Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Козелец. Храм Рождества Пресвятой Богородицы Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь



Церкви и храмы Козелецкого района

Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь

Монастырь находится на правом берегу р.Остер между Козельцом и с.Данивкой на небольшом возвышении. Благодаря изысканному силуэту собора с тремя барочными куполами монастырский комплекс доминирует в панорамах долины р.Остер на многие километры.

Собор Рождества Богородицы и колокольня

Каменный собор с колокольней расположены в историческом центре города Козелец, на главной улице вблизи центральной площади. Оба сооружения являются главными градостроительными доминантами, царящие в застройке и окружающем ландшафте. Сейчас непосредственным окружением этих памятников является городской парк, в котором расположен дом полковой канцелярии. Неподалеку стоит Николаевская церковь.

Пятикупольный собор построен в 1752 - 1763 гг. по проекту и под наблюдением архитектора А.Квасова с участием киевского архитектора И.Григоровича-Барского, который декорировал фасады и интерьер, по заказу графини Натальи Демьяновны Разумовской, матери братьев Алексея и Кирилла Разумовских. Строительство велось на средства семьи Разумовских под контролем гетмана К.Розумовского. Колокольня построена в 1766-1770 гг. по проекту А.Квасова архитектором С.Кариным, тоже на средства Разумовских.

Собор претерпел некоторые изменения и перестройки: в конце XVIII в. открытые веранды перед тремя порталами надстроен и превращен в аркадные ротонды, покрытые палаточными крышами пластических форм. В XIX в. изменены формы бань. Двухъярусная барочное венчания колокольни после пожара 1848 заменено сферическим куполом со шпилем.

В интерьере царит большой (на всю ширину собора) четырехъярусный иконостас в стиле рококо, выполненный по проекту архитектора В.Растрелли. Все детали вырезаны из липового дерева, основной фон был темно-синий, на нем выделялся позолоченный резной орнамент. Иконы выполнялись местными мастерами под руководством известного художника, придворного художника К. Разумовского Г.Стеценко (1710-1781 гг.).

Колокольня стоит отдельно от собора в пределах его ограждения, раньше была надвратной. Она четырехъярусная, с глубоким подвалом. Имеет общую высоту до креста 50 м. Решена в стилевых формах барокко. В плане - квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Архитектура ордерная: нижний этаж украшен рустом, верхние - краеугольными пучками колонн вдоль арочных проемов колокола: тосканского ордера - на втором ярусе, ионического - на третьем, коринфского - на четвертом.

Козелецкая колокольня принадлежит к небольшой типологической группы так называемых больших колоколен Левобережья, которые были возведены в 1770-х гг. и объединяют два основных типа колоколен, известных в XVIII в. в Украине - ордерных (тип Большой лаврской колокольни в Киеве) и ярусных Четвериков. До этого редкого типа относятся, кроме колокольни собора Рождества Богородицы в Козельце, еще колокольни черниговского Троицкого и переяславского вознесенского монастырей.

Оба сооружения подверглись разрушениям во время второй мировой войны. Собор реставрирован в 1946 г. и в течение 1961 -1982 гг., Колокольня - в 1961-1970 гг. Реставрация соборного иконостаса проводилась в течение 1980-1990-х гг. Часть икон утрачена. Сейчас собор и колокольня являются памятниками архитектуры национального значения.

Построена в 1866–1874 гг. Возведена из кирпича, пятикупольная, четыре боковых купола декоративные, крестовая в плане, с ризалитами на южном и северном фасадах и двумя апсидами по оси восток–запад. Гладкие оштукатуренные стены увенчаны профилированным карнизом. Вытянутые по вертикали оконные и дверные проемы с полуциркульными перемычками обрамлены плоскими наличниками. Интерьер имеет ярко выраженное крестово-купольное пространственное решение. Центральная глава с восемью световыми проемами в восьмигранном барабане увенчана декоративной главкой. Внутренние углы восьмерика барабана в интерьере скруглены.

Барабан центральной главы опирается на подпружные арки, перекрыт куполом. На парусах – живопись на металлических листах, в простенках барабана также масляная живопись.

Своды над всеми частями памятника кирпичные, над восточной и западной ветвями – полуциркульный – сочетается с сомкнутым сводом, над северной и южной – полуциркульные, над угловыми камерами – сомкнутые своды, главы камер – квадратные в плане со срезанными углами – воспринимаются как верхний ярус угловых башен.

Реставрационные работы, начатые в 1975 г., предусматривают полное восстановление памятника в первоначальных формах. Реставрация завершается.

Памятник представляет редкий пример своеобразной трактовки традиционного для Левобережья Украины XVII–XVIII вв. крестового пятикупольного храма в период «историзма».

В настоящее время в церкви находится Музей истории ткачества Черниговщины.

Каменная крещатая однокупольное церковь стоит в историческом центре города Козелец на берегу р.Остер неподалеку от собора Рождества Богородицы. Местоположение храма фиксирует южную границу Козелецкой крепости XVII-XVIII вв. Благодаря расположению над поймой и высоком ярусном верху храм является важной градостроительной доминантой.

Построена в 1781-1784 гг. вместо деревянной церкви по заказу и на средства священника Кирилла Тарах-Тарловского по прозвищу Дикий Поп, который, по преданию, обвенчал в Козельце российскую императрицу Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским.

Несмотря на ремонты, в частности в 1811 г., памятник хорошо сохранила свои первоначальные архитектурные формы в стилистике позднего барокко за исключением бани, завершение которой в 1811 г. было заменено сферическим куполом. В течение 1981 - 1989 гг. проведены реставрационные работы, при которых восстановлено утраченное завершение бани.

В интерьере единство внутреннего пространства достигнуто с помощью высоких арок, которые объединяют все пространственные участки и подчиняют их высокому, щедро освещенному куполу. Западная и восточная основа перекрыты цилиндрическими сводами, южная и северная - неполными сомкнутыми, дъяконник и жертвенник - сложными конховыми сводами, переходящими в цилиндрические, апсида и контрапсида - конхами.

Николаевская церковь в Козельце - типологически уникальный, высокохудожественный памятник завершающей стадии развития стиля барокко в архитектуре Украины.

Юрьева божница (Михайловская церковь) - памятник древнерусского зодчества XI в., Расположена при въезде в город с юга на высоком холме. "Юрьевой" она была названа в честь своего благоукрасителя Юрия Долгорукого, именно он украсил свою придворную церковь фресками подобными фрескам Софии Киевской.

Храм был построен как церковь княжеского замка по указу Владимира Мономаха в 1098 году, а в XII веке по желанию Юрия Долгорукого его украсили фресковой росписью. Свое название «Юрьева божница» церковь получила по имени князя Юрия Долгорукого, которому в свое время принадлежал Остер.

Остерская Михайловская церковь в ходе истории неоднократно подвергалась разрушениям. Сначала, в 1152 году она пострадала от рук князя Изяслава Мстиславича, который сжег город. Была восстановлена сыном Юрия Долгорукого Всеволодом Юрьевичем в 1195 году. Следующий раз Юрьева божница была разрушена во время набега татаро-монголов в 1240 году.

Служба в церкви не проводилась вплоть до 17 века. В 1695 году церковь вновь восстановили и даже устроили дополнительный алтарь во имя Святой Троицы на хорах. В 1753 году во время грозы в храм ударила молния, в результате чего сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к реке. В конце XVIII-начале XIX в. большая часть объема здания была разобрана в связи с аварийным состоянием, сохранилась лишь алтарная часть (апсида и часть юго-восточной стены).

Реставрационные работы по проекту архитектора П. П. Покрышкина были проведены только в 1907 году по проекту архитектора П. П. Покрышкина. В 1924 и 1950 гг были проведены работы по консервации. В 1977-80 гг инициировали консервацию останков и реставрацию фресковой росписи XII в., Остатки которой сохранились в интерьере апсиды. (Художник В. И. Бабюк). Копия фрески «Евхаристия» хранится в Софийском заповеднике

г. Остер

Известие о закладке деревянной Воскресенской церкви датируется 1790 г. Каменный храм был построен в 1845 году за счет братьев-купцов Ильи и Павла Цилюриков. В церкви даже есть два дополнительных алтаря: Ильи, а также Петра и Павла. Один из основателей храма похоронен у стен Воскресенской церкви.

Основой храма является распространенный в то время однобанный тип крестообразного строения в стиле позднего классицизма. Для него характерен вытянутый зал и пристроенная колокольня. Большой полусферический купол лежит на высоком барабане, украшением храма являются четырехколонные портики с южной и северной стороны здания. Трехъярусная колокольня была возведена несколько позже храма и имеет выраженные барокковые черты.

Иконостас был устроен купцами в 1857 году. В конце 80-х годов прошлого века в храме проводились исследования, в ходе которых здесь были обнаружены десятки икон, которые считаются памятниками искусства. Среди них образ св. Варвары (авторы Василий Левченко и его супруга Анастасия), святителя Николая, архангела Михаила, а так же иконы в иконостасе.

г. Остер

Каменная однокупольное церковь тетраконхового типа стоит в равнинной местности на невысоком холме в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Хорошо просматривается с автомобильной трассы Киев-Чернигов.

Построена по заказу и на средства графа Алексея Разумовского над могилой своего отца - казака Григория Розума по проекту архитектора А.Квасова. Строительство началось в 1755 г., Освящен храм в 1760 г. В 1865 г. по проекту черниговского архитектора А.Куцевича пристроен западный притвор с колокольней, при этом разобрана западная конха. В храме в 1760 г. был установлен четырехъярусный иконостас в стиле рококо. В нем были иконы, выполненные художником А.Воскобойниковым (иконостас не сохранился). В 1913 - 1914 гг. по приглашению потомка основателя князя А.Розумовского над реставрацией иконостаса и живописи в интерьере работали выдающиеся украинские художники Михаил Бойчук, его жена София Налепинская-Бойчук и Тимофей брат Бойчука. Реставрация не была завершена из-за начала первой мировой войны. В 1974-1982 гг. памятник отреставрирован (архитекторы И.Иваненко, Н.Селиванова, В.Трегубов).

Трехсвятительская церковь в Лемешах является самым первым и самым выдающимся представителем храмов тетраконхового типа в Украине. В стилистическом отношении знаменует переход от барокко к классицизму.

с.Лемеши.

Построены в 1782–1796 гг. Памятник сохранился в первоначальных объемах. Церковь выполнена в формах зрелого классицизма, из кирпича, крестообразная в плане, с закругленной алтарной частью и угловыми камерами по высоте, равными основному объему, благодаря чему по внешнему абрису представляется кубической с небольшими ризалитами по центру каждого фасада, отвечающими ветвям крестового плана. Каждый ризалит обработан монументальным, усложненной формы портиком с фронтоном на четырех спаренных невысоких колоннах дорического ордера, поддерживающих арку с завершающим стену треугольным фронтоном. К западному порталу ведет широкая лестница. Сооружение одноглавое, завершается куполом на цилиндрическом барабане, угловые помещения – декоративными главками, выполненными из металла. В северной и южной угловых камерах устроены деревянные лестницы, ведущие на хоры.

Стены рустованы (угловые объемы), декорированы нишами различной конфигурации, оконные проемы обрамлены гладкими наличниками с замками. Сохранились в окнах металлические решетки.

Ведущая роль в интерьере отведена хорошо освещенному подкупольному пространству. Подпружные арки, опирающиеся на четыре пилона и паруса, несут световой барабан, перекрытый купольным сводом. Подбарабанное кольцо имеет масляную роспись, близкую по характеру иллюзорной живописи, распространенной на рубеже XIX в.

Памятник представляет интерес как прекрасный пример архитектуры классицизма конца XVIII в., профессионально решенной в хороших пропорциях и гармоничном сочетании элементов.

с. Петровское

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - православный собор в Козельце Черниговской области, видный архитектурный памятник в стиле, совмещающем признаки украинского и елизаветинского барокко. Сооружён в 1752-1763 годах по заказу Натальи Демьяновны Разумовской («Разумихи»), матери Алексея и Кирилла Разумовских. Архитекторами храма стали Андрей Квасов и Иван Григорович-Барский.

Каменный крестовый собор имеет внутри четыре опорных столба, которые несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали как в древнерусских храмах. В первом ярусе двухэтажного храма находится усыпальница Разумовских. На второй ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII века, созданный, по местному преданию, при участии архитектора Бартоломео Растрелли. Рядом с храмом находится четырёхярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны в храме немцами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Реставрирован в 1961-1982 годах.

Главный храм Козельца условно разделен на две части - верхнюю и нижнюю церкви, каждая из которых имеет равнозначную святость.

Верхняя часть собора - центральная, названная в честь Рождества Божьей Матери. Имя Рождества Божьей Матери носит и центральный придел этой церкви.

В пределе святых апостолов, по правую сторону от Царских врат, находится икона святых апостолов Петра и Павла. Написал этот образ и подарил его собору местный художник Юрий Григорьевич Прилипко.

Левый придел собора назван в честь пророка Захария и праведной Елизаветы, родителей святого Иоанна Предтечи. Праведное супружество жило за Божьими завещаниями. Оно страдало от бесплодия, которое в те времена считалось большой карой Божьей.

Ныне в соборе Рождества Богородицы воскрешено и освящено четыре престола, на которых совершается служба Божья: центральный -в честь Рождества Матери Божьей; правый - в честь апостолов Петра и Павла; левый - во имя святых пророка Захарии и праведной Елизаветы; в нижней церкви - в честь святых мучеников Адриана и Наталии.

До 1934 года в соборе находилась чудотворная Иверская икона. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и ограбили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году Матерь Божья благословила протоиерея, благочинного Козелецкого округа поехать к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, приложил его со слезами к чудотворному и привёз на Козелецькую землю.


Сооружён по заказу Н. Д. Разумовской (Разумихи, матери О. и К. Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским в стиле барокко. Реставрирован в 1961-82 гг. Каменный, крестовый, внутри четыре опорных столба несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. Собор двухэтажный. На первом ярусе церковь Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. На 2-й ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца(?) с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII в., созданный, как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Рядом четырёхярусная колокольня. (по статье из энциклопедического справочника "Черниговщина") Существует поверье, что если забраться на самый верх колокольни, то в очень ясный день можно рассмотреть, как блестят золотые купола Киево-Печерской Свято-Успенской лавры, а в противоположной стороне - купола Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

В 1752-63 гг. в городке Козелец по заказу Натальи Демьяновны Разумовской - матери Алексея и Кирилла Разумовских, возводится грандиозный храм пышной, поистине дворцовой архитектуры. Был у неё свой придворный прфессионал-художник Григорий Стеценко, который писал портреты и расписывал Козелецкий собор. По великолепию и красоте архитектуры собор Рождества Богородицы в Козельце действительно может быть поставлен в ряд лучших архитектурных творений в Российской Империи середины 18 века. В плане здание представляет крест, что является очень удобным приемом для создания симметричной, уравновешенной композиции. Именно этим и отличалась украинская архитектура этого времени.

Массив здания четко разделен на 2 основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд, как это делается в гражданских зданиях. Убранству собора уделено исключительное внимание. Сочетание живописи, скульптуры и архитектуры выполнено с поражающем мастерством. В архитектуре здания соединяются черты барокко, переходящие в игривые формы рококо, и ордерные мотивы классицизма. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху своеобразными выгнутыми фронтонами. Над всем этим - тонкие, изящные барабаны и купола, тянущиеся к небу. С трех сторон прижались к основному объему крылечки с открытой колоннадой, завершающиеся невысокими шатрами. Самое поражающее впечатление производит интерьер. Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве. Это особенно явно видно в продуманном декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а так же грандиозном позолченном многоярусном иконостасе.

В последние годы среди украинских историков архитектуры получило распространенное мнение, что, вероятно, собор строил известный зодчий И.Г. Григорович-Барский при участии А.В. Квасова. Это говорит о некоторых формах, характерных для построек Григоровича-Барского, например, своеобразные выпуклые фронтоны. Но гораздо здесь больше черт, свойственных блистательной архитектуре Растрелли, например, пучки спаренных и встроенных колонн по углам колокольни. Такого рода прием встречается почти во всех постройках Бартоломео Растрелли.

После завершения строительства собора, архитектором Квасовым строится колокольня в 1766-1770 гг., которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота 50 м. Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем. Колокольня перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией. Собор в Козельце - это последнее сооружение в истории украинского барокко храмового строительства в Украине, после чего наступило время классицизма.

Во время Великой Отечественной войны в соборе фашистами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Рестваврировался собор с 1961 по 1982 год.

Из книги Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: "Искусство", г. Москва, 1967 г.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке городского типа Козелец (1752) – удивительной красоты барочный храм с фантастической энергетикой, один из моих самых любимых. В эту церковь хочется вернуться еще и еще раз – она как будто пронизана дыханием Святого Духа.

Считается, что Рождественский собор - это завершающий аккорд эпохи украинского барокко, последняя в истории Украины церковь этого стиля. Храм имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Церковь относится к Козелецкому благочинию Черниговской епархии Украинской православной церкви. Настоятель собора Рождества Богородицы – благочинный Козелецкого округа, митрофорный протоиерей Михаил Терещенко, приложившего много усилий для возвращения храма верующим.

Про собор и его создателей в сети написано очень много и далеко не все – корректно. Мне кажется, самый лучший способ для первого знакомства таков: у церкви есть свой сайт – http://sobor-kozelets.church.ua . Это – довольно редкий случай в принципе, не говоря уже о том, что церковь – не столичная. Большое спасибо его создателям. Кроме того, про храм написана книга «Собор Рождества Богородицы в Козельце» из серии изданий о памятниках архитектуры национального значения, написанная сотрудниками заповедника "Чернигов Древний", и есть упоминания в огромном количестве других источников. Так что для любителей подробной реконструкции исторических событий эта тема – просто клондайк.


История

Строительство собора связано с одной из знаменитейших украинских династий – Разумовских.


Удивительна история этой семьи – такую карьеру, какую сделали братья Разумовские (не даром родовая фамилия семьи – Рóзумы) – можно по праву назвать головокружительной.

Судите сами. Алексей и Кирилл Разумовские (будущие граф и генерал-фельдмаршал и последний гетман Войска Запорожского и президент Российской академии наук) происходили из семьи малоземельных казаков, жившей в селе Лемеши – оно совсем рядом с Козельцом. Старший брат, Алексей – красивый и статный парень, сбежал от пьющего отца в другое соседнее село – Чемер, поселился у дьяка и стал певчим в церковном хоре. Деревянная церковь, в которой он пел, давно разрушилась. На ее месте в 1888 году построили другую деревянную церковь – она теперь, к сожалению, тоже почти разрушилась и, думаю, восстановить ее уже не выйдет.


В 1731 году во время службы в чемерскую церковь зашел проезжавший мимо придворный императрицы Анны Иоанновны полковник Федор Степанович Вишневский. Был Федор Степанович поставщиком не только токайских вин к императорскому двору, но и «статных и кареглазых певчих» для императорского хора. Он был поражен ярким голосом Алексея и предложил ему поехать в Петербург. Дальше история развивалась как в сказке. Алексей попадает в придворную хоровую капеллу, где его замечает и приближает к себе цесаревна Елизавета Петровна, находящаяся в полу-опале у тогдашней императрицы Анны Иоанновны и нуждающаяся в моральной поддержке после ссылки на Камчатку своего предыдущего фаворита и ординарца Алексея Шубина.


Когда Елизавета Петровна становится императрицей, ее – на тот момент уже фаворит – Алексей Разумовский получает огромную власть: императрица жалует своему «ночному императору» титул графа и звание генерал-фельдмаршала, он становится одним из богатейших людей империи. Существует даже легенда, что Елизавета состояла в тайном браке с Разумовским, хотя документального подтверждения этому факту нет, так же, как и историям про их совместных детей (самая известная из них – княжна Тараканова). Кроме того, некоторые исследователи упоминают, что венчал императрицу Елизавету и графа Алексея «дикий поп» Кирилл Николаевич Тарловский, уроженец Козельца, также, по их словам, некоторым образом причастный к строительству козелецкого собора.

Алексей перевозит в столицу своего брата Кирилла и отправляет учиться в Европу. Возвращается оттуда 16-летний Кирилл уже графом, в 18 лет его назначают президентом Петербургской академии наук, он женится на троюродной сестре императрицы и получает за ней огромное приданое, становится последним гетманом Войска Запорожского (упраздненный было титул специально восстановили ради такого случая), а позже – сенатором и генерал-адъютантом.


Какое-то время прожила при дворе и их мать, Наталья, обычная черниговская селянка, пожалованная императрицей в статс-дамы. Но при переезде императорского двора в Петербург она вернулась на родину – придворная жизнь пришлась ей не по вкусу – и поселилась вблизи Козельца в построенной ею усадьбе Алексеевщина.

Большинство историков считает, что идея строительства собора в Козельце принадлежит именно ей, Наталье Разумовской («Розумихе» в простонародной украинской интерпретации), и была поддержана ее сыновьями, на чьи деньги он и был построен. Черниговская область вообще обязана братьям Разумовским, и особенно своему последнему гетману, большим количеством роскошных барочных храмов и дворцов, но именно эту церковь Наталья Демьяновна задумала в благодарность Господу за триумфальное возвышение своей семьи.


Строительство храма началось в 1752 году и продлилось 11 лет. По рассказам Александра Андреевича Шама, козелецкого краеведа и преподавателя, для строительства собора Рождества Богородицы была построена подъездная наклонная земляная насыпь от села Лихолетки до села Гламазды длинной в 10 километров, чтобы подавать строительные материалы на большую высоту. Около сотни крестьян из имений Разумовских привозили необходимые материалы на подводах, а на самом строительстве трудились почти 150 человек. Крестьянам платили по 5 копеек в день, братья Разумовские не скупились, да и сама Наталья Демьяновна, говорят, лично наблюдала за строительством.

Жаль только, что воплощенной свою мечту ей не довелось увидеть: она умерла раньше, чем строительство завершилось. Свое последнее упокоение она нашла именно здесь, в нижней церкви, в приделе святых мучеников Адриана и Наталии. До сих пор духовенство собора проводит службы за упокой ее души.


В 1766-1770 годах рядом с собором была построена колокольня.

В справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры УССР» есть упоминание о «пожаре, причиненном молнией» в 1848 году, в результате чего двухъярусное завершение колокольни заменили куполом со шпилем, а верхний – пятый – ярус в первоначальном виде восстановлен не был.


По словам настоятеля храма, отца Михаила Терещенко, в 1934 году советские власти закрыли храм и конфисковали все, что посчитали ценным. Во время оккупации Козельца немецко-фашистскими войсками в 1941 году, на территории собора была конюшня, а потом – лагерь для военнопленных. Странно, что он не действовал – обычно немцы во время оккупации разрешали возобновлять богослужения. Во время бомбардировок были повреждены купола собора и колокольни. Когда война закончилась, в храме устроили склад для овощей. В 1946 году в соборе начались первичные реставрационные работы. Реальная же реставрация была проведена в 1960-1970-х годах специалистами Черниговской межобластной специализированной научно-экспериментальной мастерской.


После окончания реставрации храм передали церкви и открыли для богослужений 14 августа 1993 года, в присутствии высокопреосвященнейшего митрополита Черниговского Антония.

В сентябре 2012 года на празднование 260-летия со дня основания собора приехал потомок Кирилла Разумовского – граф Александр Разумовский. Он подарил собору икону "Успение Пресвятой Богородицы".

Архитектура

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в стиле барокко, с элементами рококо и классицизма. Долгое время авторство проекта храма приписывали Бартоломео Растрелли, однако позднее были найдены документальные подтверждения тому, что архитектором собора был Андрей Васильевич Квасов, основатель первой украинской «глуховской» архитектурной школы, ученик известного петербургского архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Также исследователи считают, что в создании церкви участвовал знаменитый украинский архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский и что он – автор изящного лепного декора храма.


Храм имеет редкую для Украины двухъярусную структуру с цокольным этажом и состоит из «летней» (верхней) и «зимней» или «теплой» (нижней) церкви, которая одновременно является усыпальницей Натальи Разумовской.


Собор – кирпичный, оштукатуренный, четырехнефный, девятичастный, четырехстолпный, выстроенный в форме равностороннего креста. Притворы – одной высоты с основным объемом – делают его в плане почти квадратным. Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – в честь апостолов Петра и Павла, левый – пророка Захарии и святой Елизаветы, нижний – святых мучеников Адриана и Наталии. Храм – пятикупольный, купола имеют двухъярусное завершение, типичное для украинского барокко. С трех сторон к храму пристроены паперти с шатровым покрытием.

Снаружи и внутри собор украшен изящной лепкой в стиле елизаветинского рококо.


Еще одна из потрясающих ценностей храма – грандиозный резной деревянный иконостас, изготовленный из липы и покрытый позолотой. Центральная часть иконостаса – пятиярусная, боковые – трехъярусные, его высота – 27 метров. Резьба – мастерская и вдохновенная одновременно, очень гармонично сочетается с барочным оформлением храма. До революции иконостас имел серебряные врата с позолотой – увы, конфискованные вместе со всеми ценностями. Из 72 икон сохранились 50, иконы были написаны украинскими иконописцами во главе с придворным художником семьи Разумовских – Григорием Андреевичем Стеценко. Как иконостас он пережил революцию, войну и послевоенное время – полная загадка, не иначе – промысел Божий.

Колокольня, стоящая отдельно от собора и также построенная Андреем Квасовым, имеет высоту 50 метров – она одна из самых высоких в Украине. Сейчас колокольня четырехъярусная, а до пожара 1848 года была, видимо, пятиярусной. Первый ярус декорирован рустом, колонны второго яруса – тосканского ордера, третьего - ионические, четвертого - коринфские и – (капитан очевидность) – колонны пятого, скорее всего, были дорическими? Купол колокольни – полусферический со шпилем, оригинальный, как я уже писала, был уничтожен пожаром.


Интересные факты

С Рождественским собором связано очень много интересных легенд и историй, но я хотела бы остановиться на нескольких из них.


Одна из них касается иконостаса и двух версий его происхождения. Первая из них гласит, что он был изготовлен в мастерской и по эскизам Бартоломео Растрелли (по другим пересказам – в Италии) и что Елизавета заказала его для Смольного монастыря в Петербурге, однако затем решила подарить его в козелецкий храм. Согласно второй версии, изложенной в книге Владимира Вироцкого, Андрея Карнабиды и Виктора Киркевича «Монастыри и храмы земли Северской» – были найдены документальные подтверждения того, что иконостас изготовлен в Козельце.


Следующий рассказ – про местночтимую чудотворную икону – афонский список с Иверской иконы Божьей Матери, которую еще иначе называют «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса»), которая сейчас находится в нижнем храме. Я где-то слышала, что первый список, который хранился в соборе и был утерян после 1934 года, привезли из Афона специально для Натальи Разумовской. Нынешний список чудотворной иконы, по благословению Божьей Матери, привез со святой горы Афон настоятель собора, отец Михаил Терещенко, в 2003 году. А вот оригинальная молитва той, первой иконе, которую возносят только в Козельце, сохранилась до наших дней. Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Козельце – вторник Светлой Седмицы.


Интересно, что собор Рождества Богородицы описал Тарас Шевченко в повести «Княгиня» – он ездил в Козелец дважды, первый раз – весной 1846 года по поручению Археографической комиссии для выполнения зарисовок архитектурно-исторических памятников Черниговщины. Вот что он пишет: "Город Козелец... городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха". Так что во времена Шевченко бытовала гипотеза о том, что собор строил Растрелли – слухами земля полнится.


А еще в Козельце бывала и некоторое время гостила императрица Елизавета Петровна. В 1744 году, во время поездки в Малороссию, Елизавета посетила, в том числе, и Козелец, где, по словам известного прозаика Николая Гейнце, «останавливалась на долгое время у матери Алексея Григорьевича [Разумовского] – Натальи Демьяновны и… в козелецком ее доме… хранилось кресло то, на котором сидела государыня».

Местоположение и окрестности

Поселок городского типа Козелец – районный центр Козелецкого района Черниговской области, расположен на берегу реки Остер, в 76 километрах от Киева, рядом с трассой Е95. Очень люблю этот небольшой городок – спокойный и основательный. А еще в Козельце проводят (ну, по крайней мере, раньше проводили) веселые и красочные осенние ярмарки, на которых выставлялись многие районы Черниговщины.


Названием своим городок обязан не то – красивым желтым весенним цветам из семейства астровых, носящим название козелец и немного похожим на одуванчик, не то – соседнему «козелесу» – лесу, в котором раньше в великом множестве водились дикие козы (герб города – серебряный козел с золотой державой на спине).

Впервые город упоминается в документах начала XVII века как польская крепость. Во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Польши в Козельце стояла казацкая сотня Киевского полка. После включения Черниговщины в состав России, управление Киевского полка переводят в Козелец – в город переезжает полковник и казацкая старшина, он становится важным военно-административным центром.


В Козельце сохранилось много интересных архитектурных памятников. Во-первых и во-вторых, в Козельце есть две старинные церкви – святителя Николая Чудотворца (1781-1784), действующая, и церковь Вознесения Господня (1866-1874) – в ней расположен Музей истории ткачества Черниговщины, но они заслуживают отдельного разговора, в других блогах.

В-третьих – Дом полковой канцелярии, после отмены Екатериной II сотенно-полкового устройства в Украине в 1781 году служивший магистратом – был построен в 1756-1760-е годы теми же архитекторами, которые строили Рождественский собор – Андреем Квасовым и Иваном Григоровичем-Барским по заказу киевского полковника Ефима Дарагана. Во время Второй Мировой войны здание было повреждено и позже отреставрировано.


Еще одно место, которое стоит посетить – если там еще вообще осталось на что смотреть – усадьба и парк семьи Дараганов (1750-е – 1760-е годы) в бывшем селе Покорщина, которое теперь является частью Козельца. В 1744 году Наталья Разумовская купила это имение у полкового писаря Ивана Покорского и подарила в качестве приданого своей дочери Вере Григорьевне, которая вышла замуж за состоятельного землевладельца и киевского полковника Ефима Дарагана. Усадьба интересна тем, что она – деревянная, оштукатуренная, а издали похожа на каменную, чуть ли не единственная сохранившаяся в Украине деревянная барочная усадьба. Она была украшена очень красивой резьбой.


Окружал усадьбу ландшафтный парк, из хозяйственных построек сохранились каменица (оружейная полковника, 1750-1770) и каретный сарай. Все постройки в ужасающем состоянии. Вход в усадебный дом заколочен, окна – выбиты. Подозреваю, что внутри он – в аварийном состоянии. Еще в 1975 году в усадьбе снимали сцены из известного фильма «Звезда пленительного счастья», а теперь памятник архитектуры национального значения растаскивают бомжи.


Продолжение следует

Мой следующий рассказ посвящен не очень известной, но красивой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ковшеватая таращанского района.

"Город Козелец своим видом ничуть не отличается от иных своих братьев - уездных украинских городов... Одним словом, городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха"

Т.Г.Шевченко

Историю этого храма я уже рассказывала . С перерывом в несколько лет я опять побывала здесь, привезла на экскурсию свою маму, и мы еще раз получили удовольствие от осмотра шедевра.С погодой нам не особенно повезло, сфотографировать храм на фоне синего неба не вышло, смотрите, как уж вышло.

Немного напомню историю храма. Неподалеку от Козельца в селе Лемеши жила семья бедного казака Григория Розума и жены его Наталки Демешко. Было у них аж 6 детей: Алексей, Кирилл, Даниил, Агафья, Анна и Вера. Бедны они были дети чужой скот пасли. Благодаря Алексею и Кириллу вскоре прославилась фамилия Разумовских на всю империю.

А все потому, что волею судьбы пригожий Алексей в 22 года стал певчим в придворном хоре в Петербурге и попал на глаза цесаревне Елизавете Алексеевне. История их любви известна всем, в то что в Черниговской области в небольшом селении Козелец стоит прекрасный памятник этой любви, знают не многие.

Считается, что храм строила Наталка Розумиха, однако это не совсем точно - она, возможно, была главным инициатором постройки и курировала ведения стройки, однако, скорее всего, активными "соучастниками" были и сами ее сыновья - Алексей и Кирилл, ставшие на тот момент волею царственной покровительницы богатейшими людьми России. Строго говоря, основная доля участия в постройке собора принадлежала энергичному и образованному брату фаворита Кириллу Григорьевичу Разумовскому.

Детали декора (И.Г.Григорович-Барский)

Авторство, долгие годы приписываемое Растрелли, позже было оспорено - уж очень много в постройке элементов, присущих украинскому барокко, с которым Растрелли вряд ли был детально знаком. Сейчас считается, что проект принадлежал двум архитекторам - Андрею Васильевичу Квасову и Ивану Григорьевичу Григоровичу-Барскому. Собор строили 11 лет - 1752-1763 гг. В формах удивительно красивого собора угадываются элементы разных стилей, однако все они скомпонованы необычайно гармонично. Изящный резной декор принадлежит Григоровичу-Барскому.

Храм двухэтажный - у него есть верхний (основной) ярус и нижний храм-усыпальница. Здесь в 1762 году похоронили Наталью Демьяновну, не дожившую до конца строительства.

Не раз убеждалась я, что собор на удивление нефотогеничен - на фотографиях не удается воссоздать его прелесть и гармонию. Сколько изображений я не видела - ни одно вполне не отражает очарование оригинала. Краше его только интерьер самого собора. Помню свое первое впечатление, когда я года три назад впервые вошла в собор и увидела иконостас: "Ах!!" - и замерла. Точно так же прореагировала моя мама.

Говорят, резной иконостас, с большой долей вероятности изготовленный в мастерской Растрелли, императрица Елизавета изначально планировала разместить в Смольном монастыре, однако затем передумала и подарила его Разумовским для их фамильного храма. К слову, Елизавета однажды бывала в Козельце - во время своего путешествия в 1744 из Петербурга в Киев она посетила родину своего любимого и познакомилась с его семьей.

Иконостас настолько огромен, что боковые его части не поместились в храме, их пришлось снять и перенести в церковь в соседних Лемешах (о ней немного позже), где они не сохранились. Ярким украшением иконостаса были массивные серебряные ворота, которые на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Иконы, вмонтированные в иконостас (их должно быть 72) частично утрачены, частично перенесены в Черниговский художественный музей. Ряд из них находится на реставрации. Предполагается, что некоторые из икон написаны любимым художником Разумовских Г.А.Стеценко.

Говорят, сейчас это самый высокий иконостас в православном храме на территории СНГ - 27 метров. В нем 5 рядов, однако четкого деления на канонические чины я не увидела - барокко предполагает некоторые вольности в следовании канонам. Остальной храм сознательно не расписывали, чтобы не отвлекать от иконостаса и не "рябить". Собор изнутри украшен только белокаменной резьбой, перекликающейся с наружным декором.

Элементы внутреннего декора

Мне не удалось сделать достаточно много фотографий интерьера, хоть я планировала это - нас попросила покинуть храм служительница - она закрывала собор. Думаю, это не был ее каприз: экскурсанты, приехавшие на автобусе, закончили осмотр и заторопились в книжно-иконную лавку, а служительница по совместительству является еще и продавщицей в лавке. Если вы будете осматривать собор, лавку тоже посетите - здесь есть хорошие путеводители.

Рядом храмом в 1766-1770 гг была возведена колокольня. Изначально в ней было 5 ярусов, но в 1848 году верхний ярус сгорел, восстанавливать его не стали. Сейчас высота колокольни составляет 50 метров.