стабильную технологию производства часто повторяющегося вида строительно-монтажных работ и используемый взамен проекта производства работ или в дополнение к нему.

Карнизный свес - нижний край кровли по периметру, выступающий за плоскость наружных стен.

Карниз - горизонтальный профилированный выступ, составляющий венчание целого фасада (венчающий карниз), который является поддержкой для крыши и защитой здания от атмосферных вод или же более мелкой архитектурной части (промежуточный карниз) - обычно декоративный.

Капельник - элемент стального покрытия парапетов, брандмауэрных стен в виде загнутого вниз края.

Картина кровельная - заготовка из одного или двух листов кровельной стали с отгибами по всем четырем сторонам.

Катализаторы - материалы, ускоряющие химические процессы твердения.

Клепка - процесс прочного неразъемного соединения двух относительно тонких деталей.

Кляммер - обрезок кровельной стали, изготовленный специально для крепления картин к обрешетке в металлической кровле.

Клик-фальц - одинарный стоячий самозащелкивающийся фальц, применяется для устройства рулонной фальцевой кровли.

Коагулятор - вещество, способствующее превращению коллоидного раствора в студнеобразную массу.

Конденсация - переход вещества из газообразного в жидкое состояние. Происходит при уменьшении температуры ниже критической.

Конек - верхнее горизонтальное ребро крыши.

Контробрешетка - бруски минимальным сечением 30x50 мм, устанавливаемые вдоль стропильной ноги под обрешетку и служащие для закрепления гидроизоляционной пленки.

Когезия - сцепление, притяжение между частицами одного и того же твердого тела или жидкости, приводящее к объединению этих частиц в единое тело и обусловленное межмолекулярным взаимодействием.

Когезионный отрыв - при проверке качества укладки рулонных битумных и битумно-полимерных материалов проводят отрыв материала от основания. Когезионный отрыв получается при качественно выполненной работе, расслаивает кровельный материал, а не отрывает его от основания.

Консервирование - обработка деревянных и древесно-стружечных деталей растворами, предотвращающими старение древесины, появление грибка, плесени, древоточцев, а так же для защиты от губительного воздействия влаги.

Консоль - часть конструкции, свободно высту лающая за пределы опоры.

Кобылка - отрезок доски, удлиняющий нижний конец стропильной ноги для расположения на ней свеса крыши или сплошной обрешетки, лежащей на карнизе.

Кровля - верхнее ограждение (оболочка) крыши, непосредственно подвергающееся атмосферным воздействиям. Предохраняет здание от проникнов ния атмосферных осадков. Состоит из водоизолирующего слоя и основания (обрешетки, сплошного настила), укладываемого по несущим конструкциям крыши.

Крыша - верхняя ограждающая часть здания. О состоит из несущей части, передающей нагрузку от а га, ветра и собственного веса крыши на стены или дельные опоры и наружной оболочки - кровли.

Кровля эксплуатируемая - кровля, используемая как по прямому назначению, так и в других эксплуатационных целях: солярий, спортивная площадка, зона отдыха, кафе.

Киянка - деревянный молоток, имеющий ровную ударную часть.

Колпаки - металлические изделия, защищающие оголовки дымовых и вентиляционных труб.

Крючья - изделия для крепления настенных желобов.

Костыли - изделия для крепления картин карнизного свеса.

Краскопульт - переносное устройство для нанесения красящих веществ на поверхность путем распыления их сжатым воздухом.

Лужение - покрытие поверхности тонким слоем олова.

Мансарда - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши. Внутреннее пространство дома при этом используется максимально, отчего стоимость здания существенно уменьшается, как понятие и архитектурное сооружение названа в честь архитектора Жиля Ордуэна Мансара, предложившего использовать в качестве жилья чердачные помещения в XVII веке.

Мастики - искусственные смеси органических вяжущих, в том числе битумов с тонкодисперсными минеральными или органическими наполнителями.

Мауэрлат - подстропильный брус, создающий удобную опору для нижних концов наслонных стропил, брусья (балки), устанавливаемые по всему периметру внешних бетонных, кирпичных, деревянных стен, шлакоблочных стен для крепления стропильных ног и распределения сосредоточенной нагрузки от них по верху стен.

Мезонин - надстройка небольшой высоты над частью, обычно центральной, малоэтажного жилого дома, имеющая собственную крышу, возвышающуюся над общей.

Мембраны - полимерные кровельные материалы, обычно на основе ЭПДМ, ПВХ или ТПО. Это материалы кровли нового поколения для мягкой технологии. На Западе к ним относят все виды полимерных рулонных материалов, в России же к мембранам классификация относит рулонные полимерные материалы с шириной полотна от 1,5 м.

Металлроль - универсальный рулонный самоклеящийся вентиляционным элемент для установки на коньке и хребте. Применяется с черепицей любого профиля.

Масса вяжущего - одна из основных характеристик рулонного битумного и битумно-полимерного материалов. Измеряется в г/м² и обозначает, сколько битума по массе содержится в 1 м² рулонного материала. Слишком большое значение данной характеристики, как и слишком маленькое указывает на ухудшение физико-механических свойств. Среднее нормальное значение данной характеристики лежит в границах от 2800 до 3800 г/м².

Механические фиксаторы - крепеж тепло- и звукоизоляции и мягкого кровельного материала к металлическому, деревянному и бетонному основаниям, а также для крепления теплоизоляции вентилируемых фасадных систем.

Модификация битумов - это направленное улучшение их свойств путем совмещения с полимерными добавками.

Морозостойкость - способность материала в насыщенном водой состоянии многократно выдерживать попеременное замораживание и оттаивание без признаков разрушения и понижения прочности. Характеризуется количеством выдержанных циклов замораживания и оттаивания в пределах от -20°С до + 25°С. Цикл считается выдержанным, если после испытания снижение прочности произошло не более, чем на 25%, массы - не более, чем на 5%.

Кмрз - коэффициент морозостойкости, равный отношению предела прочности при сжатии после испытания к пределу прочности насыщенного водой материала.

Мостик холода - явление, возникающее между двумя материалами с разными плотностями и теплопроводностями, находящимися в разнице температур. Ведет к образованию конденсата, влажности, появлению грибков.

Мягкая стальная перевязочная проволока - для крепления покрытий поясков, оконных отливов, сандриков, парапетов, колпаков дымовых труб.

Наплавляемый материал - рулонный материал с нанесенным на заводе слоем приклеивающей мастики.

Настенные желоба - устройства для приема стекающей со скатов воды и направления ее к водосточным трубам.

Нательник - приспособление, служащее для перекрывания швов между досками.

Наслонные стропила - состоят из стропильных ног, нижние концы которых опираются в деревянных рубленых или брусчатых зданиях на верхние венцы, в деревянных каркасных зданиях - на верхнюю обвязку, в каменных - на опорные брусья (мауэрлаты). Расположение стропил зависит от размеров контура здания в плане и наличия в нем внутренних опор в виде стен или колонн. Наслонные стропила более просты по конструкции и экономичны, однако для их применения необходимо наличие внутренних стен или несущих перегородок.

Несущие конструкции - воспринимают нагрузку от собственной массы, массы снега, давления ветра и передают эти нагрузки на стены или отдельные опоры. Несущими конструкциями чердачных малоэтажных крыш являются стропила.

Наполнители - вещества, придающие полимерным кровельным материалам твердость, легкость, малую теплопроводность.

Обвязка - горизонтальный элемент каркасных стен. Может быть верхней и нижней. Нижняя обвязка является основанием каркаса.

Обечайка - боковая часть ведра или бидона.

Обрешетина - элемент обрешетки, который изготовляется из деревянных брусков, реек или планок, пиленый брусок из хвойных пород (без обзола и проходных сучков) не ниже второго сорта, на который укладывается черепица. Минимальное сечение бруска - 30x50 мм.

Обрешетка - брусья или доски, прикрепляемые к стропилам и служащие основанием для кровельного покрытия.

Оголовок - верхняя часть дымовой или вентиляционной трубы.

Огнестойкость - способность материала противостоять действию огня без потери необходимых прочностных конструкционных и эксплуатационных качеств.

Предел огнестойкости - время в часах, в течение которого конструкция выполняет свои функции во время пожара.

Материалы подразделяются по огнестойкости на:
Несгораемые, трудносгораемые, сгораемые, легковоспламеняющиеся.

Огнеупорность - свойство материала выдерживать длительное воздействие высокой температуры без расплавления и деформации при определенной нагрузке.

Материалы подразделяются по огнеупорности на:
- высокоогнеупорные (1700-2000°С);
- огнеупорные (1580-1700°С);
- тугоплавкие (1300-1580°С);
- легкоплавкие (до 1300°С).

Окисленный битум - через нагретый битум пропускается воздух. Процесс окисления поднимает теплостойкость битума до приемлемого уровня, он продолжается и на кровле, но только в виде старения.

Основание кровли - поверхность, на которую укладывается кровельное покрытие. Обычно выполняется в виде обрешетки или сплошного настила.

Основной гидроизоляционный (или кровельный) ковер - слои рулонных материалов или слои мастик, армированных стекло- или синтетическими материалами, последовательно выполняемые и по основанию под кровлю.

ОСП (ориентированные стружечные плиты) - фанерная плита волокнистой структуры, три слоя которой образует щепа, имеющая крестообразную ориентацию; имеет меньшее сопротивление выдергиванию шурупов или кровельных гвоздей по сравнению с ОСП.

Отмет - приспособление, прикрепляемое к нижней части водосточной трубы и служащее для отвода воды от стен дома.

Парапет - сплошная стенка небольшой высоты, установленная по краю террасы, крыши, балкона, вдоль моста, набережной и т.д.

Пароизоляция - изоляционный слой из водо- и паронепроницаемого материала под слоем теплоизоляции, защищает утеплитель от увлажнения проникающими из помещения водяными парами. Ее устанавливают под теплоизоляцию со стороны теплого помещения.

Пенобетон - пористый бетон (облегченный бетон); материал ячеистой структуры, изготавливаемый из высокопластичного цементного теста (смесь цемента и воды) или раствора (смесь цементного теста и песка); бывает теплоизоляционный конструкционный.

Пенопласты - газонаполненные пластические массы ячеистой структуры, содержат преимущественно замкнутые, не сообщающиеся между собой полости, разделенные прослойками полимера.

Пеностекло - материал ячеистого строения, получаемый спеканием смеси стекольного порошка с газообразователями (известняк, мрамор, каменный уголь); обладает высокими теплоизолирующими и звукопоглощающими свойствами.

Перекрытие - горизонтальная ограждающая конструкция внутри зданий или сооружений, разделяющая их объем.

Пластичность - способность материала изменять свои размеры и форму под влиянием усилий без образования трещин и сохранять новые формы после снятия нагрузок. Напрямую зависит от температуры материала.

Пластификаторы - материалы, улучшающие пластичность пластмасс.

Плотность - масса единицы объема материала в плотном (без пустот и пор) состоянии.

c = m/V, где с - плотность, измеряемая в кг/м³ m - масса высушенного материала; V - объем без пор и пустот.

Плотность материала влияет на прочность всего сооружения, ст = m/V - средняя плотность, где V принимается реальный, вместе с порами и пустотами, если они имеют место быть.

Плотность насыпная - отношение массы зернистых и порошкообразных материалов ко всему занимаемому объему, включая пространство между частицами.

«Плюс-крыша» - это ремонт мягкой кровли, состоящий из инверсионного дополнительного утепления, не требующего ничего, кроме укладки сверху мембраны и утеплителя. Пригрузка, как и в инверсионной кровле, выполняется гравийной засыпкой.

Подвесные желоба - полукруглые или прямоугольные лотки, которые подвешивают непосредственно под сливной кромкой карнизного свеса.

Подвижность растворной смеси (консистенция) - способность растекаться под действием собственной массы или приложенных к ней внешних сил. Характеризуется глубиной погружения (в см) в нее эталонного конуса.

Подкос - деревянный элемент решетки, заключенной между верхним и нижним поясами несущей конструкции.

Подкровельные пленки - применяются для защиты теплоизоляции и несущих конструкций крыши от попадания влаги.

Подстропильный брус - брус, в который врубается нижний конец подстропильной ноги.

Покрытие - верхнее ограждение здания для защиты помещений от внешних климатических факторов и воздействий. При наличии пространства (проходного или полупроходного) над перекрытиями верхнего этажа покрытие именуется чердачным.

Полимеры (природные и синтетические) - сложные химические соединения с высокой молекулярной массой, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся групп.

Полувальма - вальма, длина которой по уклону укорочена со стороны конька крыши или со стороны торца здания.

Пористость - степень заполнения объема порами. Влияет на морозостойкость, газопроницаемость, водопроницаемость, теплопроводность. Измеряется в процентах.
П = 100%(1 -ст/с), где П - пористость; с - плотность; ст - средняя плотность.

Полезная площадь кровельного покрытия - еще называется кроющей величиной. Это фактическая площадь крыши здания, площадь материала, требуемого для покрытия данной крыши без учета нахлестов.

Полная площадь кровельного покрытия - полный расход материала на крышу данной площади (с учетом нахлестов).

«Полный пирог» - название кровельной системы из всех необходимых для полноценной крыши составляющих, включая основание под кровлю.

Например, покрытие металлочерепицей «полный пирог» состоит из стропил, гидроизоляции, обрешетки, металлочерепицы, под стропилами - утеплитель и пароизоляция.

Припой - металл (оловянно-свинцовые сплавы), применяемый для заполнения зазора между соединяемыми деталями при паянии.

Предел прочности на сжатие - сколько кг на м² при сжатии может выдержать материал до начала его разрушения.

Предел прочности при растяжении - сколько кг на м² при растяжении может выдержать материал до начала его разрушения (разрыва).
Rpac=P/Fl, где Р - разрушающая нагрузка, кг; F, - начальная площадь сечения, м2.

Предел прочности при изгибе - сколько кг на м² при изгибе может выдержать материал до начала его разрушения (разлома).

Продухи - вентиляционные отверстия в скатной кровле.

Проект производства работ (ППР) - проект, определяющий технологию, сроки выполнения и порядок обеспечения ресурсами строительно-монтажных работ и служащий основным руководящим документом при организации производственных процессов по возведению частей зданий.

Прочность - способность твердого тела воспринимать воздействие внешних сил в определенных пределах без разрушения. Характеризуется пределами прочности.

Пролет - промежуток между противоположными точками опоры.

Распушка - напуск кладки в кирпичных дымовых трубах комнатных печей над местом пропуска их через кровлю.

Разжелобки - места пересечения двух скатов, образующих входящий угол.

Разуклонка - устройство стяжки на плоской кровле с приданием кровле малых уклонов и образованием коньков и ендов.

Раковины - пустоты в материале различной формы и размеров, образующиеся внутри или на поверхности слитка.

- наибольшая нагрузка на здание, сооружение, определяемая с учетом возможных отклонений от заданных условий их нормальной эксплуатации.

Работы скрытые - отдельные виды работ (гидроизоляция, установка закладных изделий в железобетонных конструкциях и др.), которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий в эксплуатацию и предъявляются строительной организацией к осмотру и приемке до их закрытия в ходе последующих работ.

Ребра - пересечение скатов, образующих наклонные линии.

Ребра жесткости - элементы конструкций в виде тонких борозд и пластинок, предназначенные для увеличения жесткости плоскости путем повышения сопротивления их выпучиванию.

«Самореги» - саморегулирующиеся кабели системы антиоблединения.

Саморез - это метизное крепежное изделие, предназначенное для монтажа металлочерепицы и кровельных комплектующих.

Свес крыши - наружная нижняя полоса ската крыши, выступающая за пределы внешнего контура стены или карниза здания.

Свод - дугообразное перекрытие, соединяющее стены или опоры; перекрытие, имеющее криволинейную вогнутую поверхность.

Скат - грань, наклонная поверхность крыши.

Скатная крыша - крыша, имеющая уклон более 6° (10%).

Слега - направляющая под натуральную черепицу.

Слуховые окна - проемы для освещения и проветривания чердачных помещений, а также для выхода на крышу.

Сотовый поликарбонат - кровельный светоп-розрачный материал, названый по основному составляющему компоненту.

Софит - подшивная карнизная доска.

Стабилизаторы - вещества, которые повышают устойчивость эмульсий, мастик против коагуляции (свертывания), старения.

Стропила - элементы крыши, служащие опорой для кровли. Верхние концы стропил между собой сращиваются под углом, а нижние опираются о внешние стены здания. Изготовляются из брусьев. Несущая конструкция для скатной кровли, по конструкции разделяют на два типа: наклонные, опирающиеся концами и средней частью (в одной или нескольких точках) на стены здания, и висячие, опирающиеся только концами на затяжку, а она на стены здания (без промежуточных опор). По - материалу: на деревянные, металлические фермы и прогоны и железобетонные фермы (для широкопролетных промышленных зданий).

Стропильная нога - элемент конструкции крыши, нижним концом упирающийся в стену, а верхним соединяющийся под углом с противоположной стропильной ногой.

Стропила наслонные - элементы, опирающиеся концами и средней частью на стены здания.

Стропила висячие - элементы, опирающиеся только концами на затяжку на стенах здания без промежуточных опор. Снизу стропильные ноги соединены затяжкой, воспринимающей распор.

Строительный раствор - затворенная водой пластическая смесь неорганического вяжущего вещества и заполнителя (песка), способная с течением времени затвердевать, превращаясь в камневидное тело; 2) материал, получаемый в результате затвердевания смеси вяжущего вещества (цемент), мелкого заполнителя (песок), затворигеля (вода) и в необходимых случаях специальных добавок.

Стяжка - монолитный или сборный слой прочного материала, устраиваемый для выравнивания нижерасположенного слоя и придания покровному слою конструкций кровель или полов требуемого уклона.

Сурик железный и свинцовый - минеральная окраска в виде порошка (сухой сурик) или густой массы (тертый сурик), состоящей их сухого сурика и олифы.

Твердость - способность материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела. Определяется посредством вдавливания шарика в поверхность. Измеряется числом твердости НВ. Твердость хрупких материалов определяется царапанием по минералогической шкале Мооса, где эталоны: 1 - тальк; 2 - гипс; 3 - кальцит; 4 - флюорит; 5 - апатит; 6 - ортоклаз; 7 - кварц; 8 - топаз; 9 - корунд; 10 - алмаз.

Теплоемкость - свойство материала поглощать теплоту при нагревании и отдавать ее при охлаждении. Характеризует теплоизоляционные свойства материала: при высокой теплоемкости - низкое качество теплоизоляции.

Теплоизоляционные материалы - строительные материалы, имеющие теплопроводность не более 0,175 Вт/(мК) при температуре 25 (10)°С и используемых для тепловой изоляции строений, технологического оборудования,трубопроводов и пр.

Теплопроводность - способность материала передавать тепло через свою толщу от одной поверхности к другой вследствие разности температур.

Термопрофиль - холоднокатный профилированный элемент из тонкого оцинкованного листа со специальной формой профиля и перфорацией, может быть использован как для сборки цельного каркаса здания так и для монтажа отдельных элементов реконструируемых или вновь строящихся объектов: наружных и внутренних стен, перегородок, междуэтажных перекрытий, стропильных конструкций мансард, крыш и многого другого.

Техническое обслуживание - комплекс мероприятий, связанных с управлением процессами эксплуатации зданий. Включает контроль технического состояния здания путём общих и частичных осмотров, поддержание работоспособности и исправности его конструктивных элементов.

Торкрет-пушка - (бетон-пушка), аппарат для нанесения штукатурки на бетонное основание.

Уклон - показатель крутизны кровли.

Упругость - свойство материала деформироваться под влиянием физических воздействий, связанных с возникновением внутренних сил, и полностью восстанавливаться после устранения этих физических воздействий.

Фальц - вид шва, соединяющий 2 стальных листа, выборка (отгиб) прямоугольной формы на кромке щита, доски или металлического листа. В стальной кровле применяются лежачие, стоячие и угловые фальцы.

Фальцевание - способ скрепления деталей, различных элементов и листовых материалов с помощью швов, полученных отгибкой (выборкой) и совместным обжатием скрепляемых кромок.

Фартук - стальной лист, образующий защитное покрытие выступающих элементов крыши: дымовой трубы, парапета, брандмауэра и т.д.

Фаска - срез, как правило, выполняемый рубанком под углом 45° к лицевой поверхности и к кромке.

Ферма - конструкция из скрепленных между собой брусьев или стержней.

Флюгарки - вентиляционные патрубки для устройства плоской дышащей кровли.

Флюсы - вещества, способствующие удалению оксидов металлов, образующихся при паянии от нагрева в соединяемых местах. Обычно это хлористый цинк - раствор металлического цинка в соляной кислоте.

Фронтон (передняя сторона) - завершение фасада здания, портика, ограниченное карнизами. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Фронтон, в котором отсутствует горизонтальный карниз, называется щипец.

Фронтонный свес - наклонный край кровли над стеной здания.

Хребет - линия пересечения двух скатов, образующих внешний наклонный угол.

Хрупкость - отсутствие пластичности и мгновенное разрушение без деформации. Характеризуется значительной разницей предела прочности на сжатие и на растяжение, низкой сопротивляемостью удару.

Хомут - деталь (скоба), имеющая форму кольца и служащая для соединения или скрепления элементов конструкции. Изготовляется из металла.

Чердак - это пространство между поверхностью покрытия (крыши), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа.

Штыри с хомутами - изделия для крепления водосточных труб.

Шнур-причалка - шнур, натягиваемый вдоль карниза и служащий для проверки карнизного ряда кровли.

Щебеночная посыпка - один из старых методов устройства защитного покрытия на плоских мягких кровлях из щебня или гальки, обычно фракций 5-10 мм. Так же используется в балластной системе крепления мембран и рулонных материалов, но уже фракций большего диаметра.

Щипец - верх торцовой стены строения, имеющий остроугольную форму и находящийся между двумя скатами крыши, но, в отличие от фронтона, не отделяющийся карнизом.

Эксплуатируемые кровли - плоские кровли, поверхность которых используется человеком в обыденной жизни в качестве спортивных и пешеходных площадок, автодорог и автостоянок, газонов и бассейнов.

Эмульсия битумная - водный раствор эмульгатора, в котором битум находится в дисперсном состоянии.

Эмульсии - двухфазные дисперсные системы, в которых чаще всего дисперсной средой является вода, а дисперсной фазой - органические жидкости, в том числе битумы.

Этаж мансардный (мансарда) - этаж для размещения помещений внутри свободного чердачного пространства с утеплением ограждающих конструкций чердака (скатов высокой крыши).

Парапеты и брандмауэры высотой более полуметра покрывают металлическими картинами с загнутыми на вертикальную часть стены кромками шириной 10 см. Если брандмауэры более низкие, картины на нихсоединяют с фартуками - для защиты стен здания. Крепление производится с помощью специального Т-образного костыля или полосовой стали. Костыли - прибиваются гвоздями длиной 50 мм на расстоянии через 65-70 см друг от друга. Следят за тем, чтобы покрытие парапетов, венчалось капельником. Покрытия усиливают крючьями из полосовой стали - для придания жесткости конструкуии. Размер полос - длина 42 см, ширина 3-4 см. Крепят крючья гвоздями к брускам.

Устройство поясков, подоконных сливов, сандриков

Пояски, сандрики, подоконные сливы и другие выступающие части здания так же отделываются кровельной сталью – она сохраняет их от вреда атмосферных осадков. Если уклон поясков, сандриков, подоконных сливов больше 50%, то их покрывают черепицей. Ширина картины для изготовления этих деталей должна быть больше ширины откоса на 85-95 мм, сверху кромку необходимо загнуть на 25-40 мм,снизу сделать свес 50-70 мм с отворотной лентой. Заготовки скрепить в картины с двойным или одинарным фальцем. Готовые детали к стене прибивают гвоздями, свес крепят проволокой к гвоздям. Пояски, сандрики, подоконники, которые покрываются кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью.

Покрытие слуховых окон

Слуховые окна имеют разнообразные формы – наиболее популярны конические и прямоугольные слуховые окна на один и на два ската. Покрытие слуховых окон, зачастую, выполняется таким же образом, как и основное рядовое покрытие кровли - располагая лежачие фальцы поперек ската, гребневые фальцы - по длине ската. Покрытие ведется по каркасу, обшиваемому сплошной опалубкой из досок толщиной 25 мм, в местах примыкания к рядовому покрытию делают разжелобки. Кромки рядового покрытия, примыкающие к передней и боковым стенкам слуховых окон, отгибаются на 200 мм.

Устройство водосточных труб

Водосточные трубы с воронками располагают у карнизных свесов на расстоянии 12-20 м друг от друга. Для направления воды из желоба в воронку монтируют лоток, врезая его в настенные желоба. После чего приступают к изготовлению и монтажу водосточных труб. Водосточная труба состоит из водоприемной воронки, прямых частей - звеньев, колен и отлива (отмета). Наиболее часто применяют трубы диаметром 140 и 215 мм. Располагать трубы необходимо на расстоянии 100-150 мм от стены, закрепляют их специальными штырями со скобами. Если диаметр трубы больше его крепят на расстоянии 200-220 мм штырями с хомутами. Минимальная глубина заложения штырей - 15-20 см. Сначала забивают верхний и нижний направляющие штыри, по ним натягивается шнур, по которому забивают остальные. Скобы в виде ухвата - проволокой; хомуты - болтами.

Заготовки для фальцевой кровли

Рынок кровельных материалов постоянно совершенствуется. Так 000 «Еврокровля», повышая качество выпускаемых материалов и технологию их монтожа, предлагает своим клиентам заготовки для фальцевой кровли - картины, профилированные на прокатном станке фирмы ОРАСО (Австрия).

Естественно, что ромышленная прокатка панелей фальцевой кровли различной геометрии дает возможность сведения к минимуму горизонтальных швов, что существенно повысит атмосферостойкость кровли. Современные технологии предлагают устройство фальцевой кровли с использованием рулонной технологии монтажа – что дает возможность покрывать весь скат кровли одной панелью - а это абсолютно ровные фальцевые швы и надежная гидроизоляция, наряду с эстетичным внешним видом. Рулонная технология так называется ввиду того, что картины можно собирать непосредственно на строительной площадке из рулонного металла, имеющего практически любую длину. Благодаря этой технологии можно избежать поперечных фальцев, которые чаще всего и являются причиной протечек.

Для фальцевых, как и для всех металлических жестких кровель, очень важно соблюдение температурно-влажностного режима в подкровельном пространстве, так как нарушение требуемых параметров вполне может привести к образованию конденсата,вызывающего еоррозию, либо уменьшить теплостойкость утеплителя. Обязательно использование в крепеже соединительные деталей из оцинкованной стали.

Расширенный поиск

Фасонные элементы, парапеты, сандрики

Фасонные элементы, парапеты, сандрики

Фасонные элементы очень важны в строительстве сооружений из сэндвич-панелей. Они используются при устройстве узлов сопряжения сэндвич-панелей, закрывают образовавшиеся в результате монтажа стыки, защищая их от воздействия атмосферных осадков, а также придают строению аккуратный вид.

Мы рады Вам предложить элементы практически любой формы и размеров (в зависимости от требований проекта). Изготавливаются фасонные элементы из кровельной оцинкованной стали с полимерным покрытием толщиной 0,45-1,0 мм.

В летний период цех полимерно-порошковой окраски работает в 2 смены. Поэтому высококачественную окраску фасонного элемента можно выполнить в короткие сроки.

Парапеты кровли или забора

Парапет- это низкая сплошная стенка или небольшое ограждение для здания, террас, балконов, набережной, мостов и других сооружений. Часто парапеты украшают декоративными элементами или растениями. Обычно парапет кровли состоит из основной части, прилегающих к ней под углом в 90 градусов отгибов и боковых капельников, предназначенных для отвода воды.

Крышка парапета — изделие, выполняемое из различных материалов (полиэстер, цинк, пурал, медь), служащее для защиты верхней горизонтальной плоскости парапета или забора от попадания влаги. Крышки парапетные предназначены для накрытия подпорных стенок или стен заборов. Некоторые крышки имеют капельники для отвода стекающей воды. Среди профессиональных строителей и частных пользователей распространены и другие названия этого элемента, такие как конек парапета, крышки для заборов, парапетные планки, коньковые элементы забора, и крышки на столбы.

Когда нужны парапетные крышки?

1.Если вы хотите украсить забор- любой забор, или парапет, выполненный из железобетона, дерева, каменной или кирпичной кладки, приобретает законченность внешней формы, если его верхняя часть украшается коньком.

2.Если Вы хотите защитить забор- предупреждается разрушение конструкции от воздействия атмосферных осадков.

В недавнем прошлом парапеты практически повсеместно облицовывались одной только плиткой или камнем, что с эстетической точки зрения не радовал глаза. Применение профиля и оцинкованных листов с защитным покрытием поможет закрыть (задекорировать) ненужные щели, а также облагородить и защитить парапет от воздействия окружающей среды. А широкая цветовая палитра добавит Вашему зданию индивидуальность и неповторимый стиль.

Сандрик - это архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом.

Пояски, сандрики, отливы,карнизы -это детали на фасадах зданий, которые покрывают кровельной сталью или черепицей для защиты их от атмосферных осадков и предохранения стен зданий от потеков воды.

Картины для покрытий заготовляют из кровельной стали лишь в том случае, когда уклон покрываемой детали менее 50 %. Если уклон поясков, сандриков и подоконных сливов более 50 %, их покрывают черепицей.

Элементы покрытия карнизных поясков заготовляют в мастерской на верстаке по чертежам и замерам с натуры. Обычно элементы выполняют в виде сдвоенных картин, соединенных двойным лежачим фальцем или одинарным фальцем с подсечкой. На одной продольной кромке заготовки делают отгиб для заделки в борозду на глубину 25-30 мм. На другой кромке отгибают капельник с выносом его от грани пояска на 50-70 мм. Другие размеры определяют по месту.Картины поясков делают из одинаковой листовой стали. При гибке пользуются киянкой. Заготовки по возможности подбирают такой ширины, чтобы лист, разрезаемый в продольном направлении, не имел остатков.

Пояски, сандрики и подоконные сливы выносят на 50-70 мм от плоскости стен. Выступы с уклоном менее 30 % покрывают кровельной сталью. Пояски, сандрики, подоконники, покрываемые кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью. Это необходимо для того, чтобы картины покрытия плотно прилегали к основанию.Стальные картины укладывают на пояски и сандрики на Т-образных костылях. Костыли крепят ершами, которые заделывают цементно-песчаным раствором. Картины соединяют внахлестку на 100 мм. Верхние кромки картин крепят к деревянным пробкам (из сухой древесины) в бороздах или дюбелями к бетонным основаниям. В зависимости от длины пояска, сандрика или подоконного слива вдоль уклона, превышающего 30 %, для их покрытия используют пазовую ленточную или плоскую ленточную черепицу, которую укладывают на растворе.

Для Чего нужны сандрики?

Изначально сандрики выполняли чисто практическую функцию, защищая дверные или оконные проемы от дождя, ветра и палящего солнца.

Также они выполняют важную эстетическую функцию, оптически увеличивая высоту окна или двери. Раньше их изготавливали из различных материалов: камня, гипса и металла, но сейчас при декорировании домов отдают предпочтение более легким в монтаже и в эксплуатации материалам.

Качественная основа и защита станет залогом для прочной, долговечной и надежной конструкции.