Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество. Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество их не удается — входящий сигнал перекрывает команды организма

Электрический ток – это упорядоченное движение электрических зарядов. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов (т. е. напряжению на концах участка) и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи.

Характер и глубина воздействия электрического тока на организм человека зависят от силы и рода тока, времени его действия, пути прохождения через тело человека, физического и психического состояния последнего.

Пороговым (ощутимым) является ток около 1 мА. При большем токе человек начинает ощущать неприятные болезненные сокращения мышц, а при токе 12–15 мА уже не в состоянии управлять своей мышечной системой и не может самостоятельно оторваться от источника тока. Такой ток называется не отпускающим. Действие тока свыше 25 мА на мышечные ткани ведет к параличу дыхательных мышц и остановке дыхания. При дальнейшем увеличении тока может наступить фибрилляция (судорожное сокращение) сердца. Ток 100 мА считают смертельным.

Переменный ток более опасен, чем постоянный. Имеет значение то, какими участками тела человек касается токоведущей части. Наиболее опасны те пути, при которых поражается головной или спинной мозг (голова и руки, голова – ноги), сердце и легкие (руки – ноги).

Характерным случаем попадания под напряжение является соприкосновение с одним полюсом или фазой источника тока. Напряжение, действующее при этом на человека, называется напряжением прикосновения. Особенно опасны участки, расположенные на висках, спине, тыльных сторонах рук, голенях, затылке и шее.

Действие электрического тока на организм характеризуется основными поражающими факторами:

1) электрическим ударом, возбуждающим мышцы тела, приводящим к судорогам, остановке дыхания и сердца;

2) электрическими ожогами, возникающими в результате выделения тепла при прохождении тока через тело человека. В зависимости от параметров электрической цепи и состояния человека может возникнуть покраснение кожи, ожог с образованием;

3) пузырей или обугливанием тканей; при расплавлении металла происходит металлизация кожи с проникновением в нее кусочков металла.

Действие тока на организм сводится к :

1) нагреванию;

2) электролизу;

3) механическому воздействию.

Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма.

При термическом действии происходят перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.

Электролитическое действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, изменении состава крови.

При наличии изменений тканей в месте воздействия электрического тока накладывают сухую асептическую повязку на пораженную часть туловища.

Чтобы избежать поражения электрическим током, необходимо все работы с электрическими оборудованием и приборами проводить после отключения их от электрической цепи.

Средства защиты от статического электричества

Постоянное электростатическое поле (ЭСП) – это поле неподвижных зарядов, осуществляющее взаимодействие между ними.

Возникновение зарядов статического электричества происходит при деформации, дроблении (разбрызгивании) веществ, относительном перемещении двух находящихся в контакте тел, слоев жидких и сыпучих материалов, при интенсивном перемешивании, кристаллизации, а также вследствие индукции.

При трении диэлектриков на их поверхности появляются избыточные заряды, на сухих руках накапливаются электрические заряды, создающие потенциал до 500 В. Разность потенциалов между грозовым облаком и Землей достигает огромных значений, измеряемых сотнями миллионов Вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле.

При благоприятных условиях возникает пробой. Заряды имеют свойство в большей степени накапливаться на остриях или телах, близких по форме остриям.

Вблизи этих острей создаются высокие электрические поля. По этой причине молнии попадают в высокие отдельно стоящие объекты (башни, деревья и т. п.), и поэтому человеку опасно находиться на открытом пространстве во время грозы или вблизи отдельных деревьев, металлических предметов.

Наряду с естественными статическими электрическими полями в условиях техносферы и в быту человек подвергается воздействию искусственных статических электрических полей.

Искусственные статические электрические поля обусловлены возрастающим применением для изготовления предметов домашнего обихода:

1) игрушек;

3) одежды;

4) для отделки интерьеров жилых и общественных зданий;

5) для изготовления строительных деталей производственного оборудования;

6) аппаратуры;

7) инструментов;

8) деталей машин различных синтетических полимерных материалов;

9) диэлектрики.

Допустимые уровни напряженности электростатических полей установлены в ГОСТа 12.1.045-84.

Применение средств защиты работающих обязательно в тех случаях, когда фактические уровни напряженности электростатических полей на рабочих местах превышают 60 кВ/м 2 .

При выборе средств защиты от статического электричества должны учитываться особенности технологических процессов, физико-химические свойства обрабатываемого материала, микроклимат помещений и другое, что определяет дифференцированный подход при разработке защитных мероприятий.

Распространенными средствами защиты от статического электричества являются уменьшение генерации электростатических зарядов или их отвод с наэлектризованного материала, что достигается:

1) заземлением металлических и электропроводных элементов оборудования;

2) увеличением поверхностной и объемной проводимости диэлектриков;

3) установкой нейтрализаторов статического электричества.

Заземление проводится независимо от использования других методов защиты.

Виды поражения электрическим током.

Проходя через живой организм эл. ток производит действие:

1. Термическое --в ожогах определённых участков, нагреве кровеносных сосудов, крови, нервов.

2. Электролитическое --разложение крови и других органических жидкостей.

3. Биологическое --раздражение и возбуждение живых тканей организма, что сопровождается непроизвольными судорожными сокращением мышц, в том числе мышц сердца и лёгких.

В результате всего этого могут возникнуть различные нарушения в организме плоть до полной остановки работы сердца и лёгких.

Всё это приводит к двум поражениям: электрическим травмам и электрическим ударам.

Электрическая травма --это чётко выраженное местное повреждение тканей организма, вызванное воздействием эл. тока или дуги. Обычно это поражение кожи, связок и костей. В большинстве случаев эл. травмы излечиваются полностью или частично. В отдельных случаях может наступить смерть.

Различают следующие эл. травмы: эл. ожог, эл. знаки, металлизация кожи и механические повреждения.

Эл. ожог --самая распространённая эл. травма.

Ожоги бывают двух видов: токовый и дуговой.

Токовый ожог-- возникает при прохождении тока через тело при этом наблюдаются ожоги.

Дуговой ожог-- является результатом воздействия на тело эл. дуги, здесь наблюдается высокая температура -- до 3500.

Эл. знаки --метки на теле серого цвета--при прохождении эл. тока.

Металлизация кожи --проникновение в кожу мелких частичек металла, расплавленных эл. дугой.

Эл. удар --это возбуждение живых тканей при прохождении эл. тока. Их бывает четыре по мере тяжести:

Клиническая (мнимая) смерть --переходный период от жизни к смерти, наступающий с момента прекращения работы сердца и лёгких. У человека находящегося в состоянии клинической смерти отсутствуют все признаки жизни. Однако, организм ещё не погиб, продолжаются обменные процессы.

Причина смерти от эл. тока--прекращение работы сердца, лёгких, эл. шок.

Фибриляция --это хаотические быстрые сердечные сокращения.

Сопротивление тела человека при сухой чистой коже--от 3000 до 100 000 ом.

Основные факторы влияющие на исход поражения током.

Величина тока, проходящего через человека является основным фактором, обуславливающим исход поражения. Человек начинает ощущать прохождение переменного тока промышленной частоты (50 гц) величины 0.6-1.5 мА, а пост тока -- 5-7мА это так называемые пороги ощущения токов. Большие токи вызывают у человека судороги.

При 10-15 мА боль становится едва переносимой, а судороги такие что человек не может их преодолеть.

Длительность прохождения тока через тело человека оказывает влияние на исход поражения: чем продолжительнее действие тока, тем больше вероятность тяжелого смертельного поражения.

Путь тока в теле пострадавшего играет существенную роль в исходе поражения. Так если на пути тока жизненно важные органы--сердце, лёгкие, головной мозг, то опасность поражения весьма велика.

Род тока и частота постоянный ток менее опасен чем переменный примерно в четыре раза однако это справедливо до 250-300 в. Увеличение частоты ведет к увеличению опасности.

Основные меры защиты от поражения эл. током являются:

Обеспечение недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением для случайного прикосновения, устранение опасности поражения при появлении напряжений на корпусах, кожухах;

Защитное заземление, зануление, защитное отключение;

Использование низких напряжений;

Применение двойной изоляции.

Классификация помещений по опасности поражения током:

1.Помещения без повышенной опасности --это сухие, бес пыльные помещения с нормальной температурой. Пример : жилые помещения.

2.Помещения с повышенной опасностью :

Сырость, относительная влажность 75%;

Высокая температура более 30 градусов;

Токопроводящая пыль.

Пример : цехи механической обработки, металлические полы, металлические лестницы.

3.Помещения особо опасные :

Сырость 100%;

Химически активная среда.

Защитное заземление.

Преднамеренное соединение с землёй и других конструктивных, металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под напряжением при случайном соединении с токоведущими частями. Задача защитного заземления--устранение опасности поражения тока человека в случае прикосновения к корпусу, оказавшемуся под напряжением.

Область применения защитного заземления трёхфазные сети питания до 1000 в. с изолированной централью.

Принцип действия защитного заземления--снятие напряжения между корпусом, оказавшемся под напряжением, и до безопасного значения. Так разница при защитном заземлении и без по току будет примерно в 150 раз.

Заземляющие устройства --это совокупность заземлителя--металлических проводников.

Заземлители бывают искусственные и естественные.

Заземляющие проводники обычно изготавливаются из листовой стали.

Оборудование подлежащее заземлению--это металлические нетоковедущие металлические части электрооборудования, при этом в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных заземлений установки выше 12 вольт переменного или 110 вольт постоянного тока.

Зануление.

Занулением наз. присоединение к неоднократно заземленному нулевому проводу питающей сети корпусов и других металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением.

Задача зануления та же что и защитного заземления.

Принцип зануления --превращения пробоя на корпус в однофазное короткое замыкание (т.е. замыкание между фазой и нулевым проводом) с целью вызвать большой ток, способный обеспечить срабатывание защиты, т.е. отключить установки от питающей сети. Такой защитой являются: плавкие предохранители, автоматы.

Область применения зануления: трёхфазные четырех проводные сети до 1000 в. с глухо-заземленной нейтралью.

Защитные средства

Защитные средства делятся на три группы: изолирующие, ограждающие, предохранительные.

Изолирующие --обеспечивают изоляцию человека от токоведущих частей, а также от земли. Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства --способны длительное время выдерживать рабочие напряжения (до 1000 в. -- резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками).

Дополнительные изолирующие средства --до 1000 в. диэлектрические калоши, коврики.

Ограждающие средства --временное ограждения--щиты, переносное заземление.

Предохранительные --защитные очки, противогазы, предохранительные пояса.

пораженному эл. током

Т.К. срочное прибытие медиков маловероятно, то каждый работающий с эл. должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Первая помощь при поражении эл. током состоит из двух этапов: освобождение от действия эл. тока и оказание ему медицинской помощи. Поскольку длительное прохождение эл. тока--критерий очень опасный, то очень важно как можно оперативной освободить пострадавшего от воздействию эл. тока. Также надо быстро начать оказывать первую медицинскую помощь и вызвать врача, пусть даже если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

Высвобождение человека от действия эл. тока: отключение--с помощью ближайшего рубильника, если неизвестно где он находится или он далеко расположен, то нужно рубить провода топором с деревянной ручкой (до 1000 в.). Если пострадавший находится на высоте, то при отключении напряжения он может упасть--принанять меры чтобы человек не получил новых травм. Кроме того при отключении напряжения может погаснуть свет. Если одежда сухая то можно попытаться оттащить за неё человека, при этом не касаясь тела. Если напряжение до 1000в. попробовать оттолкнуть пострадавшего от токоведущих частей сухой палкой или наоборот откинуть провода от человека, для этих же целей можно использовать сухую верёвку. Если нельзя ничего предпринять произвести короткое замыкание.

Меры первой помощи

Если пострадавший в сознании, но был в обмороке уложить на подстилку, обеспечить покой и ждать врача. После поражения эл. током нельзя двигаться тем более работать.

Если пострадавший без сознания, но с устойчивым дыханием--уложить, расстегнуть одежду и пояс, привести в сознание--нашатырным спиртом или просто побрызгать водой.

Если пострадавший плохо дышит судорожно, прерывисто, необходимо делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни--надо считать что он находится в состоянии "клиническая смерть" и немедленно приступать к оживлению. И делать это надо до прихода врача т.к. смерть может констатировать только он.

Производство искусственного дыхания

Искусственное дыхание обеспечивает быстрое насыщение крови пострадавшего кислородом. Кроме того искусственное дыхание вызывает рефлекторное возбуждение дыхательного центра головного мозга, что обеспечивает восстановление естественного дыхания.

Наиболее эффективный способ искусственного дыхания "изо рта в рот". В выдыхаемом воздухе достаточно кислорода.

Перед тем как начать делать искусственное дыхание необходимо быстро:

1. освободить пострадавшего от стесняющей одежды--расстегнуть галстук, ворот, брюки.

2. уложить на спину.

3. раскрыть рот, пальцами обследовать полость рта, носовым платком удалить слизь, слюну и др.

4. раскрыть гортань, чтобы обеспечить беспрепятственный проход воздуха в лёгкие. Запрокинуть голову, положить под затылок руку, а второй рукой надавливать на лоб.

По окончании подготовительных операций оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего. При этом он должен охватить своим ртом весь рот пострадавшего и своей щекой зажать ему нос. В 1 минуту следует делать 10-12 вдуваний. при наличии воздуховода вдувание производить через него.

Массаж сердца

Массаж сердца--искусственное ритмичное сжатие сердца пострадавшего, имитирующее его самостоятельное сокращение. При оказании помощи поражённому эл. током проводить непрямой массаж сердца--ритмичное надавливание на грудь, т.е. на переднюю стенку грудной клетки.

Подготовка к массажу сердца проводится одновременно с подготовкой к искусственному дыханию. Оказывающий помощь располагается справа от пострадавшего, наклоняется над ним, определяет положение нижней трети грудины, кладёт ладонь на неё, на неё вторую и ритмично надавливает на грудную клетку. Надавливать надо с частотой 1 раз в секунду. Через 4-6 "ударов сердца" произвести один "вдох". После появления сердцебиения проводить эту операцию в течении 5-10 минут.

Устранение фибриляции сердца с восстановлением работы сердца может быть достигнута путём кратковременного воздействия большого тока на сердце пострадавшего. В результате мощного импульса происходит сокращение всех волокон сердечной мышцы, которые до этого сокращались не ритмично. Дефибрилятор--это, в основном, конденсатор ёмкостью 6 мкФ и рабочим напряжением 6 тыс. в. Разрядный ток 15-20 А, длительностью 10 мк секунд. Это делает только врач.

Не отпускающий ток --10-15мА при 50 гц, 50-60мА для постоянного тока--пороговый не отпускающий ток.

Ток 25-50 мА (50 гц) воздействует на мышцы не только рук, но и туловища, в том числе на мышцы грудной клетки, движение которой сильно затрудняется. Длительное воздействие этого тока может вызвать прекращение дыхания, после чего может наступить смерть от удушья.

Ток от 100 мА до 5 А переменного тока и от 300 мА до 5 А постоянного тока -- через 1-2 секунды фибриляция сердца. При этом прекращается кровообращение, в организме возникает недостаток кислорода, что в свою очередь приводит к прекращению дыхания, т.е. наступает смерть.

Токи более 5А фибриляцию сердца не вызывают. При таких токах происходит немедленная остановка сердца минуя состояние фибриляции. Если действие тока оказалось кратковременным 1--2 секунды и не вызвало повреждений сердца, после отключения тока, как правило сердце самостоятельно продолжает свою деятельность. Переменный ток более опасен, но в пределах от 0 до 50 гц, дальнейшее повышение частоты несмотря на рост тока, проходя через тело человека, сопровождается снижением опасности, которая полностью исчезает при 450-500 Кгц. Но эти токи сохраняют опасность ожогов.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Электричество

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 6
Электричество




Электричество - одно из самых важных открытий человечества. Очень быстро оно стало настолько привычным, что мы его не замечаем. Кто из вас вспомнит, где используется электрический ток?

Электричество обеспечивает нам современное освещение, отопление, водоснабжение, вентиляцию, работу промышленных предприятий, троллейбусов, трамваев, метро, железной дороги, автомобилей, компьютеров, телевизоров, приготовление пищи и многое другое. Одним словом, мы с вами живём в мире электричества.

Вы приходите из школы домой, зажигаете свет, включаете телевизор, разогреваете обед на электрической плите, садитесь за компьютер и не думаете, что при неумелом обращении электрический ток, про который слышали с детства, представляет огромную и даже смертельную опасность.

Прикосновение человека к проводникам, по которым течёт электрический ток, может закончиться электротравмой или электрическим ударом.

Например, на строительной площадке, где электрическая сеть находится под высоким напряжением, человек может случайно схватиться за оголённый провод. При этом между его телом и проводником электротока может образоваться электрическая дуга, температура которой больше 3500 °С. Это может привести к электрическому ожогу. Кроме того, проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, в результате чего происходят разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей.

Многие дети, особенно мальчики, любят наблюдать за сварочными работами. Но при этом не задумываются, что лучи от электрической дуги, если смотреть на них без защитных очков, приводят к воспалению наружных оболочек глаз, которое сопровождается сильной болью, резью в глазах, а иногда временной потерей зрения.

К более тяжёлым и даже трагическим последствиям приводит электрический удар. Например, в подвале или на чердаке дома рядом с распределительными электрическими щитами или около электроподстанций можно случайно, не замечая того, даже на одно мгновение прикоснуться к проводам, оголённым металлическим частям арматуры, находящейся под напряжением. Этого мгновения будет достаточно, чтобы через тело прошёл электрический ток, который вызовет судорожное сокращение мышц (электрический удар). Самым опасным при этом может быть потеря сознания с нарушением сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим - прекращение дыхания и кровообращения, т. е. клиническая смерть.

К таким же последствиям может привести и прикосновение (а в сырую погоду - даже просто приближение менее чем на 5 м) к проводам под напряжением, упавшим на землю.

Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, необходимо выполнять простые правила:

■ не прикасаться к оголённому или плохо изолированно- му проводу;
■ не пользоваться неисправными электроприборами;
■ не трогать включённые электроприборы мокрыми руками;
■ не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов;
■ не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 м) к упавшим на землю проводам, которые могут находиться под напряжением.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В каких случаях может произойти поражение электрическим током?
2. Какие правила надо выполнять, чтобы не получить поражение электрическим током?
3. Какие бытовые электрические приборы есть у вас дома и умеете ли вы ими пользоваться?
4. Помогите родителям заменить перегоревшую электролампочку. Попросите сначала показать, как это надо делать, соблюдая все меры безопасности, а потом сделайте сами.

ЗАДАЧА 7. Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Схватить провод и вырвать его из рук знакомого.
2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует.
3. Отключить электричество в электрическом щитке.
4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки.
5. Вызвать «скорую помощь».
6. Позвать на помощь соседей.

Игра «Пантомима»

Цель : настроить ребят на восприятие новой темы — «Электричество».

Оборудование : нет.

Условия: Учитель просит нескольких ребят изобразить те действия, о которых он будет говорить им на ушко. Весь класс должен отгадать, что учитель загадал.

Варианты заданий : Глажу белье. Смотрю телевизор. Сушу волосы феном. Играю на компьютере. Разогреваю еду в микроволновой печи. Включаю электрочайник.

После успешного разгадывания учитель обращается к ребятам с просьбой вспомнить все пантомимы и подумать, что их все объединяет. Дети сами называют новую тему урока.

Загадки

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода. (Самовар)

Хлеб в меня ты положи

И сухарик получи. (Тостер)

Костлявая птица

В гнезде суетится,

Крыльями бьет,

Снует взад-вперед,

Гнездо, как чаша,

А в чаше каша. (Миксер)

Умный друг,

Сам без рук.

А чужими пользуется. (Компьютер)

Если жарко, меня включай -

Станет прохладно, ты так и знай. (Вентилятор)

Волшебный ящик посмотри,

В нем реки и озера,

Растения и горы.

Он обо всем расскажет,

Весь мир тебе покажет. (Телевизор)

На одной стою ноге

Я в квартире, в уголке.

Если вдруг тебе темно,

Включай меня - будет светло. (Торшер)

Для проверки знаний по изученной теме «Электричество» подойдет проверочная игра.

Игра «Крестики-нолики»

Цель : проверить знания по теме.

Оборудование: ряд чисел 12345678910, написанных на доске.

Условия : Учитель просит ребят записать такой же ряд себе в тетрадь, поясняя, что сейчас он будет произносить истинные и ложные высказывания по изученному материалу. Дети будут свое отношение к сказанному определять двумя знаками: «о» - если не согласны с учителем, «х» - если согласны с ним. Знак следует ставить под номером высказывания.

Примерные высказывания:

Нельзя прикасаться к оголенному проводу голыми руками.

Можно сырыми руками потрогать включенный электроприбор.

При попадании оборванного электропровода на человека вы ему сможете помочь, убрав провод деревянной палкой или резиновыми перчатками.

Проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, что, в свою очередь, повлечет другие болезненные явления.

На сварочные работы можно смотреть без защитных очков.

Пользоваться неисправными электроприборами - опасно.

В сухую погоду можно поиграть вблизи электроподстанций и электрощитов.

Меняя перегоревшую лампочку, надо отключить электропитание в квартире.

В сырую погоду оборванный электропровод безопасен на расстоянии 5 м.

От удара электротоком самая трагическая ситуация - это клиническая смерть.

В результате ответов на вопросы у детей в тетради появляется вот такая запись:

Игра «Чайнворд»

Цель: проверить знание детьми электроприборов.

Оборудование: написанные на доске по порядку одиннадцать чисел, под каждым из которых указано количество букв в слове-отгадке.

Условие: Учитель поясняет, что сейчас он будет загадывать детям загадки (всего их одиннадцать). Отгадки они должны записать в тетрадь. Помогут им числа на доске, которые указывают на количество букв в слове-отгадке, а также принцип чайнворда, где каждое новое слово начинается на ту букву, которой закончилось предыдущее слово.

Друг от друга тянут сами

2. Светит ночью еле-еле

Возле маминой постели. (Ночник)

3. Печатная машинка с монитором. (Компьютер)

4. Запомни, милый мальчик,

Не суй в... пальчик. (розетку)

5. Плывет по морю электроход,

То назад, то вперед. (Утюг)

6. Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)

7. Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок.

Никого он не бьет,

Зато все взобьет. (Миксер)

8. Вот волшебный сундучок,

Его не тронешь - он молчок,

Но стоит ручку повернуть,

Он будет петь и говорить. (Радиоприемник)

9. В пору зимних холодин Обогреет вас... (камин).

10. Пыль собирает пылесос,

Надует колесо... (насос).

11. На стене меня повесь

И светлее будет здесь. (Светильник)

Домашнее задание по теме

Подготовь доклад об открытии электрического тока.

Нарисуй знаки, которых нет, но они очень нужны для предупреждения об опасности работы с электричеством.

Придумай и нарисуй ребусы об электроприборах.

Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области

Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»

Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

Тема: «Осторожно - электричество!»

Цели урока:

1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План проведения урока:

    О чем пойдет речь?

    Электрический ток: друг или враг?

    Какой он бывает?

    Как поражает человека?

    Как этого избежать?

    Как не пострадать во время грозы?

    Кто они - удивительные и опасные животные?

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.

Ход урока:

    Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

    Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

    Актуализация знаний учащихся

    Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

    Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

    Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

    Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

    Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

    Изучение нового материала.

    Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

    Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

    Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

    Обобщение и систематизация знаний учащихся.

    Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

    Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

    Решение проблемной ситуации.

Чтение стихотворения:

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

Посторонние вещицы

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

    Проверка изученного материала.

    Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

Вопросы к кроссворду:

    Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

    Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

    Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

    Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

    Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

    Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

    Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

    Выставление оценок за урок.

    Итог урока.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

    Домашнее задание

    Нарисовать правило по электробезопасности.

    Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

    Рефлексия

Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)

Библиографический список

    Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

    Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

    Сайт ОАО «Алтайэнерго».

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.