Что такое жить достойно. Классный час: «Жить с достоинством — что это значит? О природе возникновения наших желаний

Классный час: «Жить с достоинством - что это значит?»
Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоин­ство» и на конкретных примерах показать, что значит - жить с достоинством.
Материалы: написанные в виде плаката название урока, опре­деление понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить - с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.
1) Вступление.

Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».


«Достоинство - категория этики, которая означает особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности»".

«Достоинство - совокупность свойств, характеризующих вы­сокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе» 2 .
Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова - «чувство собственного достоинства». Мы слы­шим иногда, когда о человеке говорят: «У него есть чувство соб­ственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или... Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.


2) Основная часть.

А теперь проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1.

Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ров­ный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к, нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложи­ла ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам - воз­можно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смяг­чить отказ, он сказал:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учи­тель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

Ситуация 2.

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способ­ный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя извест­ного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя не­удобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно про­тягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта рас­крыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Похожи ли эти ситуации? Чем?

(Ответы учащихся.)

Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежитель­но относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достойно, а что нет?

Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны?

Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколе­ний, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общече­ловеческие ценности. Мы говорим: «Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин боль­шего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит - жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценно­стям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравствен­ным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?».

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.


(Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка.

Ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выби­рая желаемое нравственное качество.)

Видите, все названные вами качества являются нравственны­ми ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся еще к одной ситуа­ции.
В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? - остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?

Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденыш­ке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам, баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палуб­ных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать. Командование на себя взял Игорь:

- Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревян­ную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами.

При­каз № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.
Один из высочайших принципов истинной нравственности зак­лючается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.

(В.Г. Белин­ский)
Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить оди­наковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство.

(Ф. Бэкон)

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

(Ф. М. Достоевский)

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и це­нить себя ниже, чем стоишь.

(И. Гете)

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от из­лишнего к себе уважения.

(М. Монтень)

Сомнение в своем достоинстве - малодушное самоуважение.

(В. Шекспир)

3) Подведение итогов.

Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога: «Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направ­лено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуваже­ния и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она - достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».

Люди говорят, что для того, чтобы прожить эту жизнь достойно, нужно сделать три вещи:
1. Посадить дерево
2. Построить дом
3. Вырастить сына

Если честно, не считаю это смыслом жизни. Не считаю также, что выполнив все эти три вещи, человек почувствует себя по-настоящему удовлетворенным, счастливым. Думаю, есть нечто большее, после чего человек никогда не будет сожалеть о прожитых годах.

И это совсем не говорит о том, что я - «против» или что я отрицаю важность всех этих дел. Отнюдь. Всё должно быть на своем месте. Просто я считаю эти вещи ЕСТЕСТВЕННЫМИ, которые и так можно совершить в течение жизни.

Я уверена, что каждый из нас призван и может достичь в этой жизни СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. То есть чего-то нереального, на первый взгляд, невозможного. То, чего просто своими человеческими усилиями достичь невозможно.

Однажды Наполеон сказал:
«Если ты планируешь невозможное - ты получишь максимум,
если ты планируешь максимум - ты достигнешь минимума,
если ты планируешь минимум - ты ничего не достигнешь!»

Конечно, нужно не просто планировать, а потом лежать на диване, нужно идти и с дерзновением осуществлять свои грандиозные планы. По крайней мере, делать все, от тебя зависящее. Ну, а там, где кончаются твои собственные силы, сама Судьба, Бог, Фортуна (как угодно) начинают тебе помогать.

Открою для кого-то, может быть, секрет, если скажу, что мелкие вещи исполняются САМИ СОБОЙ. Их даже не нужно планировать и тратить на это свою энергию. А вот крупные дела, проекты редко кто осмеливается планировать и уж тем более озвучивать:
«А вдруг не получится!»

А вы возьмите и запланируйте - а вдруг получится?! Оставьте мелкое - сосредоточьтесь на великом!

Всем известно, что самая высокая гора в мире - Эверест. Очень долгое время эта гора оставалась непокоренной. Множество экспедиций возвращалось ни с чем, многие альпинисты получали травмы или вовсе погибали, но гора оставалась неприступной.

И вот появился один человек - альпинист Эдмонд Хиллари. Он долго готовился, и затем предпринял попытку покорить эту гору, но потерпел поражение. После этого он собрал пресс конференцию, на которой заявил, что намерен покорить эту гору. Конечно, многие журналисты над ним открыто смеялись, другие жалели его, в общем, мало кто верил в его сумасшедшую идею.

Тогда он повесил рисунок этой величайшей горы и сказал: «Уважаемые господа. Посмотрите на эту гору - какая она невероятно великая. Какая она неприступная и недоступная. Эта гора воистину гигант и на ее фоне все выглядит таким ничтожным и слабым...». Он продолжал говорить о величии этой горы довольно долго. Но потом остановился и произнес: «Но есть одно НО. Да, это великая гора. Но позвольте мне сказать следующее - она уже давно не растет. А Эдмонд Хиллари все еще продолжает расти и изменяться. И я вам говорю, что в своем сердце я намного больше этой горы».

Через год Эдмонд Хиллари стоял на вершине горы и вошел в историю как первый покоритель Эвереста. То, что хранилось в его сердце, стало реальностью.

Каждый из нас принимает решение - осуществить свою мечту или нет. Начать этот долгий и порой тяжелый путь к своему Эвересту, поверить ли в свой грандиозный план, начать расти, чтобы однажды стать победителем...

Я искренне желаю вам, друзья, чтобы в новом году вы замыслили что-то сверхъестественное, невозможное, возродили свою мечту (даже если она уже умерла, как вам кажется)...Чтобы вы запланировали нечто сверхъестественное в своей жизни и начали действовать!

Жанр по нынешним временам вполне классический, устоявшийся: книга воспоминаний известного российского журналиста о людях, с кем сводила его профессиональная и человеческая судьба, «Портреты по памяти» («Новая газета», Москва, 2008). Но пояснение в предисловии не случайно: речь «о людях, которые произвели большое впечатление на автора и которым он сам старался следовать в жизни». У Данилина дар «впечатляться» именно теми людьми, которым действительно стоит «стараться следовать в жизни». И это одновременно дар убежденности, что старание это абсолютно естественно и притягательно для его читателей, для всякого нормального человека.

А впечатляет его прежде всего масштаб личности человека, его деятельное и героическое противостояние всяческой пошлости, лжи, невежеству, а то и вовсе нечеловеческим, трагическим условиям жизни, в которых его герои сохраняли и талант свой, и силу духа, и способность нести миру свет, знания, красоту.

Это штучный, тщательный отбор: писатель Владимир Дудинцев, пианистка Вера Лотар-Шевченко, актриса Фаина Раневская, академики Михаил Лаврентьев и Дмитрий Беляев, хирург Михаил Давыдов... Люди высоких мыслей, высоких чувств и поступков. Создающие самим своим существованием подлинные феномены в науке и искусстве. Как создал академик Лаврентьев свой «Город Солнца» - Академгородок в Сибири, первую демократическую республику на территории СССР.

«Михаил Алексеевич, как всякий выдающийся человек и талантливый учитель, конечно же, был идеалистом - создать научное поселение со свойственной истинной науке демократией, обрести новые ценности, которые могли бы формировать другого человека-интеллектуала, просветителя, на этих началах попытаться организовать жизнь - можно, если есть Лаврентьев. Его преемники, наверное, неплохие ученые и люди, в сравнение с ним не годились. Прекрасная затея вырождается чуть ли не в блажь... Новое поколение академиков, взращенное здесь со студенческой скамьи, к сожалению, идеализмом не страдает и учительством не блещет».

Особо ценит Данилин в Лаврентьеве дар, названный им Учительством. «Раздумывая над этими его особыми качествами, я прихожу к выводу, что главное и самое привлекательное из них - его врожденное УЧИТЕЛЬСТВО. Только учитель готов каждый день совершать безумные поступки ради прекрасных целей. Он мог наблюдать педагогическую деятельность отца, он сам учился у лучшего педагога столетия академика Николая Николаевича Лузина, которому отечественная наука обязана чуть ли не всей современной математической школой. Учительство Лаврентьева, слава богу, произрастало не из пединститута, а из лучших традиций российских просветителей прошлого столетия, о которых не в каждом педвузе и слышали. Это особые представления, где наука и образование никогда не разделялись, где все освещалось высокими этическими идеалами. Специально обучиться этому невозможно, всем этим надо было жить, дышать... Именно так он и жил, и дышал».

Его герои и впрямь духовно родом не из нашего, а из XIX века, из периода взлета российского просветительства. О блистательном онкохирурге Михаиле Давыдове сказано: «По натуре Михаил Иванович явный «шестидесятник». Но не нашего (с поэзами и бренчанием на гитарах), а прошлого века. С верой в знание. Ему было бы хорошо с Ильей Ильичом Мечниковым. Потому что он и хирург, и естествоиспытатель.

Его рабочее место давно уже сформировалось между абсолютным отчаянием и отчаянной надеждой и окружено исключительно высокими понятиями: ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ПРЕОДОЛЕНИЕ, БОРЬБА и т.п. Михаил Иванович все это учитывает, но говорит просто и понятно. Особенно с больными. И скорее не хирург, а именно естествоиспытатель находит слова, интонацию, меру откровения, позволяющие сделать любого больного соучастником предстоящей работы».

Есть и еще одно общее качество у всех его героев и собеседников: абсолютное равнодушие к чинам и званиям, полная независимость от мнения властей предержащих, которые платят той же монетой.

«Михаилу Ивановичу недавно исполнилось пятьдесят. Президент страны не подверг его поцелуям, в отличие от любимых чиновников. И орден не прислал. А напрасно: талантливых хирургов в России немного. Но, думаю, Давыдова это не опечалило. Он не жалует публичность, не ищет внимания телевидения, избегает фуршетов и презентаций, и, как мне показалось, ему наплевать, любит его начальство или нет. Догадываюсь, что не обожает. Оттого упорно не избирали Давыдова в медицинскую академию. Тамошним интриганам мало научных достижений. Нужны, позарез необходимы околонаучные. А ему они не нужны. Вот и все причины».

В книге постоянным фоном для портретов этих замечательных людей присутствуют фигуры их антиподов, но именно тех, кто по должности поставлен вершить судьбы науки, культуры, образования.

Собственные глубокие познания в науке и музыке сделали Данилина одним из ведущих научных публицистов и музыкальных критиков страны. Но его просветительство не ограничивается только словесными формами.

С его любимыми героями Данилина роднит дар Учительства: он постоянно кого-то растит и опекает, кроме того, уже много лет ведет курс истории знаний для будущих режиссеров научного кино во ВГИКе. А в последние годы придумал и проводит Международный музыкальный конкурс имени Лотар-Шевченко.

Он из тех весьма редких по нынешним временам людей, кто в творчестве и в собственной жизни постоянно ищет и претворяет формулу, что же это значит - жить достойно.


Что значит «жить достойно»?

Мы уже отметили, что для каждого человека уровень жизни, который он мог бы назвать достойным, воспринимается по-разному. Это обусловлено характером человека, его воспитанием, а также уже сложившимся уровнем жизни, ставшим для него привычным. Некоторые люди пользуются распространенными стереотипами о достойной жизни, чтобы ориентироваться, сколько им еще осталось до вершины.

Но мы с вами знаем, что на вершине может и не оказаться того удовлетворения, на которое рассчитывал человек. Удовлетворение приносит только четкое определение уровня достойной жизни. И это должен определить для себя сам человек, ведь советы «знатоков жизни» и примеры достижений успешных и богатых ведут на ту ступеньку, которая намечена кем-то другим. И у этого другого человека были свои собственные размышления о том, каким должен быть именно его уровень жизни, чтобы можно было назвать ее достойной.

Так что же такое достойная жизнь и как для себя определить этот уровень? Давайте начнем с определения. До[стойно] означает «до того, как остановиться». А значит:

Достойная жизнь - это тот уровень, который нас полностью удовлетворяет и мы можем успокоиться, наслаждаясь жизнью. Мы можем быть полностью удовлетворенными.

Если оглядеться вокруг себя на улице, мы увидим множество людей, которые куда-то спешат, погруженные в свои мысли. Эти люди, скорее всего, не удовлетворены своей жизнью, им постоянно что- то нужно делать, они пока недостойно живут. Это заявление может кого-то шокировать, ведь в обществе мы пользуемся стереотипными определениями достоинств. То есть человек достойно живет, если ничего недостойного не совершает. Но здесь и кроется парадокс: а что такого достойного он совершает?

В контексте нашей темы можно задать этот вопрос иначе, точнее: что делает человек для того, чтобы выйти на достойный уровень жизни? То есть как минимум необходимо определиться с тем уровнем, на который мы будем нацелены в своих действиях. Легко ожидать конкретной прибыли, если мы знаем положенную в банк сумму и обещанные проценты. Но наша жизнь проходит в быстро меняющемся мире, насыщенном разными событиями, которые меняют не только ход истории, но и наше отношение к привычным вещам. Таким, как семья, секс, деньги, здоровье, уровень интеллекта и даже размер женской груди. Ведь когда-то в Англии пышногрудые барышни считались негламурными.

Достоинства, определявшие уровень признания в обществе, тоже претерпевали изменения. Были времена, когда в России все решали не деньги, а связи в бюрократическом аппарате, а за деньги ничего толкового купить было нельзя. В народе ценились образованность и трудолюбие, если я не романтизирую те времена, конечно. Времена изменились, и теперь быть бедным хуже, чем глупым. В некотором смысле эти два понятия даже слепились и воспринимаются в одном смысле: если ты беден, значит, ты глуп.

Современные романтики считают, что понятия честь и совесть в наши дни утратили свое значение, а деньги недостойно занимают место в умах людей. Но я уверен, что человечество находится на этапе пересмотра некоторых ценностей, сложившихся на протяжении веков. Например, в развивающихся странах деньги приобретают все большую ценность как цель в жизни. А в богатых странах, которые столетиями грабили свои колонии и лишали миллионы людей жизни, начали ценить человеческую жизнь и свободу.

Некоторые нации решили, что быть особенными мало, нужно быть еще и богатыми, другие же поняли, что человечность - хорошее дополнение к богатству. В этом котле мнений трудно разобраться и выбрать что-то конкретное безошибочно. Но у нас есть великолепная модель Матриц Жизни, которая поможет нам разложить все по полочкам и определиться с тем, какую жизнь можно считать достойной каждому из нас.

То, что для каждого человека достойный уровень жизни будет выглядеть по-своему, у меня не вызывает сомнения. Ведь изначально мы имеем свой индивидуальный набор энергий в своих матрицах. И наши матрицы обусловливают тот уникальный путь, который нам необходимо пройти, чтобы достичь удовлетворяющего нас уровня жизни. Если мы будем понимать, почему мы хотим того, к чему стремимся, то нам легче будет выбирать средства достижения. Ведь если желаниями человека управляет зависть или лень, то результаты, скорее всего, будут неудовлетворительными.

Постараюсь объяснить. Любое негативное чувство в большей степени рождено подсознательными процессами, которые скрыты в глубине нашей души, нашего сознания. И контролировать свои действия в полной мере сознательно мы не можем. Поэтому и оценить результат нам обычно бывает сложно. Лень, зависть, злоба, месть и т. д. - все это примеры негативных чувств, порождаемых подсознательными процессами. И это, конечно, не приближает нас к достойной жизни. Разбираться со своими желаниями и чувствами мы будем также на основе модели Матриц Жизни.

"Не в наших планах жить вечно - в наших планах жить достойно!"

Что значит - жить достойно? Это значит - быть достойным человеком. А что значит быть достойным человеком? Это значит - ценить жизнь, ценить время, ценить близких. Отвечать за свои поступки. Не мешать другому жить так, как он хочет. Никогда не унывать. Всегда радоваться жизни.

Да. И не в наших планах жить вечно. Не просто не в планах, но даже не в силах. И из-за этого тоже нужно ценить жизнь, понимая, что всё хорошее когда-нибудь заканчивается, всё тленно, всё когда-то "сгорит", но останется вечное - душа человека.

Получается, что "жить достойно" - это цель бытия, а "невозможность жить вечно" - это самое жестокое обстоятельство. Но даже у жестокости есть свои положительные стороны. Например, некоторые свирепые обстоятельства, вынуждают жить правильно, по совести, а не так, как вздумается любому. То есть получается, что "жить достойно" - это даже не цель жизни, а вынужденная мера. Ибо никто не должен поступать так, как ему вздумается.

Но иногда бывают такие ситуации, когда так и хочется переступить черту дозволенного. И если хочется поступить неправильно, когда обстоятельства направляют в такое "безысходное" положение, надо наконец-то осмыслить - что хорошо, что плохо. Надо же различать чёрное и белое! Следует никогда не поддаваться на "провакации" жизни. И, просто убегать от проблемы, забыв про других - далеко не выход.

Главное в жизни, не стать жертвой обстоятельств, оставаясь при этом "достойным человеком"; осознавать своё ничтожество перед Богом, перед Вселенной, не смея поступить преступно. И тогда человек останется человеком.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.