Обучение грамоте звуки м мь буква. «Звуки, и буква М». Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед - между - после». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни недели он помнит: просит произнести их по порядку. Затем взрослый задаст вопросы: какой первый месяц года? Последний? Перед мартом? После марта? Между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная - мычит, Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова) «Как мычит корова?» - «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения:
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ..., затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
В начале слов: мак, муха, маска, марка;
В конце слов: дом, сом, альбом;
В середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:
Месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
Время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» - «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь..., характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мы мя. ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [М] - [М"].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М"], возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М"]):
Миша, Марк, Марина, Мирон... Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М"]. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой - спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай-ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
А теперь все дружно встали в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали. Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем -
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами.
Как верблюд - смотрите сами! (О. Гофман)
На что похожа буква М?
Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок. Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
.Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].
Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.
2. Сообщение темы занятия.
(Показ слайда 2)
Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),
Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)
4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”
Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?
Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)
Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.
Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.
Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.
(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).
Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)
Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..
6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)
7. Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
8. Письмо слогов с буквой М (
разноцветными ручками) в тетради.Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.
Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.
9. Итог занятия.
С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3 . Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,
затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, -
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Тихоненкова Елена Павловна
Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва
Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).
Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]
Задачи:
- Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
- Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
- Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
- Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
- работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)
Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это?... (Мышка)
3. Сообщение темы.
- Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.
- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет - лабиринт.
Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)
Вопросы по схеме:
Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Где находится язык? (он лежит на дне рта)
Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
5. Развитие фонематическо восприятия.
Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…
А теперь физминутка.
Физминутка
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.
На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).
Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),
Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.
- Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)
Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика.
В нашем маленьком домишке |
|
Завелись серые мышки |
|
Так и шмыгают кругом Все на кухне кувырком |
Круговые движения пальцами |
То топочут под столом Лакомятся молоком |
|
На скамейку сесть хотят И пугают там ребят |
«Скамейка» |
То на шкаф залезут мышки |
|
То на стуле шалунишки |
|
Так и хочется поймать А они шмыг под кровать |
Быстро прячут мышек |
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.
8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.
В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.
Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.
А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
9. Организация окончания занятия.
Наше занятие подошло к концу.
С какими звуками познакомились?
Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.
Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Тема : Звуки М , Мь. Буква М .
Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Умение детей характеризовать звуки М , Мь
Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;
Коррекционно-развивающие :
Развитие у детей фонематического слуха и восприятия
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Расширение и уточнение активного словаря
Коррекционно-воспитательная :
Воспитание у детей самоконтроля за речью
Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.
Ход занятия:
1 Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.
2 Закрепление пройденного материала :
Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы
3 Сообщение темы занятия
У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый ….(мячик)
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .
Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .
4 Связь буквы и звуков :
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М .
Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)
Выкладывание буквы из счетных палочек :
И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.
Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.
5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк
Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.
6 Физминутка
Мы походим на носках,
А затем на пятках
Мы походим как ребята,
И как мишка-косолапый.
7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»
У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.
М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи
Мь – мел, помидор, кометы, мельница.
8 Звуко- буквенный анализ :
Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА
В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .
Пальчиковая гимнастика :
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.
Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.
9 Итог занятия :
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!