Понятие прямой, ее свойства. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия

Точка О разбивает прямую AB на две части. Что напоминает каждая из частей? Чем каждая часть отличается от прямой и отрезка?

  • 1) Каждая из частей напоминает луч.
  • 2) Луч имеет начальную точку, но не имеет конечной точки. Отрезок имеет начальную и конечную точки. Прямая не имеет ни начальной ни конечной точек.
  • Отметь цветным карандашом начало каждого луча. Как обозначен первый луч? Можно ли поменять местами буквы? Почему? Обозначь остальные лучи.


  • Луч обозначен: первая буква — начальная точка луча, вторая конец.
  • Буквы нельзя менять мстами, потому что первая буква обозначает начало луча.
  • а) Подбери правильные названия для чертежей и проведи линии:

  • б) Начерти в тетради прямую, луч и отрезок и обозначь их.
  • Решение

  • а)
  • Обведи с помощью линейки на чертеже прямые линии красным карандашом, лучи - синим, а отрезки - зелёным:


    1. замкнутой, если её начало и конец находятся в одной точке,
    2. разомкнутой, если её начало и конец не соединены
    3. замкнутые линии

      разомкнутые линии

      1. самопересекающейся
      2. без самопересечений

      самопересекающиеся линии

      линии без самопересечений

      прямые линии

      ломанные линии

      кривые линии

      Прямая линия - это линия которая не искривляется, не имеет ни начала, ни конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны

      Даже когда виден небольшой участок прямой, предполагается, что она бесконечно продолжается в обе стороны

      Обозначается строчной (маленькой) латинской буквой. Или двумя заглавными (большими) латинскими буквами - точками, лежащими на прямой

      прямая линия a

      Прямые могут быть

      1. пересекающимися, если имеют общую точку. Две прямые могут пересекаться только в одной точке.
        • перпендикулярными, если пересекаются под прямым углом (90°).
      2. параллельными, если не пересекаются, не имеют общей точки.
      3. параллельные линии

        пересекающиеся линии

        перпендикулярные линии

        Луч - это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца, её можно бесконечно продолжать только в одну сторону

        У луча света на картинке начальной точкой является солнце

        Точка разделяет прямую на две части - два луча A A

        Луч обозначается строчной (маленькой) латинской буквой. Или двумя заглавными (большими) латинскими буквами, где первая - это точка, с которой начинается луч, а вторая - точка, лежащая на луче

        Лучи совпадают, если

        1. расположены на одной и той же прямой,
        2. начинаются в одной точке,
        3. направлены в одну сторону
        4. лучи AB и AC совпадают

          лучи CB и CA совпадают

          Отрезок - это часть прямой, которая ограничена двумя точками, то есть она имеет и начало и конец, а значит можно измерить её длину. Длина отрезка - это расстояние между его начальной и конечной точками

          Через одну точку можно провести любое число линий, в том числе прямых

          Через две точки - неограниченное количество кривых, но только одну прямую

          кривые линии, проходящие через две точки

          прямая линия AB

          От прямой «отрезали» кусочек и остался отрезок. Из примера выше видно, что его длина - наикратчайшее расстояние между двумя точками.

        5. ✂ B A ✂

          Отрезок обозначается двумя заглавными(большими) латинскими буквами, где первая - это точка, с которой начинается отрезок, а вторая - точка, которой заканчивается отрезок

          отрезок AB

          Ломанная линия - это линия, состоящая из последовательно соединённых отрезков не под углом 180°

          Длинный отрезок «поломали» на несколько коротких

        6. Звенья ломаной (похожи на звенья цепи) - это отрезки, из которых состоит ломанная. Смежные звенья - это звенья, у которых конец одного звена является началом другого. Смежные звенья не должны лежать на одной прямой.

          Вершины ломаной (похожи на вершины гор) - это точка, с которой начинается ломанная, точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную, точка, которой заканчивается ломанная.

          Обозначается ломанная перечислением всех её вершин.

          ломанная линия ABCDE

          вершина ломанной A, вершина ломанной B, вершина ломанной C, вершина ломанной D, вершина ломанной E

          звено ломанной AB, звено ломанной BC, звено ломанной CD, звено ломанной DE

          звено AB и звено BC являются смежными

          звено BC и звено CD являются смежными

          звено CD и звено DE являются смежными

          Длина ломанной - это сумма длин её звеньев: ABCDE = AB + BC + CD + DE = 64 + 62 + 127 + 52 = 305

          Многоугольник - это замкнутая ломанная линия

          Стороны многоугольника (помогут запомнить выражения: «пойти на все четыре стороны», «бежать в сторону дома», «с какой стороны стола сядешь?») - это звенья ломанной. Смежные стороны многоугольника - это смежные звенья ломанной.

          Вершины многоугольника - это вершины ломанной. Соседние вершины - это точки концов одной стороны многоугольника.

          Обозначается многоугольник перечислением всех его вершин.

          замкнутая ломанная линия, не имеющая самопересечения, ABCDEF

          многоугольник ABCDEF

          вершина многоугольника A, вершина многоугольника B, вершина многоугольника C, вершина многоугольника D, вершина многоугольника E, вершина многоугольника F

          вершина A и вершина B являются соседними

          вершина B и вершина C являются соседними

          вершина C и вершина D являются соседними

          вершина D и вершина E являются соседними

          вершина E и вершина F являются соседними

          вершина F и вершина A являются соседними

          сторона многоугольника AB, сторона многоугольника BC, сторона многоугольника CD, сторона многоугольника DE, сторона многоугольника EF

          сторона AB и сторона BC являются смежными

          сторона BC и сторона CD являются смежными

          сторона CD и сторона DE являются смежными

          сторона DE и сторона EF являются смежными

          сторона EF и сторона FA являются смежными

          A B C D E F 120 60 58 122 98 141

          Периметр многоугольника - это длина ломанной: P = AB + BC + CD + DE + EF + FA = 120 + 60 + 58 + 122 + 98 + 141 = 599

          Многоугольник с тремя вершинами называется треугольником, с четырьмя - четырёхугольником, с пятью - пятиугольником и т.д.

          shpargalkablog.ru

          Основы геометрии

          Геометрия - это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.

          Познакомимся с основными геометрическими понятиями, изучаемыми в начальной школе .

          Точка - это основная и самая простая геометрическая фигура.

          В геометрии точка обозначается заглавной латинской буквой или цифрой. Многие латинские буквы по написанию похожи на английские буквы.

          В тексте точку обозначают следующим символом: « (·) A » - точка « А ».

          Прямая - это самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца.

          Слова «не имеет ни начала, ни конца» говорят о том, что прямая бесконечна.

        7. Через две точки можно провести единственную прямую.
        8. Две прямые могут пересекаться только в одной точке.
        9. Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых.
        10. Способы обозначения прямых

        11. Строчной латинской буквой:
        12. Двумя заглавными латинскими буквами в том случае, если этими буквами обозначены точки, расположенные на прямой.

          Луч - это часть прямой линии, которая расположена по одну сторону от какой-либо точки. У луча есть начало, но нет конца.

          Способы обозначения лучей

        13. Строчной латинской буквой:
        14. Двумя заглавными латинскими буквами в том случае, когда первая точка - начало луча, а вторая точка лежит на луче.

          Отрезок - это часть прямой линии, которая ограничена двумя точками (концами отрезка). У отрезка есть и начало, и конец.

          Основное свойство отрезка - это его длина.

          Длина отрезка - это расстояние между его концами.

          В математике отрезок обозначается заглавными латинскими буквами.

          Ломаная - это геометрическая фигура, состоящая из точек, которые соединены отрезками.

          Вершины ломаной - это точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную.

          Звенья ломаной - это отрезки ломаной.

          В математике ломаная обозначается заглавными латинскими буквами.

          Ломаная « ABCD ».
          Вершины ломаной - A, B, C, D .
          Звенья ломаной - AB, BC, CD.

          Чтобы найти длину ломаной, необходимо сложить длины всех её звеньев (отрезков), из которых она состоит.

          KLCM = KL + LC + CM = 3 см + 2 см + 2 см = 7 см

          Вот мы и познакомились с основами геометрии . Теперь мы готовы рассмотреть не менее важную геометрическую фигуру - угол. Для этого перейдите на следующую страницу, нажав на кнопку «Посмотреть содержание темы» вверху страницы.

          Точка. Отрезок. Луч. Прямая. Числовая прямая

          Мы рассмотрим каждую из тем, а в конце будут даны тесты по темам.

          Точка в математике

          Что такое точка в математике? Математическая точка не имеет размеров и обозначается заглавными латинскими буквами: A, B, C, D, F и т.д.

          На рисунке можно видеть изображение точек A, B, C, D, F, E, M, T, S.

          Отрезок в математике

          Что такое отрезок в математике? На уроках математики можно услышать следующее объяснение: математический отрезок имеет длину и концы. Отрезок в математике — это совокупность всех точек, лежащих на прямой между концами отрезка. Концы отрезка — две граничные точки.

          На рисунке мы видим следующее: отрезки ,,,, и , а также две точки B и S.

          Прямая в математике

          Что такое прямая в математике? Определение прямой в математике: прямая не имеет концов и может продолжаться в обе стороны до бесконечности. Прямая в математике обозначается двумя любыми точками прямой. Для объяснения понятия прямой ученику можно сказать, что прямая — это отрезок, который не имеет двух концов.

          На рисунке изображены две прямые: CD и EF.

          Луч в математике

          Что же такое луч? Определение луча в математике: луч — часть прямой, которая имеет начало и не имеет конца. В названии луча присутствуют две буквы, например, DC. Причем первая буква всегда обозначает точку начала луча, поэтому менять местами буквы нельзя.

          На рисунке изображены лучи: DC, KC, EF, MT, MS. Лучи KC и KD — один луч, т.к. у них общее начало.

          Числовая прямая в математике

          Определение числовой прямой в математике: прямая, точки которой отмечают числа, называют числовой прямой.

          На рисунке изображена числовая прямая, а также луч OD и ED

          Основные геометрические фигуры

          К основным геометрическим фигурам на плоскости относятся точка и прямая линия . Отрезок , луч , ломаная линия - простейшие геометрические фигуры на плоскости.

          Точка - это самая малая геометрическая фигура , которая является основой всех прочих построений (фигур) в любом изображении или чертеже.

          Всякая более сложная геометрическая фигура - это множество точек , которые обладают определенным свойством, характерным только для этой фигуры.

          Прямую линию, или прямую, можно представить себе как бесчисленное множество точек , которые расположены на одной линии, не имеющей ни начала, ни конца. На листе бумаги мы видим только часть прямой линии, так как она бесконечна. Прямая изображается так:

          Часть прямой линии , ограниченная с двух сторон точками , называется отрезком прямой, или отрезком. Отрезок изображается так:

          Луч - это направленная полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца. Луч изображается так:

          Если на прямой вы поставили точку , то этой точкой прямая разбивается па два луча , противоположно направленных. Такие лучи называются дополнительными.

          Ломаная линия - это несколько отрезков , соединенных между собой так, что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго отрезка - началом третьего отрезка и т. д., при этом соседние (имеющие одну общую точку ) отрезки расположены не на одной прямой. Если конец последнего отрезка не совпадает с началом первого, то такая ломаная линия называется незамкнутой.

          Выше изображена трехзвенная ломаная линия .

          Если конец последнего отрезка ломаной совпадает с началом первого отрезка, то такая ломаная линия называется замкнутой. Примером замкнутой ломаной служит любой многоугольник:

          Четырехзвенная замкнутая ломаная линия - четырехугольник

          Трехзвенная замкнутая ломаная линия - треугольник

          Плоскость, как и прямая, - это первичное понятие, не имеющее определения. У плоскости, как и у прямой, нельзя видеть ни начала, ни конца. Мы рассматриваем только часть плоскости, которая ограничена замкнутой ломаной линией.

          Примером плоскости является поверхность вашего рабочего стола, тетрадный лист, любая гладкая поверхность. Плоскость можно изобразить как заштрихованную
          геометрическую фигуру:

    • Деление обыкновенных дробей: правила, примеры, решения. Еще одним действием с обыкновенными дробями является деление. В этой статье мы поговорим про деление обыкновенных дробей. Сначала мы дадим правило деления обыкновенных дробей и рассмотрим примеры деления дробей. Дальше остановимся на делении […]
    • Новые коды ОКВЭД Актуально на: 27 марта 2018 г. Новый классификатор кодов ОКВЭД 2018 С 2017 года закончился переходный период, когда одновременно применялись коды ОКВЭД в 1-ой и 2-ой редакции, и произошел окончательный переход на ОКВЭД2. О кодах по ОКВЭД2 и их сопоставлении с ОКВЭД в 1-ой редакции, мы […]
    • Что такое резолюция на заявлении об увольнении: образец документа Увольнение сотрудника из компании всегда сопровождается некоторыми документами. Одни документы подготавливает специалист отдела кадровой службы, а другие – сам работник, который решил уволиться. Важным документом, подтверждающим желание […]
    • Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2018 году Грузовой автотранспорт, в отличие от легкового, эксплуатируется несколько иначе. В числе прочего важным аспектом остается необходимость не допускать перегруза машины. Тяжелое ТС в противном случае в значительно большей степени повреждает покрытие […]
    • Доверенность на получение ЭЦП Обновление: 2 марта 2018 г. Доверенность на получение электронной подписи (образец) Для формирования ЭЦП юридическому лицу следует обращаться в специализированный удостоверяющий центр. Если при получении сертификата на ЭЦП от имени юридического лица выступает не руководитель, а […]
    • Налоговый вычет при покупке автомобиля Последнее обновление 2018-01-01 в 10:50 Один из наиболее популярных видов льгот - это вычет на приобретение имущества. Он составляет 13% от стоимости покупки, но не более чем 2 000 000 руб. Можно ли вернуть 13 процентов с покупки машины? Возврат налога при покупке […]
    • Субсидии на жилье малоимущим семьям в 2018 году Сегодня для российской семьи наиболее актуальна проблема жилья. Высокие проценты ипотеки и ее длительный срок пугают многие семьи. А что уж говорить о многодетных или родителях, которые в одиночку воспитывают детей. Специально для таких категорий в России […]
    • Новый РСВ за 2 квартал 2018 года Контур.Бухгалтерия - месяц бесплатно! Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе До 30 июля 2018 страхователи сдают расчет об уплате страховых взносов за 2 квартал 2018 года. С нового года расчет […]

    Точка и прямая являются основными геометрическими фигурами на плоскости.

    Древнегреческий учёный Евклид говорил: «точка» – это то, что не имеет частей». Слово «точка» в переводе с латинского языка означает результат мгновенного касания, укол. Точка является основой для построения любой геометрической фигуры.

    Прямая линия или просто прямая – это линия, вдоль которой расстояние между двумя точками является кратчайшим. Прямая линия бесконечна, и изобразить всю прямую и измерить её невозможно.

    Точки обозначают заглавными латинскими буквами А, В, С, D, Е и др., а прямые теми же буквами, но строчными а, b, c, d, e и др. Прямую можно обозначить и двумя буквами, соответствующими точкам, лежащим на ней. Например, прямую a можно обозначить АВ.

    Можно сказать, что точки АВ лежат на прямой а или принадлежат прямой а. А можно сказать, что прямая а проходит через точки А и В.

    Простейшие геометрические фигуры на плоскости – это отрезок, луч, ломаная линия.

    Отрезок – это часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, ограниченных двумя выбранными точками. Эти точки – концы отрезка. Отрезок обозначается указанием его концов.

    Луч или полупрямая – это часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной её точки. Эта точка называется начальной точкой полупрямой или началом луча. Луч имеет точку начала, но не имеет конца.

    Полупрямые или лучи обозначаются двумя строчными латинскими буквами: начальной и любой другой буквой, соответствующей точке, принадлежащей полупрямой. При этом начальная точка ставится на первом месте.

    Получается, что прямая бесконечна: у неё нет ни начала, ни конца; у луча есть только начало, но нет конца, а отрезок имеет начало и конец. Поэтому только отрезок мы можем измерить.

    Несколько отрезков, которые последовательно соединены между собой так, что имеющие одну общуюточкуотрезки (соседние) располагаются не на одной прямой, представляют собой ломаную линию.

    Ломаная линия может быть замкнутой и незамкнутой. Если конец последнего отрезка совпадает с началом первого, перед нами замкнутая ломаная линия, если же нет – незамкнутая.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Несмотря на то что геометрия относится к числу точных наук, ученые не могут однозначно дать определение термину «прямая». В самом общем виде можно дать такое определение: «Прямая — это линия, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками».

    Что такое прямая в математике? Определение прямой в математике: прямая не имеет концов и может продолжаться в обе стороны до бесконечности.

    К основным понятиям геометрии относятся точка, прямая и плоскость, они даются без определения, но определения других геометрических фигур даются через эти понятия. Плоскость, как и прямая, - это первичное понятие, не имеющее определения. Это утверждение устанавливается следующей аксиомой: если две точки прямой лежат в некоторой плоскости, то все точки этой прямой лежат в этой плоскости. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой. Формулировка теоремы обычно состоит из двух частей.

    Задача: где прямая, луч, отрезок, кривая? Вершины ломаной(похожи на вершины гор) - это точка, с которой начинается ломанная, точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную, точка, которой заканчивается ломанная. Задача: какая ломанная длиннее, а у какой больше вершин? Смежные стороны многоугольника - это смежные звенья ломанной. Вершины многоугольника - это вершины ломанной. Соседние вершины - это точки концов одной стороны многоугольника.

    На уроках математики можно услышать следующее объяснение: математический отрезок имеет длину и концы. Отрезок в математике — это совокупность всех точек, лежащих на прямой между концами отрезка.

    В дальнейшем будут определения для разных фигур кроме двух — точка и прямая. Значит иногда обозначить прямую можем и двумя большими латинскими буквами, например, прямая\(AB\), так как никакая другая прямая через эти две точки не может быть проведена. Символически записываем отрезок \(AB\).

    Что такое точка в математике?

    Теорема:Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны. С. Высота прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, разделяет треугольник на два подобных прямоугольных треугольника, каждый из которых подобен данному треугольнику. С. Вписанный угол, опирающийся на полуокружность, — прямой. Здесь собраны основные определения, теоремы, свойства фигур на плоскости.

    Вектор с координатами точки называется нормальным вектором, он перпендикулярен прямой.

    При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенно определяется аксиомами геометрии.

    4.Две несовпадающие прямые на плоскости или пересекаются в единственной точке, или они параллельны. Лучом называют часть прямой линии, ограниченную с одной стороны. Отрезок, как и прямая линия, обозначается или одной буквой, или двумя. В последнем случае эти буквы указывают концы отрезка.

    Конспект урока по математике

    в 1 классе.

    Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

    Составила и провела

    Бувайлова Елена Ивановна

    Тема: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

    Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Математика зовёт

    Первоклашек на урок,

    Числа нас ведут вперёд

    Будем знать всё «на зубок»

    2.Актуализация знаний

    К нам сегодня на урок пришел в гости кот Тишка с незнакомыми друзьями, а какие это друзья вы назовете их чуть позже

    а) Прямой и обратный счёт в пределах 10.

    Индивидуальный опрос.

    б) Задачи в стихах:

    Тишка – кот такой глупышка,

    Очень рыбу любит Тишка.

    На рыбалке побывал,

    Два пескарика поймал,

    Щуки две и два ерша.

    Жизнь у Тишки хороша!

    Кто быстрее сосчитал,

    Сколько рыбок кот поймал? (6)

    На забор взлетел петух,

    Повстречал ещё там двух.

    Сколько стало петухов? (3)

    По тропинке в лесок

    Покатился колобок.

    Встретил серого зайчишку,

    Встретил волка, встретил мишку,

    Да плутовку лису

    Повстречал он в лесу

    Отвечай поскорей

    Сколько встретил колобок зверей. (4)

    Игра «Молчанка»

    (Учитель показывает пропуск, учащиеся соответствующую цифру на веере цыфр.)

    4 - □ = 2 5 - □= 2

    4 - □ = 3 5 - 1 = □

    1 + 3 = □ □ - 3=1

    □ -4=1 1 + □ = 2

    3. Физкультминутка

    4. Самоопределение к деятельности

    В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.) (Математический планшет)


    Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)

    Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки,

    которые не натянули, - это кривые линии.

    Сколько прямых линий? (2.)

    Сколько кривых? (3.)

    Прямая линия начала хвастаться: « Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

    Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.

    Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

    Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

    И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

    Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

    Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?( прямая линия, луч, отрезок и точка )

    Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.

    Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

    5. Работа по теме урока

    Практическая работа

    О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)

    Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)

    (Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)

    Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.) (Учитель берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)

    Что узнали об отрезке? (Унего есть и начало, и конец.) (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка

    не тянется. У нее есть и начало, и конец.)

    6.Работа по учебнику

    - Посмотрите на рисунок на с. 40 . Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая - нет.)

    Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке? (Ответы детей.)

    Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию .)

    Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

    7.Физкультминутка

    В понедельник я купался,

    (Движения руками, выполняемые при плавании.)

    А во вторник рисовал,

    (Изобразить рисование.)

    В среду долго умывался,

    (Изобразить умывание.)

    А в четверг в футбол играл.

    (Бег на месте.)

    В пятницу я бегал, прыгал,

    (Прыжки на месте.)

    Очень долго танцевал.

    (Покружиться.)

    А в субботу, воскресенье

    (Хлопки в ладоши.)

    Целый день я отдыхал.

    (Сесть на корточки, руки под щеку.)

    8.Закрепление изученного материала

    Работа в тетради с печатной основой

    Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые - 2,3, 5 и кривые -1,4.)

    Выполните следующее задание.

    Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

    Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)

    Прочитайте следующее задание.

    Раскрасьте рисунки самостоятельно.

    9. Пальчиковая гимнастика

    Работа в тетради

    Тишка хочет научиться изображать прямую, отрезок, луч.

    А теперь начертите в тетради прямую, отрезок, луч и кривую линию, по которым побежит кот Тишка.

    Обсудить в парах начерченные линии.

    10.Работа по учебнику

    Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

    Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)

    Какой отрезок самый короткий? (Красный.)

    Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видете.

    (Работа в парах.)

    Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.

    Какие записи подходят к рисункам?

    Объясните их смысл.

    (4 + 1 = 5- к 4 цыплятам прибежал еще один.

    Стало 5 цыплят. 5-2 = 3- плавали 5 утят, 2 утенка ушли.

    Осталось 3утенка.

    Записи 4- 1 = 3и 5- 1 = 4не подходят.)

    урок понравился

    Было трудно, но интересно

    урок не понравился

      Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали о линиях?

    Где в жизни встречаются прямые линии? кривые линии?

    А, что могут означать для кота: точка, прямая, кривая линия?

    (Точка похожа на клубок –он может поиграть, покатать;

    Луч – попускать «зайчиков»

    Прямая линия на дорогу –где нужно соблюдать правила ПДД;

    Кривая линия – на извилистую тропинку, где он может поиграть в догонялки со своими друзьями)

    Посещая дополнительные занятия мы поняли, что не умеем оперировать понятиями точка, линия, угол, луч, отрезок, прямая, кривая, замкнутая линии и рисовать их, точнее рисовать можем, но идентифицировать не получается.

    Дети должны различать линии, кривые, окружности. Это развивает у них графику и чувство правильности при занятиях рисованием, аппликацией. Важно знать, какие основные геометрические фигуры существую, что из себя представляют. Разложите карточки перед ребенком, попросите нарисовать точно так же как на картинке. Повторите несколько раз.

    На занятиях нам выдали следующие материалы:

    Небольшая сказка.

    В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (На доске рисунок.)

    Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)

    Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули, - это кривые линии.

    Сколько прямых линий? (2.)

    Сколько кривых? (3.)

    Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

    Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.

    Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

    Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.

    И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

    Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

    Так кто догадался кто вместе с котиком пришел к нам в гости?(прямая линия, луч, отрезок и точка)

    Правильно вместе с котиком пришли прямая линия, луч, отрезок и точка к нам на урок.

    Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)

    О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)

    Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)

    (Берем две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)

    Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.) (Педагог берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.)

    Что узнали об отрезке? (Унего есть и начало, и конец.) (Педагог отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У нее есть и начало, и конец.)

    Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)

    Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)

    И конечно прописи: