Восковые дощечки церы. В мире античных свитков. Но чем окрасить воск для восковой таблички

στῦλος , лат. stilus ). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент . Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка цер относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века.

Использование

Самая древняя восковая табличка, вырезанная из слоновой кости, открыта при раскопках на территории античной Этрурии в Марсилиано. Археологи датировали её началом VII века до н. э. По краю её начертан греческий алфавит в архаической форме: знаки написаны справа налево. Следовательно, это аналог античных и средневековых «школьных тетрадей», известных по другим находкам более позднего времени. Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск : его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стилем (откуда ведёт начало не только соответствующий термин , но и разновидность кинжала) .

С пластилином вещи упрощаются, и результат велик. Сделав отверстие в рамке, вы можете пропустить провод и присоединиться к нескольким таблеткам, если они будут листьями книги. Диптих имел две таблетки и триптих три. Кроме того, планки могут быть закрыты и закреплены веревкой и восковым уплотнением. Таким образом можно было отправлять секретные сообщения.

Мы сделали пластилиновый диптих. Родители несут ответственность за выбор мероприятий, которые безопасны для их детей. На картинке вы можете увидеть появление этих книг. Они состояли из нескольких планшетов, имеющих более или менее размеры карманного книжки. Каждый из таблеток был вырыт пополам, образуя прямоугольное пространство, заполненное желтым или черным воском.

Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан наставлял начинающих ораторов писать только на восковых табличках - на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31) . Церы служили и для переписки, когда адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций в одной из своих элегий (III, 22) сожалел о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной .

В двух углах были отверстия, через которые проходили шнуры, держа их вместе, образуя одну книгу. Первая и последняя таблетка не имела воска на внешней поверхности; поэтому, когда книга была закрыта, опасность стирания того, что было написано. Как написано на этих табличках. Конечно, не в чернилах. Использовались стальные сопла, которые назывались стилетами, и что у них была острая точка, а другая - закругленная. Он писал или соскабливал себя острую точку и гаснул закругленным кончиком. Это предок каучука.

Восковые таблетки были очень дешевыми. Люди использовали их как блок, записывали, делали суммы, квитанции и даже писали письма. Папирус, ввезенный в Рим из Древнего Египта, был дорогим и использовался только для книг. Еще одна причина, по которой эти таблетки были настолько удобными: их можно было использовать в течение длительного времени!

Античность

Древние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος ), - вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом , три - триптихом , четыре и более - полиптихом . Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса , Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека .

Когда письмо было написано на восковой тарелке в Риме, ответ был получен на той же тарелке. Вы могли бы стереть то, что было написано бесконечно, с тупым кончиком вашего стилуса и начать писать снова. Служите часто с тупым кончиком стилуса - таков был совет, который они дали молодым писателям того времени. И даже сегодня говорят о писателе, который хорошо пишет, у которого хороший стиль, хотя стилус не используется.

Тот факт, что было легко стереть то, что было написано на воске, не всегда было выгодным. Иногда случалось, что важные, секретные письма доходили до места назначения, содержимое которого было полностью уничтожено людьми, чьи руки они прошли во время путешествия.

В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение - таблинум (от лат. tabula - «табличка»). Такие архивы описывал Плиний Старший в своей «Естественной истории » (XXXV, 7), но использовал для цер термин «кодекс», который потом перешёл на пергаментную книгу современного вида . Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. Существовал обычай, согласно которому римские консулы дарили такие таблички знакомым и друзьям на новый год. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали профессиональным писцам-либралиям. По сообщению Цицерона , Цезарь имел при себе семерых писцов (Pro Sulla, 14).

Чтобы этого не произошло, на секретном письме расплавился новый слой воска, в котором эти незначительные черты были написаны: Как это произошло? Когда человек получил такое письмо, он осторожно удалил поверхностный слой воска и прочитал фактическую букву, написанную на нижнем слое.

Письмо с того времени могло иметь историю или два, как если бы это был дом. Буквы латинского алфавита, которые были прямыми и каменистыми в камне, которые были закруглены на папирусе, теперь превратились в воск в искаженный неразборчивый. Только палеограф мог расшифровать эти римские буквы, написанные воском. Для нас было бы невозможно понять, что происходит в этих кривых и этих вершинах.

На табличках писали обыкновенно курсивом , если только владелец цер не был школьником, обучавшимся каллиграфии. Долгое время курсив был нечитаемым для учёных-антиковедов, и был расшифрован на рубеже XVIII-XIX веков Иоганном Массманом на материале табличек, обнаруженных в золотых рудниках Трансильвании - римской Дакии . Они были датированы 131-167 годами. Опубликованы были результаты работы в 1840 году в Лейпциге .

Попробуйте читателя сделать восковую доску и написать что-нибудь на ней. Вы увидите, как сложно правильно проследить буквы, особенно если вы быстро напишете. Только после изобретения карандаша и дешевой бумаги мы смогли пройти без восковых таблеток. На протяжении нескольких веков у каждого ученика был свисающий с пояса.

Были также несколько стилет, ножей, чтобы разорвать пергамент, и палочки, используемые для удара пальцами учеников. Потому что они должны знать, что в то время учеников избивали и не получали никакой милости. В латинской книге, написанной много сотен лет назад, следующий разговор между учениками и учителем.

Наиболее значительными по объёму археологические находки были совершены в период второй половины XIX - начала XX века. Например, в 1881 году голландский учёный Конинг подарил Лейденскому университету 7 табличек, образующих полиптих. Они были куплены его братом на руинах древней Пальмиры и получили название «Ассендельфтских табличек». Церы были изготовлены из бука, а в воск была добавлена смола, чтобы сделать его более тёмным. По формату таблички соответствовали античной книге, то есть были почти квадратными - 14,5 × 12 см . Оборот первой таблички содержал стих поэмы Гесиода «Труды и дни ». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами, вероятно, это была пропись, оставленная учителем каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия - «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». В 1928 году в Алжире были найдены 45 восковых табличек времени вандальского королевства - так называемые «Таблички Альбертини» .

Студенты. Мы, мальчики, умоляем вас, Учитель, научить нас правильно говорить по-латыни, потому что мы говорим очень плохо, и мы очень невежественны. Представьте себе ученика того времени, сидящего скрестив ноги. Восковая пластина открыта на коленях. Держите его в левой руке и пишите правой рукой, пока учитель требует.

Это были не только школьные мальчики, которые восковали восковые тарелки; монахи писали в них церковные обряды; торговцы, их счета; изящные из дворов, их письма о любви и прекрасные дамы и вызовы траура. У некоторых людей были обычные деревянные таблетки, покрытые кожей, чтобы сделать их более прочными и покрыты внутренним грязным воском, смешанным с жиром. У других были драгоценные деревянные столы, были даже некоторые предметы роскоши с инкрустациями из слоновой кости.

Весьма объёмные находки дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3-5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме , но они шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранились 127 диптихов и триптихов, которых большинство. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, в значительной части их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53-62 годам, и только два - к более раннему времени (15 и 27 годы). Помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвертой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов - свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.

Куда исчезли эти миллионы таблеток? Их долго сжигали или бросали в мусор, как и в старые бумаги. Но сколько бы мы теперь дали для одной из этих табличек, написанных римлянами, которые жили две тысячи лет назад. Очень немногие римские таблетки когда-либо приходили. Большинство из тех, что были у нас, были найдены в Помпеях у дома банкира Цеклиуса Джукундоса. Этот город был погребен под пеплом с соседним городом Геркуланум, когда извержение Везувия. Не интересно, что без этого извержения вулкана трубочки никогда бы не дошли до них.

У нас было только двадцать четыре рулона римского папируса, которые также были обнаружены в пепле Геркуланума. Самая страшная катастрофа - это ничто по сравнению с ущербом, причиненным веками. Время никого не спасает, стирает даже воспоминание о человеческих действиях, точно так же, как тупой кончик стилета делает поверхность восковых таблеток гладкой.

Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент . Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего .

Первые люди использовали стены пещер, чтобы сообщить: поддержка, столетие, но не легко переносимая. Необходимо дождаться, когда свобода печати, вписанная в Декларацию прав человека и гражданина, будет видна, как число газет взрывается. В газетных киосках теперь доступно не менее 200 наименований.

Перья, ручки и авторучки

В начале, как мы видели, гуси заплатили высокую цену за гибкость и силу своих перьев. На протяжении веков писатели любили слышать на своей бумаге визг этого инструмента, который одновременно эффективен и эстетичен. Сколько перьев, похоже, было небрежно брошено возле великих людей в официальных портретах!

Средние века и Новое время

Произведения средневековой литературы и живописи свидетельствуют, что восковые таблички, практически не изменившись со времён античности, продолжали активно использоваться в прежнем качестве. Достаточно многочисленны упоминания о них в период XI-XII веков. Аббат Гериман Турнейский (1095-1147) упоминал об использовании им цер в качестве материала для своих трактатов. Сохранилось изображение церковной писательницы Хильдегарды Бингенской , которая диктует данное ей откровение, сверяясь со своими записями на церах. Канцелярия французских королей использовала восковые таблички ещё в XIV веке .

При звуке грохота литературного пианино

Законченные, пироги, которые окрашивали его контракты! Примечательно, что сегодня авторучка предпочитают многие бизнесмены или школьники. Ролики, висячие рычаги, точки пирсинга используются, чтобы позволить каждому печатать текст дома. Звуки концевого и обратного звонка тележки вторгаются в офисы. Фактически, цель заключалась в том, чтобы избежать риска блокировки, возникающей при ударе по соседним письмам.

Пришествие пишущей машинки также связано с новой специализацией: набрав. Первые профессионалы - девочки хорошей семьи, очень часто приобретающие гибкость пальцев в практике фортепиано. Эти «женские операторы» постепенно навязывают себя в администрациях и офисах, приобретая с их зарплатой свободу новый.

Восковые таблички активно использовались и в более поздний период. В австрийском Энсе сохранились церы из городского архива с записями от 1500 года, при этом они продолжают документы, начатые ещё в 1447 году. Сохранились 10 деревянных табличек форматом 375 × 207 мм и толщиной в 90 мм. Левая табличка диптиха содержит кредитные записи, сделанные на пергаменте или бумаге, а данные о задолженностях писались на воске, и после погашения стирались. Воск на этих табличках тёмно-бурый, он содержит сажу и 5-10 % масла.

В поисках комфорта они, например, примут пуловер, более приятный и практичный, чем куртка. Мы могли бы быстро встретить этих экспертов, особенно в полукруглом парламента, но также и в судах. С этой большой коробкой, связанной с клавиатурой пишущей машинки, вы можете, наконец, писать тексты, изменять их до бесконечности и хранить их, возможно, печатать их. Мы становимся в то же время писцом, читателем и принтером. текст и изображения позволяют составлять настоящие книги из дома.

Песнопения доисторических пещер далеко, но приключение еще не закончено. Забвение, Линейный минон и особенно Б глиняные таблетки, приготовленные в огне микенских дворцов и расшифрованные Майклом Вентрисом. Кроме того, Геродот по-прежнему превосходный.

В Германии для повседневных деловых записей церы использовались до самого XIX века. Администрация соляных промыслов в Швебиш-Халль употребляла их ещё в 1812 году . Во французском Руане восковые таблички использовались по крайней мере до 1860-х годов, хорошо документировано их применение на рыбном рынке в 1849 году .

Средневековье знало восковый кодекс, большой или маленький формат, но также «знак» или «шифер» воска. Таблетки были дерева, но также кости, слоновой кости или драгоценного металла, серебра Эти различные материалы были покрыты часто окрашенным воском, на котором было написано стилет.

Таблетки были сделаны планшетом, статус которых известен городу Парижу. Голдсмит вырезал таблетки из золота, серебра или слоновой кости. Школьники научились писать на таблетках воска. Они также получили заметки или черновики, написанные или нарисованные. У нас очень мало примеров проектов литературных произведений. С другой стороны, сохранилось большое количество таблиц, содержащих административные тексты. Эти тексты должны храниться некоторое время в архивах до повторного использования среды, что объясняет, почему они выжили в большем количестве.

В Древней Руси

Долгое время существовало высказанное в 1928 году мнение палеографа академика Е. Ф. Карского о том, что Русь не знала письма по воску. Оно было отвергнуто после многочисленных находок в Новгороде и других древнерусских городах стилосов (они назывались «пи́салами»). Такие инструменты (их в одном только Новгороде найдено около 250) имеют обязательную лопаточку, бесполезную для берестяного письма. Всего до 2000 года обнаружено 12 цер, некоторые из них на обороте и на бортиках снабжены азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Самые древние образцы относятся к XI веку. На одной цере сохранились остатки воска с фрагментами написанного. Все прежние находки имеют небольшой размер, будучи подобиями позднейших записных книжек. Среди находок и древнейшая русская книга - «

Средневековые таблички больше не содержали контрактов и больше не были запечатаны, как это иногда случалось в древности, и эта среда уже не казалась достаточно безопасной, чтобы акт сохранил ее подлинность. Таким образом, объект был уже немного обесценен по сравнению с римским периодом. Отсутствие историков интереса в течение долгого времени в административных текстах, содержащихся в таблицах, частично объясняет, что их существование так долго скрывалось.

Тем не менее, в этих таблетках так мало свидетелей, что они известны только специалистам, и они рассматриваются ими скорее как раритеты, чем как признаки использования какого-либо значения. Аллюзии на планшеты в литературных или административных текстах, тем не менее, бесчисленны3, а иконографических представлений не хватает. Чтобы привести только один пример.

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ

Там все-таки, скажу без хвастовства я,
Как следует учили нас, ребят,
Я греческие буквы забываю,
Но многое я помню - verbum sat.
Байрон, Дон-Жуан

Греческий мальчик, пришедший в школу, приносил с собой покрытые воском таблички. Положив их на колени, он учился писать буквы и слоги, выцарапывая своей еще неумелой ручонкой слова родного языка. Самая древняя такая табличка открыта археологами на территории античной Этрурии (Марсилиано) Она относится к началу VII века до н. э. и вырезана из слоновой кости. По краю ее начертана греческая азбука, едва ли не древнейший из известных нам вариантов: знаки ее написаны еще справа налево. До нашего времени дошли образцы античных «школьных тетрадей», и на одной из них, хранящейся в Берлинском музее, мы читаем выведенную учителем и старательно четыре раза повторенную учеником пропись: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали».
Восковыми табличками пользовались и взрослые. Поэт и ученый, государственный деятель и финансист набрасывали на них свои черновые записи или использовали для составления определенного рода документов. Обычно эти таблички изготовлялись из бука, дуба и других твердых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня наливался расплавленный воск: его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым стальным стержнем: один конец его был заострен, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или же в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, предварительно его подогрев, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стиль (отсюда ведет свое начало не только соответствующий лите-

Библиотека Школы чартеров, том 147. Законодательные таблицы в основном изображены в виде очень узнаваемых восковых таблеток. Для средневекового иллюминатора «стол» или табула была, очевидно, таблеткой воска, даже если слово «табула» имело несколько значений. Рядом с пергаментом и бумагой воском на протяжении всего среднего Возраст, играл более важную роль, чем кажется. Самые объекты, которые остаются для нас, приходят в разных формах. Средневековые восковые тарелки «классические» - это деревянные доски, вырытые в миске, в которые мы налили воск смешанные с различными веществами, в основном с тангажом, которые затем собирались для формирования многостраничного кода.

20

1. Перстень, которым запечатывались свитки, и оттиски его на шнур ках и папирусных лентах. 2. Палетка древнеегипетского писца с тростниковыми стержнями и углублением вверху для разведения туши. 3. Образцы металлических стержней, стилей, которыми писали на восковых табличках. 4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей. Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная табличка, на которой писали древние школьники. 6. Восковые таблички, послужившие прообразом книги-кодекса, диптих и полиптих. 7. Бронзовая двойная чернильница римского времени, для красной и черной туши. Позади нее свиток папируса.
(Jbsсher R. Papyri als Zeugen antiker Kultur, В., 1949, Tat. 7)

Большинство известных книг из дерева имеет много страниц, но они также использовали уникальные таблетки для использования, отличные от тех, что указаны в книге. как знак или плакат или как настоящий «сланец», такой как знаменитая табличка, хранящаяся клерком святого Григория. Листы длиной около тридцати сантиметров и двадцать или около того по ширине.

Отметим здесь существование ноутбуков, которые появляются на одной общей модели, но намного меньше, и из которых несколько копий являются записными книжками из слоновой кости. Древесная древесина часто использовалась самцом: она считается наиболее распространенной древесиной в уставах планшетов, воспроизведенных в Книге ремесел Этьеном Буало. Но мы также использовали кедр, бук, эбеновое дерево, бразильскую и кипарисы, все драгоценные леса; «Белое дерево» или «желтый». Остальные экземпляры - это плоский, дуб, ясень или хвойник.

ратурный термин, но и название небольшого кинжала - стилет). «Чаще оборачивай стиль» - советовал начинающим авторам великий римский поэт Гораций (Сатиры, I, 10, 72), подчеркивая тем самым необходимость тщательной отделки

21

литературного произведения. Выражение «оборачивать стиль» получило значение «редактировать», «исправлять». В «Латинской антологии» (1,286) мы находим даже стихи, посвященные этому орудию письма:

Плоский вверху, меняю я вид, устремлялся книзу,
Той и другой стороной обращаюсь для службы различной:
Верхняя часть отменяет все то, что содеяно нижней.

Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан советует начинающему оратору писать только на восковых табличках- на них очень легко стирать написанное (X, 3,31). Кроме того, необходимость часто опускать калам в чернила задерживает свободное развитие мысли. При этом Квинтилиан советует выбирать не очень длинные таблички - он сам знал молодого человека, который писал очень длинные сочинения, потому что оценивал творческий труд по числу строк. Этот недостаток можно устранить простой заменой длинных табличек меньшими.
На помпейской фреске «Дома Либания» мы видим юную поэтессу, держащую в левой руке восковые таблички, а правой мечтательно прижимающую заостренный конец стиля к губам. Взгляд ее задумчиво устремлен вдаль.


Фреска из Помпей, I в. нашей эры

Судя по сохранившимся образцам, а также произведениям изобразительного искусства, стиль мог иметь самую разнообразную форму-веретенообразную, форму узкого листа, сужающегося посередине, и т. п.

22

Греки называли покрытую воском табличку «Дельтион», дельтой, - вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, а в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом, три- триптихом, четыре и более - полиптихом. Такой диптих упоминается Геродотом, когда историк сообщает о хитрости, к которой прибегнул спартанский царь Демарат, чтобы передать своим согражданам весть о готовящемся походе царя Ксеркса против эллинов (VII, 239). Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Это было сделано им с той целью, чтобы скрыть содержание письма от персидской дорожной охраны, которая могла бы задержать нарочного. Таблички были затем доставлены в Спарту и там прочтены. Чистые восковые таблички не могли вызывать подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека.
Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, которых не следовало забывать, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамен. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, для передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, для разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Часто они служили письмом, на котором адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций горько сожалеет в одной из своих элегий (III,22) о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной - хотя они были просты и непрезентабельны на вид. «Теперь, - грустил он, - какой-нибудь скряга пишет на них свои счета...»
Документы, которые автор хотел сохранить втайне, запечатывались его личной печатью. В III речи против Катилины Цицерон упоминает о печати одного из заговорщиков, Лентула: на ней был изображен дед Лентула. Светоний подробно описывает личные печати императора Августа. Вначале Август пользовался печатью с изображением сфинкса, затем сменил ее на печать с портретом Александра Македонского. В конце жизни он стал пользоваться печатью со своим собственным изображением, и эта печать перешла затем к последующим принцепсам, его преемникам.

23


Рисунок на греческой вазе V века до нашей эры

Архивы восковых табличек хранились в домах знатных римлян в специальном помещении, называвшемся «таблинум» (от латинского слова tabula - табличка). О множестве подобного рода табличек, хранящихся в домах знатных римлян, пишет и Плиний в своей «Естественной истории» (XXXV, 7) 2. Плиний называет их при этом «кодексами». Как мы увидим ниже, название это перешло затем на рукописную книгу той формы, которая стала наиболее употребительной в конце античности.
Богатые люди пользовались роскошными табличками, изготовлявшимися из слоновой кости. Они отделывались золотом, наружная сторона их украшалась барельефом художественной работы. Римские консулы, вступая в должность, дарили такие таблички своим знакомым и друзьям в качестве новогоднего подарка. Именно на таких табличках знатные люди набрасывали черновики своих документов или писем, и уж после диктовали их своим рабам-переписчикам («либрариям»). Как сообщает Цицерон, Цезарь имел при себе семь таких либрариев (Pro Sulla, 14).
Писали на таких табличках обычно курсивом, беглым письмом, если, разумеется, владелец их не был школьником, учившимся каллиграфии. Общеизвестные начертания букв латинского алфавита, представленные на эпиграфических памятниках- надписях на бронзе или камне - изменены в курсиве до неузнаваемости. Долгое время европейские ученые вообще не могли прочесть это курсивное письмо. На первый взгляд, оно состояло из отдельных линий, штрихов и дужек, в которых очень трудно было угадать знаки латинского алфавита. Некоторые к тому же были очень похожи друг на друга, хотя обозначали различные буквы.
Впервые в Европе этот курсив прочел Иоганн Массман, издавший тексты восковых табличек римской эпохи, относившихся к 131 -167 гг. нашей эры. Они были найдены в древнеримских золотых рудниках в Трансильвании, близ Абрудбаньи, в конце XVIII - начале XIX века. После нескольких лет работы Массману удалось «дешифровать» курсив, и книгу, посвященную этим табличкам, он выпустил в свет в 1840 г.3 В ней он писал: «Тому, кто принимается читать эти таблички, знаки которых я бы назвал едва различимыми, очертания отдельных букв вначале представляются расплывшимися даже при самом пристальном рассмотрении. Они как бы сливаются между собой, пока продвигающемуся шаг за шагом не блеснут первые

25

учи света из глубокого мрака. Именно это и произошло со мной». Работы Массмана получили мировую известность.
Наиболее значительные находки античных восковых табличек относятся ко второй половине XIX - началу XX века 4. В конце XIX в. голландец Ван Ассендельфт де Конинг подарил Лейденской библиотеке 7 табличек, составлявших целый полиптих. Их приобрел в 1881 г. в Пальмире его брат, офицер голландского флота. Все они были исписаны с обеих сторон, кроме первой, внешняя сторона которой была совершенно гладкой (она играла роль современной обложки). Подобно большинству известных нам табличек, «Ассендельфтские таблички» были вырезаны из бука. Темный оттенок покрывавшего их воска, возможно, объясняется тем, что к нему добавлялась смола - отчего процарапанные буквы становились более заметными. Форма табличек была почти квадратной - 14,5X12 см 5.
Оборот первой таблички содержит стих из поэмы Гесиода «Труды и дни». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами и без сомнения представляет собой пропись, оставленную в этой «школьной тетради» учителем - это образцово выполненное упражнение в каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия - «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». Бабрий действительно был излюбленным школьным автором, что объясняется, прежде всего, нравоучительной тенденцией, которой пронизаны его басни. При сравнении с дошедшими до нашего времени рукописями произведений Бабрия «Ассендельфтские таблички» оказались полны ошибок, пропусков, а иногда и добавлений. Это не должно нас удивлять: перед нами школьная тетрадь и притом не самого лучшего ученика.
В связи с «Ассендельфтскими табличками» уместно вспомнить найденные в 1891 г. в Египте мимы Геронда, писателя III в. до н. э. Эти мимы представляют собой небольшие комические сценки из народной жизни, нарисованные в грубо реалистической, скорее даже натуралистической манере. В миме «Учитель» вдова Метротима приводит к учителю своего отбившегося от рук сына Коттала, горько жалуясь при этом, что сын ее совсем забыл, где находится дверь школы:

А вот доска эта
Что каждый месяц я усердно тру воском 6,
Сироткой бедною лежит себе тихо

26

У ножки ложа - той, что у самой стенки,
Пока в нее, как в страшный Ад, не бросит взора,
И, букв не написав, не сдернет слой воска...

Палеографические соображения позволяют сделать заключение, что время, к которому относятся таблички, близко ко времени жизни самого Бабрия (II век нашей эры). Но совершенно ясно, что «Ассендельфтские таблички» не могут быть отнесены ко времени после 272 года - в этом году Пальмира была уничтожена озверевшими солдатами Аврелиана и перестала существовать как город.
В отделе египтологии Государственного Эрмитажа хранятся две деревянные таблички, изданные в свое время Г. Ф. Церетели7. Величина первой из них - 31X 17,5 см при толщине в 0,7 см. Эта табличка не покрывалась воском, и древнеегипетский школьник писал на ней, смывая написанное, когда в нем миновала надобность. На лицевой стороне двумя разными почерками написаны 20 строк письмом, которое принято называть уставным. Первые пять строк написаны ровным изящным почерком, буквы слегка наклонены вправо. Как отмечает издатель текста, Г. Ф. Церетели, «на всем письме лежит печать твердой и опытной руки»:

Ε ΘΙΖΕΣΕΑΥΤΟΝΥΠΟ ΜΕΝΙΝΟΡΓΑΣΦΙΛΩΝ ||
ΚΑΙΠΑΝΤΑΣΕΞΙΣΣΕΒΟ ΜΕΝΟΥΣΣΕΘΣΘΕΟΝ ||
ΓΟΝΕΙΣ ΤΕΙΜΑ

Затем следуют две строки, по-видимому, написанные ранее и полустертые. Восьмая и последующие строки представляют собой троекратное повторение первых пяти, но уже другой рукой -рукой ученика. Ученик старался воспроизвести письмо учителя, но это ему плохо удавалось: время от времени он сбивается, начинает связывать буквы, они то разъезжаются в разные стороны, то находят одна на другую. К концу упражнения почерк ученика становится все хуже и хуже - видно, что он старался поскорее избавиться от неприятного занятия. Помимо этого, он сделал много орфографических ошибок: так, он три раза вместо сигмы написал омикрон!
Первые четыре строки прописи, которую пришлось повторять ученику, представляют собой двустишие-два ямбических триметра, причем каждый из них отделен знаком - двумя вертикальными штрихами. В таком ритме обычно звучат греческие пословицы, и поговорки, дошедшие до нас в большом

27

количестве. Смысл этого двустишия можно передать по-русски (сохраняя ритм подлинника) следующим образом:

Учись спокойно гнев друзей переносить -
И все как бога будут чтить тебя всегда.

Можно представить себе, по какому поводу мальчугану была задана такая пропись. Возможно, он подрался со своими сверстниками, и учитель решил наказать его, задав ему написать это двустишие несколько раз.
Пятая строка тоже носит нравоучительный характер, и содержит мораль, древнюю как мир. Она гласит:

Почитай родителей!

Вторая табличка покрывалась воском. Размеры ее - 15Х 17,7 см при толщине 0,5 см. Лицевая сторона ее имеет углубление, покрытое тонким слоем побуревшего от времени воска. Ширина края, окружающего углубление, - 1,3 см. В нем имеются отверстия для шнурков или ремешков, которыми эта табличка связывалась с другими.
На этой табличке мы находим шесть строк уставного письма, прекрасно сохранившегося и относящегося к III в. нашей эры:

ΑΠΑΝΤΑΜΕΝΤΑ ΖΩΑΠΙΜΠΛΑΤΕ ΤΡΟΦΗΣ || ΚΕΡΔΟΥΣ
ΔΑΠΛΗΣΤΟΝΕΣΤΙΝ ΤΟΑΝΘΡΩΠΩΝΓΕ ΝΟΣ || ΦΙΛΟΠ[ΟΝΕΙ]

Этот текст также укладывается в два ямбических триметра, отделенных друг от друга тем же знаком - двумя вертикальными штрихами. Двустишие заключает в себе следующую мораль:

Животных просто всех насытить: лишь один
Безмерно жаден до корысти человек.

За двустишием следует обычно встречающееся в греческих «школьных тетрадях» слово:

Старайся!

Приведенный выше текст был также прописью, которую учитель написал для своего ученика, но таблички, где ученик эту пропись повторял, не сохранились.
В 1868 г. Фрёнер издал четыре таблички марсельского музея, где мы также находим прописи учителя, с добавлением слова «старайся!», трижды повторенные учеником. На одной из этих табличек можно увидеть ошибку ученика, исправленную учителем 8.

28

Одна из самых замечательных находок восковых табличек была сделана во время раскопок в Помпеях 3-5 июля 1875 года в богатом доме помпейского финансиста Люция Цецилия Юкунда 9. Над портиком перистиля его дома были открыты остатки сундука, в котором хранились около 127 диптихов и триптихов. Сохранность их оставляла желать лучшего: они были обуглены и крошились в руках. Помимо этого, жар вулканического пепла и падающих камешков расплавил воск во многих табличках и сделал текст, а также оттиски печатей трудно различимыми. Значительную часть их, однако, сумел прочесть и подготовить к печати директор Неаполитанского музея Джулио да Петра. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53-62 гг. нашей эры, и только два -к более раннему времени (15 и 27 гг. н. э.).
Прежде чем перейти к содержанию этих табличек, необходимо сказать несколько слов о характере занятий их владельца. Деятельность его была связана с аукционами, занимавшими особое место в экономической жизни римского общества конца республики и эпохи ранней империи. Лицо, желавшее продать свою собственность - товары, имение, рабов - или же сдать эту собственность в аренду, или, наконец, предлагавшее взять на себя выполнение каких-то работ, обращалось к публике через аукционатора, бравшего на себя, на комиссионных началах, устройство аукциона. Аукционатор брал на себя получение денег от покупателя, и вообще все возникавшие в процессе аукциона споры разрешались между аукционатором и покупателем, а не собственником продаваемого имущества. Последний имел дело только с аукционатором, или, как его еще называли, коактором. Коактор совершал крупные сделки на кредитных началах и поэтому должен был располагать большими суммами.
Большинство восковых табличек, найденных в доме Цецилия Юкунда, представляют собой триптихи - три таблички, связанные шнурком. В отличие от триптихов, которые исследовал Массман, помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (так, что вторая и третья страницы триптиха оказывались закрытыми), и в специальном желобке посредине гладкой четвертой страницы пропускался шнурок (на этой странице, как уже указывалось, никакого текста не

29

писалось, и воском она не покрывалась). Пропущенный в желобке шнурок скреплялся печатями «сигнаторов» - свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву.
Документы, о которых идет здесь речь, представляли собой расписки в выплате и получении денег от коактора Цецилия Юкунда. Текст главного документа, о котором выше шла речь, писался рукой самого Юкунда. На 5-й странице триптиха писался второй документ, имевший меньшее значение, рукой кредитора- это была расписка в получении денег от Цецилия Юкунда, или, как ее называли тогда греческим словом, «хирограф» («собственноручная расписка»). Эта страница оставлялась открытой, так как в тексте хирографа коактор ничего не мог изменить, тогда как в своем тексте, написанном его собственной рукой, он смог бы внести изменения (поэтому он и запечатывался в присутствии свидетелей, ставивших свою подпись).
Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате («перскрипции», по-латыни), которые удостоверяли уплату Л. Цецилием Юкундом денег тому лицу, от имени и по поручению которого устраивался аукцион. Примером такой расписки может служить документ № 25 (по изданию: CIL ν. IV Suppl. Р. I., Tabulae ceratae Pompeis repertae, Berol. 1898). На обрезе триптиха чернилами написано: «Расписка Умбриции Януарии». Надпись на обрезе позволяла легко отыскать требуемую расписку подобно тому, как надпись на корешке переплета современной книги позволяет легко отыскать ее на библиотечной полке. Текст второй и третьей страницы этого хорошо сохранившегося триптиха содержит следующее:

11 0 39 сестерциев
Каковых денег
Соответственно выговоренным
Л. Цецилием Юкундом
По аукциону Умбриции Януарии
За вычетом комиссионных
Получение от Л. Цецилия Юкунда
Подтверждает Умбриция Януария
Совершено в Помпеях, за день до декабрьских ид, в консульство Л. Дувия и П. Клодия.

30

Интересно, что в этом документе перед нами выступает женщина, самостоятельно ведущая свои денежные дела. Умбриция Януария не составляла исключения для Рима того времени. Известно, например, что жена Цицерона, Теренция, питала непреодолимую страсть к наживе и всякого рода финансовым спекуляциям. При этом она прибегала к услугам не очень чистоплотных дельцов и часто терпела значительные убытки. Пытаясь выйти из затруднительного положения, она иногда покушалась на средства своего супруга, который и сам был великим мастером всякого рода спекуляций-имениями, книгами, скульптурами и т. п. В своей переписке Цицерон не раз горько жалуется на свою супругу. В конце концов он с ней развелся.
Точная датировка документа (12 декабря 56 года нашей эры) является обычной для деловых людей того времени. Сам Юкунд был энергичным финансистом, денежным воротилой местного значения (Помпеи были небольшим провинциальным городком Италии). Но если провинциальный делец обладал таким архивом, можно себе представить, какой величины достигали архивы могущественных финансовых тузов столицы.
Портрет Цецилия Юкунда сохранился. Перед нами «полное, несколько обрюзгшее лицо стареющего человека, который много видел и много узнал за свою пеструю, трудную и не простую жизнь... недобрая усмешка, так великолепно переданная художником, была его обычной реакцией на всякое большое чувство и на любую высокую мысль» 10.
Потребности экономической и культурной жизни древнего Рима требовали большого количества восковых табличек, и изготовление их должно было стать важной отраслью ремесла. Сырье и материалы имелись в изобилии - пчеловодство было высоко развитой отраслью сельского хозяйства древней Италии, и леса покрывали тогда еще значительную часть страны: к северу от нее простирались области, где в изобилии встречались буковые рощи.
В создании античной книги восковые таблички играли немаловажную роль. Здесь находил свое воплощение первоначальный замысел автора, набрасывались отдельные части его произведения, над которыми шла затем редакторская работа. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамен.
Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам самого различного характера. Именно таково происхождение многочисленных погрешно-

31

стей в «Естественной истории» Плиния Старшего. Работу Плиния Альфонс Дэн рисует в следующих чертах. Вообразите, пишет Дэн, Плиния Старшего, который после обеда, простого и легкого, на древний манер, расположился под летним солнцем для отдыха. Рядом с ним сидит раб, который читает ему греческого автора. После каждой главы или части текста раб делает паузу, и тогда Плиний обращается к другому рабу, держащему восковые таблички и стиль. Ему Плиний диктует перевод (или пересказ) того греческого текста, который он только что прослушал. При этом он мог вставить в текст заметок и свои замечания, соображения и мысли, дополняя и видоизменяя оригинал. Естественно, что воспринятый со слуха текст мог быть не всегда понят достаточно точно 11.
Дионисий Галикарнасский (De comp. verb. 25) рассказывает, что Платон не расставался с восковыми табличками до самой смерти, продолжая до последнего часа жизни заниматься литературным трудом. Возле его смертного одра были найдены таблички, на одной из которых оказался набросок начала «Государства» («Отправился я вчера в Пирей, в сопровождении Главкона и Аристона...»).
Античную школу, деловой, литературный и научный мир древности нельзя представить без этого по-своему очень удобного орудия письма, портативного и экономного. Восковые таблички продолжали оставаться в обиходе Европы в течение всего раннего Средневековья. Они служили своеобразными записными книжками французских королей еще в XIII и XIV вв.