Факты о хюррем. Причастна ли Хюррем к смерти Мустафы. Знаменитая благодаря телесериалу Хюррем Султан

Роксолана, или Анастасия Гавриловна Лисовская (1506-1562) - первая и единственная женщина, имевшая титул в гареме султана Сулеймана. История этой украинки обросла легендами, по мотивам ее биографии было снято несколько фильмов и сериалов. Ради нее Сулейман Великолепный распустил свой гарем, а на последнем приеме во дворце Роксолана появилась с открытым лицом. Она занималась благотворительностью, помогала султану управлять огромной Османской империей. Турки называли ее Хюррем, что в переводе означало «радостная, веселая, смешливая». Именно благодаря стойкому характеру и оптимизму простая девушка Настя смогла выжить в плену и заполучить любовь правителя.

Жизнь до плена

Девочка была дочерью священника Гаврилы Лисовского. Она родилась в городе Рогатине. На тот момент он был частью Речи Посполитой. Крымские татары часто нападали на ту территорию. Однажды они схватили в плен Лисовскую. Ей тогда едва исполнилось пятнадцать лет.

На корабле татары привезли невольницу в Стамбул, затем выставили ее на рынок. Именно там Ибрагим-паша увидел Анастасию. Девушка не была красивой, но чем-то она притягивала взгляды. Визирь решил подарить ее султану. Сначала он торговался с «хозяином» пленницы, но тот отказался от денег, когда узнал, кому предназначена девушка. Именно благодаря этому Роксолана никогда не была в статусе рабыни.

Другие источники утверждают, что девушка уже однажды была в плену, еще до встречи с султаном. По непроверенным данным осенью 1520 она обучалась в школе для невольниц. Именно там Анастасия овладела мастерством танца, игры на музыкальных инструментах и поэзии.

Встреча с султаном

Сулейман Великолепный пользовался уважением всех жителей империи. Он был справедливым падишахом, боролся с коррупцией, издал много дельных законов. Также султан интересовался философией и искусством, был всесторонне образованным человеком.

Роксолана была умной и талантливой девушкой. Она писала стихи, много читала, пела и танцевала. Украинка смогла заинтересовать Сулеймана при первой же встрече. Во время представления рабынь она неожиданно разорвала круг танцующих невольниц, начала смеяться и петь на родном языке. Обычно в таких случаях девушек убивали или отправляли в спальню к султану. Правитель испытывал симпатию к Насте, поэтому он выбрал второй вариант.

Молодой и привлекательный Сулейман не вызывал отвращения у Лисовской, их первая ночь прошла удачно. После нее красавица обратилась к мужчине лишь с одной просьбой - она хотела посещать библиотеку. Уже через несколько месяцев ей удалось самостоятельно освоить несколько языков, в числе которых персидский, турецкий и арабский. Девушка писала стихи и книги, посвящая их возлюбленному. Это вызывало страх у жителей империи, поэтому они часто называли ее ведьмой. Многие горожане говорили, что Анастасия околдовала султана.

Лисовская была неплохим психологом. Она часто наблюдала за окружающими, ничего не говоря. Девушка быстро изучила поведение жителей империи и их законы, поэтому ей пришлось принять ислам. Она всегда знала, что и кому нужно сказать, чтобы выжить в сложившейся ситуации.

Замужество и интриги

Султан быстро осознал, что Лисовская способна самостоятельно править империей. В 1530 они официально поженились. Благодаря этому девушка получила необходимые полномочия, и вскоре богатства правителя умножились. У Роксоланы были такие же права, как у падишаха. Она встречалась с государственными деятелями и иностранными послами, не надевая паранджу.

Анастасия родила мужу четверых сыновей - Магомета, Баязета, Селима и Джехангира. Позднее появилась на свет и дочь, ее назвали Хамерие. Со стороны жизнь женщины казалась абсолютно счастливой, но она находилась в постоянном страхе. В любой момент супруг мог оставить постаревшую Лисовскую ради нового увлечения, да и наследство должно было достаться не ее сыну.

Прямым наследником Сулеймана был Мустафа, сын другой невольницы Махидевран. Чтобы его устранить, Роксолана выдала свою дочь (12 лет) за главного визиря. Благодаря этому браку она смогла собрать все необходимые сведения и убедить правителя в готовящемся против него заговоре. В результате был казнен визирь, затем задушили Мустафу.

Мать султана подозревала невестку в соучастии, но после высказанных претензий она не прожила и месяца. Многие считали, что именно Настя подсыпала яд своей свекрови. После гибели всех неугодных она могла вздохнуть с облегчением. Но женщина не дожила до момента, когда ее сын Селим стал султаном. В 1562 она погибла от простуды. В честь умершей возлюбленной Сулейман построил мавзолей, под куполом которого были высечены розы. Их украсили любимыми камнями Лисовской - изумрудами.

В биографии Роксоланы есть много темных пятен, но от этого народная любовь к ней не угасает. Именем девушки назван район в Стамбуле, а ее гробница находится рядом с усыпальницей Сулеймана. За всю историю империи ни одна женщина не удостаивалась такой чести.


46-летнее (в 1520 - 1566 гг.) правление Сулеймана Великолепного (он же Кануни - Законодатель) часто называют золотым веком Османской империи. И это вполне обосновано, поскольку именно в это время Великолепная Порта достигла своего маскимального могущества и расцвета, став самой могущественной империей всего мира.

Но не менее великолепной была и любимая жена султана, ставшая широко известной под именем Роксолана (во многом благодаря популярному турецкому сериалу "Великолепный век", содержание которого, впрочем, не слишком соответствует реальной истории этой неординарной женщины, ставшей из рабыни-наложницы фактической соправительницей могущественного Сулеймана.

Однако, несмотря на фантастические обстоятельства ее биографии, которым верится с большим трудом, Роксолана - личность совершенно историческая.

Сулейман и Роксолана.
Картина А. Хикеля (1780 г.):

Её настоящее имя, вероятно, Анастасия Лисовская . Родилась она около 1506 года в семье священника из-под Львова. Во время одного из многочисленных набегов крымских татар на земли Литовско-Польского государства, страдавшего от таких набегов в XVI - XVII веках не меньше, если не больше, чем Московское государство, она была пленена и в результате оказалась на невольничем рынке Константинополя (да, я не оговорился, даже после захвата "Второго Рима" султаном Мехмедом II Завоевателем в 1453 году, великий город сохранил свое имя; официально Стамбулом он стал только лишь по решению Мустафы Кемаля паши (Ататюрка), провозгласившего Турцию республикой в 1923 году и лишивший Константинополь как исторического названия, так и статуса столицы. Кстати, не всеми это признано до сих пор. Сам видел современные греческие карты, на которых нет никакого Стамбула, а по прежнему - Константинополь).

Впрочем вернемся к нашей героине.
На невольничем рынке среди множества полонянок красавицу Анастасию приметил главный визирь Сулеймана и его близкий друг Рюстем-паша , решивший сделать изящный подарок своему молодому повелителю. Так она, 15-летняя рабыня, оказалась в гареме.

ПРО ГАРЕМ

Здесь нужно сделать большое отступление, поскольку вопреки расхожему мнению, источником которого вероятнее всего является возникшая в первой половине XIX века в Европе мода на ориентализм (и в литературе, и в особенности, в изобразительном искусстве), гарем в Османской Турции вовсе не был земным филиалом этакого исламского Эдема, где султан приятно проводил время в объятиях сотен гурий-одалисок.

Жан Огюст Доменин Энгр.
"Одалиска с рабыней":

На самом деле гарем был большим гадюшником, в котором главным было интриги и заговоры, которые плелись всеми и против всех. При этом в гареме была совершенно четкая субординация. И каждая из женщин, оказавшихся там, стремилась занять в гареме как можно более высокое место, устранив конкуренток любыми способами.

Джулио Розати.
"Танцы в гареме":

Пресловутые одалиски ("одалык") занимали в гареме низшую ступень. Они были не более чем служанками, которые чаще всего и в глаза не видывали султана, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним ложе.

Поль Трульбер.
"Слуга в гареме":

Девушки, которым по каким-либо причинам (чаще всего - красота, умение поддержать беседу, развлечь султана танцем и т. п.) повезло больше, становились наложницами ("икбаль"). Многие из икбаль имели возможность побыть наедине с султаном лишь один раз (выбор у повелителя быд достаточно велик), но если какая-то из них понравилась султану, и он вызывал ее во второй раз, то с этого момента ее жизнь подвисала буквально на волоске. За ней начинали ревниво следить хасеки.

Джулио Розати. "Выбор фаворитки":

Хасеки - жены султана, родившие ему сына. Еще одна конкурентка никому из них была совершенно не нужна, поэтому бывали случаи, когда хасеки объединялись против понравишейся султану икбаль, стремясь всячески ее опорочить, а лучше всего - вообще изгнать из гарема (убийство при этом никого не останавливало).
Но и каждая из хасеки боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол, поэтому друг другу они были не подругами, а смертельными, в буквальном смысле этого слова, врагами (или правильнее сказать "врагинями"? В общем, "демонами в женском обличье"). В дело шло все: от доноса до кинжала или яда.

Проигравшие оказывались в кожанном мешке на дне Босфора. А удачливая хасеки, чей сын все-таки становился султаном (отравить при этом собственного мужа, чтобы расчистить дорогу к престолу сыну, считалось делом вполне нормальным), становилась "валиде-султан" (матерью султана) и превращалась не только в главного человека всего гарема, но и в соправительницу своего сына. А иногда и в полновластную правительницу: так, например, во второй половине XVI века именно валиде правили империей вместо своих никчемных сыновей - пьяниц или безумцев.

Особое слово нужно сказать и о черных евнухах , бывших своеобразной службой безопасности гарема (их набирали преимущественно в Египте, хотя, конечно же, бывали и исключения).
Начальником евнухов являлся кызляр-ага , занимавший достаточно значительное место в иерархии чиновников Османской империи, поскольку выполнял функцию своего рода наперсника султана.
Именно он каждый вечер выбирал девушку для сутлана из числа икбаль или хасеки (при этом, разумеется, взяточником он был совершенно невообразимым).

Жан Леон Жером.
"Бассейн в гареме":

Кызляр-ага выполняли другие "деликатные" поручения, заведуя теми самыми кожанными мешками, в которых топили в Босфоре неудачниц из гарема.

Кстати, кастрация евнухов далеко не всегда делала секс невозможным (в отличие от возможности зачатия), так что евнухи периодически злоупотребляли своим служебным положением. Знаете анекдот о том, как гарем рыдал из-за измены султана с другим гаремом?
Так вот, этот анекдот вполне правдив. Сейчас уже не припомню имени сутлана, которому надоел его гарем в полном составе (вроде бы это был Мурад III , известный своей сексуальностью и в течение нескольких лет проводивший каждую ночь как минимум с тремя наложницами то одновременно. а то по очереди), и он приказал своим верным евнухам утопить в Босфоре всех и икбаль и хасеки, чтобы без помех набрать новых.

Но в любом случае когда султан умирал (особенно, если не своей смертью), то его наследник обзаводился собственным гаремом. А жен и наложниц предшественника ждала разная участь. Некоторых выдавали замуж, некоторых оставляли в гареме в качестве нянек, а большинство отправляли во Дворец слёз у мечети Беязит, где они доживали свои дни в полном забвении, хотя должны были радоваться тому, что избежали кожанного мешка.

Столь пространное повествование о султанском гареме понадобилось прежде всего для того, чтобы была понятнее совершенно фантастическая карьера, которую сумела сделать Анастасия (Роксолана).

КАРЬЕРА РОКСОЛАНЫ

Каким образом дочь священника из-под Львова очень быстро поняла, что из себя представляет султанский гарем, понять трудно, если вообще возможно. Но она почувствовала себя там как рыба в воде.
Она не слишком долго задержалась среди одалык (одалисок), видимо благодаря тому, что султану ее представил в качестве подарка его ближайший советник Рюстем-паша. Как икбаль она стремительно влюбила в себя молодого Сулеймана, что было не так уж и просто, так как в его распоряжении было около 600 наложниц.
Во дворце шептались, что славянка - ведьма и чем-то опоила султана. Сулейман, вовсе не отличавшийся доверчивостью, иначе он не стал бы величайшим правителем Османской империи, при виде лучезарной улыбки Роксоланы становился совершеннейшей тряпкой и верил всему, что она ему нашептывала.
А это были далеко не всегда слова любви.

Под ее всегдашней улыбкой, благодаря которой Роксолана и получила свое придворное имя Хюррем, т. е. "Весёлая", "Смеющаяся", скрывалось чудовище, по сравнению с которым какая-нибудь Леди Макбет и в подметки бы не годилась!

Такой её изобразил Тициан:

Первым делом Хюррем (давайте называть ее именно так) избавилась от предыдущей фаворитки султана - черкешенки Махидерван. Эта, прежде любимая хасеки Сулеймана, и так после появления Хюррем впола в немилость, но продолжала представлять опасность, ибо успела родить султану двух сыновей. А Хюррем во что бы то ни стало решила возвести на престол собственного сына Селима. Махидерван была сослана и умерла в изгнании.
Затем в результате виртуозной интриги Хюррем удалось убедить султана в том, что популярный в народе и главное среди янычар старший сын Махидерван, наследник престола Мустафа, замышляет против него переворот. Мустафу задушили, а его младший брат Джихаргир умер, как объявили, с горя.
Затем "веселая" хасеки последовательно истребила всех, кто мог встать между ней и Сулейманом. Одного за другим султан казнил всех своих ближайших друзей, включая того самого Рюстама-пашу, который когда-то привел славянскую невольницу во дворец султана в качестве подарка.
Мать султана - Айше-Хафса (валиде-султан), имевшая неосторожность высказать сыну все, что думает о его обожаемой Хюррем, вскоре скоропостижно умерла от странной болезни (вероятнее всего, просто была отравлена).
Для страховки Хюррем посылала убийц и в различные провинциальные дворцы: нет ли у султана еще сыновей на стороне? Таких оказалось более 40, и все они были убиты.
И уж наконец, для пущей верности, были убиты два младших брата Селима - ее собственные сыновья, ведь они могли составить ее обожаемому Селиму конкуренцию после смерти Сулеймана, поскольку никакого правила наследования престола в Османской империи XVI века не существовало (в том числе и правила первородства), а действовал звериный закон: кто из наследников первым перебъет своих братьев, тот и становится султаном.

Хюррем так и не достигла вершины, к которой так стремилась. Валиде-султан она так и не стала, не пережив своего супруга, умерев на 6 лет раньше его, в 1560 году (удивительно, что она его не отравила или не избавилась от него каким-либо другим способом!).
Но после смерти Сулеймана, в 1566 году, любимый сын Хюррем-Роксонаны-Анастасии все-таки взошел на престол.
Названный в честь Селима I Грозного, Селим II остался в истории Османской империи как один из самых ничтожных ее правителей. Его прозвищем стало "Пьяница", которое он оправдал даже своей смертью: он разбил себе голову спьяну поскользнувшись в бане.

Селим II:

Стоит ли после этого удивляться тому, что после эпохи Сулеймана Великолепного Османская империя стала постепенно деградировать и превращаться в "больного человека Европы" по меткому выражению Николая I.
Конечно, со времени Сулеймана и его любимой Хюррем до полного упадка Великолепной Порты прошло много времени, еще в конце XVII века турки штурмовали Вену. Но, как говорится, "капля камень точит"!

Поэтому предлагаю: давайте считать славянку Анастасию Лисовскую (она же Роксолана, она же Хюррем) специальным агентом, отправленым в Турцию времен ее маскимального могущества, с целью подорвать её изнутри! И отправил её туда с помощью машины времени сам Путин по поручению великого князя Василия III. А курировал все ее поведение, разумеется, Иван Грозный! В этом случае ей просто необходимо присвоить почетное звание царского стольника, ну и, конечно же, Героя РФ. Или, может быть не РФ, а Украины?

Если кто-то не понял, то это шутка.
Но ведь, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Великое мужество и мудрость были в характере Хюррем Султан. Биография этой прекрасной украинской девушки насыщена как праздничными событиями, так и полными горечи страданиями. За маской неприступности скрывалась мягкая и творческая натура, которая могла поддержать беседу на любые темы. Разговор с такой женщиной приносил колоссальное удовольствие мужчинам, что и подкупило в ней турецкого султана.

В данной публикации будут рассмотрены самые важные моменты жизни Хюррем Султан. Биография, фото и другие материалы, представленные в статье, помогут поближе познакомиться с этой выдающейся личностью.

Неизвестное рождение

Место рождения и само происхождение Роксоланы является до сих пор спорным вопросом в историческом контексте. Больше всего распространена версия, что красавица родилась на Украине в Ивано-Франковской области и была дочерью православного священника.

Звали ее на тот момент воистину по-русски - Александра или Анастасия Лисовская, но после пленения турками она обрела новое имя - Хюррем Султан. Биография, годы жизни, которые в ней прописаны, также подвергаются сомнениям, но историки всё же выделили основные даты: 1505 - 1558.

Существует много споров по поводу происхождения девушки, но главные события в ее судьбе были запечатлены на пергаментах в украинских и польских летописях. Благодаря им можно вывести дальнейшую жизненную линию именитой турецкой пленницы.

Судьбоносный поворот

Биография Хюррем Хасеки Султан изменилась после одного события.

Когда ей исполнилось всего 15 лет, на маленький город Рогатин, в котором она проживала вместе с родителями, совершили набег крымские татары. Девушка попала в плен, а спустя некоторое время, после нескольких перепродаж, очутилась в гареме турецкого султана. Там она и обрела своё новое имя - Хюррем.

Отношения между другими наложницами были очень натянутыми и, можно даже сказать, «кровавыми». Виной всему стал один случай, который открыто описывается в различных исторических летописях.

После прибытия в гарем Хюррем стала явным лидером и заслужила большую благосклонность Султана. Другой наложнице Сулеймана - Махидевран, это не понравилось, и она накинулась на красавицу, расцарапав ей лицо и тело.

Этот случай стал вопиющим, повелитель был разгневан, но после этого Роксолана стала его главной любимицей.

Подчинение или влюбленность?

Благосклонность турецкого господина очаровала красавицу Хюррем Султан, биография которой поражает своими удивительными фактами.

Получив особый статус и заручившись доверием господина, она попросилась в его личную библиотеку, что очень удивило Сулеймана. После того как он вернулся из военных походов, Роксолана уже знала несколько языков и могла поддерживать беседу на любые темы, от культуры до политики.

Также она посвящала своему повелителю стихи и танцевала изящные восточные танцы.

Если приводили новых девушек в гарем на отбор, она с легкостью могла устранить любую конкурентку, выставив её в плохом свете.

Притяжение Роксоланы и Султана было видно каждому, кто хоть как-то знаком был непосредственно с их обществом. Но устоявшиеся каноны не могли позволить заключить брак между двумя влюбленными людьми.

Вопреки всему и всем

Но всё же биография Хюррем Султан пополнилась таким знаменательным событием, как свадьба. Вопреки всем правилам и осуждениям, торжество состоялось в 1530 году. Это был невиданный случай в истории царской турецкой общины. Испокон веков султан не имел права брать в жены женщину из гарема.

Свадебная церемония имела невиданный размах. Улицы были украшены яркими декорациями, повсюду играли музыканты, и местные жители находились в невероятном восторге от происходящего.

Также состоялось праздничное представление, в которое вошли номера с дикими животными, фокусниками и канатоходцами.

Их любовь была безграничной, и всё благодаря мудрости Роксоланы. Она знала, о чем можно поговорить, о чем нельзя, где нужно промолчать, а где - высказать своё мнение.

В военный период, когда Сулейман расширял свои территории, красавица Хюррем писала трогательные письма, которые передавали всю горечь расставания с любимым.

Продолжение рода

После того, как султан потерял троих детей от предыдущих наложниц, он склонил Роксолану к тому, что у них должны появиться свои дети. Хюррем Султан, биография которой и так была насыщена нелегкими событиями, согласилась на такой решительный шаг, и вскоре у них появился первенец с именем Мехмед. Его судьба была довольно таки сложной, и прожил он всего 22 года.

Второй сын, Абдулла, умер в возрасте трёх лет.

Далее появился на свет Шехзаде Селим. Он - единственный наследник, который смог пережить своих родителей и стал правителем Османской империи.

Четвертый сын, Баязид, закончил свою жизнь трагически. После смерти матери, он выступил против своего старшего брата Селима, который уже на тот момент правил империей. Это разгневало отца, и Баязид с женой и сыновьями решил бежать, но его вскоре нашли и вместе со всей семьей казнили.

Младший наследник Джанхангир, родился с врожденным пороком - он был горбат. Но не смотря на свой недостаток, он прекрасно развивался интеллектуально и увлекался поэзией. Умер в возрасте приблизительно 17-22 лет.

Единственной дочерью Роксоланы и Сулеймана была турецкая красавица Михримах. Родители девочку обожали, и в её распоряжении была вся роскошь царских угодий отца.

Михримах получила образование и занималась благотворительностью. Именно благодаря ее деятельности в Стамбуле были построены две мечети, архитектором которых был Сианом.

Когда по естественным причинам Михримах скончалась, она была похоронена в склепе вместе со своим отцом. Из всех детей только она была удостоена такой чести.

Роль Роксоланы в культуре

Биография Хюррем Султан была насыщена просветительской деятельностью. Она заботилась о своем народе, которым повелевал её любимый муж.

В отличии от всех остальных наложниц, она получила особые полномочия, а также имела финансовые привилегии. Это привело к тому, что в Стамбуле появились религиозные и благотворительные дома.

На протяжении всей своей деятельности вне царского двора она открыла свой собственный фонд - Külliye Hasseki Hurrem. Его деятельность развивалась активно, и уже спустя некоторое время в городе появился маленький район Аксрай, в котором жителям оказывали целый комплекс жилищных и образовательных услуг.

Исторический след

Непревзойденная и несокрушимая Хюррем Султан. Биография этой женщины являет миру дух славянской нации. Она была беспомощна и слаба сразу после своего прибытия в гарем, но жизненные неурядицы сделали её дух сильнее.

После поднятия на «пьедестал» в царской общине Хюррем все же не смогла удержать статус, даже после рождения первого сына. В её обязанности входило зарождение в ребенке воинского духа, ведь он должен был стать следующим правителем империи. Поэтому она отправилась в провинцию, для того чтобы сосредоточиться на воспитании своего первенца.

Спустя много лет, когда у неё с султаном появились другие сыновья, и они достигли совершеннолетия, Хюррем вернулась на трон и изредка проведывала своих детей.

Вокруг неё пускали великое множество негативных слухов, которые и создали образ женщины со стальным, жестким характером.

Пагубные симпатии

Красота и жизнь Хюррем Султан, биография которой скрывает в себе много интересных фактов, была всегда под жестоким прицелом местных верхушек общества. Сулейман не выносил каких-либо косых взглядов в сторону своей жены, и те, кто посмел ей симпатизировать, сразу приговаривались к смерти.

Также имела место и обратная сторона медали. Роксолана принимала жесточайшие меры к тому, кто симпатизирует другой стране. Заранее в её глазах этот человек становился предателем родины. Таких людей она выловила предостаточно. Одной из жертв стал государственный предприниматель Османской империи Ибрагим. Он был обвинен в излишней симпатии к Франции, и его задушили по приказу правителя.

Но всё же Хюррем Султан, биография которой стала самой загадочной за всю историю Османской Империи, старалась придерживаться созданного образа - семейной женщины и хорошей мамы.

Хюррем Султан: биография, причина смерти

Её подвиги и реформы для государства были значительными, особенно для женщин и их детей, но иногда жестокие меры наказания портили её имидж примерной и доброй женщины.

Нелегкая жизнь Хюррем Султан, биография которой содержит в себе много тайн и ленту безрадостных событий, завершилась тем, что под конец пути у нее было очень тяжело со здоровьем.

Дети и муж делали всё, что было в их силах, но красавица Роксолана угасала на глазах.

Все надеялись на скорейшее выздоровление Хюррем Султан. Причина смерти на самом деле остается спорным вопросом. Официально говорится о том, что Роксолану отравили. Вся доступная медицина была бессильна на тот момент, и 15 или 18 апреля в 1558 году она умерла. Через год тело правительницы перенесли в куполообразный мавзолей, архитектором которого был Мимара Синана. Усыпальница была декорирована керамическими изразцами с рисунками райского сада, а также вырезанными на них текстами стихов, написанных в честь обворожительной улыбки Роксоланы.

На этой неделе в 134 серии сериала «Великолепный век» зрители увидели одну из самых печальных сцен фильма - смерть Хюррем Султан. С уходом из жизни могущественной супруги Падишаха закончилась целая эпоха в истории Османов, а в сердце Султана Сулеймана навсегда поселилась зима…

Многие из телезрителей задались вопросом: «Правдиво ли то отображение болезни и смерти Хюррем Султан, которое преподнесли нам сценаристы сериала «Великолепный век»?

Вот что пишут по этому поводу многочисленные научные и исторические источники:

- Профессор Ильбео Ортайлы: Хюррем Султан было больное сердце, это и послужило причиной ее смерти. Больше тут нет никаких тайн. Зрители сериала не должны искать какой-либо тайный смысл в трактовке сценаристов. Пусть этот сериал не вносит сумятицы в их сознание. Для той эпохи смерть Хюррем Султан - вполне обыденное явление.

- Профессор Ахмет Шимширгиль : в исторических источниках, дошедших до нас с того периода, есть определенные намеки, что Хюррем Султан умерла от сердечной недостаточности. Хюррем очень тяжело перенесла смерть сына Джихангира, ее сердце не справилось с горечью утраты. Вследствие этого она и умерла.

- Профессор Феридун Эмеджен: о смерти Хюррем Султан сохранилось не так много сведений. Мы достоверно знаем лишь дату ее смерти, и то, что она какое-то время до этого тяжело болела. Эта болезнь и послужила причиной ее смерти.

- Профессор Зия Моджан: в сериале показано, что Хюррем умерла не от сердечных болей. В реальной жизни боли в сердце не приводят к смерти. К тому же, в сериале не показали характерных симптомов сердечной недостаточности - нехватки дыхания, отдышки, отека ног и т.д. Вместо этого сценаристы зачем-то изобразили язву на шее Хюррем Султан. Видимо, они хотели показать, что Хюррем умерла от рака.

- Доктор медицинских наук Тайфун Ачиль: если бы Хюррем умерла от сердечной недостаточности, то следовало бы указать на такие симптомы, как отдышка, отек конечностей, тахикардия, боли в груди. В то время не было антибиотиков, и часто причиной смерти людей становились простейшие инфекции. В сериале показано, что Хюррем Султан долгое время плохо себя чувствовала. Она испытывала общую слабость и упадок сил. Это указывает на наличие какого-то инфекционного заболевания. Возможно, это была банальная простуда, с которой не справился истощенный организм Хюррем, и которая в итоге привела к ее смерти. Или же, у Хюррем Султан был рак.

- Доктор Хайри Парлар: если Хюррем Султан умерла от болезни сердца, то скорее всего это была сердечная недостаточность. Это могло привести к инфаркту миокарда и инсульту. Боли Хюррем Султан и последующий инсульт были спровоцированы, скорее всего, ангиной, которая, как известно, часто дает осложнения на сердце.

Кроме того, некоторые исследователи все же оставляют место для подозрений, что причиной смерти Хюррем Султан послужило отравление. Симптомы ее заболевания указывали на отравление эссенцией из цветов крокуса. Это яд носил название «Колшисин», и, вполне возможно, именно долгое употребление этого яда и привело к смерти Хюррем.

Хюрре́м Хасеки́-султа́н (осман. خرم حسکي سلطان ‎, тур. Hürrem Haseki Sultan , в Европе известная как Роксола́на (лат. Roxolana ); настоящее имя неизвестно, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастаси́я или Алекса́ндра Гаври́ловна Лисо́вская ; ок. или ок. - 15 или 18 апреля ) - наложница , а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного , хасеки , мать султана Селима II .

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении .

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

Современные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении :

  • «donna di nazion russa» (Bragadino);
  • « … di nazione russa» (Navagero);
  • «Sultana, ch’è di Russia» (Trevisano).

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области , Украина) .

Легенды

Подробности или детали раннего периода жизни и происхождения Хюррем появляются в литературе XIX века.

Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского , служившего в местной церкви Святого Духа . . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией , эту версию приняли некоторые советские историки .

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича ,сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька , похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем . Михаил Орлич слышал эту песню от бабушки. Так же он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки.» .

Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):
«До найновіших часів зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом .
Цю народну пісню поляки переробили на своє:
A oważ to Roksolanka,
Co to trzesła calim Wschodem,
Była nasza Podolanka
Z Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич .

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год) . Во всяком случае Владимир Грабовецкий утверждает, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века .

Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским , пишет, что она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

Жена султана

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать шехзаде Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед . В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша , ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне , 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана . Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi ) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада , а также с нанесенными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера . Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан , сестры Сулеймана.

Дети

Хюррем родила султану шесть детей :

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы . Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили .

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии , стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I , что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года . Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii ) и Сулеймание (тур. Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский , 1633)
  • поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник , 1835)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть « » (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Тень Стервятника » (Роберт Говард , 1934); в рассказе Роксолана лишь упоминается, однако главным действующим лицом является вымышленный персонаж, Рыжая Соня , по сюжету являющаяся сестрой Роксоланы
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта , 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)
  • роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013; богато иллюстрированное издание)
  • роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Кино

  • телесериал «Роксолана » (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • псевдодокументальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2014), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли , с 103 серии - Вахиде Гёрдюм (Перчин)

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский , 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы , хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай , 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин , либр. Борис Чип, 1995)
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (реж.-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)