Оформление домашнего иконостаса. Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Не систематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказывать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Вот откуда берет свое обязательство ко всему живому, даже если оно слабое и непривлекательное. В каждом человеческом лице мы видим славу Бога в зеркале. В Воплощении мы обнаруживаем абсолютную ценность человека. Человек абсолютен, потому что Бог не принял человека легкомысленно. Их проблемы, их проблемы, их стремление к исполнению восприняли их абсолютно серьезно. Бог стал человеком, потому что у него было время для человека. Каждый человек заслужил наказание Иисуса и высшую ценность его крови. Высшая ценность каждого человека становится более очевидной, чем больше мы опускаемся на социальный масштаб.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
Дом мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме озвучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшуму), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Встреча с последними, служба для нуждающихся, - это не просто вариант, который мы можем или не можем сделать. Наши отношения с Богом выполняются на самом деле и обязательно посредством исторических посредников. Хуан настаивает, что никто не видел Бога. У него нет прямого телефона. Единственная гарантия, что наше общение с Богом является текучим, зависит от степени любви и способности доставки, которую мы достигаем, будет запечатлевать наши человеческие отношения.

Мы привыкли размышлять, размышлять, обдумывать и читать. Мы движемся в галактике ясных и разных идей, во вселенной света, но мы мало используем видение, созерцание религиозных. Бывают дни, когда мы не для кого-либо, в которых нам трудно размышлять, продвигаться в последовательном рациональном дискурсе. Во многих случаях даже Слово не может сломать толстый слой льда нашей усталости или нашей духовной сонливости. Может быть, тогда, когда мы не можем или не хотим задумываться, мы все еще можем видеть.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы, называли “передний угол”, “красный угол”, “святой угол”, “божница”, “киот” или “кивот”.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, несмешиваюющееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Мы то, что видим, так же, как и мы, что мы едим. Они всегда загружаются контентом, сообщениями, стимулами. Образ, который мы выбираем, рано или поздно повлияет на нас. Это не то же самое, что выбрать пациента, потребляемого терминалом, чем тело-данон-супер-охлаждение. То, что мы видим, ставит нас по-другому перед жизнью. Есть изображения, которые прилипают к душе и заставляют человека совершать бесконечный исход. Франсиско де Асис, Хуан де Диос и многие Учредители.

Итак, где лучше всего разместить иконы?

Предложение состоит в том, что в этом месяце отступление будет менее рефлексивным и более созерцательным. Давайте посвятим больше времени, чтобы увидеть. Видеть Его, видеть Его в Нем и видеть Его в Нем. Чтобы правильно видеть, нужно начинать с шоковой терапии, определенного отторжения от лишних стимулов. Если это еще не сделано, было бы неплохо, по крайней мере, один день, чтобы припарковать телевизор. Не потому, что он дьявол на дому, а потому, что он немного очищает нашу восприимчивую способность. Даже поститься от других, от еды мало, было бы настоятельно рекомендовано. Чтобы научиться видеть лицо Христа в больном, голодном, маргинальном, страдании, нам нужно немного приблизиться. Если мы не знаем на мгновение, что значит быть голодным, жалеть голодных не перестает быть лицемерным. Первое, что мы видим, это то, что лицо Христа описывается в разгар разрушения. Он появляется, так сказать, из руин. Не зря русские люди крестили этот образ с именем Строителя мира. Давайте посмотрим, не больше. Пусть лицо Христа также выйдет из глубины нашего собственного смятения. Нам, вероятно, нужно найти мир. Давайте дадим его тому, кто знает путь, ведущий к миру. Пусть созерцание Спасителя очистит в глубинах наших сердец его образ, запятнанный виной. Чем больше мы смотрим, мы обнаружим небольшое движение в бюсте Христа. Его плечи и верхняя часть окрашены под углом, а лицо смотрит на нас спереди. Кажется, что Христос в пути, и вдруг что-то привлекло его внимание, и он поворачивается, чтобы посмотреть на нас. Взгляд Христа, как и его слово, пробивает нас, проникает в глубины нашего существа и исследует глубочайшие глубины сердца. Его взгляд показывает нашу ложную безопасность, трусость и слабость, с которой мы живем, наш грех. Пусть ваши глаза откроют нам наши страдания и что ваше мягкое прикрытие закрывает раны, которые мы таскаем. Глядя на икону Спасителя, мы обнаруживаем глубоко близкого и дорогого Бога. Безмятежность лица и внешнего вида, странная красота, которая расширяется, говорит нам то, что не принадлежит этому миру. Мы рассматриваем Бога перед лицом человека. Старые запреты более недействительны. Мы можем видеть Бога и оставаться в живых. Было очень желательно идентифицировать особенно с бедными, с последними, с больными, одинокими и унылыми. Что мы делаем с маленькими, мы делаем со Христом. Это викари Христа на нашей земле, его самое близкое лицо, его самое провокационное присутствие. Давайте рассмотрим историю нашего времени. Давайте оспариваем ее. Мы можем обнаружить расстояние, беззаботность. Дело не только в том, чтобы делать что-то. Давайте откроем горизонт молитвы, аффективную близость, самую солидную сострадание. Иисус, с его сладкого и строгого лица, постоянно задает нам вопрос: что вы сделали со своим соседом? Где твой брат? В какое время это занимает вас? Они также могли бы поставить точку в ситуациях Ретиро, которые блокируют нас, и которые не всегда могут быть решены с помощью диалога, каким бы откровенным это ни было. Возможно, если мы рассмотрим их с точки зрения Иисуса и в контексте других, гораздо более серьезных проблем, они обретут свое истинное облегчение и их наиболее подходящую перспективу. Центральная дверь с двумя листьями называется святой дверью, и запрещено, чтобы кто-либо, кто не был священником, входил в нее. Справа находится южная дверь, также называемая диакональной дверью, а слева - северная дверь. Говорят, что каждый из этих людей отличается от других, сознателен и что они одинаковы, и говорят, что они одинаковы. Это определение идет гораздо дальше, потому что, согласно православной Троице, три человека действительно не люди, как мы могли бы думать о человеке. Мы обычно думаем о человеке как о личности, но это не то, что подразумевается под словом в Православной Троице. Пропагандисты этой доктрины говорят, что слово действительно неадекватно применительно к Богу, потому что нет другой идеи, выраженной словом, которое похоже на то значение, которое человек хочет дать, когда оно относится к Богу. Это название, что ранняя христианская церковь привела к Мэри в Совете Эфеса 431 в отношении ее божественного материнства. Определение догмы: титул был торжественно предоставлен Марии в Совете Эфеса 431 года, когда была провозглашена христологическая догма. Православные святые Николас Торрес Хуан Камило Роа Православные святые показывают все торжества, которые отмечают православные. Январь Наша Церковь празднует праздник Крещения Господня 6 января каждого года; Вода распределяется и распределяется среди прихожан, чтобы благословлять дома и места труда1. Обрезание во плоти нашего Господа, Бога и Спасителя Иисуса Христа. Празднование нашего отца, среди святых, Василия Великого, архиепископа Кесарийского в Каппадокии. Подготовка к празднику Крещения Господня, Отца нашего Святаго, Сильвестра, Римского папы. Смерть нашего преподобного отца Серафина де Сорова. 2-5 Воскресенье перед Богоявлением. 3 Второй день подготовки. Святой Пророк Малахия и Святой мученик Гордио. 4 Третий день подготовки. Память о 70 учениках Господа нашего. Наш Преподобный Отец Феоктит, Аббат Кукума. Четвертый день подготовки. Святые мученики Теопемпто и Теона. Наша преподобная супружеская мама. Празднование пророка, предшественника и баптиста, Сан-Хуан. 8 Третий день праздника Крещения. Наш преподобный отец Хорхе Йозебита, аскетичный. Наша преподобная доминиканская мать Наш Преподобный Отец Григорий, Печерский монастырь. 9 Четвертый день праздника Крещения. На центральной оси расположены три горизонтальные поперечины. Верхняя горизонтальная перемычка напоминает планшет с надписью «Иисус Назарено, Царь Иудейский». Написанный на трех языках - греческом, латинском и иврите - он был поставлен на кресте Христа по приказу Понтия Пилата. Это римский обычай писать вину обвиняемого в этих таблицах. Нижняя горизонтальная перемычка предназначена для ног Распятого. Один из его концов слегка поднят: он показывает рай, к которому пошел Великий вор, распятый со Христом. Православная Церковь. Эфиопская православная унитарная церковь является автокефальной коптской восточной церковью, то есть имеет своего патриарха. Внутри христианских церквей самые близкие и связанные с еврейскими традициями и религией. В нем около 45 миллионов верующих. Также в эту дату началась торговля между русскими и греками. Русская Православная Церковь в ее начале была зависима от Константинопольского Константинопольского Патриархата. Епископы города Киева получили посвящение от Вселенского Патриарха; Все они были греками. Первым русским епископом по имени Киевский был Иларио. Первые христиане в Египте были в основном евреями из Александрии, как Феофил, которому Лука руководил главой Коптской православной церкви, более известной как коптская церковь, была основана в Египте, ее Евангелие. Его название происходит от вступительного в 1-м веке. Таким образом, коптское слово означает «египтянин». Слово «православный»  Первыми христианами в Египте были в основном евреи Александрии, как Феофил, которому Люк руководит вводной главой своего Евангелия на Западе, храмы были построены на растении латинского креста, вытянуты, что создает динамическое пространство, вытянутое на оси, наклоненное к месту, которое на алтаре является Евхаристическим видом. Это движение формируется рядами, которые напоминают процессию, которая привлекает того, кто входит в церковь. В западной части Римской империи развивалось активное социальное христианство, и этот факт обусловил выбор архитектурных форм. Взлёт башни и готические колокольни, словно пытаясь поднять небо. Форма вершины, как венчание базилики, полностью заменяет купол на Востоке. Характеристика Определение Коптская церковь Коптская церковь имеет своего православного самого правильного Папы. общеизвестная Энглоба в множестве коптской церкви, старые церкви были основаны в восточных, которые были в Египте в первом веке. Они отделены от Церкви. Его имя происходит от примитивного из-за греческого слова «Совет Халкидона». Коптская церковь также арабская. владеет двумя патриархами; Патриарха Эфиопии и Патриарха Эритреи.

  • Мы живем полными образов.
  • Каждый день на нас падает ливень визуальных стимулов.
  • Прежде всего, стимулы должны быть уменьшены как можно больше.
  • Часовня председательствует над иконой Христа.
  • Предпочтительно, икона Спасителя Свенгорода, Андрея Рублева.
  • Напечатайте историю этого значка.
  • Есть только лицо и что-то вроде бюста Христа.
  • Остальная часть изображения исчезла.
  • Было бы даже неплохо сделать своего рода иконостас с прессой.
  • Над ними была бы икона Спасителя.
  • Иисус за свое Воплощение не просто стал человеком.
  • Эта стена отделяет святилище от центральной части храма.
  • В иконостасе есть три двери.
  • Он учит, что есть существо, называемое Богом, состоящее из трех человек.
Газета «Россия Сегодня», которая распространяется по всему миру, дала своим читателям карту с русскими секретами, которые скрывают город и Буэнос-Айрес.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы:

  • Какие иконы необходимо иметь в доме?

  • Как правильно их разместить?

  • Можно ли использовать репродукции с икон?

  • Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Г де разместить иконы?

В свободном и доступном месте.
Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт.2, 8).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери: В таком случае моно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминуты, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т.п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате.

Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного.

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшение икон

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданые приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на “доску негниющю” и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался “холщовым” ли “полотняным Спасом”, а в некоторых местах этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца. Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господняв Иерусалим возле икон помещали веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения. В День Святой Троицы, или Пятидесятницы, принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например, “Явление Христа народу” Александра Иванова или “Сикстинская мадонна” Рафаэля – это не каноническая икона.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии, конечно, нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой и образной форме повествовали о предметах серьезных.



«Сборник молитв на всякую потребу с подарками»

Вы можете стать обладателем этого уникального творения, который откроет вам двери в счастье.

О церковных календарях и репродукциях

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные подделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукция канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Что делать со старыми календарями с иконами?

Можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими? Ответ однозначный: да.

Но сначала необходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освящения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащим восстановлению, т.е. сжечь.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа “Умиление” и “Одигитрия”.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например, Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери “Знамение”, то хорошо иметь в доме именно эти иконы, так же как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепискому Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божией можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евагелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю, стоит обратиться за советом.

Как разместить иконы, в какой последовательности?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
Например, если иконы развешены бессистемно, нессиметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Как правильно относиться к иконе

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне. Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения младенца подносили к иконе и священник или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами. Известное выражение “разошелся, хоть святых выноси” – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона – это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия, как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трулльского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: “Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…”

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: “Благодарим Теб, Христе, Боже наш…”.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон,а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Как устроить домашний иконостас?

– Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты или место в каждой комнате. По древнерусской традиции избирался передний угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом, так называемом «красном углу» и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне, главное – создать своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится справа от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.


Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:

1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;



2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;

3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;

4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;

5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;

6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;

7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;

8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;

9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);

10) их русских святых очень часто в семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;

12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;

13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;

14) иконостас надо увенчать крестом;

15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;

16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;

18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.

Помните, что:

1) икона Иоанна Сочавского Чудотворца для молитвы об оказании помощи в торговле и бизнесе);

2) икона Иоанна Воина убережет от воровства;

3) икона "Неопалимая Купина" сохранит от пожара;

4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;

5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.

Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Икона – это святыня, которая служит для сосредоточения ума в молитвенном общении с Богом, с Божией Матерью, со святыми ангелами и угодниками Божиими. Поэтому иконы не должны приобретаться для украшения интерьера или для коллекции.



Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма, или святцы – икона с изображением святых, празднуемых в текущий месяц.

Как правильно прикладываться к иконам?

– К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней.

После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.


Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, но если при этом не иметь веры в действительную силу животворящей Божией благодати, то ничего от этого не получить. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа и получить исцеление от телесных и душевных недугов.

Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

– Можно приложиться один раз.



Какие слова, молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.


Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

– Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов. Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.



Как поступать с найденными иконами?

– Люди, подверженные суевериям, усматривают какую-то мистику в найденных и подаренных иконах и испытывают перед ними панический страх. Кому-то кажется, что на икону наколдовали и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Перечень суеверий бесконечен.


В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество сказаний о чудесных явлениях различных икон Божией Матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история говорит об этом. Но эти иконы с благоговением и с молитвой приносились в храм, а на месте их явления строились храмы и часовни. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы надо освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Не стоит искать зло там, где его нет.




Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.
Источник